Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 3 страница



Метод работы с большим и малым циклами Неба (чжоутянь) фактически служит для осуществления изменений на основе убывания и возрастания инь и ян. Так, каналы действия и управления (жэньмай и думай) представляют собой море иньских каналов и сеть янских каналов. Поэтому пропускание и,и через каналы действия и управления — по существу, вопрос соотношения инь и ян. В период огненною времени (хохоу) военный ог


 

Рис. 2. Чистое и грязное, динамика и статика. Великое Дао рождает единую энергию (gu), которая разделяется на инь и ян. Инь — чистое, а ян — грязное; женское — черное, а мужское — белое. Сознавая это, белое хранит и себе черное, мужчина оберегает женщину. Таким образом, пнутрсннес и внешнее

пребывает в готовности, природа (сын) и жизнь (мин) совершенствуются. Чистое — источник грязного, динамика — основа статики. Человек, способный постоянно находиться и чистоте и покое, не задерживается и не встречает

препятствий. Энергия и дыхание

[энергетические «плохи» и «выдохи»,

управление ци с помощью дыхания] возвращаются к своей основе.

 

1. ПРАКТИКА ЦИГУН, ПЛОТВО И ПОЛВО

Учение китайской медицины о явлениях в плотных внутренних органах (плотво, по-китайски и,зан) — основа всех разделов науки врачевания, включая цигун. Ниже рассматривается работа пяти плотво (у цзан) в связи с требованиями цигун. Кроме плотных рассматриваются и полые внутренние органы (полво).

Сердце. Сердце (фактически имеется в виду средоточие души) отвечает за осознание [буквально: духовный свет или ясность духа — шэнь мин]. В «Простых вопросах» в изложении «Теории скрытых явлений шести звеньев» дается следующее объяснение: «Сердце — правитель и хозяин, поэтому его называют основой жизни. Сердце хранит шэнь (дух), отсюда духовный свет исходит и переходит [в нечто иное], поэтому и говорят о преображении духа». Здесь под духом подразумевают различные последовательные проявления умственной деятельности.

Связь духа с сердцем состоит в следующем. Сердце — основа человеческой жизни, дух (шэнь) помещается в сердце и подвергается его воздействию. Поэтому когда сердце перестает нормально функционировать, может возникнуть болезненное состояние с нарушением сознания. Так, в «Линшу», в главе об основе духа (бэнь шэнь), сказано о сердце: «Страх, боязнь, думы и беспокойства ранят дух-шэнь; если дух-шэнь поражен, то ужас и страх ведут к потере себя». В процессе практики цигун сосредоточиваются мысли, и когда сознание погружается в глубокий покой (жуи,-зин), а тело расслабляется, тогда достигается слияние сердца и духа-шэнь, в результате чего они становятся невосприимчивыми к воздействию каких-либо внешних событий и развивают функции, регулирующие плотные и полые внутренние органы так, что взаимосвязь между плотво и полво достигает относительного равновесия (рис. 3|

Так как «сердце — главный господин пяти плотво и шести полво-», значит, «если господин становится просветленным, то наступает спокойствие, на основе которого взращивается жизнь и достигается долголетие... Если же господин остается не просветленным, то двенадцать дворцов оказываются в опасности». Здесь поясняется, что сердце и дух-шэнь путем тренировки успокаиваются, и только тогда все плотво и полво могут спокойно исполнять свои обязанности, проявлять свои функции, благодаря чему достигается здоровье тела и долголетие.

В «Простых вопросах» в главе о параличе отмечается, что «сердце главенствует над кровеносными сосудами тела», то есть вены, артерии и капилляры во всем теле управляются сердцем. Источником образования крови служат тонкое и горчайшее (цзин и вэй) вещества, получаемые из воды и пищи. Преобразованные и циркулирующие безостановочно, проходя через желудок и селезенку, они питают все тело, главным образом благодаря процветанию ни сердца, двигающего кровь в определенном направлении. Так, в «Простых вопросах» в изложении «Теории образования пяти плотво» утверждается, что «всякая кровь принадлежит сердцу». После того как в результате освоения упражнений цигун сердце и дух-шэнъ успокоятся, ци сердца получает возможность лучше исполнять свои обязанности по управлению движением крови. Отражением силы и умеренности пульсации служит равномерный румянец лица. Об этом в «Простых вопросах» в главе «Теории шестизвенных явлений в плотво» сказано следующее: «Цвет [сердца] — в лице, его полнота — в кровеносных сосудах».

