Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 14 страница



— Это естественно.

— Короче* тем, кто блюдет государство, надо при­лагать все усилия к тому, чтобы от них не укрылась его порча, и прежде всего им надо оберегать государство от нарушающих порядок новшеств в области гимнасти­ческого и мусического искусств. Когда ссылаются на то, что


песнопение люди особенно ценят

Самое новое, то, что певцы недавно сложили \

с надо в особенности опасаться, что могут подумать, будто поэт говорит не о новом содержании песен, а о новом стиле напева, и именно вот это одобрить. Между тем такие вещи не следует одобрять и нельзя таким образом понимать этот стих. Надо остерегаться вводить новый вид мусического искусства — здесь рискуют всем: ведь нигде не бывает перемены приемов мусического искус­ства без изменений в самых важных государственных установлениях — так утверждает Дамон, и я ему верю.

— И меня присоедини к числу тех, кто ему верит,— сказал Адимант.

а — Видно, именно где-то здесь надо будет нашим стражам установить свой сторожевой пост — в области мусического искусства.

— Действительно, сюда легко и незаметно вкрады­вается нарушение законов.

— Да, под прикрытием безвредной забавы.

— На самом же деле нарушение законов причиняет именно тот вред, что, мало-помалу внедряясь, поти­хоньку проникает в нравы и навыки, а оттуда, уже в бо­лее крупных размерах, распространяется на деловые взаимоотношения граждан и посягает даже на сами

е законы и государственное устройство, притом заметь себе, Сократ, с величайшей распущенностью, в конце концов переворачивая все вверх дном как в частной, так и в общественной жизни.

— Допускаю, что дело обстоит именно так.

— По-моему, да.

— Следовательно, как мы и говорили вначале, даже игры наших детей должны как можно больше соответ­ствовать законам, потому что, если они становятся бес­порядочными и дети не соблюдают правил, невозможно

425 вырастить из них серьезных, законопослушных граж­дан.

— Разумеется.

— Если же дети с самого начала будут играть как следует, то благодаря мусическому искусству они при­выкнут к законности, и в полную противоположность другим детям эта привычка будет у них постоянно укре­пляться и сказываться во всем, даже способствовать исправлению государства, если что в нем было не так 5.

— Это верно.

— И во всем, что считается мелочами, они найдут


нормы поведения; между тем это умение совершенно утрачено теми, о ком мы упоминали сначала.

— Какие же это нормы?

— Следующие: младшим полагается молчать при ь старших, уступать им место, вставать в их присутствии, почитать родителей 6; затем идет все, что касается на­ружности: стрижка, одежда, обувь и так далее. Или ты не согласен?

— Согласен.

— Но я думаю, глупо было бы определять все это законом, это нигде не принято, да такие постановления все равно не удержатся, будь они даже изложены пись­менно.

— Почему?

— В каком направлении кто был воспитан, Адимант, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь. Или, с по-твоему, подобное не вызывается обычно подобным?

— Как же иначе?

— И я думаю, мы сказали бы, что от воспитания в конце концов зависит вполне определенный и выра­женный результат: либо благо, либо его противополож­ность.

— Конечно.

— По этой причине я лично и не пытался бы пока что предписывать законы в этой области.

— Естественно.

—■ Но скажи, ради богов, отважимся ли мы устанав­ливать какие-либо законы, касающиеся рынка, то есть насчет тех сделок, которые там заключаются, а если а угодно, то и насчет отношений между ремесленниками, ссор, драк, предъявления исков, назначения судей?

А тут еще понадобится взыскивать и определять нало­ги то на рынке, то в гавани — словом, вообще касаться рыночных, городских, портовых и тому подобных дел.

— Не стоит ли давать предписания тем, кто получил безупречное воспитание: в большинстве случаев они сами без труда поймут, какие здесь требуются законы, е

— Да, мой друг, это так, если бог им даст сохранить в целости те законы, которые мы разбирали раньше.

— А если нет, вся их жизнь пройдет в том, что они вечно будут устанавливать множество разных законов и вносить в них поправки в расчете, что таким образом достигнут совершенства.

— По твоим словам, жизнь таких людей будет вроде


как у тех больных, которые из-за распущенности не же­лают бросить свой дурной образ жизни.

