Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 19 страница



— Да, так.

— Но мы уже разобрали причину бесполезности по­рядочных людей.

— Полностью разобрали.

— Хочешь, мы разберем после этого причину неиз­бежной порочности большинства и по мере сил попы­таемся доказать, что и здесь виновата не философия? в

— Конечно, хочу.

— Так давай будем слушать и отвечать, удерживая в памяти наше исходное положение относительно при^ родных свойств человека, необходимых, чтобы он был безупречным. Если помнишь, он прежде всего должен 490 руководствоваться истиной, добиваться ее всевозмож­ными средствами, а пустомеля никоим образом не мо­жет быть причастен к истинной философии.

— Да, мы так утверждали.

— Уже одно только это положение резко противоре­чит нынешним представлениям об этих вещах.

— Да, в высшей степени.

— Так разве не будет уместно сказать в защиту на­шего взгляда, что человек, имеющий прирожденную склонность к знанию, изо всех сил устремляется к под­линному бытию? Он не останавливается на множестве вещей, лишь кажущихся существующими, но непре- h станно идет вперед, и страсть его не утихает до тех пор, пока он не коснется самого существа каждой вещи тем

в своей душе, чему подобает касаться таких вещей, а по­добает это родственному им началу. Сблизившись по­средством него и соединившись с подлинным бытием, породив ум и истину, он будет и познавать, и по истине жить, и питаться, и лишь таким образом избавится от бремени, но раньше — никак.

' — Да, такая защита была бы крайне уместна.

— Что же? Будет ли уделом такого человека любовь к лжи или же, как раз наоборот, ненависть к ней?

— Ненависть.                                                            •

— Раз его ведет истина, я думаю, мы никогда не ска­жем, что ее сопровождает хоровод зол.

— Как можно!

— Но скажем, что ее сопровождает здоровый и спра-


ведливый нрав, а вслед за ним — рассудительность.

— Верно.

— А хоровод остальных свойств человека, обладаю­щего философским складом? Впрочем, к чему сызнова его строить — ты ведь помнишь, что в него должны вхо­дить мужество, великодушие, понятливость, память. Ты

а возразил мне, что всякий должен согласиться с тем, что мы говорим, оставив, однако, в стороне рассуждения и вместо того наблюдая тех, о ком идет речь; всякий сказал бы также, что среди них он видит и бесполезных, и во многих случаях даже совсем негодных людей. Рассмат­ривая причину этой их дурной славы, мы и столкнулись сейчас с вопросом, почему многие из них никчемны, и ради этого мы снова принялись разбирать природные свойства подлинных философов и были вынуждены оп­ределять их.

• — Да, это так.

— Да, надо присмотреться к порче такой натуры, к тому, как она гибнет у многих, а у кого хоть что-ни­будь от нее остается, тех считают пусть не дурными, но все же бесполезными. Затем надо рассмотреть свойства

491 тех, кто нм подражает и берется за их дело, — у таких на­тур много бывает промахов, так как они недостойны за­ниматься философией и это им не под силу; из-за них-то и закрепилась за философией и всеми философами по­всюду та слава, о которой ты говоришь.

— А о какой порче ты упомянул?

— Попытаюсь разобрать это, если смогу. Я думаю, всякий согласится с нами, что такой человек, который обладал бы всем, что мы от него требуем для того, чтобы

ь он стал совершенным философом, редко рождается сре­ди людей — только как исключение. Или ты так не счи­таешь?

— Я вполне с тобой согласен.

— Таких людей мало, но зато посмотри, как много существует для них чрезвычайно пагубного.

— А что именно?

— Всякий до крайности удивится, если услышит, что каждое свойство, которое мы одобряли в подобных людях, оно-то как раз и губит душу, им обладающую, и отвлекает ее от философии: я имею в виду мужество, рассудительность — вообще все, что мы разбирали.

— Да, это странно слышать!

« — А кроме того, губят и отвлекают ее и все так назы­

ваемые блага: красота, богатство, телесная сила, влия-


тельное родство в государстве и все, что с этим связано. Вот тебе в общих чертах то, что я имею в виду.

