![]()
|
|||||||
Общий анамнез 15 страницаОднако не все дети могут сразу работать в тетради. Некоторым сначала нужны листы большого формата. Для этого рекомендуется использовать и тетради с разметкой для слабовидящих детей. При выработке графических навыков необходимо сразу обращать внимание на то, как ребенок удерживает орудие письма. По возможности нужно формировать правильное положение, при котором осуществляется захват большим и средним пальцами и легкая поддержка указательным пальцем. При этом следует стремиться к тому, чтобы в общей моторике не было чрезмерного напряжения, а пишущая рука легко опиралась предплечьем на стол. Для начала нужно научить ребенка ориентироваться в листе бумаги. Учитывая, что у детей с церебральным параличом пространственная ориентировка формируется замедленно и еще позже устанавливаются словесные обозначения пространственных отношений, на первых порах страницу следует разметить. Это может быть вертикальная линия в левой части листа, показывающая, откуда начинается письмо в строке, и горизонтальная линия в верхней части листа, показывающая, что письмо осуществляется сверху вниз. В дальнейшем линии заменяются на точку в левом верхнем углу. Для формирования графических навыков можно предложить написание в строчках палочек, крючков, кругов и других фигур, являющихся прообразами элементов букв. При этом важно следить за направлением письма — оно должно быть аналогично кинетическому образу буквы. Для того чтобы направление письма было правильным, ребенку объясняется, как следует изображать фигуру, движение демонстрируется в воздухе, на доске, в тетради. Можно взять руку ребенка в свою руку и таким образом написать несколько фигур, постепенно снижая физическую помощь. Если ребенку трудно соблюдать строку, ему помогают, используя трафарет, выделяя строку ручкой или фломастером, предлагая обвести написанное педагогом. При оказании помощи в формировании движений письма педагог должен стоять за спиной ребенка и держать его пишущую руку в своей руке. Письмо нужно сопровождать комментариями, например: «Ведем линию сверху вниз...»
Профилактика дислексии и дисграфии Профилактика дислексии и дисграфии заключается в развитии тех психических процессов и функций, которые лежат в основе овладения письмом и чтением. Развитие психических функций занимает значительное место в общей системе абилитации дошкольников с ДЦП, и эту работу проводят в разных видах деятельности. Программа развития познавательной деятельности дошкольников с ДЦП, разработанная автором данного пособия, включает следующие разделы: развитие сенсомоторной сферы, развитие мышления, развитие внимания и памяти, формирование математических представлений. Развитие сенсомоторной сферы Программа развития сенсомоторной сферы включает: • Развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета. • Развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм. • Развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине. • Развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация. • Развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация. • Развитие слухового восприятия неречевых звуков. • Развитие темпо-ритмического чувства: узнавание и воспроизведение темпо-ритмических структур. Развитие мышления • Развитие наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления: установление тождества объектов, сравнение объектов, моделирование по величине и форме, развитие способности соотнесения частей и целого, классификация объектов по одному-двум признакам. • Развитие вербально-логических форм мышления: определение понятий, классификация предметов по категориям, исключение предметов, отгадывание загадок, понимание переносных значений слов, определение последовательности событий. Развитие памяти и внимания • Развитие слухового внимания и памяти. • Развитие зрительного внимания и памяти. • Прямое и следовое конструирование по образцу. • Заучивание стихотворений. Формирование математических представлений • Порядковый счет: прямой и обратный. • Ориентирование в числовом ряду. • Знакомство с цифрами. • Формирование представлений о количестве. • Сравнение и уравнивание количеств. • Формирование представлений о составе числа. • Решение задач на сложение и вычитание. • Составление задач с использованием конкретного материала. • Формирование представлений о времени: названия временных интервалов и их отличительные признаки, сравнение временных интервалов по продолжительности. Работу по формированию перечисленных функций необходимо проводить в соответствии с профилем индивидуального развития ребенка, т. е. на основании данных психологического обследования. Примерное распределение программы по возрастным группам представлено в приложении 5. Для профилактики