Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общий анамнез 16 страница



Раздевание и одевание куклы.

Снимание и надевание собственной одежды. Складывание одежды на стул. Аккуратное обращение с собственной одеж­дой и одеждой других детей. Застегивание молний, пряжек, пуговиц, крючков.

 

Личность и семья

Имя, отчество, фамилия. Возраст людей. Название членов семьи: мама, папа, дети — сын и дочь, дедушка, бабушка, внук, внучка, брат, сестра. Навыки:

Называние собственного имени, отчества, фамилии.

Различение имен и фамилий детей группы.

Обращение к персоналу детского сада по имени и отчеству, а к другим детям — по имени.

Вежливое обращение к членам семьи, родственникам, зна­комым и незнакомым людям. Обращение к старшим на «Вы».

Помощь пожилым членам семьи.

 

Квартира

Комната

Части комнаты: окно, дверь, стены, потолок, пол.

Мебель: стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, трюмо. Назначение мебели.

Приборы, бытовая техника, оборудование: батарея, лампа, розетка, пылесос, телефон, радио, телевизор, магнитофон, часы.

Комнатные растения и уход за ними.

Домашние животные (кошка, собака) и их детеныши. Со­держание рыб в аквариумах и птиц в клетках. Уход за домаш­ними животными.

Домашние занятия: игры, чтение, увлечения. Правила про­смотра телепередач.

Навыки:

Вытирание пыли, подметание и протирание пола. Уборка постели.

Использование выключателей и розеток. Использование дверных ручек разного типа. Включение и выключение светильников и радио. Ответ на телефонный звонок. Уход за комнатными растениями и животными.

 

Кухня

Оборудование кухни: плита, мойка с краном, холодильник. Правила обращения с мойкой, холодильником, плитой.

Кухонная мебель: стол, табурет, шкафы.

Посуда для приготовления пищи: кастрюля, сковорода, чай­ник, ковш, миска, дуршлаг, поварешка, ножи, ложки, вилки.

Посуда для сервировки стола: тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки, ножи, масленка, сахарница.

Правила сервировки стола и поведение за столом.

Основные блюда и продукты питания.

Приготовление каш, супов. Варка и жарение. Необходи­мость осторожного обращения с кипятком, специями (уксус, перец), острыми предметами.

Овощи и фрукты.

Навыки:

Сервировка стола, уборка посуды со стола, сметывание крошек. Использование передников и салфеток. Мытье небьющейся посуды.

Эстетичный прием пиши, жевание с закрытым ртом.

 

Ванная комната и туалет

Оборудование ванной и туалета: ванна, раковина, кран, душ, унитаз, ведра и тазы. Стиральная машина и стиральная доска.

Туалетные принадлежности и моющие средства: мыло, зубная паста и порошок, шампунь, стиральный порошок, зуб­ная щетка, губка, мочалка, мыльница, туалетная бумага.

Умывание и стирка. Осторожность в работе с моющими средствами.

Правила чистки зубов.

Навыки:

Умывание, чистка зубов. Стирка кукольной одежды. Уборка пролитой воды с пола.

 

Прихожая и коридор

Оборудование: вешалки для верхней одежды, полки для обуви, зеркало.

Уличная одежда по сезонам.

Домашняя обувь и уличная обувь по сезонам.

Навыки:

Надевание и снимание уличной одежды (на кукле и на себе).

Помощь другим детям в надевании и снимании уличной одежды. Застегивание и расстегивание молний, кнопок, пуго­виц.

Обувание и разувание со шнуровкой.

 

Двор и улица

Двор

Газоны, места для отдыха, игровые площадки, спортивные площадки. Бытовые части двора: для сушки белья, для выби­вания ковров, для мусора.

Растительность двора: травы, кусты, деревья. Названия час­тей растений, их практическое распознавание. Название некото­рых видов растений, их практическое распознавание.

Животный мир двора. Некоторые виды птиц, их практи­ческое распознавание. Виды насекомых: бабочка, жук, муха, оса, комар, гусеница. Улитки, черви, лягушки.

Правила поведения во дворе. Игры с детьми. Общение со знакомыми людьми. Общение с незнакомыми людьми.

Навыки:

Ориентирование в назначении частей двора. Распознавание растений и животных. Поведение во дворе.

 

Улицы, проспекты, площади

Проезжая часть. Места для пешеходов. Переход проезжей части. Перекрестки, светофоры.