— Понимаю, но с удовольствием ознакомился бы подробнее с твоим взглядом.

— Охвати его как должно в целом, и станет вполне ясным и вовсе не странным все ранее сказанное об этом предмете.

— Как ты посоветуешь это сделать?

— Относительно всякого семени или зародыша рас- d тения или животного мы знаем, что, лишенные подобаю­щего им питания, климата и места, они тем больше теря­ют в своих свойствах, чем мощнее они сами: ведь плохое более противоположно хорошему, чем нехорошему.

— Конечно.

— Есть ведь разумное основание в том, что при чуж­дом ей питании самая совершенная природа становится хуже, чем посредственная.

— Да, есть.

— Так не скажем ли мы, Адимант, точно так же, что е и самые одаренные души при плохом воспитании стано­вятся особенно плохими? Или ты думаешь, что великие преступления и крайняя испорченность бывают следст­вием посредственности, а не того, что пылкая натура ис­порчена воспитанием? Но ведь слабые натуры никогда не будут причиной ни великих благ, ни больших зол.

— Я согласен с тобой.

— Если установленная нами природа философа по- 492 лучит надлежащую выучку, то, развиваясь, она непре­менно достигнет всяческой добродетели; но если она по­сеяна и растет на неподобающей почве, то выйдет как раз наоборот, разве что придет ей на помощь кто-нибудь из богов. Или и ты считаешь, подобно большинству, будто лишь немногие молодые люди испорчены софистами — некими частными мудрецами и только об этих молодых людях и стоит говорить? Между тем кто так говорит, они-то и являются величайшими софистами, в совершен- ь стве умеющими перевоспитывать и переделывать людей

на свой лад — юношей и стариков, мужчин и женщин.

— Кто же это делает?

— Те, кто густой толпой заседают в народных собра­ниях, либо в судах, или в театрах, в военных лагерях, наконец, на каких-нибудь иных общих сходках и с пре­великим шумом частью отвергают, частью одобряют чьи- либо выступления или действия, переходя меру и в том и в другом; они кричат, рукоплещут, и вдобавок их брань


е или похвала гулким эхом отражаются От скал в том мес­те, где это происходит, так что шум становится вдвое сильнее. В таких условиях что, как говорится, будет, по-твоему, у юноши на сердце? И какое воспитание, по­лученное частным образом, может перед этим устоять? Разве оно не будет смыто этой бранью и похвалой и уне­сено их потоком? Разве не признает юноша хорошим или постыдным то же самое, что они, или не станет занимать­ся тем же самым? Наконец, разве он не станет таким же сам?

d — Это совершенно неизбежно, Сократ.

— А между тем мы еще не упоминали о величайшей необходимости.

— Какой же?

— О той, которую с помощью дела прибавляют к слову эти самые воспитатели и софисты, когда их речь не убеждает. Или ты не знаешь, что ослушника они ка­рают лишением гражданских прав, денежными штрафа­ми, а то и смертной казнью?

— Да, люди весьма охотно прибегают к таким мерам.

— Найдется ли, по-твоему, тот софист, что их одо­леет? Или, может быть, их переубедят доводы частных лиц?

е — Думаю, нет.

— Да, нет. Даже и делать такую попытку было бы крайне безрассудно. Ведь не бывает, не бывало, да, по- моему, и не будет иного, противоположного отношения к добродетели у тех, кто получил воспитание от боль­шинства, то есть человеческое; однако для божественно­го воспитания, мой друг, мы, согласно пословице, делаем исключение7. Надо твердо знать: если при таком устрой-

493 стве государств сохраняется некий порядок, то, возводя его сохранение к божеству 8, ты не ошибешься.

— Да, мне кажется, что дело обстоит не иначе.

— Вдобавок убедись еще вот в чем...

— В чем же?

