Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 9 страница




воле, но лишь по принуждению, раз каждый человек не считает справедливость самое по себе благом, и, где только в состоянии поступать несправедливо, он так и поступает. Ведь всякий человек про себя считает не- d справедливость гораздо более выгодной, чем справедли­вость, и считает он это правильно, скажет тот, кто за­щищает такой взгляд. Если человек, овладевший такою властью, не пожелает когда-либо поступить несправед­ливо и не притронется к чужому имуществу, он всем, кто это заметит, покажется в высшей степени жалким и неразумным, хотя люди и станут притворно хвалить его друг перед другом — из опасения, как бы самим не пострадать. Вот как обстоит дело, е Что же касается самой оценки образа жизни тех, о ком мы говорим, то об этом мы будем в состоянии правильно судить только тогда, когда сопоставим самого справедливого человека и самого несправедливого, в противном же случае — нет. В чем же состоит это со­поставление? А вот в чем: у несправедливого человека нами не будет изъято ни одной черты несправедли­вости, а у справедливого — ни одной черты справедли­вости, так что и тот и другой будет у нас доведен в своих привычках до совершенства. Так вот, прежде всего пусть человек несправедливый действует наподобие ис­кусных мастеров: умелый кормчий или врач знает, что в его деле невозможно, а что возможно — за одно 361 он принимается, за другое даже не берется; вдобавок он способен и исправить какой-нибудь свой случайный промах. У человека несправедливого — коль скоро он намерен именно таковым быть — верным приемом в его несправедливых делах должна быть скрытность. Если его поймают, значит, он слаб. Ведь крайняя степень несправедливости — это казаться справедливым, не бу­дучи им на самом деле. Таким образом, совершенно несправедливого человека следует наделить совершен­нейшей справедливостью, не лишая ее ни одной черточ­ки; надо допустить, что тот, кто творит величайшую ь несправедливость, уготовит себе величайшую славу в области справедливости: если он в чем и промахнется, он сумеет поправиться. Он красноречив и способен переубедить людей, если раскроется что-нибудь из его несправедливых дел; он способен также применить на­силие, где это требуется, потому что он обладает и му­жеством, и силой, да, кроме того, приобрел себе друзей и богатство.


Представив себе таким несправедливого человека, мы в этом нашем рассуждении противопоставим ему спра­ведливого, то есть человека бесхитростного и благо­родного, желающего, как сказано у Эсхила, не казать­ся, а быть хорошим 4. Показное здесь надо откинуть. Ибо если он будет справедливым напоказ, ему будут с воздаваться почести и преподноситься подарки; ведь всем будет казаться, что он именно таков, а ради ли справедливости он таков или ради подарков и почес­тей — будет неясно. Так что все у него следует забрать, оставив ему только справедливость, и сделать его пол­ной противоположностью тому, первому человеку. Не совершая никаких несправедливостей, пусть прослывет он чрезвычайно несправедливым, чтобы тем самым под­вергнуться испытанию на справедливость и доказать, что его не трогает дурная молва и то, что за нею сле­дует. Пусть он неизменно идет своим путем до самой смерти, считаясь несправедливым при жизни, хотя на d самом деле он справедлив. И вот когда оба они дойдут до крайнего предела, один — справедливости, другой — несправедливости, можно будет судить, кто из них сча­стливее.

— Ох, дорогой Главкон,— сказал я,— крепко же ты отшлифовал для нашего суждения, словно статую, каж­дого из этих двоих людей!

— Постарался, как только мог, — отвечал Глав­кон,— а раз они таковы, то, думаю я, будет уже нетруд­но выяснить путем рассуждения, какая жизнь ожидает каждого из них. Надо об этом сказать; если же выйдет е несколько резко, то считай, Сократ, что это говорю не я, а те, кто вместо справедливости восхваляют не­справедливость. Они скажут: столь справедливый че­ловек подвергнется бичеванию, пытке на дыбе, на него наложат оковы, выжгут ему глаза, а в конце концов, 362 после всяческих мучений, его посадят на кол и он узна­ет, что желательно не быть, а лишь казаться справед­ливым. Причем выражение Эсхила гораздо правильнее будет применить к человеку несправедливому. Ведь действительно скажут, что человек несправедливый за­нимается делом не чуждым истины, живет не ради славы, желает не только казаться несправедливым, но

