|
|||
Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 14 страница— Это естественно. — Короче* тем, кто блюдет государство, надо прилагать все усилия к тому, чтобы от них не укрылась его порча, и прежде всего им надо оберегать государство от нарушающих порядок новшеств в области гимнастического и мусического искусств. Когда ссылаются на то, что песнопение люди особенно ценят Самое новое, то, что певцы недавно сложили \ с надо в особенности опасаться, что могут подумать, будто поэт говорит не о новом содержании песен, а о новом стиле напева, и именно вот это одобрить. Между тем такие вещи не следует одобрять и нельзя таким образом понимать этот стих. Надо остерегаться вводить новый вид мусического искусства — здесь рискуют всем: ведь нигде не бывает перемены приемов мусического искусства без изменений в самых важных государственных установлениях — так утверждает Дамон, и я ему верю. — И меня присоедини к числу тех, кто ему верит,— сказал Адимант. а — Видно, именно где-то здесь надо будет нашим стражам установить свой сторожевой пост — в области мусического искусства. — Действительно, сюда легко и незаметно вкрадывается нарушение законов. — Да, под прикрытием безвредной забавы. — На самом же деле нарушение законов причиняет именно тот вред, что, мало-помалу внедряясь, потихоньку проникает в нравы и навыки, а оттуда, уже в более крупных размерах, распространяется на деловые взаимоотношения граждан и посягает даже на сами е законы и государственное устройство, притом заметь себе, Сократ, с величайшей распущенностью, в конце концов переворачивая все вверх дном как в частной, так и в общественной жизни. — Допускаю, что дело обстоит именно так. — По-моему, да. — Следовательно, как мы и говорили вначале, даже игры наших детей должны как можно больше соответствовать законам, потому что, если они становятся беспорядочными и дети не соблюдают правил, невозможно 425 вырастить из них серьезных, законопослушных граждан. — Разумеется. — Если же дети с самого начала будут играть как следует, то благодаря мусическому искусству они привыкнут к законности, и в полную противоположность другим детям эта привычка будет у них постоянно укрепляться и сказываться во всем, даже способствовать исправлению государства, если что в нем было не так 5. — Это верно. — И во всем, что считается мелочами, они найдут нормы поведения; между тем это умение совершенно утрачено теми, о ком мы упоминали сначала. — Какие же это нормы? — Следующие: младшим полагается молчать при ь старших, уступать им место, вставать в их присутствии, почитать родителей 6; затем идет все, что касается наружности: стрижка, одежда, обувь и так далее. Или ты не согласен? — Согласен. — Но я думаю, глупо было бы определять все это законом, это нигде не принято, да такие постановления все равно не удержатся, будь они даже изложены письменно. — Почему? — В каком направлении кто был воспитан, Адимант, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь. Или, с по-твоему, подобное не вызывается обычно подобным? — Как же иначе? — И я думаю, мы сказали бы, что от воспитания в конце концов зависит вполне определенный и выраженный результат: либо благо, либо его противоположность. — Конечно. — По этой причине я лично и не пытался бы пока что предписывать законы в этой области. — Естественно. —■ Но скажи, ради богов, отважимся ли мы устанавливать какие-либо законы, касающиеся рынка, то есть насчет тех сделок, которые там заключаются, а если а угодно, то и насчет отношений между ремесленниками, ссор, драк, предъявления исков, назначения судей? А тут еще понадобится взыскивать и определять налоги то на рынке, то в гавани — словом, вообще касаться рыночных, городских, портовых и тому подобных дел. — Не стоит ли давать предписания тем, кто получил безупречное воспитание: в большинстве случаев они сами без труда поймут, какие здесь требуются законы, е — Да, мой друг, это так, если бог им даст сохранить в целости те законы, которые мы разбирали раньше. — А если нет, вся их жизнь пройдет в том, что они вечно будут устанавливать множество разных законов и вносить в них поправки в расчете, что таким образом достигнут совершенства. — По твоим словам, жизнь таких людей будет вроде как у тех больных, которые из-за распущенности не желают бросить свой дурной образ жизни. — Вот именно. 