Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 21 страница



...как поденщик, работая в поле, Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный 1

и скорее терпеть что угодно, только бы не разделять представлений узников и не жить так, как они?

— Я-то думаю, он предпочтет вытерпеть все что о угодно, чем жить так.

— Обдумай еще и вот что: если бы такой человек опять спустился туда и сел бы на то же самое место, разве не были бы его глаза охвачены мраком при таком внезапном уходе от света Солнца?


— Непременно убили бы.

 

Так вот, дорогой мой Главкон, это уподобление следует применить ко всему, что было сказано ранее: область, охватываемая зрением, подобна тюремному жи­лищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вы­шине,— это подъем души в область умопостигаемого. Если ты все это допустишь, то постигнешь мою заветную мысль — коль скоро ты стремишься ее узнать, — а уж богу ведомо, верна ли она. Итак, вот что мне видится: в том, что познаваемо, идея блага — это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она — причи­на всего правильного и прекрасного. В области видимого она порождает свет и его владыку, а в области умопости­гаемого она сама — владычица, от которой зависят исти­на и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общест­венной жизни.

— Я согласен с тобой, насколько мне это доступно.

— Тогда будь со мной заодно еще вот в чем: не удив­ляйся, что пришедшие ко всему этому не хотят зани­маться человеческими делами; их души всегда стремят­ся ввысь. Да это и естественно, поскольку соответствует нарисованной выше картине.

— Да, естественно.

— Что же? А удивительно разве, по- твоему, если кто-нибудь, перейдя от божественных созерцаний к челове­ческому убожеству, выглядит не­важно и кажется крайне смешным? Зрение еще не привыкло, а между тем, прежде чем он привыкнет к окружающему мраку, его заставляют выступать на суде или еще где-нибудь и


сражаться по поводу теней справедливости или изобра­жений, отбрасывающих эти тени, так что приходится спорить о них в том духе, как это воспринимают люди, в никогда не видавшие самое справедливость.

— Да, в этом нет ничего удивительного.

— Всякий, кто соображает, вспомнил бы, что есть 518 два рода нарушения зрения, то есть [оно нарушается]

по двум причинам: либо когда переходят из света в тем­ноту, либо из темноты — на свет. То же самое происхо­дит и с душой; это можно понять, видя, как иногда душа находится в замешательстве и не способна что-ли­бо разглядеть. Вместо того чтобы бессмысленно смеять­ся, лучше понаблюдать, пришла ли эта душа из более светлой жизни и потому с непривычки омрачилась, или же, наоборот, перейдя от полного невежества к светлой жизни, она ослеплена ярким сиянием: такое ее состоя- ь ние и такую жизнь можно счесть блаженством, той же, первой, посочувствовать2. Если же при взгляде на нее кого-то все-таки разбирает смех, пусть он меньше смеется над ней, чем над той, что явилась сверху, из света.

— Ты очень правильно говоришь.

— Раз это верно, вот как должны мы думать об этих душах: просвещенность — это совсем не то, что ут­верждают о ней некоторые лица, заявляющие, будто в душе у человека нет знания и они его туда вкладывают, с вроде того как вложили бы в слепые глаза зрение.

— Верно, они так утверждают.

— А это наше рассуждение показывает, что у каж­

дого в душе есть такая способность; есть у души и ору­дие, помогающее каждому обучиться. Но как глазу не­возможно повернуться от мрака к свету иначе чем вме­сте со всем телом, так же нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия и того, что в нем всего ярче, а это, как мы утверждаем, и есть благо. Не правда ли?                                                                      а

— Как раз здесь и могло бы про­явиться искусство обращения: каким образом всего легче и действеннее можно обратить человека. Это вовсе не значит вложить в него способность видеть — она у него уже имеется, но неверно направле­на, и он смотрит не туда, куда надо. Вот здесь-то и надо

ПРИЛОЖИТЬ СИЛЫ.             лад


— Видимо, так.

