|
|||
Общий анамнез 4 страницаЧетвертый уровень — лепет. Лепет характеризуется бедностью и представляет собой сочетание губных с нечеткими гласными звуками. Аутоэхолалии выражены слабо. Дети хорошо понимают обращенную речь, но собственная речевая активность низкая. В общении с окружающими используют жесты, мимику. Значительно возрастает познавательная активность, в связи с чем активируется процесс спонтанной компенсации сенсорной недостаточности. Возрастает двигательная активность. Дети могут сидеть в специальном стуле, держать голову, брать игрушки и манипулировать ими. При помощи взрослых могут стоять и переступать у опоры. Некоторые дети могут самостоятельно сидеть. Таким образом, можно говорить о дефиците как сенсорной, так и моторной базы развития фонематической системы. У дошкольников с ДЦП формирование фонетической системы речи может осложняться из-за моторных проблем во всех отделах периферического речевого аппарата. Недостаточное функционирование мышц дыхательного, глоточного и артикуляционного отделов, а также дискоординация их работы играют свою роль в формировании произношения. Специфика произношения определяется следующими моторными проблемами: - Слабая или неправильная подача воздушной струи. Роль дыхательного отдела является одной из определяющих, так как воздушная струя является генератором звука. Ее дефицит может повлиять на произношение любых звуков, но особенно — на произношение переднеязычных щелевых согласных и вибрантов. При недостатке воздуха для образования шума в щели в передних отделах ротовой полости шум может образовываться в средней ее части. При этом соответственно воздушная струя направляется в щель между боковым краем языка и щекой. В таких случаях боковое произношение носит избирательный характер и распространяется только на свистящие и шипящие звуки. Вибранты же, как правило, образуются велярным способом в заднем отделе ротовой полости, т. е. там, где есть достаточная воздушная струя. - Нарушения управления работой мышц небно-глоточного кольца отражаются в более или менее выраженной назализации ротовых звуков, причем обычно интенсивность назализации вариативна у одного и того же ребенка. - Повышенная саливация всегда сопровождает дискинезию в оральной области. Излишки слюны во рту создают характерные дополнительные призвуки, искажающие звучание речи. - Большинство фонематических признаков связано с различиями в конфигурации языка и губ при произношении звуков. Недостаточное управление работой мышц языка и губ приводит к многочисленным искажениям звукопроизношения. Нарушения в развитии фонетической системы языка могут быть связаны и с отклонениями в строении органов артикуляции, т.е. проявляться по типу органической дислалии. У детей с ДЦП патология внутриутробного развития может находить свое выражение и в отклонениях в строении артикуляционного аппарата (по данным К. Стока, 50% детей имеют аномалии). При этом различные отклонения часто комбинируются. Наличие патологии строения артикуляционного аппарата не является фатальным для формирования произношения, так как и в этом случае вступают в силу механизмы компенсации. Однако эти отклонения могут осложнять развитие всей фонетико-фонематической системы. Формирование фонематической системы речи у многих детей с ДЦП осуществляется искаженно. По нашим экспериментальным данным, у 69% дошкольников с ДЦП наблюдаются нарушения дифференциации звуков на слух. Из них 69% не различают фонемы по одному признаку, остальные — по 2—5 признакам. Наибольшие затруднения вызывает дифференциация свистящих и шипящих, твердых и мягких, дрожащих — плавных, аффрикатов и звуков, входящих в их состав. В таких условиях ребенок не имеет необходимого эталона правильного произношения. Из работ В. И. Бельтюкова известно, что недостаточно развитый речедвигательный анализатор оказывает тормозящее влияние на развитие речеслухового анализатора. Ребенок может воспринимать собственное произношение как правильное и теряет стимул к совершенствованию своей речи. Представленное во второй главе сопоставление онтогенеза лингвистической системы речи в норме и при ДЦП демонстрирует, что для дошкольников с ДЦП характерно отставание в развитии всех компонентов языка. В то же время материала для