Названия улиц, проспектов, площадей.

Эстетика города: архитектура, зеленое убранство, памятни­ки.

Навыки:

Поведение на улице, переход улицы. Обращение к посто­ронним на улице.

 

Транспорт

Грузовой и пассажирский, наземный и подземный транс­порт. Основные виды транспорта.

Основные части автомобиля и их назначение.

Профессии водителя и кондуктора.

Правила проезда в городском пассажирском транспорте.

Навыки:

Вход и выход из транспорта, поведение в общественном транспорте.

 

Старшая группа

Городской дом

Квартира

Назначение квартиры.

Части квартиры и их назначение: комнаты, кухня, ванная, туалет, коридор, прихожая, кладовая или чулан, балкон, лод­жия, антресоли.

Виды комнат по назначению: гостиная, спальня, кабинет.

Дифференциация мебели по назначению: кухонная, ме­бель для гостиной, спальная, кабинетная.

Эстетика и гигиена квартиры: расстановка мебели, отделка стен, дверей, окон, ковры и паласы, украшения, комнатные цветы, чистота и порядок.

Население квартиры. Отношения родства и соседства.

Правила поведения в квартире. Отношения с членами, семьи и соседями. Поддержание чистоты и порядка.

Модели повеления в различных ситуациях: приход гостей, болезнь одного из членов семьи, конфликт между ребенком и членом семьи, конфликт между взрослыми членами семьи, звонок в дверь во время отсутствия взрослых в квартире.

Навыки:

Моделирование квартиры в игровом уголке. Уборка квартиры. Работа с пылесосом. Стирка и глажение носовых платков. Общение с членами семьи и соседями. Поведение в различных ситуациях. Открывание и закрывание входных дверей. Разговор по телефону.

 

Подъезд

Назначение подъезда.

Части подъезда и их назначение: парадная, лестница, лифт, лестничная площадка, этаж, подвал, чердак, мусоро­провод.

Правила поведения в подъезде. Поддержание чистоты и порядка.

Самостоятельный подъем и спуск по лестнице. Правила пользования лифтом.

Общение с посторонними в подъезде в присутствии роди­телей и без них. Навыки:

Ориентирование в подъезде. Ходьба по лестнице. Пользование лифтом. Общение с посторонними. Использование дверного звонка. Открывание задвижек, замков.

 

Дом

Назначение дома. Виды домов по назначению: жилище, общественное учреждение.

Части дома: фундамент, стены, двери, окна, крыша.

Разнообразие внешнего вида дома и внутреннего устрой­ства.

История жилища. Эстетика архитектуры. Строительство домов. Строительные материалы, инстру­менты, техника. Строительные профессии. Навыки:

Конструирование домов различных типов из игрушечного строительного материала.

Определение назначения дома по внешнему виду.

 

Город

Магазин

Назначение магазина. Другие типы учреждений торговли: ларек, киоск, рынок.

Специализация магазинов: продуктовые, промтоварные, универсальные магазины, аптеки.

Устройство магазина: торговый зал, прилавок, касса, склад или подсобные помещения.

Профессии работников торговли.

Приобретение товаров в магазине.

Навыки:

Выбор необходимого магазина и товара. Общение с кассиром и продавцом. Соблюдение очереди.

Использование пакетов для приобретенного товара. Скла­дывание товаров в сумку, аккуратный перенос сумки.

 

Парикмахерская

Назначение парикмахерской. Другие типы учреждений ги­гиенического назначения: баня, прачечная, химчистка.

Необходимость соблюдения личной гигиены и эстетики. Виды причесок у мальчиков и девочек. Эстетика прически.

Оборудование парикмахерской и инструменты.

Профессия парикмахера.

Навыки:

Причесывание. Плетение кос (при формировании навыков плетения могут быть использованы шнуры, сутаж и др. мате­риал). Завязывание бантов.

 

Почта

Назначение почты. Другие средства связи: телефон, радио, компьютер.

Отделы почты: прием и доставка писем, посылок, банде­ролей, переводов, телеграф, доставка газет и журналов.

Отправление и получение письма или открытки. Конверты и марки. Адрес. Почтовые ящики для отправления и получе­ния корреспонденции.

Профессия почтальона.

Навыки:

Использование таксофона, отправление поздравительной открытки в конверте своим родителям.

