Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 7 страница



Фактически зародышевое дыхание представляет собой развитие запирания ци, точнее, последующее освоение, возникшее после запирания ци. Поэтому в книге «Три существенных принципа для поддержания жизни» указывается: «Изучение запирания ци и проглатывания ци называют зародышевым дыханием, ... однако познать запирание ци, но не овладеть зародышевым дыханием — в этом нет никакой пользы».

Среди книг, где в самом названии упоминается зародышевое дыхание, можно назвать «Метод зародышевого дыхания», «Трактат о зародышевом дыхании», «Запись о зародышевом дыхании», «Секреты зародышевого дыхания», «О тонком и тончайшем в зародышевом дыхании».

Дальнейшее постижение в области зародышевого дыхания — это телесное дыхание (ти хуси), также называемое капиллярным (хаомао), о котором сказано в книге «Рецепты Су Чэньлана» в описании взращивания жизни: «Единое дыхание удерживаю, не выпускаю и не впускаю, но, пожалуй, чувствую это дыхание. Через 84 тысячи волосяных пор облачный пар рассеивается, безначальное уже пришло».

Среди способов выдохов и вдохов главное — развитие выдоха, то есть шесть целительных звуков («Лю цзы цзюэ»). Впервые они упоминаются в «Записках о взращивании природы и продлении жизни», где сказано, в частности:

«Набирание ци существует одно, выбрасываний ци существует шесть, одно набирание ци — это вдох, шесть выбрасываний ци — это чуи (дуть), ху (выдыхать), си (всхлипывать [произносится первым тоном]), хэ (согревать дыханием), сюи (медленно выдыхать), си (вздыхать [произносится четвертым тоном]), и все это — выведение ци». Позже появилось много рассуждении и описаний, касающихся шести целительных звуков (подробнее см. ниже).

Для противодействия различным обстоятельствам необходимо пользоваться различными способами дыхания, поэтому в древностц выйдя за пределы простой отработки по отдельности вдоха и выдоха, мастера создали немало дыхательных техник. Так, в книге «Наблюдения с малой остановкой» («Сяо чжи гуанъ» [имеется в виду малое салшдхи]) приводится двенадцать типов дыхания: верхнее (шансы), нижнее (сяси), полное (маньси), обжигающее (цзяо), удлиненное (цзэнчан), уничтожающее (мехуай), теплое (нуань), холодное (лэн), ударное (чун), задержанное (дай), гармонизирующее (хэ), и пополняющее (бу). В книге «Тайные способы учителя Ху-ань Чжэня по приему внутрь изначальной ци» собраны сведения относительно ввода и отбора, промывания ци, налаживания дыхания, глотания ци, вождения ци, развития ци, снимания ци, запирания ци, распределения ци, шести ци, регулировки ци и жидкости.

В произведениях, описывающих историю самосовершенствования, мы можем обнаружить множество терминов, касающихся дыхательных приемов: принимать, есть, вводить, промывать, регулировать, глотать, водить, тренировать, снимать, скрывать, распределять, пополнять и испускать ци; внешняя и внутренняя ци; нерешительная ци; управлять, использовать, строить, взращивать, поддерживать, сохранять, объединять, брать, встречать, доставлять и гасить ци; регулировать и коагулировать дыхание; зародышевое дыхание; доставка дыхания; преследующее дыхание, шесть дыханий шестисловного заклинания и двенадцать дыханий в методах самадхи — всего более пятидесяти терминов.

Среди указанных методов особняком стоят доставка (юнь) и распределение (бу) ии. В книге «Методы всеобщей помощи с Куриной горы» («Цзи фэн пу цзи фан») объясняется: «Сознание — водитель ци; куда достигает сознание, туда достигает ци. В любом неспокойном месте тонко запирают ци, с помощью сознания привлекают ци в больное место и атакуют его — непременно уступит». Об этом методе доставки ци существует множество подобных записей, например, в книге Белого Облака Небесной Площадки «Об истинном смысле принятия ци» [из .чих восьмой смысл: принятие ци для лечения болезней], в книгах «Секреты учителя Да Вэйи о необходимости использования ци истинным человеком сокровенной чистоты» и «Тайные способы учителя Хуань Чжэня по приему внутрь изначальной ци», где рассказывается о тайнах запирания ци и описывается сам метод. Что касается распределения ци (буци), то подразумевается, что практикующий развивает ци до полноты и избытка и распространяющаяся по телу у и дарует человеку излечение от болезней. Это описано в главе «Тайна распределения ци» книги «Тайные способы учителя Хуань Чжэня» и в других трактатах.