426 — Забавное же у них будет времяпрепровождение: лечась, они добиваются только того, что делают свои недуги разнообразнее и сильнее, но все время надеются выздороветь, когда кто присоветует им новое лекарство. — Действительно, состояние подобных больных именно такое. — Далее. Разве не забавно у них еще вот что: своим злейшим врагом считают они того, кто говорит им правду, а именно, что, пока они не перестанут пьянствовать, наедаться, предаваться любовным утехам и ь праздности, им нисколько не помогут ни лекарства, ни прижигания, ни разрезы, а также заговоры, амулеты и тому подобное. — Но это не слишком забавно: что уж забавного в том, когда верные указания вызывают гнев? — Ты, как видно, не склонен воздавать хвалу таким людям. — Нет, клянусь Зевсом. — Следовательно, ты не воздашь хвалы и государству, которое все целиком, как мы недавно говорили, занимается чем-то подобным. Или тебе не кажется, что то же самое происходит в плохо управляемых государ- с ствах, где гражданам запрещается изменять государственное устройство в целом и такие попытки караются смертной казнью? А кто старается быть приятным и угождает гражданам, находящимся под таким управлением, лебезит перед ними, предупреждает их желания и горазд их исполнять, тот, выходит, будет хорошим человеком, мудрым в важнейших делах, и граждане будут оказывать ему почести. По-моему, такое государство поступает подобно тем больным, [о которых ты говорил], а этого я никак не могу одобрить. d — И тебя не восхищает смелость и ловкость тех, кто с полной готовностью усердно служит таким государствам? -- Восхищает, но я делаю исключение для тех, кто обманывается насчет таких государств и воображает себя подлинным государственным деятелем, оттого что его восхваляет толпа. — Как ты говоришь? Ты не согласен с ними? Или, по-твоему, когда человек не умеет измерять, а множество других людей, тоже не умеющих этого делать, уверяют его, что он ростом в четыре локтя, он все же в состоянии о не думать, что он таков? — Это невозможно. — Так не сердись на них. И верно, такие законодатели всего забавнее: они, как мы только что говорили, все время вносят поправки в свои законы, думая положить предел злоупотреблениям в делах, но, как я сейчас заметил, не отдают себе отчета, что на самом-то деле уподобляются людям, рассекающим гидру 7. — Это верно, ничего другого они и не делают. 427 — Так вот, я считал бы, что в государстве, плохо ли, хорошо ли устроенном, подлинному законодателю нечего хлопотать о таком виде законов, потому что в первом случае они бесполезны и совершенно ни к чему, а во втором кое-что из них установит всякий, кто бы он ни был, в остальном же они сами собой вытекают из уже ранее имевшихся навыков. — Что же еще, — спросил Адимант,— остается у нас ь по части законодательства? Тогда я сказал: — У нас-то ничего, а вот у Аполлона, что в Дельфах,— величайшие, прекраснейшие и первейшие законоположения 8. — Какие же это? — О постройке святилищ, жертвоприношениях и всем прочем, что касается почитания богов, гениев и героев; также и о погребениях мертвых, и о том, что надо выполнять, чтобы милостиво расположить к себе тех, кто находится там, в Аиде. Подобные вещи самим нам неизвестны, но, основывая государство, мы и другому никому не поверим, если у нас есть ум, и не прибегнем с ни к какому иному наставнику, кроме отечественного: ведь в подобных вещах именно этот бог — отечественный наставник всех людей; он наставляет, восседая там, где находится пуп Земли 9. — Прекрасно сказано! Так и поступим. — Далее, сын Аристона, допустим, что государство У тебя уже основано. После этого, взяв какой-нибудь а достаточно яркий светильник, посмотри сам да пригласи и своего брата, а также Полемарха и всех остальных, не удастся ли нам разглядеть, где