— Вот именно.

426 — Забавное же у них будет времяпрепровождение:

лечась, они добиваются только того, что делают свои недуги разнообразнее и сильнее, но все время надеют­ся выздороветь, когда кто присоветует им новое лекар­ство.

— Действительно, состояние подобных больных именно такое.

— Далее. Разве не забавно у них еще вот что: сво­им злейшим врагом считают они того, кто говорит им правду, а именно, что, пока они не перестанут пьян­ствовать, наедаться, предаваться любовным утехам и

ь праздности, им нисколько не помогут ни лекарства, ни прижигания, ни разрезы, а также заговоры, амулеты и тому подобное.

— Но это не слишком забавно: что уж забавного в том, когда верные указания вызывают гнев?

— Ты, как видно, не склонен воздавать хвалу таким людям.

— Нет, клянусь Зевсом.

— Следовательно, ты не воздашь хвалы и государ­ству, которое все целиком, как мы недавно говорили, занимается чем-то подобным. Или тебе не кажется, что то же самое происходит в плохо управляемых государ-

с ствах, где гражданам запрещается изменять государ­ственное устройство в целом и такие попытки караются смертной казнью? А кто старается быть приятным и угождает гражданам, находящимся под таким управ­лением, лебезит перед ними, предупреждает их желания и горазд их исполнять, тот, выходит, будет хорошим человеком, мудрым в важнейших делах, и граждане будут оказывать ему почести.

По-моему, такое государство поступает подобно тем больным, [о которых ты говорил], а этого я никак не могу одобрить.

d — И тебя не восхищает смелость и ловкость тех, кто с полной готовностью усердно служит таким госу­дарствам?

-- Восхищает, но я делаю исключение для тех, кто обманывается насчет таких государств и воображает себя подлинным государственным деятелем, оттого что его восхваляет толпа.

— Как ты говоришь? Ты не согласен с ними? Или,


по-твоему, когда человек не умеет измерять, а множество других людей, тоже не умеющих этого делать, уверяют его, что он ростом в четыре локтя, он все же в состоянии о не думать, что он таков?

— Это невозможно.

— Так не сердись на них. И верно, такие законо­датели всего забавнее: они, как мы только что говорили, все время вносят поправки в свои законы, думая поло­жить предел злоупотреблениям в делах, но, как я сейчас заметил, не отдают себе отчета, что на самом-то деле уподобляются людям, рассекающим гидру 7.

— Это верно, ничего другого они и не делают. 427

— Так вот, я считал бы, что в государстве, плохо ли, хорошо ли устроенном, подлинному законодателю не­чего хлопотать о таком виде законов, потому что в пер­вом случае они бесполезны и совершенно ни к чему, а во втором кое-что из них установит всякий, кто бы он ни был, в остальном же они сами собой вытекают из уже ранее имевшихся навыков.

— Что же еще, — спросил Адимант,— остается у нас ь по части законодательства?

Тогда я сказал:

— У нас-то ничего, а вот у Аполлона, что в Дель­фах,— величайшие, прекраснейшие и первейшие зако­ноположения 8.

— Какие же это?

— О постройке святилищ, жертвоприношениях и всем прочем, что касается почитания богов, гениев и ге­роев; также и о погребениях мертвых, и о том, что надо выполнять, чтобы милостиво расположить к себе тех, кто находится там, в Аиде. Подобные вещи самим нам неизвестны, но, основывая государство, мы и другому никому не поверим, если у нас есть ум, и не прибегнем с ни к какому иному наставнику, кроме отечественного: ведь в подобных вещах именно этот бог — отечествен­ный наставник всех людей; он наставляет, восседая там, где находится пуп Земли 9.

— Прекрасно сказано! Так и поступим.

— Далее, сын Аристона, допустим, что государство

У тебя уже основано. После этого, взяв какой-нибудь а достаточно яркий светильник, посмотри сам да пригласи и своего брата, а также Полемарха и всех остальных, не удастся ли нам разглядеть, где там кроется сраведли- вость, а где несправедливость, в чем между ними разли­чие и которой из них надо обладать человеку, чтобы быть


счастливым, все равно, утаится ли он от всех богов и людей или нет.