сравнительного анализа явно недостаточно. Учет нормального онтогенеза речи позволяет объективно оценить ход развития речи у ребенка с ДЦП. Отдельные недостатки, фиксируемые специалистами у таких детей, нередко оказываются характерными и для речи детей с нормальным развитием в том же возрасте, но, может быть, они выражены в большей степени или имеют большую стойкость. Знание специфических отклонений в развитии речи позволяет учитывать риск их появления на более ранней стадии и соответственно организовать профилактическую работу. Глава III Патология речи у детей с ДЦП Факторы, определяющие патологию речи при ДЦП О распространенности нарушений речи при ДЦП существуют разные мнения. Большинство специалистов, не работавших с данным контингентом детей, убеждены, что патология речи, а именно дизартрия, всегда сопутствует этому заболеванию. Однако уже в 1956 году Виола Кардвел писала, что речевая патология имеет место в 73% случаев. К. А. Семенова отмечает, что частота расстройств речи зависит от формы паралича. Так, при спастической диплегии у 70% детей диагностируются дизартрии, реже встречается моторная алалия, при гемипаретической форме 25—35% детей имеют те же расстройства речи, при гиперкинетической форме дизартрия присутствует в 90% случаев, при атонически-астатической форме — 60—75%, а при двойной гемиплегии всегда наблюдается тяжелая дизартрия или анартрия. По данным нашего исследования, из 42 детей с разными формами ДЦП в возрасте от 5,5 до 7,5 лет у 14 человек (-33%) уровень развития лексико-грамматической системы речи соответствовал возрасту, у 21 ребенка (50%) наблюдалось общее недоразвитие речи третьего уровня, у 7 детей (-17%) — второго уровня. При этом преобладала задержка развития речи, а не алалия. Звукопроизношение было правильным у 7 детей (-17%), в двух случаях наблюдалась функциональная дислалия, у 33 детей (-79%) — дизартрия. Большинство исследователей связывают нарушения речи самым непосредственным образом с ДЦП. Некоторые авторы пытаются все симптомы речевых нарушений обусловить патологией движений в артикуляционном аппарате. Такой подход является несколько односторонним, так как патология речи при ДЦП может иметь и традиционную этиологию, не зависящую от моторных расстройств или связанную с ними лишь опосредованно. Учитывая разнообразие нарушений речи при ДЦП и сложную структуру данной патологии, можно представить, что развитие речи у этих детей во многом зависит от проявлений данного расстройства, но не во всем и не всегда. Так, на развитие речи при ДЦП оказывают влияние: - те же обстоятельства, которые вызывают патологию речи у детей без ДЦП; - моторные нарушения в периферическом речевом аппарате. В зависимости от их распространенности, интенсивности и характера у детей развиваются разные формы дизартрии; - сенсорные расстройства, которые могут быть связаны с моторными нарушениями. Нарушения зрения, слуха и осязания, задержка в развитии перцепции отрицательно влияют на овладение лексикой и речью в целом; - частые отклонения в строении артикуляционного аппарата, обусловленные внутриутробной патологией, которые могут являться механическим препятствием к овладению правильным произношением; - органические поражения ЦНС, затрагивающие не только моторные ее отделы. При наличии билатеральных деструкции в височных зонах и заднем ассоциативном комплексе возникают алалии; - социальные условия развития больного ребенка — позднее становление ситуативно-делового общения и предметно-практической деятельности, частичная изоляция от окружающих. В свою очередь речевые расстройства также оказывают влияние на развитие ребенка с церебральным параличом. Нарушения произношения ограничивают общение с окружающими или привносят в это общение специфический компонент. Алалии и задержки развития речи, помимо проблем в общении, отрицательно сказываются на развитии всей познавательной деятельности, так как перцепция без словесного опосредования носит менее обобщенный характер, ограничена словесная регуляция действий, возникают проблемы в развитии вербального интеллекта. У дошкольников с церебральным параличом могут встречаться любые нарушения речи, известные в логопедии. В то же время есть ряд речевых расстройств, которые так же, как и