— Некоторые положительные свойства, относимые к душе, очень близки, пожалуй, к таким же свойствам

е тела; в самом деле, у человека сперва их может и не быть, они развиваются позднее путем упражнения и вхо­дят в привычку. Но способность понимания, как видно, гораздо более божественного происхождения; она никог­да не теряет своей силы, но в зависимости от направлен­ности бывает то полезной и пригодной, то непригодной 519 и даже вредной. Разве ты не замечал у тех, кого называ­ют хотя и дурными людьми, но умными, как проница­тельна их душонка и как они насквозь видят то, что им надо? Значит, зрение у них неплохое, но оно вынуждено служить их порочности, и, чем острее они видят, тем больше совершают зла.

— Конечно, я это замечал.

— Однако если сразу же, еще в детстве, пресечь природные наклонности такой натуры, которые, словно

ь свинцовые грузила, влекут ее к обжорству и различным другим наслаждениям и направляют взор души вниз, то, освободившись от всего этого, душа обратилась бы к ис­тине, и те же самые люди стали бы различать там все так же остро, как теперь в том, на что направлен их взор.

— Это естественно.

— Что же? А разве естественно и не­избежно не вытекает из сказанного раньше следующее: для управления государством не годятся как люди непросвещенные и не сведущие в

истине, так и те, кому всю жизнь предоставлено зани­маться самоусовершенствованием, — первые потому, что в их жизни нет единой цели, стремясь к которой они должны были бы действовать, что бы они ни совершали в частной или общественной жизни, а вторые потому, что по доброй воле они не станут действовать, полагая, что уже при жизни переселились на Острова блажен­ных 3.

— Это верно.

— Раз мы — основатели государства, нашим делом будет заставлять лучшие натуры учиться тому позна­нию, которое мы раньше назвали самым высоким, то есть умению видеть благо и совершать к нему восхожде-

d ние; но когда, высоко поднявшись, они в достаточной мере его узрят, мы не позволим им того, что в наше время им разрешается.


— Что ты имеешь в виду?

— Мы не позволим им оставаться там, на вершине, из нежелания спуститься снова к тем узникам 4, и, худо ли бедно ли, они должны будут разделить с ними труды их и почести.

— Выходит, мы будем несправедливы к этим выдаю­щимся людям и из-за нас они будут жить хуже, чем мог­ли бы.

— Ты опять забыл, мой друг, что закон ставит о своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всего государства. То убеждением, то силой обеспечивает он сплоченность всех граждан, де­лая так, чтобы они были друг другу взаимно полезны в той мере, в какой они вообще могут быть полезны для 520 всего общества. Выдающихся людей он включает в госу­дарство не для того, чтобы предоставить им возможность уклоняться куда кто хочет, но чтобы самому пользо­ваться ими для укрепления государства.

— Правда, я позабыл об этом.

— Заметь, Главкон, что мы не будем несправедливы к тем, кто становится у нас философами, напротив, мы предъявим к ним лишь справедливое требование, застав­ляя их заботиться о других и стоять на страже их инте­ресов. Мы скажем им так: «Во всех других государствах ь люди, обратившиеся к философии, вправе не принимать участия в государственных делах, потому что люди сде­лались такими сами собой, вопреки государственному строю, а то, что вырастает само собой, никому не обязано своим питанием и не должно стремиться возместить расходы. А вас родили мы для вас же самих и для осталь­ных граждан, подобно тому как у пчел среди их роя бы­вают вожди и цари. Вы воспитаны лучше и совершеннее, чем те философы, и более их способны заниматься и тем

и другим. Поэтому вы должны, каждый в свой черед, с спускаться в обитель прочих людей и привыкать созер­цать темные стороны жизни. Привыкнув, вы в тысячу раз лучше, чем живущие там, разглядите и распознаете, что представляет собой каждая тень и образ чего она есть, так как вы уже раньше лицезрели правду относи­тельно всего прекрасного, справедливого и доброго. Тогда государство будет у нас с вами устроено уже ная­ву, а не во сне, как это происходит сейчас в большинстве государств, где идут междоусобные войны и призрачные сражения за власть, — будто это какое-то великое благо, d По правде же дело обстоит вот как: где всего менее стре-


мятся к власти те, кому предстоит править, там государ­ство управляется лучше всего и распри отсутствуют пол­ностью; совсем иначе бывает в государстве, где правя­щие настроены противоположным образом.

