|
||||||||
Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 17 страница— Это в высшей степени правильно. — Вот какова, Главкон, эта общность жен и детей У стражей нашего с тобой государства. А что она соответствует его устройству лучше всего — это должно быть обосновано в дальнейшем рассуждении. Или как мы поступим? — Именно так, клянусь Зевсом. 462 Так не будет ли вот что началом нашей договоренности: мы сами себе зададим вопрос, что можем мы называть величайшим благом для государственного устройства, то есть той целью, ради которой законодатель и устанавливает законы, и что считаем мы величайшим злом? Затем нам надо, не правда ли, рассмотреть, несет ли на себе следы этого блага все то, что мы сейчас разобрали, и действительно ли не соответствует оно злу. — Это самое главное. — Может ли быть, по-нашему, большее зло для государства, чем то, что ведет к потере его единства и распадению на множество частей? И может ли быть большее благо, чем то, что связует государство и способствует его единству? — По-нашему, не может быть. — А связует его общность удовольствия или скорби, когда чуть ли не все граждане одинаково радуются либо печалятся, если что-нибудь возникает или гибнет. — Безусловно. — А обособленность в таких переживаниях нарушает связь между гражданами, когда одних крайне удручает, а других приводит в восторг состояние государства и его населения. — Еще бы! — И разве не оттого происходит это в государстве, что невпопад раздаются возгласы: «Это — мое!» или «Это — не мое!»? И то же самое насчет чужого. — Совершенно верно. — А где большинство говорит таким же образом и об одном и том же: «Это — мое!» или «Это — не мое!», там, значит, наилучший государственный строй. — Да, наилучший. — То же можно сказать и о таком государстве, которое более всего по своему состоянию напоминает отдельного человека. Например, когда кто-нибудь из нас ушибет палец, все совокупное телесное начало напрягается в направлении к душе как единый строй, подчиненный началу, в ней правящему, она вся целиком ощущает это и сострадает части, которой больно; тогда мы говорим, что у этого человека болит палец. То же выражение применимо к любому другому ощущению человека — к страданию, когда болеет какая-либо его часть, и к удовольствию, когда она выздоравливает Взаимоотношения — Конечно. — Но кроме наименования «граждане», как называет народ своих правителей в остальных государствах? — Во многих — господами, а в демократических государствах сохраняется вот это самое название — «правители». — А народ нашего государства? Кроме обращения «граждане», как будет он называть правителей? — Спасителями и помощниками. ь — А они как будут называть народ? — Плательщиками и кормильцами. — А как в остальных государствах называют народ правители? — Рабами. — А правители друг друга? — Соправителями. — А у нас? — Сотоварищами по страже. — Можешь ли ты назвать случай в остальных государствах, чтобы кто-нибудь из правителей обращался к одному из соправителей как к товарищу, а к другому — как к чужаку? — Это бывает часто. — Близкого человека он считает своим и так его называет, а чужого не считает своим. — Верно. — Ну а как же у твоих стражей? Найдется ли среди них такой, чтобы он считал и называл кого- нибудь из сотоварищей чужим? — Ни в коем случае. С кем бы из них он ни встретился, он будет признавать в них брата, сестру, отца, мать, сына, дочь или их детей либо дедов |7. — Прекрасный ответ! Но скажи еще вот что: предпишешь ли ты им законом придерживаться только родственных обращений или и вести себя соответственно обращениям, например по отношению к своим отцам соблюдать все то, что в обычае относительно отцов вообще, то есть быть почтительными, заботиться о них и должным образом слушаться родителей под страхом того, что не будет им добра ни от богов, ни от людей, если они поступят иначе: в последнем случае их поведение будет и нечестивым, и несправедливым. Эти ли речи всех граждан или какие-нибудь иные будут всегда у тебя слышать даже самые малые дети относительно тех людей, которых им укажут как отцов или других родичей? — Эти самые. Было бы смешно и названия близких оставались бы пустым звуком, если не претворять это в жизнь. — Значит, из всех государств только у граждан этого государства мощно звучало бы в один голос: «Мои дела хороши!» или «Мои дела плохи!», если у одного какого-то гражданина дела идут хорошо или плохо. — Совершенно верно. — А разве мы не указывали, что с такими взглядами и выражениями сопряжены и общие радость