|
|||
Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 20 страницаслучиться, что среди потомков царей и властителей встретятся философские натуры... — С этим не будет спорить никто. — А раз такие натуры встречаются, так ли уж неизбежно предстоит им подвергнуться порче? Что трудно им себя охранить, это и мы признаем. Но разве бесспор- ь но, что во все времена ни одному из всех них никогда не удалось уберечься? — Вовсе нет. — Между тем достаточно появиться одному такому лицу, имеющему в своем подчинении государство, и человек этот совершит все то, чему теперь не верят. — Его одного было бы достаточно. — Ведь если правитель будет устанавливать законы и обычаи, которые мы разбирали, не исключено, что граждане охотно станут их выполнять. — Это вовсе не исключено. — А разве примкнуть к нашим взглядам будет для других чем-то диковинным и невозможным? — Я лично этого не думаю. с — Между тем мы раньше в достаточной мере, полагаю, разобрали, что предложенное нами — это наилучшее, будь оно только осуществимо. — Да, мы разобрали это достаточно. — А теперь у нас так выходит насчет законодательства: всего лучше, если бы осуществилось то, о чем мы говорим, и хотя это трудно, однако не невозможно. — Выходит так. — После того как мы насилу покончили с этим вопросом, надо сказать и об остальном. Каким образом и посредством каких наук и занятий получаются люди, на а которых зиждется все государственное устройство? В каком возрасте каждый из них приступает к каждому из этих дел? — Да, об этом надо сказать. — Я ничего не выгадал, стараясь раньше опустить тягостный вопрос, касающийся обзаведения женами, деторождения и назначения на правительственные должности, — я знал тогда, что полная правда будет неприятна и тяжела; но все равно вышло, что необходимость рассмотрения этого вопроса сейчас нисколько не меньше. Впрочем, что касается жен и детей, это уже выполнено, « а вот насчет правителей приходится приниматься за разбор как бы сызнова. ЕСЛИ ТЫПОМНИШЬ, МЫГОВОРИЛИ, ЧТО ИМ ДОЛЖНа быТЬ 503 присуща любовь к своему государству, испытанная и в радости, и в горе, и должно быть заметно, что от этого своего правила они не откажутся ни при каких трудностях, опасностях или иных превратностях. Кто здесь окажется слаб, того придется отвергнуть, но тот, кто чистым выйдет из этого испытания, словно золото из огня, того надо поставить правителем, оказывать ему особые почести и присуждать награды как при жизни, так и после кончины. Вот что примерно было сказано, когда наша беседа мимоходом коснулась этого, но тотчас же спряталась из страха затронуть то, что сейчас перед нами возникло. — Сущая правда; я ведь помню. — Тогда я, мой друг, не решался сказать то, что теперь решился. Осмелимся же сказать и то, что в качестве самых тщательных стражей следует ставить философов. — Пусть это будет сказано. — Прими во внимание, что у тебя их, естественно, будет немного, ведь природа их должна быть такой, как мы разобрали, между тем все свойства подобных натур редко встречаются вместе: большей частью они бывают разбросаны. — Что ты имеешь в виду? — Способность к познанию, память, остроумие, проницательность и все, что с этим связано, обычно, как ты знаешь, не встречаются все зараз, а люди по-юношески задорные и с блестящим умом не склонны всегда жить размеренно и спокойно; напротив, из-за своей живости они мечутся во все стороны, и все постоянное их покидает. d у — Но не находишь ли ты, что указанное сочетание редко встречается? — Да, редко! — Значит, надо проверять человека в трудностях, •опасностях и радостях, о чем мы и говорили раньше. Кроме того, добавим сейчас то, что мы тогда пропустили: надо упражнять его во многих науках, наблюдая, способен ли он воспринять самые высокие познания или он их убОИТСЯ, ПОДОбнО ТОМУ КаК робеЮТ ЛЮДИ В ДРУГИХ СЛу- 504 чаях. — Это следует наблюдать. Но какие познания ты называешь высокими? — Вероятно, ты помнишь, что, различив три вида души16, мы сделали вывод относительно справедливости, рассудительности, мужества и мудрости, определив, что такое каждое из них. — Если бы я не помнил, я не был бы вправе слушать дальнейшее. — А помнишь ли ты то, что было сказано перед этим? — Что именно? — Мы как-то говорили, что для наилучшего рассмот- ь рения этих свойств есть другой, более долгий путь и, если пойти до нему, можно достичь