Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 9 страница



взращиванию

 

Поза

1. Ровное или опорное сидение 2. 1. Лежа на боку 2. Ровное сидение

Лежа на спине

 

Дыхание 1. Свободное дыхание 2. Можно на вдохе повторять «сук» (раслабление)

Дыхание животом: 1. Метод

жестких выдохов и вдохов:вдох

17.  задержка — выдох 2. Метод мягких выдохов и вдохов: выдох

18.  задержка — вдох

19.

Развитие 1. Последовательно следить за

сознания различными точками на трех

линиях тела 2. Сосредоточение внимания на пупке

Повторять слова «цзыцаи цзин цао, шеныпи уаянкан» (я сижу спокойно, здоровье улучшается) Сосредоточение внимания в поле киновари (даньтянь)

 

Особенности Последовательно, поэтапно Дыхание животом

сосредотачивают внимание на различных участках тела, повторяя при этом «сун» (расслабляюсь)

Чтобы дальше изучать и обследовать виды работы (гун), выявлять механизмы действия и области применения, обобщать опыт использования, нужно, прежде всего, чтобы виды работы приобрели соответствующую стабильность, то есть на определенном этапе создавалась определенная форма. В каждой установленной форме не следует произвольно увеличивать или уменьшать ее содержание, иначе трудно будет избежать непонимания указаний. Так, методы действия в работе внутреннего взращивания после выправления их Лю Гуйчжэнем были приведены в изданной Таншанским цигун -санаторием книге «Методы лечения работой по внутреннему взращиванию» («Нэйянгун ляофа»), где определялось понятие формы, которым все, употребляющие термин «работа по внутреннему взращиванию», должны руководствоваться. Кроме того, хотя определенная стабильность необходима, после соответствующего периода наблюдений и исследований на базе обобщения опыта возможно дальнейшее развитие, что тоже совершенно необходимо.

Однако состояние здоровья бывает различным. Поэтому невозможно полагаться только на один вид работы над собой для излечения разных заболеваний. Следовательно, подбирая вид работы, надо давать конкретные указания ц исходя из сложившейся ситуациц рекомендовать продолжение или прекращение избранной практики. Нельзя одним рецептом излечить сто болезней, равно как и на основе одного вида работы давать указания различным людям на разных этапах. Мы должны постоянно искать новые подходы, активно собирать данные, обобщать опыт, повышать уровень руководства. Нужно также исправлять упрощенное представление о том, что цигун — это один метод и одно направление деятельности.

Из названных в данной главе отдельных видов статической работы некоторые используются в клинической практике, а некоторые просто приводятся для сведения.

6. РАБОТА ПО РАССЛАБЛЕНИЮ

Бывший Шанхайский городской цигун-санаторий в 1957 году обобщил клинический опыт, а также наставления Цзян Вэйцяо из бывшей Шанхайской амбулатории китайской медицины, который привел несколько примеров неудачных попыток излечения. Он считает, что, осуществляя руководство занятиями цигун, чтобы избежать напряженности у приступающих к освоению статических упражнений как при выборе позы, сосредоточении и направлении внимания, так и при налаживании дыхания, следует делать упор на расслаблении: практика статического цигун всегда исходит из расслабления. Поэтому отлаживание комплекса с тем, чтобы он был пригоден для широкого клинического применения и не терял своей эффективности без преобладания видов статического цигун, называют работой по расслаблению (фансун гун).

Работа по расслаблению ведется последовательно. В определенном порядке обращают внимание на различные части тела, соединяя этот процесс с повторением слова «сун» (расслабление) — таков этот способ. Постепенно расслабляют мышцы и костц проверяют все тело, приводя его к состоянию естественностц легкости и удобства, избавляясь от напряжения в сознании и организме, чтобы в них могло возникнуть устремление к

 

равновесию. Одновременно следят, чтобы сила внимания постепенно концентрировалась, беспорядочные мысли удалялись, дух сердца (синьшэнь, т. е. душевное состояние) успокаивался. При этом течение ци и крови становится подвижней, регулируется работа внутренних органов, становятся проходимыми продольные и поперечные каналы, что способствует укреплению тела и предупреждению заболеваний.

