|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общий анамнез 16 страницаРаздевание и одевание куклы. Снимание и надевание собственной одежды. Складывание одежды на стул. Аккуратное обращение с собственной одеждой и одеждой других детей. Застегивание молний, пряжек, пуговиц, крючков.
Личность и семья Имя, отчество, фамилия. Возраст людей. Название членов семьи: мама, папа, дети — сын и дочь, дедушка, бабушка, внук, внучка, брат, сестра. Навыки: Называние собственного имени, отчества, фамилии. Различение имен и фамилий детей группы. Обращение к персоналу детского сада по имени и отчеству, а к другим детям — по имени. Вежливое обращение к членам семьи, родственникам, знакомым и незнакомым людям. Обращение к старшим на «Вы». Помощь пожилым членам семьи.
Квартира Комната Части комнаты: окно, дверь, стены, потолок, пол. Мебель: стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, трюмо. Назначение мебели. Приборы, бытовая техника, оборудование: батарея, лампа, розетка, пылесос, телефон, радио, телевизор, магнитофон, часы. Комнатные растения и уход за ними. Домашние животные (кошка, собака) и их детеныши. Содержание рыб в аквариумах и птиц в клетках. Уход за домашними животными. Домашние занятия: игры, чтение, увлечения. Правила просмотра телепередач. Навыки: Вытирание пыли, подметание и протирание пола. Уборка постели. Использование выключателей и розеток. Использование дверных ручек разного типа. Включение и выключение светильников и радио. Ответ на телефонный звонок. Уход за комнатными растениями и животными.
Кухня Оборудование кухни: плита, мойка с краном, холодильник. Правила обращения с мойкой, холодильником, плитой. Кухонная мебель: стол, табурет, шкафы. Посуда для приготовления пищи: кастрюля, сковорода, чайник, ковш, миска, дуршлаг, поварешка, ножи, ложки, вилки. Посуда для сервировки стола: тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки, ножи, масленка, сахарница. Правила сервировки стола и поведение за столом. Основные блюда и продукты питания. Приготовление каш, супов. Варка и жарение. Необходимость осторожного обращения с кипятком, специями (уксус, перец), острыми предметами. Овощи и фрукты. Навыки: Сервировка стола, уборка посуды со стола, сметывание крошек. Использование передников и салфеток. Мытье небьющейся посуды. Эстетичный прием пиши, жевание с закрытым ртом.
Ванная комната и туалет Оборудование ванной и туалета: ванна, раковина, кран, душ, унитаз, ведра и тазы. Стиральная машина и стиральная доска. Туалетные принадлежности и моющие средства: мыло, зубная паста и порошок, шампунь, стиральный порошок, зубная щетка, губка, мочалка, мыльница, туалетная бумага. Умывание и стирка. Осторожность в работе с моющими средствами. Правила чистки зубов. Навыки: Умывание, чистка зубов. Стирка кукольной одежды. Уборка пролитой воды с пола.
Прихожая и коридор Оборудование: вешалки для верхней одежды, полки для обуви, зеркало. Уличная одежда по сезонам. Домашняя обувь и уличная обувь по сезонам. Навыки: Надевание и снимание уличной одежды (на кукле и на себе). Помощь другим детям в надевании и снимании уличной одежды. Застегивание и расстегивание молний, кнопок, пуговиц. Обувание и разувание со шнуровкой.
Двор и улица Двор Газоны, места для отдыха, игровые площадки, спортивные площадки. Бытовые части двора: для сушки белья, для выбивания ковров, для мусора. Растительность двора: травы, кусты, деревья. Названия частей растений, их практическое распознавание. Название некоторых видов растений, их практическое распознавание. Животный мир двора. Некоторые виды птиц, их практическое распознавание. Виды насекомых: бабочка, жук, муха, оса, комар, гусеница. Улитки, черви, лягушки. Правила поведения во дворе. Игры с детьми. Общение со знакомыми людьми. Общение с незнакомыми людьми. Навыки: Ориентирование в назначении частей двора. Распознавание растений и животных. Поведение во дворе.
