Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общий анамнез 5 страница



В 70—80-х годах в отечественной логопедии предпринима­ются первые попытки применить психолингвистический под­ход к анализу патологии речи у детей, и это находит свое отражение в работах Е. Ф. Соботович и В. А. Ковшикова. В ра­боте Е. Ф. Соботович отчетливо видна попытка объединить психофизиологический и психолингвистический подходы, в связи с чем она пишет о двух типах моторной алалии.

Первый тип обусловлен расстройством языкового уровня речевой функции. Е. Ф. Соботович отмечает, что «языковые» формы алалии можно разграничить на парадигматическую, ос­новным симптомом которой являются трудности выбора грам­матических форм, и синтагматическую, при которой основная проблема заключается в нарушениях согласования слов. Со­ответственно в качестве первичных нарушений в этом типе алалии выделяются расстройства овладения грамматическим строем речи.

Ко второму типу Е. Ф. Соботович относит апраксическую алалию, тем самым определяя проблему недоразвития речи на сенсомоторном уровне. Она разграничивает апраксическую алалию также на две формы. При кинестетической алалии первичные расстройства дифференциация артикулем приво­дят к нарушениям звуковой структуры слов, а при кинетиче­ской первичные расстройства слияния артикулем приводят к дефектам слоговой структуры. Продолжая идеи В. К. Орфин­ской, Е. Ф. Соботович пишет о том, что фонетические рас­стройства, в свою очередь, затрудняют усвоение грамматиче­ского строя языка.

В. А. Ковшиков был первым в нашей стране, кто последо­вательно применил психолингвистический подход к изучению моторной алалии. Отказавшись полностью от идеи поиска ме­ханизмов алалии на сенсомоторном уровне порождения рече­вого высказывания, он предложил заменить термин «моторная алалия» термином «экспрессивная алалия». По мнению В. А. Ковшикова, экспрессивная алалия характеризуется двумя основными признаками — отставанием в сроках усвоения языка и патологическим его усвоением. Проанализировав структуру языкового развития детей с экспрессивной алалией, он отметил, что при алалии дети лучше актуализируют слова-денотаторы (знаменательные части речи) и хуже — слова-фор­маторы (служебные слова). Среди слов-денотаторов лучше ак­туализируются слова с предметными значениями, хуже — со значениями действий, состояний, процессов, качеств, призна­ков. Особенно трудны слова, выражающие обобщающие и аб­страктные понятия. Среди слов-форматоров дети с алалией, как правило, употребляют только самые простые предлоги, союзы, частицы и пр. Традиционно это объясняется отсутст­вием у слов-форматоров лексических значений.

В то же время В. А. Ковшиков отмечал, что большинство лексических нарушений связано не с понятиями, стоящими за словом, а с процессом поиска слова. Нарушения актуали­зации слов проявляются в их пропусках, заменах и образова­нии аномальных слов, т.е. слов, абсолютно не похожих на реальные. Синтаксис речи детей с алалией мало развит. В ос­новном они используют простые повествовательные и побу­дительные предложения, чаще нераспространенные. Необхо­димые члены предложения нередко пропускаются, особенно предлоги, союзы, глаголы.

Морфологические нарушения проявляются в неправиль­ном употреблении приставок и суффиксов, неверных согласо­ваний в роде и числе. Значительно нарушена парадигма скло­нения и спряжения. Способности словообразования ограни­чены, при попытках словообразования наблюдаются ошибки.

В качестве специфических ошибок, характерных для детей с алалией, В. А. Ковшиков отметил замены падежных оконча­ний существительных окончаниями других падежей; оконча­ниями, относящимися к разным падежам; окончаниями, не существующими в парадигме склонения. Чаще ошибки воз­никают в окончаниях дательного, творительного и предлож­ного падежей. При заменах на окончание другого падежа чаще выбирается именительный падеж, но родительный падеж чаще заменяется дательным.

Замены окончаний существительных отличаются непосто­янством. При наличии полной парадигмы окончаний ребенок часто не может сделать правильный выбор.

