Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общий анамнез 12 страница



Воспитание навыков управления дыханием. Для расслабле­ния мышц необходимо установить спокойное ритмичное ды­хание, а для развития речи особенно важно уметь контроли­ровать свое дыхание.

Перед началом работы по развитию дыхательной системы нужно удостовериться в том, что у ребенка чистые носовые ходы. Вообще это необходимо делать всегда перед логопедическим за­нятием. М. Т. Касс рекомендует положить ребенка на спину и подложить ему под голову и колени сложенные полотенца. Такая поза способствует расслаблению мышц живота. Далее рекомен­дуется ребенку предложить сделать короткий мягкий вдох и выдох. Руки логопеда, которые легко покоятся на ребрах грудной клетки, позволяют ребенку правильно дозировать свои усилия. Логопед медленно считает: «Вдох — 1, 2, 3; выдох — 1, 2, 3, 4, 5; отдых — I, 2». Во время вдыхания верхняя часть грудной клетки должна удерживаться по возможности неподвижно, чтобы уси­лить абдоминальное дыхание.

Может оказаться полезным, чтобы ребенок поместил руку на своем животе и на животе логопеда так, чтобы он смог почувствовать ритмическое поднимание и опускание абдоми­нальной стенки. Благодаря этим упражнениям ребенок начи­нает ощущать ритм и направление потока дыхания. Распозна­вание ребенком потока дыхания должно перейти в осознание того, что выдыхаемый воздух является частью процесса, от которого зависит речь.

И. И. Панченко рекомендует статические и динамические упражнения для создания ощущений движения грудной клет­ки при дыхании.

Статические упражнения: Логопед надавливает на плечи сидящему ребенку и пред­лагает ему подняться; ребенок, пытаясь сделать это, сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, останавливает дыхание. Далее логопед снижает давление и дает ребенку возможность подняться. При этом ребенок непроизвольно делает глубокий выдох. Упражнение повторяют не менее 5 раз, до получения контролируемого выдоха. По мере вы­полнения упражнения ребенок начинает дышать глубже. Постепенно он учится контролировать свой вдох и выдох. - Логопед легко надавливает сидящему ребенку на спину и предлагает ему опрокинуться навзничь на руки логопеда. Как и в предыдущем упражнении, ребенок вынужден сильно на­прячь мышцы живота, конечностей, межреберные мышцы и задержать вдох. После этого логопед разрешает ему рассла­биться. В это время ребенок непроизвольно делает глубокий выдох, который после ряда попыток он повторяет уже созна­тельно. В определенный момент ребенку предлагают повто­рить вслед за логопедом озвученный выдох, который напо­минает стон.

Динамическая дыхательно-голосовая гимнастика заключает­ся в активно-пассивных упражнениях с отягощениями. Уп­ражнения делают в положении ребенка сидя и лежа. Логопед производит пассивное надавливание на живот, бока и спину, добиваясь глубокого выдоха. Далее логопед вкладывает ребен­ку в руку предмет небольшого веса и предлагает выполнить то или иное упражнение. При этом логопед удерживает предмет, затрудняя ребенку выполнение движения. Обязательна полная согласованность темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания.

Далее в отработке дыхания важно достичь слияния визу­альных, слуховых и проприоцептивных ощущений. Для этого можно использовать разные упражнения. Так, очень эффек­тивно создание ощущения воздушного потока на ладони и особенно на кончике пальца. Перемещая палец в стороны, отодвигая его ото рта, можно достичь способность менять направление выдыхаемой воздушной струи.

Когда ребенок дует на тонкую бумагу, прикрепленную к нитке, он может визуально контролировать силу своего выдоха и способ подачи воздушной струи — плавно или толчком.

Аналогичный эффект достигается, когда ребенок дует на пламя свечи. Однако эффект горения может оказывать на ре­бенка слишком сильное впечатление и отвлекать его внимание от контроля за дыханием.

Не менее занимательны, но более безопасны дыхательные упражнения с водой. Ребенку можно предложить просто по­дуть на воду и подуть в воду через трубочки разного диаметра. Это будет также способствовать развитию губной мускулату­ры. Если ребенок в состоянии плотно охватывать губами тру­бочку, можно предложить ему надувать мыльные пузыри.

