Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общий анамнез 4 страница



Четвертый уровень — лепет. Лепет характеризуется бедностью и представляет собой сочетание губных с нечетки­ми гласными звуками. Аутоэхолалии выражены слабо. Дети хорошо понимают обращенную речь, но собственная речевая активность низкая. В общении с окружающими используют жесты, мимику. Значительно возрастает познавательная ак­тивность, в связи с чем активируется процесс спонтанной компенсации сенсорной недостаточности. Возрастает двига­тельная активность. Дети могут сидеть в специальном стуле, держать голову, брать игрушки и манипулировать ими. При помощи взрослых могут стоять и переступать у опоры. Неко­торые дети могут самостоятельно сидеть.

Таким образом, можно говорить о дефиците как сенсор­ной, так и моторной базы развития фонематической системы.

У дошкольников с ДЦП формирование фонетической систе­мы речи может осложняться из-за моторных проблем во всех от­делах периферического речевого аппарата. Недостаточное функ­ционирование мышц дыхательного, глоточного и артикуляцион­ного отделов, а также дискоординация их работы играют свою роль в формировании произношения. Специфика произноше­ния определяется следующими моторными проблемами: - Слабая или неправильная подача воздушной струи. Роль дыхательного отдела является одной из определяющих, так как воздушная струя является генератором звука. Ее дефи­цит может повлиять на произношение любых звуков, но особенно — на произношение переднеязычных щелевых согласных и вибрантов. При недостатке воздуха для обра­зования шума в щели в передних отделах ротовой полости шум может образовываться в средней ее части. При этом соответственно воздушная струя направляется в щель между боковым краем языка и щекой. В таких случаях боковое произношение носит избирательный характер

и распространяется только на свистящие и шипящие зву­ки. Вибранты же, как правило, образуются велярным спо­собом в заднем отделе ротовой полости, т. е. там, где есть достаточная воздушная струя.

- Нарушения управления работой мышц небно-глоточного кольца отражаются в более или менее выраженной наза­лизации ротовых звуков, причем обычно интенсивность назализации вариативна у одного и того же ребенка.

- Повышенная саливация всегда сопровождает дискинезию в оральной области. Излишки слюны во рту создают ха­рактерные дополнительные призвуки, искажающие звуча­ние речи.

- Большинство фонематических признаков связано с разли­чиями в конфигурации языка и губ при произношении звуков. Недостаточное управление работой мышц языка и губ приводит к многочисленным искажениям звукопроизношения.

Нарушения в развитии фонетической системы языка могут быть связаны и с отклонениями в строении органов артику­ляции, т.е. проявляться по типу органической дислалии. У де­тей с ДЦП патология внутриутробного развития может нахо­дить свое выражение и в отклонениях в строении артикуля­ционного аппарата (по данным К. Стока, 50% детей имеют аномалии). При этом различные отклонения часто комбини­руются. Наличие патологии строения артикуляционного аппа­рата не является фатальным для формирования произноше­ния, так как и в этом случае вступают в силу механизмы компенсации. Однако эти отклонения могут осложнять разви­тие всей фонетико-фонематической системы.

Формирование фонематической системы речи у многих детей с ДЦП осуществляется искаженно. По нашим экспери­ментальным данным, у 69% дошкольников с ДЦП наблюда­ются нарушения дифференциации звуков на слух. Из них 69% не различают фонемы по одному признаку, остальные — по 2—5 признакам. Наибольшие затруднения вызывает диффе­ренциация свистящих и шипящих, твердых и мягких, дрожа­щих — плавных, аффрикатов и звуков, входящих в их состав.

В таких условиях ребенок не имеет необходимого эталона правильного произношения.

Из работ В. И. Бельтюкова известно, что недостаточно разви­тый речедвигательный анализатор оказывает тормозящее влия­ние на развитие речеслухового анализатора. Ребенок может вос­принимать собственное произношение как правильное и теряет стимул к совершенствованию своей речи.

Представленное во второй главе сопоставление онтогенеза лингвистической системы речи в норме и при ДЦП демон­стрирует, что для дошкольников с ДЦП характерно отставание в развитии всех компонентов языка. В то же время материала для сравнительного анализа явно недостаточно.