полной ясности, но уже и из ранее сказанного можно сделать нужные заключения. Последнее вы признали достаточным, и, таким образом, получились выводы, на мой взгляд, не вполне точные. А удовлетворяют ли они вас, пожалуйста, скажите сами. — Но мне-то,— отвечал Адимант,— они показались вполне доказательными, да и остальным тоже. — Но, дорогой мой, мера в таких вещах, если она в хоть сколько-нибудь отстает от действительности, уже не будет в надлежащей степени доказательной. Ведь несовершенное не может служить мерой чего бы то ни было. Впрочем, некоторым иной раз уже и это кажется достаточным, а дальнейшие поиски излишними. — Такое впечатление создается очень у многих из-за и* беспечности. — Но всего менее этому должен поддаваться страж государства и законов. — Конечно. — Значит, мой друг, ему надо идти более долгим путем и не меньше усилий приложить к приобретению зна- d ний, чем к гимнастическим упражнениям, иначе, как мы только что говорили, он никогда не достигнет совершен- ства в самом важном и наиболее ему нужном знании. — Да разве не это самое важное и есть что-то важнее справедливости и всего того, что мы разбирали? — Да, есть нечто более важное, и это следует рассматривать не только в общих чертах, как мы делаем теперь: напротив, там нельзя ничего упустить, все должно быть завершенным. Разве не смешно, что в вещах незна- е чительных прилагают старания, чтобы все вышло как можно точнее и чище, а в самом важном деле будто бы и вовсе не требуется величайшая тщательность! — Конечно[, твое замечание ценно]. Идея (эйдос) Но что такое это важнейшее знание блага и о чем оно, как ты считаешь? Или ты думаешь, тебя отпустят, не задав этого вопроса? — На это я не слишком рассчитываю; пожалуйста, задавай вопросы и ты. Во всяком случае ты уже не раз об этом слышал, а сейчас ты либо просто не сообразил, либо 505 умышленно хочешь снова мне наделать хлопот своим вмешательством; последнее, думаю я, вероятнее. Ты часто уже слышал: идея блага17 — вот это самое важное знание; через нее становятся пригодными и полезными справедливость и все остальное. Ты и сейчас почти наверное знал, что я именно так скажу и, вдобавок, что идею эту мы недостаточно знаем. А коль скоро не знаем, то без нее, даже если у нас будет наибольшее количество сведений обо всем остальном, уверяю тебя, ничто не послужит нам на пользу: это вроде того, как приобрести себе какую-нибудь вещь, не думая о благе, которое она ь принесет. Или ты думаешь, главное дело в том, чтобы приобрести побольше имущества, не думая о том, хорошее ли оно? Может быть, надо понимать все что угодно, а о прекрасном и благом вовсе не помышлять? — Клянусь Зевсом, я этого не думаю. — Но ведь ты знаешь, что, по мнению большинства, благо состоит в удовольствии, а для людей более тонких — в понимании?18 — Конечно. — И знаешь, мой друг, те, кто держится этого взгляда, не в состоянии указать, что представляет собой это понимание, но в конце концов бывают вынуждены сказать, будто оно есть понимание того, что хорошо. — Это просто смешно. е — Еще бы не смешно, если, упрекая нас в неведении блага, они затем говорят с нами как с ведающими это, называя благом понимание того, что хорошо, как будто нам станет понятно, что они говорят, если они будут часто произносить слово «благо». — Сущая правда. — Что же? Те, кто определяет благо как удовольствие, меньше ли исполнены заблуждений? Разве им не приходится признать, что бывают дурные удовольствия? — И даже очень дурные. — Выходит, думаю я, что они признают, будто благо и зло — одно и то же19. Разве нет? — Именно так. d — Следовательно, ясно, что во всем этом очень много спорного. — Конечно. — Далее. Разве не ясно и это: в качестве справедливого и прекрасного многие выбрали бы то, что кажется им таковым, хотя бы оно и не было им на самом деле, и соответственно действовали бы, приобретали и выражали бы свои мнения; что же касается блага, здесь никто не довольствуется обладанием мнимого, но все ищут подлинного блага, а мнимым всякий пренебрегает. — Безусловно. — К благу стремится любая душа и ради него все совершает; она предчувствует, что есть нечто такое, но е ей трудно и не хватает сил понять, в чем же оно состоит. В этом она не может быть совершенно уверена, как во всем остальном, вот почему она терпит неудачу и в том, что могло бы быть ей на