Фонематическая система у некоторых детей развита руди­ментарно и включает, помимо гласных, лишь губные и про­стые переднеязычные согласные. У детей с более полным за­пасом фонем эта система разлажена. Наблюдаются нестабиль­ные пропуски и перестановки звуков, разнотипные нарушения звукопроизношения. При этом доминируют замены звуков, что демонстрирует проблему выбора лингвистических единиц.

В. А. Ковшиков подчеркивал, что при алалии прежде всего страдает способность оперирования лингвистическими едини­цами, т. е. специфическая языковая функция, функция самой лингвистической системы.

Проблема алалии занимала также и других отечественных ученых. Работы В.К.Воробьевой, Б. М. Гриншпуна, Л.Р.Да­видович, С. Н. Шаховской и др. последовательно дополняли и расширяли представления об одном из наиболее сложных ре­чевых нарушений.

При сенсорной алалии первично нарушается импрессивная речь, что приводит к существенным затруднениям в усвоении экспрессивной речи. Обычно понимание речи детьми с сен­сорной алалией до специального обучения отсутствует. При специальном обучении ребенок начинает понимать ситуатив­ную речь, активно используя неречевой контекст — ситуацию, жесты, мимику.

В процессе развития речи наблюдаются специфические симптомы. В специальной литературе описан симптом «от­чуждения смысла слова», при котором возможна временная утрата понимания даже хорошо усвоенных слов. Отмечена инертность в речевом восприятии, персеверация ранее услы­шанного, наличие эхолалий в экспрессивной речи. Все спе­циалисты, имевшие дело с сенсорной алалией, пишут, что наиболее слабым звеном при этой патологии является разви­тие фонематической системы.

Усвоение экспрессивной речи при алалии существенно за­висит от имитационных способностей. Н.Н. Трауготт писала о том, что речь лучше формируется у тех детей, которые де­монстрируют способности к повторению языкового материала за окружающими.

Сенсорная алалия изучалась значительно меньше, чем мо­торная. Сам факт существования сенсорной алалии до сих пор ставится под сомнение: авторы пишут, что данное явление укладывается в рамки нейросенсорной тугоухости, выражен­ной умственной отсталости или аутизма.

Первоначально считалось, что дети с сенсорной алалией не способны понимать речь при сохранном слухе, однако в дальнейшем в работах Н. Н. Трауготт было доказано, что при сенсорной алалии всегда наблюдается снижение слуха цент­рального характера, имеющее сходство с нейросенсорной ту­гоухостью. Н.Н. Трауготт писала, что механизмом сенсорной алалии является замыкательная акупатия, т.е. проблемы в об­разовании условных связей на звуковые раздражители. Она же отмечала, что при выраженных расстройствах слуха акупатия наступает вторично, так как звуковые раздражители не дости­гают анализатора, и условные связи также не образуются. Таким образом, разграничение сенсорной алалии и недораз­вития речи на почве снижения слуха является проблематич­ным. Н.Н. Трауготт отмечала, что для постановки диагноза «сенсорная алалия» необходимо, чтобы ребенок воспринимал шепотную речь хотя бы на расстоянии одного метра, но дело в том, что, пока ребенок не понимает речь, трудно определить его способность к восприятию речи. В связи с этим Н.Н.Трау­готт говорила, что на уточнение диагноза «сенсорная алалия» требуются годы.

Трудности возникают и при дифференциальной диагно­стике сенсорной алалии и выраженной умственной отстало­сти. Ребенок, не понимающий речь, безусловно отстает в пси­хическом развитии. Картина проясняется лишь тогда, когда ребенок начинает демонстрировать свои способности нагляд­но-действенного и наглядно-образного мышления.

Разграничить сенсорную алалию и детский аутизм тоже непросто. В симптоматике сенсорной алалии в качестве специ­фических речевых симптомов отмечаются эхолалии, симптомы «отчуждения смысла слова», парафазии. Аналогичные симптомы описаны и в клинике аутизма. Кроме того, ребенок с аутизмом плохо вступает в контакт с окружающими, и вследствие этого его импрессивная речь может носить специфический характер.