Учет нормального онтогенеза речи позволяет объективно оценить ход развития речи у ребенка с ДЦП. Отдельные не­достатки, фиксируемые специалистами у таких детей, нередко оказываются характерными и для речи детей с нормальным развитием в том же возрасте, но, может быть, они выражены в большей степени или имеют большую стойкость. Знание специфических отклонений в развитии речи позволяет учиты­вать риск их появления на более ранней стадии и соответст­венно организовать профилактическую работу.

Глава III

Патология речи у детей с ДЦП

Факторы, определяющие патологию речи при ДЦП

О распространенности нарушений речи при ДЦП сущест­вуют разные мнения. Большинство специалистов, не работав­ших с данным контингентом детей, убеждены, что патология речи, а именно дизартрия, всегда сопутствует этому заболева­нию. Однако уже в 1956 году Виола Кардвел писала, что ре­чевая патология имеет место в 73% случаев.

К. А. Семенова отмечает, что частота расстройств речи за­висит от формы паралича. Так, при спастической диплегии у 70% детей диагностируются дизартрии, реже встречается мо­торная алалия, при гемипаретической форме 25—35% детей имеют те же расстройства речи, при гиперкинетической форме дизартрия присутствует в 90% случаев, при атонически-аста­тической форме — 60—75%, а при двойной гемиплегии всегда наблюдается тяжелая дизартрия или анартрия.

По данным нашего исследования, из 42 детей с разными формами ДЦП в возрасте от 5,5 до 7,5 лет у 14 человек (-33%) уровень развития лексико-грамматической системы речи со­ответствовал возрасту, у 21 ребенка (50%) наблюдалось общее недоразвитие речи третьего уровня, у 7 детей (-17%) — вто­рого уровня. При этом преобладала задержка развития речи, а не алалия. Звукопроизношение было правильным у 7 детей (-17%), в двух случаях наблюдалась функциональная дислалия, у 33 детей (-79%) — дизартрия.

Большинство исследователей связывают нарушения речи самым непосредственным образом с ДЦП. Некоторые авторы пытаются все симптомы речевых нарушений обусловить пато­логией движений в артикуляционном аппарате. Такой подход является несколько односторонним, так как патология речи при ДЦП может иметь и традиционную этиологию, не зави­сящую от моторных расстройств или связанную с ними лишь опосредованно.

Учитывая разнообразие нарушений речи при ДЦП и слож­ную структуру данной патологии, можно представить, что раз­витие речи у этих детей во многом зависит от проявлений данного расстройства, но не во всем и не всегда. Так, на развитие речи при ДЦП оказывают влияние: - те же обстоятельства, которые вызывают патологию речи

у детей без ДЦП; - моторные нарушения в периферическом речевом аппарате. В зависимости от их распространенности, интенсивности и характера у детей развиваются разные формы дизартрии; - сенсорные расстройства, которые могут быть связаны с моторными нарушениями. Нарушения зрения, слуха и осязания, задержка в развитии перцепции отрицательно влияют на овладение лексикой и речью в целом; - частые отклонения в строении артикуляционного аппара­та, обусловленные внутриутробной патологией, которые могут являться механическим препятствием к овладению правильным произношением; - органические поражения ЦНС, затрагивающие не только моторные ее отделы. При наличии билатеральных деструк­ции в височных зонах и заднем ассоциативном комплексе возникают алалии; - социальные условия развития больного ребенка — позднее становление ситуативно-делового общения и предметно-практической деятельности, частичная изоляция от окру­жающих.

В свою очередь речевые расстройства также оказывают влияние на развитие ребенка с церебральным параличом. На­рушения произношения ограничивают общение с окружаю­щими или привносят в это общение специфический компо­нент. Алалии и задержки развития речи, помимо проблем в общении, отрицательно сказываются на развитии всей позна­вательной деятельности, так как перцепция без словесного опосредования носит менее обобщенный характер, ограниче­на словесная регуляция действий, возникают проблемы в раз­витии вербального интеллекта.

