Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 23 страница



— Да, об этом рассказывают много удивительного.

— Итак, ты знаешь, что у различных людей не­пременно бывает столько же видов духовного склада, сколько существует видов государственного устройст­ва 8. Или ты думаешь, что государственные устройства рождаются невесть откуда — от дуба либо от скалы 9,

а не от тех нравов, что наблюдаются в государствах и влекут за собой все остальное, так как на их стороне перевес?

— Ни в коем случае, но только от этого.

Еще            — Значит, раз видов государств

о соответствии пять, то и у различных людей долж­но быть пять различных устройств души.

— И что же?

— Человека, соответствующего прав­лению лучших — аристократическому, мы уже разо­брали и правильно признали его хорошим и справедли­вым.

Да, его мы уже разобрали.

Теперь нам надо описать и худших, иначе говоря, людей, соперничающих между собой и честолюби­вых — соответственно лакедемонскому строю, затем — человека олигархического, демократического и тирани­ческого, чтобы, указав на самого несправедливого, про­тивопоставить его самому справедливому и этим завер­шить наше рассмотрение вопроса, как относится чистая справедливость к чистой несправедливости с точки зрения счастья или несчастья для ее обладателя. И тог­да мы либо поверим Фрасимаху и устремимся к не­справедливости, либо придем к тому выводу, который теперь становится уже ясен, и будем соблюдать спра­ведливость.

— Безусловно, надо так сделать.

Раз мы начали с рассмотрения государственных нравов, а не отдельных лиц, потому что там они более четки, то и теперь возьмем сперва государственный строй, основывающийся на честолюбии (не могу подо­брать другого выражения, все равно назовем ли мы его «тимократией»10 или «тимархией»), и соответ­ственно рассмотрим подобного же рода человека; за­тем — олигархию и олигархического человека; далее бросим взгляд на демократию и понаблюдаем человека демократического; наконец, отправимся в государство, управляемое тиранически, и посмотрим, что там де­лается, опять-таки обращая внимание на тиранический склад души. Таким образом, мы постараемся стать достаточно сведущими судьями в намеченных нами вопросах.

— Такое рассмотрение было бы последовательным и основательным.

Тимократия — Ну так давай попытаемся ука­зать, каким способом из аристокра­тического правления может получиться тимократиче- d ское. Может быть, это совсем просто, и изменения в государстве обязаны своим происхождением раздорам, возникающим внутри той его части, которая обладает властью? Если же в ней царит согласие, то, хотя бы она была и очень мала, строй остается незыблемым.

— Да, это так.

— Что же именно может, Главной, пошатнуть наше государство и о чем могут там спорить между собой попечители и правители? Или хочешь, мы с тобой, как Гомер, обратимся с мольбой к Музам,

е чтобы они нам поведали, «как впервые вторгся раз­дор»11, и вообразим, что они станут отвечать нам высоко­парно, на трагический лад и как будто всерьез, на самом же деле это будет с их стороны лишь шутка, и они будут поддразнивать нас, как детей.

— Что же они нам скажут?

546 — Что-нибудь в таком роде: «Трудно пошатнуть

государство, устроенное подобным образом. Однако раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой строй не сохранится вечно, но подвергнется разруше­нию. Означать же это будет следующее: урожай и не­урожай бывает не только на то, что произрастает из земли, но и на то, что на ней обитает,— на души и на тела, всякий раз как круговращение приводит к пол­ному завершению определенного цикла: у недолговеч­ных существ этот цикл краток, у долговечных — наобо­рот. Хотя и мудры те, кого вы воспитали как руково- ь дителей государства, однако и они ничуть не больше других людей будут способны установить путем рассуж­дения, основанного на ощущении, наилучшую пору плодоношения и, напротив, время бесплодия для ваше­го рода. Этого им не постичь, и сами они станут рожать детей в неурочное время. Для божественного потомства существует кругооборот, охватываемый совершенным числом, а для человеческого есть число 12, в котором — первом из всех — возведение в квадратные и кубические степени, содержащие три промежутка и четыре предела (уподобление, неуподобление, рост и убыль), с делает все соизмеримым и выразимым. Из этих чисел четыре трети, сопряженные с пятеркой, после трех уве­личений дадут два гармонических сочетания, одно — равностороннее, то есть взятое сотней столько же раз,