Задержка развития речи характеризуется более медленны­ми по сравнению с нормальным развитием темпами усвоения родного языка. При задержке развития речи наблюдается рав­номерное отставание в формировании всех компонентов язы­ка: лексики, грамматики, фонетики и фонологии. Характерно позднее появление первых слов и фраз.

В связи с тем, что это отставание затрагивает лингвистику речи, В. А. Ковшиков употреблял название «задержка языко­вого развития». Е. Ф. Соботович использовала термин «параалалия». (Расхождения в терминологии обычно показывают, что проблема находится в ранней стадии изучения.) На наш взгляд, задержка развития речи — понятие больше психологическое, нежели логопедическое, так как именно в психологической

науке разрабатываются вопросы задержки развития психиче­ских функций. Для логопедии более характерно изучение па­тологического развития речи. Однако в последние годы на­блюдается тенденция к существенному расширению категории лиц, нуждающихся в логопедической помощи, и дети с за­держкой речевого развития, безусловно, в эту категорию по­падают.

Нужно отметить, что в связи с недостаточной изученно­стью задержка речевого развития не имеет четких диагности­ческих границ. Детей с этой проблемой трудно отличить от детей с алалией, но еще труднее отличить их от детей с нор­мальным развитием речи, поскольку сама норма разнообразна.

Известный английский афазиолог М. Критчли приводит четыре варианта атипичного формирования речи в онтогенезе.

1. Ребенок может начать говорить относительно поздно, речевое развитие продвигается медленно; артикуляция при этом чистая, и в конце концов достигается нормальный линг­вистический уровень.

2. Ребенок начинает говорить поздно, дальнейшее речевое развитие медленное; артикуляция неправильная, иногда — дислалия, или запинки, или заикание; эти дефекты речи могут исчезнуть, но могут и остаться.

3. Ребенок может оставаться без речи на протяжении неопределенно долгого времени, однако артикулированная речь появляется и затем созревает с необычайной быстротой.

4. Ребенок опять-таки может оставаться молчащим неоп­ределенно долгое время, а затем неожиданно произносит со­вершенно правильные фразы и предложения. После этого по­разительного дебюта речь быстро развивается. Более частый, но сходный феномен касается бранных слов. Известно, что маленький ребенок может неожиданно произнести непри­стойность или грубость.

Нужно заметить, что М. Критчли определяет эти варианты как необычные формы развития речи, но не как патологию.

По мысли Н.С. Жуковой, при алалии наблюдается не про­сто недостаток запаса лингвистических единиц, но и измене­ние в их соотношении. При параалалии проблемы касаются

только запаса, а ход развития речи остается сохранным. Од­нако в качестве основного критерия дифференциальной диаг­ностики Н.С. Жукова предлагает лишь динамику развития речи в коррекционном процессе. И с этим трудно не согла­ситься. Можно сделать вывод о том, что окончательная поста­новка диагноза алалии становится реальной только по мере логопедической работы с ребенком.

Причины задержки развития речи разнообразны. В связи с тем, что речь является сложной психической функцией, фор­мирующейся на сенсомоторной основе, недоразвитие или за­держка развития какого-либо базового компонента, а также их интеграции может вызвать ее задержку. Проблемы в развитии слухового, зрительного, тактильного восприятия могут замед­лить формирование речи. В таких условиях, как известно, должны сформироваться механизмы компенсации. Это требу­ет дополнительного времени, а иногда и специальной психо­лого-педагогической помощи, вследствие чего необходимые для речи ассоциативные и иерархические связи между психи­ческими функциями формируются с опозданием. Интересно, что, когда речевая функция в конце концов оказывается сфор­мированной, именно она становится мощнейшим средством компенсации сенсомоторной недостаточности.

