|
|||
Общий анамнез 17 страница18. Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу. 19. Всасывание верхней губы под нижнюю с резким открыванием ее при раскрытии рта (чмокание). 20. Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы. 21. Вибрация губ (фырканье лошади). 22. Движение губ хоботком влево, вправо; так же — растянутыми губами. 23. Вращательное движение губ хоботком (вверх, влево, вниз, вправо — сначала раздельно, потом слитно). 24. При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо, влево. 25. Такое же движение верхней губой. 26. При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы двигаются вверх к носу и вниз. Дыхание носом. 27. Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ): © присасывание верхней и нижней губы — разрыв (чмоканье); • сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости; © удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта — сразу или поочередно. Гимнастика для языка При всех изложенных упражнениях необходимо: • каждое движение производить четко и неторопливо; • при каждом движении орган (язык, губы) в течение определенного времени оставлять неподвижным, затормаживать все лишние движения; • все движения производить под команду с соблюдением определенного ритма — каждое движение выдерживать на счет 3 с такой же паузой после него. В процессе артикуляторных упражнений, если общий мышечный тонус (напряженность сокращения) отдельных органов звукопроизношения слаб, очень полезно включить в эти упражнения силовой элемент, т. е. движения мышц с сильным напряжением. 1. Высовывание языка наружу лопатой: языку придается плоская широкая форма, так чтобы он своими боковыми краями касался углов рта. Вначале язык нужно укладывать ненапряженным между губами, затем он кладется только на нижнюю губу, потом удерживается между оскаленными зубами. Если язык долго не получается достаточно широким, то: а) произносится с вялым языком между губами бя-бя или мя-мя, или же б) на распластанный между губами язык сильно задувают, или в) нараспев тянут И или улыбаются — язык распластывается. 2. Высовывание языка наружу жалом: языку придается возможно, более заостренная форма. Если это долго не удается, то язык протискивают между зубами, сжимая ими с боков, или тянутся им к отодвигаемому от него пальцу, карандашу, или сильно вытягивают его наружу, влево, вправо и, когда он в углу рта суживается, осторожно отводят в таком виде к средней линии рта и фиксируют его. 3. Поочередное высовывание языка лопатой и жалом. 4. Высунутым изо рта языком делают попеременно лопату (широко распластанный, тонкий язык), жало (округленный, с заостренным кончиком). 5. Такое же движение, но в ротовой полости, причем кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы. 6. Высовывание языка возможно более изо рта, а затем втягивание возможно глубже в рот, чтобы там образовался лишь мышечный комок; кончик языка становится незаметным. 7. Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо и влево. 8. Поднимание и опускание задней части языка: кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого и отчасти твердого нёба, то опускается вниз ([К], [Г]). Если это при движении не удается, то на первых порах корень языка подталкивается вверх пальцами снаружи и в области подъязычной кости или предлагается дышать носом при открытом рте. 9. Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых. Если присасывание не удается, употребляются 2 вспомогательных приема: • на спинку языка кладется клейкая конфетка, или нёбо смазывается медом, а пациент старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфетку или мед; • полусогнутый указательный палец накладывается сверху на подбородочную кость, а большим пальцем производится надавливание снаружи, снизу вверх, на дно ротовой полости, чем подталкивается спинка языка к нёбу. 10. Присасывание всего языка лопатой к нёбу и отрывание последнего со щелканьем сначала при сомкнутых, а затем и при закрытых челюстях. Чтобы избегнуть наблюдаемого иногда поднимания языка при помощи нижней челюсти, пользуются роторасширителем или пробкой. Проще способ с пробкой: в правый или левый угол рта вставляется пробка толщиной с мизинец ученика; она может быть резиновой или деревянной с проволочной рукояткой для удерживания между зубами. 11. Высунутый лопатой язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь при этом спинкой верхних зубов и нёба, как бы смазывая их и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба. 12. Присасывание языка без отрыва от нёба с расширением и закрытием рта (кончик языка касается только верхней десны). 13. Присасывание к нёбу и отрывание от него спинки языка: кончик языка упирается в нижнюю десну, — проделывается сначала при закрытом, а затем при открытом рте. 14. Раскрывание и закрывание рта при таком же положении языка. 15. Язык с силой протискивается между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. 16. Такое же движение, но кончик языка упирается в нижнюю десну. 17. При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т. п. 18. Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным увеличением раскрытия их. 19. Такое же облизывание зубов под губой, постепенно загибая кончик языка все больше и больше. 20. Поднимание и опускание лопатообразного высунутого языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте, затем к верхним зубам, наконец, к носу и подбородку. 21. Такие же движения языка внутри рта за зубами, касаясь кончиком языка верхней десны ([Т], [Д]). Если при загибаниях кончика языка рот плохо открывается, следует воспользоваться роторасширителем или пробкой. При сильно расширенных таким образом челюстях производится указанное упражнение. Иногда вначале надо проделать это движение, загибая язык щипчиками. При всех движениях языка вне рта зубы обоих рядов должны быть оскалены. 22. Кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз-назад. 23. Загибание языка жалом вверх и вниз снаружи и внутри рта: 24. Поочередные загибания кончика языка жалом: к носу и подбородку, к губе верхней и нижней, к зубам верхним и нижним, к твердому нёбу и дну рта. 25. Кончик языка, жалом загибаясь вверх и вниз, точно касается верхних и нижних резцов, десен при широко раскрытом рте ([Л]). 26. Язык снаружи рта желобком или лодочкой (боковые края лопатообразного языка поднимаются, а по средней продольной линии языка образуется впадина). Если это движение долго не удается, то полезно помогать подниманию краев языка губами, осторожно надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание ребром шпателя по средней линии языка, еще лучше зондом. Иногда же дети помогают себе руками (следите за чистотой рук). 27. Язык снаружи рта желобком неподвижен, а губы то широко раскрываются (оскал), то касаются желобка. 28. Язык внутри рта желобком с оскалом: задувание ([С], [3]). 29. Язык желобком с осторожным загибанием кончика вверх. 30. Язык снаружи рта чашечкой (ковшиком) вне ротовой полости (боковые и передние края языка поднимаются вверх, спинка ковшиком опускается). 31. Чашечка внутри рта. При выработке чашечки полезно иногда, когда спинка языка не опускается, надавливать на нее сверху шпателем, зондом, задувать в чашечку ([Ш], [Ж]). 32. Закусывание зубами боковых краев языка, оставляя свободным только кончик языка. 33. При этом положении языка (упражнение 32) оскалить зубы и загибать язык к верхней десне. 34. Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы почти до клыков, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны. 35. При указанном положении языка (упражнение 34) многократно барабанить напряженным его кончиком по верхней десне (Т, Т, Т...) с сильным затем задуванием на поднятый кончик языка ([Р]). 36. По заданию проделывается ряд движений непрерывно одно за другим: язык жалом, чашечкой, лопатой, вверх и т.д.
Приложение 4. Артикуляционная гимнастика по И. И. Панченко Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3—5 движений. Ребенку предлагается осознать три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно воспитать у ребенка потребность повторить упражнение, зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать, запоминать его. Пассивные упражнения - вытягивание губ с фиксацией мышц (включение только круглой мышцы губ); - улыбка, растягивание губ с фиксацией нижней челюсти; - попеременное растягивание каждой стороны губ с фиксацией противоположной (включение соответствующих мышц, отводящих губы в стороны); - спокойное смыкание губ при вынужденном раскрытии рта; - опускание губ вниз поочередно нажатием на соответствующие мышцы; - отведение нижней губы вниз — в стороны (гримаса «презрения») нажатием на треугольные мышцы; - надавливание ладонями на щечные мышцы; - выдвигание губ вперед, как при утрированном произнесении звука «щ»; - быстрое смыкание и размыкание губ; - круговые движения верхней и нижней губы; - закрывание глаз, поднятие бровей, нахмуривание их. Активные упражнения 1. Упражнения для круговой мышцы губ: • смыкание губ (обычное, плотное и очень плотное), челюсти сомкнуты и разомкнуты; • прижимание губ к зубам и деснам верхней и нижней челюсти; • размыкание губ при закрытом и открытом рте; • размыкание только средней части губ при сомкнутых углах губ; • движение то одного то другого угла губ без смещения их в сторону; • медленное вытягивание губ и такое же медленное возвращение в состояние покоя; • мгновенное смыкание губ с разрывом, типа «поцелуй». 2. Упражнения для включения круговой мышцы губ в движение: • вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно); • набирание воздуха поочередно то под одну губу, то под другую (одна губа фиксирующая, другая — надувающая); • целевой губной выдох (дуть в определенном направлении, что заставляет придать губам положение симметричного напряжения с определенной конфигурацией их); • выдувание воздуха поочередно каждым углом губ, с фиксацией другого (надувается щека расслабленного угла губ, противоположная щечная мышца сильно напрягается); • выдувание воздуха с напряженными и расслабленными щеками. 3. Упражнения для верхней квадратной мышцы губы: • поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица); • опускание верхней губы вниз и за зубы. 4. Упражнения для нижней квадратной мышцы губы: • опускание губы вниз — кнаружи; • введение ее внутрь за зубы; • выворачивание ее кнаружи. 