фонематической дислексии, а также акустической, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза необходимо последовательно развивать фонематическую систему ребенка. В дошкольном возрасте нужно предпринять все возможные усилия для развития фонематической системы, но в тех случаях, когда встречаются существенные препятствия, следует прибегать к компенсаторным приемам. Например, если у ребенка медленно формируется способность различения фонем по какому-либо признаку, нужно формировать фонематические представления с опорой на сохранные анализаторы (зрительный, тактильный) и память; если у ребенка снижены способности к аналитико-синтетической деятельности — использовать приемы глобального и полуглобального обучения чтению. Профилактика оптической дислексии и дисграфии заключается в развитии способностей зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза, внимания, оптико-пространственных функций. Для этого необходимо проводить упражнения на различение предметов и изображений, тренировать в сравнении зрительно сходных объектов, вычленении объектов из фона, развивать способность последовательного переключения зрительного внимания. Эта работа проводится с использованием натуральных объектов, цветных и черно-белых предметных изображений, объемных и плоских геометрических фигур, объемных букв и букв, написанных разными шрифтами. Детей учат распознавать контурные изображения, зашумленные изображения: перечеркнутые, заштрихованные, наложенные друг на друга. Для того чтобы при чтении ребенок последовательно переходил от буквы к букве, проводятся тренировки с использованием лабиринтов. Развитию зрительного анализа и синтеза способствуют упражнения на конструирование и реконструирование предметных изображений, геометрических фигур, букв. Профилактика аграмматической дисграфии заключается в развитии лексико-грамматического строя устной речи дошкольников. Для профилактики семантической дислексии важно концентрировать внимание ребенка на содержании читаемого, а не на технической стороне чтения. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста в любом случае способствует подготовке к школьному обучению, так как одним из важнейших компонентов школьной готовности является удовлетворительное развитие речи. Однако помимо развития и коррекции речи в современной логопедической работе принято формировать и другие предпосылки к школьному обучению, особенно к успешному усвоению грамоты. Так, на логопедических занятиях создаются хорошие условия для развития общих способностей к учебной деятельности — умений работать в коллективе, осознавать поставленную задачу, целенаправленно выполнять задания для достижения результата. С учетом специфики сенсомоторных затруднений при ДЦП необходимо проводить подготовку ребенка к выполнению новых двигательных программ, связанных с письмом. Профилактической мерой в отношении дислексии и дисграфии является развитие тех психических функций, которые лежат в основе чтения и письма.
Глава X Организационно-методические основы логопедической работы с дошкольниками с ДЦП В России первоначально логопедическую помощь детям с ДЦП стали оказывать в системе здравоохранения, в основном в специализированных НИИ и клиниках. В дальнейшем, по мере открытия специальных образовательных учреждений, стала развиваться и система оказания логопедической помощи в системе образования. В детских домах-интернатах системы социального обеспечения логопеды также обслуживают детей с ДЦП, однако существующее в этой системе штатное расписание крайне неудовлетворительно для организации эффективной логопедической помощи. В настоящее время логопедическая служба существует во всех специализированных центрах, образовательных учреждениях, санаториях для детей с ДЦП. Именно в этих учреждениях логопедическая работа ведется наиболее эффективно и разрабатываются новые методы работы. Кроме того, логопедическая помощь ребенку с ДЦП должна быть предоставлена в тех же учреждениях, где ее оказывают и другим детям, — в кабинетах при поликлиниках, психоневрологических диспансерах, в домах-интернатах соцобеспечения, в логопедических группах детских садов, на школьных логопедических пунктах. Дошкольники с ДЦП направляются в специальные дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В этих учреждениях предусмотрены ставки логопедов в соответствии с общими нормативами, действующими в дошкольной образовательной системе. Оборудование логопедического кабинета. Логопедический кабинет для работы с дошкольниками с ДЦП должен быть оснащен необходимой мебелью: шкафами, столами и стульями, настенным зеркалом для занятий. Желательно иметь кушетку. Процесс логопедической работы предполагает использование различных методических материалов. Эти материалы