— Каждое из этих частных лиц, взи- Софмсты потакают мающих плату (большинство называ-

впепмям толпы ет их софистами и считает, будто их

искусство направлено против него), преподает не что иное, как те же самые взгляды большинства и мнения, выражаемые на собраниях, и называет это мудростью. Это все равно, как если бы кто-нибудь, ухаживая за огромным и сильным зверем, изучил его нрав и желания,


знал бы, с какой стороны к нему подойти, каким образом ь можно его трогать, в какую пору и отчего он свирепеет или успокаивается, при каких обстоятельствах привык издавать те или иные звуки и какие посторонние звуки укрощают его либо приводят в ярость. Изучив все это пу­тем обхождения с ним и длительного навыка, тот человек называет это мудростью и, как бы составив руководство, обращается к преподаванию, по правде сказать, не зная взглядов [большинства] и его вожделений — что в них прекрасно или постыдно, хорошо или дурно, справедли- е во или несправедливо, но обозначая перечисленное со­ответственно мнениям этого огромного зверя: что тому приятно, он называет благом, что тому тягостно — злом и не имеет никакого иного понятия об этом, но называет справедливым и прекрасным то, что необходимо. А на­сколько по существу различна природа необходимого и благого, он не видит и не способен показать это другому человеку. Скажи, ради Зевса, не странным ли показался бы тебе такой воспитатель?

— Мне — да.

— А чем же отличается от него тот, кто мудростью считает уже то, что он подметил, что не нравится, а что «г нравится собранию большинства самых различных лю­дей — будь то в живописи, музыке или даже в политике? Если, общаясь с ними, он выставляет напоказ свои поэ­тические или иные произведения либо свое служение го­сударству, он делает это большинство своим властели­ном сильнее, чем это вызывается необходимостью, и тог­да в силу так называемой Диомедовой нужды9 он выпол­няет то, что одобряет большинство. А действительно ли это хорошо или прекрасно — разве слышал ты когда- либо, чтобы кто-то из них отдавал себе в этом отчет и что­бы это не вызывало бы смеха?

— Думаю, что и никогда не услышу.                       •

— Так вот, учитывая все это, припомни то, о чем го­ворили мы раньше: возможно ли, чтобы толпа допускала и признавала существование красоты самой по себе, а не многих красивых вещей или самой сущности каждой ве- ш щи, а не множества отдельных вещей?

— Это совсем невозможно.

— Следовательно, толпе не присуще Алтагопвм быть философом, философа ■ толнм _ Цет^ не ПрИСущ0#

— И значит, те, кто занимается философией, неиз­бежно будут вызывать ее порицание.


— Да, неизбежно.

— Как и порицание со стороны тех частных лиц, ко­торые, общаясь с чернью, стремятся ей угодить.

— Это ясно.

— Исходя из этого, в чем ты усматриваешь спасе­ние для философской натуры, чтобы ей не бросать сво­его занятия и достичь своей цели? Решай на основании

ь того, о чем мы говорили раньше: мы признали, что такой натуре свойственны хорошие способности, памятли­вость, мужество и возвышенный образ мыслей.

— Да.

— И разве он не будет первым среди всех людей с малых лет, особенно если и телом он уродился таким, как душой?

— Почему бы ему и не быть таковым!

— А его близкие и сограждане захотят найти ему применение в своих делах, когда он подрастет?

— Как же иначе!

с — Значит, они будут докучать ему просьбами и ока­зывать ему почет, чтобы подольститься и заранее зару­читься его могущественным покровительством.

— Да, это часто бывает.

— Что же будет делать, по-твоему, подобный чело­век среди таких людей, особенно если он будет принад­лежать к числу граждан великого государства и будет в нем богатым и знатным, а к тому же статным и привле­кательным на вид? Не появятся ли у него необычные притязания? Не станет ли он считать себя способным

а распоряжаться делами и эллинов, и варваров и не зане­сется ли он высоко, преисполнившись высокомерия и пустой самонадеянности вопреки разуму?

— Все это более чем возможно.

— Если кто-нибудь, несмотря на такое его состоя­ние, спокойно подойдет к нему и скажет ему правду, то есть что ума у него нет, а не мешало бы его иметь, но что поумнеть можно, если только подчинить себя этой це­ли — приобретению ума,— легко ему будет, по-твоему, выслушать это среди стольких бед?

— Вовсе не легко.