 

Ателье по ремонту обуви

Назначение ателье. Другие учреждения бытового назначе­ния: ателье по ремонту часов, одежды, бытовой техники, ме­бели.

Аккуратность в обращении с вещами. Ремонт и восстанов­ление вещей.

Оборудование ателье по ремонту обуви. Инструменты и материалы для починки обуви.

Профессия сапожника, приемщицы ателье.

Навыки:

Чистка одежды щеткой.

Уход за обувью: мытье, просушивание, чистка щеткой.

 

Швейная фабрика

Назначение швейной фабрики. Другие типы производств: хлебозавод, мебельная фабрика, завод по производству игру­шек и т. п.

Виды одежды. Эстетика одежды. Аккуратность в ношении одежды.

Оборудование швейной фабрики. Инструменты и материа­лы. Виды тканей. Профессия закройщицы и швеи.

Навыки:

Использование вешалок-плечиков.

Выбор одежды для кукол с учетом размера, сезона, обста­новки (деловая, праздничная), сочетания предметов одежды по цвету и фасону.

Пришивание пуговицы.

Больница

Назначение больницы. Другие типы учреждений здраво­охранения: поликлиника, санаторий.

Здоровый образ жизни — профилактика заболеваний. Ги­гиена. Режим дня. Вредные привычки детей и взрослых, от­ношение к ним.

Причины травм и инфекционных заболеваний. Основные симптомы заболеваний: боль, краснота, сыпь, расстройство стула.

Причины отравлений и их симптомы.

Поведение больного, отношение к больному.

Содержание домашней аптечки, осторожность в обраще­нии с лекарствами.

Устройство больницы: приемный покой, отделения, пала­ты, кабинеты врачей.

Лечебные процедуры и средства: медикаментозное лече­ние, физиотерапия, лечебная физкультура.

Медицинское оборудование и инструменты.

Профессии врача, медсестры, санитарки, массажистки.

Навыки:

Общение с больным и врачом. Измерение температуры.

Оказание первой медицинской помощи: смазывание поре­за йодом, применение лейкопластыря. Самомассаж.

 

Кафе

Назначение кафе. Другие учреждения общественного пи­тания: столовая, буфет, ресторан.

Навыки:

Сервировка стола. Использование столовых приборов. Поведение за столом. Культура питания.

 

Школа

Назначение школы. Другие учреждения системы образова­ния: ясли-сад, гимназия, лицей, училище, техникум, институт, университет, академия.

Содержание обучения в школе.

Школьный класс, его оборудование.

Школьные принадлежности.

Профессия учителя.

Обязанности ученика. Правила поведения в школе.

Навыки:

Работа с книгой и тетрадью. Общение в учебной ситуации.

 

Театр

Назначение театра. Другие учреждения культурного назна­чения: музей, кинотеатр, цирк, зоопарк, ботанический сад, парк.

Формы проведения досуга, рациональная организация до­суга.

Правила поведения в местах культурного назначения.

Устройство театра: зрительный зал, сцена, партер, ложи, ярусы, фойе, гардероб, буфет.

Поведение во время спектакля и антракта.

Профессии актера, режиссера, балерины, певца, декорато­ра, билетера, гардеробщика.

Эстетическое оформление театра.

Навыки:

Поведение в местах культурного назначения. Театрализация сказки.

 

Село

Сельский дом

Внешний вид и внутреннее устройство дома. Печь. Устройство печи и правила пользования ею. Колодец. Устройство колодца.

Навыки:

Конструирование сельского дома.

 

Усадьба

Постройки на усадьбе: колодец, хлев, сарай. Сад и огород. Растения сада и огорода. Уход за садом и огородом.

Сельскохозяйственные животные и птицы. Их детеныши. Содержание домашних животных и уход за ними. Кормление домашних животных. Назначение домашних животных.

Навыки:

Распознавание садовых и огородных растений. Распознавание домашних животных и птиц. Посадка огородных растений в группе и на участке.

 

Совхоз и ферма

Назначение совхозов и ферм. Совхозные поля. Полевые сельскохозяйственные культуры. Животноводческие фермы. Виды сельскохозяйственной техники. Профессии работников сельского хозяйства.

Навыки:

Распознавание полевых культур.

 

Подготовительная группа

Город и село

Внешний вид города и села. Городские и сельские улицы и дома. Сравнение по размерам, внешнему виду, численности на­селения, занятиям населения.

Сравнение растительного и животного мира города и села. Навыки:

Ориентирование в городе и селе по адресу. Конструирование городских и сельских домов.