могут быть структурированы по следующим разделам: организационный, диагностический, коррекционный. Так, в организационном разделе должна содержаться документация. Кроме того, целесообразно иметь картотеки библиографий нормативных документов, научной и методической литературы. Эти библиографии могут пригодиться для консультаций родителей и персонала, а также для подготовки к выступлениям на педагогических советах и родительских собраниях. В диагностическом разделе должны быть материалы, необходимые для диагностики. Описание таких материалов дано в приложении 6. Коррекционные материалы — это разнообразная наглядность, игры, книги, пособия, структурированные по разделам коррекционной работы. В этом разделе целесообразно иметь картотеки с описанием упражнений, которые позволяют оптимизировать процесс ежедневной подготовки к занятиям. При планировании занятий логопед прилагает к плану карточки, не переписывая их содержание в конспект. Описание картотек дается в приложении 7. Логопед является творческим специалистом, поэтому оборудование кабинета не может быть жестко регламентировано. При предъявлении профессиональных требований к специалисту в первую очередь должно оцениваться качество проводимой им работы с детьми, а не интерьер кабинета. В то же время необходимое качество работы, соблюдение дидактических принципов может достигаться только при наличии определенной материальной базы. Обеспечение материальных условий для организации логопедического процесса является задачей администрации учреждения. Логопед должен стремиться к повышению эффективности работы, внедрению новых передовых технологий в сотрудничестве с руководством учреждения. Таким образом, уровень развития материальной базы является результатом совместной деятельности логопеда и администрации учреждения. Логопедическая документация. Логопед дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата должен вести следующую документацию: 1. Логопедические карты на каждого ребенка. 2. Перспективное планирование работы с каждым ребенком. 3. Списки подгрупп. 4. Расписание работы. 5. Журнал посещаемости. 6. Перспективное планирование работы в подгруппах. 7. Ежедневные планы индивидуальных и фронтальных занятий. 8. Отчет о результатах работы за учебный год. Логопедические карты должны содержать все необходимые разделы обследования. Они могут быть более или менее развернутыми в зависимости от потребностей специалиста. Как правило, начинающие специалисты нуждаются в более развернутых картах. Логопедические карты могут быть вариативны, так как логопед имеет право на собственный выбор методик обследования. Образец логопедической карты представлен в приложении 8. Перспективное планирование индивидуальной работы может составляться на месяц, на квартал, на полугодие, на год. Логопед может самостоятельно определять, на какой срок целесообразно составлять перспективное планирование. Как правило, в начале работы с ребенком планирование составляется на более короткий срок, так как оптимальные темпы работы с ребенком легче прогнозировать по мере динамичного наблюдения за ним. Перспективное планирование работы в подгруппах, так же как и перспективное планирование индивидуальной работы, может составляться на разный срок. С учетом того, что в течение года состав подгрупп может меняться, нецелесообразно составлять подробное перспективное планирование сразу на весь учебный год. Списки подгрупп отражают организационную структуру работы. В течение учебного года логопед может изменять состав подгрупп, фиксируя это в списках. Расписание работы включает работу с подгруппами детей и индивидуальную и согласовывается с расписанием работы других специалистов учреждения. Расписание индивидуальной работы является примерным, так как оно варьируется в зависимости от посещаемости детей и их состояния. В журнале посещаемости фиксируется количество фронтальных и индивидуальных занятий, проведенных с каждым ребенком. Логопед проводит ежедневные фронтальные и индивидуальные занятия только при наличии планов занятий. Как правило, начинающие специалисты пишут более подробные планы-конспекты занятий, логопеды со стажем могут ограничиваться краткими планами. Отчет о результатах работы за год должен включать результаты диагностики детей, краткое описание той работы, которая была запланирована на основании диагностики, оценку соответствия проведенной и запланированной работы, ее результаты с каждым ребенком и выводы. Кроме указанной документации логопеды могут, на свое усмотрение, вести тетради связи с воспитателями, тетради домашних заданий и т.