Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 20 страница




случиться, что среди потомков царей и властителей встретятся философские натуры...

— С этим не будет спорить никто.

— А раз такие натуры встречаются, так ли уж не­избежно предстоит им подвергнуться порче? Что трудно им себя охранить, это и мы признаем. Но разве бесспор- ь но, что во все времена ни одному из всех них никогда не удалось уберечься?

— Вовсе нет.

— Между тем достаточно появиться одному такому лицу, имеющему в своем подчинении государство, и че­ловек этот совершит все то, чему теперь не верят.

— Его одного было бы достаточно.

— Ведь если правитель будет устанавливать законы и обычаи, которые мы разбирали, не исключено, что граждане охотно станут их выполнять.

— Это вовсе не исключено.

— А разве примкнуть к нашим взглядам будет для других чем-то диковинным и невозможным?

— Я лично этого не думаю.                                     с

— Между тем мы раньше в достаточной мере, пола­гаю, разобрали, что предложенное нами — это наилуч­шее, будь оно только осуществимо.

— Да, мы разобрали это достаточно.

— А теперь у нас так выходит насчет законодатель­ства: всего лучше, если бы осуществилось то, о чем мы говорим, и хотя это трудно, однако не невозможно.

— Выходит так.

— После того как мы насилу покончили с этим во­просом, надо сказать и об остальном. Каким образом и посредством каких наук и занятий получаются люди, на а которых зиждется все государственное устройство? В каком возрасте каждый из них приступает к каждому из этих дел?

— Да, об этом надо сказать.

— Я ничего не выгадал, стараясь раньше опустить тягостный вопрос, касающийся обзаведения женами, де­торождения и назначения на правительственные долж­ности, — я знал тогда, что полная правда будет неприят­на и тяжела; но все равно вышло, что необходимость рас­смотрения этого вопроса сейчас нисколько не меньше. Впрочем, что касается жен и детей, это уже выполнено, « а вот насчет правителей приходится приниматься за раз­бор как бы сызнова.

ЕСЛИ ТЫПОМНИШЬ, МЫГОВОРИЛИ, ЧТО ИМ ДОЛЖНа быТЬ 503


присуща любовь к своему государству, испытанная и в радости, и в горе, и должно быть заметно, что от этого своего правила они не откажутся ни при каких трудно­стях, опасностях или иных превратностях. Кто здесь окажется слаб, того придется отвергнуть, но тот, кто чис­тым выйдет из этого испытания, словно золото из огня, того надо поставить правителем, оказывать ему особые почести и присуждать награды как при жизни, так и по­сле кончины. Вот что примерно было сказано, когда на­ша беседа мимоходом коснулась этого, но тотчас же спряталась из страха затронуть то, что сейчас перед на­ми возникло.

Сущая правда; я ведь помню.

— Тогда я, мой друг, не решался сказать то, что те­перь решился. Осмелимся же сказать и то, что в качестве самых тщательных стражей следует ставить философов.

— Пусть это будет сказано.

— Прими во внимание, что у тебя их, естественно, будет немного, ведь при­рода их должна быть такой, как мы разобрали, между тем все свойства подобных натур редко встречаются вместе: большей частью они бывают разбросаны.

— Что ты имеешь в виду?

— Способность к познанию, память, остроумие, про­ницательность и все, что с этим связано, обычно, как ты знаешь, не встречаются все зараз, а люди по-юношески задорные и с блестящим умом не склонны всегда жить размеренно и спокойно; напротив, из-за своей живости они мечутся во все стороны, и все постоянное их поки­дает.

d


у — Но не находишь ли ты, что указанное сочетание редко встречается?

— Да, редко!

— Значит, надо проверять человека в трудностях, опасностях и радостях, о чем мы и говорили раньше. Кроме того, добавим сейчас то, что мы тогда пропустили: надо упражнять его во многих науках, наблюдая, спосо­бен ли он воспринять самые высокие познания или он их убОИТСЯ, ПОДОбнО ТОМУ КаК робеЮТ ЛЮДИ В ДРУГИХ СЛу- 504 чаях.