У дошкольников с церебральным параличом могут встре­чаться любые нарушения речи, известные в логопедии. В то же время есть ряд речевых расстройств, которые так же, как и ДЦП, обусловлены органическим поражением центральной нервной системы и поэтому встречаются особенно часто у этой категории детей. К таким нарушениям речи относятся дизартрия и алалия, которые представлены разными формами и выражены по-разному. Кроме того, дети с церебральным параличом часто имеют задержку развития речи, обусловлен­ную как биологическими, так и социальными факторами. Эти нарушения речи часто комбинированы, что затрудняет их диаг­ностику и коррекцию.

Специфические расстройства двигательной сферы, влияющие на формирование речи

Формирование речи при ДЦП определяется в первую оче­редь основными симптомами и синдромами данного заболе­вания. Известно, что «ядерным» синдромом данного заболе­вания является патология рефлекторного развития. У такого ребенка неправильно развиваются безусловные рефлексы, и это влияет на развитие моторики.

Большинство безусловных рефлексов при нормальном раз­витии исчезает на первом году жизни. На смену им приходят установочные рефлексы, позволяющие человеку овладеть про­извольными движениями и позами. При ДЦП безусловные рефлексы часто появляются с опозданием и, не исчезая, пре­пятствуют образованию нормальных моторных схем. Нереду­цированные рефлексы в искаженном виде становятся доба­вочными компонентами движений, в связи с чем движения приобретают нерациональный и неестественный характер. Автоматизированные неправильные моторные схемы не толь­ко затрудняют деятельность ребенка, но и отрицательно вли­яют на все психофизическое развитие.

Для понимания того, как ребенок с ДЦП овладевает произ­ношением, наибольшее значение имеет анализ развития ораль­ных рефлексов и оральной моторики на первом году жизни ре­бенка.

Оральные рефлексы относятся к важнейшим врожденным рефлексам, обеспечивающим жизнедеятельность организма. Оральные рефлексы можно разграничить на:

• рефлексы, обеспечивающие акт сосания;

• поперечный рефлекс, способствующий жеванию;

• выталкивающие, или оборонительные, рефлексы;

• рефлексы взаимосвязи оральной области и руки.

К рефлексам, обеспечивающим акт сосания, относятся по­исковый, хоботковый, кусательный, сосательно-глотательный.

Поисковый рефлекс Куссмауля (рефлекс стороны све­та) выражается в том, что при прикосновении к щеке или губам младенца он поворачивает голову в сторону раздражи­теля. Хоботковый — проявляется в вытягивании губ в сто­рону раздражителя. Кусательный — выражается в схваты­вании челюстями предмета при прикосновении его к деснам. Сосательно-глотательный — является основным в этой системе рефлексов.

Известно, что движения сосания наблюдаются уже на 15-й неделе внутриутробного развития, но эффективное сосание появляется не раньше 32-й недели, а на 34—36-й неделе имеет место уже ритмичное сосание и глотание. Ритмичным соса­тельным движениям губ соответствуют такие же ритмичные движения языка. При этом кончик языка опущен, прижат к соску и принимает участие во всасывающих движениях губ, а средняя часть спинки языка поднята. Это необходимо для того, чтобы жидкость сначала попадала на язык, а затем уже перемещалась в глоточную область, не вызывая захлебывания. Устойчивое ритмичное сосание предполагает сочетание двух сосательных движений с двумя глотательными и одним-двумя дыхательными движениями.

Рефлексы, обеспечивающие акт сосания, необходимы ре­бенку до перехода на кормление с помощью ложки и чашки. При отсутствии данных рефлексов новорожденного приходит­ся кормить через зонд. Кормление из ложки и чашки стано­вится возможным на 3—4-м месяце жизни, и хотя сосание сохраняется, оно теряет непроизвольный рефлекторный ха­рактер, становится таким же управляемым движением, как жевание. Соответственно, эта группа рефлексов должна реду­цироваться к 3—4 месяцам. В том случае, когда редукции не происходит, а ребенок переходит к жеванию, у него образу­ются сосательно-жевательные синкинезии, при которых жева­тельные движения сопровождаются вытягиванием губ вперед и при опущенном кончике языка притягиванием передней части его спинки к небу. Такое жевание с открытым ртом сопровождается чмоканием и вытеканием пищи изо рта.