5. Упражнение для собачьей мышцы: оттягивание углов рта кверху и кнаружи. 6. Упражнения для мышцы смеха: оттягивание углов рта поочередно кнаружи горизонтально; оттягивание углов рта совместно в стороны. 7. Упражнение для скуловой мышцы: оттягивание углов рта кверху (углубление носогубной складки, образование морщин на коже щек). 8. Упражнение для лобной мышцы: поднимание бровей, образование продольных морщин. 9. Упражнения для мышц глаза: • мигание век; • обычное и плотное закрывание глаз. Для тренировки управления подвижностью язычной мускулатуры проводят следующие упражнения. 10. Упражнения для подбородочно-язычной мышцы: • выдвигание языка вперед (задние пучки); • втягивание языка назад, внутрь (передние пучки), следует обращать внимание на парную антагонистическую деятельность различных волокон этой мышцы при смене выдвигания и втягивания языка; • сокращение всех мышц — придавливание языка ко дну ротовой полости с кончиком, отодвинутым от зубной дуги и изогнутым книзу; увеличение и уменьшение просвета между спинкой и нёбом. 11. Упражнения для подъязычной мышцы: оттягивание языка вниз — назад симметрично с обеих сторон и поочередно с каждой стороны. 12. Упражнения для шилоподъязычной мышцы: • оттягивание языка вверх — в сторону — назад; • приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти; • оттягивание корня языка назад — вверх; • растягивание и приподнимание кончика вверх. Все эти мышцы не видны, и об их работе можно судить по выполнению перечисленных выше упражнений. 13. Упражнение для поперечной мышцы: суживание языка и заострение его, одновременное округление его средней части в поперечном направлении. Антагонистическим противодействием суживанию может служить включение шилоподъязычной мышцы, которая растягивает язык в ширину. 14. Упражнения для верхнепродольной мышцы: • укорачивание языка (ребенок пытается сделать его толще и шире, оттянуть немного назад); • выгибание спинки языка в продольном направлении и одновременно приподнимание кончика языка. 15. Упражнения для нижнепродольной мышцы: укорачивание языка, выгибание его и одновременное загибание кончика вниз. 16. Упражнения для вертикальной мышцы (антагонистическая поперечная мышца): • расслабление языка после суживания; • напряжение краев и кончика языка при распластывании. Характер действия отдельных мышц при выполнении перечисленных упражнений зависит не только от участия изолированных мышц, которые логопед пытается тренировать, но и от одновременного действия соседних, их тонического состояния. После тренировки дифференцированного включения в движения многих мышц языка следует переходить к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение: • дорсальная позиция, необходимая для произнесения многих переднеязычных звуков ([Т], [Т], [Д], [Д'], [С], [С], [3], [3'], [Ц], [Н], [Н']); • альвеолярная позиция без оттягивания кончика языка, необходимая для произнесения альвеолярных звуков ([Л], [Л'], [Р], [Р']; • вакуминальная позиция с оттягиванием кончика языка, необходимая для произнесения шипящих звуков ([Ш], [Щ], [Ж]); • присасывание спинки языка к нёбу при выгибании ее, имеющее значение для произнесения звука [Ч]; • смыкание корня языка с нёбом, необходимое для произнесения заднеязычных звуков ([К], [К'], [Г], [Г']); - выгибание языка с упором кончика в нижние резцы и ритмичное оттягивание и продвигание вперед. После упражнений по дифференцированному включению мышц необходимо переходить к силовым нагрузкам, вызывая в мышцах состояние повышенного напряжения, которое должно перейти в состояние большого расслабления. Для того чтобы артикуляция осуществлялись плавно, точно, ритмично, мышцы должны быть достаточно гибкими, эластичными, сильными. Формированию этих качеств способствует динамическая изотоническая и статическая изометрическая гимнастика. Изотоническая гимнастика тренирует сокращение мышцы, которое сопровождается изменением ее длины. Изометрическая работа более утомительна, т. к. из мышцы, находящейся в состоянии изометрического сокращения, выходит непрерывный поток импульсов, направляющихся в нервные центры, которые вследствие этого быстро утомляются. Вместе с этим уменьшается приток крови в мышцу. Динамические изотонические упражнения проводятся так же, как описанные выше активные движения, но с включением элементов сопротивления вытягиванию и втягиванию языка, выдвиганию и раздвиганию губ и т.д. В этих упражнениях логопеду, удерживающему мышцу, важно почувствовать степень и качество активного сопротивления ребенка, постоянно привлекая кинестетический контроль к этому ощущению самого ребенка. Вслед за включением дифференцированного сопротивления мышц переходят к формированию темпа, амплитуды, интенсивности, скорости выполнения движений при той же нагрузке на мышцы. Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата хорошо использовать задания по перемещению предметов в полости рта (различного размера круглые и плоские, легко моющиеся шарики и кружочки, различные геометрические фигуры).
