Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общий анамнез 17 страница



18. Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу.

19. Всасывание верхней губы под нижнюю с резким от­крыванием ее при раскрытии рта (чмокание).

20. Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы.

21. Вибрация губ (фырканье лошади).

22. Движение губ хоботком влево, вправо; так же — рас­тянутыми губами.

23. Вращательное движение губ хоботком (вверх, влево, вниз, вправо — сначала раздельно, потом слитно).

24. При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается впра­во, влево.

25. Такое же движение верхней губой.

26. При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы двига­ются вверх к носу и вниз. Дыхание носом.

27. Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ):

© присасывание верхней и нижней губы — разрыв (чмо­канье);

• сильно надувать щеки, по возможности удерживая гу­бами воздух в ротовой полости;

© удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта — сразу или поочередно.

Гимнастика для языка

При всех изложенных упражнениях необходимо: • каждое движение производить четко и неторопливо;

• при каждом движении орган (язык, губы) в течение опреде­ленного времени оставлять неподвижным, затормаживать все лишние движения;

• все движения производить под команду с соблюдением опре­деленного ритма — каждое движение выдерживать на счет 3 с такой же паузой после него.

В процессе артикуляторных упражнений, если общий мы­шечный тонус (напряженность сокращения) отдельных орга­нов звукопроизношения слаб, очень полезно включить в эти упражнения силовой элемент, т. е. движения мышц с сильным напряжением.

1. Высовывание языка наружу лопатой: языку придается плоская широкая форма, так чтобы он своими боковыми кра­ями касался углов рта. Вначале язык нужно укладывать нена­пряженным между губами, затем он кладется только на ниж­нюю губу, потом удерживается между оскаленными зубами. Если язык долго не получается достаточно широким, то: а) произносится с вялым языком между губами бя-бя или мя-мя, или же б) на распластанный между губами язык сильно задувают, или в) нараспев тянут И или улыбаются — язык распластывается.

2. Высовывание языка наружу жалом: языку придается возможно, более заостренная форма. Если это долго не удается, то язык протискивают между зубами, сжимая ими с боков, или тянутся им к отодвигаемому от него пальцу, карандашу, или сильно вытягивают его наружу, влево, вправо и, когда он в углу рта суживается, осторожно отводят в таком виде к сред­ней линии рта и фиксируют его.

3. Поочередное высовывание языка лопатой и жалом.

4. Высунутым изо рта языком делают попеременно лопату (широко распластанный, тонкий язык), жало (округленный, с заостренным кончиком).

5. Такое же движение, но в ротовой полости, причем кон­чик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы.

6. Высовывание языка возможно более изо рта, а затем втяги­вание возможно глубже в рот, чтобы там образовался лишь мы­шечный комок; кончик языка становится незаметным.

7. Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо и влево.

8. Поднимание и опускание задней части языка: кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого и отчасти твердого нёба, то опускается вниз ([К], [Г]).

Если это при движении не удается, то на первых порах корень языка подталкивается вверх пальцами снаружи и в области подъязычной кости или предлагается дышать носом при открытом рте.

9. Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закры­тых челюстях, а затем при открытых.

Если присасывание не удается, употребляются 2 вспомо­гательных приема:

• на спинку языка кладется клейкая конфетка, или нёбо смазывается медом, а пациент старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфетку или мед;

• полусогнутый указательный палец накладывается сверху на подбородочную кость, а большим пальцем производится надавливание снаружи, снизу вверх, на дно ротовой полос­ти, чем подталкивается спинка языка к нёбу.

10. Присасывание всего языка лопатой к нёбу и отрывание последнего со щелканьем сначала при сомкнутых, а затем и при закрытых челюстях.

Чтобы избегнуть наблюдаемого иногда поднимания языка при помощи нижней челюсти, пользуются роторасширителем или пробкой. Проще способ с пробкой: в правый или левый угол рта вставляется пробка толщиной с мизинец ученика; она может быть резиновой или деревянной с проволочной руко­яткой для удерживания между зубами.

