|
|||
Словоизменение. Словообразование⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Словоизменение Для проверки способности изменения существительных по падежам предлагается картинка с изображением моста через реку. Далее задают вопросы: Что это? — Это река. Это мост._________________________________________ А там есть река? — Там нет реки. Там есть мост? — Там нет моста. ________ ________________________________________________________________________ Где плывет лодка? — Лодка плывет по реке. Где идет мальчик ? Мальчик идет по мосту. _______________________________________________________________________ Что ты видишь? — Я вижу реку. Я вижу мост._______________________________ Где растет дерево? — Дерево растет за рекой. Дерево растет под мостом.______ _________________________________________________________________________ Где плавает рыба? — Рыба плавает в реке.___________________________________ Где стоит девочка? — Девочка стоит на мосту. ______________________________ Изменение существительных по числам: дом — дома, гриб — грибы_________ ______________________________________________________________ Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде: Красная лента, красный шар, красное платье_______________________ Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде: Мальчик упал____________________________________________________________ Девочка упала____________________________________________________________ Словообразование Суффиксальное образование существительных: гриб — грибочек________________________________________________ дом — домик____________________________________________________________ чашка — чашечка________________________________________________________ Образование прилагательных от существительных: из железа — железный___________________________________________________ из дерева — деревянный__________________________________________________ Образование глаголов при помощи приставок: вошел__________________________________________________________________ ушел__________________________________________________________________ подошел _______________________________________________________________ отошел _________________________________________________________________ перешел________________________________________________________________
Заключение логопеда
Приложение 9. Тарифно-квалификационная характеристика логопеда
Выписка из документа «Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждении образования Российской Федерации (согласовано с Минтруда России - приложение 2 к постановлению от 17 августа 1995 г. №46)»
Общие положения 1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (далее — учреждения) служат основой при: — составлении положений о структурных подразделениях, определяющих их роль и место в учреждениях; — разработке должностных инструкций работников, закрепляющих их обязанности, права и ответственность; — подборе и расстановке кадров, осуществлении контроля за правильностью их использования; — проведении аттестации работников учреждения. 2. Наименования должностей работников в штатном расписании учреждения должны соответствовать наименованиям должностей, предусмотренным настоящими тарифно-квалификационными характеристиками. 3. Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты»: — раздел «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника, утверждающихся руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами; — раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей; — раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» предусматривает: уровень образования; стаж работы (по специальности или педагогический); квалификационные категории, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием. 5. Руководителям и специалистам учреждений, имеющим почетные звания «Народный учитель», «Заслуженный учитель» и «Заслуженный преподаватель», оплата труда производится на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями). Руководителям учреждений, имеющим другие почетные звания, повышение оплаты труда производится только при условии соответствия почетного звания профилю учреждения, а специалистам учреждения — при соответствии почетного звания профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин. Оплата труда работников, имеющих ученые степени кандидата или доктора наук по профилю учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин), производится соответственно на один или два разряда выше по сравнению с разрядами, установленными им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями). При наличии у работника двух оснований (наличие почетного звания и ученой степени) повышение оплаты труда производится по одному (максимальному) основанию в пределах 18 разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. 6. Порядок отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей и присвоения квалификационных категорий руководителям и специалистам устанавливается федеральным органом управления образованием. 7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ETC. Учитель-дефектолог, учитель-логопед, логопед 8—14 разряды Должностные обязанности Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников). Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников). Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Реализует образовательные программы. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников); нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной зашиты.
Требования к квалификации по разрядам оплаты 8 разряд — высшее дефектологическое образование без предъявления требований к стажу работы; 9 разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет; 10 разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет; 11 разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет; 12 разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или II квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для работающих в этих учреждениях); 13 разряд — I квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 5 лет (для работающих в этих учреждениях); 14 разряд — высшая квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для работающих в этих учреждениях).
1. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. — М., 1979. 2. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. — М., 1989. 3. Бабина Г. В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе. В кн.: Вопросы логопедии. — М., 1978, С. 15—27. 4. Бадалян Л. О. Невропатология. — М., 1982. 5. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения звуков речи. — М., 1977. 6. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. — М., 1977. 7. Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. — Л., 1971. 8. Ботта Н. и П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. — Л., 1964. 9. Брейтман М.Я. О клинической картине детского головномозгового паралича. — СПб., 1902. 10. Витторф К. Н. К вопросу о псевдобульбарных параличах детского возраста. В кн.: Расстройства речи в детском возрасте. - Л., 1940. 11. Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 5.- М., 1983. 12. Городецкая Г. Ф. Сенсомоторные нарушения и пути восстановления произвольных движений руки при детских церебральных параличах. Авт. канд. дис. — Л., 1972. 13. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральными параличами. — Л., 1977. 14. Детский церебральный паралич /Под ред. М. Борковской. — Варшава, 1989. 15. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990. 16. Журба Л. Г., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М., 1981. 17. Зачесова И. А., Подклетнова И.М. О структуре словесной памяти. В кн.: Психологические и психофизиологические исследования речи. — М., 1985. 18. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1980. 19. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — Л., 1985. 20. Критчли М. Афазиология. — М., 1974. 21. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985. 22. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. 23. Лупп X. Э. Запас слов шести- и семилетних дошкольников и его зависимость от условий развития ребенка. Авт. канд. дис. — Тарту, 1975. 24. Лурия А. Р. Язык и сознание. — М., 1979. 25. Люблинская А. А. Детская психология. — М., 1971. 26. Максаков А. И. Восприятие детьми дефектов произношения звуков в своей и чужой речи. Авт. канд. дис. — М., 1970. 27. Малофеев Н. Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. — 1985.- № 1.- С. 29-33. 28. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. — СПб., 2000. 29. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985. 30. Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. — М., 1981. 31. Новиков Л. А. Семантика русского языка. — М., 1982. 32. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений / Сост. И. А. Смирнова; Под ред. Л. М. Шипицыной.-СПб., 1995. 33. Панченко И. И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними. Авт. канд. дис. — М., 1974. 34. Панченко И. И., Щербакова Л. А. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральными параличами, и особенности приемов логопедической работы. В кн.: Нарушения речи и голоса у детей.— М., 1975.— С. 17-42. 35. Панченко И. И. Речевые расстройства у детей с церебральными параличами в поздней резидуальной стадии и особенности логопедической работы с ними. В кн.: Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. — Ташкент, 1979.— С. 434—460. 36. Парамонова Л. Г., Лалаева Н. В. Особенности вербальных ассоциаций у детей с общим недоразвитием речи. В кн.: Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. — Л., 1985.— С. 37—44. 37. Положение о детском дошкольном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и соответствующей группе при школе-интернате // Справочник по дошкольному воспитанию. — М., 1980.— С. 199—206. 38. Правдина О. В. Дизартрия (псевдобульбарная). В кн.: Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 1.— М., 1960.— С. 20-21. 39. Раменская О. Л. Психологическое изучение личности дошкольников с церебральным параличом. Авт. канд. дис. — М., 1980. 40. Романенко А. П. Фонетика. — Саратов, 1995. 41. Румянцева Е. /О. Некоторые аспекты совершенствования коррекции дизартрии у детей с церебральными параличами в процессе логоритмического воспитания. В кн.: Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррекция. — СПб., 2001.- С. 207-218. 42. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. — М., 1968. 43. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей.— М., 1972. 44. Симонова Н. В. Психолого-педагогическая оценка детей с церебральными параличами в раннем возрасте. Авт. канд. дис.- М., 1974. 45. Симонова Н. В. Характеристика словарного запаса у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология.— 1985. №3.- С. 67-71. 46. Симонова Н. В. Формирование предпосылок к обучению родному языку дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. - 1986. №6. - С. 68-72. 47. Смирнова И. А. Направления логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с церебральными параличами. В кн.: Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи и поведения у аномальных детей. — Л., 1989.- С. 48-55. 48. Смирнова И. А. Особенности словаря дошкольников с церебральными параличами. В кн.: Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция.— СПб., 1991.- С. 95-102. 49. Смирнова И. А. Методика логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с церебральными параличами. В кн.: Нарушение речи. Методы изучения и коррекции.- СПб., 1993.- С. 22-31. 50. Смирнова И. А., Стока К. Особенности проявления артикуляторных расстройств у детей с церебральным параличом //Дефектология.- 1995. №5.- С. 9-15. 51. Смирнова И. А. Особенности формирования произношения у детей с церебральным параличом. В кн.: Проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов. - Тюмень, 1996.- С. 134—137. 52. Смирнова И. А. Формирование неартикулируемых средств общения в логопедической работе. В кн.: Проблемы патологии развития и распада речевой функции. — СПб., 1999. — С. 65—74. 53. Смирнова И. А. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральным параличом. В кн.: Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция.- СПб., 1999.- С. 19-27. 54. Смирнова И. А. Влияние моторных расстройств на развитие артикуляции при ДЦП и методы их коррекции. В кн.: Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррекция.- СПб., 2001.- С. 76-86. 55. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. — Киев, 1981. 56. Трауготт Н. Н., Кайданова С. И. Нарушение слуха при сенсорной алалии и афазии. — Л., 1975. 57. Халилова Л. Б. Особенности усвоения лексико-семантических закономерностей языка учащимися с церебральным параличом //Дефектология. — 1984. №5.— С. 63—68. 58. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М., 2000. 59. Эйдинова М. Б., Правдина-Винарская Е. Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. — М., 1959. 60. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978. 61. Cardwell V. Е. Cerebral Palsy. Advances in understanding and care. — New York, 1956. 62. Cass M. T. Speech rehabilitation in cerebral palsy. — New York, 1951. 63. Henderson G. L. Cerebral Palsy in childhood and adolescence. A medical, psychological and social study. — Edinburgh, London, Livingston, 1961. 64. Liberoff M.S. Общение и церебральный паралич. В кн.: Церебральный паралич, лечение и реабилитация. — Буэнос-Айрес, 1985. 65. McDonald Е., Schults A. Communication boards for cerebral palsied children // Speech and Hearing Disorders. — 1973. №3.— P. 73-88. 66. Morris S. E. A compensative resource of feeding development. 1987. 67. Klein M. D. Therapy skill builders. 1987. 68. Rye H., Skjorten M. D. Children with cerebral palsy // Guides for special education. - №7. UNESCO, 1989.