— Если же кто-нибудь, хотя бы один человек, бла-

е годаря своей хорошей природе и близости к таким уче­ниям склонится на сторону философии, чувствуя к ней влечение, как, на наш взгляд, поступят в этом случае ее противники, понимая, что для них потеряна возмож­ность использовать его как союзника? Разве не прибег-


нут они к любым действиям и к любым доводам, чтобы переубедить его и чтобы его наставник не имел успеха? Разве не будут они строить козни и частным образом, и в общественном порядке, привлекая его к суду?

— Это неизбежно.                                                    495

— Так может ли статься, чтобы такой человек за­нимался философией?

— Не очень-то!

— Видишь, мы неплохо тогда сказали, что даже са­ми особенности философской натуры, когда она оказыва­ется в плохих условиях, бывают каким-то образом виной тому, что человек бросает этим заниматься; причиной бывают и так называемые блага — богатство и всякого рода обеспеченность.

— Это было правильно сказано.

— Вот в чем гибель и вот как велика, друг мой, порча лучших натур, предназначенных для благороднейшего ь занятия! И вообще-то подобные натуры редкость, как мы утверждаем. К их числу относятся и те люди, что причи­няют величайшее зло государствам и частным лицам,

и те, что творят добро, если их влечет к нему; мелкая же натура никогда не совершит ничего великого ни для частных лиц, ни для государства.

— Сущая правда.

— Когда, таким образом, от философии отпадают те люди, которым всего больше надлежит ею заниматься, с она остается одинокой и незавершенной, а сами они ве­дут жизнь и не подобающую, и не истинную. К филосо­фии же, раз она осиротела и лишилась тех, кто ей срод­ни, приступают уже другие лица, вовсе ее недостойные. Они позорят ее и навлекают на нее упрек в том, за что как раз и порицают ее, по твоим словам, ее хулители, го­воря, будто с ней имеют дело люди либо ничего не стоя­щие, либо же в большинстве своем заслуживающие все­го самого худшего.

— Действительно, так об этом и говорят.

— И правильно говорят. Ведь иные людишки чуть увидят, что область эта опустела, а между тем полна громких имен и показной пышности, тотчас же, словно <1 те, кто, спасаясь от тюрьмы, бежит в святилище, с радо­стью делают скачок прочь от ремесла к философии — особенно те, что половчее в своем ничтожном дельце. Хотя философия находится в таком положении, однако сравнительно с любым другим мастерством она все же гораздо больше в чести, что и привлекает к ней многих


людей, несовершенных по своей природе: тело у них по-' « калечено ремеслом и производством, да и души их слом­лены и изнурены грубым трудом; ведь это неизбежно.

— Да, именно так.

— А посмотреть, так чем они отличаются от разбога­тевшего кузнеца, лысого и приземистого, который не­давно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрел себе новый плащ и нарядился — ну прямо жених? Да он и со­бирается жениться на дочери своего господина, восполь­зовавшись его бедностью и беспомощностью.

49б — Ничем почти не отличаются.

— Что же может родиться от таких людей? Не бу­дет ли их потомство незаконнорожденным и негодным?

— Это неизбежно.

— Что же? Когда люди, недостойные воспитания, приближаясь к нему, ведут себя недостойно, какие, мо­жем мы ожидать, родятся тогда намерения и мнения? Поистине они не заслуживают называться мудростью, поскольку в них нет ни подлинности, ни мысли.

— Совершенно верно.

— Остается совсем малое число людей, Адимант, ь достойным образом общающихся с философией10: это

либо тот, кто, подвергшись изгнанию, сохранил как чело­век, получивший хорошее воспитание, благородство сво­ей натуры — а раз уж не будет гибельных влияний, он, естественно, и не бросит философии,— либо это человек великой души, родившийся в маленьком государстве: де­лами своего государства он презрительно пренебрежет. Обратится к философии, пожалуй, еще и небольшое чис­ло представителей других искусств: обладая хорошими природными задатками, они справедливо пренебрегут своим прежним занятием. Может удержать и такая узда, с как у нашего приятеля Феага11: у него решительно все клонилось к тому, чтобы отпасть от философии, но при­сущая ему болезненность удерживает его от обществен­ных дел. О моем собственном случае — божественном знамении12 — не стоит и упоминать: такого, пожалуй, еще ни с кем раньше не бывало.