— Безусловно.

— А ты не думаешь, что наши питомцы, слыша это, выйдут из нашего повиновения и не пожелают трудить­ся, каждый в свой черед, вместе с гражданами, а пред­почтут все время пребывать друг с другом в области чистого [бытия]?5

е — Этого не может быть, потому что мы обращаемся к людям справедливым с нашим справедливым требова­нием. Но во всяком случае каждый из них пойдет управ­лять только потому, что это необходимо,— в полную про­тивоположность современным правителям в любом госу­дарстве.

— Так уж обстоит дело, дорогой мой. Если ты най- 521 дешь для тех, кому предстоит править, лучший образ

жизни, чем обладание властью, тогда у тебя может осуществиться государство с хорошим государственным строем. Ведь только в таком государстве будут править те, кто на самом деле богат — не золотом, а тем, чем дол­жен быть богат счастливый: добродетельной и разумной жизнью. Если же бедные и неимущие добиваются досту­па к общественным благам, рассчитывая урвать себе от­туда кусок, тогда не быть добру: власть становится чем- то таким, что можно оспаривать, и подобного рода до­машняя, внутренняя война губит и участвующих в ней, и остальных граждан.

— Совершенно верно.

ь — А можешь ты назвать какой-нибудь еще образ жизни, выражающий презрение к государственным должностям, кроме того, что посвящен истинной фило­софии?

— Клянусь Зевсом, нет.

— Однако не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен. А то с ними будут сра­жаться соперники в этой любви.

— Несомненно.

— Кого же иного заставишь ты встать на страже го­сударства, как не тех, кто вполне сведущ в деле наилуч­шего государственного правления, а вместе с тем имеет и другие достоинства и ведет жизнь более добродетель­ную, чем государственные деятели?

— Никого.


— Хочешь* рассмотрим, каким образом получаются такие люди и с помощью чего можно вывести их наверх, к свету, подобно тому, как, по преданию, некоторые поднялись из Аида к богам?

— Очень хочу!

— Но ведь это не то же самое, что перевернуть чере­пок 6; тут надо душу повернуть от некоего сумеречного дня к истинному дню бытия; такое восхождение мы, верно, назовем стремлением к мудрости.

— Конечно.

— Не следует ли нам рассмотреть, какого рода познание способствует этому?

— Да, это надо сделать.

— Так какое же познание, Глав-

Разделы наук, кон, могло бы увлечь душу от станов- ления к бытию? Но чуть только я за-

НЯ ДОЗнл пИС

чистого бытия Дал этот вопрос, мне вот что пришло на ум: разве мы не говорили, что [будущие философы] непременно должны в свои юные годы основательно знакомиться с военным делом?

— Говорили.

— Значит, то познание, которое мы ищем, должно дополняться еще и этим.

— То есть чем?

— Оно не должно быть бесполезным для воинов.

— Конечно, не должно, если только это возможно.

— Как мы уже говорили раньше, их воспитанию служат у нас гимнастические упражнения и мусическое искусство.

— Да, это у нас уже было.

— Между тем гимнастика направлена на то, что может как возникать, так и исчезать, — ведь от нее зави­сит, прибавляется ли или убавляется крепость тела.

— Понятно.

— А ведь это совсем не то, искомое, познание.

— Нет, не то.

— Но быть может, таково мусическое искусство, ко­торое мы разобрали раньше?

— Но именно оно, если ты помнишь,— сказал Глав- кон,— служило как бы противовесом гимнастике, ведь оно воспитывает нравы стражей: гармония делает их уравновешенными, хоть и не сообщает им знания, а ритм сообщает их действиям последовательность. В речах их также оказываются родственные этим свойства мусиче- ского искусства, будь то в произведениях вымышленных


или более близких к правде. Но познания, ведущего к

ь тому благу, которое ты теперь ищешь, в мусическом искусстве нет вовсе.

