|
|||||||||
ОГЛАВЛЕНИЕ 6 страницаПальцы рук разведены и согнуты, как будто держат шар, центры ладоней обращены друг к другу на расстоянии примерно 20 см. Голову держат прямо, глаза открыты, взгляд направлен вперед или вниз на любой объект, отдаленный на 1—2 м. Рот прикрыт, кончик языка касается верхнего нёба. «Три круга» — это круги стоп, рук и кистей (рис. 26). 2. Надавливание вниз (сяань). Стопы расставлены влево и вправо на ширину плеч. Пальцы рук вытянуты вперед. Центрами ладоней как бы надавливают на поверхность земли (рис. 27). Остальное — как в трех кругах. Стоячие позы хороши для здоровых людей или больных в удовлетворительном состоянии. Для больных гипертонией, глаукомой и неврастенией, находящихся в относительно благополучном состояниц они особенно полезны. В положении стоя напряжение нижней части тела используется для того, чтобы расслабить верхнюю часть. Как правило, стойки выполняются не в помещениц а на открытом воздухе. Практика при ходьбе Походка великий предел (таиц-зи бу). Встаньте свободно, естественно. Стопы расставлены параллельно друг другу. Кисти одна на другой, помещены на нижнюю часть живота. Сначала левую ногу перемещают на шаг вперед, непринужденно выпрямляя в колене, так что подошва касается землц а носок задран вверх. Одновременно немного приседают на правой ноге, чуть согнув ее в колени. Затем подошву левой ноги полностью опускают на землю, а левое колено при продолжающемся сгибании ноги движется вперед, так что нижняя часть тела склоняется вперед, а правая нога выпрямляется, хотя и не до предела (вообще, в цигун все сочленения тела сохраняют естественные изгибы). Затем медленно поднимают правую ногу и перемещают ее вперед, на уровень левой стопы и параллельно с ней, носок правой стопы слегка касается землц одновременно нога слегка сгибается в колене (тяжесть тела при этом перемещается на левую стопу). Далее левая стопа перемещается вперед на шаг, после чего все движения повторяются. Левой и правой ногами переступают вперед поочередно. Глаза открыты, смотрят прямо вперед или вниз на носки стоп. Голову держат прямо, расслабляют плечи и свешивают локти. Корпус не должен быть закрепощен. За один раз можно сделать двадцать — тридцать шагов. Достоинство походки тайцзи в возможности увеличить подвижность нижних конечностей. «Человек стареет, но ноги стареют раньше», поэтому походка великий предел (тайцзи) благоприятно сказывается на состоянии поясницы и
ГЛАВНОЕ В ТРЕНИРОВКЕ НОГ Хотя поз для практики много и каждая имеет свои особенности и требования, все они соответствуют цели занятий: укрепить организм, излечить болезнц— и чем тщательнее ведется проработка, тем полезнее для циркуляции в теле ци и крови. Таким образом, существуют общие правила, которым необходимо следовать. Так, в трактате «Восемь заметок о следовании жизни» («Цзунь шэн ба узянь»), в главе «Книга сердца» («Синь шу»), указывается, что нужно, «...подстелив повыше, сесть на матрац, широко распустить пояс одежды, выправить тело и выпрямить позвоночник, губы и зубы сомкнуть, язык поднять к нёбу ц немного приоткрыв глаза, долго смотреть на кончик носа... У того, кто сидит на матраце, подстелив повыше, форма тела не ведет к усталости; у того, кто широко распустил пояс, ци не знает преград; у того, кто выправил тело и выпрямил позвоночник, проходимость разума (ли) велика, ци не застопоривается; у того, кто губы и зубы сомкнул, а язык поднял вверх к нёбу, в высших этажах нет половодья и болезни его уходят; кто немного приоткрыл глаза, тот не сидит под черной землей и избавлен от головокружения». Кроме того, как считает автор трактата «Золотая киноварь: четыреста слов предисловия» («Цзинь дань сы бай цзы сюи»), взявший псевдоним Чжан Цзыян (Чжан Лиловое Солнце), принимая позы для тренировочной работы, нужно «вобрать свет глаз (т. е. опустив занавески-векц смотреть внутрь), заморозить тонкость слуха (т. е. забыть звуки и слушать наоборот), отрегулировать носовое дыхание (т. е. вводить воздух тонко и мягко), запечатать ии языка (т. е. унять язык и собраться в сердуе), все это вместе называют объединением четырех явлений». Кроме того, добавляют, что