11. Высунутый лопатой язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь при этом спинкой верхних зубов и нёба, как бы смазывая их и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба.

12. Присасывание языка без отрыва от нёба с расшире­нием и закрытием рта (кончик языка касается только верхней десны).

13. Присасывание к нёбу и отрывание от него спинки языка: кончик языка упирается в нижнюю десну, — проделывается сначала при закрытом, а затем при открытом рте.

14. Раскрывание и закрывание рта при таком же положе­нии языка.

15. Язык с силой протискивается между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

16. Такое же движение, но кончик языка упирается в ниж­нюю десну.

17. При малоподвижном языке рекомендуется переворачи­вать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т. п.

18. Круговое облизывание кончиком языка губ с постепен­ным увеличением раскрытия их.

19. Такое же облизывание зубов под губой, постепенно загибая кончик языка все больше и больше.

20. Поднимание и опускание лопатообразного высунутого языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте, затем к верхним зубам, наконец, к носу и подбородку.

21. Такие же движения языка внутри рта за зубами, касаясь кончиком языка верхней десны ([Т], [Д]). Если при загибаниях кончика языка рот плохо открывается, следует воспользовать­ся роторасширителем или пробкой. При сильно расширенных таким образом челюстях производится указанное упражнение. Иногда вначале надо проделать это движение, загибая язык щипчиками. При всех движениях языка вне рта зубы обоих рядов должны быть оскалены.

22. Кончик языка подводится под верхнюю губу и со щел­каньем отрывается, втягиваясь вниз-назад.

23. Загибание языка жалом вверх и вниз снаружи и внутри рта:

24. Поочередные загибания кончика языка жалом: к носу и подбородку, к губе верхней и нижней, к зубам верхним и нижним, к твердому нёбу и дну рта.

25. Кончик языка, жалом загибаясь вверх и вниз, точно касается верхних и нижних резцов, десен при широко раскры­том рте ([Л]).

26. Язык снаружи рта желобком или лодочкой (боковые края лопатообразного языка поднимаются, а по средней продольной линии языка образуется впадина). Если это движение долго не удается, то полезно помогать подниманию краев языка губами, осторожно надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание ребром шпателя по средней линии языка, еще лучше зондом. Иногда же дети помо­гают себе руками (следите за чистотой рук).

27. Язык снаружи рта желобком неподвижен, а губы то широко раскрываются (оскал), то касаются желобка.

28. Язык внутри рта желобком с оскалом: задувание ([С], [3]).

29. Язык желобком с осторожным загибанием кончика вверх.

30. Язык снаружи рта чашечкой (ковшиком) вне ротовой полости (боковые и передние края языка поднимаются вверх, спинка ковшиком опускается).

31. Чашечка внутри рта. При выработке чашечки полезно иногда, когда спинка языка не опускается, надавливать на нее сверху шпателем, зондом, задувать в чашечку ([Ш], [Ж]).

32. Закусывание зубами боковых краев языка, оставляя свободным только кончик языка.

33. При этом положении языка (упражнение 32) оскалить зубы и загибать язык к верхней десне.

34. Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы почти до клыков, при оскале поднимать и опускать кон­чик языка, касаясь им верхней и нижней десны.

35. При указанном положении языка (упражнение 34) многократно барабанить напряженным его кончиком по верх­ней десне (Т, Т, Т...) с сильным затем задуванием на поднятый кончик языка ([Р]).

36. По заданию проделывается ряд движений непрерывно одно за другим: язык жалом, чашечкой, лопатой, вверх и т.д.

 

Приложение 4. Артикуляционная гимнастика по И. И. Панченко

Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3—5 движений. Ребенку предлагается осознать три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно воспитать у ребенка потребность повторить упражнение, зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать, запоминать его.