— Вздор,— сказал Главной,— ты ведь сам обещал произвести такое исследование, считая, что с твоей сто-

е роны было бы неблагочестиво не прийти на помощь
справедливости по мере твоих сил, любым способом.

— Ты верно напомнил, — сказал я,— так и надо поступать, но и вы должны мне помочь.

— Пожалуйста, мы готовы.

— Я надеюсь найти ответ вот как: думаю, что это государство, раз оно правильно устроено, будет у нас вполне совершенным.

— Непременно.

Четыре          — Ясно, что оно мудро, мужествен-

добродетели но, рассудительно и справедливо 10. идеального _ Ясно.

государства         _ Значит? ПрИ наличии ТОГО, ЧТО МЫ

в нем обнаружим, ненайденным будет лишь то, что останется?

428 — Что ты имеешь в виду?

— Это так же, как бывает относительно любых четы­рех вещей, если мы разыскиваем среди них какую- нибудь одну: достаточно либо заранее знать, что она такое, либо же знать предварительно остальные три вещи; тем самым мы найдем ту, которую ищем,— ведь ясно, что она не что иное, как остаток.

— Ты правильно говоришь.

— Значит, и в нашем вопросе надо тоже так вести поиски, раз наше государство отличается четырьмя свойствами.

— Очевидно.

— И прежде всего, по-моему, вполне очевидна его ь мудрость, хотя дело с ней представляется несколько

странным.

— Почему?

— То государство, которое мы разбирали, кажется мне действительно мудрым — ведь в нем осуществля­ются здравые решения, не так ли?

— Да.

— Между тем эти-то здравые решения и суть какое- то знание; ведь не невежество, а знание помогает хорошо рассуждать.

— Очевидно.

— А в государстве можно встретить много разно­образных знаний.


— Конечно.

— Так неужели же благодаря знанию плотничьего искусства государство следует назвать мудрым и при­нимающим здравые решения?

— Вовсе не из-за этого, иначе его следовало бы на- с звать плотницким.

— Значит, хотя государству и желательно, чтобы деревянные изделия были как можно лучше, однако не за умелое их изготовление можно назвать государ­ство мудрым.

— Конечно, нет.

— Что же? За медные и другие такие же изделия?

— Все это тут ни при чем.

— И не за выращивание плодов земли, иначе госу­дарство можно было бы назвать земледельческим.

— Мне кажется так.

— Что же? Есть ли в только что основанном нами государстве у кого-либо из граждан какое-нибудь такое знание, что с его помощью можно решать не мелкие, d а общегосударственные вопросы, наилучшим образом руководя внутренними и внешними отношениями?

— Да, есть.

— Какое же и у кого?

— Это искусство быть всегда на страже: им обла­дают те правители, которых мы недавно назвали совер­шенными стражами.

— Раз есть такое знание, то что ты скажешь о нашем государстве?

— В нем осуществляются здравые решения, и оно отличается подлинной мудростью.

— А как ты считаешь, кого больше в нашем госу­дарстве — кузнецов или этих подлинных стражей? е

— Кузнецов гораздо больше.

— Да и сравнительно со всеми остальными, у кого есть какое-нибудь знание и кто по нему так и прозы­вается, стражей будет все меньше.

— Да, намного меньше.

— Значит, государство, основанное согласно при­роде, всецело было бы мудрым благодаря совсем неболь­шой части населения, которая стоит во главе и управ­ляет, и ее знанию. И по-видимому, от природы в очень малом числе встречаются люди, подходящие, чтобы 429 обладать этим знанием, которое одно лишь из всех ос­тальных видов знания заслуживает имя мудрости.

— Ты совершенно прав.


— Вот мы и нашли, уж и не знаю каким это обра­зом, одно из четырех свойств нашего государства — и как таковое, и место его в государстве.

— Мне по крайней мере кажется, что мы его доста­точно разъяснили.

— Что же касается мужества — каково оно само и где ему место в государстве (отчего и называют госу­дарство мужественным) — это не так уж трудно за­метить.

— Как же?

ь — Называя государство робким или мужественным, кто же обратит внимание на что-нибудь иное, кроме той части его граждан, которые воюют и сражаются за него?

— Да ни один человек не станет смотреть ни на что иное.