— Это следует наблюдать. Но какие познания ты называешь высокими?

— Вероятно, ты помнишь, что, различив три вида души16, мы сделали вывод относительно справедливости, рассудительности, мужества и мудрости, определив, что такое каждое из них.

— Если бы я не помнил, я не был бы вправе слушать дальнейшее.

— А помнишь ли ты то, что было сказано перед этим?

— Что именно?

— Мы как-то говорили, что для наилучшего рассмот- ь рения этих свойств есть другой, более долгий путь и, ес­ли пойти до нему, можно достичь полной ясности, но уже и из ранее сказанного можно сделать нужные за­ключения. Последнее вы признали достаточным, и, та­ким образом, получились выводы, на мой взгляд, не вполне точные. А удовлетворяют ли они вас, пожалуй­ста, скажите сами.

— Но мне-то,— отвечал Адимант,— они показались вполне доказательными, да и остальным тоже.

— Но, дорогой мой, мера в таких вещах, если она в хоть сколько-нибудь отстает от действительности, уже не будет в надлежащей степени доказательной. Ведь не­совершенное не может служить мерой чего бы то ни бы­ло. Впрочем, некоторым иной раз уже и это кажется до­статочным, а дальнейшие поиски излишними.

— Такое впечатление создается очень у многих из-за и* беспечности.

— Но всего менее этому должен поддаваться страж государства и законов.

— Конечно.

— Значит, мой друг, ему надо идти более долгим пу­тем и не меньше усилий приложить к приобретению зна- d ний, чем к гимнастическим упражнениям, иначе, как мы только что говорили, он никогда не достигнет совершен-


ства в самом важном и наиболее ему нужном знании.

— Да разве не это самое важное и есть что-то важнее справедливости и всего того, что мы разбирали?

— Да, есть нечто более важное, и это следует рас­сматривать не только в общих чертах, как мы делаем те­перь: напротив, там нельзя ничего упустить, все должно быть завершенным. Разве не смешно, что в вещах незна-

е чительных прилагают старания, чтобы все вышло как можно точнее и чище, а в самом важном деле будто бы и вовсе не требуется величайшая тщательность!

— Конечно[, твое замечание ценно].

Идея (эйдос)    Но что такое это важнейшее знание

блага       и о чем оно, как ты считаешь? Или

ты думаешь, тебя отпустят, не задав этого вопроса?

— На это я не слишком рассчитываю; пожалуйста, задавай вопросы и ты. Во всяком случае ты уже не раз об этом слышал, а сейчас ты либо просто не сообразил, либо

505 умышленно хочешь снова мне наделать хлопот своим вмешательством; последнее, думаю я, вероятнее. Ты час­то уже слышал: идея блага17 — вот это самое важное знание; через нее становятся пригодными и полезными справедливость и все остальное. Ты и сейчас почти на­верное знал, что я именно так скажу и, вдобавок, что идею эту мы недостаточно знаем. А коль скоро не знаем, то без нее, даже если у нас будет наибольшее количество сведений обо всем остальном, уверяю тебя, ничто не по­служит нам на пользу: это вроде того, как приобрести се­бе какую-нибудь вещь, не думая о благе, которое она ь принесет. Или ты думаешь, главное дело в том, чтобы приобрести побольше имущества, не думая о том, хоро­шее ли оно? Может быть, надо понимать все что угодно, а о прекрасном и благом вовсе не помышлять?

— Клянусь Зевсом, я этого не думаю.

— Но ведь ты знаешь, что, по мнению большинства, благо состоит в удовольствии, а для людей более тон­ких — в понимании?18

— Конечно.