а другое — с той же длиной, но продолговатое; иначе говоря, число выразимых диаметров пятерки берется сто раз с вычетом каждый раз единицы, а из невырази­мых вычитается по двойке, и они сто раз берутся ку­бом тройки. Все в целом это число геометрическое, и оно имеет решающее значение для лучшего или худшего качества рождений. Коль это останется невдомек а нашим стражам и они не в пору сведут невест с жени­хами, то не родятся дети с хорошими природными за­датками и со счастливой участью. Прежние стражи назначат своими преемниками лучших из этих детей, но все равно те не будут достойны и, чуть лишь займут должности своих отцов, станут нами пренебрегать, не­смотря на то что они стражи. Мусические искусства, а вслед за тем и гимнастические они не оценят как должно; от этого юноши у нас будут менее образован­ны, и из их среды выйдут правители, не слишком спо­собные блюсти и испытывать Гесиодовы поколения, е ведь и у вас они те же, то есть золотое, серебряное, 547 медное и железное 13. Когда железо примешается к серебру, а медь к золоту, возникнут отклонения и нелепые сочетания 14, а это, где бы оно ни случилось, сразу порождает вражду и раздор. Надо признать, что, где бы ни возник раздор, он «вечно такой природы»15».

— Признаться, Музы отвечают нам правильно.

— Это и немудрено, раз они Музы.

— А что они говорят после этого?                            ь

— Если возник раздор, это значит, что каждые два рода увлекали в свою сторону: железный и медный влекли к наживе, приобретению земли и дома, а также золота и серебра, а золотой и серебряный рода, не бед­ные, но, наоборот, по своей природе богатые, вели души к добродетели и древнему устроению. Борясь и соперничая друг с другом, они пришли наконец к чему-то среднему: согласились установить частную собственность на землю и дома, распределив их между собою, а тех, кого они до той поры охраняли с как своих свободных друзей и кормильцев, решили обратить в рабов, сделав из них сельских рабочих и слуг, сами же занялись военным делом и сторожевой службой.

— Эта перемена, по-моему, оттуда и пошла.

— Значит, такой государственный строй — нечто среднее между аристократией и олигархией.

— Несомненно.

— Так совершится этот переход; и каким же будет

а тогда государственное устройство? По-видимому, отча­сти оно будет подражанием предшествовавшему строю, отчасти же — олигархии, раз оно занимает промежу­точное положение, но кое-что будет в нем и свое, осо­бенное.

— Да, будет.

— В почитании правителей, в том, что защитники страны будут воздерживаться от земледельческих ра­бот, ремесел и остальных видов наживы, в устройстве совместных трапез, в телесных упражнениях и воин­ских состязаниях — во всем подобном этот строй будет подражать предшествовавшему.

— Да.

е — Там побоятся ставить мудрых людей на государ­ственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей, а есть лишь люди смешанного нрава; там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще — скорее рожденных для войны, чем для 548 мира; там будут в чести военные уловки и ухищре­ния, ведь это государство будет вечно воевать. Вот каковы будут многочисленные особенности этого строя.

— Да.

— Такого рода люди будут жадны до денег, как это водится при олигархическом строе; в омрачении они, как дикари, почитают золото и серебро, у них заведены кладовые и домашние хранилища, чтобы все это прятать, свои жилища они окружают оградой, и там,

ь прямо-таки как в собственном логове, они тратят­ся, не считаясь с расходами, на женщин и на кого угодно.

— Совершенно верно.

— Они бережливы, так как деньги у них в чести; свое состояние они скрывают и не прочь пожить на чужой счет. Удовольствиям они предаются втайне, убе­гая от закона, как дети от строгого отца, ведь воспи­тало их насилие, а не убеждение, потому что они пре­небрегали подлинной Музой, той, чья область — речи

с и философия, а телесные упражнения ставили выше мусического искусства.