Пассивные упражнения

- вытягивание губ с фиксацией мышц (включение только круглой мышцы губ);

- улыбка, растягивание губ с фиксацией нижней челюсти;

- попеременное растягивание каждой стороны губ с фик­сацией противоположной (включение соответствующих мышц, отводящих губы в стороны);

- спокойное смыкание губ при вынужденном раскрытии рта;

- опускание губ вниз поочередно нажатием на соответствую­щие мышцы;

- отведение нижней губы вниз — в стороны (гримаса «пре­зрения») нажатием на треугольные мышцы;

- надавливание ладонями на щечные мышцы;

- выдвигание губ вперед, как при утрированном произнесе­нии звука «щ»; - быстрое смыкание и размыкание губ; - круговые движения верхней и нижней губы;

- закрывание глаз, поднятие бровей, нахмуривание их.

Активные упражнения

1. Упражнения для круговой мышцы губ:

• смыкание губ (обычное, плотное и очень плотное), челюсти сомкнуты и разомкнуты;

• прижимание губ к зубам и деснам верхней и нижней че­люсти;

• размыкание губ при закрытом и открытом рте;

• размыкание только средней части губ при сомкнутых углах губ;

• движение то одного то другого угла губ без смещения их в сторону;

• медленное вытягивание губ и такое же медленное возвраще­ние в состояние покоя;

• мгновенное смыкание губ с разрывом, типа «поцелуй».

2. Упражнения для включения круговой мышцы губ в движение:

• вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, ще­ки надуваются не напряженно);

• набирание воздуха поочередно то под одну губу, то под дру­гую (одна губа фиксирующая, другая — надувающая);

• целевой губной выдох (дуть в определенном направлении, что заставляет придать губам положение симметричного на­пряжения с определенной конфигурацией их);

• выдувание воздуха поочередно каждым углом губ, с фикса­цией другого (надувается щека расслабленного угла губ, про­тивоположная щечная мышца сильно напрягается);

• выдувание воздуха с напряженными и расслабленными ще­ками.

3. Упражнения для верхней квадратной мышцы губы:

• поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица);

• опускание верхней губы вниз и за зубы.

4. Упражнения для нижней квадратной мышцы губы:

• опускание губы вниз — кнаружи;

• введение ее внутрь за зубы;

• выворачивание ее кнаружи.

5. Упражнение для собачьей мышцы: оттягивание углов рта кверху и кнаружи.

6. Упражнения для мышцы смеха: оттягивание углов рта пооче­редно кнаружи горизонтально; оттягивание углов рта совместно в стороны.

7. Упражнение для скуловой мышцы: оттягивание углов рта кверху (углубление носогубной складки, образование морщин на коже щек).

8. Упражнение для лобной мышцы: поднимание бровей, образо­вание продольных морщин.

9. Упражнения для мышц глаза:

• мигание век;

• обычное и плотное закрывание глаз.

Для тренировки управления подвижностью язычной мускула­туры проводят следующие упражнения.

10. Упражнения для подбородочно-язычной мышцы:

• выдвигание языка вперед (задние пучки);

• втягивание языка назад, внутрь (передние пучки), следует обращать внимание на парную антагонистическую деятель­ность различных волокон этой мышцы при смене выдвига­ния и втягивания языка;

• сокращение всех мышц — придавливание языка ко дну рото­вой полости с кончиком, отодвинутым от зубной дуги и изо­гнутым книзу; увеличение и уменьшение просвета между спинкой и нёбом.

11. Упражнения для подъязычной мышцы: оттягивание языка вниз — назад симметрично с обеих сторон и поочередно с каж­дой стороны.

12. Упражнения для шилоподъязычной мышцы:

• оттягивание языка вверх — в сторону — назад;

• приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;

• оттягивание корня языка назад — вверх;

• растягивание и приподнимание кончика вверх.

Все эти мышцы не видны, и об их работе можно судить по выполнению перечисленных выше упражнений.

13. Упражнение для поперечной мышцы: суживание языка и за­острение его, одновременное округление его средней части в по­перечном направлении.

Антагонистическим противодействием суживанию может служить включение шилоподъязычной мышцы, которая рас­тягивает язык в ширину.

14. Упражнения для верхнепродольной мышцы:

• укорачивание языка (ребенок пытается сделать его толще и шире, оттянуть немного назад);

• выгибание спинки языка в продольном направлении и одно­временно приподнимание кончика языка.