Большой и малый небесные круги во внутренней киноварной технике даосов представляет собой еще один путь доставки ум, при котором дыхание служит движущей силой для проведения внутренней ци.

ИССЛЕДОВАНИЕ iH Т ТТ/ГГ VtT

ПРИНЦИПОВ ЦИ1 У Л

3. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Перистальтика желудка

Радиологическое отделение медицинского факультета Цзилинь-ского университета сообщило: в семи случаях из десяти частотный интервал перистальтических движений возрос в пределах от 8,4 до 44,5%, в среднем на 25,4%. Интервал формы волны перистальтики в восьми случаях ускорился от 0,4 до 61%, в среднем на 20,68%. В желудке находятся блуждающий (парасимпатический) нерв и нерв внутренних органов (симпатический). Поэтому изменения его движения обычно вызываются этими двумя нервами вегетативной системы. Блуждающий нерв усиливает двигательную и секреторную деятельность желудка, а симпатический нерв их тормозит.

Движения желудка подразделяются на растяжение и перистальтику. Перистальтические движения позволяют как следует перемешать пищу, хорошенько смешать ее с желудочным соком, прежде чем удалить, что способствует дальнейшему перевариванию. Путем цигун кору головного мозга вводят в состояние некоторого торможения, вызывая восстановление нормальных функций нервных центров и регулируя деятельность вегетативного нерва. Если усиленно развивать выдох, то можно еще больше интенсифицировать перистальтику. Кроме того, дыхание животом и увеличение амплитуды движения диафрагмы оказывают также определенный массирующий эффект на органы живота (включая желудок).

Движения диафрагмальной мышцы, подъем и опускание желудка

1. Вторая Шанхайская туберкулезная больница сообщила: в 36 случаях перед цигун-терапией средняя амплитуда движения диаф рагмальной мышцы составляла 3 см, а после двух месяцев практики — 6 см; в 6 случаях подъема и опускания желудка вслед за движением диафрагмы вверх и вниз при выдохе желудок поднимался, при вдохе опускался, и если нижний конец большой кривизны желудка считать за горизонталь, то во время дыхания амплитуда перемещений по высоте составила в среднем 9,7 см. 2. Радиационное отделение Центральной больницы района Хун-коу г. Шанхая сообщило: было сфотографировано десять случаев перемещения диафрагмы, в одном случае до занятий оно составляло 2,5 см, во время занятий повысилось до 9 см; в девяти случаях возросло до 3,4—6 см, в среднем движения диафрагмы увеличились на 5 см. Диафрагменная мышца тонкая и широкая, она разделяет полости груди и живота. Когда она перемещается вниз, то толкает

 

В тайных буддийских школах существует способ дыхания, называемый ветром девяти ступеней (цзю цэи фэн). Это сложная последовательность действий, при которой образное представление соединяют с дыханием. Так же проводится подготовительная работа над собой в тайной буддийской школе Тибета «Открывание ворот макушки» (кай дин мэнь), которая относится к религиозной практике с мистическим восприятием

действительностц равно как и метод девятиразового дыхания, приводимый в книге «Практика цигун-терапии».

ПРИМЕНЯЕМЫЕ СПОСОБЫ ДЫХАНИЯ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ

Известные в настоящее время дыхательные техники развились из древних, и в зависимости от различных клинических надобностей подбирают соответствующий способ дыхания. Как правило, пользуются следующими методами.

Естественное дыхание — обычное дыхание, однако требуется дышать мягче, чем обыкновенно. Это основной метод, и требования к развитию дыхательных способностей здесь наименьшие. Особенно важно настойчиво рекомендовать его начинающим. В силу физиологической разницы между мужчинами и женщинамц а также разнообразия привычек, возникающее естественное дыхание также может различаться. Так, мужчинам проще дышать животом, тогда как женщинам свойственно грудное дыхание; спортсмены, практикующие ушу, артисты и певцы постепенно осваивают брюшное дыхание; но большинство людей имеет смешанное дыхание — грудью и животом. В трех видах естественного дыхания наблюдаются следующие состояния:

10.  грудное дыхание: поднимается и опускается грудь;

11.  дыхание животом: поднимается и опускается живот;

12.  смешанное дыхание: поднимаются и опускаются грудь и живот, причем подъем и опускание более четкие. Это также называют полным дыханием.