там кроется сраведли- вость, а где несправедливость, в чем между ними различие и которой из них надо обладать человеку, чтобы быть счастливым, все равно, утаится ли он от всех богов и людей или нет. — Вздор,— сказал Главной,— ты ведь сам обещал произвести такое исследование, считая, что с твоей сто- е роны было бы неблагочестиво не прийти на помощь — Ты верно напомнил, — сказал я,— так и надо поступать, но и вы должны мне помочь. — Пожалуйста, мы готовы. — Я надеюсь найти ответ вот как: думаю, что это государство, раз оно правильно устроено, будет у нас вполне совершенным. — Непременно. Четыре — Ясно, что оно мудро, мужествен- добродетели но, рассудительно и справедливо 10. идеального _ Ясно. государства _ Значит? ПрИ наличии ТОГО, ЧТО МЫ в нем обнаружим, ненайденным будет лишь то, что останется? 428 — Что ты имеешь в виду? — Это так же, как бывает относительно любых четырех вещей, если мы разыскиваем среди них какую- нибудь одну: достаточно либо заранее знать, что она такое, либо же знать предварительно остальные три вещи; тем самым мы найдем ту, которую ищем,— ведь ясно, что она не что иное, как остаток. — Ты правильно говоришь. — Значит, и в нашем вопросе надо тоже так вести поиски, раз наше государство отличается четырьмя свойствами. — Очевидно. — И прежде всего, по-моему, вполне очевидна его ь мудрость, хотя дело с ней представляется несколько странным. — Почему? — То государство, которое мы разбирали, кажется мне действительно мудрым — ведь в нем осуществляются здравые решения, не так ли? — Да. — Между тем эти-то здравые решения и суть какое- то знание; ведь не невежество, а знание помогает хорошо рассуждать. — Очевидно. — А в государстве можно встретить много разнообразных знаний. — Конечно. — Так неужели же благодаря знанию плотничьего искусства государство следует назвать мудрым и принимающим здравые решения? — Вовсе не из-за этого, иначе его следовало бы на- с звать плотницким. — Значит, хотя государству и желательно, чтобы деревянные изделия были как можно лучше, однако не за умелое их изготовление можно назвать государство мудрым. — Конечно, нет. — Что же? За медные и другие такие же изделия? — Все это тут ни при чем. — И не за выращивание плодов земли, иначе государство можно было бы назвать земледельческим. — Мне кажется так. — Что же? Есть ли в только что основанном нами государстве у кого-либо из граждан какое-нибудь такое знание, что с его помощью можно решать не мелкие, d а общегосударственные вопросы, наилучшим образом руководя внутренними и внешними отношениями? — Да, есть. — Какое же и у кого? — Это искусство быть всегда на страже: им обладают те правители, которых мы недавно назвали совершенными стражами. — Раз есть такое знание, то что ты скажешь о нашем государстве? — В нем осуществляются здравые решения, и оно отличается подлинной мудростью. — А как ты считаешь, кого больше в нашем государстве — кузнецов или этих подлинных стражей? е — Кузнецов гораздо больше. — Да и сравнительно со всеми остальными, у кого есть какое-нибудь знание и кто по нему так и прозывается, стражей будет все меньше. — Да, намного меньше. — Значит, государство, основанное согласно природе, всецело было бы мудрым благодаря совсем небольшой части населения, которая стоит во главе и управляет, и ее знанию. И по-видимому, от природы в очень малом числе встречаются люди, подходящие, чтобы 429 обладать этим знанием, которое одно лишь из всех остальных видов знания заслуживает имя мудрости. — Ты совершенно прав. — Вот мы и нашли, уж и не знаю каким это образом, одно из четырех свойств нашего государства — и как таковое, и место его в государстве. — Мне по крайней мере кажется, что мы его достаточно разъяснили. — Что же касается мужества — каково оно само и где ему место в государстве (отчего и называют государство мужественным) — это не так уж трудно заметить. — Как же? ь — Называя государство робким или мужественным, кто же обратит внимание на что-нибудь иное, кроме той части его граждан, которые воюют и сражаются за него? — Да ни один