В магазинах и аптеках продаются специальные игрушки для развития дыхания, начиная с вертушек из фольги, которые крутятся от малейшего движения воздуха, и заканчивая раз­нообразными свистками с движущимися деталями. Наиболее сложным и эффективным способом развития дыхания явля­ется надувание воздушных шаров.

В упражнениях отрабатываются:

а) Объем выдыхаемого воздуха.

б) Направленность воздушной струи. Прежде всего, на­правленность в ротовой или носовой резонатор и далее — направленность в средние отделы рта (раздувание щек) или в передние отделы.

в) Способ подачи воздушной струи — плавно или толчком.

г) Ощущение препятствий для выхода воздушной струи. Препятствия создаются рукой, губами, языком.

Важным условием выполнения дыхательных упражнений является то, что грудная клетка должна быть максимально свободна и расслаблена. Поэтому ребенок должен выполнять упражнения лежа на спине или на боку, сидя или стоя. Если ребенку предлагается, например, прокатывать с помощью воз­душной струи ватный шарик по поверхности стола, значит, поверхность стола должна находиться на уровне губ ребенка. При этом следует продумать, как посадить или поставить ре­бенка таким образом, чтобы он не наклонял голову и не сги­бал верхнюю часть тела.

К дыхательным упражнениям постепенно подключают голо­совые и речевые. Так, при наращивании объема выдыхаемого

воздуха ребенка просят протянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка или растягивает­ся пружинка. Далее можно подсчитать, сколько произнесено слогов на одном выдохе. Также можно предложить упражнения на произнесение на одном выдохе такого речевого материала, который с каждым разом увеличивается на один слог.

Синхронизация дыхания с мягкой голосоподачей

Перед проведением голосовых упражнений нужно добить­ся расслабления мышц шеи и гортани. Для этого ребенка кладут на спину так, чтобы голова его свисала, но поддержи­валась руками логопеда. Логопед покачивает и вращает голову ребенка, что помогает расслабить мышцы шеи и гортани. Далее то же самое проделывается ребенком по команде без поддержки головы ребенка руками. При этом голова уклады­вается на широкую ленту, и логопед поддерживает голову ре­бенка с помощью этой ленты. Аналогичные упражнения вы­полняются в положении лежа на животе. Постепенно нужно переводить ребенка в вертикальное положение так, чтобы со­хранялся контроль за тонусом шейных мышц.

Необходимо найти естественное звучание голоса ребенка. Для этого нужно обеспечить максимально свободную голосоподачу.

И. И. Панченко рекомендует формировать голос в рамках ортофонического метода Е. С. Алмазовой. Для активизации мышц нёбно-глоточного кольца предлагаются следующие уп­ражнения.

Гимнастика языка с преодолением сопротивления: V ребенок максимально вытягивает язык, самостоятельно или

с помощью, затем пытается втянуть язык внутрь, а логопед

легкими рывками вытягивает его;

открывание рта с преодолением сопротивления (логопед

держит руку под челюстью ребенка);

запрокидывание головы с преодолением сопротивления

(логопед держит руку под затылком ребенка) и опускание головы вниз с преодолением сопротивления (логопед дер­жит руку на лбу ребенка).

Как только ребенок почувствует, что может сделать голо­совое усилие, нужно переходить к произвольным голосовым упражнениям, выполняемым по методу самонастройки голо­сового аппарата вслед за логопедом. Ребенку предлагается «иг­рать голосом». В это время можно производить легкие рит­мичные вибрирующие движения в области гортани, вибрацию шеи, груди, живота, спины, рук. Эти движения способствуют непроизвольной модуляции и удлинению голосоподачи.

Далее даются слоговые упражнения в песенном ритме. Ре­бенку предлагается спеть какой-нибудь легкий мотив с повто­рением простого слова типа та-та-та.

Голосовые упражнения следует проводить в игровой фор­ме, придавая смысл вокализациям. При этом детям можно предложить:

• имитировать гудение приближающейся и удаляющейся электрички;

• изобразить подъем и спуск звуков по лестнице;

• изобразить подъем и спуск звуков на лифте;

• имитировать звук сирены пожарной машины (сначала на расстоянии, затем — когда она подойдет ближе и когда она удаляется).