— Ты говоришь о таком государственном строе, где зло полностью смешалось с добром.

— Действительно, в нем все смешано; одно только

там бросается в глаза — соперничество и честолюбие, так как там господствует яростный дух.

— И это очень сильно заметно.

— Подобный государственный строй возникает, не правда ли, именно таким образом и в таком виде.

В моем изложении он очерчен лишь в общем и под­робности опущены 16, ибо уже и так можно заметить, d каким там будет человек: отменно справедливым или, напротив, очень несправедливым, а рассматривать все правления и все нравы, вовсе ничего не пропуская, было бы делом очень и очень долгим.

— Это верно.

«Тимократический»

человек

будут его черты?

— Я думаю, — сказал Адимант,— что по своему стремлению непременно выдвинуться он будет близок нашему Главкону.

— Это-то возможно, но, по-моему, вот чем его натура е отличается от Главконовой...17

— Чем?

— Он пожестче, менее образован и, хотя ценит образованность и охотно слушает других, сам, однако, нисколько не владеет словом. С рабами такой человек 549 жесток, хотя их и не презирает, так как достаточно воспитан; в обращении со свободными людьми он учтив,

а властям чрезвычайно послушен; будучи власто­любив и честолюбив, он считает, что основанием власти должно быть не умение говорить или что-либо подоб­ное, но военные подвиги и вообще все военное, пото­му-то он и любит гимнастику и охоту.

— Да, именно такой характер развивается при этом государственном строе.

— В молодости такой человек с презрением отно­сится к деньгам, но, чем старше он становится, тем ь больше он их любит — сказывается его природная на­клонность к сребролюбию да и чуждая добродетели примесь, поскольку он покинут своим доблестным стражем.

— Какой же это страж? — спросил Адимант.

— Дар слова в сочетании с образованностью; толь­ко присутствие того и другого будет всю жизнь спаси­тельным для добродетели человека, у которого это имеется.

— Прекрасно сказано!

— А этот юноша похож на свое тимократическое государство...

с — И даже очень.

— Складывается же его характер приблизительно так: иной раз это взрослый сын хорошего человека, живущего в неважно устроенном государстве и потому избегающего почестей, правительственных должностей, судебных дел и всякой такой суеты; он предпочитает держаться скромнее, лишь бы не иметь хлопот.

— И как же это действует на его сына?

— Прежде всего тот слышит, как сокрушается его мать: ее муж не принадлежит к правителям, и из-за

а этого она терпит унижения в женском обществе; затем она видит, что муж не особенно заботится о деньгах, не дает отпора оскорбителям ни в судах, ни на собра­ниях, но беспечно все это сносит; он думает только о себе — это она постоянно замечает, — а ее уважает не слишком, хотя и не оскорбляет. Все это ей тяжело, она говорит сыну, что отец его лишен мужества, что е он слишком слаб и так далее, в общем, все то, что в подобных случаях любят петь женщины.

— Да,— сказал Адимант,— в этом они всегда себе верны.

— Ты знаешь, что у таких людей и слуги иной раз потихоньку говорят детям подобные вещи — якобы из сочувствия, когда видят, что хозяин не возбуждает судебного дела против какого-нибудь своего должника или иного обидчика; в таких случаях слуги внушают хозяйскому сыну примерно следующее: «Вот выра-

550 стешь большой, непременно отомсти им за это и бу­дешь тогда настоящим мужчиной, не то что твой отец». Да и вне дома юноша слышит и видит почти то же самое: кто среди граждан делает свое дело, тех назы­вают простаками и не принимают их в расчет, а кто берется не за свое дело, тех уважают и хвалят. Тогда, слыша и видя подобные вещи, юноша, с другой сто­роны, прислушивается и к тому, что говорит его отец, близко видит, чем тот занимается наперекор окружаю­щим, и вот как то, так и другое на него действует: под ь влиянием отца в нем развивается и крепнет разумное начало души, а под влиянием остальных людей — вож­делеющее и яростное, а так как по своей натуре он неплохой человек, но только попал в дурное общество, то влияния эти толкают его на средний путь, и он


допускает в себе господство чего-то среднего — наклон­ности к соперничеству и ярости, вот почему он стано­вится человеком честолюбивым и стремится выдви­нуться.