на самом деле быть им:

Свой ум взрыхлил оп бороздой глубокою,

Произрастают где решенья мудрые 5.                     b


Прежде всего в его руках окажется государственная власть, поскольку он будет казаться справедливым, за­тем он возьмет себе жену из какой угодно семьи, станет выдавать своих дочерей за кого ему вздумается, будет завязывать связи и общаться с кем ему угодно да еще вдобавок из всего этого извлекать выгоду, потому что он ничуть не брезгает несправедливостью. Случится ли ему вступить в частный или в общественный спор, он возьмет верх и одолеет своих врагов, а одолев их, раз- с богатеет, станет благодетельствовать своим друзьям и преследовать врагов, станет приносить богам обильные и роскошные жертвы и дары, то есть будет чтить богов да и кого захочет из людей гораздо лучше, чем человек справедливый, так что, по всей вероятности, скорее ему, а не человеку справедливому пристало быть угодным богам. Вот чем, Сократ, подкрепляется утверждение, что и со стороны богов, и со стороны людей человеку несправедливому уготована жизнь лучшая, чем справед­ливому.

а Когда Главкон кончил, я собрался было с мыслями, чтобы как-то ему возразить, но его брат Адимант обра­тился ко мне:

— Ты, Сократ, конечно, не считаешь, что сказанное решает спорный вопрос?

— А что такое?

— Упущено самое главное из того, что надо было сказать.

— Значит, согласно поговорке: «Брат выручай бра­та» 6, если Главкон что упустил, твое дело помочь ему. А для меня и того, что он сказал, уже достаточно, чтобы оказаться побитым и лишиться возможности помочь справедливости.

о — Ты говоришь пустое,— сказал Адимант,— но вы­слушай еще вот что: нам надо разобрать и те доводы, которые противоположны сказанному Главконом и в которых одобряется справедливость и порицается не­справедливость, тогда станет яснее, по-моему, намере­ние Главкона. И отцы, когда говорят и внушают своим сыновьям, что надо быть справедливыми, и все, кто збз о ком-либо имеет попечение, одобряют не самое спра­ведливость, а зависящую от нее добрую славу, чтобы тому, кто считается справедливым, достались и госу­дарственные должности, и выгоды в браке, то есть все то, о чем сейчас упоминал Главкон, говоря о человеке, пользующемся доброй славой [, хотя и несправедлив


вом]. Более того, эти люди ссылаются и на другие преимущества доброй славы. Они говорят, что те, кто добился благосклонности богов, получают от них блага, которые, как они считают, боги даруют людям благо­честивым. Об этом говорит такой возвышенный поэт, как Гесиод, да и Гомер тоже. По Гесиоду, боги сотвори­ли для праведных дубы,               ь

Желуди чтобы давать с верхушки и мед из средины;

Овцы отягчены густорунные шерстью богатой 7.

И много других благ сотворили они в дополнение к этому. Почти то же самое и у Гомера:

Ты уподобиться можешь царю беспорочному; страха Божия полный [и многих людей повелитель могучий,]

Правду творит он; в его областях изобильно родится

Рожь, и ячмень, и пшено, тяготеют плодами деревья,    с

Множится скот на полях, и кипят многорыбием воды...8

А Мусей и его сын уделяют праведникам от богов блага еще более прекрасные. В их рассказах, когда правед­ники сойдут в Аид, их укладывают на ложа, устраивают пирушку для этих благочестивых людей и делают так, что они проводят все остальное время уже в опьянении, с венками на голове. Очевидно, Мусей считает, что а самая прекрасная награда за добродетель — это вечное опьянение .

А согласно другим учениям, награды, даруемые бо­гами, распространяются еще дальше: после человека благочестивого и верного клятвам останутся дети его детей и все его потомство. Вот за что — и за другие вещи в этом же роде — восхваляют они справедливость.

А людей нечестивых и неправедных они погружают в какую-то трясину в Аиде и заставляют носить решетом воду 10. Таким людям еще при их жизни выпадает дурная слава: то наказание, о котором упоминал Глав- о кон, говоря о людях справедливых, но прослывших несправедливыми. Оно-то постигает, как они уверяют, людей несправедливых. Вот и все, что можно об этом сказать. Такова похвала и порицание тем и другим.