Дыхание животом образуется из естественного дыхания постепенно и по мере приобретения соответствующих навыков позволяет повысить функциональную деятельность внутренних органов. Отрабатывая этот вид дыхания, можно на выдохе сознательно мягко сокращать мышцы живота, причем живот подтягивается, а на вдохе мышцы живота отпускают, и живот несколько выпячивается. В прошлом говорили: «В животе все расслаблено и чисто — ци взлетает», что очень хорошо характеризует ситуацию. После определенной тренировки можно добиться, чтобы живот поднимался и опускался постепенно и естественно, но ни в коем случае недопустимо намеренное использование силы. Известно, что при сосредоточении внимания на пупке дыхание животом формируется с легкостью. Часто используют следующие виды брюшного дыхания:

13.  прямое дыхание: обычное дыхание животом, когда на вдохе живот постепенно выпячивается, а на выдохе подбирается;

14.  обратное дыхание: при вдохе мышцы живота постепенно сокращают, и живот втягивается, а при выдохе мышцы полностью расслабляют, и живот

выпячивается. Получается, что на вдохе живот поджимается, а на выдохе выпячивается. Считается, что обратное дыхание способствует работе кишечника и желудка;

15.  скрытое дыхание: при вдохах и выдохах чуть-чуть поднимается и опускается нижняя часть живота — что возможно при очень мягких выдохах и вдохах;

16.  пупочное дыхание: наиболее мягкое дыхание животом, при котором живот почти не движется, но представляют, что область пупка дышит, отсюда и название. В древности его называли зародышевым дыханием. Так, в книге «Три важных момента о вспомоществовании жизни» сказано: «Следует думать о ци: выходящая — из пупка выходит, входящая — в пупке воспринимается. Управляя этим процессом получают крайне тонкое


 

вниз внутренние органы живота, из-за чего передняя стенка живота вы -пячивается. Когда диафрагменная мышца свободно растягивается, то благодаря упругости стенки живота внутренние органы подталкиваются обратно вверх. Цигун оказывает стимулирующее воздействие на механизм движения желудка, это также связано с перемещением вверх и вниз диафрагменной мышцы и с возникновением механического возбуждения. Кроме того, интенсификация движения диафрагменной мышцы также значительно усиливает вентиляцию легких.

Секреция желудочного сока

Кафедра отечественной медицины Сучжоуского мединститута сообщила: в трех случаях, когда из пустого желудка был откачан желудочный сок, за 15 минут секреция желудочного сока была незначительной, однако после 15 минут практики она значительно возросла, а после остановки занятий также явно пошла на снижение.

Желудочный сок состоит из смеси секреций различных желез желудка. Основной его состав — соляная кислота и пепсин. Его главная задача — переваривание пищц управляемое нервами и посредством гуморальной регуляции. Цигун имеет отношение к возникновению интенсифицирующего воздействия на секрецию или к возникновению механического раздражения при перемещениях диафрагмы вверх и вниз. Если же в процессе практики «вхождение в покой» (жу цзин) не очень глубокое, то реакция усиления секреции желудка отсутствует. Поэтому успокоение, возможно, служит главным фактором увеличения выделения желудочного сока, в это время деятельность блуждающего нерва желудка находится в состоянии повышенной интенсивности.

Птиалин

1. Кафедра физиологии Чунцинского мединститута сообщила: из девяти случаев у туберкулезных больных после

 

вещество, после чего уже не пользуются ртом и носом, но вдыхают и выдыхают пупком, как зародыш во чреве, и называют это зародышевым дыханием»;

— дыхание с подтягиванием ануса: на вдохе сознательно поджимают область слияния инь [точка хуэйинь в промежностц где сходятся иньские меридианы], а на выдохе отпускают ее вниз. Используется, когда ии находится в пустоте и упадке, внутренние органы ослаблены, при опущении матки и тому подобных заболеваниях.