следует соединить зубы. Поскольку ци легких проходит через нос, ци сердца проходит через язык, ци печени проходит через глаза, ци селезенки проходит через рот, а ци почек проходит через ушц следовательно, пять чиновников (угуань, органов чувств) связаны с ци (энергией) пяти плотво. В древности тренирующиеся называли ии пяти плотво пятью зубами (у я). Поскольку пять плотво связаны с нервно-психической и умственной деятельностью, а именно: «сердце хранит дух-шэнь, легкие — души-по, печень — души-хунь, селезенка — мысль (и), почки — волю (чжи)», то когда «глаза не смотрят — души-по находятся в печенц уши не слушают — цзин (половая энергия) находится в почках, язык не звучит — дух-шэнь находится в сердце, нос не обоняет — души-по находятся в легких, четыре конечности не движутся — сознание находится в селезенке; и в целом пять ии обращаются к исходному (юань)». В книге «Крупинки снега в красной печи» («Хун лу дянь сюэ») выражение «пять ии обращаются к исходному» комментируется следующим образом: «Чувства не движутся, щзин прочная, значит, вода обращается к исходному; сердце не движется, ии прочная — огонь обращается к исходному; природа (син) хранит в тишине души-хунь — дерево обращается к исходному; чувства (цин) отбросив, души-по залегают — металл обращается к исходному; четыре (стихии) пребывают в полном спокойствии и гармонии — почва обращается к исходному. О таком состоянии говорят, что пять ци человека обращаются к исходному». [Здесь вода, огонь, дерево, металл и почва (земля) — пять элементов, связанных, в частностц с пятью плотно.] Ю'АТКАЪ] ИСТОРИЯ ]даш'тч Щ4ГУН 3.ПРИ ДИНАСТИИ ХАНЬ (206 Г. ДО Н.Э.- 250 Г. Н.Э.) Древний цигун при династии Хань получил дальнейшее развитие. Среди предметов, обнаруженных в 1973 году в сунском могильнике Мавана в Чанша, была картина на шелке, названная «Схемы даоинь» и отрывок из сохранившейся, возможно со времен Воюющих царств книги «Отвергай зерно, питайся [энергией] ци». Эти источники обогатили данные для изучения древнего цигун. «Схемы даоинь» содержат более сорока изображений, из них часть утрачена, часть невозможно различить, но после частичной реставрации на основании изображенных движений, поз и сопроводительных подписей, а также наименований заболеваний пришли к выводу, что они относятся к раннему периоду династии Западная Хань. Хозяин могилы был погребен в 168 году. Длина «схем даоинь» примерно 1 м, один рисунок имеет размер 9x12 см. Там изображены мужчины и женщины, старые и молодые, главным образом ученикц иногда с особыми предметами. Отдельные движения имеют названия, например, дракон поднимается, взмывающий выдох, храмовый волк, письмо. На некоторых схемах кратко указано воздействие. В двух местах поясняется, как дышать. Например, поднимающий выдох, обезьяний выдох. Эти картинки содержат богатый материал. В найденном отрывке из книги «Отвергай зерно, питайся ци» при извлечении из земли некоторые слова были утрачены, однако совершенно ясно, что книга посвящена главным образом методам практикц где показано как питаться ци. Питаться ци значит принимать ци путем дыхательной техники. В этой древней разрозненной книге указан следующий метод: «Когда питающиеся ци займутся дыханием, то сначала лежат, потом начинают процветать. Каждый раз дуя, выдыхая останавливаются и снова дуют. Кому 20 лет — утром 20 раз и на закате столько же, на закате двух дней — 200 раз; кому 30 лет — утром 30 раз и на закате столько же, па закате трех дней — 300 раз. Эти цифры следует выдерживать точно». Данный метод питания ци обычно ис пользуют в следующих случаях: «Когда голова тяжелая, ноги легкие, тело в беспокойстве, то дуют; обнарркив улучшение — прекращают». В книге также указывается, как овладеть особенностями различных сезонов и питаться ци при неблагоприятной погоде, а кроме того, сказано: «Отвергающие злаки питаются каменным тростником». Каменный тростник относится к лекарствам китайской фармакологии. Согласно «Трактату Шэнь Нуна о корнях и травах», он имеет следующее назначение: «при вредоносной ци, вызванной утомлением, жарой, когда пять выходов закупорены