— И знаешь, мой друг, те, кто держится этого взгля­да, не в состоянии указать, что представляет собой это понимание, но в конце концов бывают вынуждены ска­зать, будто оно есть понимание того, что хорошо.

— Это просто смешно.

е — Еще бы не смешно, если, упрекая нас в неведении блага, они затем говорят с нами как с ведающими это, называя благом понимание того, что хорошо, как будто


нам станет понятно, что они говорят, если они будут часто произносить слово «благо».

— Сущая правда.

— Что же? Те, кто определяет благо как удоволь­ствие, меньше ли исполнены заблуждений? Разве им не приходится признать, что бывают дурные удоволь­ствия?

— И даже очень дурные.

— Выходит, думаю я, что они признают, будто благо и зло — одно и то же19. Разве нет?

— Именно так.                                                          d

— Следовательно, ясно, что во всем этом очень много спорного.

— Конечно.

— Далее. Разве не ясно и это: в качестве справед­ливого и прекрасного многие выбрали бы то, что кажется им таковым, хотя бы оно и не было им на самом деле, и соответственно действовали бы, приобретали и выра­жали бы свои мнения; что же касается блага, здесь никто не довольствуется обладанием мнимого, но все ищут под­линного блага, а мнимым всякий пренебрегает.

— Безусловно.

— К благу стремится любая душа и ради него все совершает; она предчувствует, что есть нечто такое, но е ей трудно и не хватает сил понять, в чем же оно состоит.

В этом она не может быть совершенно уверена, как во всем остальном, вот почему она терпит неудачу и в том, что могло бы быть ей на пользу. Неужели мы скажем, что и те лучшие в государстве люди, которым мы готовы soe все вверить, тоже должны быть в таком помрачении от­носительно этого важного предмета?

— Ни в коем случае.

— Я думаю, что справедливость и красота, если не­известно, в каком отношении они суть благо, не найдут для себя достойного стража в лице человека, которому это неведомо. Предвижу, что без этого никто и не может их познать.

— Ты верно предвидишь.

— Между тем государственный строй будет у нас в совершенном порядке только в том случае, если его бу- ь дет блюсти страж, в этом сведущий.

— Это необходимо. Но ты-то сам, Сократ, считаешь благо знанием или удовольствием? Или чем-то иным, третьим?

— Ну что ты за человек! Мне хорошо известно, да и


ты прежде хорошо показал, что тебя не могут удовлетво­рить обычные мнения об этих вещах.

‘— Мне кажется, Сократ, неправильным, когда чу­жие взгляды умеют излагать, а свои собственные — нет, о несмотря на долгие занятия в этой области.

— Как так? По-твоему, человек вправе говорить о том, чего он не знает, выдавая себя за знающего?

— Вовсе не за знающего, но пусть он изложит, что он думает, именно как свои соображения.

— Как? Разве ты не замечал, что все мнения, не ос­нованные на знании20, никуда не годятся? Даже лучшие из них и те слепы. Если у людей бывают какие-то верные мнения, не основанные на понимании, то чем они, по- твоему, отличаются от слепых, которые правильно идут по дороге?

— Ничем.

— Ты предпочитаешь наблюдать безобразное, ту- d манное и неясное, хотя есть возможность узнать от дру­гих то, что и ясно и красиво?

— Ради Зевса, Сократ,— воскликнул Главной, — не отстраняйся, словно ты уже закончил рассуждение. С нас будет достаточно, если ты разберешь вопрос о бла­ге "так, как ты рассматривал справедливость, рассуди­тельность и все остальное.

— Мне же, дорогой мой, этого тем более будет до­статочно. Как бы мне только не сплоховать, а то своим нелепым усердием я вызову смех. Но, мол милые, что такое благо само по себе, это мы пока оставим в стороне,

е потому что, мне кажется, оно выше тех моих мнений, ко­торых можно было достигнуть при нынешнем нашем размахе. А вот о том, что рождается от блага и чрезвы­чайно на него походит, я охотно поговорил бы, если вам угодно, а если нет, тогда оставим и это.