или горе? — И мы верно это указывали. — Значит, наши граждане особенно будут переживать что-нибудь сообща, если они смогут сказать: «Это — мое?» При таком общем переживании у них скорее всего и получатся общие радости или горе. — Конечно. — Вдобавок к остальным установлениям не это ли служит причиной общности жен и детей у стражей? — Да, главным образом. — Но ведь мы согласились, что для государства это величайшее благо: мы уподобили благоустроенное госу- дарство телу, страдания или здоровье которого зависят от состояния его частей ,8. — И мы правильно согласились. — Значит, оказалось, что причиной величайшего блага для нашего государства служит общность детей и жен у его защитников. — Безусловно. — Это согласуется и с нашими прежними утверждениями. Ведь мы как-то сказали, что у стражей не должно быть ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества, они получают пропитание от с остальных граждан как плату за свою сторожевую службу и сообща всё потребляют, коль уж они должны быть подлинными стражами. — Правильно. — Так вот я говорю, что и прежде нами сказанное, а еще более то, что мы сейчас говорим, сделает из них подлинных стражей и поможет тому, чтобы они не разнесли государство в клочья, что обычно бывает, когда люди считают своим не одно и то же, но каждый — другое: один тащит в свой дом все, что только может приобрести, не считаясь с остальными, а другой делает то же, но тащит уже в свой дом; жена и дети d у каждого свои, а раз так, это вызывает и свои, особые для каждого радости или печали. Напротив, при едином у всех взгляде насчет того, что считать своим, все они ставят перед собой одну и ту же цель и, насколько это возможно, испытывают одинаковые состояния, радостные или печальные. — Несомненно. — Так что же? Тяжбы и взаимные обвинения разве не исчезнут у них, попросту говоря, потому, что у них не будет никакой собственности, кроме своего тела? Все остальное у них общее. Поэтому они не будут склонны к распрям, которые так часто возникают у лю- е дей из-за имущества или по поводу детей и родственников. — Этого у них совсем не будет. — И не будет у них также оснований судиться из-за насилий и оскорблений. Мы им скажем, что дать отпор своему ровеснику — дело прекрасное и справедливое, и обяжем их заботиться о своем телесном развитии. — Правильно. — И вот еще что правильно в этом законе: если кто 465 с кем поссорится, он удовлетворит свой гнев в пределах этой ссоры, но не станет раздувать распрю. — Конечно. — Тому, кто постарше, будет предписано начальствовать над всеми, кто моложе его, с правом наказывать их. — Ясно. — А младший, за исключением тех случаев, когда велят правители, никогда не решится, да оно и естественно, применить насилие к старшему или поднять на него руку, и думаю, что и вообще никогда его не оскорбит. Этому достаточно препятствуют два стража: страх и почтительность. Почтительность возбраняет ь касаться родителей, а страх заставляет предполагать, что обиженному помогут другие, либо как его сыновья, либо как братья, либо как отцы. — Так бывает. — Благодаря таким законам эти люди станут жить друг с другом во всех отношениях мирно. — И даже очень. — А так как распри между ними исключаются, нечего бояться, что остальная часть государства будет с ними не в ладах и что там возникнут внутренние раздоры. — Конечно, нет. — Мне как-то неловко даже и упоминать о разных с мелких неприятностях, от которых они избавятся, например об угодничестве бедняков перед богачами, о трудностях и тяготах воспитания детей, об изыскании денежных средств, необходимых для содержания семьи, когда людям приходится то брать в долг, то отказывать другим, то, раздобыв любым способом деньги, хранить их у жены или у домочадцев, поручая им вести хозяйственные дела; словом, друг мой, тут не оберешься хлопот, это ясно, но не стоит говорить о таких низменных вещах. а — Да, это ясно и слепому. — Избавившись от всего этого, наши стражи будут жить блаженной жизнью — более блаженной, чем победители на олимпийских играх 19. — В каком отношении? — Те слывут счастливыми, хотя пользуются лини частью того, что будет у наших стражей. Ведь побед* стражей прекраснее, да и общественное содержание и: более полноценно; ибо одержанная ими победа — эт< спасение всего государства, и сами они и их дети снабжаются пропитанием и всем прочим, что нужно для жизни; и почетные дары они получат от своего госу- о дарства еще при жизни, а по смерти они получат достойное погребение. — Это великолепно. — Помнишь, раньше — не