человек не станет смотреть ни на что иное. — Ведь, думается мне, по остальным его гражданам, будь они трусливы или мужественны, нельзя заключать, что государство такое, а не иное. — Нельзя. — Мужественным государство бывает лишь благодаря какой-то одной своей части — благодаря тому, что в этой своей части оно обладает способностью постоянно с сохранять то мнение об опасностях — а именно, что они заключаются в том-то и том-то,— которое внушил ей законодатель путем воспитания. Разве не это называешь ты мужеством? — Я не совсем понял, о чем ты говоришь. Повтори, пожалуйста. — Мужество я считаю некой сохранностью. — Какой такой сохранностью? — Той, что сохраняет определенное мнение об опасности,— что она такое и какова она. Образуется это мнение под воспитывающим воздействием закона. Я сказал, что оно сохраняется, то есть человек сохраняет его и в а страданиях, и в удовольствиях, и в страстях, и в страхе и никогда от него не отказывается. А с чем это схоже, я мог бы, если ты хочешь, объяснить тебе с помощью уподобления. — Конечно, хочу. — Как ты знаешь, красильщики, желая окрасить шерсть в пурпурный цвет, сперва выбирают из большого числа оттенков шерсти одну только — белой окраски, затем старательно, разными приемами подготавливают ее к тому, чтобы она получше приняла пурпурный цвет, е и наконец красят. Выкрашенная таким образом шерсть уже не линяет, и стирка, будь то со щелочью или без, не влияет на цвет. В противном случае ты сам знаешь, что бывает, если красят — все равно, в этот ли цвет или в другой — без предварительной подготовки. — Знаю, как непрочна тогда окраска и как смешно она выглядит. — Так вот учти, что нечто подобное делаем и мы по мере сил, когда выбираем воинов и воспитываем их при помощи мусического искусства и гимнастики. Мы 4зо не преследуем ничего другого, кроме того, чтобы они по возможности лучше и убежденнее восприняли законы — словно окраску: их мнение об опасностях и обо воем остальном станет прочным благодаря их природным задаткам и полученному ими соответствующему воспитанию, и эту окраску нельзя будет смыть никакими сильными щелочами — ни удовольствием, которое действует сильнее халестрийского поташа 11 и золы, ни скорбью, ни страхом, ни страстью, вообще ничем из ь подобных едких средств. Вот подобного рода способность и постоянное сохранение правильного и законного мнения о том, что опасно, а что нет, я называю и считаю мужеством, если ты не возражаешь. — Я нисколько не возражаю, потому что, мне кажется, то мнение об этом предмете, которое, хотя оно и правильно, возникло помимо воспитания, как это замечается у животных и у рабов, ты не считаешь законным и называешь как-то иначе, только не мужеством. — Сущая правда. с — Стало быть, я согласен с твоим пониманием мужества. — Для верного понимания согласись еще и с тем, что здесь говорится о мужестве как о гражданском свойстве. Как-нибудь, в другой раз мы, если хочешь, разберем все это получше, ведь сейчас наши поиски касаются не мужества, а справедливости. А для этой цели о мужестве, по-моему, сказано достаточно. — Прекрасно, — сказал Главкоц. — Остается рассмотреть еще два свойства нашего государства: рассудительность и то, ради чего и пред- а принято все наше исследование,— справедливость. — Да, конечно. — Как бы это нам раньше найти, что такое справедливость, и уж больше не возиться с рассудительностью. — Я лично не знаю, но мне не хотелось бы выяснять, что такое справедливость, прежде чем мы рассмотрим рассудительность. Если хочешь сделать мне приятное, рассмотри сперва ее. е — Я-то хочу и даже должен, если не ошибаюсь. — Так приступай. — Да, обязательно. Рассудительность, с нашей точки зрения, более, чем те, предшествовавшие, свойства, походит на некое созвучие и гармонию. — Как это? — Нечто вроде порядка 12 — вот что такое рассудительность; это власть над определенными удовольствиями и вожделениями — так ведь утверждают, приводя выражение «преодолеть самого себя», уж не знаю каким это образом. И про многое другое в этом же роде говорят, что это — следы