ДЦП, обусловлены органическим поражением центральной нервной системы и поэтому встречаются особенно часто у этой категории детей. К таким нарушениям речи относятся дизартрия и алалия, которые представлены разными формами и выражены по-разному. Кроме того, дети с церебральным параличом часто имеют задержку развития речи, обусловленную как биологическими, так и социальными факторами. Эти нарушения речи часто комбинированы, что затрудняет их диагностику и коррекцию. Специфические расстройства двигательной сферы, влияющие на формирование речи Формирование речи при ДЦП определяется в первую очередь основными симптомами и синдромами данного заболевания. Известно, что «ядерным» синдромом данного заболевания является патология рефлекторного развития. У такого ребенка неправильно развиваются безусловные рефлексы, и это влияет на развитие моторики. Большинство безусловных рефлексов при нормальном развитии исчезает на первом году жизни. На смену им приходят установочные рефлексы, позволяющие человеку овладеть произвольными движениями и позами. При ДЦП безусловные рефлексы часто появляются с опозданием и, не исчезая, препятствуют образованию нормальных моторных схем. Нередуцированные рефлексы в искаженном виде становятся добавочными компонентами движений, в связи с чем движения приобретают нерациональный и неестественный характер. Автоматизированные неправильные моторные схемы не только затрудняют деятельность ребенка, но и отрицательно влияют на все психофизическое развитие. Для понимания того, как ребенок с ДЦП овладевает произношением, наибольшее значение имеет анализ развития оральных рефлексов и оральной моторики на первом году жизни ребенка. Оральные рефлексы относятся к важнейшим врожденным рефлексам, обеспечивающим жизнедеятельность организма. Оральные рефлексы можно разграничить на: • рефлексы, обеспечивающие акт сосания; • поперечный рефлекс, способствующий жеванию; • выталкивающие, или оборонительные, рефлексы; • рефлексы взаимосвязи оральной области и руки. К рефлексам, обеспечивающим акт сосания, относятся поисковый, хоботковый, кусательный, сосательно-глотательный. Поисковый рефлекс Куссмауля (рефлекс стороны света) выражается в том, что при прикосновении к щеке или губам младенца он поворачивает голову в сторону раздражителя. Хоботковый — проявляется в вытягивании губ в сторону раздражителя. Кусательный — выражается в схватывании челюстями предмета при прикосновении его к деснам. Сосательно-глотательный — является основным в этой системе рефлексов. Известно, что движения сосания наблюдаются уже на 15-й неделе внутриутробного развития, но эффективное сосание появляется не раньше 32-й недели, а на 34—36-й неделе имеет место уже ритмичное сосание и глотание. Ритмичным сосательным движениям губ соответствуют такие же ритмичные движения языка. При этом кончик языка опущен, прижат к соску и принимает участие во всасывающих движениях губ, а средняя часть спинки языка поднята. Это необходимо для того, чтобы жидкость сначала попадала на язык, а затем уже перемещалась в глоточную область, не вызывая захлебывания. Устойчивое ритмичное сосание предполагает сочетание двух сосательных движений с двумя глотательными и одним-двумя дыхательными движениями. Рефлексы, обеспечивающие акт сосания, необходимы ребенку до перехода на кормление с помощью ложки и чашки. При отсутствии данных рефлексов новорожденного приходится кормить через зонд. Кормление из ложки и чашки становится возможным на 3—4-м месяце жизни, и хотя сосание сохраняется, оно теряет непроизвольный рефлекторный характер, становится таким же управляемым движением, как жевание. Соответственно, эта группа рефлексов должна редуцироваться к 3—4 месяцам. В том случае, когда редукции не происходит, а ребенок переходит к жеванию, у него образуются сосательно-жевательные синкинезии, при которых жевательные движения сопровождаются вытягиванием губ вперед и при опущенном кончике языка притягиванием передней части его спинки к небу. Такое жевание с открытым ртом сопровождается чмоканием и вытеканием пищи изо рта. Патология оральных рефлексов может отрицательно влиять на формирование произношения и затруднять проведение логопедической работы. В том случае, когда рефлексы сосания не редуцированы, любое