п. Режим работы логопеда в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Логопед работает с детьми 20 академических часов в неделю. Продолжительность ежедневной работы устанавливается с учетом прибавления к академическим часам времени на перерывы между занятиями. Помимо непосредственной работы с детьми логопед участвует в проведении совещаний, педагогических советов, родительских собраний и т. п. Время, отводимое на методическую работу, подготовку к занятиям, работу со специальной литературой, оформление кабинета, не регламентируется. Содержание работы логопеда определяется теми квалификационными требованиями, которые учитываются при аттестации специалистов. Тарифно-квалификационные требования даны в приложении 9. Логопед самостоятельно определяет количество фронтальных и индивидуальных занятий в неделю в зависимости от состава группы. Основное правило при этом: каждый ребенок должен получить не менее одного и не более двух логопедических занятий в день, из которых 1 — фронтальное и 1 — индивидуальное. С детьми, имеющими выраженные нарушения, а также с детьми, находящимися в периоде адаптации к условиям образовательного учреждения, возможно проведение только индивидуальных занятий. Продолжительность индивидуальных и фронтальных занятий определяется логопедом в зависимости от состава детей, их возможностей, но она не должна превышать гигиенические нормативы для возрастных групп. В течение сентября логопед проводит только индивидуальное обследование детей. Комплектование подгрупп для логопедических занятий осуществляется с учетом задач коррекционной работы с каждым ребенком. Дети могут быть определены в подгруппу только в том случае, если работа с ними преследует какие-то общие цели. Как правило, это дети с одинаковыми логопедическими диагнозами. При этом также необходимо учитывать психологическую совместимость детей, стимулирующее воздействие их друг на друга. Важно, чтобы дети ощущали взаимную поддержку, ценность собственных достижений. Наполняемость подгрупп, так же как и их количество, могут быть различными. Это определяется, прежде всего, контингентом детей. В то же время нужно учесть и необходимость согласования логопедической работы с другими службами учреждения. В течение коррекционного курса неоднократно может возникнуть потребность в изменении количества и состава подгрупп. Это следует проводить обоснованно, согласовывая свои действия с расписанием работы других специалистов, работающих с данной группой детей. Цель, задачи и методы логопедической работы при ДЦП. Целью логопедической работы при ДЦП является формирование, коррекция и развитие доступных ребенку речевых средств общения. Задачи работы: - Профилактика нарушений речи. - Диагностика расстройств речи и предрасположенности к ним. - Развитие неречевой и речевой коммуникации. - Развитие сенсомоторной основы речи. - Формирование, коррекция и развитие лингвистической системы. - Подготовка к овладению грамотой. - Создание благоприятных условий для развития речевой коммуникации. В логопедической работе используются традиционные педагогические методы, которые делятся на наглядные, практические, словесные, а также деловые игры и технические средства обучения. К наглядным методам относится показ натуральных предметов и использование изображений предметов — артикуляционных профилей, муляжей, картинок, работа с фланелеграфом и т. п. Практические методы включают многочисленные упражнения: артикуляционные, повтор речевых образцов, упражнения с целью автоматизации навыков и т. п. Словесные методы — это объяснение, беседа. В деловых играх моделируются различные ситуации общения. Технические средства обучения — это проекторы, видео- и аудиомагнитофоны, компьютер. Кроме того, используются и методы лечебной гимнастики: массаж, пассивная и активная гимнастика, лечение положением, расслабление с помощью локальной гипотермии, вибрации и т. п. Планирование логопедической работы осуществляется в соответствии с логопедическими диагнозами детей, методиками работы по преодолению нарушений речи, возрастом детей и продолжительностью коррекционного курса. В зависимости от вышеперечисленных условий перспективное планирование проводится на месяц, квартал, полугодие, учебный год. При планировании учитываются задачи логопедической работы, т. е. необходимость работы над развитием всей речевой функции, а также познавательной деятельности и личности ребенка. Вместе с тем необходимо определить основную линию, стержень работы в соответствии с логопедическим диагнозом. Так, при планировании работы по преодолению дизартрии стержнем является коррекция и развитие фонетико-фонематической системы. Поэтому нужно определить последовательность работы по ее развитию, а остальные разделы работы присоединить к основному с учетом логики их взаимосвязи с фонетико-фонематической системой и логики их собственного развития. При планировании фронтальной работы по