— Как это удачно ты мне напомнил: действительно, ничего такого в нем нет, как мы говорили. Но, милый Главной, в чем могло бы оно содержаться? Ведь все искусства оказались грубоватыми.

— Конечно. Какое же еще остается познание, если отпадают и мусическое искусство, и гимнастика, и все остальные искусства?

— Погоди-ка. Если, кроме них, мы уже ничем не располагаем, давай возьмем то, что распространяется на них всех.

— Что же это такое?

с — Да то общее, чем пользуется любое искусство, а также рассудок и знания, то, что каждый человек дол­жен узнать прежде всего.

— Что же это?

— Да пустяк: надо различать, что такое один, два и три. В общем я называю это числом и счетом. Разве не так обстоит дело, что любое ис­кусство и знание вынуждено при­общаться к нему?

— Да, именно так.

— А военное дело?

— И для него это совершенно неизбежно.

а — Презабавным же полководцем выставляет Ага­мемнона Паламед в трагедиях! Обратил ли ты внимание, что Паламед — изобретатель чисел — говорит там про себя, что это именно он распределил по отрядам войско под Илионом, произвел подсчет кораблей и всего проче­го, как будто до того они не были сосчитаны? Видно, Агамемнон не знал даже, сколько у него самого ног, раз он не умел считать! 7 Каким уж там полководцем может он быть, по-твоему?

— Нелепым, если только это действительно было так.

о — Признаем ли мы необходимой для полководца эту науку, то есть чтобы он умел вычислять и счи­тать?

— Это крайне необходимо, если он хочет хоть что- нибудь понимать в воинском деле, более того, если он вообще хочет быть человеком.

— Но замечаешь ли ты в этой науке то же, что и я?


— А именно?

— По своей природе она относится, пожалуй, 523 к тому, что ведет человека к размышлению, то есть к тому, что мы с тобой ищем, но только никто не пользует­ся ею действительно как наукой, увлекающей нас к бытию.

— Что ты имеешь в виду?

— Попытаюсь объяснить свою мысль. Но как я для самого себя устанавливаю различие между тем, что ведет нас к предмету нашего обсуждения, а что нет, это ты посмотри вместе со мной, говоря прямо, с чем ты согласен, а с чем нет, чтобы мы могли таким образом яснее разглядеть, верны ли мои догадки.

— Так указывай же мне путь.

— Я указываю, а ты смотри. Кое-что в наших вос­приятиях не побуждает наше мышление к дальнейшему ь исследованию, потому что достаточно определяется са­мим ощущением; но кое-что решительно требует такого исследования, поскольку ощущение не дает ничего на­дежного.

— Ясно, что ты говоришь о предметах, видных издалека, как бы в смутной дымке.

— Не очень-то ты схватил мою мысль!

— Но о чем же ты говоришь?

— Не побуждает к исследованию то, что не вызывает одновременно противоположного ощущения, а то, что с вызывает такое ощущение, я считаю побуждающим к исследованию, поскольку ощущение обнаруживает одно нисколько не больше, чем другое, ему противоположное, все равно, относится ли это ощущение к предметам, находящимся вблизи или к далеким. Ты поймешь это яснее на следующем примере: вот, скажем, три паль­ца — мизинец, безымянный и средний...

— Ну да.

— Считай, что я говорю о них как о предметах, рассматриваемых вблизи, но обрати здесь внимание вот на что...

— На что же?

— Каждый из них одинаково является пальцем —

в этом отношении между ними нет никакой разницы, а все равно, находится ли он с краю или посредине, белый ли он или черный, толстый или тонкий и так далее. Во всем этом душа большинства людей не бывает вынужде­на обращаться к мышлению с вопросом: «А что это, собственно, такое — палец?», потому что зрение никогда


не показывало ей, что палец одновременно есть и нечто противоположное пальцу.

— Конечно, не показывало.

— Так что здесь это, естественно, не побуждает к е размышлению и не вызывает его.

— Естественно.