Кроме того, Сократ, относительно справедливости и несправедливости рассмотри еще и другой вид выска­зываний, встречающихся и в обыденной речи, и у поэ­тов. Все в один голос твердят, что рассудительность 364 и справедливость — нечто прекрасное, однако в то же время тягостное и трудное, а быть разнузданным и


несправедливым приятно и легко и только из-за общего мнения и закона это считается постыдным. Говорят, что несправедливые поступки по большей части целе­сообразнее справедливых: люди легко склоняются к тому, чтобы и в общественной жизни, и в частном быту считать счастливыми и уважать негодяев, если те богаты и вообще влиятельны, и ни во что не ставить и ь презирать каких-нибудь немощных бедняков, пусть да­же и признавая, что они лучше богачей.

Из всего этого наиболее удивительны те взгляды, ко­торые высказывают относительно богов и добродете­ли,— будто бы и боги уделяют несчастье и плохую жизнь многим хорошим людям, а противоположным — и противоположную участь п. Нищенствующие прори­цатели околачиваются у дверей богачей, уверяя, будто обладают полученной от богов способностью жертво- с приношениями и заклинаниями загладить тяготеющий на ком-либо или на его предках проступок, причем это будет сделано приятным образом, посреди празд­неств. Если же кто пожелает нанести вред своему врагу, то при незначительных издержках он справед­ливому человеку может навредить в такой же степени, как и несправедливому: они уверяют, что с помощью каких-то заклятий и узелков они склоняют богов к себе на службу 12. А в подтверждение всего этого приводят свидетельства поэтов, говорящих о доступности зла:

Выбор зла в изобилии предоставляется людям d Очень легко: ровен путь и обитель его совсем близко,

А преддверием доблести пот установлен богами |3,

да и путь к ней труден и крут. В подтверждение же того, что люди способны склонить богов, ссылаются на Гомера, так как и он сказал, что «боги и те умолимы»:

Но и бессмертных богов благовоньями, кроткой молитвой, о Вин возлияньем и жиром сжигаемой жертвы смягчает

Смертный просящий, когда он пред ними виновен и грешен и.

( У жрецов под рукой куча книг Мусея и Орфея, потом­ков, как говорят, Селены и Муз, и по этим книгам они совершают свои обряды, уверяя не только отдельных лиц, но даже целые народы, будто и для тех, кто еще 365 жив, и для тех, кто уже скончался, есть избавление и очищение от зла: оно состоит в жертвоприношениях и в приятных забавах, которые они называют посвяще­нием в таинства; это будто бы избавляет нас от загроб-


ных мучений, а кто не совершал жертвоприношений, тех ожидают беды 15. (

И сколько же такой всякой всячины, дорогой Сок­рат, утверждается относительно добродетели и пороч­ности и о том, как они расцениваются у людей и у богов! Что же под впечатлением всего этого делать, скажем мы, душам юношей? Несмотря на свои хорошие при­родные задатки, они слетаются, словно [птицы] на приманку, на такие рассказы и по ним заключают, ка­ким надо быть человеку и какого ему направления при- ь держиваться, чтобы как можно лучше пройти свой жизненный путь. По всей вероятности, юноша задаст самому себе вопрос наподобие Пиндара:

Правдой ли взойти мне иа вышнюю крепость

Или обманом и кривдой 16

и под их защитой провести жизнь? Судя по этим рас­сказам, если я справедлив, а меня таковым не считают, пользы мне от этого, как уверяют, не будет никакой, одни только тяготы и явный ущерб. А для человека несправедливого, но снискавшего себе славу справедли­вого жизнь, как утверждают, чудесна. Следовательно, раз видимость, как объясняют мне люди мудрые, пере- с силивает даже истину 17 и служит главным условием благополучия, мне именно на это и следует обратить все свое внимание: прежде всего для видимости мне надо как бы огородиться живописным изображением добро­детели и под этим прикрытием протащить лисицу пре­мудрого Архилоха, ловкую и изворотливую 18. Но, ска­жет кто-нибудь, нелегко все время скрывать свою по­рочность. Да ведь и все великое без труда не дается, а ответим мы ему. Тем не менее, если мы стремимся к благополучию, приходится идти по тому пути, которым ведут нас эти рассуждения. Чтобы это осталось тайной, мы составим союзы и общества; существуют также на­ставники в искусстве убеждать, от них можно заим­ствовать судейскую премудрость и умение действовать в народных собраниях: таким образом, мы будем при­бегать то к убеждению, то к насилию, так чтобы всегда брать верх и не подвергаться наказанию.