Таким образом, «души-хунъ находятся в печени и не просачиваются через глаза наружу, души-по находятся в легких и не просачиваются из носа, дух-шэнь находится в сердце и не просачивается изо рта, цэин (половая энергия) находится в почках и не просачивается из ушей, сознание находится в селезенке и не просачивается через поры четырех конечностей; и в целом нет утечки энергии». Следует расположить в соответствующих местах дух-шэнь, души-хунь, души-по, сознание и волю. Приняв правильную позу и приведя в порядок пять чувств, можно успокоить и гармонизировать пять плотво, выровнять настроение и повысить качество практики. Среди общих требований к позам для статической работы можно назвать следующие: устойчивое положение тела, внутреннее успокоение, недопустимы ни принудительное распрямление, ни расслабление до потери формы. Конкретнее следует обращать внимание на овладение четырьмя важными моментами. 1. Свесить занавески: устранив закупоркц мягко сомкнуть губы и слегка смежить векц оставив полоску света. 2. Погрузить плечц свесить локти. 3. Расслабить шею, вобрать грудь. 4. Расправить поясницу, расслабить живот: в положении сидя поясница должна быть выпрямлена, а лежа на боку ее следует слегка выгнуть. Следует также сверять положение двух пар: — нос и пупок: при взгляде спереди они должны быть на одной прямой линии. — уши и плечи: при взгляде сбоку уши должны быть прямо над плечами. Древние говорилц что нужно «сидеть, как колокол, стоять, как сосна, ходить, как ветер» — на эти рекомендации можно ориентироваться, отрабатывая позы. ОТРАБОТКА И КОНТРОЛЬ ПОЗ Поза — составная часть практикц поэтому на занятиях следует старательно отрабатывать правильные позы, постоянно контролируя их точность. Одна из особенностей отработки поз состоит в том, чтобы научиться сохранять устойчивость в течение определенного временц тогда как в повседневной жизни возможны внезапные и частые смены положений тела. Здесь приходится прилагать определенные субъективные усилия, и чтобы овладеть отрабатываемыми позамц в особенности позами ровного сидения (пинузо) и непростыми для выполнения стойкамц необходима психологическая подготовка. Однако недопустимо как форсировать события, так и относиться к безупречности позы как к недостижимой высоте. Поспешность в силу завышенной самооценки или неуверенность в себе обязательно ведут к напряженностц и тогда нарушается принцип естественного расслабления и спокойствия. Следовательно, при возникновении усталости (например, вначале при спокойном сидении ощущается нытье в пояснице и боли в спине, а в стойках начинают дрожать ноги) приходится немного потерпеть, иначе никогда позой не овладеешь. и не пропускают, хорош для мочевых протоков». В последующие времена его также использовали в качестве мочегонного средства. Можно ли заменить им зерно — вопрос, ожидающий разрешения. Возможно, здесь питание ци рассматривается в качестве перспективы. Ван Чун, живший в эпоху династии Восточной Хань, в книге «Относительно равновесия», в главе о пустоте Дло, приводит выражение, распространенное в то время: «Питающиеся ци живут долго и не умирают, хотя не зерном насыщаются — все же наполнены ии». Несколько позже Лю Ань в книге «Хуайнанъ-цзы», в главе «Учение о воспроизводящей и духовной энергиях», писал о занятиях цигун следующее: «Если вдыхать и выдыхать, выплевывать старое и набирать новое, как медведь нависать и как птицы вытягиваться, как дикая утка купаться, обезьяной скакать, ушастой совой смотреть, тигром наблюдать — значит, взращивать форму», что впоследствии назвали «игры пяти животных». Но, к сожалению, не указаны конкретные формы движений. Кроме того, в «Хуайнань-цзы» в ряде мест есть материалы, касающиеся древнего цигун. В Ханьскую династию было много и других занимающихся и описывающих цигун. Согласно «Историческим запискам», в начале Хань-ской династии Чжан Лян плыл от Чи Сун-цзы, у которого «Учился отвергать злакц учился ведению и привлечению (даоинъ), облегчению тела». В «Собрании различных записей по искусству» Хань Тань в «Оде бессмертным» рассказывает о Ван Цзыцяо и Чи Сун-цзы — двух лицах, считающихся знаменитыми даосскими бессмертными. Про