рассудительности. Не так ли? — Именно так. — Разве это не смешно: «преодолеть самого себя»? Выходит, что человек преодолевает того, кто совершенно очевидно сам себе уступает, так что тот, кто 431 уступает, и будет тем, кто преодолевает: ведь при всем этом речь идет об одном и том же человеке. — Конечно. — Но мне кажется, этим выражением желают сказать, что в самом человеке, в его душе есть некая лучшая часть и некая худшая, и, когда то, что по своей природе лучше, обуздывает худшее, тогда говорят, что оно «преодолевает само себя»: значит, это похвала; когда же из-за дурного воспитания или окружения верх берет худшее (ведь его так много, а лучшего гораздо меньше), ь тогда, в порицание и с упреком, называют это «уступкой самому себе», а человека, испытывающего такое состояние,— невоздержным. — Обычно так и говорят. — Посмотри теперь на наше новое государство, и ты найдешь в нем одно из этих двух состояний: ты скажешь, что такое государство справедливо можно объявить преодолевшим самого себя, поскольку нужно называть рассудительным и преодолевшим самого себя все то, в чем лучшее правит худшим. — Я смотрю и вижу, что ты прав. — Множество самых разнообразных вожделений, удовольствий и страданий легче всего наблюдать у де- с тей, женщин и у домашней челяди, а среди тех, кого называют свободными людьми, — у ничтожных представителей большинства. — Конечно. — А простые, умеренные переживания, продуманно направленные с помощью разума и правильного мнения, ты встретишь у очень немногих, лучших по природе и по воспитанию. — Это верно. — Так не замечаешь ли ты этого и в нашем государстве: ничтожные вожделения большинства подчиняются а там разумным желаниям меньшинства, то есть людей порядочных? — Да, замечаю. — Значит, если уж признавать какое-нибудь государство преодолевшим и удовольствия, и вожделения, и самое себя, так это будет наше государство. — Совершенно верно. — А разве нельзя, согласно всему этому, признать его и рассудительным? — Вполне можно! — И опять-таки, если уж в каком-нибудь государстве и у правителей, и у подвластных существует соглас- о ное мнение о том, кому следует править, то оно есть и в нашем государстве. Или ты не согласен? — Вполне и бесспорно согласен. — Раз дело обстоит так, то кому из граждан присуща, скажешь ты, рассудительность — правителям или подвластным? — Вроде бы тем и другим. — Ну, вот видишь, мы, значит, верно предсказывали не так давно, что рассудительность подобна некой гармонии 13. — И что же? — Это не так, как с мужеством или мудростью: те, 482 присутствуя в какой-либо одной части государства, делают все государство соответственно либо мужественным, либо мудрым; рассудительность же в государстве проявляется по-иному: она пронизывает на свой лад решительно всё целиком; пользуясь всеми своими струнами, она заставляет и те, что слабо натянуты, и те, что сильно, и средние звучать согласно между собою, если угодно, с помощью разума, а то и силой или, наконец, числом и богатством и всем тому подобным, так что мы с полным правом могли бы сказать, что эта вот согласованность и есть рассудительность, иначе говоря, естественное созвучие худшего и лучшего в вопросе о том, чему надлежит править и в государстве, и в каждом отдельном человеке. — Я вполне того же мнения. — Хорошо. Мы обозрели эти три свойства нашего государства. А оставшийся неразобранным вид, тот, благодаря которому государство становится причастным добродетели, что он собой представляет? Впрочем, ясно, что это — справедливость. — Ясно. — Теперь, Главкон, нам нужно, словно охотникам, окружить эту чащу и внимательно следить, чтобы от нас не удрала справедливость, а то она ускользнет, и опять все будет неясно. Ведь она явно прячется где-то здесь: ты гляди и старайся ее заметить, а если увидишь первым, укажи и мне. — Если б я только мог! Скорей уж следовать за тобой, рассматривая, что мне укажут,— вот на что я тебе гораздо больше гожусь. — Так следуй, помолившись вместе со мною. — Я так и сделаю, а ты веди меня. — А ведь верно, здесь непроходимая чаща, кругом