Методы дыхания: выдох и вдох носом, выдох ртом — вдох носом, выдох и вдох ртом. В статическом цигун обычно требуется, чтобы выдох и вдох делали носом. Если же по причине заболеваний носа или других органов такое дыхание затруднительно, то можно подключить дыхание ртом или вообще дышать ртом вместо носа, При стеснении в груди и неровном дыхании более подходит выдох ртом и вдох носом. Шесть целительных звуков

Тренировка выдоха и вдоха. Вывод воздуха (ци) — выдох, ввод воздуха (ци) — вдох, каждый из них играет свою роль. Би Янгуй, живший при династии Цин (1644—1911 гг.), в книге «Цветы сливы: вопросы и ответы» («Мэй хуа вэнь да») отмечал: «Связь между выдохом и вдохом у человека не тонкая. Вдох — ци Неба и Земли возвращаются ко мне, выдох — моя ци возвращается к Небу и Земле». Кроме того, одно относится к инь, другое — к ян. Так, в книге «Обобщенные записи о священной помощи»

(«Шэн цзи цзун лу») сказано: «Вся входящая ци — инь, выходящая — ян».

Поэтому по своей роли выходящая ци (выдох) осуществляет раскрытие наружу, а входящая ци (вдох) — собирание внутрь. В книге «Драгоценное зеркало восточной медицины» («Дун и бао узянь») подтверждается, что «выдох — когда ци выходит, ян раскрывается; вдох — когда ци входит, инь закрывается».

Опыты на животных показалц что выдох и вдох могут по-разному влиять на симпатическую и парасимпатическую нервную систему, их действие на внутренние органы совершенно не одинаково. Поэтому помимо обычных методов управления дыханием разработаны отдельные методы развития выдоха и вдоха. В клинических условиях автор также наблюдал, что акцент на выдохе дает четкий эффект при гипертониц пнемонектозе, глаукоме и болезнях головы, улучшается состояние у лиц с опухолями груди и живота. Усиленный вдох более подходит для лиц, страдающих некоторой функциональной недостаточностью кишечника и желудка, при пустоте ян и боязни холода (рис. 31).

В целом, для развития выдоха используют такие методы, как продление выдоха, задержка после выдоха, произнесение слов после выдоха с целью его укрепления; а для развития вдоха, соответственно, подходят продление вдоха, задержка после вдоха, произнесение слов после вдоха. Однако нужно тщательно выявлять характер соотношения инь-ян у больного, как свидетельствует в своей «Полной книге» Цзин Юэ, проживавший при династии Мин (1368—1644 гг.): «Если ян в недостатке, то человек не может выдыхать, а если инь в недостатке — вдыхать». Шесть целительных звуков — тоже один из способов развития выдоха.

ПОДСЧЕТ ДЫХАНИЯ СЛУШАНИЕ ДЫХАНИЯ, СЛЕДОВАНИЕ ДЫХАНИЮ И ОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ

Счет дыханий: молча считают число выдохов и вдохов, выходов и входов ци через кончик носа, от одного до десяти или ста, закончив цикл — повторяют. Можно считать выдохц а можно вдохи: счет выдохов развивает выдохц а счет вдохов — вдохи.

Слушание дыхания: прислушиваются к выходам и входам воздуха, не считая количество дыхательных циклов.

Следование дыханию: сознание концентрируют на поднимании и опусканиц выходе и входе воздуха через кончик носа (без подсчета).

Остановка дыхания: когда дыхание в определенной степени наладилось, тогда выход и вход воздуха становятся такими глубокими и долгимц мягкими и нежнымц что становится совершенно незаметными.

Если настроение не слишком спокойное, беспорядочных мыслей сравнительно много, то лучше

Ф

практики внутреннего взращивания (нэйян) в восьми случаях возросло количество птиалина, в среднем на 58,21 %; и только в одном случае наблюдалось снижение. 2. Вторая Шанхайская туберкулезная больница сообщила: измерения показалц что у больных туберкулезом легких птиалина существенно меньше, чем у здоровых людей. После цигун у больных восстанавливается его нормальное количество. После разового занятия цигун содержание птиалина также заметно возрастает. Птиалин (амилаза), содержащийся в слюне, гидролизует крахмал пищи до мальтозы и после поступления с пищей в желудок при соответствующей слабой кислотности или слабой щелочности продолжает действовать. Повышение количества птиалина после цигун может указывать на улучшение переваривания, что служит одним из факторов поворота к наращиванию недостающей массы тела.