вдохи-выдохи в даоинъ сказано следующее: «Выдох — выдыхают старое, втягивание — набирают новое, согбенный распрямляется, а основа вытягивается, собирают ци, связывая с изначальным, цзин и шэнь циклически промываются, засорившийся кувшин становится пропускающим». Ван Чун в книге «Относительно равновесия», в главе о пустоте Дао, хотя и высказывается против даосских бессмертных, но все же отмечает, что «существуют людц обладающие долголетием, мир видел долгожителей. Постигающие Дао отшельники проходят сотню (лет) и не умирают, общее название им бессмертные». Сказанное здесь подразумевает, что долгожители становятся бессмертными. В главе «Собственные записи» автор описывает, как в возрасте 70-ти лет добивался долголетия, «взращивал ци самосовершенствуясь». Он тоже занимался цигун. В «Книге поздней Хань», в главе «Биографии отшельников», говорится: выпрямление и внимательность — «техника, когда восхищаются и благоговеют, расслабляются и возвышаются, ведут и привлекают». Цуй Ши в книге «Учение о правлении» соединил принципы «медведем нависать, птицей вытягиваться» и «выдыхать и вдыхать, выплевывать и набирать» с принципами управления государством, подчеркивая важность заботы о здоровье в обычное вре.мя. Сюнь Юэ в произведении «Шэнь цзянь» указывал, что ведение и привлечение (даоинъ) может излечивать болезнц ц подчеркивая важность концентрации внимания под пупком, писал: «Если муж занима-
Только если удается сколько-то времени удерживать позу, можно правильно понять смысл практикц после чего создаются условия для противоположного развития событий: только принял позу — и сразу же расслабился. Конечно, сразу войти в расслабление и спокойствие трудно. Если некоторые положения тела окажутся не очень привычнымц можно, соблюдая общие тре бования, подыскать более удобную позу (рис. 28). Для простоты освоения позы очень существенны контроль, помощь и поправки инструктора. Контроль принятого положения тела заключается главным образом в осматриваниц соответствует ли в целом данная поза принципу естественности и предъявляемым требованиям; также важно проверить по отдельности все части тела. Контроль позы начинают с головы, затем следуют грудь, живот, спина и четыре конечности. Го л о в а: не наклонена ли слишком низко вперед или вздернута вверх. В сидячей позе точка сто встреч (байхуэй) на макушке должна служить центром (не отклоняться вбок, вперед или назад), за который голова как бы подвешивается — это так называемая подвешенная макушка. Откидывание головы назад легко вызывает потерю сознания или сонливость. Плечи: не вздернуты ли. Плечи должны свисать и не должны приподниматься, что приводит к напряжению конечностей и затрудняет общее расслабление всего тела. Грудь: не выпячена ли. Выпяченная грудь делает дыхание неровным, и если все же принудить себя заниматься, могут возникнуть ноющие боли в боках, поэтому грудь нужно немного подобрать внутрь. Это называют хань сюн (вобрать грудь). Спина и поясница (в сидячей позе): не горбится ли. Вогнутость поясницы легко приводит к ноющим ощущениям в спине или к усталостц подобно той, которая вызывается тяжелой весовой нагрузкой, поэтому поясницу и спину следует выпрямить. Это называют ба бэй (растянутая спина). Руки: покоятся на бедренных частях ног, не слишком близко к коленям, чтобы избежать перенапряжения рук. Ноги: лежат ровно, иначе они легко занемеют. Верхняя половина тела ( корпус ): не отклонена ли от вертикальной оси. Лицо: нет ли напряженного выражения. На лице должна быть улыбка, это способствует расслаблению. Если в начале практики инструктор обнаруживает подобные погрешностц он должен немедленно указать на ошибкц чтобы ученик мог исправить их самостоятельно, или слегка подправить его тело рукамц предупредив ется ведением и привлечением и собиранием ци, проходя накоп ление и внутреннее видение, то может излечивать болезни... Находится в двух цунях от пупка и называется застава (гуанъ). Застава перекрывает путь ци, набираемой выдохами и вдохамц способна передавать ее четырем конечностям. Поэтому даосы направляют ци на заставу, имеют это своей целью». Древний цигун уже в Ханьскую эпоху