— Пожалуйста, говори, а о его родителе21 ты нам расскажешь в дальнейшем.

507 — Хотелось бы мне быть в состоянии отдать вам

целиком этот мой долг, а не только проценты, как теперь. Но взыщите пока хоть проценты, то есть то, что рождает­ся от самого блага. Однако берегитесь, как бы я нечаянно не провел вас, представив неверный счет.

— Мы остережемся по мере сил. Но ты продолжай.

— Все же только заручившись вашим согласием и напомнив вам о том, что мы с вами уже говорили раньше да и вообще нередко упоминали.

ь — А именно?


— Мы считаем, что есть много красивых вещей, мно­го благ и так далее, и мы разграничиваем их с помощью определения.

— Да, мы так считаем.

— А также, что есть прекрасное само по себе, благо само по себе и так далее в отношении всех вещей, хотя мы и признаем, что их много. А что такое каждая вещь, мы уже обозначаем соответственно единой идее, одной для каждой вещи.

— Да, это так.

— И мы говорим, что те вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть.

— Конечно.

— Посредством чего в нас видим мы то, что мы ви- с дим?

— Посредством зрения.

— И не правда ли, посредством слуха мы слышим все то, что можно слышать, а посредством остальных чувств мы ощущаем все, что поддается ощущению?

— Ну и что же?

— Обращал ли ты внимание, до какой степени дра­гоценна эта способность видеть и восприниматься зре­нием, созданная в наших ощущениях демиургом?

— Нет, не особенно.

— А ты взгляни на это вот как: чтобы слуху слы­шать, а звуку звучать, требуется ли еще нечто третье, так, что, когда оно отсутствует, ничто не слышится и не а звучит?

— Ничего третьего тут не нужно.

— Я думаю, что и для многих остальных ощуще­ний — но не для всех — не требуется ничего подобного. Или ты можешь что-нибудь возразить?

— Нет, не могу.

— А разве ты не замечал, что это требуется для зре­ния и для всего того, что можно видеть?

— Что ты говоришь?

— Какими бы зоркими и восприимчивыми к цвету ни были у человека глаза, ты ведь знаешь, он ничего не увидит и не различит цвета, если будет пользоваться о своим зрением без наличия чего-то третьего, специально для этого предназначенного.

— Что же это, по-твоему, такое?

— То, что ты называешь светом.

— Ты прав.

Ю Платон, т. 3


— Значит, немаловажным началом связуются друг с другом зрительное ощущение и возможность зрительно

508 восприниматься; их связь ценнее всякой другой, потому что свет драгоценен.

— Еще бы ему не быть!

— Кого же из небесных богов можешь ты признать владычествующим над ним и чей это свет позволяет на­шему зрению всего лучше видеть, а предметам — вос­приниматься зрением?

— Того же бога, что и ты, и все остальные. Ведь ясно, что ты спрашиваешь о Солнце.

— А не находится ли зрение по своей природе вот в каком отношении к этому богу...

— В каком?

— Зрение ни само по себе, ни в том, в чем оно воз- fa никает — мы называем это глазом,— не есть Солнце.

— Конечно, нет.

— Однако из орудий наших ощущений оно самое солнцеобразное.

— Да, самое.

— И та способность, которой обладает зрение, уде­лена ему Солнцем как некое истечение.

— Конечно.

— Значит, и Солнце не есть зрение. Хотя оно — при­чина зрения, но само зрение его видит.

— Да, это так.

— Вот и считай, что я утверждаю это и о том, что порождается благом, — ведь благо произвело его подоб-

с ным самому себе: чем будет благо в умопостигаемой области по отношению к уму и умопостигаемому, тем в области зримого будет Солнце по отношению к зрению и зрительно воспринимаемым вещам.

— Как это? Разбери мне подробнее.