Улицы, проспекты, площади Проезжая часть. Места для пешеходов. Переход проезжей части. Перекрестки, светофоры. Названия улиц, проспектов, площадей. Эстетика города: архитектура, зеленое убранство, памятники. Навыки: Поведение на улице, переход улицы. Обращение к посторонним на улице.
Транспорт Грузовой и пассажирский, наземный и подземный транспорт. Основные виды транспорта. Основные части автомобиля и их назначение. Профессии водителя и кондуктора. Правила проезда в городском пассажирском транспорте. Навыки: Вход и выход из транспорта, поведение в общественном транспорте.
Старшая группа Городской дом Квартира Назначение квартиры. Части квартиры и их назначение: комнаты, кухня, ванная, туалет, коридор, прихожая, кладовая или чулан, балкон, лоджия, антресоли. Виды комнат по назначению: гостиная, спальня, кабинет. Дифференциация мебели по назначению: кухонная, мебель для гостиной, спальная, кабинетная. Эстетика и гигиена квартиры: расстановка мебели, отделка стен, дверей, окон, ковры и паласы, украшения, комнатные цветы, чистота и порядок. Население квартиры. Отношения родства и соседства. Правила поведения в квартире. Отношения с членами, семьи и соседями. Поддержание чистоты и порядка. Модели повеления в различных ситуациях: приход гостей, болезнь одного из членов семьи, конфликт между ребенком и членом семьи, конфликт между взрослыми членами семьи, звонок в дверь во время отсутствия взрослых в квартире. Навыки: Моделирование квартиры в игровом уголке. Уборка квартиры. Работа с пылесосом. Стирка и глажение носовых платков. Общение с членами семьи и соседями. Поведение в различных ситуациях. Открывание и закрывание входных дверей. Разговор по телефону.
Подъезд Назначение подъезда. Части подъезда и их назначение: парадная, лестница, лифт, лестничная площадка, этаж, подвал, чердак, мусоропровод. Правила поведения в подъезде. Поддержание чистоты и порядка. Самостоятельный подъем и спуск по лестнице. Правила пользования лифтом. Общение с посторонними в подъезде в присутствии родителей и без них. Навыки: Ориентирование в подъезде. Ходьба по лестнице. Пользование лифтом. Общение с посторонними. Использование дверного звонка. Открывание задвижек, замков.
Дом Назначение дома. Виды домов по назначению: жилище, общественное учреждение. Части дома: фундамент, стены, двери, окна, крыша. Разнообразие внешнего вида дома и внутреннего устройства. История жилища. Эстетика архитектуры. Строительство домов. Строительные материалы, инструменты, техника. Строительные профессии. Навыки: Конструирование домов различных типов из игрушечного строительного материала. Определение назначения дома по внешнему виду.
Город Магазин Назначение магазина. Другие типы учреждений торговли: ларек, киоск, рынок. Специализация магазинов: продуктовые, промтоварные, универсальные магазины, аптеки. Устройство магазина: торговый зал, прилавок, касса, склад или подсобные помещения. Профессии работников торговли. Приобретение товаров в магазине. Навыки: Выбор необходимого магазина и товара. Общение с кассиром и продавцом. Соблюдение очереди. Использование пакетов для приобретенного товара. Складывание товаров в сумку, аккуратный перенос сумки.
Парикмахерская Назначение парикмахерской. Другие типы учреждений гигиенического назначения: баня, прачечная, химчистка. Необходимость соблюдения личной гигиены и эстетики. Виды причесок у мальчиков и девочек. Эстетика прически. Оборудование парикмахерской и инструменты. Профессия парикмахера. Навыки: Причесывание. Плетение кос (при формировании навыков плетения могут быть использованы шнуры, сутаж и др. материал). Завязывание бантов.
Почта Назначение почты. Другие средства связи: телефон, радио, компьютер. Отделы почты: прием и доставка писем, посылок, бандеролей, переводов, телеграф, доставка газет и журналов. Отправление и получение письма или открытки. Конверты и марки. Адрес. Почтовые ящики для отправления и получения корреспонденции. Профессия почтальона. Навыки: Использование таксофона, отправление поздравительной открытки в конверте своим родителям.