Работой по расслаблению можно заниматься под руководством преподавателя как здоровым людям, так и хроническим больным. Она может быть этапом начального обучения в практике цигун, но распространяя памятование о расслаблении на весь процесс занятий, повышают качество результатов. Для некоторых хронических больных — гипертоников, астматиков, неврастеников, а также страдающих болезнями кишечника и желудка или глаукомой — работа по расслаблению может стать наиболее существенной частью практики.

МЕТОДЫ ДЕЙСТВИЯ

Основной метод — расслабление по трем линиям

Разделяем тело на две боковые стороны, переднюю и заднюю, тремя линиями и ведем по ним расслабление сверху вниз.

Первая линия: боковые стороны головы и шеи — плечи — плечевые части рук — локти — предплечья — запястья — кисти — десять пальцев.

Вторая линия: лицо — шея — грудь — живот — бедра — колени

20.  голени — стопы — десять пальцев.

Третья линия: затылок — задняя часть шеи — спина — поясница

21.  задняя часть бедер — впадины под коленями — голени — стопы — подошвы.

Сначала обращают внимание на одну область и произносят «сун», после чего обращают внимание на следующую область и снова произносят «сун» и т. д. Начинают с первой линиц а пройдя ее полностью, переходят ко второй ц наконец, к третьей. Закончив одну линию, в определенном месте — точке остановки дыхания — задерживают мысль примерно на 1—2 минуты. Точка остановки дыхания первой линии — средние пальцы рук, второй — средние пальцы ног, третьей — центры передней части стоп. Закончив цикл трех линий, снова концентрируют внимание на области пупка (или другой определенной области), ненапряженно задерживают там мысль, сохраняя спокойствие в течение 3—4 минут. Обычно за один раз делают два-три цикла, успокаиваются и завершают работу.

Если при повторении «сун-» возникает ощущение, что какой-то участок не расслаблен или восприятие изменения состояния не слишком четкое, то не нужно беспокоиться. Пусть все происходит естественно, продолжайте последовательное расслабление участков, не задерживая внимания в одном месте тела. Произнесение «сун» должно быть беззвучным, скорость подбирайте подходящую именно для вас и накапливайте побольше опыта. Поскольку сохранять внимательность при высокой скорости слишком тяжело, то может возникнуть напряжение в голове, а в противном случае появляется отупение и сонливость.

Выбор расслабления

Ступенчатое расслабление. Разделяют мысленно тело на несколько участков и проводят расслабление сверху вниз. Обычно используют два способа разбиения на части:

1. голова — плечи и руки — грудь — живот — ноги — стопы;

2. голова — шея — руки — грудь — живот — спина — поясница — бедра — голени.

Удерживая внимание в пределах одного участка, повторяют «сун» 2—3 раза, затем сосредоточиваются на следующем участке. Заканчивая цикл, начинают все сначала, выполняя два-три цикла расслабления.

Местное расслабление. На основе расслабления по трем линиям отдельно расслабляют какую-то часть тела, поврежденную заболеванием, или напряженную точку, повторяя «сун» 20—30 раз.

Расслабление всего тела. Воспринимают все тело в целом, мысленно обращаясь к расслаблению. Существуют три вида расслабления всего тела:

22.  от головы до стоп целиком, как бы окатывая потоком воды сверху вниз, безмолвно представляя расслабление;

23.  все тело целиком в направлении изнутри наружу, мысленно распространяя расслабление;

24.  по трем линиям расслабления последовательно, как стекающая сверху вниз вода, непрерывно думая о расслаблении.

Расслабление в обратном направлении. Разделяют тело двумя линиямц идущими спереди и сзадц ц проводя расслабление в обратном порядке, начинают с подошв, последовательно ощущают пяткц икры, подколенные впадины, бедра, ягодицы, копчик, поясницу, спину, заднюю часть шец голову до макушки; снова начинают со стоп и последовательно ведут внимание по подъемам стоп, голеням, коленям, бедрам, животу, груди горлу, лицу

 

до макушки. Обратное расслабление передней и задней сторон выполняют 2—3 раза.

