|
|||
Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 8 страница— Знаю. — Так вот, хорошие люди потому и не соглашаются управлять — ни за деньги, ни ради почета: они не хотят прозываться ни наемниками, открыто получая вознаграждение за управление, ни ворами, тайно пользуясь его выгодами; в свою очередь и почет их не привлекает — ведь они не честолюбивы. Чтобы они • согласились управлять, надо обязать их к этому и применять наказания. Вот, пожалуй, причина, почему считается постыдным добровольно домогаться власти, не дожидаясь необходимости. А самое великое наказание — это быть под властью человека худшего, чем ты, когда сам ты не согласился управлять. Мне кажется, именно из опасения такого наказания порядочные люди и управляют, когда стоят у власти: они приступают тогда к управлению не потому, что идут на что-то хорошее и находят в этом удовлетворение, d но по необходимости, не имея возможности поручить это дело кому-нибудь, кто лучше их или им равен. Если бы государство состояло из одних только хороших людей, все бы, пожалуй, оспаривали друг у друга возможность устраниться от правления, как теперь оспаривают власть. Отсюда стало бы ясно, что по существу подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному, так что всякий понимающий это человек вместо того, чтобы хлопотать о пользе другого, предпочел бы, чтобы другие позаботились о его пользе. Я ни в коем случае не уступлю Фрасимаху, будто справедливость — е это то, что пригодно сильнейшему. Но мы еще обсудим это потом. Для меня сейчас гораздо важнее Справедливость и недавнее утверждение Фрасимаха, несправедливость будто жизнь человека несправедливого лучше жизни человека справедливого. А ты, Главкон, что выбираешь? Какое из этих двух утверждений, по-твоему, более верно? — По-моему,— сказал Главкон,— выгоднее жизнь человека справедливого. — А ты слышал, сколько разных благ приписал 348 Фрасимах жизни человека несправедливого? — Слышал, да не верю. — Так хочешь, мы его переубедим, если нам как- нибудь удастся обнаружить, что он не прав? — Как не хотеть! — сказал Главкон. — Однако если мы станем возражать ему, слово за словом перечисляя блага справедливости, а затем снова будет говорить он и опять мы, то понадобится вести счет указанным благам и измерять их, а чтобы ь решить, сколько их привел каждый из нас в каждом своем ответе, нам понадобятся судьи. Если же мы будем вести исследование, как мы делали это только что, когда сходились во мнениях, тогда мы одновременно будем и судьями, и защитниками. 4 — Конечно. — Какой же из этих двух способов тебе нравится? — Второй. — Ну-ка, Фрасимах,— сказал я,— отвечай нам с самого начала. Ты утверждаешь, что совершенная несправедливость полезнее совершенной справедливости? — Конечно, я это утверждаю, и уже сказал почему, с — Ну а как ты скажешь вот насчет чего: называешь ли* ты одно из этих свойств добродетелью, а другое — порочностью? — А почему бы нет? — Значит, добродетелью ты назовешь справедливость, а порочностью — несправедливость? — Не иначе, дражайший! И я говорю, что несправедливость целесообразна, а справедливость — нет! — Ну и что же тогда получается? — Да наоборот. — Неужели, что справедливость порочна? — Нет, но она — весьма благородная тупость (eorjOeiav). d — Но называешь ли ты несправедливость зло- умышленностыо (xaxofj'O'Eiav) ? — Нет, это здравомыслие. — Разве несправедливые кажутся тебе разумными и хорошими? — По крайней мере те, кто способен довести несправедливость до совершенства и в состоянии подчинить себе целые государства и народы. А ты, вероятно, думал, что я говорю о тех, кто отрезает кошельки? Впрочем, и это целесообразно, пока не будет обнаружено. Но о них не стоит упоминать; иное дело то, о чем я сейчас говорил. е — Мне прекрасно известно, что ты этим хочешь сказать, но меня удивляет, что несправедливость ты относишь к добродетели и мудрости, а справедливость — к противоположному. — Конечно, именно так. — Это уж слишком резко, мой друг, и не всякий найдется, что тебе сказать. Если бы ты утверждал, что несправедливость целесообразна, но при этом, подобно другим, признал бы ее порочной и позорной, мы нашлись бы, что сказать, согласно общепринятым взглядам. А теперь ясно, что ты станешь утверждать, будто несправедливость — прекрасна и сильна и так 349 далее, то есть припишешь ей все то, что мы приписываем справедливости, раз уж ты дерзнул отнести несправедливость к добродетели и мудрости. — Ты догадался в высшей степени верно. — В таком случае, не следует отступаться от подробного рассмотрения всего этого в нашей беседе, пока ты, насколько я замечаю, говоришь действительно то, что думаешь. Мне кажется, Фрасимах, ты сейчас нисколько не шутишь, а высказываешь то, что представляется тебе истинным. — Не все ли тебе равно, представляется это мне таковым или нет? Ведь мое утверждение ты не опровергнешь. ы — Оно, конечно, хоть и все равно, но попытайся вдобавок ответить еще на это: представляется ли тебе, что справедливый человек желал бы иметь какое- либо преимущество перед другим, тоже справедливым? — Ничуть, иначе он не был бы таким вежливым и простоватым, как это теперь наблюдается. — Ну а в делах справедливости? — Даже и там нет. — А притязал бы он на то, что ему следует обладать преимуществом сравнительно с человеком несправедливым и что это было бы справедливо? Или он не считал бы это справедливым? — Считал бы и