Ателье по ремонту обуви Назначение ателье. Другие учреждения бытового назначения: ателье по ремонту часов, одежды, бытовой техники, мебели. Аккуратность в обращении с вещами. Ремонт и восстановление вещей. Оборудование ателье по ремонту обуви. Инструменты и материалы для починки обуви. Профессия сапожника, приемщицы ателье. Навыки: Чистка одежды щеткой. Уход за обувью: мытье, просушивание, чистка щеткой.
Швейная фабрика Назначение швейной фабрики. Другие типы производств: хлебозавод, мебельная фабрика, завод по производству игрушек и т. п. Виды одежды. Эстетика одежды. Аккуратность в ношении одежды. Оборудование швейной фабрики. Инструменты и материалы. Виды тканей. Профессия закройщицы и швеи. Навыки: Использование вешалок-плечиков. Выбор одежды для кукол с учетом размера, сезона, обстановки (деловая, праздничная), сочетания предметов одежды по цвету и фасону. Пришивание пуговицы. Больница Назначение больницы. Другие типы учреждений здравоохранения: поликлиника, санаторий. Здоровый образ жизни — профилактика заболеваний. Гигиена. Режим дня. Вредные привычки детей и взрослых, отношение к ним. Причины травм и инфекционных заболеваний. Основные симптомы заболеваний: боль, краснота, сыпь, расстройство стула. Причины отравлений и их симптомы. Поведение больного, отношение к больному. Содержание домашней аптечки, осторожность в обращении с лекарствами. Устройство больницы: приемный покой, отделения, палаты, кабинеты врачей. Лечебные процедуры и средства: медикаментозное лечение, физиотерапия, лечебная физкультура. Медицинское оборудование и инструменты. Профессии врача, медсестры, санитарки, массажистки. Навыки: Общение с больным и врачом. Измерение температуры. Оказание первой медицинской помощи: смазывание пореза йодом, применение лейкопластыря. Самомассаж.
Кафе Назначение кафе. Другие учреждения общественного питания: столовая, буфет, ресторан. Навыки: Сервировка стола. Использование столовых приборов. Поведение за столом. Культура питания.
Школа Назначение школы. Другие учреждения системы образования: ясли-сад, гимназия, лицей, училище, техникум, институт, университет, академия. Содержание обучения в школе. Школьный класс, его оборудование. Школьные принадлежности. Профессия учителя. Обязанности ученика. Правила поведения в школе. Навыки: Работа с книгой и тетрадью. Общение в учебной ситуации.
Театр Назначение театра. Другие учреждения культурного назначения: музей, кинотеатр, цирк, зоопарк, ботанический сад, парк. Формы проведения досуга, рациональная организация досуга. Правила поведения в местах культурного назначения. Устройство театра: зрительный зал, сцена, партер, ложи, ярусы, фойе, гардероб, буфет. Поведение во время спектакля и антракта. Профессии актера, режиссера, балерины, певца, декоратора, билетера, гардеробщика. Эстетическое оформление театра. Навыки: Поведение в местах культурного назначения. Театрализация сказки.
Село Сельский дом Внешний вид и внутреннее устройство дома. Печь. Устройство печи и правила пользования ею. Колодец. Устройство колодца. Навыки: Конструирование сельского дома.
Усадьба Постройки на усадьбе: колодец, хлев, сарай. Сад и огород. Растения сада и огорода. Уход за садом и огородом. Сельскохозяйственные животные и птицы. Их детеныши. Содержание домашних животных и уход за ними. Кормление домашних животных. Назначение домашних животных. Навыки: Распознавание садовых и огородных растений. Распознавание домашних животных и птиц. Посадка огородных растений в группе и на участке.