знаю, в каком месте нашего рассуждения,— против нас был выдвинут довод, что мы не делаем наших стражей счастливыми, потому 466 что у них ничего нет, хотя они и имеют возможность присвоить себе все имущество граждан 20. На это мы тогда отвечали, что этот вопрос, если он возникнет, мы рассмотрим потом, а пока что надо сделать стражей действительно стражами, а государство как можно более благополучным, имея в виду благополучие вовсе не для одного только сословия. — Я помню. — Ну, что ж? Раз теперь жизнь наших защитников оказывается гораздо прекраснее и лучше, чем жизнь олимпийских победителей, как же сравнивать ее с жизнью сапожников, каких-то там ремесленников или ь земледельцев?! — По-моему, этого делать никак нельзя. — Впрочем,— об этом мы и тогда упоминали, но стоит повторить и сейчас,— если страж усмотрит свое счастье в том, чтобы не быть стражем и не удовольствуется такой умеренной, надежной и, как мы утверждаем, наилучшей жизнью, но проникнется безрассудным и ребяческим мнением о счастье, которое будет толкать его на то, чтобы присвоить себе силой все с достояние государства, он поймет тогда: Гесиод действительно был мудрецом, говоря, что в каком-то смысле «половина больше целого» 21. — Если бы такой страж последовал моему совету, он оставался бы при указанном нами образе жизни. — Значит, ты допускаешь ту общность жен у этих мужей, которую мы уже обсудили? Это касается также детей и их воспитания и охраны остальных граждан. Остаются ли женщины в городе или идут на войну, они вместе с мужчинами несут сторожевую службу, вместе и охотятся, подобно собакам; они всячески уча- а ствуют во всем, насколько это в их силах. Такая их деятельность и является наилучшей и ничуть не противоречит природе отношений между самцами и самками. — Я согласен. — Остается еще разобрать, возможно ли и среди людей осуществить такую же общность, как у других живых существ, и каким образом это осуществимо. — Ты опередил меня: я как раз собирался именно это присовокупить. 6 Война — Что касается военных действий, и воинский долг то, я думаю, ясно, каким образом граждан будут воевать женщины, идеального _ Каким же? государства _ qhh вместе с мужчинами будут участвовать в военных походах, а из детей возьмут с собой на войну тех, кто для этого созрел, чтобы они, как это водится у мастеров любого дела, присматривались к мастерству, которым должны будут овладеть 467 с годами. Кроме наблюдения дети должны прислуживать, помогать по военной части, ухаживать за отцами и матерями. Разве ты не видел этого в различных ремеслах, например у гончаров? Их дети долгое время прислуживают и наблюдают, прежде чем самим приняться за гончарное дело. — Да, я часто это видел. — А разве гончарам нужно тщательнее обучать своих детей, чем нашим стражам, указывая им с помощью опыта и наблюдения, что следует делать? — Это было бы просто смешно! — Кроме того, и воинственным всякое живое суще- ь ство особенно бывает тогда, когда при нем его потомство. — Это так. Но есть большая опасность, Сократ, что в случае поражения — а это часто бывает на войне — они погубят вместе с собой и своих детей и остальные граждане не смогут восполнить этот урон. — Ты верно говоришь, но считаешь ли ты, что прежде всего надо обеспечить им полную безопасность? — Вовсе нет. — Что же? Если уж им идти на риск, так не при том ли условии, что в случае успеха они станут лучше? — Ясно, что так. с — А разве, по-твоему, это не важно и не стоит рискнуть ради того, чтобы те, кто с летами станут воинами, уже с детства наблюдали войну? Конечно, это важно для той цели, о которой ты говоришь. — Значит, нужно сделать детей наблюдателями войны, но в то же время придумать средство обеспечить им безопасность, и тогда все будет хорошо, не так ли? — Да, конечно. — Прежде всего их отцы будут, насколько воз можно, не невеждами в войне, но людьми, знающими, какие походы опасны, а какие — нет. d — Естественно. — В одни походы они возьмут с собой детей, а в другие остерегутся их брать. — Это верно. — Да и начальниками над ними они назначат не рядовых людей, но тех, кто по своей опытности и возрасту способен быть руководителем и наставником детей. — Так и подобает. — Но, скажем мы, часто бывают разные неожиданности. — И весьма часто. — На этот случай, друг мой, нужно их окрылять с малолетства, чтобы, если понадобится, они могли упорхнуть, избежав беды. — Что ты имеешь в виду? е — С самых ранних лет нужно сажать детей на коня, а когда они научатся ездить верхом, брать их с собой для наблюдения