— Далее. А большую или меньшую величину паль­цев разве можно в достаточной мере определить на глаз и разве для зрения не безразлично, какой палец находит­ся посредине, а какой с краю? А на ощупь можно ли в точности определить, толстый ли палец, тонкий ли, мяг­кий или жесткий? Да и остальные ощущения разве не

524 слабо обнаруживают все это? С каждым из них не так ли бывает: ощущение, назначенное определять жесткость, вынуждено приняться и за определение мягкости и пото­му извещает душу, что одна и та же вещь ощущается им и как жесткая, и как мягкая.

— Да, так бывает.

— В подобных случаях душа в свою очередь недо­умевает, что обозначено этим ощущением как жесткое, когда та же самая вещь названа им мягкой. То же самое и при ощущении легкого и тяжелого: душа не понимает, легкая это вещь или тяжелая, если восприятие обознача­ет тяжелое как легкое, а легкое как тяжелое.

ь — Такие сообщения странны для души и нуждаются в рассмотрении.

Рассуждение
и размышление
как путь познания
чистого бытия

— Да.

— Если каждый из них один, а вместе их два, то эти два будут в мышлении разделены, ибо, если два

с не разделены, они мыслятся уже не как два, а как одно.

— Верно.

— Ведь зрение, утверждаем мы, воспринимает боль­шое и малое не раздельно, а как нечто слитное, не прав­да ли?


— Да.

— Для выяснения этого мышление в свою очередь вынуждено рассмотреть большое и малое, но не в их слитности, а в их раздельности: тут полная противопо­ложность зрению.

— Это верно.

— Так вот, не из-за этого ли и возникает у нас прежде всего вопрос: что же это, собственно, такое — большое и малое?

— Именно из-за этого.

— И таким образом, одно мы называем умопостигае­мым, а другое — зримым.

— Совершенно верно.                                               d

— Так вот как раз это я и пытался теперь сказать: кое-что побуждает рассудок к деятельности, а кое-что — нет. То, что воздействует на ощущения одновременно со своей противоположностью, я определил как побуждаю­щее, а что таким образом не воздействует, то и не будит мысль.

— Теперь я уже понял, и мне тоже кажется, что это так.

— Далее. К какому из этих двух разрядов относятся единица и число?

— Не соображу.

— А ты сделай вывод из сказанного ранее. Если нечто единичное достаточно хорошо постигается само по себе, будь то зрением, будь то каким-либо иным чувст­вом, то не возникает стремления выяснить его сущность, е как я это показал на примере с пальцем. Если же в нем постоянно обнаруживается и какая-то противополож­ность, так что оно оказывается единицей не более чем ее противоположностью, тогда требуется уже какое-либо суждение; в этом случае душа вынуждена недоумевать, искать, будоражить в самой себе мысль и задавать себе вопрос: что же это такое — единица сама по себе? Та­ким-то образом познание этой единицы вело бы и побуж- 525 дало к созерцанию бытия 8.

— Но конечно,— сказал Главкон,—

Созерцание не меньше эт0 наблюдается и в том

тождественного

случае, когда мы созерцаем тож­дественное: одно и то же мы видим и как единое, и как бесконечное множество.

— Раз так бывает с единицей, не то же ли самое и со всяким числом вообще? — спросил я.

— Как же иначе?


     
 

 

 

какой вы ее считаете, то есть всякая единица равна всякой единице, ничуть от нее не отличается и не имеет в себе никаких частей?» — как ты думаешь, что они от­ветят?

— Да, по-моему, что они говорят о таких числах, ко­торые допустимо лишь мыслить, а иначе с ними никак нельзя обращаться 9.

— Вот ты и видишь, мой друг, что нам и в самом деле необходима эта наука, раз оказывается, что она ь заставляет душу пользоваться самим мышлением ради самой истины.

— И как умело она это делает!

— Что же? Приходилось ли тебе наблюдать, как люди с природными способностями к счету бывают восприимчивы, можно сказать, ко всем наукам? Даже все те, кто туго соображают, если они обучаются этому и упражняются, то, хотя бы они не извлекали из этого для себя никакой иной пользы, все же становятся более восприимчивыми, чем были раньше.