пользу. Неужели мы скажем, что и те лучшие в государстве люди, которым мы готовы soe все вверить, тоже должны быть в таком помрачении относительно этого важного предмета? — Ни в коем случае. — Я думаю, что справедливость и красота, если неизвестно, в каком отношении они суть благо, не найдут для себя достойного стража в лице человека, которому это неведомо. Предвижу, что без этого никто и не может их познать. — Ты верно предвидишь. — Между тем государственный строй будет у нас в совершенном порядке только в том случае, если его бу- ь дет блюсти страж, в этом сведущий. — Это необходимо. Но ты-то сам, Сократ, считаешь благо знанием или удовольствием? Или чем-то иным, третьим? — Ну что ты за человек! Мне хорошо известно, да и ты прежде хорошо показал, что тебя не могут удовлетворить обычные мнения об этих вещах. ‘— Мне кажется, Сократ, неправильным, когда чужие взгляды умеют излагать, а свои собственные — нет, о несмотря на долгие занятия в этой области. — Как так? По-твоему, человек вправе говорить о том, чего он не знает, выдавая себя за знающего? — Вовсе не за знающего, но пусть он изложит, что он думает, именно как свои соображения. — Как? Разве ты не замечал, что все мнения, не основанные на знании20, никуда не годятся? Даже лучшие из них и те слепы. Если у людей бывают какие-то верные мнения, не основанные на понимании, то чем они, по- твоему, отличаются от слепых, которые правильно идут по дороге? — Ничем. — Ты предпочитаешь наблюдать безобразное, ту- d манное и неясное, хотя есть возможность узнать от других то, что и ясно и красиво? — Ради Зевса, Сократ,— воскликнул Главной, — не отстраняйся, словно ты уже закончил рассуждение. С нас будет достаточно, если ты разберешь вопрос о благе "так, как ты рассматривал справедливость, рассудительность и все остальное. — Мне же, дорогой мой, этого тем более будет достаточно. Как бы мне только не сплоховать, а то своим нелепым усердием я вызову смех. Но, мол милые, что такое благо само по себе, это мы пока оставим в стороне, е потому что, мне кажется, оно выше тех моих мнений, которых можно было достигнуть при нынешнем нашем размахе. А вот о том, что рождается от блага и чрезвычайно на него походит, я охотно поговорил бы, если вам угодно, а если нет, тогда оставим и это. — Пожалуйста, говори, а о его родителе21 ты нам расскажешь в дальнейшем. 507 — Хотелось бы мне быть в состоянии отдать вам целиком этот мой долг, а не только проценты, как теперь. Но взыщите пока хоть проценты, то есть то, что рождается от самого блага. Однако берегитесь, как бы я нечаянно не провел вас, представив неверный счет. — Мы остережемся по мере сил. Но ты продолжай. — Все же только заручившись вашим согласием и напомнив вам о том, что мы с вами уже говорили раньше да и вообще нередко упоминали. ь — А именно? — Мы считаем, что есть много красивых вещей, много благ и так далее, и мы разграничиваем их с помощью определения. — Да, мы так считаем. — А также, что есть прекрасное само по себе, благо само по себе и так далее в отношении всех вещей, хотя мы и признаем, что их много. А что такое каждая вещь, мы уже обозначаем соответственно единой идее, одной для каждой вещи. — Да, это так. — И мы говорим, что те вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть. — Конечно. — Посредством чего в нас видим мы то, что мы ви- с дим? — Посредством зрения. — И не правда ли, посредством слуха мы слышим все то, что можно слышать, а посредством остальных чувств мы ощущаем все, что поддается ощущению? — Ну и что же? — Обращал ли ты внимание, до какой степени драгоценна эта способность видеть и восприниматься зрением, созданная в наших ощущениях демиургом? — Нет, не особенно. — А ты взгляни на это вот как: чтобы слуху слышать, а звуку звучать, требуется ли еще нечто третье, так, что, когда оно отсутствует, ничто не слышится и не а звучит? — Ничего третьего тут не нужно. — Я думаю, что и для многих остальных ощущений — но не для всех — не требуется ничего подобного. Или ты можешь что-нибудь возразить? — Нет, не могу. — А разве ты не замечал, что это требуется для зрения и для всего того, что можно видеть? — Что ты говоришь? — Какими бы зоркими и восприимчивыми к цвету ни были у человека глаза, ты ведь знаешь, он ничего не увидит и не различит цвета, если будет пользоваться о своим зрением без наличия чего-то