 

подсчитывать и слушать дыхание. При относительном успокоении можно следовать дыханию. Остановка дыхания знаменует познание на собственном опыте глубокого, долгого, тонкого и равномерного дыхания,

БЕССМЕРТНЫЕ В КИТАЕ

4. Гуан Чэн-цзы Жил в каменной пещере в Кунтунских горах, где на протяжении веков занимались

самосовершенствованием многие и многие ц в частностц В эй Боян, создатель внутренней алхимии (нэйдань). На 19-м году своего правления к Гуану пришел Желтый император с вопросом: как строить Путь и продлять жизнь. 1200-летний, но молодо выглядевший Гуан подарил Хуану «Трактат о естественности», посоветовал сохранять единое (шоу и). Следовательно, Гуан считал долголетие естественным, хотя у даосов много говорится о движении против потока естественного старения, о движении вспять от взрослого человека к его зародышевому состоянию — от последующего неба к прошлому небу. Тем не менее, даосы считают Гуа- на одним из 12-ти золотых бессмертных (цзиньсянь).

Движения языка в дыхательных техниках. Дыхание иногда можно сочетать с движениями языка. Способы следующие: кончик языка подпирает верхнее нёбо и не движется или на вдохе подпирает, а на выдохе естественно опускается. В первом случае будет обильнее выделяться слюна во рту, а отпускание языка способствует успокоению.

ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКАЛКЕ ДЫХАНИЯ

Обычно в статической практике в начальный период главные проблемы — как расслабить тело, выправить позу, успокоить чувства — и только потом обращают внимание на налаживание дыхания. Если же приступать к работе с дыханием с самого начала, то могут возникнуть ощущения принужденности и напряженность чувств естественно не пройдет.

Относительно видов дыхания в древности говорили о четырех фазах: ветер (фэн), чуанъ, ци и дыхание (си). Наиболее раннее упоминание встречается при династии Поздняя Хань в толковании Ань Шигао «Трактат о собирании сознания» («Ань бань шоу и цзин») в первом и втором свитке. Позже об этом говорилось при династии Суй (589—619 гг.) в книге Чжи И «Малая медитация» и при династии Мин (1368—1644 гг.) в книге Ван Лунси «Методы регулировки дыхания» («Дяо си фа»).

Фаза ветер состоит в относительно напряженном дыханиц когда слышны звуки собственного грубого дыхания. В фазе чуанъ, хотя звуки дыхания не слышны, однако при выдохах и вдохах все же чувствуется преграда и не-прохождение. В фазе ци хотя нет ни звучания, ни преград, однако выход и вход воздуха недостаточно тонкие и равномерные. Фаза си — глубокое, долгое и равномерное дыхание, возникающее в полном покое. При развитии дыхания обычно требуется постепенно перейти от первых трех фаз к четвертой. Однако вид дыхания зависит от деятельности и настроения людей. Рассмотрим их.

Деятельность. В книге «Простые вопросы» («Сувэнь»), в главе «Об овладении болью», сказано: «При усталости затрудняется дыхание и выступает пот». Имеется в виду фаза дыхания, наступающая при занятиях физическим трудом, когда приходится дышать напряженно. Иногда можно наблюдать эту фазу и при занятиях спортом, хотя после отдыха дыхание постепенно успокаивается.

Настроение. В той же главе проводятся следующие параллели между психологическим и энергетическим состояниями: гнев — ци поднимается, радость — ци замедляется, скорбь — ци растворяется, страх — ци падает, опасение — ци путается, размышление — ци соединяется. Здесь рассматриваются общие изменения в теле, вызванные сменой настроения, но когда на людей оказывают эмоциональное воздействие, это отражается на дыхании. Так, при гневе дыхание обычно принужденное, при внезапном испуге оно может на мгновение остановиться и т. д. Как говорится о связи настроения с дыханием в известной пословице: «Сердце спокойно — ци течет плавно, ци колеблется — сердце волнуется».

Итак, развитие дыхания полезно для овладения любой деятельностью и собственными чувствамц а для этого требуется определенный период обретения навыков, ибо наскоком результата не добьешься.

Общие принципы дыхательных техник состоят в следующем. Прежде всего, практику следует строить на основе естественного дыхания, предполагающего легкость и расслабленность, ненапряженность. При Цинской династии Ли Ханьсюй в книге «Беседы об основах Дао» («Дао цяо тань») отмечал: «Один выдох и один вдох называют дыханием сц нужно следовать его естеству, не слыша его самого».