— Ты вполне объяснил, как складывается его ха­рактер.

— Итак, мы имеем второй по порядку государствен­ный строй и соответствующего ему человека.

— Да, второй.

— Так не упомянуть ли нам теперь выражение Эсхила: «Приставлен муж иной к иному граду»18, или же, согласно нашему предположению, сперва рассмот­рим само государство?

— Лучше, конечно, так.

— Следующим после этого государ- лигархия ственным строем была бы, я так думаю, олигархия.

— Что за устройство ты называешь олигархией?

— Это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят там богатые, а бедняки не уча­ствуют в правлении.

— Понимаю.

— Надо ли сперва остановиться на том, как тимо­кратия переходит в олигархию?

— Да, конечно.

— Но ведь и слепому ясно, как совершается этот переход.

— Как?

— Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними; так поступают и сами богачи, и их жены.

— Естественно.

— Затем, наблюдая, в чем кто преуспевает, и сорев­нуясь друг с другом, они уподобляют себе и все населе­ние.

—- Это также естественно.

— Чем больше они ценят дальнейшее продвижение по пути наживы, тем меньше почитают они доброде­тель. Разве не в таком соотношении находятся богат­ство и добродетель, что, положи их на разные чаши весов, и одно всегда будет перевешивать другое?

— Конечно.

— Раз в государстве почитают богатство и богачей,

значит, там меньше ценятся добродетель и ее облада­тели.

— Очевидно.

— А люди всегда предаются тому, что считают ценным, и пренебрегают тем, что не ценится.

— Это так.

— Кончается это тем, что вместо стремления вы­двинуться и удостоиться почестей развивается наклон­ность к стяжательству и наживе и получают одобрение богачи — ими восхищаются, их назначают на государ­ственные должности, а бедняки там не в почете.

— Конечно.

— Установление имущественного ценза становится ь законом и нормой олигархического строя: чем более

этот строй олигархичен, тем выше ценз; чем менее олигархичен, тем ценз ниже. Заранее объявляется, что к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза. Такого рода государственный строй держится применением вооруженной силы или же был еще прежде установлен путем запугивания. Разве это не верно?

— Да, верно.

— Короче говоря, так он и устанавливается.

— Да. Но какова его направленность и в чем со- с стоит та порочность, которая, как мы сказали, ему

свойственна?

— Главный порок — это норма, на которой он осно­ван. Посуди сам: если кормчих на кораблях назначать согласно имущественному цензу, а бедняка, будь он и больше способен к управлению кораблем, не допус­кать...

— Никуда бы не годилось такое кораблевождение!

— Так разве не то же самое и в любом деле, где требуется управление?

— Я думаю, то же самое.

— За исключением государства? Или в государстве так же?

— Еще гораздо больше, поскольку управлять им крайне трудно, а значение этого дела огромно.

d — Так вот уже это было бы первым крупным недо­статком олигархии.

— По-видимому.

— А разве н© так важно следующее...

— Что именно?

— Да то, что подобного рода государство неизбеж-

но не будет единым, а в нем как бы будут два государ­ства: одно — бедняков, другое — богачей. Хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга.

— Клянусь Зевсом, этот порок не менее важен.

— Но нехорошо еще и то, что они, пожалуй, не смогут вести какую бы то ни было войну, так как неиз­бежно получилось бы, что олигархи, дав оружие в руки е толпы, боялись бы ее больше, чем неприятеля, либо, отказавшись от вооружения толпы, выказали бы себя настоящими олигархами даже в военном деле 19. Вдоба­вок они не пожелали бы тратиться на войну, так как дер­жатся за деньги.