Приложение 5. Примерное распределение программного материала по развитию познавательной деятельности
Средняя группа
Развитие сенсомоторной сферы Восприятие основных цветов спектра: различение, называние, классификация по цвету. Восприятие геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Различение, называние, классификация. Сравнение и рядообразование по величине. Восприятие величин. Различение, называние, классификация. Сравнение и рядообразование по величине. Восприятие пространственных отношений: вверх — вниз, право — лево, впереди — сзади по отношению к себе. Конструирование из 3—4 элементов. Восприятие фактуры предметов: твердое — мягкое, гладкое — шероховатое. Слуховое восприятие неречевых звуков: различение звучания игрушек. Различение простых темпоритмических структур: I, II, III.
Развитие мышления Складывание пирамид. «Почтовый ящик». Доски Се гена для вставки геометрических форм. Складывание разрезных картин, фигур, картин на кубиках из 2—4 частей (элементов). Классификация объектов по одному признаку. Классификация объектов по категориям. Исключение предметов («4-й лишний»). Отгадывание загадок, основанных на перечислении внеш них признаков предметов.
Развитие внимания и памяти «Чего не стало?», «Что изменилось?» с применением 3—4 элементов на конкретном материале. Игры типа «Угадай, что звучит», «Угадай, кто позвал». Прямое копирование образца в конструировании. Заучивание поговорок, стихов.
Формирование математических представлений Счет до 5. Формирование представлений «один — много». Пересчет предметов в пределах 5. Соотнесение количеств в пределах 5. Решение задач на сложение и вычитание в пределах 3 на конкретном материале. Состав чисел 2 и 3. Представление о временах года, названия, основные отличительные признаки, последовательность сезонов.
Старшая группа
Развитие сенсомоторной сферы Восприятие оттенков цвета спектра: различение, называние, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета. Восприятие геометрических форм: овал, прямоугольник. Различение, называние, классификация. Сравнение и рядообразование по величине. Восприятие контурных изображений знакомых предметов. Восприятие недорисованных изображений. Различение предметов и изображений по длине, высоте, ширине, толщине. Рядообразование по этим параметрам. Восприятие фактуры предметов: различение по материалу. Восприятие пространственных отношений: вверх — вниз, право — лево, впереди — сзади по отношению к себе и другим объектам. Узнавание и различение неречевых звуков в природе: шум ветра, звон капели и т.д. Восприятие и воспроизведение темпоритмических структур из 3-х элементов. Конструирование по образцу из 5 элементов. Лабиринты.
Развитие мышления Доски Сегена с сюжетными изображениями. Складывание разрезных картинок, фигур, картинок из кубиков — до 6 элементов. Классификация объектов по 2 признакам. Определение понятий — классификация предметов по их назначению. Классификация предметов по категориям. Исключение предметов («4-й лишний»). Отгадывание загадок, основанных на выделении функциональных свойств объектов.
Развитие внимания и памяти «Чего не стало?», «Что изменилось?» с применением до 6 элементов. Прямое и следовое копирование образца в конструировании — из 5 элементов. Заучивание поговорок, стихов.