Формирование просодических компонентов речи

Дыхательно-голосовые упражнения объединяются с рабо­той по формированию просодических компонентов речи — ее темпа, ритма, интонации. Формирование просодических ком­понентов речи направлено в первую очередь на развитие темпо-ритмических речевых характеристик, далее — на совер­шенствование плавности произношения и развитие интонаци­онной выразительности.

Развитие темпо-ритмических структур проводится в нере­чевом и в речевом плане. Для развития темпо-ритмических структур вне речи ребенку предлагается воспроизвести хлоп­ками или ударами ладонью по столу заданный ритм. Эта за­дача для детей с ДЦП часто является очень сложной. Если у ребенка есть выраженные трудности, начинают с обучения воспроизводить только один хлопок. Далее его учат различать и воспроизводить один хлопок и два хлопка. Для детей с ги­перкинетической и особенно с атонически-астатической фор­мой ДЦП может потребоваться опора на логический уровень. Ребенку предлагается считать количество воспринимаемых и воспроизводимых хлопков. В дальнейшем ему разъясняют, что последовательность хлопков может быть ритмичной или аритмичной: «Я хлопнула один раз, подождала, а потом хлоп­нула еще два раза».

Развитию темпо-ритмического чувства способствует рабо­та с ритмическими схемами. Детям предлагается воспроизве­сти прослушанный ритмический рисунок с помощью выкла­дывания палочек на столе, а затем — хлопками с опорой на эту схему. Далее к хлопкам присоединяется произношение звуков. Например, теплоход сигналит: у — у-у. Затем ребенку предлагается воспроизвести темпо-ритм, заданный речевыми звуками, слогами. После этого предлагается воспроизведение слов, словосочетаний с акцентом на ударном слоге, с опреде­ленным ритмическим рисунком.

К работе по развитию просодики относится и работа над четкостью произношения — дикцией. Для этого прежде всего отрабатывается произношение артикуляционно простых сло­гов. Например, детям предлагается изобразить звук пулемета та-та-та или ба-ба-ба. Слоги при этом произносятся утри­рованно четко с некоторой задержкой на смычных согласных.

Далее предлагается произношение фонетически простых слов, словосочетаний или коротких фраз. Для этого можно использовать чистоговорки, потешки, например: ба-ба-ба — банка, бы-бы-бы — у меня бобы. Этот материал произносится сначала медленно, а потом — более быстро, но главным ус­ловием является чистота и четкость произношения. На таком простом материале отрабатывается изменение интонации.

Затем предлагается произношение фонетически простых скороговорок в медленном темпе, например: от топота копыт пыль по полю летит. При этом сначала необходимо разобрать смысл скороговорки, далее — объяснить, что при ее произноше­нии мы как бы имитируем топот, т. е. произносим звуки так четко, что они «отлетают от зубов». Постепенно темп произно­шения можно ускорять и на материале скороговорки работать над изменением интонации и смещением логического ударения.

Управление формированием артикуляционного праксиса. Формирование правильного звукопроизношения во всех по­зициях — от изолированного произношения до произноше­ния в связной речи — это и есть формирование артикуляци­онного праксиса. Основным условием успешного его форми­рования является последовательная отработка всех компонентов артикуляции, начиная с базовых, с постепенным добавлением к ним новых элементов. На каждом этапе формирования звука необходимо подключать слуховой и зрительный контроль.

Артикуляцию следует формировать по ходу звука, т. е. сна­чала вырабатывать необходимый способ подачи воздушной струи, затем для гласных, соноров и шумных звонких присо­единять к воздушной струе голосоподачу. Далее необходимо тщательно отработать подачу голосодыхательной струи к фо­кусу артикуляции. Следующий момент для язычных звуков — выработка позиции языка, для губных звуков — выработка позиции губ.

Рассмотрим, как этот подход применяется в формирова­нии артикулем русского языка. Прежде всего, нужно сказать о том, что последовательность работы по формированию арти­кулем должна определяться индивидуально. Сначала необхо­димо поработать над улучшением звучания тех фонем, кото­рые ребенок воспроизводит без искажений. В процессе такой работы появляются возможности произвольного управления собственным произношением и укрепляются те сохранные звенья, которые будут опорой в дальнейшей работе. При оп­ределении последовательности работы над сохранными фоне­мами ориентиром является развитие фонематической системы в онтогенезе. В дальнейшем, при переходе к коррекции непра­вильно произносимых фонем, нужно в первую очередь работать над теми, которые у данного ребенка лучше корригируются.