преодолению общего недоразвития речи (алалии или задержки развития речи) в процессе коррекционного курса происходит смена приоритетов. На первых этапах работы главным является развитие лексической системы, далее — лексико-грамматической, затем — фонетико-фонематической и в конце курса — развитие связной речи. При этом на каждом занятии ведется работа над всеми компонентами языка, но в качестве основных задач последовательно выступает развитие тех или иных компонентов. Темп прохождения коррекционного курса может быть различным у разных групп детей. Соответственно и указанная смена приоритетов может проходить не в течение одного года, а в течение двух и более лет. Параллельно проводятся индивидуальные занятия, где в качестве ведущих могут быть другие задачи в соответствии с индивидуальным профилем психического развития ребенка. Планирование индивидуальных занятий осуществляется с учетом тех же параметров, что и планирование фронтальных занятий, а также с учетом содержания фронтальных занятий. Содержание логопедических занятий определяется в соответствии с перспективным планированием. Оно отражается в плане-конспекте занятия. При подготовке плана-конспекта фронтального занятия необходимо, прежде всего, определить основную задачу занятия. Эта задача должна соответствовать основному направлению логопедической работы в данной подгруппе детей. Тема занятия формулируется в соответствии с его главной задачей. Далее необходимо определить задачи реализации других направлений работы, совмещая их с главной задачей. Те задачи, которые пишутся в плане-конспекте, должны решаться на данном занятии специальными методами и приемами. Например, если определена задача развития зрительного восприятия, то на занятии должны применяться специальные приемы развития зрительного восприятия, а не просто опора на наглядность при реализации других задач. Если определена задача формирования навыков работы в коллективе, то должен иметь место специальный прием, например деловая игра, моделирующая ситуацию коллективного решения проблемы. Современное логопедическое занятие решает целый комплекс задач, в котором можно выделить: задачи по развитию общения (определенных форм общения и их средств), задачи по развитию лингвистической системы речи, задачи по развитию познавательной деятельности (психических процессов), задачи по развитию личности (эмоционально-волевой сферы, мотивации и т. п.). Как правило, на первом месте стоят задачи развития лингвистической системы речи, а решение остальных имеет прикладное значение. При формулировке задач следует избегать глаголов «познакомить», «развивать» и т. п., которые не имеют в данном случае конкретного содержания. В педагогике принято формировать представления, понятия, функции, способности. Поэтому глагол «познакомить» лучше заменить сочетанием «сформировать представление». Кстати, формирование представлений об окружающем не должно быть в числе задач логопедических занятий. Известно, что для формирования представлений об окружающем мире разработаны специальные программы, которые обычно реализуются воспитателями. Логопед же на своих занятиях не формирует такие представления, а закрепляет их в связи с решением лингвистических задач. Содержание занятия выстраивается относительно главной задачи, которая пишется на первом месте. В занятии выделяются: вводная часть, основная часть, направленная на изучение нового материала, и часть, в которой проводится закрепление материала. Желательно на закрепление отводить половину занятия, а в первой половине занятия большую часть времени тратить на усвоение нового. Для развития навыков целенаправленной деятельности во вводной части необходимо сообщить детям, чему они будут учиться на этом занятии, а в конце занятия подвести итог, сопоставив результат с заявленной задачей. При планировании занятий для детей с дизартрией на первом месте должны стоять задачи развития фонетико-фонематической системы. В связи с тем, что на каждом занятии необходимо развивать коммуникативные навыки, рекомендуется не просто давать набор упражнений, а писать сценарий занятия. Например, «поездка в лес», «прием гостей» и т. п. При реализации такого сценария дети становятся участниками деловой игры, в процессе которой и решаются разные дидактические задачи. В то же время сценарий является формой, а не содержанием, поэтому название сценария не может быть темой занятия. Не следует стремиться к тому, чтобы на занятии было выполнено много разных видов работы. Оптимальное количество — 5—7 видов, но каждый вид работы должен быть направлен на реализацию нескольких задач и при этом — основной задачи. Далее тот же материал используется и для решения других задач. Например, логопед предлагает детям рассмотреть и назвать