Формирование математических представлений Порядковый счет: прямой в пределах 10, обратный — в пределах 5. Ориентирование в числовом ряду в пределах 5. Знакомство с цифрами. Пересчет предметов в пределах 10. Соотнесение количеств предметов. Выбор заданного количества в пределах 5 без пересчета. Сравнение количеств. Составление чисел 2, 3, 4. Решение задач на сложение и вычитание в пределах 5 на конкретном материале. Составление задач с использованием конкретного материала. Называние месяцев по сезонам. Знание и называние дней недели. Различение будних и выходных дней. Ориентирование в частях суток.
Подготовительная группа
Развитие сенсомоторной сферы Трансформация геометрических форм. Узнавание перечеркнутых изображений. Узнавание наложенных друг на друга изображений. Сравнение предметов и фигур по величине и трансформация. Классификация предметов по фактуре. Восприятие и узнавание неречевых звуков в быту и в природе. Восприятие и моделирование пространственных отношений между предметами. Конструирование из 6 элементов. Восприятие и воспроизведение темпоритмических структур из 4—5 элементов. Лабиринты.
Развитие мышления Вкладыши Равена. Складывание разрезных картинок, фигур, картинок на кубиках — из 9 элементов. Классификация объектов по разным параметрам. Определение понятий. Сравнение понятий (девочка и кукла, лошадь и трактор, самолет и птица). Отгадывание загадок. Понимание переносных значений слов. Определение последовательности событий.
Развитие внимания и памяти «Чего не стало?», «Что изменилось?» с применением до 8 элементов. «Разноцветные цепочки» — 8 элементов. Следовое копирование образца. Заучивание стихотворений.
Развитие математических представлений Прямой и обратный счет в пределах 10. Ориентирование в числовом ряду в пределах 10. Счет от заданного до заданного числа. Соотнесение и сравнение количества предметов. Уравнивание количества предметов. Состав чисел 2, 3, 4, 5. Решение задач на сложение и вычитание с использованием конкретного материала в пределах 10, без использования материала — в пределах 6. Составление задач с использованием конкретного материала. Порядковое перечисление месяцев. Порядковое перечисление дней недели. Ориентирование в последовательности дней недели. Элементарные представления о продолжительности часа, минуты, секунды. Знакомство с часами. Сравнение временных интервалов.
Приложение 6. Материалы для логопедической диагностики
Для диагностики расстройств фонетико-фонематической системы речи
Картотека предметных и сюжетных картинок для проверки состояния звукопроизношения. Картинки подбираются таким образом, чтобы, называя их, обследуемый произнес все звуки русского языка в различных позициях. Размер картинок и изображение должны быть удобными для индивидуального зрительного восприятия, содержание — доступным для ребенка дошкольного возраста. • На звуки [А], [О], [И], [Э] подбирают по 3 картинки, в названиях которых звук находится в начале, конце, середине слова. Например: арбуз, рука, карандаш; облако, окно, корова; игрушки, очки, книга; экран, полотенце, колесо. • На звук [У] — картинки, в названиях которых звук стоит в начале и в середине, например: уши, парус. • На звук (Ы] — картинки, в названиях которых звук стоит в конце и в середине, например: усы, крыша. • На звуки [П], [П'], [М], [М'], [Ф], [Ф'], [Т], [Т'], [Н], [Н'], [К], [X], [С], [С'], [Ц], [Ш], [Щ], [Ч], [Р], [Р'], [Л], [Л'], [Й] -по 3 картинки (звук в начале, в конце, в середине слова). Например: поезд, зуб, капуста; петух, голубь, капитан; майка, дом, замок; медведь, семь, помидор; фонарь, шкаф, кофта; фея, обувь, кофе; тарелка, компот, автобус; телевизор, скатерть, картина; нос, стакан, санки; нитки, конь, коньки; кот, песок, макароны; хлеб, горох, сахар; сумка, поднос, посуда; сетка, лось, апельсины; цапля, огурец, кольцо; шапка, карандаш, кошка; щенок, плащ, ящик; часы, ночь, почта; рука, топор, барабан; река, календарь, кастрюля; лампа, стул, белка; лимон, соль, котлета; йод, чай, гайка. • На звуки [К'] и [X'] подбирают по 2 картинки, в связи с тем, что эти звуки редко встречаются в конце слов. Возможные варианты: кисточка, носки; хитрая лиса; петухи. • На звуки [Б], [Б'], [В], [В'], [Г], [Г], [Д], [Д'], [Ж], [3], [3'] подбирают по 2 картинки в связи с оглушением данных звуков в конце слов. Примеры слов: баран, собака; бинокль, кабина; ваза, сова; ветка, свинья; гусь, виноград; гиря, сапоги; дом, подушка; дерево, индюк; жук, пожар; забор, коза; зебра, корзина. Кроме того, подбирают сюжетные картинки, названия которых насыщены звуками [С], [С], [3], [3'], [Ц], [Ч], [Ш], [Ш], [Ж], [Р], [Р], [Л], [Л']: На столе стоит стакан. Самолет построен из конструктора. Синица сидит на осине. Осенью осина красива. Розы за забором. Змея заползла под избу. Хозяйка взяла корзину. Зимой на земле поземка. У кольца нет конца. У крыльца цветет акация. В чашке черешня. Мальчик чистит чайник. Кошка шипит. У машины широкие шины. Жук жужжит. Пожарные едут на пожар. На черной крыше красная труба. Привезли березы и рябины. На рисунке нарисованы репа и брюква. Белая лодка плывет. Стол и стул. Лимон лежит на блюдце. Маленький мальчик летит в самолете.