Для постановки звука [А] необходимо отработать подачу достаточно сильной воздушной струи, направленной в ротовую полость. Русский язык обладает «полетностью» звучания за счет того, что в нем много звуков с фокусами образования в передних отделах артикуляционного аппарата. Гласный [А] — среднего ряда и нижнего подъема языка, т. е. язык лежит прак­тически плашмя на дне рта. Это позволяет отработать свобод­ное прохождение воздушной струи в передние отделы артику­ляционного аппарата.

Далее к воздушной струе необходимо присоединить мяг­кую голосоподачу. Для раскрепощения голосового отдела можно использовать озвученный вздох, постепенно усиливая звучание гласного и сводя придыхательный компонент к ми­нимуму.

[А] — частотный звук, один из опорных звуков, являющих­ся центром синтагм, с его произношением часто бывает со­пряжена интонация. Поэтому на материале звука [А] полезно поработать над долготой и модуляцией звучания.

Звук [О] относится к гласным заднего ряда среднего подъема, но тенденция образования звуков в передних отде­лах проявляется и здесь. Воздушная струя направляется впе­ред за счет дополнительного фокуса образования — лабиа­лизации. Поэтому сначала отрабатывается подача воздушной струи на губы, изменяя положение губ, постепенно приводя положение губ к такому, как при артикуляции [О].

Затем отрабатывается голосоподача. Для этого можно вос­пользоваться навыком голосоподачи, как при звуке [А]. Во время протяжного произношения звука [А] создается положе­ние губ, необходимое для артикуляции [О]. В некоторых слу­чаях это может привести к тому, что ребенок уже правильно произнесет звук, т.е. он с опорой на слуховое восприятие непроизвольно найдет и нужную позицию языка.

Как поднять заднюю часть спинки языка? Если ребенок достаточно большой, чтобы понять такую инструкцию, ло­гопед сначала пытается объяснить ему, что нужно сделать. В практике работы с детьми с ДЦП был выработан такой подход: когда у ребенка что-то не получается произвольно, нужная позиция или движение сначала формируются с ис­пользованием помощи извне или при помощи изменения по­ложения тела. Если требуется поднять заднюю часть языка ребенка, следует слегка нажать шпателем на переднюю часть языка и отодвинуть его вглубь. Также можно запрокинуть голову ребенка, и язык механически займет подобное поло­жение.

Во время постановки звука логопед постоянно фиксирует слуховое внимание на полученном звучании и стимулирует ребенка к тому, чтобы он использовал свои имитационные возможности.

Гласный [У] — заднего ряда верхнего подъема, лабиализо­ванный. Различия между [О] и [У] состоят в степени подъема задней части языка и в степени сужения ротового отверстия. Соответственно с опорой на слух необходимо подкорректиро­вать артикуляцию.

Для формирования гласного переднего ряда верхнего подъема [И] необходимо, используя базовый звук [А], продви­нуть кончик языка вперед до упора в нижние резцы. При этом кончик языка как бы зацепляется за нижние резцы, а перед­няя часть спинки языка приподнимается в виде горки. Если ребенок не может произвольно это сделать, логопед кладет ребенка на высокую кушетку лицом вниз, чтобы его голова свешивалась, и работает в таком положении, поддерживая ру­кой лоб ребенка.

Гласный [Э], так же как [И], — переднего ряда, но сред­него подъема. Соответственно степень подъема языка должна быть меньше, чем при произнесении [И]. Поэтому при его постановке можно во время произношения [И] слегка нажать шпателем на переднюю часть спинки языка.

Гласный [Ы] — среднего ряда верхнего подъема. Для его постановки нужно во время произношения [И] немного ото­двинуть язык вглубь, сохраняя положение языка в виде горки.

Для постановки звука [М] нужно во время произношения звука [У] плотно сомкнуть губы. Если ребенок не делает это самостоятельно, логопед помогает ему, смыкая губы большим и указательным пальцами.