Развитие речи тесно связано и с развитием интеллектуаль­ных функций, поэтому дети с задержкой психического разви­тия также часто могут иметь и задержку развития речи. Встре­чается и наследственный тип позднего развития речи, но это не означает, что ребенок с подозрением на наследственную задержку развития речи не должен получать логопедической помощи. Причиной задержки развития речи также может быть соматическая ослабленность, вследствие которой задержива­ется формирование всех психических функций.

Наконец, задержка развития речи может быть обусловлена социальными причинами, а именно неправильно организо­ванным общением с ребенком, отсутствием адекватных соци­альных условий для развития его речи. В условиях социальной депривации ситуации общения не возникают, и речевая функ­ция остается невостребованной.

В условиях гиперопеки ребенок почти постоянно находит­ся в ситуациях общения, но речевая функция может быть не востребована, если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная за­держка развития даже импрессивной речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку действиями или жестами. При этом ребенок привыкает реа­гировать не на слово, а на жест, и создается лишь видимость удовлетворительного понимания речи.

Неблагоприятно для развития речи и частое пребывание ре­бенка в избыточной неинформативной речевой среде. Так, если ребенок чрезмерно много слышит речь взрослых, общающихся между собой, радио, телевидение, он привыкает не вслушивать­ся в речь и не придавать слову знакового значения. При этом может наблюдаться такое явление, когда ребенок произносит до­статочно длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя речь. Развитие же истинной речи задерживается.

У детей с ДЦП задержка развития речи встречается часто и провоцируется как сенсомоторной недостаточностью, так и задержкой психического развития. У большинства детей в за­держке развития речи играют свою роль также и социальные факторы: ограниченные возможности чувственного познания окружающего мира, неадекватные условия общения, позднее развитие деятельности.

Обычно при задержке развития речи импрессивная речь развита значительно лучше, чем экспрессивная. Но развитие импрессивной речи тоже отстает от нормы.

Характерно отставание в развитии словаря: малый объем словарного запаса, недостаточное развитие лексических зна­чений слов, слабая актуализация словаря, обилие лексических ошибок в связной речи. Эти ошибки нередко связаны со сла­бой дифференцированностью соответствующих представле­ний и отсутствием необходимых знаний об окружающем.

По нашим данным, темпы раннего речевого развития у дошкольников с ДЦП менее отстают от нормы, чем темпы раннего психомоторного развития. У 62% детей, охваченных специальным образованием, в раннем возрасте был нормальный темп развития речи, у 19% - задержанный (гуление с 3—5 мес, лепет с 6-8 мес., понимание речи с 9-11 мес., пер­вые слова с 12-18 мес., фразы - с 24-30 мес.), у 19% -значительно задержанный.

 

Дизартрия и анартрия

Дизартрия — это расстройство фонетико-фонематической системы речи, обусловленное органическими поражениями двигательных отделов центральной нервной системы. Диз­артрия может быть врожденного и приобретенного характера. У детей дизартрия, как правило, обусловлена причинами врожденного характера, что существенно влияет как на симп­томатику, так и на структуру данной патологии речи.

Моторные функции человека имеют сложную организа­цию. Управление движениями осуществляется на уровне коры головного мозга и на уровне подкорковых отделов. Кора уп­равляет произвольными движениями, а подкорка — непроиз­вольными и принимает подсобное участие в осуществлении произвольных движений. При высоком уровне автоматизированности движения управление произвольными движениями в значительной мере переключается на подкорковый уровень.

Так как моторная составляющая речевой функции использу­ет органы дыхания, глотки, рта, то и управление речевыми дви­жениями на подкорковом уровне осуществляется в аналогичной конфигурации. Связь между мозгом и периферией осуществля­ется посредством черепно-мозговых нервов, берущих начало в продолговатом мозге и близлежащих отделах. В осуществлении речевых движений принимают участие языкоглоточные, блуж­дающие, подъязычные нервы, ядра которых находятся в продол­говатом мозге, а также лицевые и тройничные нервы, ядра кото­рых находятся в варолиевом мосту. Эти нервы парные, они иннервируют соответственно правую и левую стороны глотки, гортани, нёба, языка, губ, щек и нижней челюсти.