Все вошедшие в число этих немногих, отведав фило­софии, узнали, какое это сладостное и блаженное достоя­ние; они довольно видели безумие большинства, а также и то, что в государственных делах никто не совершает, можно сказать, ничего здравого и что там не найти себе d союзника, чтобы с ним вместе прийти на помощь право­му делу и уцелеть. Напротив, если человек, словно очу-


тившись среди зверей, не пожелает сообща с ними тво­рить несправедливость, ему не под силу будет управить­ся одному со всеми дикими своими противниками, и, прежде чем он успеет принести пользу государству или своим друзьям, он погибнет без пользы и для себя, и для других. Учтя все это, он сохраняет спокойствие и делает свое дело, словно укрывшись за стеной от пыли, подня­той ураганом. Видя, что все остальные преисполнились беззакония, он доволен, если проживет здешнюю жизнь чистым от неправды и нечестивых дел, а при исходе жизни отойдет радостно и кротко, уповая на лучшее.

Значит, он отходит, достигнув немалого!

— Однако все же не до конца достигнув того, что он мог, так как государственный строй был для него непод­ходящим. При подходящем строе он и сам бы вырос и, сохранив все свое достояние, сберег бы также и общест­венное.

Так вот насчет философии — из-за чего у нее такая дурная слава (а между тем это несправедливо),— по- моему, уже сказано достаточно, если у тебя нет других замечаний.

— Я ничего не могу к этому добавить. Но какое из существующих теперь государственных устройств ты считаешь для нее подобающим?

— Кет такого. На это-то я и сетую, что ни одно из нынешних государст­венных устройств недостойно натуры философа. Такая натура при них из­вращается и меняет свой облик. По­добно тому как иноземные семена, пе­ресаженные на чуждую им почву, теряют свою силу и приобретают свойство местных растений, так и подобные натуры в настоящее время не осуществляют своих воз­можностей, приобретая чуждый им склад. Но стоит та­кой натуре очутиться в государстве, превосходно устро­енном, как и она сама,— вот тогда-то и обнаружится, что она и в самом деле божественна, всё же прочее — другие натуры и другие занятия — не более как челове­ческое.

Очевидно, после этого ты спросишь, что это за госу­дарственный строй.

— Ты не угадал. Я собирался спросить не так, а вот как: другой ли это строй или же тот самый, который мы разбирали, основывая наше государство?

— В общем это он. Ведь и тогда было сказано, что


Способы избежать неверного применения философии

в государстве

е — Однако наше доказательство лишь тогда будет до­ведено до конца, если и это станет очевидным.

— Препятствием будет служить не отсутствие жела­ния, а разве что недостаток сил. Ты сейчас сам увидишь мое усердие: посмотри, как я настойчив и как отважно я решаюсь сказать, что государство должно приниматься за это дело совсем противоположным образом, чем те­перь.

— А как?

— В настоящее время если кто и касается филосо- 498 фии, так это подростки, едва вышедшие из детского воз­раста: прежде чем обзавестись домом и заняться делом, они, едва приступив к труднейшей части философии, бросают ее, в то же время изображая из себя знатоков; труднейшим же я нахожу в ней то, что касается доказа­тельств. Впоследствии если по совету других — тех, кто занимается философией,— они пожелают стать их слу­шателями, то считают это великой заслугой, хоть и пола­гают, что заниматься этим надо лишь между прочим. А к старости они, за немногими исключениями, угасают

ь скорее, чем Гераклитово солнце14, поскольку никогда уже не загораются снова.

— А как же надо заниматься философией?

— Совершенно иначе. Подростки и мальчики дол­жны получать воспитание и изучать философию соот­ветственно их юному возрасту, непрестанно заботясь о своем теле, пока они растут и мужают; философии это будет в помощь. С возрастом, когда начнет совершенст­воваться их душа, они должны напряженно ее упраж­нять. Когда же их сила иссякнет и не по плечу будут им

с гражданские и воинские обязанности, тогда наконец на-


ступит для них приволье: ничем иным они не будут за­ниматься, разве что между прочим, коль скоро они на­мерены вести блаженную жизнь, а скончавшись, доба­вить к прожитой жизни подобающий потусторонний удел.