Далее, развивая дыхание, нужно продвигаться поэтапно, нельзя стремиться достичь всего побыстрее. Следует овладеть методом «не забывая, но и не помогая», то есть не забывать приводить дыхание в порядок, однако, предъявляя к состоянию дыхания определенные требования, недопустимо прилагать вспомогательные усилия, носящие насильственный характер. Добиваясь исключительно правильного дыхания, можно уподобиться тем, кого критикуют в книге «Школа святого буддийского единства» («Сянь фо хэ у-зун»): «Ученики дразнят занимающихся выдохами и вдохамц выводом и вводом, называя их чертямц охраняющими ворота»,— и никогда не достичь ожидаемого эффекта.

Налаживая дыхание, нужно и развивать, и взращивать. Через определенный период временц войдя в состояние спокойного взращивания, можно временно отбросить сознательное управление дыханием, чтобы процесс практики достиг уровня, на котором сохраняется высокая степень успокоенности. В противном случае можно преступить вышеуказанные пределы.

Глубокое, долгое, тонкое и равномерное дыхание — это итог работы. Так называемое глубокое и долгое дыхание — это изначально неглубокое и короткое дыхание с большой частотой, превратившееся в глубокое и долгое с малой частотой. Обычная частота дыхания человека составляет 6—20 раз в минуту. По мере практики можно свести

количество дыхательных циклов до 3—4 и даже 1—2 в минуту,

5. Князь Жун Чэн (Жун Чэн-гун)

Древний бессмертный, наставник Хуандц а затем Лао-цзы. Работал над бессмертием в горах Великая Наставница, затем в Кунтунских горах. Сохранял воспроизводящую энергию цзин, выплавлял жизненную энергию ци занимался дыхательной гимнастикой, ведением и привлечением даоинь двести лет. Был мастером в технике взращивания жизни (яншэн) в брачных покоях, то есть умел использовать сексуальную энергию для самосовершенствования, не выбрасывая семя. Написал книгу из двадцати шести свитков «Иньс-кий путь Жун Чэна». Иньский, значит скрытный, тайный.

причем не задыхаясь и не испытывая неприятных ощущений, а, наоборот, чувствуя себя естественно и удобно. Однако все это создается путем накопления опыта, а совсем не личным упорством.

Когда ссылаются на выражение из «Чжуан-изы», гласящее: «Истинный человек дышит пяткамц а достигший человек дышит горлом», то имеют в виду, что глубина и долгота дыхания должны доходить до пяток. О слове чжун (пятка), которое нельзя толковать так ошибочно, в книге «О черной коже», написанной при династии Мин, сказано: «Относительно чжун говорится о погружении в пещеру». В «Беседах об основах Дао» оно разъясняется более определенно: «Чжун — соединение безотрывное,

непрерывно сохраняющееся». Следовательно, пяточное дыхание — глубокое и долгое; а противоположное горловое дыхание — неглубокое и короткое.

Так называемое тонкое и равномерное дыхание подразумевает достижение крайне тонкого и очень равномерного дыхания, которого добиваются также накоплением опыта и энергии. Оно взаимосвязано с глубоким и долгим дыханием. Следует обратить внимание на выражение: «Посылаешь ци — истощаешься, объединяешь ци — ранишься». Посылать ци означает растягивать дыхание, принудительно добиваться глубины и долготы, а объединять ци значит сдавливать дыхание ради равномерности и утончения. Такие приемы вызывают короткое и принужденное дыхание, причем травмируются мышцы груди и живота, возникают боли и другие отрицательные явления.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАЗВИТИЕМ ДЫХАНИЯ

При дыхательной практике обычно смотрят на глубину дыхания: присутствует ли силовое сдавливание воздуха, а также слушают, издаются ли звуки при дыханиц насколько оно легкое, тонкое и равномерное (о контроле дыхания ученика следует предупредить заранее).

может длиться долго.