ОВЛАДЕНИЕ РАБОТОЙ ПО РАССЛАБЛЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ НАВЫКОВ

Применение работы по расслаблению

Ступенчатое расслабление: для начинающих, которые при расслаблении по трем линиям ощущают слишком много участков, которые очень трудно запомнить.

Местное расслабление: для относительно хорошо освоивших расслабление по трем линиям. Имеется возможность провести расслабление болезненно измененных участков или напряженных зон. Например, в случае глаукомы, астмы, болезней печени можно провести расслабление глаз, трахей, правого подреберья.

Расслабление всего тела: для относительно хорошо освоивших расслабление по трем линиям и ступенчатое, кто способен достаточно быстро настраивать тело и обладает спокойным и устойчивым характером. Или для начинающих, чувствующих затруднение в выполнении расслабления по трем линиям или поэтапно. Или для больных, у которых инь в пустоте, а огонь в расцвете, так что ян печени склоняется к возвышению, а также в других случаях, когда наверху полнота, а внизу пусто.

Обратное расслабление: подходит для тех практикующих, у которых ци-кровь в недостатке, дух-шэнь ослаблен, сил недостает, голова кружится, в глазах искры и средняя ци опускается, а также для других подобных больных с явно выраженной пустотой.

Овладение инь-ян, пустым и полным

Обычно говорят, что распускание (фан) относится к инь. Здесь важнее всего седитация (се), а именно: следует урегулировать болезнь полноты,

избытка ян. Сосредоточение внимания, задержка дыхания, сохранение мысли относятся к ян. Пополнение (бу) и взращивание (ян) — главное, что следует использовать, чтобы восполнить пустоту. Следовательно, при использовании метода в клинических условиях нужно в достаточной степени овладеть инь-ян, пустым и полным. Все пациенты с янскими болезнями полноты (когда инь в пустоте, а ян в избытке) во время расслабления должны больше распускать (фан), чем сохранять (шоу), то есть больше заниматься расслаблением по трем линиям и меньше обращать внимания на отдельные области тела, задерживать дыхание или концентрировать внимание на пупке. Все пациенты с болезнями пустоты (включая тех, у кого ян в пустоте, ии и кровь в недостатке, инь н ян в пустоте, средняя ци опущена), наоборот, должны меньше распускать и больше сохранять. Если инь-ян, пустое и полное четко не выявляются, то можно сохранять и распускать примерно одинаково. Существуют и смешанные симптомы, требующие соответствующей коррекции.

Овладение некоторыми методами

Поза. Обычно начинающие могут воспользоваться позами лежа на спине и опорного сидения. Больные с повышенным ян, страдающие распуханием головы и головными болямц могут сидеть опираясь или ровно. Когда ци -кровь в недостатке, налицо опущение энергии и органов, нужно заниматься лежа на спине.

Дыхание. Обычно необходимо поддерживать естественное дыхание. Можно также соединять с дыханием положение тела: обычно на вдохе внимание направляют на определенные области тела, а на выдохе повторяют «сун». При избытке энергии в грудной полости можно делать усиленный выдох. Добившиеся сокращения мышц для поднимания и опускания живота могут применять брюшное дыхание.

Область сохранения мысли. После проведения расслабления можно выбрать любую из следующих восьми зон. Обычно используется пупочный центр. Бьющий родник (юнцюанъ) — для страдающих недостаточностью печени и почек и подъемом ян вверх, сдерживающих в сердце и печени огонь на подъеме (кан). Дадунь — если ян поднимается вверх, а в сердце и печени огонь на подъеме. Три версты (цзусаньли) на ноге — если циркуляция в селезенке и желудке потеряла устойчивость, живот вспучивается и возникают боли в животе. Ворота жизни (минмэнь) — если ян почек в недостатке или вообще ян в пустоте. Внутренний удар (чжунчун) — для страдающих учащенным сердцебиением. Внешние объекты подходят для тех, у кого ян возрастает вплоть до душевного волнения, не позволяющего успокоиться.