Легкие. Легкие главенствуют над ци, распоряжаются выдохами и вдохами. В «Простых вопросах» в главе «Теория явлений, соответствующих инь и ян» упоминается, что «небесная ци проходит через легкие». Там же в объяснении «Теории истинной вредоносности пронизывания суставов» приводится следующий аргумент: «Истинная ци берется с Неба, объединяется с ци пищи и заполняет тело». Небесная ци — это природный воздух. В «Линшу», в главе о девяти иглах, дается такое сравнение: «Легкие — зонт пяти плотво и шести полво». Поэтому и в других древних трактатах легкие часто называют зонтом.

В «Трактате о желтом флигеле» сказано: «Дворец легочной части напоминает зонтик». Чжао Сянкэ во времена династии Мин в трактате «Медицинские постижения» привел уточняющие пояснения: «Под горлом находятся легкие, два листа белого шпата, именуют их зонтик, он прикрывает плотво; легкие пусты, как пчелиные соты, внизу отсутствует пропускающая полость, поэтому при вдохе они наполняются, а при выдохе опустошаются. Основу существования выдоха и вдоха составляет отсутствие в наличии полости. Дыхательные

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ЦИГУН

С тех пор как использование цигун в 1955 году распространилось по всему Китаю, ряд учебных, исследовательских и клинических организаций воспользовались современным научным оборудованием и с конца 1950-х годов провели немало экспериментальных наблюдений, накопили большое количество данных и в результате теоретико-аналитических исследований пришли к определенным выводам. Дун Цзинъу в статье «Научный цигун и биологическое отражение» указывал, что за рубежом только в 1970-е годы появились ускоренные методы исследования в этой области. Бэньсэнь (возможно, Беньсон) и другие считают, что цигун, изменяя главным образом функции гипоталамуса, воздействует на переход от реакции напряжения к реакции расслабления. В состоянии реакции расслабления физиологические изменения у тренирующегося следующие: количе ство потребляемого кислорода, давление крови, частота сердечных сокращений и дыхания, содержание молочной кислоты в крови артерий уменьшаются: величина тока крови в неподвижных мышцах предплечий несколько повышается, в коре головного мозга образуются медленные ОС-волны; одновременно во всем теле понижается деятельность симпатической нервной системы. Зарубежный анализ этого механизма полностью совпадает с результатами исследований в Китае в 1950-е годы. К сожалению, такие передовые темы научных исследований в области китайской медицины сначала подвергались нападкам со стороны «левых», затем в течение десяти лет жестоко подавлялись, в результате чего был десятилетний застой. Только в 1977 года, начиная с изучения внешней ци (вай ци), восстановилось изучение принципов цигун. Знаменитый ученый Цянь Сюэсэнь сказал, что изучение цигун «даст новые сведения о реак циях психологической активности на функционирование внутренних областей всего тела, и поскольку ясность в отношении цигун обычно у людей еще отсутствует, то потенции не используются — речь идет о скрытых силах человека». Поэтому с целью дальнейшего изучения тайн жизни людей, распространения исследований на еще не изведанные области, для развития скрытых сил человека, ради здоровья и продления жизни необходимо продолжать великое содружество между клиническими, учебными и исследовательскими организациями в деле расширения изучения принципов цигун. В данной главе работы по изучению принципов цигун разбиты на две части. В первой (параграфы 1—5) дается описание исследований пяти систем: центральной нервной системы (ЦНС), дыхания, пищеварения, кровообращения, обмена веществ и выделения, проведенных до движения — вдыхание чистого и выдыхание грязного; кузнечные меха и флейта — сменяются в теле человека». В книге Чжан Цзиньюэ «Схемы и крылья к Трактату о сходном» есть аналогичное описание. Под указанными здесь кузнечными мехами и флейтой подразумеваются периодические выдохи и вдохи.