— Ведь, думается мне, по остальным его гражданам, будь они трусливы или мужественны, нельзя заключать, что государство такое, а не иное.

— Нельзя.

— Мужественным государство бывает лишь благо­даря какой-то одной своей части — благодаря тому, что в этой своей части оно обладает способностью постоянно

с сохранять то мнение об опасностях — а именно, что они заключаются в том-то и том-то,— которое внушил ей законодатель путем воспитания. Разве не это называешь ты мужеством?

— Я не совсем понял, о чем ты говоришь. Повтори, пожалуйста.

— Мужество я считаю некой сохранностью.

— Какой такой сохранностью?

— Той, что сохраняет определенное мнение об опас­ности,— что она такое и какова она. Образуется это мне­ние под воспитывающим воздействием закона. Я сказал, что оно сохраняется, то есть человек сохраняет его и в

а страданиях, и в удовольствиях, и в страстях, и в страхе и никогда от него не отказывается. А с чем это схоже, я мог бы, если ты хочешь, объяснить тебе с помощью уподобления.

— Конечно, хочу.

— Как ты знаешь, красильщики, желая окрасить шерсть в пурпурный цвет, сперва выбирают из большого числа оттенков шерсти одну только — белой окраски, затем старательно, разными приемами подготавливают ее к тому, чтобы она получше приняла пурпурный цвет,

е и наконец красят. Выкрашенная таким образом шерсть


уже не линяет, и стирка, будь то со щелочью или без, не влияет на цвет. В противном случае ты сам знаешь, что бывает, если красят — все равно, в этот ли цвет или в другой — без предварительной подготовки.

— Знаю, как непрочна тогда окраска и как смешно она выглядит.

— Так вот учти, что нечто подобное делаем и мы по мере сил, когда выбираем воинов и воспитываем их при помощи мусического искусства и гимнастики. Мы 4зо не преследуем ничего другого, кроме того, чтобы они

по возможности лучше и убежденнее восприняли за­коны — словно окраску: их мнение об опасностях и обо воем остальном станет прочным благодаря их природ­ным задаткам и полученному ими соответствующему воспитанию, и эту окраску нельзя будет смыть никакими сильными щелочами — ни удовольствием, которое дей­ствует сильнее халестрийского поташа 11 и золы, ни скорбью, ни страхом, ни страстью, вообще ничем из ь подобных едких средств. Вот подобного рода способность и постоянное сохранение правильного и законного мне­ния о том, что опасно, а что нет, я называю и считаю мужеством, если ты не возражаешь.

— Я нисколько не возражаю, потому что, мне ка­жется, то мнение об этом предмете, которое, хотя оно и правильно, возникло помимо воспитания, как это за­мечается у животных и у рабов, ты не считаешь закон­ным и называешь как-то иначе, только не мужеством.

— Сущая правда.                                                      с

— Стало быть, я согласен с твоим пониманием му­жества.

— Для верного понимания согласись еще и с тем, что здесь говорится о мужестве как о гражданском свойстве. Как-нибудь, в другой раз мы, если хочешь, разберем все это получше, ведь сейчас наши поиски ка­саются не мужества, а справедливости. А для этой цели о мужестве, по-моему, сказано достаточно.

— Прекрасно, — сказал Главкоц.

— Остается рассмотреть еще два свойства нашего государства: рассудительность и то, ради чего и пред- а принято все наше исследование,— справедливость.

— Да, конечно.

— Как бы это нам раньше найти, что такое спра­ведливость, и уж больше не возиться с рассудитель­ностью.

— Я лично не знаю, но мне не хотелось бы выяснять,


что такое справедливость, прежде чем мы рассмотрим рассудительность. Если хочешь сделать мне приятное, рассмотри сперва ее.

е — Я-то хочу и даже должен, если не ошибаюсь.

— Так приступай.

— Да, обязательно. Рассудительность, с нашей точ­ки зрения, более, чем те, предшествовавшие, свойства, походит на некое созвучие и гармонию.

— Как это?

— Нечто вроде порядка 12 — вот что такое рассуди­тельность; это власть над определенными удовольствиями и вожделениями — так ведь утверждают, приводя выра­жение «преодолеть самого себя», уж не знаю каким это образом. И про многое другое в этом же роде говорят, что это — следы рассудительности. Не так ли?