войны; только кони должны у них быть не горячие и не боевые, но самые быстрые и послушные в узде. Таким образом дети всего лучше присмотрятся к своему делу, а если понадобится, наверняка спасутся, следуя за старшими наставниками. — По-моему, ты правильно говоришь. — Так что же нам сказать о войне? Как будут 468 у тебя вести себя воины и как будут они относиться к неприятелю? Верно ли мне кажется или нет... — Скажи, что именно. — Если кто из воийов оставит строй, бросит оружие, вообще совершит какой-нибудь подобный поступок по малодушию, разве не следует перевести его в ремесленники или земледельцы? — Очень даже следует. — А того, кто живым попался в плен врагам, не подарить ли тем, кто захочет воспользоваться этой добычей по своему усмотрению? — Конечно. ь — Того же, кто отличился и прославился, не должны ли, по-твоему, юноши и подростки, участвующие с ним вместе в походе, увенчать каждый поочередно прямо во время похода? Или не так? — По-моему, так. — Что же? Разве не будут его приветствовать пожатием правой руки? — И это тоже. — Но вот с чем, думаю я, ты уж не согласишься... — С чем? — Чтобы он всех целовал и чтобы его все целовали. — С этим я соглашусь всего охотнее и к этому с закону добавлю еще, что в продолжение всего этого похода никому не разрешается отвечать отказом, если такой воин захочет кого-нибудь целовать,— ведь если ему доведется влюбиться в юношу или в женщину, это придаст ему еще больше бодрости для совершения подвигов. — Прекрасно. У нас уже было сказано, что тому, кто доблестен, будет уготовано большее число браков и таких людей чаще, чем остальных, будут избирать для этой цели, так, чтобы от них было как можно более многочисленное потомство. — Да, мы уже говорили об этом. — И по Гомеру, такие почести справедливо воз- а даются доблестным юношам. Гомер говорит, что Аякс, прославившийся на войне, был почтен «длиннейшей хребетною частью» 22. То была подходящая почесть мужественному человеку в расцвете лет: от этого у него и сил прибавилось вместе с почетом. — Совершенно верно. — Так послушаемся в этом Гомера. Доблестных людей мы почтим соответственно проявленной ими доблести при жертвоприношениях и сходных обрядах как песнопениями, так и тем, о чем мы только что говорили, а к тому же Местом почетным, и мясом, и полными чашами тоже 23, е чтобы вместе с почестью укреплять этих доблестных мужей и женщин. — Ты прекрасно сказал. — Допустим. А об умерших в походе, если кто пал со славою, не скажем ли мы прежде всего, что они принадлежат к золотому поколению? — Конечно, скажем. — Разве мы не поверим Гесиоду, что некоторые из этого поколения после кончины Вправедных демонов преобразились, чтобы стражами смертных 469Быть на земле, благостыней всегда отзла отвращая? 24 — Конечно, поверим. — Следовательно, вопросив бога, как надо погребать таких блаженных, божественных людей и с какими отличиями, мы будем погребать их именно так, как он нам укажет. — Как же иначе? — А в последующие времена, поскольку они — демоны, мы так и будем почитать их гробницы и им по- ь клоняться. Такой же точно обычай мы установим, если скончается от старости или по другой причине кто-ни будь из тех, кто был признан особенно добродетельным в жизни. — Это справедливо. — Далее. Как будут поступать с неприятелем наши воины? — В каком смысле? — Прежде всего насчет обращения в рабство: можно ли считать справедливым, чтобы эллины порабощали эллинские же государства, или, напротив, насколько возможно, не надо этого никому позволять и надо приучать щадить род эллинов из опасения, как бы с он не попал в рабство к варварам? — Именно так. — Значит, и нашим гражданам нельзя иметь рабом эллина и другим эллинам надо советовать то же самое. — Конечно. Таким образом, их усилия будут скорее направлены против варваров и эллины воздержатся от междоусобиц. — Дальше. Хорошо ли это — в случае победы снимать с убитых что-нибудь, кроме оружия? Не служит ли это предлогом для трусов уклоняться от встреч с неприятелем? Они, словно выполняя свой долг, шарят а вокруг убитых, и из-за подобного грабежа погибло уже много войск. — Даже очень много. — Разве это не низкое стяжательство — грабить мертвеца? Лишь женскому, мелочному образу мыслей свойственно считать врагом даже тело умершего, хотя [душа] неприятеля уже отлетела и осталось лишь то, — Совершенно верно. — Ну а опустошение эллинской земли и поджигание домов — как в этих случаях, по-твоему, поступят воины в отношении неприятеля? — Если бы ты выразил свое мнение, я с удовольствием бы