картинки слива, кастрюля, сахарница, колбаса и т. п. Спрашивает детей, какой звук содержится в названиях картинок? Далее просит разложить картинки в соответствии с позицией звука [С] — в начале, середине или в конце слова. Таким образом, логопед использует этот материал для развития функций фонематического анализа. После этого он просит детей разложить картинки в 2 группы по назначению данных предметов и обозначить эти группы. При этом решается задача развития вербально-логического мышления. Далее логопед может спросить у детей, подходит ли такая посуда для этих продуктов и какую посуду следует использовать? Тем самым он актуализирует представления детей об окружающем. После подготовки плана-конспекта нужно проверить его на соответствие дидактическим требованиям. Это прежде всего: • соответствие темы этапу логопедической работы; • взаимосвязь задач и соответствие их теме; • отражение в задачах всех необходимых направлений работы; • соответствие содержания занятия его задачам; • логичность структуры занятия и соответствие методов и приемов задачам каждой структурной части занятия; • разнообразие методов и приемов работы; • отражение в сценарии занятия задач развития коммуникативной деятельности и личности детей; • наличие необходимого оборудования для занятия, соответствие его гигиеническим требованиям. Организационно-методические основы логопедической работы с дошкольниками с ДЦП постоянно совершенствуются по мере изменения общественных взглядов в гуманитарной области. Положительные демократические изменения в нашей стране предусматривают более высокий уровень доверия специалистам в области образования, уважительное отношение к профессиональной компетенции, повышение значения результатов логопедической работы. В то же время возрастает ответственность специалистов, работающих с детьми. Безусловно, содержание работы должно определять ее форму. В свою очередь содержание работы зависит от понимания сущности речевого нарушения и психологии ребенка. В связи с этим необходимо систематически работать над повышением собственного профессионального уровня.
Приложения Приложение 1. Содержание программы «Адаптация» Содержание программы реализуется в форме занятий, построенных в едином сюжете. Сюжетная линия может быть придумана педагогом, а может быть заимствована из художественных произведений. Рекомендуется максимально использовать практические методы, предполагающие активную деятельность детей в сопровождении речи. Это может быть: 1. Рисование и аппликация. 2. Дополнение изображений деталями. 3. Обводка и раскрашивание. 4. Составление изображения из плоских фигур на фланелеграфе. 5. Составление схем, планов на фланелеграфе. 6. Составление целого из частей. 7. Конструирование из различного материала. 8. Лепка. 9. Сюжетно-ролевые игры «День рождения», «Детский сад», «Поможем бабушке», «Новая квартира» (расстановка мебели), «Дома вечером», «Приготовление обеда», "Прием гостей», «Купание собаки», «Детский сад на прогулке». Доездка на автобусе по городу», «Строим город» и т. п. 10. Экскурсии по детскому саду. 11. Экскурсии во время прогулок. 12. Выполнение действий по самообслуживанию и уборке помещений. 13. Работа со стендом бытовой ориентировки. 14. Театрализация детских произведений, басен, сказок с персонажами — насекомыми.
Средняя группа Человек Тело человека Названия частей тела: голова, шея, туловище, спина, живот, руки, ноги. Названия частей туловища, рук и ног: плечи, лопатки, грудь, локти, ладони, пальцы, колени, пятки, носки, ступни. Названия частей головы: затылок, лицо, волосы, брови, ресницы, глаза, лоб, уши, нос, щеки, подбородок, рот, зубы, язык. Правая и левая стороны тела. Верхняя и нижняя стороны тела. Передняя и задняя стороны тела. Навыки: Показ и называние частей тела на себе, на другом ребенке, на взрослом, на кукле, на картинках. Право- и левосторонняя ориентировка в собственном теле. Выполнение физкультурных упражнений по инструкциям, содержащим названия частей тела. Адекватная оценка мимики окружающих, развитие мимических реакций. Формирование элементарных приемов аутогенной тренировки: релаксация, ощущение тепла в конечностях. Формирование элементарных приемов самомассажа: поглаживание лица и конечностей. Причесывание волос. Использование носового платка. Аккуратное обращение с окружающими: нельзя трогать за волосы, лицо, толкать или дергать детей.
Одежда Трусы, майка, футболка, носки, гольфы, колготы, платье, юбка, блуза, рубашка, брюки, шорты, кофта, свитер. Правая и левая, верхняя и нижняя, передняя и задняя стороны одежды. Навыки: Показ и называние предметов одежды и некоторых их частей (рукава, штанины, карманы, воротник, застежки, пояс) на собственной одежде, на одежде человека и куклы.
|
|||||||
|