— Да, это так.

— Право, я думаю, ты нелегко и не много найдешь с таких предметов, которые представляли бы для обучаю­щегося, даже усердного, больше трудностей, чем этот.

— Конечно, не найду.

— И ради всего этого нельзя оставлять в стороне такую науку, напротив, именно с ее помощью надо воспитывать людей, имеющих прекрасные природные задатки.

— Я с тобой согласен.

— Стало быть, пусть это будет у нас первая наука. Рассмотрим же и вторую, связанную, впрочем, с первой: подходит ли она нам?

— Какая именно? Или ты говоришь о геометрии?

— Да, именно.

— Поскольку она применяется в d Геометрия военном деле, ясно, что подходит,— сказал Главной.— При устройстве лагерей, занятии ме­стностей, при стягивании и развертывании войск и раз­ных других военных построениях как во время сраже­ния, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоком геометрии и тем, кто ее не знает.

— Но для этого было бы достаточно какой-то незна­чительной части геометрии и счета. Надо, однако, рас­смотреть преобладающую ее часть, имеющую более ши­рокое применение: направлена ли она к нашей цели, е

помогает ли она нам созерцать идею блага? Да, помо­гает, отвечаем мы, душе человека обратиться к той обла­сти, в которой заключено величайшее блаженство бытия — а ведь это-то ей и должно увидеть любым способом.

— Ты прав.

— Значит, если геометрия заставляет созерцать бытие, она нам годится, если же становление — тогда нет.

— Действительно, мы так утверждаем.

527           — Но кто хоть немного знает толк в геометрии, не

будет оспаривать, что наука эта полностью противопо­ложна тем словесным выражениям, которые в ходу у занимающихся ею.

— То есть?

— Они выражаются как-то очень забавно и принуж­денно. Словно они заняты практическим делом и имеют в виду интересы этого дела, они употребляют выражения «построим» четырехугольник, «проведем» линию, «про­изведем наложение» и так далее, все это так и сыплется

ь из их уст. А между тем это ведь наука, которой занима­ются ради познания.

— Разумеется.

— Не оговорить ли нам еще вот что...

— А именно?

— Это наука, которой занимаются ради познания вечного бытия, а не того, что возникает и гибнет.

— Хорошая оговорка: действительно, геометрия — это познание вечного бытия.

— Значит, милый мой, она влечет душу к истине и воздействует на философскую мысль, стремя ее ввысь, между тем как теперь она у нас низменна вопреки долж­ному.

— Да, геометрия очень даже на это воздействует, с — Значит, надо по возможности строже предписать,

чтобы граждане Прекрасного города ни в коем случае не оставляли геометрию, ведь немаловажно даже побоч­ное ее применение.

— Какое?

— То, о чем ты говорил — в военном деле, да, впро­чем, и во всех науках — для лучшего их усвоения: мы ведь знаем, какая бесконечная разница существует меж­ду человеком, причастным к геометрии и непричаст­ным.

— Бесконечная, клянусь Зевсом!

— Так примем это как второй предмет изучения для наших юношей? 10

— Примем.

— Что же? Третьим предметом будет Астрономия у нас асхр0Н0МЙЯ? как по-твоему?

— По-моему, да, потому что внимательные наблюде­ния за сменой времен года, месяцев и лет пригодны не только для земледелия и мореплавания, но не меньше и для руководства военными действиями.

Это у тебя приятная черта: ты, видно, боишься, как бы большинству не показалось, будто ты предписы­ваешь бесполезные науки. Между тем вот что очень важно, хотя поверить этому трудно: в науках этих очи­щается и вновь оживает некое орудие души каждого человека, которое другие занятия губят и делают сле­пым, а между тем сохранить его в целости более ценно, чем иметь тысячу глаз, ведь только при его помощи можно увидеть истину. Кто с этим соглаеен, тот решит, что ты говоришь удивительно хорошо, а кто этого никак не ощущает, тот, естественно, будет думать, будто ты несешь вздор, от которого, по их мнению, нет никакой пользы и нет в нем ничего заслуживающего упоминания. Так вот, ты сразу же учти, с каким из этих двух разрядов людей ты беседуешь. Или, может быть, ни с тем ни с другим, но главным образом ради себя самого берешься ты за исследования? Но и тогда ты не должен иметь ничего против, если кто-нибудь другой сумеет извлечь из них для себя пользу.