15. Упражнения для нижнепродольной мышцы: укорачивание языка, выгибание его и одновременное загибание кончика вниз.

16. Упражнения для вертикальной мышцы (антагонистическая поперечная мышца):

• расслабление языка после суживания;

• напряжение краев и кончика языка при распластывании. Характер действия отдельных мышц при выполнении

перечисленных упражнений зависит не только от участия изо­лированных мышц, которые логопед пытается тренировать, но и от одновременного действия соседних, их тонического со­стояния.

После тренировки дифференцированного включения в движения многих мышц языка следует переходить к специаль­ным упражнениям, имеющим артикуляционное значение:

• дорсальная позиция, необходимая для произнесения многих переднеязычных звуков ([Т], [Т], [Д], [Д'], [С], [С], [3], [3'], [Ц], [Н], [Н']);

• альвеолярная позиция без оттягивания кончика языка, необходимая для произнесения альвеолярных звуков ([Л], [Л'], [Р], [Р'];

• вакуминальная позиция с оттягиванием кончика языка, необходимая для произнесения шипящих звуков ([Ш], [Щ], [Ж]);

• присасывание спинки языка к нёбу при выгибании ее, имею­щее значение для произнесения звука [Ч];

• смыкание корня языка с нёбом, необходимое для произнесе­ния заднеязычных звуков ([К], [К'], [Г], [Г']);

- выгибание языка с упором кончика в нижние резцы и ритмичное оттягивание и продвигание вперед. После упражнений по дифференцированному включению мышц необходимо переходить к силовым нагрузкам, вызывая в мышцах состояние повышенного напряжения, которое должно перейти в состояние большого расслабления.

Для того чтобы артикуляция осуществлялись плавно, точно, ритмично, мышцы должны быть достаточно гибкими, эластичными, сильными. Формированию этих качеств спо­собствует динамическая изотоническая и статическая изомет­рическая гимнастика. Изотоническая гимнастика тренирует сокращение мышцы, которое сопровождается изменением ее длины. Изометрическая работа более утомительна, т. к. из мышцы, находящейся в состоянии изометрического сокраще­ния, выходит непрерывный поток импульсов, направляющих­ся в нервные центры, которые вследствие этого быстро утом­ляются. Вместе с этим уменьшается приток крови в мышцу. Динамические изотонические упражнения проводятся так же, как описанные выше активные движения, но с включением элементов сопротивления вытягиванию и втягиванию языка, выдвиганию и раздвиганию губ и т.д.

В этих упражнениях логопеду, удерживающему мышцу, важно почувствовать степень и качество активного сопротив­ления ребенка, постоянно привлекая кинестетический конт­роль к этому ощущению самого ребенка. Вслед за включением дифференцированного сопротивления мышц переходят к фор­мированию темпа, амплитуды, интенсивности, скорости вы­полнения движений при той же нагрузке на мышцы. Для со­здания большей иннервационной активности, повышения сте­пени кинестетического чувства речевого аппарата хорошо использовать задания по перемещению предметов в полости рта (различного размера круглые и плоские, легко моющиеся шарики и кружочки, различные геометрические фигуры).

 

Приложение 5. Примерное распределение программного материала по развитию познавательной деятельности

 

Средняя группа

 

Развитие сенсомоторной сферы

Восприятие основных цветов спектра: различение, назы­вание, классификация по цвету.

Восприятие геометрических фигур: круг, квадрат, тре­угольник. Различение, называние, классификация. Сравнение и рядообразование по величине.

Восприятие величин. Различение, называние, классифика­ция. Сравнение и рядообразование по величине.

Восприятие пространственных отношений: вверх — вниз, право — лево, впереди — сзади по отношению к себе.

Конструирование из 3—4 элементов.

Восприятие фактуры предметов: твердое — мягкое, глад­кое — шероховатое.

Слуховое восприятие неречевых звуков: различение звуча­ния игрушек.

Различение простых темпоритмических структур: I, II, III.