В материалах, посвященных древнему цигун, вдохи и выдохи также называют ветер сунь. При выполнении дыхательных упражнений набирают тонкую энергию (цзин ци) Неба и Земли и выплевывают загрязненную энергию из плотво и полво. В «Простых вопросах» в доказательстве «Истинной теории верхнего древнего неба», говоря о выдохах и вдохах тонкой ци, подразумевают дыхательные техники. В результате осознанного процесса дыхания, вбирая небесную ци (тянъци), легкие не только заполняются истинной ци (чжэнь ци), но, поскольку ци командует кровью, ци течет — и кровь течет, легкие правят сотней кровеносных сосудов — можно усилить движение ци и крови, чтобы все тело наполнилось током ци-крови, а пять плотво и шесть полво, четыре конечности и сто костей получили питание и жизненную силу. Поэтому в «Трактате о желтом флигеле» сказано:

«Выдыхают и вдыхают истинную ци для спасения святого» (рис. 4).

Поскольку легкие главенствуют над опусканием (цзян), а почки главенствуют над набиранием (на), в «Полной книге Блистающего Пика» сказано: «Легкие — глава ци, почки — основа ци». Путем сознательных дыхательных упражнений (например, опуская ци в нижнее поле киновари) производят набор энергии

в почки, что способствует их укреплению. Поэтому при глубоком и длинном дыхании животом может возникнуть состояние зародышевого дыхания, при котором выдохи и вдохи становятся легкими и ровными, мягкими и гармоничными, так что носовое дыхание почти невозможно обнаружить:

«Лебединое перо приложишь к носу — и не шелохнется». При этом ци последующего неба легких соединяется с тонкой ци прежнего неба почек путем опускания (и,зян) и набирания (на) и превращается в истинную ци (чжэнь ци) человеческого тела, тем самым побуждая внутренние силы быстро сосредоточиться утверждения древних о необходимости практиковать зародышевое дыхание.

Кроме того, легкие главенствуют над кожей и волосами. Так, в «Простых вопросах» в главе «Теория образования пяти плотво» утверждается: «Легкие объединяют кожу, ее слава — волосы». Под термином кожа и волосы (пи мао) подразумевается поверхность тела, включая кожу, потовые железы и волосяной покров. Выделение пота, смазывание кожи, подавление внешней инфекции и тому подобные функции осуществляются путем проявления защитной энергии (вэйи,и), распространенной в коже и волосах. В связи с этим в «Линшу», в главе об основных плотво, сказано: «Защитная энергия распространяет тепло в мышцах, заполняет кожу, утучняет фибры, командует открыванием и закрыванием». Защитная энергия может играть такую роль главным образом потому, что опирается на влияние легких. Как о том сказано в «Линшу», в главе о пропускании ци (и,зюэ ци): «Верхний обогреватель открывает и выпускает, сообщает о пяти вкусовых ощущениях, окуривает кожу, наполняет тело, делает блестящими волосы, орошает подобно туману в роще».


 

1963 года; во второй части (параграфы 6 и 7) приведены результаты новых исследований, относящихся к внешней ци и пр.

1. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Электроэнцефалограммы

1. Шанхайский НИИ гипертонии сообщил: пять лиц занимались цигун по полчаса; измерения показали, что ОС-ритм заметно усилился, и это продолжалось, пока тренировка не закончилась. 2. Пекинский мединститут сообщил: из восемнадцати случаев в одиннадцати (Х-ритм и индекс ОС-ритма снизились, в шести возникли медленные волны. 3. Кафедра психических заболеваний 1-го Шанхайского мединститута сообщила: на двенадцати тренирующихся провели относи тельно систематические исследования электроэнцефалограмм и обнаружили, что по ходу тренировки на ЭЭГ возникают заметные изменения: в лобной части появляются 0-волны, амплитуда постепенно растет, период постепенно увеличивается и происходит диффузия на заднюю часть полушарий; при этом а-ритм или остается неизменным, или наблюдается повышение амплитуды, удлинение периода и уменьшение частоты. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — отражение физиологических процессов в мозге головы. Обычно у бодрствующих взрослых людей средних лет в мозге очень мало 0-волн, и у каждого конкретного человека интервал колебаний а-ритма крайне мал. Поэтому, если во время тренировок а-ритм замедляется на одно-два колебания в секунду или постепенно растет 0-ритм, то это следует рассматривать как значительное изменение. Такая ЭЭГ резко отличается от ЭЭГ для сна или при гипнозе. Во время тренировок изменения ЭЭГ, вероятно, показывают сложное взаимодействие коры и подкорковых структур мозга. Состояние при цигун, возможно, представляет собой особый процесс торможения.