Методы распускания (фан). Обычно сначала обращают внимание на различные зоны тела, затем обращаются к себе, повторяя «сун» (расслабляюсь). Если ян печени поднят вверх и в голове наблюдаются явные признаки болезненного состояния, можно использовать распускание наружу или вниз. Если ци-кровь в недостатке, дух-шэнь склоняется к упадку и тело ослабело, не следует многократно выполнять расслабление, а лучше выполнять распускание или обращать внимание на точки остановки дыхания. Когда трудно обращать внимание на точкц можно сочетать это с подсчетом дыханий.

Точки сосредоточения внимания. Области расслабления, одновременно охваченные вниманием, должны быть большими. Обращать на них внимание нужно с легкостью: как будто думать о данной зоне и в то же время как будто не думать. Когда начинающие сколько-то подумают о зоне, а потом «отлынивают» — это естественное явление. При расслаблении перед сном зона должна быть достаточно большой, вплоть до работы со всем телом. Если при расслаблении лежа возникает сонливость, то следует принять позу опорного или ровного сидения. До и после осуществления полного расслабления следует добавлять динамическую работу (дунгун), перед которой необходимо провести хорошую подготовку.

7. РАБОТА ПО ВНУТРЕННЕМУ ВЗРАЩИВАНИЮ

Работу по внутреннему взращиванию (нэйянгун) передал Лю Дучуань [букв.: Лю Лодка для Переправы], выправил Лю Гуйчжэнь [Лю Драгоценная Жемчужина] и после обобщения в бывшем Таншаньском городском цигун-санатории и санатории в Бэйдайхэ началось распространение нэйянгун в качестве одного из видов работы [гун, работы над собой]. Методы воздействия, описанные в книге «Методы лечения работой по внутреннему взращиванию» («Нэй ян гун ляофа»), разделяются на пять частей следующего содержания.

Расслабленность (сунши)

Требуется, чтобы при подготовке к практике и в процессе работы тело и сознание находились в расслабленном состоянии.

Расслабление тела. Можно перед занятием выпить некоторое количество воды, после чего освободить кишечник и мочевой пузырь; головной убор и очки снимают, расстегивают пуговицы на воротнике и манжетах рукавов, снимают поясной ремень, подтяжкц наручные часы, сознательно расслабляют

все мышцы головы, туловища, конечностей — всего тела. Со стороны практикующий должен выглядеть расслабленным и спокойным.

Расслабление сознания. После расслабления мышц различных участков всего тела сознание должно дать сигнал к подготовке к практике, чтобы после короткого промежутка временц необходимого для успокоения мыслей, приступать к занятиям.

Позы

Наилучших результатов достигают, используя позы лежа на боку или ровного сидения.

Повторение слов

Слова повторяют только мысленно, но не вслух. Обычно начинают с трех слогов и постепенно увеличивают длину фразы в зависимости от протекания болезни. Но желательно не преступать предела в девять слогов. Обычно используют следущие слова: «изыцзи цзин» (я спокоен), «цзыцзи цзин узо» (я спокойно сижу), «изыизи цзин изо, шэньпш хао» (я спокойно сижу, тело расслаблено), «изыизи цзин изо, шэньти нэп изянкан» (я спокойно сижу, тело может выздоравливать). [Здесь «уз» произносится слитно, как один звук — звонкое «у». После «уз» следует четко различать мягкое «и» и твердое «ы».]

С дыханием слова сочетают следующим образом. При одном способе дыхания с повторения первого слога фразы начинают вдох, воспроизводя средние слогц дыхание задерживают, и чем больше добавляется средних слогов, тем дольше длится задержка, а вместе с произнесением последнего слога воздух выпускают. При другом способе дыхания повторяют слова после вдоха и выдоха; закончив фразу, начинают все сначала: вдох, выдох, произнесение слов.

Методы дыхания

Сознательно управляют брюшным дыханием одним из двух следующих методов.

По первому методу, также называемому жестким (ин) методом дыхания, дышат через нос. На вдохе кончик языка поднимают к нёбу, воздух втягивают естественно и ведут его до низа живота, что называют «погрузить ци в дань-тань». На выдохе язык опускают. И так выполняют один за другим выдохи и вдохи. Используется людьми зрелого возраста при легких заболеваниях.