— Ты знаешь, когда напрягаются, чтобы разглядеть предметы, озаренные сумеречным сиянием ночи, а не те, цвет которых предстает в свете дня, зрение притупляет­ся, и человека можно принять чуть ли не за слепого, как будто его глаза не в порядке.

— Действительно, это так.

& — Между тем те же самые глаза отчетливо видят

предметы, освещенные Солнцем: это показывает, что зрение в порядке.

— И что же?

— Считай, что так бывает и с душой: всякий раз, когда она устремляется туда, где сияют истина и бытие,


она воспринимает их и познает, что показывает ее разумность. Когда же она уклоняется в область смеше­ния с мраком, возникновения и уничтожения, она тупе­ет, становится подверженной мнениям, меняет их так и этак, и кажется, что она лишилась ума.

— Похоже на это.

— Так вот, то, что придает познаваемым вещам 0 истинность, а человека наделяет способностью позна­вать, это ты и считай идеей блага — причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно и то и дру­гое — познание и истина, но, если идею блага ты будешь считать чем-то еще более прекрасным, ты будешь прав. Как правильно было считать свет и зрение солнцеобраз­ными, но признать их Солнцем было бы неправильно, 509 так и здесь: правильно считать познание и истину име­ющими образ блага, но признать что-либо из них самим благом было бы неправильно: благо по его свойствам на­до ценить еще больше.

— Каким же ты считаешь его несказанно прекрас­ным, если, по твоим словам, от него зависят и познание, и истина, само же оно превосходит их своей красотой!

Но конечно, ты понимаешь под этим не удовольствие?

— Не кощунствуй! Лучше вот как рассматривай его образ...

— Как?                                                                     ь

— Солнце дает всему, что мы видим, не только воз­можность быть видимым, но и рождение (yeveoiv), рост а также питание, хотя само оно не есть становление (yevecriv).

— Как же иначе?

— Считай, что и познаваемые вещи не только мо­гут познаваться лишь благодаря благу, но оно дает им и бытие, и существование, хотя само благо не есть суще­ствование, оно — за пределами существования, превы­шая его достоинством и силой.

Тут Главкон очень забавно воскликнул:                     с

— Аполлон! Как удивительно высоко мы взобра­лись!

— Ты сам виноват, — сказал я, — ты заставляешь ме­ня излагать мое мнение о благе.

— И ты ни в коем случае не бросай этого; не говоря уж о другом, разбери снова это сходство с Солнцем — не пропустил ли ты чего.

— Ну, там у меня многое пропущено.

— Не оставляй в стороне даже мелочей!


— Думаю, их слишком много; впрочем, насколько это сейчас возможно, постараюсь ничего не пропустить.

— Непременно постарайся.

4                          — Так вот, считай, что есть двое

МиР о владык, как мы и говорили: один —

умопостигаемый надо всеми родами и областями умо-

и мир видимыи                             г                                                             17

постигаемого, другой, напротив, надо всем зримым — не хочу называть это небом, чтобы тебе не казалось, будто я как-то мудрю со словами 22. Усвоил ты эти два вида, зримый и умопостигаемый?

— Усвоил.

— Для сравнения возьми линию, разделенную на два неравных отрезка. Каждый такой отрезок, то есть область зримого и область умопостигаемого, раздели опять таким же путем, причем область зримого ты раз­делишь по признаку большей или меньшей отчетливо-

е сти. Тогда один из получившихся там отрезков будет содержать образы. Я называю так прежде всего тени, 5Ю затем отражения в воде и в плотных, гладких и глян­цевитых предметах — одним словом, все подобное этому.

— Понимаю.

— В другой раздел, сходный с этим, ты поместишь находящиеся вокруг нас живые существа, все виды растений, а также все то, что изготовляется.

— Так я это и размещу.

— И разве не согласишься ты признать такое раз­деление в отношении подлинности и неподлинности: как то, что мы мним, относится к тому, что мы действи­тельно знаем, так подобное относится к уподобляемому.