Хронаксия движений мышц

1. Кафедра физиологии Чунцинского мединститута сообщила: в двадцати семи случаях возрастала базовая прочность глубоких мышц сгибания пальцев и общих мышц распрямления пальцев, хронаксия движений повсеместно удлинялась. 2. Шанхайский городской НИИ гипертонии сообщил: с помощью электронного хронаксиметра исследовали изменения хронаксии мышц до и после тренировки. В результате обнаружили, что мышечная хронаксия во время тренировок по сравнению с состоянием перед тренировкой явственно удлиняется.

2.

В соответствии с этим в процессе практики иногда возникает ощущение, что открывание и закрывание пор непосредственно связано с легочным дыханием, это так называемое дыхание тела (ти хуси) в цигун. При обычных занятиях во время дыхательных упражнений, выполняемых сознательно, мягко и естественно, также наблюдается потепление кожи и некоторое потоотделение, что подтверждает вышеприведенное заключение из «Трактата о внутреннем» (рис. 5). Таким образом, можно добиться исправления си туации; когда ян в пустоте (сюй), человек боится холода (вэй лэн), легко простужается и нос у него заложен; по мере практики простудные явления могут быть значительно ослаблены. Это также укрепляет ци легких, вызывая соответствующее утучнение фибр.

Конечно, дыхательные упражнения в практике цигун нужно делать естественно, нельзя совершать работу. Жесткое исполнение, наоборот, ведет к расходу истинной ци, механизм распределения ци нарушается. Это следует иметь в виду.

Почки. Почки располагаются в поясничной области, по одной слева и справа от позвоночника, где находятся ворота жизни (точка минмэнь). Почки — основа прежнего неба; среди внутренних органов — это почечный ян, первоначальный ян, истинный ян, а также почечная инь, первоначальная инь.

Поэтому почки называют источником жизни.

Для практике цигун ворота жизни — одна из важнейших областей.

fHTTTiJ I

Рис. 5. Выполнение упражнений даоинь

«Ворота жизни — это огонь-министр, который вместо князя вершит дела, поэтому зовется малым сердцем». Кроме того, Чжан Цзинъюэ считает, что «ворота жизни — корень первоначальной ци, дом воды и огня: иньци пяти плотво, без которой невозможен рост; януи пяти плотво, без которого невозможно испускание (фа)». Очевидно, какое важное место занимают «ворота жизни» в теле человека.

Чжао Сянькэ в «Медицинских постижениях» сопоставил ворота жизни с движущей силой в лампе, вокруг которой движутся картонные лошадки, то есть с огнем. Чэнь Шидо в «Тайных записках каменной комнаты» увязывает движущую силу с пятью плотво и шестью поушо: «Сердце получает ворота жизни — и свет духа (шэньмин) приобретает хозяина, изначально может соответствовать вещам; печень получает ворота жизни — и думает думы; желчный пузырь получает ворота жизни — и решительно прерывает; желудок получает ворота жизни — и может брать и давать; селезенка получает ворота жизни — и может вращать колесо; легкие получают ворота жизни — и управляют суставами; толстая кишка получает ворота жизни — и передает и ведет; тонкая кишка получает ворота жизни — и распространяет изменения, почки получают ворота жизни — и создают силу; три обогревателя получают ворота жизни — и пускают воду в канал; мочевой пузырь получает ворота жизни — и получает и сохраняет».

Сюй Линтай твердо считал, что ворота жизни — это «поле пилюли» (даньтянь), местонахождение изначальной ци в теле. В трактате «О начальных течениях в медицине» («Исюэ юань лю лунь») он рассуждает:


 

Изменение хронаксии мышц связано с изменениями функционального состояния анализатора движений коры головного мозга. Когда процесс торможения доходит до анализатора движений, то мышечная хронаксия удлиняется; обычно это удлинение можно обнаружить при торможении во сне, от отрицательной индукции, большого количества бромистых препаратов, а также при торможении защитного характера. И существенное удлинение хронаксии мышц во время тренировок может четко отражать тот факт, что деятельность коры головного мозга также развивается в сторону торможения.

Хронаксия вестибулярного аппарата

Шанхайский городской НИИ гипертонии сообщил: в двадцати семи случаях ушун-тераиии до и после одноразового цигун средняя величина хронаксии вестибулярного аппарата с 5 мм возросла до 9 мм.

Хронаксия вестибулярного аппарата обычно служит одним из способов изучения функционального состояния подкорковой вегетативной нервной системы, удлинение хронаксии вестибулярного аппарата показывает, что возбуждение вегетативной нервной системы падает, а ее укорачивание — что возбуждение усиливается. Таким образом, практика цигун понижает возбуждение вегетативной нервной системы.