Вызвать звук [M'] можно в сочетании и-ммм-и. Ребенку предлагается произнести эти звуки протяжно сначала по от­дельности, а затем — слитно без пауз.

Для произношения [Н] ребенку предлагается длительно произносить звук [М], затем произносить этот звук, прижав кончик языка губами, далее — то же самое, слегка покусывая кончик языка. Во время этих покусываний слышится звук [Н]. Логопед фиксирует слуховое внимание на полученном звуке и предлагает ребенку воспроизвести его, прижав кончик языка к нёбу; внутренней поверхности верхних передних рез­цов; внутренней поверхности нижних передних резцов.

Для образования звука [Н'] кончик языка устанавливается за нижние зубы, и в таком положении ребенку предлагается произносить сочетание и-ннн-и.

Чтобы поставить звук [Б], нужно во время произношения [У] кратковременно соединить губы. Если ребенок не смыкает губы, ему можно помочь руками.

Звук [Б'] ставится в сочетании би-би.

Для постановки звука [П] ребенку предлагается вытянуть губы трубочкой и подуть. Далее кратковременно соединить губы. Можно помочь ребенку пальцами.

Звук [П'] ставится в слоге пи. Ребенку предлагается изо­бразить писк цыпленка. Можно во время произнесения звука [И] короткими движениями несколько раз соединить губы.

Для постановки звука [В] нужно во время произнесения [У] прижать нижнюю губу к верхним резцам.

Звук [В'] можно поставить в сочетании и-ввв-и.

Звук [Ф] образуется путем прохождения воздушной струи через щель между верхними резцами и нижней губой. Соот­ветственно для его постановки нужно попросить ребенка по­дуть через губы, сложенные в трубочку, и прижать при этом нижнюю губу к верхним резцам.

Звук [Ф'] ставится в сочетании и-ффф-и.

Звук [Д] образуется в момент прорыва воздушной струей смычки передней части спинки языка с резцами или передней частью нёба. Для его образования можно предложить ребенку произносить ба-ба-ба, положив кончик языка между губами.

Далее губы отодвигают, и согласный звук образуется в момент прикусывания языка — слышится да-да-да. После фиксации слухового внимания на этом звуке ребенку предлагают про­износить звук с упором кончика языка во внутренние по­верхности передних резцов — поочередно верхних и нижних, а затем — с касанием кончиком языка передней части нёба. Если возникают проблемы с вытягиванием языка вперед, можно попытаться поставить звук, переведя ребенка в поло­жение лежа лицом вниз.

Звук [Д'] можно поставить в сочетании и-д-и. Для поста­новки [Д'] лучше использовать позицию с упором кончика языка в нижние резцы.

Звук [Т] ставится аналогично звуку [Д] от базовых слогов па-па-па.

Звук [Т'] — в сочетании и-т-и. Кончик языка можно при­держивать за нижними резцами шпателем.

Звук [Г] образуется посредством смычки задней части спинки языка с нёбом. Для его постановки можно исполь­зовать прием перемещения смычки языка с нёбом из перед­них отделов артикуляционного аппарата в задние. Для этого во время произнесения слогов да-да-да нужно нажать шпа­телем на кончик языка и сдвинуть его в глубь рта до полу­чения на слух нужного звучания.

Если этот прием неэффективен, можно попробовать по­ставить звук, переведя ребенка в положение лежа на спине или сидя с запрокинутой головой.

Аналогично ставится звук [К] — от слогов ma-ma-ma.

Звуки [Г'] и [К'] образуются при прорыве воздушной струей смычки языка с нёбом в средне-задней части артику­ляционного аппарата. Поэтому они могут быть поставлены аналогично тому, как ставятся звуки [Г] и [К]. При произ­ношении открытых слогов с переднеязычными звуками язык нужно отодвинуть вглубь несколько меньше, чем это требу­ется для твердых заднеязычных звуков.

Звук [X] — это, по сути, простой выдох через рот, поэтому специальная его постановка не требуется.

[X'] можно поставить в сочетании и-ххх-и.

Среднеязычный согласный [Й] может быть поставлен с использованием базового гласного [И]. Для этого ребенку предлагается протяжно произносить сочетание ааааиии, да­лее в этом сочетании необходимо произнести звук [И] макси­мально кратко — получится ай. Аналогично этот звук ставится в позиции, предшествующей гласному: предлагается протяжно произносить иииаааа, далее — максимально сократить звук [И] до получения звучания [Я].