По второму методу, также называемому мягким (жуань), дышат ртом и носом, во время вдоха естественно вводят воздух до самого низа живота, затем так же естественно выдыхают, задерживают дыхание и повторяют слова, одновременно кончик языка поднимая к верхнему нёбу. Завершив фразу, язык отпускают вниз и снова вдыхают. И далее цикл повторяют. Этот способ подходит для пациентов, ослабленных тяжелой болезнью.

Другой способ дыхания Лю Дучуань передал в 1957 году, в настоящее время он часто используется в клинической практике. Эти два способа нельзя использовать совместно или поочередно.

Методы хранения мысли

Мысли хранят в даньтянь — в областц расположенной на расстоянии 1,3 иуня ниже пупка. Таким образом можно изгнать беспорядочные мыслц сосредоточить внимание, добиться погружения в состояние глубокого покоя. После приобретения некоторого опыта проводят ци одновременно со вдохом по ощущению в самый низ живота. Это называют «ци пронизывает даньтянь».

Работа по внутреннему взращиванию используется для лечения главным образом следующих болезней: язва, опущение желудка, послеоперационный период, хронический гастрит, хроническое воспаление кишечника

 

и печенц туберкулез, силикоз легких, гипертония, неврастения, нерегулярные или болезненные месячные. При этом происходит или полное выздоровление или облегчение состояния.

1.  РАБОТА ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Работу по укреплению здоровья (цянь яжуан гун) дополнил Аю Драгоценная Жемчужина. Это один из методов статического цигун, используемый в клинической практике в Таншаньском городском цигун -санатории в Бэйдайхэ. Метод действия, приведенный в «Материалах по обследованию группы занимающихся цигун» в сентябре 1960 году, состоит в следующем.

Позы

Сидячие позы. Одиночное скрещивание ног, двойное скрещивание ног или естественное скрещивание коленей.

Стоячие позы. По первому варианту стоят прямо и голову держат ровно. Ноги расставлены на ширину плеч и слегка согнуты в коленях, кисти слегка подогнуты и помещены перед низом живота центрами ладоней друг к другу на расстоянии 3—4 цуня[5]. По второму варианту кисти слегка подогнуты и помещены перед грудью, как бы обнимая шар. Остальное — как в первом варианте. По третьему варианту ступни ставят носками внутрь буквой «Л», ноги слегка согнуты в коленях и поданы вперед, кисти расположены перед грудью или животом, как бы поднося некий дар. Остальное — как в предыдущих вариантах.

Методы дыхания

Тихое дыхание (цзин хуси фа): выполняется естественно, как обычное дыхание. Выдыхать и вдыхать нужно равномерно, тонко и мягко. Больше подходит для только начинающих заниматься и для молодых и ослабленных.

Глубокое дыхание. На основе естественного дыхания дышат немного глубже, постепенно отрабатывая легкость и тонкость, глубину и долготу, равномерность дыхания. Более подходит для страдающих запорамц отсутствием аппетита, слабым пищеварением, плохим сосредоточением мыслей.

Обратное дыхание. Брюшное дыхание в сочетании с движениямц обратными обычному дыханию: на вдохе живот втягивается, на выдохе расширяется.

Хранение мысли в даньтянь

В процессе развития сознания сосредоточиваются на даньтянь (внизу живота). Нужно как бы иметь и как бы не иметь мыслц нельзя дух (цзиншэнь) вводить в даньтянь с напряжением.

Целительное назначение работы по укреплению здоровья то же, что у работы по внутреннему взращиванию.

2.  РАБОТА СТОЯНИЕ СТОЛВОМ

Стояние столбом (чжаньчжуан) раньше была основной работой практикующих ушу, предназначенной для укрепления поясницы и ног, поэтому было создано много различных вариантов практики. Приведенные здесь методы собрал мастер ушу Ван Сянчжай. Раньше их называли столб взращивания жизни (яншэн чжуан), столб хаотического первоначала (хун юань чжуан), и произошли они из стояния столбом в целях взращивании мысли (ицюань). Это один из видов статического цигун, при котором одновременно оказывают воздействие на тело и душу. С 1958 г. Ван Сянчжай трижды публиковал материалы, знакомящие с методом работы стояние столбом {чжаньчжуан гун). Применение этого метода в ряде больниц показало несомненный лечебный эффект.