 

Развитие мышления

Складывание пирамид. «Почтовый ящик».

Доски Се гена для вставки геометрических форм.

Складывание разрезных картин, фигур, картин на кубиках из 2—4 частей (элементов).

Классификация объектов по одному признаку.

Классификация объектов по категориям.

Исключение предметов («4-й лишний»).

Отгадывание загадок, основанных на перечислении внеш них признаков предметов.

 

Развитие внимания и памяти

«Чего не стало?», «Что изменилось?» с применением 3—4 элементов на конкретном материале.

Игры типа «Угадай, что звучит», «Угадай, кто позвал». Прямое копирование образца в конструировании. Заучивание поговорок, стихов.

 

Формирование математических представлений

Счет до 5.

Формирование представлений «один — много». Пересчет предметов в пределах 5. Соотнесение количеств в пределах 5. Решение задач на сложение и вычитание в пределах 3 на конкретном материале. Состав чисел 2 и 3.

Представление о временах года, названия, основные отли­чительные признаки, последовательность сезонов.

 

Старшая группа

 

Развитие сенсомоторной сферы

Восприятие оттенков цвета спектра: различение, называ­ние, классификация по цвету, рядообразование по интенсив­ности цвета.

Восприятие геометрических форм: овал, прямоугольник. Различение, называние, классификация. Сравнение и рядооб­разование по величине.

Восприятие контурных изображений знакомых предметов.

Восприятие недорисованных изображений.

Различение предметов и изображений по длине, высоте, ширине, толщине. Рядообразование по этим параметрам.

Восприятие фактуры предметов: различение по материалу.

Восприятие пространственных отношений: вверх — вниз, право — лево, впереди — сзади по отношению к себе и другим объектам.

Узнавание и различение неречевых звуков в природе: шум ветра, звон капели и т.д.

Восприятие и воспроизведение темпоритмических струк­тур из 3-х элементов.

Конструирование по образцу из 5 элементов.

Лабиринты.

 

Развитие мышления

Доски Сегена с сюжетными изображениями.

Складывание разрезных картинок, фигур, картинок из ку­биков — до 6 элементов.

Классификация объектов по 2 признакам.

Определение понятий — классификация предметов по их назначению.

Классификация предметов по категориям. Исключение предметов («4-й лишний»). Отгадывание загадок, основанных на выделении функци­ональных свойств объектов.

 

Развитие внимания и памяти

«Чего не стало?», «Что изменилось?» с применением до 6 элементов.

Прямое и следовое копирование образца в конструирова­нии — из 5 элементов.

Заучивание поговорок, стихов.

 

Формирование математических представлений

Порядковый счет: прямой в пределах 10, обратный — в пределах 5.

Ориентирование в числовом ряду в пределах 5.

Знакомство с цифрами.

Пересчет предметов в пределах 10.

Соотнесение количеств предметов.

Выбор заданного количества в пределах 5 без пересчета.

Сравнение количеств.

Составление чисел 2, 3, 4.

Решение задач на сложение и вычитание в пределах 5 на конкретном материале.

Составление задач с использованием конкретного мате­риала.

Называние месяцев по сезонам.

Знание и называние дней недели. Различение будних и выходных дней.

Ориентирование в частях суток.

 

Подготовительная группа

 

Развитие сенсомоторной сферы

Трансформация геометрических форм. Узнавание перечеркнутых изображений. Узнавание наложенных друг на друга изображений. Сравнение предметов и фигур по величине и трансформа­ция.

Классификация предметов по фактуре. Восприятие и узнавание неречевых звуков в быту и в при­роде.

Восприятие и моделирование пространственных отноше­ний между предметами.

Конструирование из 6 элементов.

Восприятие и воспроизведение темпоритмических струк­тур из 4—5 элементов. Лабиринты.

 

Развитие мышления

Вкладыши Равена.

Складывание разрезных картинок, фигур, картинок на ку­биках — из 9 элементов.

Классификация объектов по разным параметрам. Определение понятий.

Сравнение понятий (девочка и кукла, лошадь и трактор, самолет и птица).