Патология оральных рефлексов может отрицательно вли­ять на формирование произношения и затруднять проведение логопедической работы. В том случае, когда рефлексы со­сания не редуцированы, любое движение губ может «запу­скать» сосательно-жевательную синкинезию, при которой су­женный кончик языка продвигается вперед, а средняя часть спинки языка поднимается. Соответственно возникают эф­фекты межзубности и палатализации. Особенно характерно проявление данной рефлекторной патологии при произноше­нии свистящих и шипящих звуков. В норме при произноше­нии свистящих и шипящих вытягивание губ усиливает звуча­ние за счет удлинения щели, через которую выходит воздуш­ная струя. В связи с этим окружающие обычно неосознанно фиксируют внимание ребенка на движениях губ при попытках помочь ему правильно произнести данные звуки. У ребенка с сосательно-жевательной синкинезией движения губ провоци­руют такую установку языка, при которой правильное произ­ношение свистящих и шипящих становится невозможным.

Проявления поискового, хоботкового, кусательного реф­лексов затрудняют проведение логопедической работы, осо­бенно — применение манипуляций во рту ребенка. Известно, что артикуляционный массаж, пассивная гимнастика органов артикуляции и установка артикуляционных поз с помощью рук, зондов или других приспособлений особенно эффектив­ны в постановке звуков при дизартрии. Все эти приемы прак­тически невозможно реализовать в отношении ребенка с оживленными рефлексами сосания.

Поперечный рефлекс появляется в возрасте 6—8 месяцев. Он способствует перемещению пищи во рту во время жевания и вы­ражается в том, что при раздражении боковой поверхности язы­ка последний движется по направлению к раздражителю. Пато­логическая активность данного рефлекса на одной стороне может приводить к избыточным боковым движениям кончика языка и провоцировать боковое произношение звуков.

Кашель и рвота относятся к выталкивающим, или оборони­тельным, рефлексам, проявляющимся с рождения и пожизнен­но. Как большинство безусловных рефлексов, заложенных филогенетически, они носят слабо дифференцированный ха­рактер и могут проявляться не только в физиологически оп­равданных ситуациях (отравление, раздражение трахеи и т. п.), но и в ситуациях эмоционального напряжения, отражая тем самым психофизиологическое стремление организма к само­обороне. С возрастом у человека формируется способность волевой регуляции данных рефлексов.

У детей с церебральным параличом кашель и рвота часто чрезмерно оживлены. Это может проявляться в покашливании во время речи, а также в проявлениях выталкивающих реф­лексов при попытках манипулировать во рту ребенка.

Назначение рефлексов взаимосвязи оральной области и руки в настоящее время до конца не выяснено. К данным рефлек­сам относятся хватательный рефлекс, рефлекс Бабкина и ладонно-ротовой.

Хватательный рефлекс связан с сосательным (при со­сании у младенца возникают хватательные движения). Реф­лекс Бабкина проявляется в том, что при нажиме на ос­нование ладони младенца его рот открывается, глаза закрыва­ются, а голова наклоняется вперед. Ладонно-ротовой (пальмоментальный) — выражается в том, что прикосновение к ладони вызывает сокращение мышц на подбородке.

В том случае, когда эти рефлексы не редуцированы, дви­жения рук провоцируют движения в оральной области и за­трудняют артикуляцию.

Исследования, проведенные К. Стока, показали, что наи­большей устойчивостью у детей с ДЦП обладают сосательно-глотательный и, в меньшей степени, кусательный рефлексы. Поисковый, хоботковый и ладонно-ротовой редуцируются быстрее.

Развитие артикуляции у детей с ДЦП осложняется и вслед­ствие патологии тонических рефлексов. Тонические рефлексы новорожденных — это разнообразные движения, связанные с изменением тонуса тех или иных мышц при изменениях по­ложения тела или прикосновении к разным его частям. К.А. Семенова перечисляет 10 тонических рефлексов, из ко­торых для логопедической работы существенны три: это лаби­ринтный тонический рефлекс, симметричный шейный тони­ческий рефлекс и асимметричный шейный тонический реф­лекс, которые в норме должны редуцироваться к 3 месяцам. Эти рефлексы определяют зависимость тонуса мышц тулови­ща и конечностей, а также шеи (что, собственно, и имеет значение для произношения) от положения тела и особенно головы в пространстве. Данные рефлексы в 2-месячном воз­расте должны уступить первому установочному рефлексу — лабиринтному рефлексу с головы на шею, благодаря которому ребенок начинает удерживать голову.

Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР) выражается в том, что в положении на спине у младенца проявляется напряже­ние разгибателей туловища и конечностей, а в положении на животе — повышение тонуса сгибателей. При вертикальном положении тела ребенка повышается тонус сгибателей нижних конечностей, в меньшей степени — разгибателей верхних ко­нечностей. По данным Е. М. Мастюковой, при проявлении ЛТР повышается мышечный тонус корня языка.

Симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР) прояв­ляется в том, что при наклоне головы вниз повышается тонус сгибателей верхних конечностей и разгибателей нижних. При закидывании головы назад повышается тонус разгибателей верхних конечностей и сгибателей нижних. Е. М. Мастюкова пишет, что СШТР повышает мышечный тонус спинки и кон­чика языка. Выраженное проявление рефлекса затрудняет ды­хание, голосообразование, произвольное открывание рта, про­движение языка вперед и вверх.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) обна­руживается в том, что при повороте головы в сторону со сто­роны лица рука полностью разгибается, а нога сгибается в тазобедренном и коленном суставах, а на противоположной стороне, наоборот, рука сгибается в локтевом суставе, а нога полностью разгибается. Е. М. Мастюкова отмечает, что АШТР вызывает асимметричное повышение тонуса в речевой муску­латуре, при этом тонус больше повышается на стороне, про­тивоположной повороту головы ребенка.

Исследованием К. Стока было обнаружено, что у детей с ДЦП нередуцированный лабиринтный тонический рефлекс встречается чаще, чем нередуцированные симметричный и асимметричный шейные тонические рефлексы.

Нарушения двигательной сферы при ДЦП не ограничи­ваются рефлекторной патологией. В оральной области, так же как и в общей моторике, наблюдаются расстройства тонуса мышц, гиперкинезы, атаксии, синкинезии, оральные автома­тизмы.

Расстройства тонуса мышц выражаются в гипертонусе (спастичности), гипотонусе (вялости) и дистонии (перемен­ном тонусе). Любые изменения тонуса ограничивают подвиж­ность мышц и могут проявляться как генерализованно, так и избирательно в разных отделах речевого аппарата. Соответст­венно они могут определять нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляции.

Гиперкинезы в оральной области проявляются преимуще­ственно в виде хореического и атетоидного. Они встречаются только у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. Гиперкинезы также могут проявляться во всех от­делах речевого аппарата. Во время гиперкинеза мышечные движения выходят из-под контроля, произношение при этом искажается или становится невозможным. Вследствие того, что гиперкинезы являются симптомом поражения подкорко­вой области, точнее, стриопаллидарной системы, для детей с такими симптомами характерны трудности автоматизации любых, особенно тонких, движений.

Атаксия характеризуется гиперметрией и нарушением ко­ординации движений. При атаксии характерны проблемы в управлении дыханием и голосом — интенсивность в начале фраз и ослабление к концу вследствие гиперметрии. Наруше­ния координации движений проявляются в недостаточном уп­равлении работой мягкого неба и, как следствие, наличием ринофонии, а также в асинхронности работы всех отделов речевого аппарата. Существенно затруднена автоматизация сложных движений.

Синкинезии — это добавочные содружественные движения. Они могут быть координационными — когда движение осу­ществляется нерационально, сопровождаясь лишними движе­ниями мышц соседних органов; имитационными — аналогич­ные добавочные движения другим органом; глобальными — проявляющимися в разных частях тела при любых попытках к движениям. В оральной области они проявляются в доба­вочных лишних артикуляционных движениях, которые иска­жают произношение.

Оральные автоматизмы — это насильственные движения в оральной области: смех, плач, стон, сосание, облизывание губ, причмокивание и т.д., являющиеся показателем стволо­вых нарушений. Оральные автоматизмы, так же как и гипер­кинезы, искажают произношение или вынуждают ребенка прерывать речь.