— Это нехорошо.

— Так как же? Ведь мы уже и раньше не одоб­рили, что при таком государственном строе одни и те же лица будут и землю обрабатывать, и деньги нажи- 552 вать, и нести военную службу, то есть заниматься всем сразу. Или, по-твоему, это правильно?

— Ни в коем случае.

— Посмотри, не при таком ли именно строе разо­вьется величайшее из всех этих зол?

— Какое именно?

— Возможность продать все свое имущество — оно станет собственностью другого,— а продавши, продол­жать жить в этом же государстве, не принадлежа ни к одному из его сословий, то есть не будучи ни дель­цом, ни ремесленником, ни всадником, ни гоплитом, но тем, кого называют бедняками и неимущими.

— Такой строй словно создан для этого!                   ь

— При олигархиях ничто не препятствует такому положению, иначе не были бы в них одни чрезмерно богатыми, а другие совсем бедными.

— Верно.

— Взгляни еще вот на что: когда богатый человек расходует свои средства, приносит ли это хоть какую- нибудь пользу подобному государству в том смысле, как мы только что говорили? Или это лишь видимость, будто он принадлежит к тем, кто правит, а, по правде говоря, он в государстве и не правитель, и не поддан­ный, а попросту растратчик готового?

— Да, это лишь видимость, а на деле он не что с иное, как расточитель.

— Если ты не возражаешь, мы скажем, что, как по­явившийся в сотах трутень — болезнь для роя, так и

подобный тунеядец в доме — болезнь для государства.

— Конечно, Сократ.

— И не правда ли, Адимант, всех летающих трут­ней бог сотворил без жала, а вот из тех, что ходят пеш­ком, он одним не дал жала, зато других наделил ужас­нейшим. Те, у кого жала нет, весь свой век — бедняки,

а а из наделенных жалом выходят те, кого кличут пре­ступниками.

— Сущая правда.

— Значит, ясно, что, где бы ты ни увидел бедняков в государстве, там укрываются и те, что воруют, сре­зают кошельки, оскверняют храмы и творят много дру­гих злых дел.

— Это ясно.

— Так что же? Разве ты не замечаешь бедняков в олигархических государствах?

— Да там чуть ли не все бедны, за исключением правителей.

е — Так не вправе ли мы думать, что там, с другой стороны, много и преступников, снабженных жалом и лишь насильственно сдерживаемых стараниями вла­стей?

— Конечно, мы можем так думать.

— Не признать ли нам, что такими люди стано­вятся там по необразованности, вызванной дурным вос­питанием и скверным государственным строем?

— Да, будем считать именно так.

— Вот каково олигархическое государство и сколько в нем зол {а возможно, что и еще больше).

— Да, все это примерно тар.

553 — Пусть же этим завершится наш разбор того

строя, который называют олигархией: власть в нем ос­нована на имущественном цензе.

о Вслед за тем давай рассмотрим и со- «Олигаретческий» ОХВ?ХСТВуЮщего человека — как он

складывается и каковы его свойства.

— Конечно, это надо рассмотреть.

— Его переход от тимократического склада к оли­гархическому совершается главным образом вот как...

— Как?

— Родившийся у него сын сперва старается подра­жать отцу, идет по его следам, а потом видит, что отец

ь во всем том, что у него есть, потерпел крушение, столк­нувшись неожиданно с государством, словно с подвод­ной скалой; это может случиться, если отец был стра-

тегом или занимал другую какую-либо высокую должность, а затем попал под суд по навету кле­ветников и был приговорен к смертной казни, к изгна­нию или к лишению гражданских прав и всего имуще­ства...

— Естественно.

— Увидев, мой друг, все это, пострадав и потеряв состояние, даже испугавшись, думаю я, за свою голову, он в глубине души свергает с престола честолюбие и с присущий ему прежде яростный дух. Присмирев из-за бедности, он ударяется в стяжательство, в крайнюю бережливость и своим трудом понемногу копит деньги. Что ж, разве, думаешь ты, такой человек не возведет на трон свою алчность и корыстолюбие и не сотворит себе из них Великого царя в тиаре и ожерельях, с ко­ротким мечом за поясом?