Исследуя брюшное дыхание, можно мягко положить руку на живот для заключения, является ли оно мягким, ровным, ритмичным, обратным или прямым, есть ли задержки между вдохами и выдохами. Если практикующий дышит животом принужденно или с усилием поднимает и опускает стенку живота, то мышцы напрягаются, подъем и опускание происходят неестественно, и такое дыхание не

В бывшей Шанхайской клинике цигун -терапии снимали кривые дыхания с помощью записывающего на барабан прибора, объективно определяя состояние пациентов. Запись обычно велась в лабораториц где практикующий лежал и к его животу осторожно прикладывалась резиновая трубочка, через которую данные о состоянии дыхания передавались на индикаторную стрелку, а с нее велась непрерывная запись на барабан. В то время была проделана большая работа с больнымц занимавшимися цигун более месяца. Проанализировав 278

случаев, мы пришли к следующему выводу: если настроение устойчивое, расслабление хорошее, успокоение

мыслей достигнуто, брюшное дыхание образовалось естественно, то кривая дыхания равномерная и плавная. Если же настроение неустойчивое, очевидна односторонняя направленность и чрезмерное использование сознания, то кривая дыхания неравномерная, неестественная. Если много разнообразных мыслей или теряется сознание, то кривая дыхания путаная. Кривые задержек на выдохе и на вдохе четко различаются, и больные, отрабатывая эти формы дыхания, могут менять их по своему усмотрению. Если налицо неврастения, то кривая дыхания недостаточно устойчивая, но в процессе выздоровления становится закономерной. При продолжительном равномерном, естественном, мягком брюшном дыхании лечение проходит эффективно.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ТРЕНИРОВКИ ДЫХАНИЯ

Дыхательные движения происходят непрерывно под управлением центральной нервной системы и обычно сознательного регулирования не требуют. Однако цигун предполагает особые формы дыхательных движений, что осуществимо только при руководстве со стороны сознания.

Развитие дыхания оказывает определенное регулирующее влияние на функции вегетативной нервной системы. Последняя подразделяется на симпатический и парасимпатический отделы, которые непрерывно взаимодействуют, чтобы внутренние органы могли нормально функционировать. Если с одной стороны происходит опережение или запаздывание, то может возникнуть потеря управления функциями внутренних органов и следует ожидать наступления болезней. Так, если симпатическая нервная система относительно интенсифицируется, то сердцебиение участится, кровеносные сосуды сожмутся, артериальное давление повысится, перистальтика желудка и кишечника ослабеет. Если же парасимпатическая нервная система относительно интенсифицируется, то это вызовет прямо противоположные последствия.

Опыты на животных показалц что при перевозбуждении центра выдоха может происходить диффузия в центр парасимпатической нервной системы, а при перевозбуждении центра вдоха возможна диффузия в центр симпатической нервной системы. При непрерывном длинном выдохе в клинических условиях наблюдалось

расширение кровеносных сосудов и понижение давления кровц а при непрерывном длинном вдохе кровеносные сосуды сужались, давление крови повышалось. Это подтверждает результаты, полученные в опытах на животных, и говорит о возможности путем сознательного развития дыхания регулировать вегетативную нервную систему. Следовательно, используя разум и волю, можно улучшить работу внутренних органов.

6. Семя Красной Сосны (Чи Сун-цзы)

Был мастером дождя при Святом Земледельце (Шэнь Нуне), который, как и Хуандц царствовал в доисторические времена, научил людей земледелию, за что и назвали его Святым. Чц как птица-феникс, мог входить в огонь и само- сжигаться. Часто посещал Мать-княгиню Запада (Сиванму), что жила в горах Куньлунь, и опускался с гор с ветром и дождем. Его сопровождала дочь Пламенного императора, правителя Подземного царства — ада.

Дыхание животом — это диафрагмальное дыхание. Диафрагма расположена в нижней части груди под легкими. Во время брюшного дыхания диафрагмаль-ная мышца на вдохе сокращается, диафрагма опускается наподобие мехов, увеличивая размер грудной полости по высоте и нижней части груди в поперечнике, и объем входящего воздуха увеличивается. На выдохе диафрагмальная мышца опускается, диафрагма поднимается, сокращая грудную полость, и воздух удаляется полностью. Изменение диапазона движения диафрагмы вверх-вниз на 1 см может изменить количество пропускаемого воздуха на 250—300 мл. Путем наблюдения за брюшным дыханием можно увеличить амплитуду колебания диафрагмы. В одном случае перемещение возросло в процессе практики с 2,5 до 9 см, в остальных девяти случаях рост составил 3,4—6 см (в среднем 5 см). Это намного усилило вентиляцию легких, укрепило дыхательные функциц улучшило газообмен и увеличило содержание кислорода в крови. Повышение снабжения кислородом восстановило функции нервной системы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.