|
|||||||||||||||||||||
ОГЛАВЛЕНИЕ 5 страницаДыхательный объем и легочная вентиляция 1. Кафедра физиологии Чунцинского мединститута сообщила: в восьми случаях занятий с гипертониками тренировками по расслаблению и успокоению количество проходящего воздуха (легочная вентиляция) с 6337 мл/мин, в среднем до занятий понизилось в процессе занятий до 4900 мл/мин.; в двадцати случаях занятий с туберкулезниками по внутреннему взращиванию (нэй ян гун) с 7657 мл/мин. в среднем до занятий понизилось в процессе занятий до 4745 мл/мин. 2. Группа физиологических исследований 1-го Шанхайского мединститута сообщила: в двадцати одном случае легочная вентиляция в среднем уменьшилось на 26%, причем в одном, максимальном случае, с 14 000 до 4350 мл/мин. Дыхательный объем во время занятий в среднем возрос на 78%. 3. Пекинский НИИ туберкулеза сообщил: в десяти случаях дыхательный объем с 482 мл/ мин. до тренировки достиг после пятнадцатиминутной тренировки 740 мл/мин. Дыхательным объемом называют количество воздуха, заменяемого за один вдох и выдох взрослым человеком при спокойном дыхании. Сумма этих количеств за минуту составляет количество легочной вентиляции. Таким образом, легочная вентиляция — это дыхательный объем (мл), умноженный на частоту дыхания (циклов/ мин.). Обычно люди в спокойном состоянии имеют дыхательный объем примерно 500 мл, легочную вентиляцию 8—10 тысяч мл/мин. И хотя в процессе занятий дыхательный объем растет, частота дыхания снижается, а потому легочная вентиляция все же непрерывно существенно падает, и удушающей реакции не возникает. Это
воды и пищи и вдыхаемым воздухом. Возникновение тонкой ии последующего неба также обусловлено преобразованием в ци изначальной инь. Здесь очевидно взаимодействие. Линь Пэйцинь в книге «Различные виды истинного лечения» указывал: «.Шэнь перерождается в ци а ии превращается в ц-зин; и обратно цзин
7. в ци ци — в шэнь. Поэтому у-зин — основа тела, ии — „комната" для шэнь, а форма (син) — „дом" для шэнь». Шэнь, как проявление жизнедеятельности тела человека, возникает из цзин-ци. Но шэнь также руководит деятельностью цзин и ии. Чжан Цзинъюэ в «Трактате о сходном» утверждает: «В великой теории соответствия явлений инь и ян сказано: цзин превращается в ии (ии прежнего неба); ии превращается в цзин (ци последующего неба). Цзин и ци в основе сами собой взаимно порождаются. Цзин и ци — ногц шэнь — собственно вершина. Хотя шэнь возникает из цзин и уц именно поэтому она командует имц а также властвует над движением и использованием. Вот почему говорят о шэнь сердца». Другими словамц шэнь образуется из цзин и уц однако ее деятельность, в свою очередь, влияет на них. В трактате «Аиншу», в главе «Теория великого заблуждения», сказано: «Души хунь и по рассеивают работу шэнь, воля и мысли вносят смуту». Здесь говорится об одном из проявлений влияния шэнь на нормальное функционирование легких, печенц почек и селезенки. Особенно значительно влияют на тело перемены мыслей и настроений. Так, в трактате «Простые вопросы», в главе Теория поднятия болц устанавливаются следующие соответствия: «Гнев — повышение ци радость — замедление ци печаль — уничтожение ци страх — падение ци холод — собирание ци душа-Лин — утечка ци испуг — смута ци труд — расход уц мысль — связывание ци». Теперь рассмотрим связь между цзин, уц шэнь и практикой цигун. В практике цигун уделяется серьезное внимание цзин, ии и шэнь. Сюй Чуньпу, живший при Сунах, в «Энциклопедии древней и современной медицины» писал: «Искусные во взращивании жизни взращивают внутреннее, неискусные во взращивании жизни взращивают наружное». Взращивание внутреннего подразумевает взращивание цзин, ци шэнь. Поэтому Ли Чжу-цзы в книге «Заметки о сокращениц восполнении и вскармливании жизни» называет их «тремя сокровищами». Юань Хуан выделяет три этапа практики: собирание цзин, взращивание ци и сохранение шэнь. В отдельном трактате он не только указывает на их важность, но и описывает методы тренировок. Относительно ци всегда указывалось, что мастера цигун, искусные во взращивании жизнц задерживали дыхание. Управление ци в теле считалось наивысшим достижением, поскольку при сознательных дыхательных упражнениях усиливается роль тонкой ци в легочном дыхании. Легкие главенствуют над ци поэтому некоторые практикующие называли легкие мехами и флейтой, утверждая, что под их побуждающим влиянием приводится в Ф под тверждаеттот факт, что во время тренировки центральный нервный узел, связанный с дыхательной функцией, находится в состоянии определенного торможения. Состав альвеолярного и выдыхаемого воздуха 1. Кафедра физиологии Чунцинского мединститута сообщила: у всех испытуемых по сравнению с состоянием до тренировки доля СО2, в выдыхаемом воздухе и в альвеолах возросла, а кислорода понизилась. 