Но, скажут нам, от богов-то невозможно ни ута­иться, ни применить к ним насилие. Тогда, если боги не существуют или если они нисколько не заботятся о человеческих делах, то и нам нечего заботиться о том,


в чтобы от них утаиться. Если же боги существуют и заботятся о нас, так ведь мы знаем о богах или слышали о них не иначе как из сказаний и от поэтов, из­ложивших их родословную 19. Однако те же самые источ­ники утверждают, что можно богов переубедить, при­влекая их на свою сторону жертвами, «кроткими молит­вами» и приношениями 2 . Тут приходится либо верить и в то и в другое, либо не верить вовсе. Если уж верить, то следует сначала поступить несправедливо, а затем принести жертвы богам за свои несправедливые стяжа- збб ния. Ведь, придерживаясь справедливости, мы, правда, не будем наказаны богами, но зато лишимся выгоды, которую могла бы нам принести несправедливость. Придерживаться же несправедливости нам выгодно, а что касается наших преступлений и ошибок, так мы настойчивой мольбой переубедим богов и избавимся от наказания. Но ведь в Аиде [скажут нам] либо нас самих, либо детей наших детей ждет кара за наши здешние несправедливые поступки. Однако, друг мой, скажет расчетливый человек, здесь-то и имеют великую силу посвящения в таинства и боги-избавители, и имен­но этого придерживаются как крупнейшие государства, ь так и дети богов, ставшие поэтами и божьими проро­ками 21: они указывают, что дело обстоит именно таким образом.

На каком же еще основании выбрали бы мы себе справедливость вместо крайней несправедливости? Ведь если мы овладеем несправедливостью в сочетании с притворной благопристойностью, наши действия будут согласны с разумом пред лицом как богов, так и людей и при нашей жизни и после кончины — вот взгляд, выражаемый большинством выдающихся людей. После с всего сказанного есть ли какая-нибудь возможность, Сократ, чтобы человек, одаренный душевной и телесной силой, обладающий богатством и родовитый, пожелал уважать справедливость, а не рассмеялся бы, слыша, как ее превозносят? Да и тот, кто может опровергнуть всё, что мы теперь сказали, и кто вполне убежден, что самое лучшее — это справедливость, даже он будет очень склонен извинить людей несправедливых и отне­стись к ним без гнева, сознавая, что возмущаться несправедливостью может лишь человек, божественный по природе, и воздерживаться от нее может лишь чело- d век, обладающий знанием, а вообще-то никто не при­держивается справедливости по доброй воле: всякий


осуждает несправедливость из-за своей робости, ста­рости или какой-либо иной немощи, то есть потому, что он просто не в состоянии ее совершить. Ясно, что это так. Ведь из таких людей первый, кто только войдет в силу, первым же и поступает несправедливо, насколь­ко способен.

Причина этому не что иное, как то, из чего и исхо­дило все это наше рассуждение. И вот как Фрасимах, так и я, мы оба скажем тебе, Сократ, следующее: «Пора­зительный ты человек! Сколько бы всех вас ни было, признающих себя почитателями справедливости, никто, в начиная от первых героев — ведь высказывания многих из них сохранились — и вплоть до наших современни­ков, никогда не порицал несправедливость и не восхва­лял справедливость иначе как за вытекающие из них славу, почести и дары. А самое справедливость или несправедливость, их действие в душе того, кто ими об­ладает, хотя бы это таилось и от богов, и от людей, еще никто никогда не подвергал достаточному разбору ни в стихах, ни просто в разговорах, и никто не го­ворил, что несправедливость — это величайшее зло, ка­кое только может в себе содержать душа, а справедли­вость — величайшее благо. Если бы вы все с самого 367 начала так говорили и убедили бы нас в этом с юных лет, нам не пришлось бы остерегать друг друга от неспра­ведливых поступков, каждый был бы своим собствен­ным стражем из опасения, как бы не стать сподвижни­ком величайшего зла, творя несправедливость».