Кожный электропотенциал

1) Отделение физиотерапии народной больницы г. Шанхая сообщило: у тридцати семи тренирующихся больных бронхиальной астмой определяли изменения электрического потенциала кожи в восьми точках: фэйюй (излечение легких), минмэнь (ворота жизни) и пр. В результате обнаружено, что в процессе цигун кожный электропотенциал повсеместно снижается, а после окончания занятий сразу же снова повышается. 2. Шанхайский городской НИИ гипертонии сообщил: у больных гипертонией перед тренировкой кожные электропотенциалы неустойчивы, но во время тренировки постепенно они стабилизируются, и их кривые постепенно понижаются. Электропотенциал кожи связан с симпатической нервной системой, управляющей холином потовых желез, который может возбуждать волокна этой системы. У обычных нормальных людей при боли от иглоукалывания, во время возбуждения сердца от тоски и прочем кожный электропотенциал повышается, а во время сна — падает. Во время тренировок, когда все тело расслабляется и входит в покой, кожный злектропотенциал в лечебных точках постепенно снижается, что связано с тенденцией к торможению коры головного мозга.

2)

«Где временно проживает так называемая изначальная u,u? Пять плотво имеют истинную u,u пяти плотво, здесь распределена изначальная ци. А область корня и основы, которое в даосских трактатах называют полем пилюли (киновари), в „Трактате о сложном"

— воротами жизни, в „Трактате о внутреннем" — обочиной семи суставов, в центре имеет маленькое сердце. Инь и ян, закрывание и открывание находятся здесь; выдох и вдох, выход и вход помещаются здесь. Без огня может согреть сто тел, без воды — смочить пять плотво.

В центре находится линия без перерыва, а именно, бессмертная линия рождения ци. На нее и опираются в практике» (рис. 6). В процессе практики цигун, опираясь на действие открывания и закрывания, поднимания и опускания при дыхании, внимание сосредоточивается на пупке или непосредственно на воротах жизни, чтобы усилить их функции и тем самым помочь пяти плотво и шести полво полностью развернуть присущую им деятельность. Поскольку огонь-министр ворот жизни соответствующим образом заполнен (канцзу), можно вдохновить ян селезенки (огонь первоначального ян порождает почву) и усилить функции данного органа по перевариванию воды и пищи.

После того как почва селезенки наполнится энергией ци, тонкое и тончайшее вещество воды и пищи последующего неба полностью переварится, удовлетворяя потребности плотво и полво, каналов продольных (цзин) и поперечных (ло), четырех конечностей и ста костей. В случае избыточного поступления вещества его можно сохранять в почках, поскольку считается, что «почки главенствуют над водой, собирают воспроизводящую энергию (цзин-тонкое) пяти плотво и шести полво и хранят ее». Таким образом, почки интенсивнее заполняются истинной ци, а кроме того, своевременно удовлетворяются потребности плотво и полво. Поэтому посредством практики цигун тело может всесторонне укрепляться.

Почки главенствуют над костями, кости порождают костный мозг, а «[головной] мозг — это море костного мозга», поэтому после того как почечная ии станет полной, воспроизводящая энергия (цзин) сможет восполниться, духовная энергия (шэнь) позволит мыслить быстрее и точнее, облегчит запоминание и припоминание. Кроме того, почки называют «чиновником, создающим прочность», ведь в случае полноты почечной ци суставы и кости укрепляются и оздоравливаются, движения становятся легкими и быстрыми — и это часто наблюдается при тренировках. Когда, занимаясь цигун, практикующий заполнится истинной ци, то не только первоначальные инь и ян смогут друг друга поддерживать и друг на друга опираться, но и почечная вода сможет подниматься, чтобы оказывать ответную поддержку сердцу (огню-министру). Таким образом исправляется положение, при котором «сердце и почки не обмениваются», из-за чего сердце трепещет и сон пропадает, а также теряется цзин (через полюции) со всеми нытекающими отсюда последствиями. При содействии сердца функции плотных и полых внутренних органов постепенно укрепляются.