включал сосредоточение внимания, пользуясь им для лечения болезней, и уже тогда начали ставить вопрос об «опускании ци в поле киновари (даньтянъ)». В конце Ханьской династии два ученых-врача — Чжан Чунцзин и Хуа То — упоминали о древнем цигун. Так, Чжан Чунцзин в своем произведении «Основные выдержки из золотого шкафа» указывал: «Если человек сможет взрастить внимательность и не позволит вредоносному ветру проникнуть в продольные и поперечные каналы (цзин и ло), то быстро проникшее в эти каналы не сможет пройти и передаться плотным и полым внутренним органам, поэтому они излечиваются, только четыре конечности ощущают тяжелый застоц то есть ведение и привлечение, выплевывание и набирание, иглоукалывание, прижигание и натирание не Дадут девяти отверстиям закупорится». Другими сло вами даоинъ, выплевывание и набирание также обладают такими действиями: способствуют обращению ци и кровц проходимости девяти отверстий, профилактике заболеваний. В одно время с Чжан Чунцзином жил известный хирург Хуа То. В соответствии с теорией, приведенной Ли Чунем в «Веснах и осенях Люя» («Текущая вода не загнивает, дверные петли не ржавеют — таково движение; ци формы такая же»), и движениями шести животных, описанных в «Хуайнанщзы», Хуа То создал комплекс «Игры пяти животных». В «Книге поздней Хань» в биографиях различных врачей и магов приведен отрывок, посвященный рассказу Хуа То своему племяннику У Пу об играх пяти животных, и описаны практические результаты, достигнутые У Пу. В первоначальном тексте сказано следующее: «То, обращаясь к Пу, сказал: тело человека стремится получить работу и движение, однако не следует доводить его до предела. Движения и колебания приводят к тому, что ци зерна усваивается, в кровеносных жилах потоки проходят, болезни не могут возникнуть, это напоминает дверные петлц которые никогда не ржавеют. Для этого древние бессмертные занимались ведением и привлечением (даоинъ), медведем нависалц птицей вытягивались, закручивали поясницу и тело, двигали всеми суставами и связкамц добиваясь остановки старения. Я владею техникой под названием игры пяти животных, первое — тигр, второе — олень, третье — медведь, четвертое — обезьяна, пятое — птица; она избавляет от болезней, к тому же полезна для стоп и ног, это тоже даоинь. Тело не в радости — выполняй игру птицы, настанет блаженство и выступит пот, так что можно нанести пудру, тело становится легким и удобным и хочется есть. Если постоянно заниматься, то и после 90 лет уши и глаза сохранят восприимчивость, а зубы — прочность». Конкретные движения этого комплекса игр пяти животных, к сожалению, до нас не дошлц а существующие сейчас игры пяти животных были заново придуманы потомками. В приписываемом Хуа То «Трактате о внутренних органах», возможно, составленном племянником Хуа То и другимц также говорится о действии даоинъ и аньмо: «Даоинъ может
заранее, чтобы это не было для него неожиданностью. По необходимостц можно подвинуть плечц спину, грудь, поясницу, живот, выправить всю позу и только тогда приступать к занятиям. Если же ученик успел погрузиться в состояние глубокого покоя, то лучше сделать указания после работы, чтобы он принял их к сведению в следующий раз. Что касается используемых предметов, то также имеет смысл удостовериться, что они соответствуют требованиям практики. Например, табурет или стул для сидячей позы — не слишком ли высок или низок. Когда он слишком высок, нужно что-нибудь подложить под ступнц а когда низок — на сиденье. Для лежачей позы лучше всего подходит дощатая кровать или циновка из пальмового волокна. Когда сидят со скрещенными ногамц следует подстелить коврик. Если нет специального табурета для занятий, можно сидеть на кровати. 