темно и трудно хоть что-то разведать. Но все равно — надо идти вперед. — Да, идем! Вдруг, заприметив что-то, я воскликнул: «Эй, Главкон, какая радость! Пожалуй, мы напали на ее след, мне кажется, она недалеко от нас убежала!» — Благие вести! — сказал Главкон. — Однако и ротозеи же мы! — Как так? — Милый мой, она чуть ли не с самого начала вертится у нас под ногами, а мы на нее и не смотрим — просто смех! Это вроде того как иной раз ищешь то, что у тебя в руках: вот и мы смотрели не сюда, а куда-то вдаль, где она будто бы от нас укрылась. — Как это ты говоришь? — А вот как: по-моему, в нашей беседе мы сами себя не поняли, то есть не сообразили, что уже тогда мы каким-то образом говорили именно о справедливости. — Слишком длинное предисловие, когда не терпится узнать! — Так слушай и суди сам. Мы еще вначале, когда основывали государство, установили, что делать это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть справедливость или какая-то ее разновидность. Мы устано- вили и после все время повторяли, если ты помнишь, что каждый отдельный человек должен заниматься чем- нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен. — Да, мы говорили так. — Но заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие — это и есть справедливость, об этом мы слышали от многих других, да и сами часто так говорили, ь — Да, говорили. — Так вот, мой друг, заниматься каждому своим делом — это, пожалуй, и будет справедливостью. Знаешь, почему я так заключаю? — Нет, объясни, пожалуйста. — По-моему, кроме тех свойств нашего государства, которые мы рассмотрели,— его рассудительности, мужества и разумности — в нем остается еще то, что дает возможность присутствия их там и сохранения. И мы утверждали, что остаток, после того как мы нашли 0 эти три свойства, и будет справедливостью. — Непременно. — Однако, если бы требовалось решить, присутствие какого из этих свойств всего более делает наше государство совершенным, это было бы трудной задачей: будет ли это единство мнений у правителей и подвластных, или присутствие у воинов и сохранение ими соответствующего законам мнения о том, что опасно, а что нет, или, наконец, присущая правителям разумность и бди- а тельность? Или же всего более способствует совершенству нашего государства то, что присуще там и ребенку, и женщине, и рабу, и свободному, и ремесленнику, и правителю, и подвластному, а именно: каждый делает свое, не разбрасываясь и не вмешиваясь в посторонние дела. — Это, конечно, трудно решить. — Видно, в вопросе совершенства государства способность каждого гражданина делать свое дело соперничает с мудростью, рассудительностью и мужеством. — И даже очень. — Так не полагаешь ли ты, что и справедливость борется с ними за государственное совершенство? е — Несомненно. — Рассмотри еще вот что — не знаю, согласишься ли ты с этим: разве не правителям государства поручишь ты судебные дела? — Как же иначе? — А при судебном разбирательстве разве усилия их будут направлены больше на что-нибудь иное, а не на то, чтобы никто не захватывал чужого и не лишался своего? — Нет, именно на это. — Потому что это справедливо? — Да. — Значит, и на этом примере можно убедиться, что справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и 434 исполнял тоже свое. — Да, это так. — Ну а согласишься ли ты со мной вот в чем: если плотник попробует выполнять работу сапожника, а сапожник — плотника, поменявшись с ним и инструментом, и званием, или если один и тот же человек попытается выполнять обе работы и все поменяются местами, считаешь ли ты, что государство потерпит большой ущерб? — Не очень большой. — Но право, когда ремесленник или кто-либо дру- ь гой, делец но своим природным задаткам, возвысится благодаря своему богатству, многочисленным связям, силе и тому подобному и попытается перейти в сословие воинов, или когда кто-нибудь из воинов постарается проникнуть в число членов совета или в стражи, будучи этого недостоин, причем и те и другие поменяются и своими орудиями, и своим званием, или когда один и тот же человек