Содержание Введение........................................................................................3 Глава I. Теоретические основы логопедической работы при детском церебральном параличе...........................................5 Научно-теоретические основы исследования патологии речи у дошкольников с ДЦП.........................................5 Психофизиологическая и психолингвическая структура речевой функции. Специфика ее развития при ДЦП...........................................................................9 Социально-психологические условия развития речи.......15 Глава II. Развитие лингвистической системы речи в дошкольном возрасте.......................................................21 Об исследовании онтогенеза и дизонтогенеза речевой функции...........................................................................21 Развитие лексики...................................................................23 Развитие грамматического строя речи................................35 Развитие фонетико-фонематической системы речи.........39 Глава III. Патология речи у детей с ДЦП.............................52 Факторы, определяющие патологию речи при ДЦП.......52 Специфические расстройства двигательной сферы, влияющие на формирование речи...............................54 Алалия и задержка развития речи.......................................61 Дизартрия и анартрия...........................................................73 Дислексия и дисграфия........................................................87 Глава IV. Профилактика отклонений в развитии речи у детей с ДЦП.....................................................................94 Логопедическая работа в доречевом периоде развития ребенка.............................................................................94 Развитие коммуникативности ребенка...............................97 Стимуляция сенсомоторного развития.............................103 Формирование сенсомоторных предпосылок развития артикуляции.................................................................. 106 Глава V. Логопедическая диагностика дошкольников с ДЦП................................................................................ 128 Диагностика состояния доречевого развития.................. 128 Алгоритм и процедура логопедического обследования.................................................................130 Глава VI. Методика логопедической работы при алалии и задержанном развитии речи..........................................144 Основные принципы и направления................................144 Формирование первоначальной речевой коммуникации..............................................................146 Формирование словаря.......................................................150 Развитие грамматического строя речи.............................. 159 Формирование и развитие фонетико-фонематической системы речи при алалии............................................162 Логопедическая работа по развитию связной речи........165 Глава VII. Методика логопедической работы при дизартрии и анартрии..........................................................................169 Принципы логопедической работы при дизартрии........169 Направления логопедической работы по формированию произношения.............................. 173 Логопедическая работа при разных клинических формах дизартрии и анартрии....................................203 Глава VIII. Неартикулируемые средства общения и методика их использования в работе по формированию коммуникативности у неговорящих детей.......................206 Характеристика неартикулируемых средств коммуникации..............................................................206 Применение невербальных средств коммуникации в специальной педагогике...........................................207 Безэлектронные неартикулируемые средства общения.........................................................................212 Специальные электронные средства коммуникации......225 Глава IX. Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ДЦП....................................................227 Социально-психологическая подготовка к обучению в школе..........................................................................227 Формирование сенсомоторной базы овладения чтением и письмом.....................................................................231 Профилактика дислексии и дисграфии............................237 Глава X. Организационно-методические основы логопедической работы с дошкольниками с ДЦП.........241 Приложения Приложение 1. Содержание программы «Адаптация».... 251 Приложение 2. Планирование работы в группе для детей с ФФНР по Г. А. Каше................................................266 Приложение 3. Артикуляционная гимнастика по М. Е. Хватцеву..........................................................270 Приложение 4. Артикуляционная гимнастика по И. И. Панченко........................................................278 Приложение 5. Примерное распределение программного материала по развитию познавательной деятельности..................................................................283 Приложение 6. Материалы для логопедической диагностики...................................................................288 Приложение 7. Картотека материалов для коррекционной работы............................................................................294 Приложение 8. Схема логопедического обследования дошкольников с ДЦП..................................................297 Приложение 9. Тарифно-квалификационная характеристика логопеда..............................................307 Литература................................................................................312
|
|||
|