 

Лес и луг

Лес

Растительный мир леса: мхи, травы, кустарники, деревья, грибы.

Съедобная лесная растительность: ягоды, грибы, орехи. Правила сбора лесных даров. Ядовитые лесные растения. Лекарственные растения.

Животный мир леса: насекомые, птицы, звери и их дете­ныши, змеи. Образ жизни и типы питания животных леса. Поведение человека при встрече с животными.

Правила поведения в лесу. Одежда для посещения леса. Ориентирование в лесу.

 

Луг

Растительный мир луга. Съедобные травы. Ядовитые травы. Лекарственные травы.

Животный мир луга. Образ жизни и типы питания живот­ных луга.

Сравнение растительного и животного мира леса и луга. Навыки:

Распознавание некоторых съедобных, лекарственных, ядо­витых растений. Ориентирование в природе.

 

Вода и воздух

Вода

Водоемы: река, пруд, озеро, море, океан. Растительный мир водоемов.

Животный мир водоемов: рыбы, мелкие водные животные, морские водные животные. Образ жизни и питание водных животных.

Необходимость воды для жизни.

Охрана водоемов от загрязнения.

Очистка воды методами кипячения и фильтрования.

Свойства воды: прозрачность, текучесть, вода-раствори­тель, агрегатные состояния воды — лед, вода, пар.

Правила поведения на воде.

Водный транспорт. Профессии работников водного транс­порта.

Навыки:

Очистка воды фильтрованием. Уход за рыбами в аквариуме.

 

Воздух

Наличие воздуха. Необходимость воздуха для жизни. Ветер как движение воздуха.

Гигиена дыхания. Проветривание помещений. Опасность вдыхания ядовитых веществ.

Воздушный транспорт. Профессии работников воздушного транспорта.

Навыки:

Использование респиратора.

 

Взаимосвязь воды и воздуха

Испарение воды.

Вода в атмосфере: облака, тучи, дождь, снег, град, иней. Использование воды и воздуха в работе мельниц, ветряков, электростанций.

 

Земля и космос

Земной шар

Материки, острова, океаны.

Разнообразие природы земного шара. Климат, некоторые растения и животные природных зон Арктики, тундры, тайги, пустыни, тропиков.

Человеческие расы и национальности, их равноправие. Названия некоторых стран и их столиц. Разнообразие язы­ков и обычаев.

Навыки:

Распознавание растений и животных.

 

 Космос

Космическое пространство. Виды небесных тел: планеты, звезды, кометы. Освоение космоса человеком. Космическая техника и профессии.

Земля — планета Солнечной системы. Луна — спутник Земли.

 

Личность и общество

Личность

Материальные и духовные потребности личности. Интере­сы и увлечения человека. Идеалы. Способности. Сила воли. Эмоции и чувства.

Положительные и отрицательные черты характера: добро­та, сочувствие, смелость, жадность и т.д.

Навыки:

Самооценка.

 

Общество

Государство. Типы управления государством: монархия и демократия.

Искусство. Наука. Образование. Религия. Материальное производство.

Средства защиты общества: армия, милиция, спасательные службы (пожарная служба).

Права и обязанности гражданина. Семья — ячейка общества. Навыки:

Обращение в спасательную службу в чрезвычайной ситуа­ции.

Общение с людьми в разнообразных ситуациях.

 

Приложение 2. Планирование работы в группе для детей с ФФНР по Г. А. Каше

Неделя Занятие Звук Буква Дифференциация Анализ и синтез

Чтение

1-2 3-4 [У] [А] [У, А] У А [У] — др. гласные  [А] — др. гласные [У]-[А] Выделение [У] в начале слова. Выделение [А] в начале слова. Анализ ряда [А], [У] и [У], [А]

 

3-4 [И] [А], [У] [И] |П], [П'] [Э] И п [И] — др. гласные [П]-[П'] АП-АМ-АК [Э] — др. гласные Выделение [И] в начале слова. Анализ ряда [ИУ], [УИ] [ИА] [АИ]. Анализ ряда [ИАУ]. Ана­лиз слога АП

 

1-2 4—5 [Т] [П], [Т'] [К], [К'] т к [Т]-[Д]-[К] [К]-[Г]-[Х], [К]-[К'] Выделение [Т] в начале и в конце слова

 