Моторные расстройства могут по-разному влиять на фор­мирование произношения в зависимости от своего характера, распространенности и интенсивности. Поскольку артикуля­ция практически любой фонемы очень вариабельна, это по­зволяет широко использовать возможности компенсации и воспроизводить фонемы при разной конфигурации артикуля­ционных органов. Однако процесс формирования артикуля­ционного праксиса затруднен вследствие недостаточно каче­ственной афферентации.

Алалия и задержка развития речи

Алалия — системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языковых единиц и правил их функционирования. При алалии наблюдаются выраженные затруднения в усвоении родного языка начиная с раннего воз­раста. Большинство детей с алалией лишь при специальном обучении овладевают речью, достигая при этом невысокого лингвистического уровня. Традиционно алалия разграничива­ется на две основные формы: моторную (экспрессивную) и сенсорную. При экспрессивной алалии в основе недоразвития речи лежит нарушение механизма перевода мысли в речь. При сенсорной алалии грубо нарушено распознавание лингвистиче­ских единиц, в связи с чем затруднено понимание речи и ее развитие в целом.

Алалию вызывают органические поражения центральной нервной системы в пренатальном и натальном периоде раз­вития ребенка. По мнению В. А. Ковшикова (1985), синдром алалии обусловлен поражением ряда корковых отделов голов­ного мозга, что затрудняет образование в нем межсистемных связей, необходимых для формирования языковых способно­стей. В этиологии алалии имеют место те же факторы, что и при ДЦП.

На протяжении первых десятилетий XX века в логопедии преобладало мнение, что дети с алалией либо вообще не имеют экспрессивной речи до пятилетнего возраста, либо имеют край­не ограниченный словарный запас, не отягощенный граммати­кой. Вместе с тем считалось, что при специальном обучении такие дети не просто начинают говорить, но даже способны к быстрому овладению речью. В связи с этим появились выраже­ния «выход из алалии» и даже «бурный выход из алалии, сопро­вождающийся заиканием».

В 60-х годах в работах В. К. Орфинской, Р. Е. Левиной прово­дится мысль о том, что, когда ребенок с алалией начинает гово­рить, он все равно остается «ребенком с алалией». Развитие его лингвистической системы носит специфический характер, и это отражается не столько в количестве, сколько в качестве речи. Анализируя речь детей с алалией, В. К. Орфинская выделила де­сять форм. В каждой форме характер недоразвития языковой системы был сопоставлен с расстройством тех или иных компо­нентов психической деятельности. Можно говорить о примене­нии нейрофизиологического подхода, положительно зарекомен­довавшего себя к тому времени в афазиологии, но практически не применявшегося в отношении детей.

В. К. Орфинская писала, что при одних формах алалии языковая система нарушается первично, а при других — вто­рично. Кроме того, она считала, что в каждой форме есть наиболее слабое звено, которое первично нарушается и влечет за собой недоразвитие остальных лингвистических компонен­тов. К первичному недоразвитию языковой системы были от­несены три моторные формы, обусловленные органическими расстройствами речедвигательного анализатора, и три сенсор­ные формы, обусловленные органическими расстройствами речеслухового анализатора.

Среди моторных алалий В. К. Орфинская выделяла: • форму с первичным недоразвитием фонетической системы

вследствие артикуляторной апраксии, где наиболее слабым

звеном является способность к овладению звукопроизношением;

• форму с первичным недоразвитием фонематического ана­лиза. У таких детей преобладают пропуски и перестановки звуков;

• форму с первичным недоразвитием морфологической систе­мы. Основная проблема выражается в нарушениях словооб­разования.

Сенсорные алалии В. К. Орфинская разграничивала на:

• форму с первичным нарушением фонематического анализа слов;

• форму с первичным нарушением слуховой дифференциации близких по звучанию звуков;

• форму с неизбирательным и неравномерным недоразвитием всех языковых систем вследствие нарушения слуховой диф­ференциации звуковых рядов.