Отгадывание загадок.

Понимание переносных значений слов.

Определение последовательности событий.

 

Развитие внимания и памяти

«Чего не стало?», «Что изменилось?» с применением до 8 элементов.

«Разноцветные цепочки» — 8 элементов. Следовое копирование образца. Заучивание стихотворений.

 

Развитие математических представлений

Прямой и обратный счет в пределах 10. Ориентирование в числовом ряду в пределах 10. Счет от заданного до заданного числа. Соотнесение и сравнение количества предметов. Уравнивание количества предметов. Состав чисел 2, 3, 4, 5.

Решение задач на сложение и вычитание с использованием конкретного материала в пределах 10, без использования ма­териала — в пределах 6.

Составление задач с использованием конкретного мате­риала.

Порядковое перечисление месяцев.

Порядковое перечисление дней недели. Ориентирование в последовательности дней недели.

Элементарные представления о продолжительности часа, минуты, секунды.

Знакомство с часами.

Сравнение временных интервалов.

 

Приложение 6. Материалы для логопедической диагностики

 

Для диагностики расстройств фонетико-фонематической

системы речи

 

Картотека предметных и сюжетных картинок для проверки состояния звукопроизношения. Картинки подбираются таким образом, чтобы, называя их, обследуемый произнес все звуки русского языка в различных позициях. Размер картинок и изо­бражение должны быть удобными для индивидуального зри­тельного восприятия, содержание — доступным для ребенка дошкольного возраста.

• На звуки [А], [О], [И], [Э] подбирают по 3 картинки, в назва­ниях которых звук находится в начале, конце, середине сло­ва. Например: арбуз, рука, карандаш; облако, окно, корова; игрушки, очки, книга; экран, полотенце, колесо.

• На звук [У] — картинки, в названиях которых звук стоит в начале и в середине, например: уши, парус.

• На звук (Ы] — картинки, в названиях которых звук стоит в конце и в середине, например: усы, крыша.

• На звуки [П], [П'], [М], [М'], [Ф], [Ф'], [Т], [Т'], [Н], [Н'], [К], [X], [С], [С'], [Ц], [Ш], [Щ], [Ч], [Р], [Р'], [Л], [Л'], [Й] -по 3 картинки (звук в начале, в конце, в середине слова). На­пример:

поезд, зуб, капуста; петух, голубь, капитан; майка, дом, замок; медведь, семь, помидор; фонарь, шкаф, кофта; фея, обувь, кофе; тарелка, компот, автобус; телевизор, скатерть, картина; нос, стакан, санки; нитки, конь, коньки;

кот, песок, макароны; хлеб, горох, сахар; сумка, поднос, посуда; сетка, лось, апельсины; цапля, огурец, кольцо; шапка, карандаш, кошка; щенок, плащ, ящик; часы, ночь, почта; рука, топор, барабан; река, календарь, кастрюля; лампа, стул, белка; лимон, соль, котлета; йод, чай, гайка.

• На звуки [К'] и [X'] подбирают по 2 картинки, в связи с тем, что эти звуки редко встречаются в конце слов. Возможные варианты: кисточка, носки; хитрая лиса; петухи.

• На звуки [Б], [Б'], [В], [В'], [Г], [Г], [Д], [Д'], [Ж], [3], [3'] подбирают по 2 картинки в связи с оглушением данных зву­ков в конце слов. Примеры слов:

баран, собака; бинокль, кабина; ваза, сова; ветка, свинья; гусь, виноград; гиря, сапоги; дом, подушка; дерево, индюк; жук, пожар; забор, коза; зебра, корзина.

Кроме того, подбирают сюжетные картинки, названия ко­торых насыщены звуками [С], [С], [3], [3'], [Ц], [Ч], [Ш], [Ш], [Ж], [Р], [Р], [Л], [Л']:

На столе стоит стакан. Самолет построен из конструктора.

Синица сидит на осине. Осенью осина красива.

Розы за забором. Змея заползла под избу.

Хозяйка взяла корзину. Зимой на земле поземка.