послушал. — По-моему, они не будут делать ни того ни другого, а только отберут годичный урожай; почему — хочешь, я тебе скажу? — Очень хочу. — Мне кажется, что недаром есть два названия — война и раздор. Это два разных проявления, зависящие от двух видов разногласий. Двумя я считаю их вот почему: одно — среди своих и близких, другое — с чужими, с иноземцами. Вражда между своими была названа раздором, а с чужими — войной. — Ты не сообщаешь ничего необычного. — Но посмотри, обычно ли то, что я сейчас скажу. Я утверждаю, что все эллины — близкие друг другу люди и состоят между собою в род- в связи -опросом стве? а для варваров они — иноземцы и чужаки. в ней царит междоусобица, и такую вражду следует а именовать раздором 26. — Я согласен расценивать это именно так. — Посмотри-ка: при таких, как мы только что условились это называть, раздорах, когда нечто подобное где-нибудь происходит и в государстве царит раскол, граждане опустошают друг у друга поля и поджигают чужие дома, сколь губительным окажется этот раздор и как мало любви к своей родине выкажут обе стороны! Иначе они не осмелились бы разорять свою мать и кормилицу. Достаточно уж того, что победители отберут у побежденных плоды их труда, но пусть не с забывают они, что цель — заключение мира: не вечно же им воевать! — Такой образ мыслей гораздо благороднее, чем тот. — Что же? — сказал я.— Устрояемое тобой государство разве не будет эллинским? — Оно должно быть таким,— ответил Главкон. — А его граждане разве не будут доблестными и воспитанными? — Конечно, будут. — Разве они не будут любить все эллинское, считать Элладу родиной и вместе с остальными участвовать в священных празднествах? — Несомненно, будут. — Разногласия с эллинами как со своими сороди- 471 чами они будут считать раздором и не назовут войной? — Да. — И посреди распрей они будут стремиться к миру? — Конечно. — Своих противников они будут благожелательно вразумлять, не порабощая их в наказание и не доводя до гибели, поскольку они разумные советчики, а не враги. — Это так. — Раз они эллины, они не станут опустошать Элладу или поджигать там дома; они не согласятся считать в том или ином государстве своими врагами всех — и мужчин, и женщин, и детей, а будут считать ими лишь немногих — виновников распри. Поэтому у них не ь появится желания разорять страну и разрушать дома, раз они ничего не имеют против большинства граждан, а распрю они будут продолжать лишь до тех пор, пока те, кто невинно страдает, не заставят ее виновников наконец понести кару. — Я согласен, что наши граждане должны относиться к своим противникам именно таким образом, а к варварам — так, как теперь относятся друг к другу эллины. — Мы установим для стражей и этот закон: не опу- с стошать страну и не поджигать домов. — Да, решим, что это хорошо, так же как и то, о чем мы говорили раньше. Но по-моему, Сократ, если тебе позволить говорить об этих вещах, ты и не вспомнишь, что стал это делать, отложив ответ на ранее возникший вопрос: может ли осуществиться такое государственное устройство и каким образом это возможно? Ведь если бы все это осуществилось, это было бы, как ты говорил, безусловным благом для того государства, где это случится. Я бы указал еще и на те преимущества, о которых ты не упомянул: граждане такого государства в высшей а степени доблестно сражались бы с неприятелем, потому что никогда не оставляли бы своих в беде, зная, что они приходятся друг другу братьями, отцами, сыновьями, и так называя друг друга. А если и женщины будут участвовать в походах — в том же ли самом строю или идя позади, чтобы наводить страх на врагов, либо в случае какой-то нужды оказывать помощь, — я уверен, что благодаря всему этому наши граждане будут непобедимы. Не буду уж говорить о домашних благах — е могу себе представить, сколько их будет! Так как я полностью согласен с тобой, что они были бы — да еще и тьма других,— если бы осуществилось это государственное устройство, ты о нем больше не говори, а мы уж постараемся убедить самих себя, что это возможно, и объяснить, каким образом, а обо всем остальном давай заботу оставим. 