ь — Я с этим вполне согласен.

— Рассмотри в свою очередь и разделение области умопостигаемого — по какому признаку надо будет ее делить.

— По какому же?

Беспредпосылочное — Один раздел умопостигаемого

начало. Разделы душа вынуждена искать на основа-

умопостигаемого нии ПредПОСЫЛОк, пользуясь образа-

ми из получившихся у нас тогда отрезков и устремляясь поэтому не к началу, а к завершению. Между тем другой раздел душа отыскивает, восходя от предпосылки к началу, такой предпосылки не имеющему. Без образов, какие были в первом случае, но при помощи самих идей пролагает она себе путь 23.


— То, что ты говоришь, я недостаточно понял.

— Тебе легче будет понять, если сперва я скажу о вот что: я думаю, ты знаешь, что те, кто занимается геометрией, счетом и тому подобным, предполагают в любом своем исследовании, будто им известно, что такое чет и нечет, фигуры, три вида углов и прочее в том же роде. Это они принимают за исходные положения и не считают нужным отдавать в них отчет ни себе, ни дру­гим, словно это всякому и без того ясно. Исходя из этих d положений, они разбирают уже все остальное и после­довательно доводят до конца то, что было предметом их рассмотрения.

— Это-то я очень хорошо знаю.

— Но ведь когда они вдобавок пользуются чертежа­ми и делают отсюда выводы, их мысль обращена не на чертеж, а на те фигуры, подобием которых он служит. Выводы свои они делают только для четырехугольника самого по себе и его диагонали, а не для той диагонали, которую они начертили. Так и во всем остальном. То же самое относится к произведениям ваяния и живописи: от них может падать тень, и возможны их отражения в © воде, но сами они служат лишь образным выражением того, что можно видеть не иначе как мысленным взором. 511

— Ты прав.

— Вот об этом виде умопостигаемого я тогда и гово­рил: душа в своем стремлении к нему бывает вынуждена пользоваться предпосылками и потому не восходит к его началу, так как она не в состоянии выйти за пределы предполагаемого и пользуется лишь образными подо­биями, выраженными в низших вещах, особенно в тех, в которых она находит и почитает отчетливое их выраже­ние.

— Я понимаю: ты говоришь о том, что изучают ь при помощи геометрии и родственных ей приемов.

— Пойми также, что вторым разделом умопостигае­мого я называю то, чего наш разум достигает с помощью диалектической способности. Свои предположения он не выдает за нечто изначальное, напротив, они для него только предположения как таковые, то есть некие подступы и устремления к началу всего, которое уже не предположительно. Достигнув его и придерживаясь все­го, с чем оно связано, он приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими с идеями в их взаимном отношении, и его выводы относят­ся только к ним.


— Я понимаю, хотя и не в достаточной степени: мне кажется, ты говоришь о сложных вещах. Однако ты хочешь установить, что бытие и все умопостигаемое при помощи диалектики можно созерцать яснее, чем то, что рассматривается с помощью только так называемых наук, которые исходят из предположений. Правда, и та­кие исследователи бывают вынуждены созерцать область умопостигаемого при помощи рассудка, а не посредством ощущений, но поскольку они рассматривают ее на осно­вании своих предположений, не восходя к первоначалу, то, по-твоему, они и не могут постигнуть ее умом, хотя она вполне умопостигаема, если постичь ее первоначало. Рассудком же ты называешь, по-моему, ту способность, которая встречается у занимающихся геометрией и им подобных. Однако это еще не ум, так как рассудок зани­мает промежуточное положение между мнением и умом 24.

— Ты выказал полнейшее понимание. С указанными четырьмя отрезками соотнеси мне те четыре состояния, что возникают в душе: на высшей ступени — разум, на второй — рассудок, третье место удели вере, а послед­нее — уподоблению 25, и расположи их соответственно, считая, что, насколько то или иное состояние причастно истине, столько же в нем и достоверности.