Совхоз и ферма Назначение совхозов и ферм. Совхозные поля. Полевые сельскохозяйственные культуры. Животноводческие фермы. Виды сельскохозяйственной техники. Профессии работников сельского хозяйства. Навыки: Распознавание полевых культур.
Подготовительная группа Город и село Внешний вид города и села. Городские и сельские улицы и дома. Сравнение по размерам, внешнему виду, численности населения, занятиям населения. Сравнение растительного и животного мира города и села. Навыки: Ориентирование в городе и селе по адресу. Конструирование городских и сельских домов.
Лес и луг Лес Растительный мир леса: мхи, травы, кустарники, деревья, грибы. Съедобная лесная растительность: ягоды, грибы, орехи. Правила сбора лесных даров. Ядовитые лесные растения. Лекарственные растения. Животный мир леса: насекомые, птицы, звери и их детеныши, змеи. Образ жизни и типы питания животных леса. Поведение человека при встрече с животными. Правила поведения в лесу. Одежда для посещения леса. Ориентирование в лесу.
Луг Растительный мир луга. Съедобные травы. Ядовитые травы. Лекарственные травы. Животный мир луга. Образ жизни и типы питания животных луга. Сравнение растительного и животного мира леса и луга. Навыки: Распознавание некоторых съедобных, лекарственных, ядовитых растений. Ориентирование в природе.
Вода и воздух Вода Водоемы: река, пруд, озеро, море, океан. Растительный мир водоемов. Животный мир водоемов: рыбы, мелкие водные животные, морские водные животные. Образ жизни и питание водных животных. Необходимость воды для жизни. Охрана водоемов от загрязнения. Очистка воды методами кипячения и фильтрования. Свойства воды: прозрачность, текучесть, вода-растворитель, агрегатные состояния воды — лед, вода, пар. Правила поведения на воде. Водный транспорт. Профессии работников водного транспорта. Навыки: Очистка воды фильтрованием. Уход за рыбами в аквариуме.
Воздух Наличие воздуха. Необходимость воздуха для жизни. Ветер как движение воздуха. Гигиена дыхания. Проветривание помещений. Опасность вдыхания ядовитых веществ. Воздушный транспорт. Профессии работников воздушного транспорта. Навыки: Использование респиратора.
Взаимосвязь воды и воздуха Испарение воды. Вода в атмосфере: облака, тучи, дождь, снег, град, иней. Использование воды и воздуха в работе мельниц, ветряков, электростанций.
Земля и космос Земной шар Материки, острова, океаны. Разнообразие природы земного шара. Климат, некоторые растения и животные природных зон Арктики, тундры, тайги, пустыни, тропиков. Человеческие расы и национальности, их равноправие. Названия некоторых стран и их столиц. Разнообразие языков и обычаев. Навыки: Распознавание растений и животных.
Космос Космическое пространство. Виды небесных тел: планеты, звезды, кометы. Освоение космоса человеком. Космическая техника и профессии. Земля — планета Солнечной системы. Луна — спутник Земли.
Личность и общество Личность Материальные и духовные потребности личности. Интересы и увлечения человека. Идеалы. Способности. Сила воли. Эмоции и чувства. Положительные и отрицательные черты характера: доброта, сочувствие, смелость, жадность и т.д. Навыки: Самооценка.
Общество Государство. Типы управления государством: монархия и демократия. Искусство. Наука. Образование. Религия. Материальное производство. Средства защиты общества: армия, милиция, спасательные службы (пожарная служба). Права и обязанности гражданина. Семья — ячейка общества. Навыки: Обращение в спасательную службу в чрезвычайной ситуации. Общение с людьми в разнообразных ситуациях.