Восстановление первоначальной инь в процессе практики также часто проявляется в обильном выделении слюны. Ли Няньэ создал «Трактат о внутреннем: основы знаний», где указывал: «Слюна и вода почек в принципе однородны, [поэтому слюна] может орошать внутренние органы и увлажнять кожу. Проплатывая и не

3) ПРИ ДИНАСТИИ ЦИНЬ И РАНЫШ£ (ДО 206 Г'. ДО Н.Э.) В годы Весен и осеней и Воюющих царств (722—221 гг. до н. э.) выросли производительные силы, в общественной экономике произошли значительные изменения, области культуры тоже были сильно затронуты, возник подъем науки, когда «соперничали сто школ». Цигун в то время тоже получил определенное развитие и привлек всестороннее внимание. Говоря о медицине, следует отметить, что искусство исцеления в это время получило значительное развитие, появилось первое классическое произведение — «Хуанди нэйцзин» («Трактат Желтого императора о внутреннем»). Среди пяти видов лечения, перечисленных в «Простых вопросах», есть «даоиш. апьцяо», это и есть древний цигун. Кроме того, в «Линшу» в главе о передаче болезни приводится ряд методов тогдашней терапии: «Даоинъ — вождение ци — уравновешивающее растирание (цяомо), прижигание, растирание (вэи), укалывание, прогревание, принятие лекарств», где даоинъ — вождение ци и уравновешивающее растирание названы первыми. Кроме того, в «Простых вопросах», в главе «Истинная теория древнего неба», также говорится о древнем цигун, главным образом о профилактике заболеваний: «Спокойствие и невозмутимость — ложные или нет — истинная ци определяет это, ц:шн и ци внутри сохраняй — болезни успокоение отсюда придет» и «Выдыхай и вдыхай цмн и ци, свободно стой и сохраняй дух (шжъ) — мышцы и плоть станут едины». В области излечения болезней в «Простых вопросах», в «Теории странных | болезней» говорится об излечении болезней сочетанием с дыханием: следует «сочетать даоинъ с принятием лекарств, только лекарствами излечить нельзя». Здесь говорится о сочетании лекарств китайской медицины с занятиями по системе даоинъ. А в дополнительных главах к книге «Простые вопросы» (ранее утерянных), собранных Лю Вэньшу во время Северосунской династии (960—1127 гг.), в главе о методах укалывания, говорится более конкретно о

4)

выплевывая, заполняешься почечной водой, лицо не будет сухим, сохранится достаточно влаги для понижения огня и питания сердца». Поэтому проглатывание слюны во время тренировок имеет особый смысл (рис. 7).

Рис. 7 Метод статического

цигун

Чэнь Чжунлин в книге «Осознание медицины сердцем» подчеркивал, что проглатывание слюны «называют пополнением истинной инь за счет истинной воды.

Одинаковые ци друг другу помогают, и это, безусловно, разумно». Действительно,

«лечение иньской пустоты без тонких лекарств» гораздо эффективнее, чем «таблетки с шестью ароматами и прочие средства».

Печень. Печень главенствует над замыслами и заботами (моу люи), которые тоже относятся к мышлению. В печени также хранится кровь. В пяти стихиях (у син — рис. 8) печени соответствуют ветер и дерево, причем ветер склонен рассеиваться, а свойство дерева — направленно разрастаться. Поэтому резкий эмоциональный всплеск, в особенности гнев (ци гнева), очень легко оказывает негативное воздействие на дерево печени. В связи с этим в «Простых вопросах» в изложении «Великой теории явлений, соответствующих инь и ян» сказано, что печень «по природе гневлива, но гнев ранит печень». Если печень поражена, может возникнуть множество болезненных изменений, связанных с печенью. В процессе практики пациенты расслабляются и входят в состояние глубокого покоя, эмоции утихают, позволяя ии печени развертываться и распространяться, не доводя дело до обратного преодоления почвы. Можно также заставить поднявшийся и возгордившийся (шанкан) ян печени добровольно скрыться, а «огонь» печени — самостоятельно очиститься, поэтому после упражнений в сердце наступает успокоение.

Когда лечат ян печени или ветер печени в согласии с принципом кровь объединяется с и,и и идет вверх, в практике цигун делают упор на то, чтобы в нижней части тела создавалось соответствующее напряжение, и следят, чтобы там сосредоточилась сила (ли), принуждая ци и кровь опускаться. Таким образом можно исправить положение, при котором наверху полнота, а внизу пустота, и сделать более существенной роль скрытого ян спокойной печени.