Перечисленные выше звуки редко требуют специальной постановки при дизартрии. Обычно после формирования или уточнения соответствующих фонематических представлений ребенок самостоятельно находит правильное их звучание. Как правило, специальная помощь требуется при постановке сви­стящих, шипящих и [Л], [Л'], [Р], [P'].

При дизартрии эти звуки нужно ставить медленно, ступен­чато, отрабатывая каждый компонент и присоединяя новые компоненты к уже отработанным. Хорошо и быстро автома­тизируются только хорошо поставленные звуки. Качественная постановка всегда требует времени, так как совершается «под­гонка», «притирка» элементов движения. Если логопед про­пускает какие-то элементы или отрабатывает их разрозненно, то их слияние происходит уже в процессе автоматизации, обычно медленно и не всегда успешно.

Для постановки звука [3] необходимо прежде всего, отра­ботать продувание плавной воздушной струи по средней ли­нии языка в передние отделы артикуляционного аппарата. После проведения обычных дыхательных упражнений логопед предлагает ребенку поставить ладонь под подбородок и подуть на нее — на ладони возникает ощущение холодной воздушной струи.

Далее к воздушной струе присоединяется голос — возни­кает звук, сходный со звуками [У], [В].

Следующим моментом является создание ощущения голосодыхательной струи на кончике языка. Для этого ребенку предлагается положить кончик языка на нижнюю губу таким образом, чтобы он ровно закрывал ее. В этом положении он ставит ладонь под подбородок и подает голосодыхательную струю. На ладони и кончике языка ощущается прохождение холодной воздушной струи, при этом слышится звук, близкий [В].

После того как ребенок уверенно выполняет данное уп­ражнение, ему предлагается оскалить зубы и положить кончик языка между резцами так, чтобы край языка ровно лежал на нижних резцах, а верхние резцы легко касались языка, но не прижимали его. В таком положении подастся голосодыхательная струя, и слышится звук, похожий на [3].

Далее необходимо отработать ощущение легкого касания кончика языка, так как в дальнейшем потребуется, чтобы он легко, без напряжения касался внутренней поверхности ниж­них резцов. Для этого логопед просит ребенка высунуть кон­чик языка и щекочет его шариковым зондом. Спрашивает ребенка, почувствовал ли он щекотание? Затем предлагает провести несколько боковых движений языком с касанием нижних резцов до ощущения щекотки.

После того как ребенок научится легко касаться кончиком языка нижних резцов, ему предлагается снова произнести звук на оскале в межзубном положении, а затем — выполнить то же самое с легкими боковыми движениями широким кончи­ком языка. Далее, с такими же боковыми движениями, нужно убрать кончик языка за нижние резцы. Во время этого упраж­нения у ребенка должно сохраняться ощущение щекотания кончика языка и голосодыхательная струя должна подаваться непрерывно. При этом полученный межзубно прообраз звука [3] должен приобрести необходимое звучание.

К полученному правильному звучанию привлекается внима­ние ребенка и предлагается самостоятельно его воспроизвести, уже ориентируясь на собственный слух. При необходимости процесс постановки из межзубного положения повторяется.

При такой постановке звука обычно звук [С] корригиру­ется спонтанно по мере автоматизации звука [3]. При необ­ходимости звук [С] ставится по приведенной выше схеме по­становки звука [3] без включения голоса.

Звук [3'] ставится в сочетании и-ззз-иии; [С'] — в сочета­нии и-ссс-иии.

Звук [Ц'] также обычно корригируется спонтанно после автоматизации [С] и формирования фонематических пред­ставлений. Если требуется специальная постановка, то ис­пользуется сочетание а-т-с или аналогичное сочетание с дру­гим гласным. Это сочетание нужно произносить с ускорением.