Можно заметить, что В. К. Орфинская при лингвистиче­ском анализе алалии видела первопричину недоразвития речи в расстройствах формирования фонетико-фонематической системы, так как развитие этой системы имеет непосредствен­ное отношение к анализаторам. Хотя она и выделяла среди моторных алалий форму с первичным недоразвитием морфо­логической системы, но, по мысли автора, морфологические парадигмы и начальная грамматика целиком определяются фонематическим развитием (В. К. Орфинская писала, что пер­вая парадигма типа «иду — иди» усваивается исключительно благодаря восприятию оппозиции конечной гласной фонемы). При этом В. К. Орфинская считала, что лингвистическая сис­тема может развиваться неблагополучно не только вследствие дефектов функций анализаторов, но и при расстройствах свя­зей между анализаторами. Эта мысль легла в основу выделе­ния еще двух форм:

• сенсомоторной амнестической формы, обусловленной нару­шением связи речедвигательного и слухового анализатора. (Избирательное недоразвитие фонематической системы при этом выражается в ошибках при повторении.);

• сенсорной амнестической формы, обусловленной наруше­нием связи между слуховым и зрительным анализаторами. (Ведущим является недостаточное использование фонем в их смыслоразличительной функции, следствием чего является недоразвитие фонематической системы речи и грамматиче­ской системы словоизменения.)

Недоразвитие лексико-грамматического строя речи, по мысли В. К. Орфинской, всегда вторично по отношению либо к недоразвитию фонетико-фонематической системы (см. вы­шеуказанные формы), либо по отношению к неречевым агностико-апраксическим расстройствам. В Качестве таковых выступают избирательные расстройства деятельности двига­тельного или зрительного анализаторов. Соответственно были выделены еще две формы алалии:

• синтаксическая алалия, обусловленная избирательной не­полноценностью двигательного анализатора. (Идея заключа­ется в том, что вследствие моторной неполноценности нару­шается анализ воспринимаемого по пространственным и временным параметрам, что приводит к расстройствам грам­матического строя речи.);

• оптическая алалия, при которой неполноценность зритель­ного анализатора находит свое отражение в проблемах овла­дения лексикой.

С современных позиций попытка соотнести развитие от­дельных лингвистических компонентов с недоразвитием ло­кальных участков мозга представляется недостаточно коррект­ной, так как грамматические структуры значительно больше ассоциированы с мышлением, нежели с работой анализаторов, но для середины XX века такой подход был перспективным. Сама идея дифференцированного анализа речи детей с ала­лией и образец такого анализа были крайне важны, тем более что в этом образце были показаны взаимосвязи между отдель­ными лингвистическими компонентами и проведены разгра­ничения между функциями фонематической системы.

Р.Е.Левина предложила иной подход к анализу устной речи детей с алалией. Подчеркивая системный характер недо­развития речи при этом расстройстве, она писала, что при алалии ребенок последовательно проходит 3 уровня: уровень отсутствия речи, или однословной речи, уровень фразовой речи и уровень связной речи. Наиболее позитивным было то, что Р. Е.Левина выдвинула идею о необходимости перехода от изучения алалии к изучению ребенка с алалией. Впервые в отечественной логопедии были продемонстрированы основы анализа структуры психического развития ребенка с патоло­гией речи.

В дальнейшем анализ структуры психического развития детей с патологией речи привел к образованию понятия «общее недоразвитие речи» как состояния недоразвития всех лингвистических компонентов любой этиологии с любыми па­тогенетическими механизмами. Такой симптомологический подход существенно упростил организацию логопедической помощи детям, но не способствовал изучению алалии. Более того, в современной логопедической практике распространено противопоставление алалии и общего недоразвития речи, но это лежит уже за пределами классического наследия.

Несмотря на то, что начало лингвистического изучения алалии было положено в трудах В. К. Орфинской и Р. Е. Леви­ной, их взгляды на механизмы речевой патологии лежали в русле психофизиологической концепции. В соответствии с данной концепцией, каждый симптом речевой недостаточно­сти так или иначе должен быть связан с неполноценностью функции тех или иных участков головного мозга, в основном анализаторов. Семантический уровень речевой функции в психофизиологической концепции не рассматривается, а язы­ковой представлен как целиком зависящий от сенсомоторного инструментального.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.