попытается все это делать одновременно, тогда, думаю, и ты согласишься, что такая замена и вмешательство не в свое дело губительны для государства. — Именно так. — Значит, вмешательство этих трех сословий в чу- с жие дела и переход из одного сословия в другое — величайший вред для государства и с полным правом может считаться высшим преступлением. ^ — Совершенно верно. — А высшее преступление против своего же государства не назовешь ли ты несправедливостью? — Конечно. — Значит, вот это и есть несправедливость. И давай скажем еще раз: в противоположность ей справедливостью будет — и сделает справедливым государство — преданность своему делу у всех сословий — дельцов, по- мощников и стражей, причем каждое из них будет выполнять то, что ему свойственно. — Дело обстоит, как мне кажется, именно таким а образом. — Пока мы не станем утверждать этого слишком решительно, но если идея эта подойдет и к каждому отдельному человеку и подтвердится, что и там осуществляется справедливость, тогда уж мы согласимся, потому что о чем еще и говорить? Если же нет, тогда нам придется исследовать по-другому. А теперь давай завершим наше рассмотрение так, как мы намечали: раз мы сперва взялись наблюдать что-то крупное, в чем осуществляется справедливость, нам уже легче заметить ее в отдельном человеке. Крупным считали е мы государство, и его мы устроили как могли лучше, зная наверное, что в совершенном государстве должна быть осуществлена справедливость. То, что мы там обнаружили, давай перенесем на отдельного человека. Если совпадает — очень хорошо; если же в отдельном человеке обнаружится что-то иное, мы проверим это, снова обратившись к государству. Возможно, что этим сближением, словно трением двух 435 кусков дерева друг о друга, мы заставим ярко вспыхнуть справедливость, а раз она станет явной, мы прочно утвердим ее в нас самих. — Ты указываешь верный путь, так и надо поступить. — Если кто называет одинаково большее и меньшее, то неужели они не схожи в том, из-за чего их так называют? Или они схожи между собой? — Схожи. — Значит, и справедливый человек не будет отли- ь чаться от справедливого государства по самой идее своей справедливости, но, напротив, будет с ним схож. ( — Да, схож. — Между тем государство мы признали справедливым, когда имеющиеся в нем три различных по своей природе сословия делают каждое свое дело. А рассудительным, мужественным и мудрым мы признали государство вследствие соответствующего состояния и свойств представителей этих же самых сословий. — Верно. — Значит, мой друг, мы точно так же будем расценивать и отдельного человека: в его душе имеются те же с виды, что и в государстве, и вследствие такого же их состояния будет правильным применить к ним те же обозначения. — Это совершенно неизбежно. — Ну что ж, опять нам подвернулся простой предмет исследования, дорогой мой! Дело идет о душе: имеются ли в ней эти три вида или нет? — По-моему, это не так просто, ведь, пожалуй, правильно говорится: «прекрасное — трудно» и. — По-видимому. И будь уверен, Главкон, что, по а моему мнению, теми приемами, которыми мы пользовались сейчас в своих рассуждениях, нам никогда не охватить этого предмета с достаточной точностью, к нему ведет путь гораздо более долгий и трудный, который, впрочем, соответствует тому, о чем мы говорили и что мы рассматривали ранее. — Так разве этого не довольно? Для меня сейчас и это было бы хорошо. — А для меня и более того. — Так не унывай и приступи к рассмотрению. е — Разве нам,— сказал я,— не приходится неизбежно признать, что в каждом из нас присутствуют как раз те же виды нравственных свойств, что и в государстве? Иначе откуда бы им там взяться? 15 Было бы смешно думать, что такое свойство, как ярость духа, развилось в некоторых государствах не оттого, что таковы там отдельные лица — носители этой причины: так обстоит дело с обитателями Фракии, Скифии и почти всех северных земель, а любознательностью отличаются 436 в особенности наши края, корыстолюбие же замечается всего более у финикиян и у египтян 16.
|
|||
|