третьего, специально для этого предназначенного. — Что же это, по-твоему, такое? — То, что ты называешь светом. — Ты прав. Ю Платон, т. 3 — Значит, немаловажным началом связуются друг с другом зрительное ощущение и возможность зрительно 508 восприниматься; их связь ценнее всякой другой, потому что свет драгоценен. — Еще бы ему не быть! — Кого же из небесных богов можешь ты признать владычествующим над ним и чей это свет позволяет нашему зрению всего лучше видеть, а предметам — восприниматься зрением? — Того же бога, что и ты, и все остальные. Ведь ясно, что ты спрашиваешь о Солнце. — А не находится ли зрение по своей природе вот в каком отношении к этому богу... — В каком? — Зрение ни само по себе, ни в том, в чем оно воз- fa никает — мы называем это глазом,— не есть Солнце. — Конечно, нет. — Однако из орудий наших ощущений оно самое солнцеобразное. — Да, самое. — И та способность, которой обладает зрение, уделена ему Солнцем как некое истечение. — Конечно. — Значит, и Солнце не есть зрение. Хотя оно — причина зрения, но само зрение его видит. — Да, это так. — Вот и считай, что я утверждаю это и о том, что порождается благом, — ведь благо произвело его подоб- с ным самому себе: чем будет благо в умопостигаемой области по отношению к уму и умопостигаемому, тем в области зримого будет Солнце по отношению к зрению и зрительно воспринимаемым вещам. — Как это? Разбери мне подробнее. — Ты знаешь, когда напрягаются, чтобы разглядеть предметы, озаренные сумеречным сиянием ночи, а не те, цвет которых предстает в свете дня, зрение притупляется, и человека можно принять чуть ли не за слепого, как будто его глаза не в порядке. — Действительно, это так. & — Между тем те же самые глаза отчетливо видят предметы, освещенные Солнцем: это показывает, что зрение в порядке. — И что же? — Считай, что так бывает и с душой: всякий раз, когда она устремляется туда, где сияют истина и бытие, она воспринимает их и познает, что показывает ее разумность. Когда же она уклоняется в область смешения с мраком, возникновения и уничтожения, она тупеет, становится подверженной мнениям, меняет их так и этак, и кажется, что она лишилась ума. — Похоже на это. — Так вот, то, что придает познаваемым вещам 0 истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага — причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно и то и другое — познание и истина, но, если идею блага ты будешь считать чем-то еще более прекрасным, ты будешь прав. Как правильно было считать свет и зрение солнцеобразными, но признать их Солнцем было бы неправильно, 509 так и здесь: правильно считать познание и истину имеющими образ блага, но признать что-либо из них самим благом было бы неправильно: благо по его свойствам надо ценить еще больше. — Каким же ты считаешь его несказанно прекрасным, если, по твоим словам, от него зависят и познание, и истина, само же оно превосходит их своей красотой! Но конечно, ты понимаешь под этим не удовольствие? — Не кощунствуй! Лучше вот как рассматривай его образ... — Как? ь — Солнце дает всему, что мы видим, не только возможность быть видимым, но и рождение (yeveoiv), рост а также питание, хотя само оно не есть становление (yevecriv). — Как же иначе? — Считай, что и познаваемые вещи не только могут познаваться лишь благодаря благу, но оно дает им и бытие, и существование, хотя само благо не есть существование, оно — за пределами существования, превышая его достоинством и силой. Тут Главкон очень забавно воскликнул: с — Аполлон! Как удивительно высоко мы взобрались! — Ты сам виноват, — сказал я, — ты заставляешь меня излагать мое мнение о благе. — И ты ни в коем случае не бросай этого; не говоря уж о другом, разбери снова это сходство с Солнцем — не пропустил ли ты чего. — Ну, там у меня многое пропущено. — Не оставляй в стороне даже мелочей! — Думаю, их слишком много; впрочем, насколько это сейчас возможно, постараюсь ничего не пропустить. — Непременно постарайся. 