472 — Ты словно сделал внезапный набег на мое рас суждение, и набег беспощадный, лишь только я засмотрелся. Ты, верно, не понимаешь, что, едва я избегнул тех двух волн, насылаешь на меня третью, крупнейшую и самую опасную27. Когда ты ее увидишь и услышишь ее рокот, ты очень снисходительно отнесешься к тому, что я, понятное дело, медлил: мне было страшно и высказывать, и пытаться обсуждать мою мысль, настолько она необычна. — Чем больше ты будешь так говорить, тем меньше ь позволим мы тебе уклоняться от вопроса, каким образом можно осуществить это государственное устрой- ство. Пожалуйста, ответь нам не мешкая. — Сперва надо припомнить, что к Правителями этому вопросу мы пришли, когда ис- государства должны быть следовали, в чем состоят справедли- философы вость и несправедливость. — Давай вспомним. Но к чему это? — Да ни к чему! Но поскольку мы нашли, в чем состоит справедливость, будем ли мы требовать, чтобы справедливый человек ни в чем не отличался от нее самой, но во всех отношениях был таким, какова справедливость? Или мы удовольствуемся тем, что человек по возможности приблизится к ней и будет ей причастен гораздо больше, чем остальному? — Да, удовольствуемся. — В качестве образца мы исследовали самое справедливость — какова она — и совершенно справедливого человека, если бы такой нашелся,— каким бы он был; мы исследовали также несправедливость и полностью несправедливого человека — все это для того, чтобы, глядя на них, согласно тому, покажутся ли они нам счастливыми или нет, прийти к обязательному выводу и относительно нас самих: кто им во всем подобен, того ждет подобная же и участь. Но мы делали это не для того, чтобы доказать осуществимость таких вещей. — Ты прав. — Разве, по-твоему, художник становится хуже, если он рисует образец — то, как выглядел бы самый красивый человек, и все на картине передает правильно, хотя и не может доказать, что такой человек может существовать на самом деле? — Клянусь Зевсом, по-моему, он не становится от этого хуже. — Так что же? Разве, скажем так, и мы не дали — на словах — образец совершенного государства? — Конечно, дали. — Так теряет ли, по-твоему, наше изложение хоть что-нибудь из-за того только, что мы не в состоянии доказать возможности устроения такого государства, как было сказано? — Конечно же нет. — Вот это верно. Если же, в угоду тебе, надо сделать попытку показать, каким преимущественно образом и при каких условиях это было бы всего более возможно, то для такого доказательства ты снова одари меня тем же... — Чём? 473 — Может ли что-нибудь быть исполнено так, как сказано? Или уже по самой природе дело меньше, чем слово, причастно истине, хотя бы иному это и не казалось? Согласен ты или нет? — Согласен. — Так не заставляй же меня доказывать, что и на деле все должно полностью осуществиться так, как мы это разобрали словесно. Если мы сможем додуматься, как построить государство, наиболее близкое к описанному, согласись, мы сможем сказать, что уже выполни- ь ли твое требование, то есть показали, как можно это осуществить. Или ты этим не удовольствуешься? Я лично был бы доволен. — Да и я тоже. — После этого мы, очевидно, постараемся найти и показать, что именно плохо в современных государствах, из-за чего они и устроены иначе. Между тем в результате совсем небольшого изменения государство могло бы прийти к указанному роду устройства, особенно если такое изменение было бы одно или же их было бы два, а то и несколько, но все равно их должно быть как можно меньше, и они должны быть незначительными. с — Конечно. — Стоит, однако, произойти одной-единственкой перемене, и, мне кажется, мы будем в состоянии показать, что тогда Преобразится все государство; правда, перемена эта не малая и не легкая, но все же она возможна. — В чем же она состоит? — Вот теперь я и пойду навстречу тому, что мы уподобили крупнейшей волне; это будет высказано, хотя бы меня всего, словно рокочущей волной, обдало насмешками и бесславием. Смотри же, что я собираюсь сказать. — Говори. — Пока в государствах не будут царствовать фило- а софы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много,— которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от Oft зол , да и не станет возможным для рода человече- е ского и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно. Вот почему я так долго не решался говорить,— я видел, что все это будет полностью противоречить общепринятому мнению; ведь трудно людям признать, что иначе невозможно ни личное их, ни общественное благополучие. Тут Главкон сказал: — Сократ, ты метнул в нас такие слово и мысль, что теперь, того и жди, на тебя набросятся очень многие, и причем неплохие, люди: скинув с себя верхнюю 474 одежду, совсем обнаженные 29, они схватятся за первое попавшееся оружие, готовые на все; и, если ты не отразишь их натиск своими доводами и обратишься в бегство, они с издевкой подвергнут тебя наказанию.
|
||||||||
|