2. Больница им. Сунь Ятсена при 1-м Шанхайском мединституте сообщила: в 4-х случаях во время тренировки концентрация СО2, в альвеолах в среднем возросла на 0,5 %. Обычно исходят из выдыхаемого в спокойном состоянии воздуха. Альвеолярный газ — это газ, остающийся в альвеолах и мелких трубочках бронхов, где может происходить газообмен. Во время тренировки концентрация СО2 в альвеолах возрастает, а кислорода падает, происходит определенное изменение содержания газов в крови и этим неизбежно стимулируется дыхание. Однако в процессе тренировки дыхание непроизвольно все время находится в ослабленном состоянии, и это подтверждает, что центральный нервный узел, связанный с дыхательной функцией, находится в состоянии торможения. Связь функций дыхания с вегетативной нервной системой Функции дыхания непосредственно регулируются нервной системой. Центральный нервный узел, управляющий дыханием, называется дыхательным центром. Его можно разделить на две части: центр вдоха (инспираторный центр) и центр выдоха (экспираторный центр). Когда инспираторный центр получает возбуждение, возникает движение вдоха; одновременно в экспираторном центре вдыхание прекращается, возникает выдох. Помимо дыхательного центра, расположенного в продолговатом мозге, обычно у людей играют роль и разнообразные изменения, происходящие внутри и вне тела, которые усиливают или подавляют деятельность дыхательного центра. По сообщению группы физиологии 1-го Шанхайского мединститута, у кроликов, кошек и собак в состоянии венозного наркоза всего тела (у отдельных животных 8. в состоянии местного наркоза) было обнаружено, что когда используют раздражение — растягивание легких, чтобы отражательно изменить состояние возбуждения дыхательного центра, то расширением легких инициируется движение выдоха или прекращение вдоха, при этом давление крови снижается, движение кишок и их напряжение усиливаются, выделения подчелюстной железы значительно возрастают, сокращения мочевого пузыря усиливаются. Когда сжатием легких инициируется усиление вдыхательного процесса, то давление крови возрастает, движение кишечника и его напряженность тормозятся, выделения подчелюстной железы возрастают незначительно, сокращение мочевого пузыря 9. действие механизм образования ии во всем теле, особенно в трех обогревателях. Усиление воздействия с целью образования ци в верхнем обогревателе влечет за собой облегчение протекания ии в нем: для ци легких становится проще осуществлять смачивание туманом и росой, распространять тонкие и тончайшие вещества по ста каналам, наполняя и питая их, вплоть до заполнения тонкими силами (цзинли) всего тела. Когда ци достигает среднего поля пилюли (среднего даньтянь) и усиливает ци селезенки-желудка, тогда аппетит улучшается, и тело набирает недостающий вес. Когда упорядочивается ци нижнего поля пилюлц тогда пополняется ци почек (ян), что способствует перевариванию в селезенке-желудке и согревает все тело. На тренировках часто возникает ощущение тепла, а во рту обильно выделяется слюна, подтверждая полноту ци почек и свидетельствуя о потоке энергиц направленном вверх. Хотя некоторые практикующие считают, что развивать ци значит развивать изначальную ци, не получаемую посредством дыхания через рот и нос. Однако на практике всегда используют дыхание последующего неба, то есть воспринимают и упаковывают ци с помощью техники зародышевого дыхания. При занятиях цигун требуется, чтобы ци дыхания была естественной, глубокой и долгой. Как сказано в «Трактате о желтом флигеле», необходимо, чтобы «выдохи и вдохи были пустыми и не входили в [нижнее] поле пилюли». Поэтому ци дыхания может выращивать и приводить в движение изначальные цзин и ии между почками (в поле пилюли), другими словами — цзин и ци прежнего неба. Соединив полученные цзин и ци можно добиться укрепления тела и предупреждения болезней. В том же трактате уточняется, каким образом «собирают цзин и набирают ци чтобы создать истинное». В цигун, занимаясь взращиванием ци, не отказываются и от действия шэнь. В «Трактате о зародышевом дыхании» («Таи си цзин») сказано: «Ци входит в тело — это жизнь, шэнь покидает форму — это смерть. Знающий шэнь способен продлить свою жизнь. Твердо сохраняй пустое и отсутствующее, чтобы взращивать шэнь и ци. Шэнь течет — и ци течет; шэнь останавливается — и ци останавливается. Если хотят долго жить, переливают и перемешивают шэнь и ци». Сюй Чуньпу в «Энциклопедии древней и современной медицины» приходит к дальнейшим выводам: «Форма — ци жизнц сердце — хозяин формы, шэнь — богатство сердца. Шэнь спокойна — сердце гармонично, сердце гармонично — форма целостна; шэнь беспокойна — сердце изматывается, сердце изматывается — форма нарушается. Чтобы сделать полной свою форму, сначала упорядочивают шэнь. Когда гармонизируют и взращивают шэнь, тогда успокаиваются внутренне; когда чистую пустоту соединяют с сердцем и шэнь, тогда не соблазняются внешним». Поэтому цигун в первую очередь требует сосредоточить сознание и успокоиться, чтобы взрастить шэнь в сердце. Наладив работу сердца и собрав шэнь, можно усилить истинную ци. Следует заметить, что в процессе практики обычно сосредоточивают внимание в районе пупка, где расположена область ворот жизнц в древности называемая также желтым флигелем (хуан тин). В «Трактате о желтом флигеле» говорится: «Наверху есть „желтый флигель", внизу есть „первоначало заставы" (гуаньюань), спереди есть „скрытая полость" (юуюэ), сзади есть„ворота жизни" (лшнлонь)». Итак, желтый флигель находится выше, чем первоначало заставы, спереди размещается скрытая полость (полость духа, шэньуюэ — пупок, или жизненные ворота — шэнлонь); сзади расположены ворота жизни (или плотная дверь —миху). Сердце и шэнь (душевные или духовные силы) находятся в этой области. Путем усиления сознания (иши) и роли шэнь также взращивается подвижная ии между почками. Поскольку шэнь способна управлять ци когда шэнь не «скачет» снаружц обретая устойчивость в себе, ее можно сознательно регулировать, способствуя оздоровлению тела. Производя взращивание, сохранение и сгущение шэнь, безусловно, можно успокоить шэнь души хунь и по, мысли и волю, пять плотво, а тогда и шэнь, в свою очередь, безусловно, сможет лучше играть свою роль. Что касается цзин, то в практике цигун, как считают некоторые мастера, нужно развивать изначальную цзин прежнего неба (воспроизводящую цзин они называют сексуальной цзин последующего неба). Однако изначальная цзин прежнего неба зависит от получения подпитки щзин последующего неба, и для приведения ее в движение также нужно развивать шэнь и обращать внимание на соответствующие части тела. Конечно, серьезно практикующим гораздо важнее в обычные дни обуздывать и собирать цзин. Этот вопрос древние мастера обсуждали всесторонне. В трактате «Тысяча золотых важнейших рецептов для экстренных случаев» говорится о контроле над половой жизнью. «Лица двадцати лет в четыре дня извергают [семя] один раз, тридцати лет — в восемь дней один раз, сорока лет — в шестнадцать дней один раз, пятидесяти лет — в двадцать дней один раз, после
тормозится, зрачки расширяются, мигательная пленка сокращается, по всему телу волосы приходят в стоячее положение. Во время расширения легких отражательные реакции передаются главным образом через всю парасимпатическую нервную систему, а при сжатии легких — главным образом через всю симпатическую нервную систему. Отсюда видно, что функции дыхания имеют тесную связь с функциями вегетативной нервной системы. Когда возбуждается инспираторный нервный центр, то возможна обширная диффузия к симпатической нервной системе, когда же возбуждается экспираторный нервный центр или тормозится инспираторный, то можно обширно возбудить парасимпатическую нервную систему. Таким образом, сознательно регулируя дыхание, можно управлять функциями вегетативной нервной системы, что, вероятно, представляет собой один из физиологических механизмов, посредством которых цигун-терапия излечивает дисфункцию вегетативной нервной системы.