Картотека предметных и сюжетных картинок для проверки состояния звукослоговой структуры слов. • Подбираются предметные картинки, названиями которых являются слова сложной звукослоговой структуры. Например: односложные со стечением согласных: круг, кран, торт, парк; двусложные со стечением согласных: праздник, кружка, трамплин, солнце; многосложные без стечения согласных: курица, посуда, барабан, магазин, телефон, велосипед, телевизор, милиционер; многосложные со стечением согласных: продавец, водопровод, электричка, троллейбус, компьютер, магнитофон. • Сюжетные картинки, при назывании которых требуется употребление слов сложной звукослоговой структуры. Например: Милиционер едет на мотоцикле. На плите стоят кастрюля и сковорода. Троллейбус остановился на перекрестке у светофора.
Картотека предметных картинок на слова-квазиомонимы для проверки способности слуховой дифференциации фонем по признакам: ротовые — носовые (рак — мак, рама — мама); звонкие — глухие (зуб — суп, бочка — почка); твердые — мягкие (мел — мель); переднеязычные — заднеязычные (точка — кочка); вибранты — смычно-проходные ротовые (рак — лак, рейка — лейка); свистящие — шипящие (крыса — крыша, сук — жук); щелевые переднеязычные — аффрикаты (свет — цвет).
Для диагностики состояния лексико-грамматического строя речи
Набор предметных картинок для проверки понимания и употребления слов. В наборе должны быть представлены разные части речи. • Существительные: книга, карандаш, лампа, тарелка, улица. • Глаголы: действия: рисовать, строить, играть; движения: идти, плыть, лететь; состояния: спать, загорать, сидеть. © Прилагательные: качественные: высокий, черный, тяжелый; относительные: апельсиновый, бумажный, пластилиновый; притяжательные: бабушкин, медвежий, птичий. © Числительные: простые количественные: один, два, три; порядковые: первый, второй, третий. • Предлоги: птица в клетке, птица на клетке, птица над клеткой, птица под клеткой, птица у клетки, птица перед клеткой, птица за клеткой.
Набор предметных картинок для выявления понимания и употребления грамматических категорий. • Рода: существительных, например скамейка, дерево, стол; прилагательных, например красная ягода, красное платье, красный шар. • Числа: существительных, например стол — столы, стул — стулья; прилагательных, например красный шар — красные шары; глаголов, например, идет — идут. • Падежа: существительных: Это река. У реки дерево. Дети подошли к реке. Они пришли на реку купаться. За рекой лес. В реке рыба; прилагательных: Это маленькая речка. У маленькой речки дерево. Дети подошли к маленькой речке. Они пришли на маленькую речку купаться. За маленькой речкой лес. В маленькой речке рыба.
Набор картинок для выявления способности словообразования. • Суффиксальным способом, например: гриб — грибок — грибочек, кукла — куколка, дом — домик — домище. • Префиксальным способом, например: шел — подошел — перешел — отошел — пришел — зашел — вышел.
Для диагностики состояния связной речи Набор сюжетных картинок для составления простых предложений. Серии сюжетных картинок разной сложности для составления рассказов. Сюжетные картинки для составления рассказов.
Для диагностики расстройств зрительного гнозиса Набор карточек с четкими цветными изображениями предметов. Набор карточек с контурными изображениями предметов. Набор карточек с «зашумленными» изображениями предметов: перечеркнутыми, заштрихованными, наложенными друг на друга.
|
|||
|