Вот что, а быть может, и более того сказал бы Фра­симах — или кто другой — о справедливости и неспра­ведливости, как мне кажется, грубо извращая их значе­ние. Но я — мне нечего от тебя таить,— горячо желаю ь услышать от тебя опровержение, оттого-то я и говорю, напрягаясь изо всех сил. Так вот ты в своем ответе и покажи нам не только, что справедливость лучше не­справедливости, но и какое действие производит в чело­веке присутствие той или другой самой по себе — зло или благо. Мнений же о справедливости и несправед­ливости не касайся, как это и советовал Главкон. Ведь если ты сохранишь в обоих случаях истинные мнения, а также присовокупишь к ним ложные, то мы скажем, что ты хвалишь не справедливость, но ее видимость, а порицание твое относится не к несправедливости, а к мнению о ней. Получится, что ты советуешь несправед- с ливому человеку таиться и соглашаешься с Фрасимахом,


что справедливость — это благо другого, что она при­годна сильнейшему, для которого пригодна и целесо­образна собственная несправедливость, слабейшему не нужная. Раз ты признал, что справедливость относится к величайшим благам, которыми стоит обладать и ради проистекающих отсюда последствий, и еще более ради них самих,— таковы зрение, слух, разум, здоровье и а разные другие блага, подлинные по самой своей при­роде, а не по мнению людей, — то вот эту сторону справедливости ты и отметь похвалой, скажи, что она сама по себе помогает человеку, если он ее придержива­ется, несправедливость же, напротив, вредит. А хвалить то, что справедливость вознаграждается деньгами и сла­вой, ты предоставь другим. Когда именно за это восхва­ляют справедливость и осуждают несправедливость, превознося славу и награды или же их порицая, то от остальных людей я это еще могу вынести, но от тебя нет — разве что ты этого потребуешь,— потому что ты е всю свою жизнь не исследовал ничего другого, кроме этого. Так вот, в своем ответе ты покажи нам не только, что справедливость лучше несправедливости, но и какое действие производит в человеке присутствие той или другой самой по себе — все равно, утаилось ли это от богов и людей или нет,— и почему одна из них — бла­го, а другая — зло.

Эти слова Адиманта меня тогда особенно порадо­вали, хотя я и всегда-то восхищался природными за­датками его и Главкона.

368 — Вы и впрямь сыновья своего славного родите­

ля,— сказал я,— и неплохо начало элегии, с которой об­ратился к вам поклонник Главкона, когда вы отличи­лись в сражении под Мегарой:

Славпого Аристона божественный род — его дети 22.

Это, друзья, по-моему, хорошо. Испытываемое вами состояние вполне божественно, раз вы не держитесь взгляда, будто несправедливость лучше справедливо­сти, хотя в речах и отстаиваете это. Мне кажется, что ь вы и в самом деле не держитесь такого взгляда. Заклю­чаю так по всему вашему поведению, потому что од­ним вашим словам я бы не поверил. Но чем больше я вам верю, тем больше недоумеваю, как мне быть, не знаю, чем вам помочь, и признаю свое бессилие. Знаком этого служит мне следующее: мои доводы против Фра-


симаха, которые, как я полагал, уже показали, что справедливость лучше несправедливости, не были вами восприняты. С другой стороны, я не могу не защищать свои взгляды. Ведь я боюсь, что нечестиво, присутствуя при поношении справедливости, уклоняться от помощи с ей, пока ты еще дышишь и в силах подать голос. Самое лучшее — вступиться за нее в меру сил.

Тут Главной и остальные стали просить меня помочь любым способом и не бросать рассуждения, но, напро­тив, тщательно исследовать, что такое справедливость и несправедливость и как обстоит с истинной их по­лезностью. И я сказал свое мнение:

— Исследование, которое мы предприняли,— дело немаловажное, оно под силу, как мне кажется, лишь человеку с острым зрением. Мы недостаточно искусны, d по-моему, чтобы произвести подобное разыскание, это все равно что заставлять людей с не слишком острым зрением читать издали мелко написанные буквы.