шестидесяти лет запирают цзин и не извергают, только если телесные силы все еще значительны — в месяц один раз». Это не чрезмерные требования. В противном случае расход цзин оказывается слишком велик, что плохо сказывается на здоровье и прогрессе в практике. Древние мастера подчеркивали важность этого вопроса. ГЛАВА 3 СТАТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СТАТИЧЕСКАЯ РАБОТА в цигун — это практика, при которой используется сидячая, лежачая или стоячая поза в сочетании с сосредоточением внимания и различными дыхательными техниками с целью
называли регулированием тела, дыхания и сердца. Эти стороны неотделимы друг от друга, взаимозависимы и взаимодополнительны. В каждом статическом упражнении все они конкретным образом сочетаются и используются. 1. ОСВОЕНИЕ ПОЗ ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА Поза во время занятий — это внешнее положение и внутреннее состояние, принимаемые практикующим. Требуется, чтобы в процессе практики все части тела находились в естественном для них физиологическом состоянии; внимание сосредоточено на расслаблении всего тела и налаживании дыхания. Поэтому существует проблема освоения поз, для принятия которых следует определить правила, не препятствующие естественности. Важное значение позы при выполнении статической работы заключается в следующем. Поза — первая застава на пути практикующего (рис. 16). Для начала тренировки нужно прежде всего, принять позу, которая оказывает определенное терапевтическое воздействие. Например, различные стойки благотворно влияют при глаукоме и неврастении. При ослабленности из-за длительной болезни некоторым начинающим предпочтительнее заниматься лежа, что способствует ускоренному восстановлению сил. ВИДЫ ПОЗ И ИХ РАЗВИТИЕ
Позы — обычные положения, принимаемые телом в повседневной жизни. Их всего четыре, соответственно и заниматься можно при ходьбе, стоя, сидя и лежа; древние называли их четырьмя великими манерами. Позы для практики тоже включают четыре вида: сидение, лежание, стояние и ходьбу, хотя существуют различные вариации. Наиболее часто используются неподвижные исходные положения, а ходьба — крайне редко. Это отражено в третьем свитке «Схем ведения и привлечения» («Даоинь ту») из «Книги [династии] Суй» [«Суишу», правила с 589 по 619 гг.]. Сидячая поза используется чаще всего. В Китае до Ханьской династии (206—220 гг. н. э.) сидели на циновках на земле, при этом колени касались землц подошвы были обращены вверх, тело располагалось на подошвах. Эта поза отличается от стояния на коленях, когда колени тоже касаются землц но поясница вытянута вровень с бедрами. В начале Восточноханьской династии (с 9 г. н. э.) в Китай начал проникать буддизм и появилась поза сидения со скрещенными ногами (паньцзо). Существует полное сидение со скрещенными ногами и половинное [полный лотос, или падлшсана, и полулотос, или ардхападмасана]. Ян Чжунъи в книге «Правильное толкование руководства на Пути» («Чжи дао чжэнь уюань») приводит «Основные наблюдения Ши», где говорится: «Полное скрещивание ног — Жулай живет, половинное —
Будда сидит». Здесь имеются в виду часто упоминаемые двойное кольцо и одиночное кольцо (шуанпанъ и даньпань), одиночное и двойное скрещение ног.
Вращательное сидение [т. е. со скрещенными ногами] подразделяют на так называемые подавление наваждений и добро. Согласно восьмому свитку книги «Звуковой смысл всех трактатов» («Ице цзин инь и»), полное скрещивание ног бывает двух видов. Первый — сидение в позе подавление наваждений: сначала правой стопой надавливают на левое бедро, затем левой стопой надавливают на правое бедро, так что левое подавляет правое; кисти расположены таким же образом, а именно: левая помещается сверху. Чаньский патриарх часто говорил о таком сидении. Второй — сидение в позе добро: сначала левой стопой надавливают на правое бедро, затем правой стопой надавливают на левое бедро, подошвы стоп обращены к бедрам, равно как и кисти спокойно склонены над скрещенными ногамц причем правая охватывает левую. Тайный патриарх (мицзун) называл это положение «лотосовым», а сидение с полускрещенными ногами — добро. В седьмом свитке книги «О мере великих знаний» («Да чжи ду лунь») сказано: «Из всех способов сидения поза со скрещенными ногами является самой устойчивой и наименее утомительной. Этот метод подходит для людей, занимающихся сидячей медитацией (цзо чань)». Когда наступил поздний период династии Восточная Хань, один из предметов обихода северных национальных