Для постановки звука [Ж] необходимо отработать продува­ние воздушной струи через середину распластанного языка. Далее — положить распластанный кончик языка на верхнюю губу так, чтобы он ровно закрывал ее, и подуть. На кончике носа должно возникнуть ощущение теплой воздушной струи. Если ребенок не может положить язык на верхнюю губу, можно вы­полнить упражнения на присасывание языка к верхней губе и укладывание языка в верхнее преддверие рта. Можно придержи­вать язык на верхней губе с помощью нижней губы, приподни­мая ее пальцем. (В логопедии высказывается мнение о том, что такая поддержка представляет из себя синкинезию, с которой надо бороться. На самом деле синкинезии являются показателя­ми стволовых нарушений и, следовательно, являются непроиз­вольными движениями. В данном случае подключение нижней губы осуществляется произвольно, а для перевода произвольно­го движения на непроизвольный уровень требуется, как извест­но, длительная автоматизация.)

Далее к подаче воздушной струи на кончик носа присо­единяется голос и слышится звук, похожий на [В].

Когда усвоена предыдущая позиция, нужно во время по­дачи голосодыхательной струи медленно убирать язык за верх­ние зубы на оскале до получения звука [Ж].

Одна из распространенных в логопедической практике оши­бок — постановка губ в виде рупора при артикуляции шипящих. У детей с дизартрией это провоцирует сужение языка и подъем его средней части. Нужно ставить звуки в положении оскала, при этом язык обычно распластывается. В дальнейшем при автома­тизации положение губ устанавливается соответственно артику­ляции соседних звуков.

Звук [Ж] при дизартрии успешно ставится и с помощью зондов. Для этой цели можно использовать «короткий клюв» или «печатку», которые подводятся под переднюю часть языка. Ребенку предлагается пожужжать. Далее внимание ре­бенка фиксируется на нужном звучании. Затем логопед, слегка перемещая зонд вперед-назад, меняет звучание и просит ре­бенка движениями головы ответить, правильно или непра­вильно звучит звук. (Есть жук, или он улетел?) После этого логопед предлагает ребенку самому взять зонд и «поискать у себя во рту нужный звук». Обычно при таком подходе ребенок скорее осваивает самостоятельное произношение, нежели мо­жет реально помочь себе зондом.

Вопреки расхожим представлениям, для произношения зву­ка [Ж] требуется небольшой подъем кончика языка, причем щель для прохождения воздуха образуется неширокая и не ровно посередине, так как тело человека вообще несимметрично. По­этому с помощью зонда не столько задается поза языка, сколько создается тот акустический эталон, к которому стремится ребе­нок. Поза языка при этом индивидуальна в соответствии со стро­ением и моторными возможностями ребенка.

Звук [Ш] обычно спонтанно корригируется после автома­тизации [Ж] или ставится по той же схеме, что и [Ж], но без включения голоса.

Звук [Щ] можно поставить в сочетании и-шшш-иии. Можно использовать зонды аналогично постановке звука [Ж].

Звук [Ч] ставится в сочетании а-ть-щ или в аналогичном сочетании с другим гласным.

Звук [Л] следует ставить после отработки подачи воздушной струи в передние отделы артикуляционного аппарата. Для этого звука особенно важно, чтобы голосодыхательная струя не фоку­сировалась в задних отделах, потому что вследствие подъема зад­ней части языка воздушная струя часто уходит в нос.

Для постановки звука [Л] нужно сначала попросить ребен­ка пропеть а-а-а с широко открытым ртом. Далее во время пропевания касаться узким кончиком языка поочередно то нижней, то верхней губы. Затем логопед просит ребенка по­казать кончиком языка середину верхней губы и слегка нажать на нее. После этого ребенку предлагается во время пропевания а-а-а несколько раз плотно прижимать узкий кончик языка к середине верхней губы. При этом получаются мелодичные слоги ла-ла-ла. Внимание ребенка фиксируется на получен­ном звуке [Л] и предлагается повторить упражнение, переме­щая кончик языка к верхним резцам и убирая за резцы к их корням.

При выраженных нарушениях координации ребенку трудно устанавливать кончик языка на середину верхней губы. В та­ких случаях ему предлагается ставить язык к верхнему пред­дверию рт, слегка фиксировать его кончик в преддверии и далее выполнять упражнение в такой позиции.

Не рекомендуется ставить звук [Л], прикусывая кончик языка, так как при этом не формируется необходимый прогиб в средней части языка и при переводе языка за верхние зубы часто получается полусмягченный звук. Кроме того, при этом способе постановки звук часто получается с напряжением и эффектом «сдавленности».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.