— Именно так.

— Разве это не смешно: «преодолеть самого себя»? Выходит, что человек преодолевает того, кто совер­шенно очевидно сам себе уступает, так что тот, кто

431 уступает, и будет тем, кто преодолевает: ведь при всем этом речь идет об одном и том же человеке.

— Конечно.

— Но мне кажется, этим выражением желают ска­зать, что в самом человеке, в его душе есть некая лучшая часть и некая худшая, и, когда то, что по своей природе лучше, обуздывает худшее, тогда говорят, что оно «пре­одолевает само себя»: значит, это похвала; когда же из-за дурного воспитания или окружения верх берет худшее (ведь его так много, а лучшего гораздо меньше),

ь тогда, в порицание и с упреком, называют это «уступкой самому себе», а человека, испытывающего такое состоя­ние,— невоздержным.

— Обычно так и говорят.

— Посмотри теперь на наше новое государство, и ты найдешь в нем одно из этих двух состояний: ты скажешь, что такое государство справедливо можно объявить преодолевшим самого себя, поскольку нужно называть рассудительным и преодолевшим самого себя все то, в чем лучшее правит худшим.

— Я смотрю и вижу, что ты прав.

— Множество самых разнообразных вожделений, удовольствий и страданий легче всего наблюдать у де-

с тей, женщин и у домашней челяди, а среди тех, кого называют свободными людьми, — у ничтожных предста­вителей большинства.


— Конечно.

— А простые, умеренные переживания, продуманно направленные с помощью разума и правильного мнения, ты встретишь у очень немногих, лучших по природе и по воспитанию.

— Это верно.

— Так не замечаешь ли ты этого и в нашем государ­стве: ничтожные вожделения большинства подчиняются а там разумным желаниям меньшинства, то есть людей порядочных?

— Да, замечаю.

— Значит, если уж признавать какое-нибудь госу­дарство преодолевшим и удовольствия, и вожделения, и самое себя, так это будет наше государство.

— Совершенно верно.

— А разве нельзя, согласно всему этому, признать его и рассудительным?

— Вполне можно!

— И опять-таки, если уж в каком-нибудь государ­стве и у правителей, и у подвластных существует соглас- о ное мнение о том, кому следует править, то оно есть

и в нашем государстве. Или ты не согласен?

— Вполне и бесспорно согласен.

— Раз дело обстоит так, то кому из граждан при­суща, скажешь ты, рассудительность — правителям или подвластным?

— Вроде бы тем и другим.

— Ну, вот видишь, мы, значит, верно предсказывали не так давно, что рассудительность подобна некой гар­монии 13.

— И что же?

— Это не так, как с мужеством или мудростью: те, 482 присутствуя в какой-либо одной части государства, де­лают все государство соответственно либо мужествен­ным, либо мудрым; рассудительность же в государстве проявляется по-иному: она пронизывает на свой лад ре­шительно всё целиком; пользуясь всеми своими стру­нами, она заставляет и те, что слабо натянуты, и те, что сильно, и средние звучать согласно между собою, если угодно, с помощью разума, а то и силой или, наконец, числом и богатством и всем тому подобным, так что мы

с полным правом могли бы сказать, что эта вот согласо­ванность и есть рассудительность, иначе говоря, естест­венное созвучие худшего и лучшего в вопросе о том,


чему надлежит править и в государстве, и в каждом от­дельном человеке.

— Я вполне того же мнения.

— Хорошо. Мы обозрели эти три свойства нашего государства. А оставшийся неразобранным вид, тот, бла­годаря которому государство становится причастным добродетели, что он собой представляет? Впрочем, ясно, что это — справедливость.

— Ясно.

— Теперь, Главкон, нам нужно, словно охотникам, окружить эту чащу и внимательно следить, чтобы от нас не удрала справедливость, а то она ускользнет, и опять все будет неясно. Ведь она явно прячется где-то здесь: ты гляди и старайся ее заметить, а если увидишь пер­вым, укажи и мне.

— Если б я только мог! Скорей уж следовать за то­бой, рассматривая, что мне укажут,— вот на что я тебе гораздо больше гожусь.