— Понимаю. Я согласен и расположу их так, как ты говоришь.


— После этого,— сказал я,— ты мо- 514 Символ пещеры жешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещен­ности вот какому состоянию... Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пе­щеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет.

С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что* людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову ь они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вы­шине, а между огнем и узниками проходит верхняя до­рога, огражденная, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих по­мощников, когда поверх ширмы показывают кукол.

— Это я себе представляю,— сказал Главкон.

— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что с она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из 515 камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.

— Странный ты рисуешь образ и странных узников!

— Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь ви­дят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?

— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь

они вынуждены держать голову неподвижно?                ь

— А предметы, которые проносят там, за стеной?

Не то же ли самое происходит и с ними?

— То есть?

— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?

— Непременно так.


— Далее. Если бы в их темнице отдавалось эхом все, что бы ни произнес любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени?

— Клянусь Зевсом, я этого не думаю.

• — Такие узники целиком и полностью принимали

бы за истину тени проносимых мимо предметов.

— Это совершенно неизбежно.

— Понаблюдай же их освобождение от оков неразу­мия и исцеление от него, иначе говоря, как бы это все у них происходило, если бы с ними естественным путем случилось нечто подобное.

Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выпол­нять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше.

ё И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут гово­рить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизи­вшись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную проходящую перед ним вещь и заставят отвечать на вопрос, что это такое? Не счи­таешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?

— Конечно, он так подумает.

е — А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза и не отвернется он поспешно к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему по­казывают?

— Да, это так.

— Если же кто станет насильно тащить его по кру­тизне вверх, в гору и не отпустит, пока не извлечет его на солнечный свет, разве он не будет страдать и не возмутится таким насилием? А когда бы он вышел на

516 свет, глаза его настолько были бы поражены сиянием, что он не мог бы разглядеть ни одного предмета из тех, о подлинности которых ему теперь говорят.

— Да, так сразу он этого бы не смог.

— Тут нужна привычка, раз ему предстоит увидеть все то, что там, наверху. Начинать надо с самого легко­го: сперва смотреть на тени, затем — на отражения в во­де людей и различных предметов, а уж потом — на


самые вещи; при этом то, что на небе, и самое небо ему легче было бы видеть не днем, а ночью, то есть смотреть на звездный свет и Луну, а не на Солнце и его свет, ь

— Несомненно.

— И наконец, думаю я, этот человек был бы в состоя­нии смотреть уже на самое Солнце, находящееся в его собственной области, и усматривать его свойства, не ограничиваясь наблюдением его обманчивого отражения в воде или в других ему чуждых средах.

— Конечно, ему это станет доступно.

— И тогда уж он сделает вывод, что от Солнца зави­сят и времена года, и течение лет, и что оно ведает всем в видимом пространстве, и оно же каким-то образом есть причина всего того, что этот человек и другие узни- с ки видели раньше в пещере.

— Ясно, что он придет к такому выводу после тех наблюдений.

— Так как же? Вспомнив свое прежнее жилище, тамошнюю премудрость и сотоварищей по заключению, разве не сочтет он блаженством перемену своего положе­ния и разве не пожалеет своих друзей?

— И даже очень.

— А если они воздавали там какие-нибудь почести и хвалу друг другу, награждая того, кто отличался наиболее острым зрением при наблюдении текущих мимо предметов и лучше других запоминал, что обычно появлялось сперва, что после, а что и одновременно, а и на этом основании предсказывал грядущее, то, как ты думаешь, жаждал бы всего этого тот, кто уже освободил­ся от уз, и разве завидовал бы он тем, кого почитают уз­ники и кто среди них влиятелен? Или он испытывал бы то, о чем говорит Гомер, то есть сильнейшим образом желал бы



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.