движение губ может «запускать» сосательно-жевательную синкинезию, при которой суженный кончик языка продвигается вперед, а средняя часть спинки языка поднимается. Соответственно возникают эффекты межзубности и палатализации. Особенно характерно проявление данной рефлекторной патологии при произношении свистящих и шипящих звуков. В норме при произношении свистящих и шипящих вытягивание губ усиливает звучание за счет удлинения щели, через которую выходит воздушная струя. В связи с этим окружающие обычно неосознанно фиксируют внимание ребенка на движениях губ при попытках помочь ему правильно произнести данные звуки. У ребенка с сосательно-жевательной синкинезией движения губ провоцируют такую установку языка, при которой правильное произношение свистящих и шипящих становится невозможным. Проявления поискового, хоботкового, кусательного рефлексов затрудняют проведение логопедической работы, особенно — применение манипуляций во рту ребенка. Известно, что артикуляционный массаж, пассивная гимнастика органов артикуляции и установка артикуляционных поз с помощью рук, зондов или других приспособлений особенно эффективны в постановке звуков при дизартрии. Все эти приемы практически невозможно реализовать в отношении ребенка с оживленными рефлексами сосания. Поперечный рефлекс появляется в возрасте 6—8 месяцев. Он способствует перемещению пищи во рту во время жевания и выражается в том, что при раздражении боковой поверхности языка последний движется по направлению к раздражителю. Патологическая активность данного рефлекса на одной стороне может приводить к избыточным боковым движениям кончика языка и провоцировать боковое произношение звуков. Кашель и рвота относятся к выталкивающим, или оборонительным, рефлексам, проявляющимся с рождения и пожизненно. Как большинство безусловных рефлексов, заложенных филогенетически, они носят слабо дифференцированный характер и могут проявляться не только в физиологически оправданных ситуациях (отравление, раздражение трахеи и т. п.), но и в ситуациях эмоционального напряжения, отражая тем самым психофизиологическое стремление организма к самообороне. С возрастом у человека формируется способность волевой регуляции данных рефлексов. У детей с церебральным параличом кашель и рвота часто чрезмерно оживлены. Это может проявляться в покашливании во время речи, а также в проявлениях выталкивающих рефлексов при попытках манипулировать во рту ребенка. Назначение рефлексов взаимосвязи оральной области и руки в настоящее время до конца не выяснено. К данным рефлексам относятся хватательный рефлекс, рефлекс Бабкина и ладонно-ротовой. Хватательный рефлекс связан с сосательным (при сосании у младенца возникают хватательные движения). Рефлекс Бабкина проявляется в том, что при нажиме на основание ладони младенца его рот открывается, глаза закрываются, а голова наклоняется вперед. Ладонно-ротовой (пальмоментальный) — выражается в том, что прикосновение к ладони вызывает сокращение мышц на подбородке. В том случае, когда эти рефлексы не редуцированы, движения рук провоцируют движения в оральной области и затрудняют артикуляцию. Исследования, проведенные К. Стока, показали, что наибольшей устойчивостью у детей с ДЦП обладают сосательно-глотательный и, в меньшей степени, кусательный рефлексы. Поисковый, хоботковый и ладонно-ротовой редуцируются быстрее. Развитие артикуляции у детей с ДЦП осложняется и вследствие патологии тонических рефлексов. Тонические рефлексы новорожденных — это разнообразные движения, связанные с изменением тонуса тех или иных мышц при изменениях положения тела или прикосновении к разным его частям. К.А. Семенова перечисляет 10 тонических рефлексов, из которых для логопедической работы существенны три: это лабиринтный тонический рефлекс, симметричный шейный тонический рефлекс и асимметричный шейный тонический рефлекс, которые в норме должны редуцироваться к 3 месяцам. Эти рефлексы определяют зависимость тонуса мышц туловища и конечностей, а также шеи (что, собственно, и имеет значение для произношения) от положения тела и особенно головы в пространстве. Данные рефлексы в 2-месячном возрасте должны уступить первому установочному рефлексу — лабиринтному рефлексу с головы на шею, благодаря которому ребенок начинает удерживать голову. Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР) выражается в том, что в положении на спине у младенца проявляется напряжение разгибателей туловища и конечностей, а в положении на животе — повышение тонуса сгибателей. При вертикальном положении тела ребенка повышается тонус сгибателей нижних конечностей, в меньшей степени — разгибателей верхних конечностей. По данным Е. М. Мастюковой, при проявлении ЛТР повышается мышечный тонус корня языка. Симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР) проявляется в том, что при наклоне головы вниз повышается тонус сгибателей верхних конечностей и разгибателей нижних. При закидывании головы назад повышается тонус разгибателей верхних конечностей и сгибателей нижних. Е. М. Мастюкова пишет, что СШТР повышает мышечный тонус спинки и кончика языка. Выраженное проявление рефлекса затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, продвижение языка вперед и вверх. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) обнаруживается в том, что при повороте головы в сторону со стороны лица рука полностью разгибается, а нога сгибается в тазобедренном и коленном суставах, а на противоположной стороне, наоборот, рука сгибается в локтевом суставе, а нога полностью разгибается. Е. М. Мастюкова отмечает, что АШТР вызывает асимметричное повышение тонуса в речевой мускулатуре, при этом тонус больше повышается на стороне, противоположной повороту головы ребенка. Исследованием К. Стока было обнаружено, что у детей с ДЦП нередуцированный лабиринтный тонический рефлекс встречается чаще, чем нередуцированные симметричный и асимметричный шейные тонические рефлексы. Нарушения двигательной сферы при ДЦП не ограничиваются рефлекторной патологией. В оральной области, так же как и в общей моторике, наблюдаются расстройства тонуса мышц, гиперкинезы, атаксии, синкинезии, оральные автоматизмы. Расстройства тонуса мышц выражаются в гипертонусе (спастичности), гипотонусе (вялости) и дистонии (переменном тонусе). Любые изменения тонуса ограничивают подвижность мышц и могут проявляться как генерализованно, так и избирательно в разных отделах речевого аппарата. Соответственно они могут определять нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляции. Гиперкинезы в оральной области проявляются преимущественно в виде хореического и атетоидного. Они встречаются только у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. Гиперкинезы также могут проявляться во всех отделах речевого аппарата. Во время гиперкинеза мышечные движения выходят из-под контроля, произношение при этом искажается или становится невозможным. Вследствие того, что гиперкинезы являются симптомом поражения подкорковой области, точнее, стриопаллидарной системы, для детей с такими симптомами характерны трудности автоматизации любых, особенно тонких, движений. Атаксия характеризуется гиперметрией и нарушением координации движений. При атаксии характерны проблемы в управлении дыханием и голосом — интенсивность в начале фраз и ослабление к концу вследствие гиперметрии. Нарушения координации движений проявляются в недостаточном управлении работой мягкого неба и, как следствие, наличием ринофонии, а также в асинхронности работы всех отделов речевого аппарата. Существенно затруднена автоматизация сложных движений. Синкинезии — это добавочные содружественные движения. Они могут быть координационными — когда движение осуществляется нерационально, сопровождаясь лишними движениями мышц соседних органов; имитационными — аналогичные добавочные движения другим органом; глобальными — проявляющимися в разных частях тела при любых попытках к движениям. В оральной области они проявляются в добавочных лишних артикуляционных движениях, которые искажают произношение. Оральные автоматизмы — это насильственные движения в оральной области: смех, плач, стон, сосание, облизывание губ, причмокивание и т.