— Так следуй, помолившись вместе со мною.

— Я так и сделаю, а ты веди меня.

— А ведь верно, здесь непроходимая чаща, кругом темно и трудно хоть что-то разведать. Но все равно — надо идти вперед.

— Да, идем!

Вдруг, заприметив что-то, я воскликнул: «Эй, Глав­кон, какая радость! Пожалуй, мы напали на ее след, мне кажется, она недалеко от нас убежала!»

— Благие вести! — сказал Главкон.

— Однако и ротозеи же мы!

— Как так?

— Милый мой, она чуть ли не с самого начала вер­тится у нас под ногами, а мы на нее и не смотрим — просто смех! Это вроде того как иной раз ищешь то, что у тебя в руках: вот и мы смотрели не сюда, а куда-то вдаль, где она будто бы от нас укрылась.

— Как это ты говоришь?

— А вот как: по-моему, в нашей беседе мы сами себя не поняли, то есть не сообразили, что уже тогда мы каким-то образом говорили именно о справедливости.

— Слишком длинное предисловие, когда не терпится узнать!

— Так слушай и суди сам. Мы еще вначале, когда осно­вывали государство, установили, что делать это надо не­пременно во имя целого. Так вот это целое и есть спра­ведливость или какая-то ее разновидность. Мы устано-


вили и после все время повторяли, если ты помнишь, что каждый отдельный человек должен заниматься чем- нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен.

— Да, мы говорили так.

— Но заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие — это и есть справедливость, об этом мы слы­шали от многих других, да и сами часто так говорили, ь

— Да, говорили.

— Так вот, мой друг, заниматься каждому своим делом — это, пожалуй, и будет справедливостью. Зна­ешь, почему я так заключаю?

— Нет, объясни, пожалуйста.

— По-моему, кроме тех свойств нашего государ­ства, которые мы рассмотрели,— его рассудительности, мужества и разумности — в нем остается еще то, что дает возможность присутствия их там и сохранения.

И мы утверждали, что остаток, после того как мы нашли 0 эти три свойства, и будет справедливостью.

— Непременно.

— Однако, если бы требовалось решить, присутствие какого из этих свойств всего более делает наше государ­ство совершенным, это было бы трудной задачей: будет ли это единство мнений у правителей и подвластных, или присутствие у воинов и сохранение ими соответст­вующего законам мнения о том, что опасно, а что нет, или, наконец, присущая правителям разумность и бди- а тельность? Или же всего более способствует совершен­ству нашего государства то, что присуще там и ребенку,

и женщине, и рабу, и свободному, и ремесленнику, и правителю, и подвластному, а именно: каждый делает свое, не разбрасываясь и не вмешиваясь в посторонние дела.

— Это, конечно, трудно решить.

— Видно, в вопросе совершенства государства спо­собность каждого гражданина делать свое дело сопер­ничает с мудростью, рассудительностью и мужеством.

— И даже очень.

— Так не полагаешь ли ты, что и справедливость борется с ними за государственное совершенство? е

— Несомненно.

— Рассмотри еще вот что — не знаю, согласишься ли ты с этим: разве не правителям государства пору­чишь ты судебные дела?


— Как же иначе?

— А при судебном разбирательстве разве усилия их будут направлены больше на что-нибудь иное, а не на то, чтобы никто не захватывал чужого и не лишался своего?

— Нет, именно на это.

— Потому что это справедливо?

— Да.

— Значит, и на этом примере можно убедиться, что справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и

434 исполнял тоже свое.

— Да, это так.

— Ну а согласишься ли ты со мной вот в чем: если плотник попробует выполнять работу сапожника, а са­пожник — плотника, поменявшись с ним и инструмен­том, и званием, или если один и тот же человек попыта­ется выполнять обе работы и все поменяются местами, считаешь ли ты, что государство потерпит большой ущерб?

— Не очень большой.

— Но право, когда ремесленник или кто-либо дру- ь гой, делец но своим природным задаткам, возвысится

благодаря своему богатству, многочисленным связям, силе и тому подобному и попытается перейти в сословие воинов, или когда кто-нибудь из воинов постарается проникнуть в число членов совета или в стражи, будучи этого недостоин, причем и те и другие поменяются и своими орудиями, и своим званием, или когда один и тот же человек попытается все это делать одновремен­но, тогда, думаю, и ты согласишься, что такая замена и вмешательство не в свое дело губительны для госу­дарства.