Открытая полость печени — «глаза». В «Трактате о знаке инь» упоминается «механизм в глазах». В древнем цигун считалось, что все тело человека — инь, только глаза относятся к ян, поэтому, закрывая глаза и глядя внутрь, можно оказывать воздействие на наблюдаемое внутри. В «Трактате о желтом флигеле» объясняется, как «спокойно закрывшись, наблюдают внутри себя свет». В «Исследовании восьми чудесных каналов» в том же значении говорится об обращенном взгляде (фань гуань).

Селезенка. Функции селезенки — перерабатывать (юнь хуа) воду и пищу. Говоря о ее роли, часто объединяют селезенку с желудком. На протяжении многих веков врачи серьезно относились к селезенке-желудку, утверждая, что «селезенка — основа последующего неба», поэтому когда «есть и,и желудка — живут, нет ци лечении с помощью даоинъ: «Те, у кого болезнь почек длительна, могут в час инь (с трех до пяти утра) направив лицо к югу, успокоив шэнь (дух), и путаясь в мыслях, остановить ци и не дышать семь раз, чтобы вытянуть горло и втягивать ци вдоль него, подобно проглатыванию очень жесткой пиши; после повторения этого семь раз пишу языком вниз проводят бесчисленное число раз». В «Исторических записках» («Ши цзи), в главе «Биография Бянь Цяо, жившего в конце периода Весен и осеней, рассказывается, как то во время спасения якобы умершего наследника престола Го провел ряд лечебных мероприятий глубокой древности: припарки, винные компрессы, колющие камни, выпрямление и вытягивание (цляоинь), стол и табурет (аньу), втирание при отравлении. Среди них выпрямление и вытягивание — это то же, что аньцяо-даоинь. В слове аньу первый слог написан другим иероглифом, это то же, что «ань» в слове «аньмо»; второй иероглиф имеет также значение «колебать, двигать». Во время Танской династии (618—907 гг.) Сыма Чжэнь в «Пояснениях к „Историческим запискам", говоря об аньу, указывал, что это аньмо: шевелят тело для его регулирования, т. е. опять же аньмо. Здесь показана

древняя история цигуна, выраженная через даошгь-аньцяо. Что касается даосов, то в произведениях таких их представителей, как Лао-цзы и Чжуан-цзы, приводятся слова, относящиеся к древнему цигуну. Так, в книге «Лао-цзы» выражения «пустое сердце, наполненный живот», «существуют как бы непрерывно, используя это не напрягаясь», «достигают предела пустоты, сохраняют спокойствие постоянного», «сосредотачивая ци, достигая податливости, можно уподобиться младенцу» и пр. не только отражают определенные философские представления Лао-цзы, но также говорят о тренировках, что впоследствии многие использовали. Что касается отрывка из «Чжуап-фы»: «Дуть, дышать, выдыхать и вдыхать, выплевывать старое и набирать новое, медведем повисать, птицей вытягиваться...», то здесь специально говорится о древнем цигуне. Упоминавшийся Пэн Цзу (Пэн-Родоначальник), как рассказывают легенды, жил во времена Инь-Шан (1766—1 122 гг. до н. э.), наслаждался жизнью 800 лет. В древности часто ссылались на него как на представителя долгожителей. Кроме того, в «Чжуан-цзы», в главе «Ве ликие основоположники, сказано: «Истинные люди в древности дышали глубоко-глубоко» ■ — тоже упоминается о древней дыхательной гимнастике. У Конфуция в книге «Беседы и суждения» («Луныои») говорится: «Есть овощную пищу, пить воду, сгибая руки, преклонять голову», что, возможно, тоже приме]) какой-то тренировки. Что касается того, что Янь Хуэй был знатоком тихого сидения, то об этом в книге «Чжуан-изы» в главе «Великие основоположники» сказано: Янь Хуэи говорит: «Обратился к сидению в забытьи (ц.юбан). Чун Ни заинтересованно спросил: что такое сидение в забытьи? Янь Хузй сказал: опускают конечности, отключаются от слуха и зрения, избавляются от формы, желудка — умирают». Даже возникла школа (ее представитель —Ли Дуньюань), считающая главными органами селезенку и желудок. Для образования таких энергий, как питающая (ин), защитная (вэй) и ци, а также крови, слюны (цзинъ) и жидкости (е) необходимо опираться на тонкую и,и пищи и питья, а селезенка и желудок в этом процессе играют ведущую роль.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.