И вдруг кто-то из них сообразит, что те же самые буквы бывают и крупнее, где-нибудь в надписи боль­шего размера! Я думаю, прямо находкой была бы воз­можность прочесть сперва крупное, а затем разобрать

и мелкое, если это одно и то же.

— Конечно,— сказал Адимант,— но какое же сход­ство усматриваешь ты здесь, Сократ, с разысканиями, е касающимися справедливости?

— Я тебе скажу. Справедливость, считаем мы, бы­вает свойственна отдельному человеку, но бывает, что и целому государству.

— Конечно.

— А ведь государство больше отдельного человека?

— Больше.                                   4

Использование
государственного
опыта для
познанпя частной
справедливости


— Есть надежда, что в таком случае легче бу­дет заметить то, что мы ищем.

— Конечно.

— Так надо, по-моему, попытаться этого достичь. Думаю, что дела у нас тут будет более чем доста­точно. Решайте сами.

Уже решено,— сказал Ади- мант.— Приступай же.

— Государство,— сказал я,— воз­никает, как я полагаю, когда каж­дый из нас не может удовлетво­рить сам себя, но во многом еще нуждается. Или ты приписываешь

начало общества чему-либо иному?

— Нет, ничему иному.

— Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной по­требности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства, не правда ли?

— Конечно.

— Таким образом, они кое-что уделяют друг другу и кое-что получают, и каждый считает, что так ему будет лучше.

— Конечно.

— Так давай же, — сказал я,— займемся мысленно построением государства с самого начала. Как видно, его создают наши потребности 23.

— Несомненно.

— А первая и самая большая потребность — это до­быча пищи для существования и жизни.

— Безусловно.

— Вторая потребность — жилье, третья — одежда, и так далее.

— Это верно.

— Смотри же,— сказал я,— каким образом госу­дарство может обеспечить себя всем этим: не так ли, что кто-нибудь будет земледельцем, другой — строителем, третий — ткачом? И не добавить ли нам к этому сапож­ника и еще кого-нибудь из тех, кто обслуживает телес­ные наши нужды?

— Конечно.

— Самое меньшее, государству необходимо состоять из четырех или пяти человек-


— По-видимому.

— Так что же? Должен ли каждый из них вы- в полнять свою работу с расчетом на всех? Например, земледелец, хотя он один, должен ли выращивать хлеб на четверых, тратить вчетверо больше времени и трудов

и уделять другим от того, что он произвел, или же, не заботясь о них, он должен производить лишь четвертую долю этого хлеба, только для самого себя, и тратить на это всего лишь четвертую часть своего времени, а ос­тальные три его части употребить на постройку дома, 370 изготовление одежды, обуви и не хлопотать о других, а производить все своими силами и лишь для себя?

— Пожалуй, Сократ, — сказал Адимант,— первое будет легче, чем это.

— Здесь нет ничего странного, клянусь Зевсом.

Я еще раньше обратил внимание на твои слова, что люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, так что они имеют различные способности к тому или иному делу. Разве не таково ь твое мнение?

— Да, таково.

— Так что же? Кто лучше работает — тот, кто вла­деет многими искусствами или же только одним?

— Тот, кто владеет одним.

— Ясно, по-моему, и то, что стоит упустить время для какой-нибудь работы, и ничего не выйдет.

— Конечно, ясно.

— И по-моему, никакая работа не захочет ждать,

когда у работника появится досуг; наоборот, он посто­янно должен уделять ей внимание, а не заниматься ею так, между прочим.                       ч                      с

— Непременно.

— Поэтому можно сделать все в большем коли­честве, лучше и легче, если выполнять одну какую-ни­будь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы 24.

— Несомненно.

— Так вот, Адимант, для обеспечения того, о чем мы говорили, потребуется больше чем четыре члена го­сударства. Ведь земледелец, вероятно, если нужна хо­рошая соха, не сам будет изготовлять ее для себя, или мотыгу и прочие земледельческие орудия. В свою очередь и домостроитель — ему тоже требуется многое, а Подобным же образом и ткач, и сапожник. Не так ли?

— Это правда.


— Плотники, кузнецы и разные такие мастера, если их включить в наше маленькое государство, сде­лают его многолюдным.

— И даже очень.