меньшинств — тунгусская кровать — проникла в китайские районы. Позже ее конструкция изменилась, и кровать превратилась в стул, которым постоянно пользуются. Люди покинули циновкц заменили их стульямц и появилась поза ровного сиденья (пинщзо). Что касается лежачих поз, то положение на спине раньше было повсеместным и называлось навзничь, выпрямив тело. Лежать на боку, как обычно считают, стало принято с подачи старого даоса Чэнь Туаня с горы Хуашань начала Сунской династии [Сун: 960—1279 гг.], поскольку в его книге «О долголетии и жизни» («Шоу мин лунь») сказано: «Когда устанешь, полежи на боку. Ноги располагаются естественно, одна кисть словно покрывает землю, другая — словно подпирает небо». Однако ранее в книге Тао Хунцзина «Записки о взращивании природы и продлении жизни» («Ян син янь мин лу») уже утверждалось: «Каждый человек спит, при желании согнув коленц лежа на боку, что благоприятно сказывается на силе ци человека». В книге «Небесный святой предостерегает о [трудностях] Дао. Необходимые знания» («Тянь сянь цзе дао сюй нжи») лежачие позы описаны очень подробно, и о них говорится следующее: «Положение лежа принимают тоже двумя способами: один „сон Сии" (Сии шуи), другой „сон — кольцо ян" (хуань ян шуи). Первое название дано в честь учителя Чэнь Туаня, второе — Ли Лаоцзюня с горы Маошань. Каждый из этих способов отдыха имеет свои тонкости. В первом случае при лежании на левом боку сгибают левую руку, центр ладони подкладывают под щеку, раздвигая большой и указательный пальцы, левое ухо помещается в промежутке между нимц так что ушное отверстие остается открытым; выпрямляют поясницу и спину, сгибают левое бедро, достигая „живота-кунь" [куньфу, где кунь — гексаграмма]; в великом умиротворении покоятся, прильнув к поверхности матраца; кладут прямую правую ногу на край левой стопы, центр правой ладони прижимают к колесу пупка... Можно располагаться как на правом боку, так и на левом». «Когда используют „сон — кольцо ян", то укладываются не на боку, а подкладывают подстилку под верхнюю половину тела выше, чем под нижнюю, примерно на 1/2 чи или 3 цуня (10—15 см), ложатся навзничь, кисти плотно сжимают, руки выпрямляют и размещают их раскрыто буквой „Л", ноги тоже не сводят, в месте расхождения расстояние между ними составляет 1—3 цуня (3—6 см), рот закрыт, веки сомкнуты». Таким образом, в варианте сон Сии лежат на боку, а в варианте сон — кольцо ян — навзничь, причем верхняя часть тела приподнята. Относительно высоты подушки для положения лежа на спине в книге «Методы ведения и привлечения Ван Цзыцяо» («Ван Цзыцяо даоинь фа») сказано: «Когда болезнь в горле или груди высота подушки 7 цуней; когда болезнь у сердца и ниже, высота подушки 4 цуня; когда болезнь у пупка и ниже, подушку следует убрать». Это можно принять к сведению. Самая ранняя запись о стоячей позе встречается в «Простых вопросах» («Сувэнь»), где в главе «Истинная теория древнего неба» упоминается, что «независимая стойка сохраняет дух-шэнь». В книге «Об истоках и последствиях болезней» («Чжу бин юань хоу лунь») приведены три вида занятий стоя: прислонившись к стенке, вертикальное положение и присев на корточки. СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ ОВЫЧНЫХ ПОЗ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ Сидячие позы 1. Ровное сидение ( пинцзо). Сидят на квадратном табурете или стуле. Свободно выпрямляются, голову держат прямо, расслабляют плечц подбирают грудь. Рот и глаза слегка прикрыты, ладони мягко лежат на коленях, поясница выпрямлена, насколько позволяет естественный изгиб позвоночника, живот расслаблен, на
Такое положение годится для ослабленных больных, у которых внутренние органы опущены и средняя ии (чжунци) провалилась вниз. В этой позе также легко освоить дыхание животом. 1. Полулежачая поза (баньво). Это видоизмененное положение на спине: корпус и голова высоко приподняты наклонно к кроватц можно подложить что-нибудь и под колени. Предназначается для сердечных больных, астматиков и сильно ослабленных (рис. 25). Стоячие позы 1. Три круга (сань юань). Стопы расставлены буквой «Л» влево и вправо на ширину плеч, носками внутрь, образуя полукруг; колени слегка согнуты. Ягодицы подтягивают, слегка подавая таз вперед, чтобы выпрямить поясничный отдел позвоночника; подбирают грудь и растягивают спину, чтобы распрямить грудной отдел позвоночника. Руки поднимают так, чтобы кисти оказались на уровне груди образуя круг, как бы обнимая ствол дерева.
|
|||||||||||||||||||||
|