1 -2 3-4 [М] [M'] [Л'] [А], [У] [И], [Э] м [М]-[Н]-[П], [М]-[М'] [Л]-[Л'], [Л']-[М']-[Н'] Выделение [М] и [М'] в начале и в конце слова. Выделение [Л'] в начале и в конце слова

 

2-3 4-5 [О] IX], [XI [К], [X] О [0]-[А]-[У]-[Э] [X]-[К]-[Г], [Х]-[Х'] Выделение гласного после со­гласного

 

2-3 [Й] [Л']. [Й] [Ы] [Ы], [И] ы [Л']-[Й]  [Ы]-[И] Анализ прямых слогов. Анализ слов типа «бык». Повторение

 

2-3 4-5 [Ы], [И] мягкие согл. [С] С Твердые—мягкие [С]— [С']-[3]-[Ш]-[Ц]- [Щ] Анализ прямых слогов с [Ы], [И]. Анализ прямых слогов с мягкими согласными. Анализ прямых слогов

 

1-5       Деление слов на слоги

 

1-3 [С] н [С-3-Ц-Ш], [С-С']

Слоговой и звукослоговой анализ структур СГС и СГСГ (С — согласный, Г — гласный)

 

 

Слова струк­туры СГСГ. Яма, маяк

 

 

2-3 [С] [С], [С] я [С']-[3]-[Т']-[Ц] [С]-[С']
1-2 [3] 13], [31 [3]-[С]-[Ж] [З]—[3'], [З'-С'-Д']  

Слова

из 3—4 букв

1-2 [С], [С] [3], [З'] [Б] X [Б]-[П]-[Б'] Слогообразующая роль глас­ных

 

2-3 [Б]-[Б'] [Б]-[Б'] [П]-[П'] Б [Б]-[Б’] Анализ структуры СГСГС

Слова струк­туры СГСГС, слова, оканчивающиеся

на звонкий согласный

1-2 [т'] [Д'] В [Т']-[С']-[Д']-[Ц] [Д']-[Т']-[Г] Выделение ударного гласного
2-3 [Д] [Д], [Т] Д [Д]-[Т]-[Г]  
1-2 [Д], [Д'] [T], [Т'] [Г] э [Г]-[К]-[Д]

Анализ структуры С ГС ГС Г

 
[П], [Г'] [Г], [Г'] [К], [К'] [Ш] г [Ш]-[С]-[Ж]-[Щ]

 

Слова струк­туры СГСГСГ
1-3   ш  

Анализ структуры СГССГ

Слова струк-

туры СГССГ, правило ШИ

1-2 [С], [Ш] [Л] Е [Л]-[Л']-[Р]

 

1-2 [Л'] Л [Л]-[Р] [Л]-[Л']

Анализ структур ССГС, СГСС, ССГСГ

Слова струк­туры ССГС, СГСС, ССГСГ
1-2 [Ж] [Ж], [Ш] Ж [Ж]-[3]-[Ш]

 

Правило ЖИ
2-3 [Ж], [3] [P] Ё [Р]-[Р']-[Л]

 

Слова типа «котенок», «елка», «дает»
2-3 [Р], [Р'] [Р], [Л] Р  

 

Слова типа «красный», страна»
1-3 [С], [З] [Ш], [Ж] [Р], [Р'] Й  

 

Слова типа «синий», «короткий»
1-2 [Л]-[Л'] Ь  

Звукослоговой анализ слов

Слова типа «хорь», «письмо», «васильки»

1-2 [Ч] Ч [Ч]-[Т']-[Щ]

 

Правило ЧА ЧУ

1-2 [Ч], [Т’] Ю  

 

Слова с бук­вой Ю

[Ц] [Ц],[С] Ц [Ц]-[С]-[Т]

 

Слова с бук­вой Ц

[Ч], [С'] [Т'], [Ц'] [С] [Щ] Ф [Щ]-[Ш]-[С]

 

Слова с бук­вой Ф

[Щ], [Ч]    

 

Правило ЩА ЩУ

1-2 [Щ], [Ч] [Т'], [Ц] Ь разд.  

 

Слова типа «пью, платье»

1-2 [C], [C']   Ъ  

 

Слова с Ъ

33-36   Все звуки    

 

Чтение после-букварных текстов

                 

 

Приложение 3. Артикуляционная гимнастика по М. Е. Хватцеву

Общая артикуляционная гимнастика

1. Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закрывание рта свободное и с сопротивлением рук).