д., являющиеся показателем стволовых нарушений. Оральные автоматизмы, так же как и гиперкинезы, искажают произношение или вынуждают ребенка прерывать речь. Моторные расстройства могут по-разному влиять на формирование произношения в зависимости от своего характера, распространенности и интенсивности. Поскольку артикуляция практически любой фонемы очень вариабельна, это позволяет широко использовать возможности компенсации и воспроизводить фонемы при разной конфигурации артикуляционных органов. Однако процесс формирования артикуляционного праксиса затруднен вследствие недостаточно качественной афферентации. Алалия и задержка развития речи Алалия — системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языковых единиц и правил их функционирования. При алалии наблюдаются выраженные затруднения в усвоении родного языка начиная с раннего возраста. Большинство детей с алалией лишь при специальном обучении овладевают речью, достигая при этом невысокого лингвистического уровня. Традиционно алалия разграничивается на две основные формы: моторную (экспрессивную) и сенсорную. При экспрессивной алалии в основе недоразвития речи лежит нарушение механизма перевода мысли в речь. При сенсорной алалии грубо нарушено распознавание лингвистических единиц, в связи с чем затруднено понимание речи и ее развитие в целом. Алалию вызывают органические поражения центральной нервной системы в пренатальном и натальном периоде развития ребенка. По мнению В. А. Ковшикова (1985), синдром алалии обусловлен поражением ряда корковых отделов головного мозга, что затрудняет образование в нем межсистемных связей, необходимых для формирования языковых способностей. В этиологии алалии имеют место те же факторы, что и при ДЦП. На протяжении первых десятилетий XX века в логопедии преобладало мнение, что дети с алалией либо вообще не имеют экспрессивной речи до пятилетнего возраста, либо имеют крайне ограниченный словарный запас, не отягощенный грамматикой. Вместе с тем считалось, что при специальном обучении такие дети не просто начинают говорить, но даже способны к быстрому овладению речью. В связи с этим появились выражения «выход из алалии» и даже «бурный выход из алалии, сопровождающийся заиканием». В 60-х годах в работах В. К. Орфинской, Р. Е. Левиной проводится мысль о том, что, когда ребенок с алалией начинает говорить, он все равно остается «ребенком с алалией». Развитие его лингвистической системы носит специфический характер, и это отражается не столько в количестве, сколько в качестве речи. Анализируя речь детей с алалией, В. К. Орфинская выделила десять форм. В каждой форме характер недоразвития языковой системы был сопоставлен с расстройством тех или иных компонентов психической деятельности. Можно говорить о применении нейрофизиологического подхода, положительно зарекомендовавшего себя к тому времени в афазиологии, но практически не применявшегося в отношении детей. В. К. Орфинская писала, что при одних формах алалии языковая система нарушается первично, а при других — вторично. Кроме того, она считала, что в каждой форме есть наиболее слабое звено, которое первично нарушается и влечет за собой недоразвитие остальных лингвистических компонентов. К первичному недоразвитию языковой системы были отнесены три моторные формы, обусловленные органическими расстройствами речедвигательного анализатора, и три сенсорные формы, обусловленные органическими расстройствами речеслухового анализатора. Среди моторных алалий В. К. Орфинская выделяла: • форму с первичным недоразвитием фонетической системы вследствие артикуляторной апраксии, где наиболее слабым звеном является способность к овладению звукопроизношением; • форму с первичным недоразвитием фонематического анализа. У таких детей преобладают пропуски и перестановки звуков; • форму с первичным недоразвитием морфологической системы. Основная проблема выражается в нарушениях словообразования. Сенсорные алалии В. К. Орфинская разграничивала на: • форму с первичным нарушением фонематического анализа слов; • форму с первичным нарушением слуховой дифференциации близких по звучанию звуков; • форму с неизбирательным и неравномерным недоразвитием всех языковых систем вследствие нарушения слуховой дифференциации звуковых рядов. Можно заметить, что В. К. Орфинская при лингвистическом анализе алалии видела первопричину недоразвития речи в расстройствах формирования фонетико-фонематической системы, так как развитие этой системы имеет непосредственное отношение к анализаторам. Хотя она и выделяла среди моторных алалий форму с первичным недоразвитием