4 — Так вот, считай, что есть двое МиР о владык, как мы и говорили: один — умопостигаемый надо всеми родами и областями умо- и мир видимыи г 17 постигаемого, другой, напротив, надо всем зримым — не хочу называть это небом, чтобы тебе не казалось, будто я как-то мудрю со словами 22. Усвоил ты эти два вида, зримый и умопостигаемый? — Усвоил. — Для сравнения возьми линию, разделенную на два неравных отрезка. Каждый такой отрезок, то есть область зримого и область умопостигаемого, раздели опять таким же путем, причем область зримого ты разделишь по признаку большей или меньшей отчетливо- е сти. Тогда один из получившихся там отрезков будет содержать образы. Я называю так прежде всего тени, 5Ю затем отражения в воде и в плотных, гладких и глянцевитых предметах — одним словом, все подобное этому. — Понимаю. — В другой раздел, сходный с этим, ты поместишь находящиеся вокруг нас живые существа, все виды растений, а также все то, что изготовляется. — Так я это и размещу. — И разве не согласишься ты признать такое разделение в отношении подлинности и неподлинности: как то, что мы мним, относится к тому, что мы действительно знаем, так подобное относится к уподобляемому. ь — Я с этим вполне согласен. — Рассмотри в свою очередь и разделение области умопостигаемого — по какому признаку надо будет ее делить. — По какому же? Беспредпосылочное — Один раздел умопостигаемого начало. Разделы душа вынуждена искать на основа- умопостигаемого нии ПредПОСЫЛОк, пользуясь образа- ми из получившихся у нас тогда отрезков и устремляясь поэтому не к началу, а к завершению. Между тем другой раздел душа отыскивает, восходя от предпосылки к началу, такой предпосылки не имеющему. Без образов, какие были в первом случае, но при помощи самих идей пролагает она себе путь 23. — То, что ты говоришь, я недостаточно понял. — Тебе легче будет понять, если сперва я скажу о вот что: я думаю, ты знаешь, что те, кто занимается геометрией, счетом и тому подобным, предполагают в любом своем исследовании, будто им известно, что такое чет и нечет, фигуры, три вида углов и прочее в том же роде. Это они принимают за исходные положения и не считают нужным отдавать в них отчет ни себе, ни другим, словно это всякому и без того ясно. Исходя из этих d положений, они разбирают уже все остальное и последовательно доводят до конца то, что было предметом их рассмотрения. — Это-то я очень хорошо знаю. — Но ведь когда они вдобавок пользуются чертежами и делают отсюда выводы, их мысль обращена не на чертеж, а на те фигуры, подобием которых он служит. Выводы свои они делают только для четырехугольника самого по себе и его диагонали, а не для той диагонали, которую они начертили. Так и во всем остальном. То же самое относится к произведениям ваяния и живописи: от них может падать тень, и возможны их отражения в © воде, но сами они служат лишь образным выражением того, что можно видеть не иначе как мысленным взором. 511 — Ты прав. — Вот об этом виде умопостигаемого я тогда и говорил: душа в своем стремлении к нему бывает вынуждена пользоваться предпосылками и потому не восходит к его началу, так как она не в состоянии выйти за пределы предполагаемого и пользуется лишь образными подобиями, выраженными в низших вещах, особенно в тех, в которых она находит и почитает отчетливое их выражение. — Я понимаю: ты говоришь о том, что изучают ь при помощи геометрии и родственных ей приемов. — Пойми также, что вторым разделом умопостигаемого я называю то, чего наш разум достигает с помощью диалектической способности. Свои предположения он не выдает за нечто изначальное, напротив, они для него только предположения как таковые, то есть некие подступы и устремления к началу всего, которое уже не предположительно. Достигнув его и придерживаясь всего, с чем оно связано, он приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими с идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним. — Я понимаю, хотя и не в достаточной степени: мне кажется, ты говоришь о сложных вещах. Однако ты хочешь установить, что бытие и все умопостигаемое при помощи диалектики можно созерцать яснее, чем то, что рассматривается с помощью только так называемых наук, которые исходят из предположений. Правда, и такие исследователи бывают вынуждены созерцать область умопостигаемого при помощи рассудка, а не посредством ощущений, но поскольку они рассматривают ее на основании своих предположений, не восходя к первоначалу, то, по-твоему, они и не могут постигнуть ее умом, хотя она вполне умопостигаема, если постичь ее первоначало. Рассудком же ты называешь, по-моему, ту способность, которая встречается у занимающихся геометрией и им подобных. Однако это еще не ум, так как рассудок занимает промежуточное положение между мнением и умом 24. — Ты выказал полнейшее понимание. С указанными четырьмя отрезками соотнеси мне те четыре состояния, что возникают в душе: на высшей ступени — разум, на второй — рассудок, третье место удели вере, а последнее — уподоблению 25, и расположи их соответственно, считая, что, насколько то или иное состояние причастно истине, столько же в нем и достоверности. — Понимаю. Я согласен и расположу их так, как ты говоришь. — После этого,— сказал я,— ты мо- 514 Символ пещеры жешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию... Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что* людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову ь они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол. — Это я себе представляю,— сказал Главкон. — Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что с она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из 515 камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат. — Странный ты рисуешь образ и странных узников! — Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры? — Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно? ь — А предметы, которые проносят там, за стеной? Не то же ли самое происходит и с ними? — То есть? — Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят? — Непременно так. — Далее. Если бы в их темнице отдавалось эхом все, что бы ни произнес любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени? — Клянусь Зевсом, я этого не думаю. • — Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов. — Это совершенно неизбежно. — Понаблюдай же их освобождение от оков неразумия и исцеление от него, иначе говоря, как бы это все у них происходило, если бы с ними естественным путем случилось нечто подобное. Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. ё И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную проходящую перед ним вещь и заставят отвечать на вопрос, что это такое? Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь? — Конечно, он так подумает. е — А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза и не отвернется он поспешно к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают? — Да, это так. — Если же кто станет насильно тащить его по крутизне вверх, в гору и не отпустит, пока не извлечет его на солнечный свет, разве он не будет страдать и не возмутится таким насилием? А когда бы он вышел на 516 свет, глаза его настолько были бы поражены сиянием, что он не мог бы разглядеть ни одного предмета из тех, о подлинности которых ему теперь говорят. — Да, так сразу он этого бы не смог. — Тут нужна привычка, раз ему предстоит увидеть все то, что там, наверху. Начинать надо с самого легкого: сперва смотреть на тени, затем — на отражения в воде людей и различных предметов, а уж потом — на самые вещи; при этом то, что на небе, и самое небо ему легче было бы видеть не днем, а ночью, то есть смотреть на звездный свет и Луну, а не на Солнце и его свет, ь — Несомненно. — И наконец, думаю я, этот человек был бы в состоянии смотреть уже на самое Солнце, находящееся в его собственной области, и усматривать его свойства, не ограничиваясь наблюдением его обманчивого отражения в воде или в других ему чуждых средах. — Конечно, ему это станет доступно. — И тогда уж он сделает вывод, что от Солнца зависят и времена года, и течение лет, и что оно ведает всем в видимом пространстве, и оно же каким-то образом есть причина всего того, что этот человек и другие узни- с ки видели раньше в пещере. — Ясно, что он придет к такому выводу после тех наблюдений. — Так как же? Вспомнив свое прежнее жилище, тамошнюю премудрость и сотоварищей по заключению, разве не сочтет он блаженством перемену своего положения и разве не пожалеет своих друзей? — И даже очень. — А если они воздавали там какие-нибудь почести и хвалу друг другу, награждая того, кто отличался наиболее острым зрением при наблюдении текущих мимо предметов и лучше других запоминал, что обычно появлялось сперва, что после, а что и одновременно, а и на этом основании предсказывал грядущее, то, как ты думаешь, жаждал бы всего этого тот, кто уже освободился от уз, и разве завидовал бы он тем, кого почитают узники и кто среди них влиятелен? Или он испытывал бы то, о чем говорит Гомер, то есть сильнейшим образом желал бы
|
|||
|