Приложение 2. Планирование работы в группе для детей с ФФНР по Г. А. Каше
Приложение 3. Артикуляционная гимнастика по М. Е. Хватцеву Общая артикуляционная гимнастика 1. Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закрывание рта свободное и с сопротивлением рук). 2. Челюсти в спокойном положении. Движение нижней челюсти вперед на счет 3: • без нажимания на нижнюю челюсть языком; • с сильным нажимом и подталкиванием языком нижней челюсти при движении вперед. При движении вперед — выдох через рот с произнесением в конечном моменте звука [С] или [3]. 3. Оттягивание челюсти назад на счет 3: • язык пассивен; • язык с силой оттягивается назад. При оттягивании — вдох через рот, при возвращении в исходное положение — выдох через рот с произнесением звуков [Н], [Л],[Т],[Д]. 4. Вытягивание челюсти вперед с последующим оттягиванием ее назад: закусив кончик карандаша, поднимать его к носу и опускать вниз. 5. Движение челюсти вправо, дыхание через нос: • язык пассивен; • язык с силой упирается в челюсть, помогая движению. 6. Движение челюсти влево производится так же, как и вправо. 7. Движение челюсти вправо и влево, непосредственно одно за другим: • язык пассивен; • язык подталкивает нижнюю челюсть. Гимнастика для мимико-артикуляторных мышц 1. Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта. 2. Поднимание и опускание бровей: при поднимании бровей глаза широко раскрываются, на лбу появляются продольные морщины; при опускании — глаза почти закрываются и над переносицей образуются вертикальные и поперечные морщинки. 3. Одновременное закрывание и открывание обоих глаз. 4. Попеременное закрывание и открывание правого и левого глаза: если какой-либо глаз (а иногда и оба попеременно) не закрываются, то одно веко (лучше не закрывающееся) придерживают в закрытом положении пальцем, в то время как другой глаз ритмично закрывают. 5. Одновременное, затем попеременное прищуривание. 6. Медленное прищуривание глаз: сначала сразу обоих, затем поочередно правого и левого (следить за активностью нижних век). 7. Попеременное поднимание обоих углов рта: при спокойном состоянии левой половины рта поднимается правый угол рта, и наоборот. 8. Нюхательное движение: при сжатых челюстях верхняя губа несколько поднимается, обнажая зубы, носогубные складки резко выражаются. 9. Одновременное поднимание обоих уголков рта: поочередное поднимание левой и правой щеки. Вдох носом, выдох ртом. 10. Челюсти сжаты: попеременное поднимание углов рта: • с закрыванием соответствующего глаза (поднимается вся щека); • без закрытия глаз, с минимальным поднятием щеки. Вдох носом, выдох ртом сквозь зубы активной стороны. Примечание: если угол рта не поднимается, то при импульсах движения к нему другой угол рта удерживается от движения пальцем, а недействующий угол рта пальцами ритмично поднимается. 11. Зубы и губы сжаты. Одновременное опускание углов рта. Дыхание носом. 12. Зубы и губы сомкнуты — поочередное опускание левого и правого углов рта. Дыхание носом. Упражнениями воспитывается раздельная работа левой половины лица от правой в его верхних, средних и нижних областях в случаях резкой асимметрии лица. Упор — на западающую половину лица. Гимнастика для губ и щек 1. Надувание обеих щек одновременно. 2. Надувание щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую). 3. Втягивание щек в ротовую полость меж зубами. 4. Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты. 5. Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем спокойно смыкаются вновь (соответственно произносятся [И], [С], [3], [П], [Б], [М]). 6. Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях. При вдохе хоботком пьют воздух, при выдохе произносят /С/, [З], [И]. 7. Оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последующим смыканием губ. 8. Оскал. Раскрыть рот с оскаленными зубами. Сомкнуть челюсти. Сомкнуть губы. 9. Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов [П], [Б], [М]. 10. Вытягивание губ широкой трубкой, воронкой, при раскрытых челюстях. 11. Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи, имитация надувания мыльного пузыря ([У], [О]). 12. При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. 13. Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и опускание вниз при плотно сжатых челюстях. 14. Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы ([Ф], [В]). 15. Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы. 16. Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ: • верхнюю поднять; • нижнюю опустить; • верхнюю опустить; • нижнюю поднять — норма. 17. Имитация полоскания зубов: воздух внутри сильно давит на зубы. Этому движению вначале можно помочь поочередным надуванием щек. (В упражнениях 14—17 губы не должны оттопыриваться.)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|