От продолговатого мозга идут пирамидные пути к двига­тельным зонам коры, расположенным в лобно-теменной об­ласти. В этих зонах осуществляется постоянный контроль за движениями и положением органов тела. В теменных долях происходит анализ движения в пространстве (кинестетиче­ский анализ), а в лобных — анализ движения во времени (ки­нетический анализ). Соответственно этому анализу на пери­ферию подаются импульсы, приводящие к изменению поло­жения органов, то есть к движению.

Кроме того, в организации движений принимает участие одно из подкорковых образований головного мозга — стриопаллидарная система. В связи с тем, что эта система находит­ся вне пирамидного пути, она относится к экстрапирамидной системе. Эта система регулирует тонус мышц, участвующих в движении. Благодаря эффективному распределению тонуса в соседних мышцах движение приобретает рациональный, эко­номичный характер и осуществляется в соответствии с той программой, которую задают корковые зоны.

Координация движений в пространстве, их точность и чет­кость, позволяющие удерживать равновесие, регулируются моз­жечком. Любое сложное движение имеет высокий уровень орга­низации. При этом выстраивается иерархия: одни компоненты движения составляют базу или фон движения и выполняются автоматически, другие требуют специальной установки. Напри­мер, при причесывании человек думает о том, какую форму при­дать своей шевелюре, но не о том, каким образом поднести руку с расческой к голове. Ситуация меняется лишь в том случае, когда действие осуществляется в нестандартных условиях и тре­буется новый способ решения двигательной задачи.

Известно, что для достижения наилучшей эффективности движений необходимы тренировки, в процессе которых не только развивается мышечная сила, но и синхронизируется работа перечисленных отделов центральной нервной системы. Регулярные повторения определенных движений приводят к их автоматизации, при которой управление на уровне коры головного мозга начинает сводиться преимущественно к конт­ролирующим функциям. Такое управление называется прак­сисом. При повреждении двигательных корковых зон возника­ют апраксии — потеря контроля за движением в пространстве или во времени.

Клинические формы дизартрии определяются в зависи­мости от того, какой именно отдел двигательной системы по­страдал. В нашей стране признание получила топическая классификация приобретенной дизартрии Е. Н. Винарской. Эта классификация в дальнейшем была применена Е. М. Мастюковой по отношению к детям.

При всех формах дизартрии нарушается звукопроизношение за счет неточной моторной установки для воспроизведе­ния тех или иных фонематических признаков. Кроме того, внятность произношения снижается в связи с усилением слю­ноотделения и появлением характерных хлюпающих звуков. Просодические характеристики речи также нарушаются.

В соответствии с локализацией очага поражения выделя­ются бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, моз­жечковая и корковая формы.

Бульбарная форма дизартрии обусловлена поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозго­вых нервов, находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере любых движений — произволь­ных и непроизвольных. В связи с тем, что поражение может носить очаговый характер, соответственно из акта произноше­ния исключаются действия тех или иных мышц. Такие пора­жения могут носить односторонний или двусторонний ха­рактер. Ограничения движений мышц приводят к стойким расстройствам произношения. При наиболее выраженных рас­стройствах ассортимент произносимых звуков может быть су­жен до 2—3. Кроме того, при дизартрии в речи больных по­являются дополнительные призвуки, вызванные нарушением не только регуляции слюноотделения, но и дополнительным мышечным напряжением в тех отделах, где движения возмож­ны. В связи с этим внятность речи страдает пропорционально тяжести и распространенности параличей и парезов в ораль­ной области.

Псевдобульбарная форма дизартрии возникает при пораже­нии пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. Для такой локализации поражения характерны спасти­ческие параличи с нарушением управления произвольными движениями. Высокоавтоматизированные движения, регули­руемые на подкорковом уровне, сохраняются. В связи с этим в речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точных мышечных дви­жений.