морфологической системы, но, по мысли автора, морфологические парадигмы и начальная грамматика целиком определяются фонематическим развитием (В. К. Орфинская писала, что первая парадигма типа «иду — иди» усваивается исключительно благодаря восприятию оппозиции конечной гласной фонемы). При этом В. К. Орфинская считала, что лингвистическая система может развиваться неблагополучно не только вследствие дефектов функций анализаторов, но и при расстройствах связей между анализаторами. Эта мысль легла в основу выделения еще двух форм: • сенсомоторной амнестической формы, обусловленной нарушением связи речедвигательного и слухового анализатора. (Избирательное недоразвитие фонематической системы при этом выражается в ошибках при повторении.); • сенсорной амнестической формы, обусловленной нарушением связи между слуховым и зрительным анализаторами. (Ведущим является недостаточное использование фонем в их смыслоразличительной функции, следствием чего является недоразвитие фонематической системы речи и грамматической системы словоизменения.) Недоразвитие лексико-грамматического строя речи, по мысли В. К. Орфинской, всегда вторично по отношению либо к недоразвитию фонетико-фонематической системы (см. вышеуказанные формы), либо по отношению к неречевым агностико-апраксическим расстройствам. В Качестве таковых выступают избирательные расстройства деятельности двигательного или зрительного анализаторов. Соответственно были выделены еще две формы алалии: • синтаксическая алалия, обусловленная избирательной неполноценностью двигательного анализатора. (Идея заключается в том, что вследствие моторной неполноценности нарушается анализ воспринимаемого по пространственным и временным параметрам, что приводит к расстройствам грамматического строя речи.); • оптическая алалия, при которой неполноценность зрительного анализатора находит свое отражение в проблемах овладения лексикой. С современных позиций попытка соотнести развитие отдельных лингвистических компонентов с недоразвитием локальных участков мозга представляется недостаточно корректной, так как грамматические структуры значительно больше ассоциированы с мышлением, нежели с работой анализаторов, но для середины XX века такой подход был перспективным. Сама идея дифференцированного анализа речи детей с алалией и образец такого анализа были крайне важны, тем более что в этом образце были показаны взаимосвязи между отдельными лингвистическими компонентами и проведены разграничения между функциями фонематической системы. Р.Е.Левина предложила иной подход к анализу устной речи детей с алалией. Подчеркивая системный характер недоразвития речи при этом расстройстве, она писала, что при алалии ребенок последовательно проходит 3 уровня: уровень отсутствия речи, или однословной речи, уровень фразовой речи и уровень связной речи. Наиболее позитивным было то, что Р. Е.Левина выдвинула идею о необходимости перехода от изучения алалии к изучению ребенка с алалией. Впервые в отечественной логопедии были продемонстрированы основы анализа структуры психического развития ребенка с патологией речи. В дальнейшем анализ структуры психического развития детей с патологией речи привел к образованию понятия «общее недоразвитие речи» как состояния недоразвития всех лингвистических компонентов любой этиологии с любыми патогенетическими механизмами. Такой симптомологический подход существенно упростил организацию логопедической помощи детям, но не способствовал изучению алалии. Более того, в современной логопедической практике распространено противопоставление алалии и общего недоразвития речи, но это лежит уже за пределами классического наследия. Несмотря на то, что начало лингвистического изучения алалии было положено в трудах В. К. Орфинской и Р. Е. Левиной, их взгляды на механизмы речевой патологии лежали в русле психофизиологической концепции. В соответствии с данной концепцией, каждый симптом речевой недостаточности так или иначе должен быть связан с неполноценностью функции тех или иных участков головного мозга, в основном анализаторов. Семантический уровень речевой функции в психофизиологической концепции не рассматривается, а языковой представлен как целиком зависящий от сенсомоторного инструментального.
|
|||
|