— Чаще всего я люблю рассуждать вот так, посред­ством вопросов и ответов, но для самого себя.

— В таком случае дай задний ход11, потому что мы сейчас неверно назначили следующий после геомет­рии предмет.

— В чем же мы ошиблись?

— После плоскостей мы взялись за объемные тела, находящиеся в движении, а надо бы раньше изучить их самих по себе, ведь правильнее было бы после второго измерения рассмотреть третье: оно касается кубов и все­го того, что имеет глубину 12.

— Это так, Сократ, но здесь, кажется, ничего еще не открыли.

— Причина тут двоякая: нет такого государства, где наука эта была бы в почете, а исследуют ее слабо, так как она трудна. Исследователи нуждаются в руково­дителе, без него им не сделать открытий. Прежде всего

трудно ожидать, чтобы такой руководитель появился, а если даже он и появится, то при нынешнем положении вещей те, кто исследует эти вещи, не стали бы его слу­шать, так как они слишком высокого мнения о себе. Если бы все государство в целом уважало такие занятия и содействовало им, исследователи подчинились бы, и их непрерывные усиленные поиски раскрыли бы свойства изучаемого предмета. Ведь даже и теперь, когда боль­шинство не оказывает почета этим занятиям и препят­ствует им, да и сами исследователи не отдают себе от­чета в их полезности, они все же вопреки всему этому развиваются, настолько они привлекательны. Поэтому неудивительно, что наука эта появилась на свет.

— Действительно, в ней очень много привлекатель­ного. Но скажи мне яснее о том, что ты только что гово­рил: изучение всего плоскостного ты отнес к геометрии?

— Да.

— А после нее ты взялся за астрономию, но потом отступился.

— Я так спешил поскорее все разобрать, что от этого все получилось медленнее. Далее по порядку шла наука об измерении глубины, но, так как с ее изучением дело обстоит до смешного плохо, я перескочил через нее и после геометрии заговорил об астрономии, то есть о вращении тел, имеющих глубину.

— Ты правильно говоришь.

— Итак, четвертым предметом познания мы назовем астрономию, в настоящее время она как-то забыта, но она воспрянет, если ею займется государство.

— Естественно. Ты недавно упрекнул меня, Сократ, в том, что моя похвала астрономии была пошлой, так вот, теперь я произнесу ей похвалу в твоем духе: ведь, по-моему, всякому ясно, что она заставляет душу взирать ввысь и ведет ее туда, прочь ото всего здешнего.

— Возможно, что всякому это ясно, кроме меня, мне-то кажется, что это не так.

— А как же?

— Если заниматься астрономией таким образом, как те, кто возводит ее до степени философии, то она даже слишком обращает наши взоры вниз.

— Что ты имеешь в виду?

— Великолепно ты, по-моему, сам для себя решил, что такое наука о вышнем. Пожалуй, ты еще скажешь, будто если кто-нибудь, запрокинув голову, разглядывает узоры на потолке и при этом кое-что распознает, то он

видит это при помощи мышления, а не глазами. Возмож­но, ты думаешь правильно, я-то ведь простоват и потому не могу считать, что взирать ввысь нашу душу заставля­ет какая-либо иная наука, кроме той, что изучает бытие и незримое. Глядит ли кто, разинув рот, вверх или же, прищурившись, вниз, когда пытается с помощью ощу­щений что-либо распознать, все равно, утверждаю я, он никогда этого не постигнет, потому что для подобного рода вещей не существует познания и душа человека при с этом смотрит не вверх, а вниз, хотя бы он даже лежал навзничь на земле или плыл по морю на спине.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.