2. НАЛАЖИВАНИЕ ДЫХАНИЯ ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК Правильное дыхание в древности называли выбрасывание и набирание (туна); это важная составная часть тренировочного комплекса. Каждый из нас дышит безостановочно. Древние говорили: «Выдох и вдох есть дыхание, нет выдоха и вдоха — тоже дыхание»,— имея в виду лишь то, что сознательное внимание к дыханию обычно отсутствует. Но когда занимаются цигун, надо сознательно следить за последовательностью собственного дыхания, непрерывно познавать на опыте различные способы дыхания и овладевать теми из них, которые соответствуют состоянию тела. В этом заключается развитие дыхания, для обозначения которого в прошлом употребляли следующие выражения: тренировать ци, регулировать ци, взращивать ци, управлять дыханием и пр. Все, связанное с жизнью, касается ли это животных или растений, неотделимо от дыхательной деятельности. Если отсутствует вдыхание кислорода и удаление углекислого газа — «выделение отработанного и вбирание свежего», составляющее непрерывный обмен веществ, то жизнь продолжаться не может. Остановка дыхания равноценна завершению жизни. Человек представляет собой нечто необыкновенное среди прочих существ, а именно среди физиологических функций, присущих и другим животным, он наделен способностью мыслить. Поэтому в непрерывной жизненной и производственной деятельностц постепенно познавая природу и самого себя, он овладевает разнообразными законами с целью использовать и преобразовывать, вскрывать их внутренние силы. Подобным образом дело обстоит и в отношении дыхания. Дыхательная активность человеческого организма управляется вегетативной нервной системой, поэтому можно опосредованно управлять ею, налаживать ее: сознательно ускорять или замедлять темп дыхания, делать вдохи глубже или поверхностнее. Дыхательная деятельность оказывает широкое воздействие на различные физиологические функции. Нетрудно представить, что рациональная регулировка дыхания, подбор определенных методов окажут существенное влияние на организм — усилят или ослабят ц следовательно, прогнать гостящую вредоносную ци из суставов, связок, аньмо может изгнать плавающую грязь из мышц- мускулов... Если даоинь поможет, но после прекратить практику, то войдет вредоносность и проникнет в суставы и связкц скрепит их, сделает труднопроходимыми; если аньмо поможет, но после оставить занятия, то войдет грязь и проследует в мышцы и мускулы, будет застаиваться, надолго и не рассасываясь». Согласно Ханьской книге, при династии Хань и ранее были распространены следующие книгц имеющие отношение к древнему цигун: «Шаги детей Хуанди», «Массаж Хуанди и Си Бо» и другие. К сожалению, все они утрачены. В начале нашей эры в Китай начал проникать буддизм, в конце Ханьской династии была распространена «Сутра о сохранении мыслей в понимании Ань», переведенная на китайский язык Ань Шигао, где приводятся четыре вида дыхания: «Первое — ветер, второе — ци, третье — дыхание, четвертое — частое дыхание (чуанъ). Есть звук — ветер, нет звука — ци, выходит и входит — дыхание, ци выходит и входит нескончаемо — частое дыхание». На данную систему ссылались впоследствии при обучении дыхательным техникам. В середине Восточноханьской династии в самой ранней классической книге китайских даосов «Трактат о великом спокойствии», изданной под чужим именем, также есть записц касающиеся древнего цигун , При обсуждении взаимосвязи между воспроизводящей, жизненной и духовной энергиями (цзин, ци, шэнъ) говорится следующее: «Основа человека рождает жизненную энергию (ци) первозданного хаоса, далее ци рождает цзин, цзин — шэнъ, шэнъ — просветление (мин). Основа — в отрицательной (инь) и положительной (ян) энергиц ци превращается в цзин., цзин — в шэнь, шзнъ — в просветление. Желающие долголетия сохраняют ци и гармонизируют шэнъ, цзин не направляют в свою форму, изучают это и объединяют три в одно, надолго отдаются идеалу (ли), не соединяются с мышечной силой, находятся в естестве и достигают великого спокойствия». Есть еще отрывок, посвященный методам сохранения мыслей: «Пусть в пустой комнате никого рядом не будет, картина украшает ее в соответствии с щ четырех сезонов, подвешивают ее на свету от окна и любуются ею. Наверху находится декоративный вид, внизу располагаются 10 деревень, лежа изучают вблизи висящую картину, любуются ею безостановочно, духовная энергия (шэнъ) пяти плотных внутренних органов может известить о 24-х временных ищ. Шэнъ (дух) пяти стихий к тому же принесет спасение и поддержку, тьма болезней сменится улучшением».