— По-моему, да.

— А у ног этого царя, прямо на земле, он там и d сям рассадит в качестве его рабов разумность и ярост­ный дух. Он не допустит никаких иных соображений, имея в виду лишь умножение своих скромных средств. Кроме богатства и богачей, ничто не будет вызывать

у него восторга и почитания., а его честолюбие будет направлено лишь на стяжательство и на все то, что к этому ведет.

— Ни одна перемена не происходит у юноши с та­кой быстротой и силой, как превращение любви к по­честям в любовь к деньгам.

— Разве это не пример того, каким бывает человек е при олигархическом строе? — спросил я.

— По крайней мере это пример извращения того типа человека, который соответствовал строю, пред­шествовавшему олигархии, — ответил Адимант.

— Так давай рассмотрим, соответствует ли ей этот человек.

— Давай.                                                                  554

— Прежде всего сходство здесь в том, что он чрез­вычайно ценит деньги.

— Конечно.

— Он бережлив и деятелен, удовлетворяет лишь самые насущные свои желания, не допуская других трат и подавляя прочие вожделения как пустые.

— Безусловно.

— Ходит он замухрышкой, из всего извлекает при­быль и делает накопления; таких людей толпа одобряет.

ь Разве черты его не напоминают подобный же государ­ственный строй?

— По-моему, да. По крайней мере деньги чрезвы­чайно почитают и подобное государство, и такой че­ловек.

— И я думаю, раз уж он такой, он не обращал вни­мания на свое воспитание.

— Наверное. А то бы он не поставил слепого хоре- гом и не оказывал бы ему особых почестей21.

— Хорошо. Посмотри еще вот что: разве мы не при­знаем, что у него из-за недостатка воспитания появля-

с ются наклонности трутня — отчасти нищенские, от­части преступные, хотя он всячески их сдерживает из предосторожности?

— Конечно.

— А знаешь, на что тебе надо взглянуть, чтобы заметить преступность таких людей?

— На что?

— На то, как они опекают сирот или вообще что бы­вает, когда они получают полную возможность посту­пать вопреки справедливости.

— Верно.

— Разве отсюда не ясно, что в других деловых от­ношениях такой человек, пользуясь доброй славой, по­скольку его считают справедливым, с помощью остат-

а ков порядочности насильно сдерживает другие свои дурные наклонности, хотя он и не убежден, что так будет лучше; он укрощает их не по разумным сообра­жениям, а в силу необходимости, из страха, потому что дрожит за судьбу собственного имущества.

— Конечно.

— И клянусь Зевсом, ты у многих из этих людей обнаружишь наклонности трутней, когда дело идет об издержках за чужой счет.

— Несомненно, эти наклонности у них очень силь­ны.

— Значит, такой человек раздираем внутренней борьбой, его единство нарушено, он раздвоен: одни

е вожделения берут верх над другими — по большей ча­сти лучшие над худшими.

— Да, так бывает.

— По-моему, такой человек все же приличнее мно­гих, хотя подлинная добродетель душевной гармонии и невозмутимости весьма от него далека.

— Да, мне тоже так кажется.

— И конечно, его бережливость будет препятство­вать ему выступить за свой счет, когда граждане бу- 555 дут соревноваться в чем-либо ради победы или ради удовлетворения благородного честолюбия; он не желает тратить деньги ради таких состязаний и славы, боясь пробудить в себе наклонность к расточительству и сде­лать ее своим союзником в честолюбивых устремле­ниях. Воюет он поистине олигархически, с малой за­тратой собственных средств и потому большей частью терпит поражение, но зато остается богатым.

— И даже очень.

— Так будет ли у нас еще сомнение в том, что че­

ловека бережливого, дельца можно сопоставить с оли­гархическим государством? ь

— Нет, ничуть.