 

Целительное действие

Работа стояния столбом выполняется главным образом стоя, при этом корпус и конечности сохраняют определенную позу, мышцы находятся в непрерывном статическом напряжениц сознание сконцентрировано. Поэтому, с одной стороны, она позволяет ЦНС (центральной нервной системе) отдыхать, а с другой,— способствует кровообращению, улучшению обмена веществ в различных системах организма. Когда ЦНС получает полный отдых, восстанавливаются ее регулирующие функциц кровообращение ускоряется, метаболизм происходит интенсивнее, при этом пять плотных и шесть полых органов,

 

четыре конечности и сто костей получают полноценное питание. Если жидкости в теле не застаиваются, то жизненно важные органы процветают и можно достичь поставленной цели — избавления от болезней и продления жизни.

Способы стояния

Подготовительная позиция. Стопы расставлены буквой «Л» на ширину плеч, ноги сохраняют некоторый изгиб в коленях, бедра находятся в положении полуприседа, грудь подобрана ц соответственно, спина растянута, кисти скрещены на поясе, глаза мягко закрыты или полуприкрыты. В описанной позиции дышат естественно 2—3 минуты, чтобы внимание постепенно сосредоточилось, затем 3 минуты занимаются расслаблением всего тела сверху вниз, после чего выбирают один из следующих способов (рис. 37).

Поза удержания и обнимания (тибао ши). Стопы расставлены буквой «Л» на ширину плеч, подошвы полностью касаются землц чтобы на них можно было равномерно распределить нагрузку, вес всего тела помещают на пяткц ноги слегка согнуты, но колени не выходят далее носков стоп (если

стоять тяжело, сгибают поменьше или вообще выпрямляют). Корпус держат прямо, руки образуют полукруг, подмышки приоткрыты, плечи слегка отведены назад, чтобы грудь была расправлена. Образующуюся позу можно назвать «пустая-подвижная-выпрям-ленная- вытянутая». Пальцы рук помещаются друг против друга на уровне чуть ниже пупка, расстояние между ними составляет примерно три кулака, центры ладоней направлены вверх, как бы обнимая большой воздушный шар. Голову держат прямо или слегка отклоняют назад. Глаза закрыты или естественно раскрыты (чаще на начальном этапе освоения), рот слегка приоткрыт. Все тело расслаблено, но расслабление не означает вялости.

Поддерживается состояние внутренней улыбки (рис. 38).

Поза поддержки и прижимания (фуань ши). Плечи слегка приподняты, пальцы разведены, немного подогнуты и направлены вперед с наклоном, обе кисти расположены перед пупком, центры ладоней направлены вниз и чуть наружу, как бы обнимая и прижимая большой воздушный шар, плавающий по воде под ветром. Остальное — как в предыдущем упражнении (рис. 39).

Поза упирания и обнимания (чэнбао ши). Руки поднимают до уровня груди плечи расслабляют, локтевые суставы немного свешивают, расстояние от кистей до груди составляет одну треть метра (10 цуней), пальцы разведены, центры ладоней направлены внутрь, как в позе обнимания шара, или наружу, как бы упираясь во что-то. Остальные требования те же, что для позы удержания и обнимания (рис. 40).

Поза «водораздел» (фэнь-шуй ши). Руки слегка согнуты и естественно вытянуты влево и вправо, кисти ниже пупка, пальцы разведены, центры ладоней направлены вниз, как бы разделяя воду. Остальные требования те же (рис. 41).

Поза отдыха (сюси ши).

Первый вариант. Кисти перевернуты и тыльной стороной ладоней прижаты к пояснице или засунуты в карманы верхней одежды большим пальцем наружу.

Остальные требования те же.

Второй вариант. Руки подняты и согнуты; локти свисают, опираясь на поручни на высоте груди. Стопы расставлены вперед и назад на ширину четырех пальцев, передняя стопа всей подошвой касается землц задняя — только носком.

Выставленную вперед ногу через какое-то время можно поменять на другую.