Экстрапирамидная дизартрия является следствием пораже­ния экстрапирамидной системы. При этом нарушается управле­ние тонусом мышц. Возникают дистонии и наиболее характер­ные симптомы — гиперкинезы. Гиперкинезы проявляются в виде ритмичных сокращений мышц (хореический гиперкинез) и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез). Гиперкине­зы усиливаются при усложнении движения и повышении уровня его произвольности. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии обычно наблюдаются расстройства произношения артикуляционно сложных звуков и выраженные нарушения просодических компонентов речи.

Мозжечковая дизартрия возникает при поражениях моз­жечка. Характерными симптомами мозжечковой дисфункции являются расстройства координации. Пациент часто не может рассчитать силу движения, в связи с чем движения в началь­ной фазе излишне активны, а в конечной — недостаточны. Это проявляется и в речи. Обычно начало речевого высказы­вания слишком громкое, а окончание — тихое. Координаци­онные расстройства проявляются и в звукопроизношении. Обычно страдают артикуляционно сложные звуки. Расстрой­ства просодики выражаются в неспособности подчинить ре­чевой поток интонационным ударениям, и речь приобретает послоговой, «скандированный» характер.

Корковые дизартрии — следствие очаговых поражений дви­гательных зон коры головного мозга. Для таких нарушений характерна дезорганизация сложных двигательных навыков. Иерархическая структура движения распадается, и все его эле­менты, по сути, уравниваются.

соответственно локализации очага поражения, корковые дизартрии разграничиваются на постцентральные и премоторные. Ведущими симптомами корковых диз­артрии являются апраксии, т.е. потеря контроля за производ­ством движения со стороны корковых анализаторов.

При постцентральной корковой дизартрии возникает ки­нестетическая апраксия, проявляющаяся в нарушении конт­роля за пространственной организацией движения. Для паци­ентов с кинестетической апраксией характерно неточное вос­произведение артикуляции. В связи с тем, что слуховой контроль сохранен, пациент предпринимает повторные по­пытки правильного воспроизведения языковых единиц — «поиск» артикуляции.

Симптомом премоторной корковой дизартрии является кинетическая апраксия, т. е. потеря контроля за временной организацией движения. При этом нарушается плавность в переключении от одних элементов движения к другим. Харак­терны персеверации — «застревание» на отдельных элементах движений и повторные попытки плавного слитного произне­сения.

Е. Н. Винарская представила описание мезенцефально-диэнцефальной формы дизартрии, которая выражается в постепенно нарастающем акинетическом мутизме, т.е. потере речевой ак­тивности. Эта форма возникает при поражении неспецифиче­ских активирующих структур мозга — ретикулярной формации, гипоталамуса и некоторых других структур.

В основе диагностики дизартрии у детей в нашей стране ле­жат исследования О. В. Правдиной, Е. М. Мастюковой, Е. Н. Винарской, И. И. Панченко, Л.А. Даниловой. Анализ взаимосвязи лингвистических и неврологических симптомов при дизартрии впервые был проведен Е. Н. Винарской. Однако в работах Е. Н. Винарской в основном представлено описание приобре­тенной дизартрии у взрослых людей.

У детей дизартрия, как правило, носит врожденный характер. Это вносит существенные поправки в понимание механизмов расстройства и логопедических подходов ее коррекции. Дело в том, что при врожденной патологии поражение центральной нервной системы носит диффузный характер. Еще в XIX веке было установлено, что в таких условиях психические функции могут формироваться с нетипичной локализацией. В частности, А. Куссмауль писал, что даже П. Брока согласился с тем, что ре­чевая функция может контролироваться не только левым, но и правым полушарием мозга при ранних поражениях левого полу­шария. Ему была представлена пациентка с врожденным пора­жением левого полушария, владевшая речью и умевшая прекрас­но вышивать. В дальнейшем в трудах П.К. Анохина и других классиков неврологии было показано, что центральная нервная система обладает пластичностью и высокой способностью к компенсации нарушенных функций, особенно в раннем детстве. В связи с этим классическая клиническая классификация, в ос­нове которой лежит критерий локализации мозгового пораже­ния, не может быть применена к врожденной дизартрии безого­ворочно.