— Именно так.

— Значит, вмешательство этих трех сословий в чу- с жие дела и переход из одного сословия в другое — вели­чайший вред для государства и с полным правом может считаться высшим преступлением. ^

— Совершенно верно.

— А высшее преступление против своего же госу­дарства не назовешь ли ты несправедливостью?

— Конечно.

— Значит, вот это и есть несправедливость. И давай скажем еще раз: в противоположность ей справедли­востью будет — и сделает справедливым государство — преданность своему делу у всех сословий — дельцов, по-


мощников и стражей, причем каждое из них будет вы­полнять то, что ему свойственно.

— Дело обстоит, как мне кажется, именно таким а образом.

— Пока мы не станем утверждать этого слишком решительно, но если идея эта подойдет и к каждому отдельному человеку и подтвердится, что и там осу­ществляется справедливость, тогда уж мы согласимся, потому что о чем еще и говорить? Если же нет, тогда нам придется исследовать по-другому. А теперь давай завершим наше рассмотрение так, как мы намечали: раз мы сперва взялись наблюдать что-то крупное, в чем осуществляется справедливость, нам уже легче заметить ее в отдельном человеке. Крупным считали е мы государство, и его мы устроили как могли лучше, зная наверное, что в совершенном государстве должна быть осуществлена справедливость.

То, что мы там обнаружили, давай перенесем на от­дельного человека. Если совпадает — очень хорошо; если же в отдельном человеке обнаружится что-то иное, мы проверим это, снова обратившись к государству. Возможно, что этим сближением, словно трением двух 435 кусков дерева друг о друга, мы заставим ярко вспых­нуть справедливость, а раз она станет явной, мы прочно утвердим ее в нас самих.

— Ты указываешь верный путь, так и надо посту­пить.

— Если кто называет одинаково большее и меньшее, то неужели они не схожи в том, из-за чего их так назы­вают? Или они схожи между собой?

— Схожи.

— Значит, и справедливый человек не будет отли- ь чаться от справедливого государства по самой идее своей справедливости, но, напротив, будет с ним схож.

( — Да, схож.

— Между тем государство мы признали справедли­вым, когда имеющиеся в нем три различных по своей природе сословия делают каждое свое дело. А рассуди­тельным, мужественным и мудрым мы признали госу­дарство вследствие соответствующего состояния и свойств представителей этих же самых сословий.

— Верно.

— Значит, мой друг, мы точно так же будем расце­нивать и отдельного человека: в его душе имеются те же с виды, что и в государстве, и вследствие такого же их


состояния будет правильным применить к ним те же обозначения.

— Это совершенно неизбежно.

— Ну что ж, опять нам подвернулся простой пред­мет исследования, дорогой мой! Дело идет о душе: име­ются ли в ней эти три вида или нет?

— По-моему, это не так просто, ведь, пожалуй, пра­вильно говорится: «прекрасное — трудно» и.

— По-видимому. И будь уверен, Главкон, что, по а моему мнению, теми приемами, которыми мы пользова­лись сейчас в своих рассуждениях, нам никогда не охва­тить этого предмета с достаточной точностью, к нему ведет путь гораздо более долгий и трудный, который, впрочем, соответствует тому, о чем мы говорили и что мы рассматривали ранее.

— Так разве этого не довольно? Для меня сейчас и это было бы хорошо.

— А для меня и более того.

— Так не унывай и приступи к рассмотрению.

е — Разве нам,— сказал я,— не приходится неиз­бежно признать, что в каждом из нас присутствуют как раз те же виды нравственных свойств, что и в государ­стве? Иначе откуда бы им там взяться? 15 Было бы смешно думать, что такое свойство, как ярость духа, развилось в некоторых государствах не оттого, что та­ковы там отдельные лица — носители этой причины: так обстоит дело с обитателями Фракии, Скифии и почти всех северных земель, а любознательностью отличаются 436 в особенности наши края, корыстолюбие же замечается всего более у финикиян и у египтян 16.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.