— Правду сказать, Сократ, ты, по-моему, говоришь с увлечением, однако, думаю я, большинство слушате­лей, начиная с Фрасимаха, с еще большим увлечением стали бы тебе возражать: ведь ты их ни в чем не убедил.

— Не ссорь меня с Фрасимахом; мы только что стали друзьями, да и раньше не были врагами. Я не оставлю а неиспробованным ни одного средства, пока мне не удаст­ся убедить и его, и остальных или пока я не принесу им хоть какой-нибудь пользы в той их жизни, когда, вновь родившись, они опять столкнутся с подобными вопро­сами.

— Ненадолго же ты загадываешь, нечего сказать!

— Это ничтожный срок в сравнении с вечностью.

А что большинство людей не верит словам другого, это не диво. Ведь они никогда не видали того, о чем мы сей­час говорим, для них все это какие-то фразы, умышленно подогнанные друг к другу, а не положения, вытекающие, е как сейчас, само собой одно из другого. Да и человека, который был бы равен или подобен самой добродетели, который в пределах возможного достиг бы совершенства

в деле и слове и владычествовал бы в государстве подоб­ного рода, они никогда не видели — ни одного, ни мно- 499 гих таких людей. Или, думаешь ты, случалось им видеть?

— Ни в коем случае.

— Да и не довелось им, мой милый, стать благодар­ными слушателями прекрасных и благородных рассуж­дений, усердно и всеми средствами доискивающихся истины ради познания и ничего общего не имеющих с чванными препирательствами ради славы или из-за со­перничества в судах и при личном общении.

— Да, таких рассуждений они не слыхали.

— Вот почему, хотя мы и тогда предвидели это и это­го опасались, все же, влекомые истиной, мы говорили, ь что ни государство, ни его строй, так же как и отдельный человек, не станут никогда совершенными, пока не воз­никнет некая необходимость, которая заставит этих не­многочисленных философов — людей вовсе не дурных, хотя их и называют теперь бесполезными,— принять на себя заботу о государстве, желают ли они того или нет (и государству придется их слушаться); или пока по ка-


— Если для людей выдающихся в философии возникала когда-либо в беспредельности минувшего или су­ществует ныне необходимость взять на себя заботу о государстве — в какой-либо варварской местности, далеко, вне нашего кругозора — или если та­кая необходимость возникнет впоследствии, мы готовы упорно отстаивать взгляд, что в этом случае был, есть или будет осуществлен описанный нами государствен­ный строй, коль скоро именно эта Муза оказывается вла­дычицей государства. Осуществление такого строя впол­не возможно, и о невозможном мы не говорим. А что это трудно, признаем и мы.

 

И я с этим согласен.

— Но ты скажешь, что большинство с этим все-таки не согласно.

— Пожалуй.

Милый мой, не стоит так уж винить большинство. Оно переменит свое мнение, если ты без резкостей, мяг­ко опровергнешь дурную славу любви к познанию, пока­жешь, каковы, по-твоему, философы, и определишь их природу и занятие, чтобы большинство не думало, будто ты говоришь о тех, кого оно само считает философами. [Если оно так взглянет на них, право же, ты скажешь, что у него составилось уже другое мнение и оно по-дру­гому о них отзывается.] Уж не думаешь ли ты, что кто- нибудь станет сердиться на того, кто не зол, и завидовать тому, кто не завистлив, как раз за то, что он независтлив и добродетелен? Предвосхищаю твой ответ и скажу, что, по-моему, столь тяжелый нрав встречается у очень не­многих людей, большинству же не свойствен.

— Успокойся, я разделяю твой взгляд.

— А согласен ли ты и с тем, что виновниками не­расположения большинства к философии бывают те по­сторонние лица, которые шумной ватагой вторгаются ку­да не следует, поносят людей, проявляя к ним враждеб-


яость, и все время позволяют себе личные выпады — иначе говоря, ведут себя совершенно неподобающим для философов образом?