приведут в порядок работу всего организма. При лечении некоторых болезней вполне возможно рассчитывать на хороший результат. ДРЕВНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАЛАЖИВАНИИ ДЫХАНИЯ В древности мастера руководствовались представлением о выдыхании и вдыхании чистой ци [цзинци изначальной энергии Неба, Земли и человека]. Они считалц что «истинная ци собирается в Небе, соединяется с ци долин и заполняет тело». Поэтому считалось правильным развивать вдох, а после его завершения, останавливаться и закрываться [т. е. делать задержку после вдоха], чтобы вобрать небесную ци. Таков метод закрывания ци в цигун, описанный довольно конкретно в книге «Записки о взращивании природы и продлении жизни» («Ян син янь мин лу»). Там сказано следующее. «Лечь прямо навзничь, плотно смежить глаза, закрыть дыхание, считать до двухсот, пока рот выплевывает ци, выбрасывая ее. Ежедневно увеличивают период дыхания, тело и дух обогащаются, пять плотных внутренних органов успокаиваются; сможешь закрыть ци до двухсот пятидесяти дыханий — цветы покроют светлое, а если цветы покроют светлое — уши и глаза станут чистымц возвысится тело, уйдут болезнц вредоносность не сможет не подчиниться людям» (рис. 29). В книге «Тысяча золотых рецептов для экстренных случаев» («Бэй цзи цянъ цзинь яо фан») также сказано: «Путь к гармонии духа и провождению ци: зайдя в закрытое помещение, прикрой дверь, расположись на кровати с теплой подстилкой, высотой подушки 2,5 цуня, ляг навзничь и выпрями тело, смежи векц закрой ци диафрагмой так, чтобы лебединое перо, помещенное перед носом, не шевелилось; пройдет триста дыханий, и уши ничего не услышат, глаза ничего не увидят, сердце ничего не почувствует — тогда холод и жара уже не смогут посягнуть, пчелы и скорпионы не смогут отравить и проживешь триста шестьдесят лет. Это приближает к истинному человеку». Конечно, это преувеличение эффекта запирания ци. Что касается способа, то тоже не просто делают вдох и жестко удерживают воздух взаперти. Су Дунпо, великий китайский поэт, дает очень хорошее объяснение запирания у и. Он говорит: «Так называемое запирание ци в диафрагме, вероятно, совсем не то, что запирание ии в носу. Лишь с помощью сознания прочно сохраняют ци в диафрагме, позволяя дыханию выходить и входить: оно как бы и движется, и не движется, неясная дымка, напоминающая поднимающийся дымок над крышей курильницы, словно воздух в носике супницы сам выходит и входит. Не делающие выдохов и вдохов таким образом не поколеблют лебединое перо. Если сердце не рождает грез, то и триста дыханий возможны». Специально рассматривается метод запирания дыхания также в книгах: «Метод Мо-цзы запирания дыхания и вождения ци» («Мо-цзы би ци син ци фа») и «Способ поглощения ци учителя Чжан Го» (« Чжан Го сяньшэн фу ци фа») и др. В древности некоторые практикующие руководствовались идеей, приведенной в «Лао-цзы» [т. е. в произведении Лао-цзы «Дао дэ цзин»]: «Поворачивая ци к мягкому (податливому) можно превратиться в ребенка». О необходимости осваивать зародышевое дыхание в «Бао Пу-цзы» говорится следующее: «Вождение уц возможно, позволяет излечивать сто болезней ц возможно, позволяет продлить годы жизни. Большое значение для этого имеет зародышевое дыхание. Овладевшие зародышевым дыханием могут не выдыхать и не вдыхать носовыми отверстиями как при нахождении зародыша в чреве, тогда Дао созревает». При династии Мин (1369—1644 гг.) Юань Ляофань в книге «Три существенных принципа для поддержания жизни» («Шэ шэн сань яо») раскрывал проблему зародышевого дыхания следующим образом: «Люди в зародышевом состоянии не дышат ртом и носом, только пуповиной связываются с каналом действия [жэньмай, переднесрединным] матери. Канал действия сообщается с легкимц а легкие — с носом, поэтому когда мать выдыхает, плод в ее чреве тоже выдыхает, а когда мать вдыхает — тоже вдыхает, так что ци на пупке проходит туда и обратно... и когда человек рождается, он только пуповиной и связан. Начинающие изучать подобное дыхание должны представлять, что их ци выходит через пупок и удаляется, входит через пупок и потребляется... как в случае зародыша в чреве; поэтому и говорят: зародышевое дыхание».
|
|||||||||
|