— После этого, как видно, надо рассмотреть демо­кратию — каким образом она возникает, а возникнув, какие имеет особенности,— чтобы познакомиться в свою очередь со свойствами человека подобного склада и вынести о нем свое суждение.

— Так по крайней мере мы продвинулись бы впе­ред по избранному нами пути.

— Олигархия переходит в демократию примерно следующим образом: причина здесь в ненасытной по­гоне за предполагаемым благом, состоящим якобы в том, что надо быть как можно богаче.

— Как ты это понимаешь?

— Да ведь при олигархии правители, стоящие у вла- с сти, будучи богатыми, не захотят ограничивать зако­ном распущенность молодых людей и запрещать им расточать и губить свое состояние; напротив, прави­тели будут скупать их имущество или давать им под проценты ссуду, чтобы самим стать еще богаче и мо­гущественнее.

— Это у них — самое главное.

— А разве не ясно, что гражданам такого государ­ства невозможно и почитать богатство, и вместе с тем обладать рассудительностью — тут неизбежно либо то, а либо другое будет у них в пренебрежении.

— Это достаточно ясно.

— В олигархических государствах не обращают внимания на распущенность, даже допускают ее, так что и людям вполне благородным иной раз не избе­жать там бедности.

— Конечно.

— В таком государстве эти люди, думаю я, сидят без дела, но зато у них есть и жало 22, и оружие; одни из них кругом в долгах, другие лишились граждан­ских прав, а иных постигло и~то и другое; они полны ненависти к тем, кто владеет теперь их имуществом,

е а также и к прочим и замышляют переворот.

— Да, все это так.

— Между тем дельцы, поглощенные своими дела­ми, по-видимому, не замечают таких людей; они при­глядываются к остальным и своими денежными ссуда­ми наносят раны тем, кто податлив; взимая процен­ты, во много раз превышающие первоначальный долг,

556 они разводят в государстве множество трутней и ни­щих.

— И еще какое множество!

— А когда в государстве вспыхнет такого рода зло, они не пожелают его тушить с помощью запрета рас­поряжаться своим имуществом кто как желает и не прибегнут к использованию другого закона, который устраняет всю эту беду посредством другого закона...

— Какого это?

— Того, который следует за уже упомянутым и заставляет граждан стремиться к добродетели. Ведь

ь если предписать, чтобы большую часть добровольных

и                    О Q

сделок граждане заключали на свои страх и риск , стремление к наживе не отличалось бы таким бесстыд­ством и в государстве меньше было бы зол, подобных только что нами указанным.

— И даже намного меньше.

— В наше время из-за подобных вещей правители именно так настроили подвластных им граждан. Что же касается самих правителей и их окружения, то мо­лодежь у них избалованная, ленивая телом и духом и

с слабая; у нее нет выдержки ни в страданиях, ни в удо­вольствиях, и вообще она бездеятельна.

— Как же иначе?

— Самим же им, кроме наживы, ни до чего нет дела, а о добродетели они радеют ничуть не больше, чем бедняки.

— Да, ничуть.

— Вот каково состояние и правящих, и подвласт­ных. Между тем им приходится иметь дело друг с дру­гом и в путешествиях, и при любых других видах обще­ния: на праздничных зрелищах, в военных походах, на одном и том же корабле, в одном и том же войске; нако-

нец, и посреди опасностей они наблюдают друг друга, и а ни в одном из этих обстоятельств бедняки не оказы­ваются презренными в глазах богатых. Наоборот, неред­ко бывает, что человек неимущий, худой, опален­ный солнцем, оказавшись во время боя рядом с бога­чом, выросшим в тенистой прохладе и нагулявшим себе за чужой счет жирок, видит, как тот задыхается и совсем растерялся. Разве, по-твоему, этому бедняку не придет на мысль, что подобного рода люди богаты лишь благодаря малодушию бедняков, и разве при встрече без посторонних глаз с таким же бедняком не скажет он ему: «Господа-то наши — никчемные люди»?    е



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.