2. Челюсти в спокойном положении. Движение нижней челюсти вперед на счет 3:

• без нажимания на нижнюю челюсть языком;

• с сильным нажимом и подталкиванием языком ниж­ней челюсти при движении вперед.

При движении вперед — выдох через рот с произнесением в конечном моменте звука [С] или [3].

3. Оттягивание челюсти назад на счет 3:

• язык пассивен;

• язык с силой оттягивается назад. При оттягивании — вдох через рот, при возвращении в исходное положе­ние — выдох через рот с произнесением звуков [Н], [Л],[Т],[Д].

4. Вытягивание челюсти вперед с последующим оттягива­нием ее назад: закусив кончик карандаша, поднимать его к носу и опускать вниз.

5. Движение челюсти вправо, дыхание через нос:

• язык пассивен;

• язык с силой упирается в челюсть, помогая движению.

6. Движение челюсти влево производится так же, как и вправо.

7. Движение челюсти вправо и влево, непосредственно одно за другим:

• язык пассивен;

• язык подталкивает нижнюю челюсть.

Гимнастика для мимико-артикуляторных мышц

1. Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.

2. Поднимание и опускание бровей: при поднимании бровей глаза широко раскрываются, на лбу появляются про­дольные морщины; при опускании — глаза почти закрывают­ся и над переносицей образуются вертикальные и поперечные морщинки.

3. Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.

4. Попеременное закрывание и открывание правого и ле­вого глаза: если какой-либо глаз (а иногда и оба попеременно) не закрываются, то одно веко (лучше не закрывающееся) при­держивают в закрытом положении пальцем, в то время как другой глаз ритмично закрывают.

5. Одновременное, затем попеременное прищуривание.

6. Медленное прищуривание глаз: сначала сразу обоих, затем поочередно правого и левого (следить за активностью нижних век).

7. Попеременное поднимание обоих углов рта: при спо­койном состоянии левой половины рта поднимается правый угол рта, и наоборот.

8. Нюхательное движение: при сжатых челюстях верхняя губа несколько поднимается, обнажая зубы, носогубные складки резко выражаются.

9. Одновременное поднимание обоих уголков рта: пооче­редное поднимание левой и правой щеки. Вдох носом, выдох ртом.

10. Челюсти сжаты: попеременное поднимание углов рта:

• с закрыванием соответствующего глаза (поднимается вся щека);

• без закрытия глаз, с минимальным поднятием щеки. Вдох носом, выдох ртом сквозь зубы активной стороны. Примечание: если угол рта не поднимается, то при

импульсах движения к нему другой угол рта удерживается от движения пальцем, а недействующий угол рта пальцами рит­мично поднимается.

11. Зубы и губы сжаты. Одновременное опускание углов рта. Дыхание носом.

12. Зубы и губы сомкнуты — поочередное опускание ле­вого и правого углов рта. Дыхание носом.

Упражнениями воспитывается раздельная работа левой по­ловины лица от правой в его верхних, средних и нижних областях в случаях резкой асимметрии лица. Упор — на запа­дающую половину лица.

Гимнастика для губ и щек

1. Надувание обеих щек одновременно.

2. Надувание щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

3. Втягивание щек в ротовую полость меж зубами.

4. Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное поло­жение. Челюсти сжаты.

5. Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно при­жимаясь к деснам, а затем спокойно смыкаются вновь (соот­ветственно произносятся [И], [С], [3], [П], [Б], [М]).

6. Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях. При вдохе хоботком пьют воздух, при выдохе произносят /С/, [З], [И].

7. Оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последую­щим смыканием губ.

8. Оскал. Раскрыть рот с оскаленными зубами. Сомкнуть челюсти. Сомкнуть губы.

9. Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов [П], [Б], [М].

10. Вытягивание губ широкой трубкой, воронкой, при рас­крытых челюстях.

11. Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи, имитация надувания мыльного пузыря ([У], [О]).

12. При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

13. Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и опус­кание вниз при плотно сжатых челюстях.

14. Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы ([Ф], [В]).

15. Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.

16. Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ:

• верхнюю поднять;

• нижнюю опустить;

• верхнюю опустить;

• нижнюю поднять — норма.

17. Имитация полоскания зубов: воздух внутри сильно давит на зубы. Этому движению вначале можно помочь по­очередным надуванием щек. (В упражнениях 14—17 губы не должны оттопыриваться.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.