У кольца нет конца. У крыльца цветет акация. В чашке черешня. Мальчик чистит чайник. Кошка шипит. У машины широкие шины. Жук жужжит. Пожарные едут на пожар. На черной крыше красная труба.

Привезли березы и рябины. На рисунке нарисованы репа и брюква.

Белая лодка плывет. Стол и стул.

Лимон лежит на блюдце. Маленький мальчик летит в самолете.

 

Картотека предметных и сюжетных картинок для проверки состояния звукослоговой структуры слов.

• Подбираются предметные картинки, названиями которых являются слова сложной звукослоговой структуры. Напри­мер: односложные со стечением согласных: круг, кран, торт, парк; двусложные со стечением согласных: праздник, кружка, трамплин, солнце; многосложные без стечения со­гласных: курица, посуда, барабан, магазин, телефон, вело­сипед, телевизор, милиционер; многосложные со стечени­ем согласных: продавец, водопровод, электричка, троллей­бус, компьютер, магнитофон.

• Сюжетные картинки, при назывании которых требуется употребление слов сложной звукослоговой структуры. На­пример: Милиционер едет на мотоцикле. На плите стоят кастрюля и сковорода. Троллейбус остановился на пере­крестке у светофора.

 

Картотека предметных картинок на слова-квазиомонимы для проверки способности слуховой дифференциации фонем по признакам:

ротовые — носовые (рак — мак, рама — мама); звонкие — глухие (зуб — суп, бочка — почка); твердые — мягкие (мел — мель); переднеязычные — заднеязычные (точка — кочка); вибранты — смычно-проходные ротовые (рак — лак, рей­ка — лейка);

свистящие — шипящие (крыса — крыша, сук — жук); щелевые переднеязычные — аффрикаты (свет — цвет).

 

Для диагностики состояния лексико-грамматического строя речи

 

Набор предметных картинок для проверки понимания и употребления слов. В наборе должны быть представлены раз­ные части речи.

• Существительные: книга, карандаш, лампа, тарелка, улица.

• Глаголы:

действия: рисовать, строить, играть;

движения: идти, плыть, лететь;

состояния: спать, загорать, сидеть. © Прилагательные:

качественные: высокий, черный, тяжелый;

относительные: апельсиновый, бумажный, пластилино­вый;

притяжательные: бабушкин, медвежий, птичий. © Числительные:

простые количественные: один, два, три; порядковые: первый, второй, третий.

• Предлоги: птица в клетке, птица на клетке, птица над клет­кой, птица под клеткой, птица у клетки, птица перед клет­кой, птица за клеткой.

 

Набор предметных картинок для выявления понимания и употребления грамматических категорий.

• Рода:

существительных, например скамейка, дерево, стол; прилагательных, например красная ягода, красное платье, красный шар.

• Числа:

существительных, например стол — столы, стул — стулья; прилагательных, например красный шар — красные шары;

глаголов, например, идет — идут.

• Падежа:

существительных: Это река. У реки дерево. Дети подошли к реке. Они пришли на реку купаться. За рекой лес. В реке рыба;

прилагательных: Это маленькая речка. У маленькой речки дерево. Дети подошли к маленькой речке. Они пришли на маленькую речку купаться. За маленькой речкой лес. В ма­ленькой речке рыба.

 

Набор картинок для выявления способности словообразова­ния.

• Суффиксальным способом, например: гриб — грибок — гри­бочек, кукла — куколка, дом — домик — домище.

• Префиксальным способом, например: шел — подошел — перешел — отошел — пришел — зашел — вышел.

 

Для диагностики состояния связной речи

Набор сюжетных картинок для составления простых пред­ложений.

Серии сюжетных картинок разной сложности для состав­ления рассказов.

Сюжетные картинки для составления рассказов.

 

Для диагностики расстройств зрительного гнозиса

Набор карточек с четкими цветными изображениями пред­метов.

Набор карточек с контурными изображениями предметов.

Набор карточек с «зашумленными» изображениями пред­метов: перечеркнутыми, заштрихованными, наложенными друг на друга.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.