— Полностью согласен.

— Между тем, Адимант, тому, кто действительно на­правил свою мысль на бытие, уже недосуг смотреть вниз, на человеческую суету, и, борясь с людьми, преиспол- е няться недоброжелательства и зависти. Видя и созерцая нечто стройное и вечно тождественное, не творящее не­справедливости и от нее не страдающее, полное порядка

и смысла, он этому подражает и как можно более ему уподобляется. Или ты думаешь, будто есть какое-то средство не подражать тому, чем восхищаешься при об­щении?

— Это невозможно.

— Общаясь с божественным и упорядоченным, фи­лософ также становится упорядоченным и божествен- а ным, насколько это в человеческих силах. Оклеветать же можно все на свете.

— И даже очень.

— Так вот, если у философа возникнет необходи­мость позаботиться о том, чтобы внести в частный и об­щественный быт людей то, что он усматривает наверху, и не ограничиваться собственным совершенствованием, думаешь ли ты, что из него выйдет плохой мастер по части рассудительности, справедливости и всей вообще добродетели, полезной народу?

— Совсем не плохой.

— Но если люди поймут, что мы говорим о нем прав­ду, станут ли они негодовать на философов и выражать • недоверие нашему утверждению, что никогда, ни в коем случае не будет процветать государство, если его не на­чертят художники по божественному образцу?

— Раз поймут, то уже не будут негодовать. Но о ка­ком способе начертания ты говоришь? sot

— Взяв, словно доску, государство и нравы людей, онй сперва очистили бы их, что совсем нелегко. Но, как ты понимаешь, они с самого начала отличались бы от других тем, что не пожелали бы трогать ни частных лиц, ни государства и не стали бы вводить в государстве зако­ны, пока не получили бы его чистым или сами не сделали бы его таковым.

— Это верно.

— После этого, правда ведь, они сделают набросок государственного устройства?


— Как же иначе?

ь — Затем, думаю я, разрабатывая этот набросок, они пристально будут вглядываться в две вещи: в то, что по природе справедливо, прекрасно, рассудительно и так далее, и в то, каково же все это в людях. Смешивая и со­четая качества людей, они создадут прообраз человека, определяемый тем, что уже Гомер назвал боговидным и богоподобным свойством, присущим людям15.

— Это верно.

— И я думаю, кое-что они будут стирать, кое-что ри- о совать снова, пока не сделают человеческие нравы, на­сколько это осуществимо, угодными богу.

— Это была бы прекраснейшая картина!

— А тех, кто, по твоим словам, сомкнутым строем шел против нас, разве мы не убедили бы, что именно та­ков начертатель государственных устройств, которого мы им раньше хвалили, а они негодовали, что мы ввери­ли ему государство? Если бы они послушались нас сей­час, неужели они не смягчились бы?

— Конечно, смягчились бы, если они в здравом уме. а — Какие же у них могут быть возражения? Разве

только что философы не страстные поклонники истины и бытия?

— Это было бы нелепо.

— Или что философская натура, которую мы разо­брали, не родственна наивысшему благу?

— И это звучало бы так же.

— Далее. Если уж не эта, то какая другая натура, коль скоро ей найдется надлежащее применение, будет полностью добродетельной и философской? Может быть, мы скорее в состоянии это утверждать о тех натурах, что мы отвергли?

е — Конечно, нет.

— Или их все еще приводят в ярость наши слова, что ни для государства, ни для граждан не будет конца не­счастьям, пока владыкой государства не станет племя философов или пока не осуществится на деле тот госу­дарственный строй, который мы словесно обрисовали?

— Быть может, это их злит, хотя теперь уже меньше.

— Если ты не против, давай скажем, что они не толь- 502 ко меньше злятся, но совсем уже стали кроткими и дали

себя убедить, пусть только из стыдливости.

— Я, конечно, не против.

— Итак, будем считать, что в этом мы их убедили. Но кто же станет оспаривать следующее: ведь может



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.