Третий вариант. Ягодицами слегка опираются на край стола и выполняют первый вариант позы отдыха или позу удержания и обнимания, или составляют ступни вместе, а пятки приподнимают, руки засовывают в карманы верхней одежды большим пальцем наружу.

Четвертый вариант. Левая кисть опирается на стол или спинку стула, правая вывернута и прижата тыльной стороной ладони к поясу. Левая стопа впередц всей подошвой касается землц стоит прямо или слегка боком, правая нога сзади и немного согнута в колене, пятки слегка приподняты — ноги как бы идут и не идут. Голова слегка наклоняется влево (максимально на один кулак), вес тела в основном переносится на левую сторону, чтобы правая была расслаблена и свободно расправлена. Через какое- то время положение рук и ног сменяют.

Важные моменты в работе стояния столбом

Ежедневно повторяют упражнение два-три раза, вначале по 10 минут, постепенно доводя примерно до 40

 

минут.

Если поначалу чувствуется нытье в ногах и усталость, нужно немного потерпеть. Если же в процессе стояния столбом начинает кружиться голова, становится плохо с сердцем, выступает пот от пустоты, то нужно прекратить практику, посидеть или полежать. Не нужно паниковать: это дает о себе знать недостаточное кровоснабжение мозга — через несколько минут состояние придет в норму. Однако впоследствии следует сократить продолжительность стояния. Завершив практику, можно немного походить. Если же после стояния столбом все тело ноет и немеет, можно сделать самомассаж конечностей или похлопывание.

Не проявляйте усиленного внимания к дыханию и сосредоточению мыслей на даньтянь, равно как и беспорядочные мысли лучше предоставить их свободному течению.

Назначение в клинической практике

Главное предназначение — для случаев неврастении и гипертонии. Можно использовать при язве и артритах. Здоровые людц выполняя стояние столбом, существенно укрепляют организм.

3. ШЕСТЬ ЦЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ

Шесть целительных звуков — сюц кэ, ху, сы, чуй, си — впервые упоминаются в книге Тао Хунцзина «Записки о взращивании природы и продлении жизни». Позже во многих произведениях, относящихся к древнему цигун, приводится их описание, а наиболее подробно — в книге жившего при династии Сунн (960—1274 гг.) Цзоу Поуаня «Тайна ци шести звуков, касающихся великого подъема и яшмовой оси» («Таи шан юи чжоу лю цзи цы цзюэ»). Первоначально операциц необходимые для произнесения шести звуков, касались только методов статического цигун, где главным было развитие выдоха, но начиная с династии Мин (1368—1644 гг.), появились данные о сопровождающих движениях. Так, в книгах Гао Аяня «Восемь заметок о следовании жизни» и Ху Вэньхуаня «Важные секреты сходного строительства» («Лэй сю яо цзюэ») дается название, «способ из шести звуков для изгнания болезней и продления жизни», причем поясняется, что выговаривание ртом и набирание носом сопровождают соответствующие движения. В книгах, специально посвященных глазным болезням — «Тщательное рассмотрение Вашего письма» («Шэнь ши яо хань») и очагам в легких при туберкулезе — «Пятна снега в красной печи» («Хун лу дянь сюэ») говорится даже про «секрет продления жизни из шести звуков, касающихся динамической работы». Однако в современной клинической практике данный метод не сопровождают никакими движениями и используют только в статической работе, поэтому здесь движения будут описаны частично и без особых подробностей.

ЗАПИСИ О ДРЕВНИХ МЕТОДАХ

Записи о методе из шести звуков для изгнания болезней и продления жизни имеют следующий вид.

Полное упражнение

Печень: когда медленно выдыхают (сюи), глаза вытаращивают.

Легкие: ци вдыханья (сы) узнают, кисти —обе подпирают [небо].

Сердце: дыханием (кэ) макушку согревают, скрещивая наверху, кисти соединяют [при

выполнении «кэ ци» (согревающего выдоха ци) кисти идут по кругу, и одна из них подпирает небо].

Почки: дуют (чуй), обнимая подтянутые колени и держа голову ровно [сидят ровно, обхватив

кистями колени].

Селезенка: с выдохом-ху нужно округлить губы и выдыхать ци (ху ци).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.