Сопоставление врожденной и приобретенной дизартрии позволяет обнаружить ряд различий.

 

Таблица 1

 

Сравнительная характеристика врожденной и приобретенной дизартрии

Характеристика Приобретенная дизартрия Врожденная дизартрия
Лингвистическая Распад фонетической системы. Сохранная фонематическая система Искаженное формирование фонетической и фонематиче­ской систем
Неврологическая Ригидность, параличи, парезы, гиперкинезы, атаксия, апраксия. Гиперсаливация. Симпто­мы орального автоматизма Ригидность, параличи, парезы, гиперкинезы, атаксия, апраксия. Гиперсаливация. Нереду­цированные оральные рефлек­сы
Анатомо-пато­физиологическая Неврологическая симптоматика соотносится с локализацией очага поражения в ЦНС, что является основой для выделе­ния клинических форм (все формы были определены наличием патологоанатомических данных) Органическое поражение ЦНС носит диффузный характер, в процессе раннего развития речевая функциональная сис­тема может формироваться : с нетипичной локализацией — некорректен прямой перенос клинической классификации
Нейрофизиоло­гическая Специфика произношения определяется распределением и выраженностью параличей парезов, гиперкинезов в артикуляционно-фонационно-ды-хательной мускулатуре, нали­чием или отсутствием атаксии и апраксии (произношение пол­ностью зависит от реальных моторных возможностей) Артикуляция формируется на патологической основе в усло­виях недоразвития фонемати­ческого восприятия — специ­фика артикуляции определя­ется не только моторными возможностями (обычно ребе­нок не использует свои мотор­ные возможности в полной мере). Артикуляционный праксис всегда формируется искаженно
Психологическая Пациент замечает фонетиче­ские искажения в своей речи и стремится их преодолевать, появляются симптомы спон­танной компенсации Собственная речь восприни­мается как нормально звуча­щая, симптомы спонтанной компенсации отсутствуют
Сочетание с другой патоло­гией речи Афазии, «органическое» или постконтузионное заикание Вторично может возникать задержка развития речи, дис­лексия и дисграфия. Часто со­четается с другой патологией речи, обусловленной органиче­скими расстройствами ЦНС — задержкой развития речи, алалией, заиканием, тахилалией. Ринолалию и брадилалию мож­но рассматривать как самосто­ятельную патологию или как мин из симптомов дизартрии
Сопутствующие неврологиче­ские симптомы и синдромы      В соответствии с локализацией очага поражения — апраксии, параличи и парезы конечностей, гиперкинезы в общей мускулатуре, атаксии...            Часто сочетается с другими симптомами и синдромами органических поражений ЦНС — нарушениями сенсорики, моторики, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, ДЦП, олигофренией и т. п.
Логопедическая работа Традиционная система восста­новления движений при нев­рологических расстройствах + традиционная постановка и автоматизация (обычно при восстановлении движений происходит спонтанно) Обязательно должна начи­наться с развития фонемати­ческой системы, формирова­ния базовых компонентов артикуляции — дыхания, голосоподачи, темпа и ритма произношения. Практически всю фонетико-фонематическую систему необходимо формировать заново

Таким образом, можно говорить о существенных различи­ях в механизмах и симптоматике врожденной и приобретен­ной дизартрии, а следовательно, и о различных подходах к логопедической диагностике и коррекции.

Классификации дизартрии у детей с церебральным пара­личом были представлены в работах Л.А. Даниловой и И. И. Панченко. Так, Л.А. Данилова обнаружила у данной ка­тегории детей спастическую, гиперкинетическую и мозжечко­вую формы. Она отмечала, что в каждой форме можно выде­лить три степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую.

И. И. Панченко предложила симптомологическую класси­фикацию, выделив следующие формы.

1. Спастико-паретическая. Ведущий симптом — спасти­ческий парез, обусловленный поражением пирамидных путей. Форма характерна для детей со спастической диплегией.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.