— Все же оно не будет слишком большим, даже если мы к ним добавим волопасов, овчаров и прочих

е пастухов, чтобы у земледельцев были волы для пахоты, у домостроителей вместе с земледельцами — подъярем­ные животные для перевозки грузов, а у ткачей и са­пожников — кожа и шерсть.

— Но и немалым будет государство, где все это есть.

— Но разместить такое государство в местности, где не понадобится ввоза, почти что невозможно.

— Невозможно.

— Значит, вдобавок понадобятся еще и люди для доставки того, что требуется, из другой страны.

— Понадобятся.

— Но если такой посредник отправится в другую страну порожняком, не взяв с собой ничего такого, в

371 чем нуждаются те люди, от которых он собирается забрать то, что нужно здесь, то он так и уедет от них ни с чем.

— По-моему, да.

— Следовательно, здесь нужно будет производить не только то, что достаточно для самих себя, но и все то, что требуется там, сколько бы этого ни требова­лось.

— Да, это необходимо.

— Нашей общине понадобится побольше земледель­цев и разных ремесленников.

— Да, побольше.

— И посредников для всякого рода ввоза и вывоза. А ведь это — купцы. Разве нет?

— Да.

— Значит, нам потребуются и купцы.

— Конечно.

— А если это будет морская торговля, то вдобавок ь потребуется еще и немало людей, знающих морское

дело.

— Да, немало.

— Так что же? Как будут они передавать друг другу все то, что каждый производит внутри самого государства? Ведь ради того мы и основали государ­ство, чтобы люди вступили в общение.

— Очевидно, они будут продавать и покупать.


— Из этого у нас возникнет и рынок, и монета — знак обмена.

— Конечно.

— Если земледелец или кто другой из ремесленни- с ков, доставив на рынок то, что он производит, придет не в одно и то же время с теми, кому нужно про­извести с ним обмен, неужели же он, сидя на рынке, будет терять время, нужное ему для работы?

— Вовсе нет, — сказал Адимант.— Найдутся ведь люди, которые, видя это, предложат ему свои услуги.

В благоустроенных государствах это, пожалуй, самые слабые телом и непригодные ни к какой другой рабо­те. Они там, на рынке, только того и дожидаются, d чтобы за деньги приобрести что-нибудь у тех, кому нужно сбыть свое, и опять-таки обменять это на деньги

с теми, кому нужно что-то купить.

— Из-за этой потребности появляются у нас в горо­де мелкие торговцы. Разве не назовем мы так посред­ников по купле и продаже, которые засели на рынке?

А тех, кто странствует по городам, мы назовем купцами.

— Конечно.

— Бывают, я думаю, еще и какие-то иные посред- о ники: разумение их таково, что с ними не очень-то стоит общаться, но они обладают телесной силой, до­статочной для тяжелых работ. Они продают внаем свою силу и называют жалованьем цену за этот наем, потому-то, я думаю, их и зовут наемниками. Не так ли?

— Конечно, так.

— Для полноты государства, видимо, нужны и наем­ники.

— По-моему, да.

— Так разве не разрослось у нас^ Адимант, госу­дарство уже настолько, что можно его считать совер­шенным?

— Пожалуй.

— Где же в нем место справедливости и несправед­ливости? В чем из того, что мы разбирали, они прояв­ляются?

— Я лично этого не вижу, Сократ. Разве что в ка- 372 кой-то взаимной связи этих самых занятий.

— Возможно, ты прав. Надо тщательно исследовать и не отступаться. Прежде всего рассмотрим образ жизни людей, так подготовленных. Они будут производить хлеб, вино, одежду, обувь, будут строить дома, летом большей частью работать обнаженными и без обуви,


ь а зимой достаточно одетыми и обутыми. Питаться они будут, изготовляя себе крупу из ячменя и пшеничную муку; крупу будут варить, тесто месить и выпекать из него великолепные булки и хлеб, раскладывая их в ряд на тростнике или на чистых листьях. Возлежа на подстилках, усеянных листьями тиса и мирта, они будут пировать, и сами и их дети, попивая вино, будут украшать себя венками и воспевать богов, радостно об­щаясь друг с другом; при этом, остерегаясь бедности и с войны, они будут иметь детей не свыше того, чем позво­ляет им их состояние.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.