притязал бы, да только это ему не под силу. — Но я не об этом спрашиваю, а о том, считает ли нужным и хочет ли справедливый иметь больше, чем несправедливый? — Да, конечно, хочет. — А несправедливый человек? Неужели он будет притязать на обладание преимуществом сравнительно со справедливым человеком также и в делах справедливости? — А почему бы и нет? Ведь он притязает на то, чтобы иметь больше всех. — Значит, несправедливый человек будет притязать на обладание преимуществом перед другим несправедливым человеком и его деятельностью избудет с ним бороться за то, чтобы захватить самому как можно больше? — Да, это так. — Значит, мы скажем следующим ббразом: справедливый человек хочет обладать преимуществом сравнительно не с подобным ему человеком, а с тем, кто на него не похож, между тем как несправедливый хочет им обладать сравнительно с обоими — и с тем, кто подобен ему, и с тем, кто на него не похож. — Это ты сказал как нельзя лучше. — А ведь несправедливый человек все же бывает разумным и значительным, а справедливый — ни тем ни другим. — Это тоже хорошо сказано. — Значит, несправедливый человек бывает похож на человека разумного и значительного, а справедливый, напротив, не похож? — Как же человеку не быть похожим на себе по- добных, раз он сам таков? А если он не таков, то и не похож. — Прекрасно. Значит, каждый из них таков, как те, на кого он похож. — А почему бы и нет? — Пусть так. А скажи, Фрасимах, называешь ли ты в одного человека знатоком музыки, а другого — нет? — Конечно. — Какой же из них разумен, а какой — нет? — Знаток музыки, конечно, разумен, а другой — неразумен. — И раз он разумен, значит, этот человек выдающийся, а кто неразумен — ничтожен? — Да. — Ну а врач? Не так же ли точно? — Так же. — А как, по-твоему, уважаемый Фрасимах, знаток музыки, настраивая лиру, этим натягиванием и отпусканием струн притязает ли на что-нибудь большее, чем быть знатоком? — По-моему, нет. — Ну а на что-то большее в сравнении с другим, не знатоком? — Это уж непременно. 350 — А врач? Назначая ту или иную пищу и питье, притязает ли он этим на что-то большее, чем быть врачом и знать врачебное дело? — Нет, нисколько. — А притязает ли он на что-то большее, чем тот, кто не врач? — Да. — Примени же это к любой области знания и незнания. Считаешь ли ты, что знаток любого дела притязает на большее в своих действиях и высказываниях, чем другой знаток того же дела, или на то же самое в той же области, что и тот, кто ему подобен? — Пожалуй, я должен согласиться с последним. — А невежда? Разве он не притязал бы на большее ь одинаково в сравнении со знатоком и с другим невеждой? — Возможно. ' — А знаток ведь человек мудрый? — Я полагаю. — А мудрый человек обладает достоинствами? — Полагаю. — Значит, человек, обладающий достоинствами, и к тому же мудрый, не станет притязать на большее сравнительно с ему подобным, а только с тем, кто на него не похож, то есть ему противоположен. — По-видимому. — Человек же низких свойств и невежда станет притязать на большее и сравнительно с ему подобным, и сравнительно с тем, кто ему противоположен. — Очевидно. — Стало быть, Фрасимах, несправедливый человек будет у нас притязать на большее сравнительно и с тем, кто на него не похож, и с тем, кто похож. Или ты не так говорил? — Да, так. — А справедливый человек не станет притязать на большее сравнительно с ему подобным, а только с тем, кто на него не похож. — Да. — Следовательно, справедливый человек схож с человеком мудрым и достойным, а несправедливый — с человеком плохим и невеждой. — Пожалуй, что так. — Но ведь мы уже признали, что, кто на кого похож, тот и сам таков. — Признали. — Следовательно, у нас оказалось, что справедливый — это человек достойный и мудрый, а несправедливый — невежда и недостойный. Хотя Фрасимах и согласился со всем этим, но далеко не с той легкостью, как я это вам сейчас передаю, а еле-еле, через силу. Попотел он ,рри этом изрядно, тем более что дело происходило летом. Тут и узрел я впервые, что даже Фрасимах может покраснеть. После того как мы оба признали, что справедливость — это добродетель и мудрость, а несправедливость — порочность и невежество, я сказал: — Пусть так. Будем считать это у нас уже установленным. Но мы еще утверждали, что несправедливость могущественна. Или ты не помнишь, Фрасимах? — Помню. Но я недоволен тем, что ты сейчас утверждаешь, и должен по этому поводу сказать кое- что. Впрочем, если я стану говорить, я уверен, ты назовешь это разглагольствованием. Так что либо предоставь мне говорить, что я хочу, либо, если тебе угодно спрашивать, спрашивай, а я тебе буду вторить, словно старухам, рассказывающим сказки, и то одобрительно, то отрицательно кивать головой. — Только ни в коем случае не вопреки собственному мнению. — Постараюсь, чтобы ты остался доволен мной, раз уж ты не даешь мне говорить. Чего ты от меня еще хочешь? — Ничего, клянусь Зевсом. Если ты будешь так поступать — дело твое, я же тебе задам вопрос. — Задавай. — Я спрашиваю о том же, чта и недавно, чтобы 351 наше рассуждение шло по порядку, а именно: как относится справедливость к несправедливости? Ведь раньше было сказано, что несправедливость и могущественнее, и сильнее справедливости. Теперь же, раз справедливость — это мудрость и добродетель, легко, думаю я, обнаружится, что она и сильнее несправедливости, раз та не что иное, как невежество. Это уж всякий поймет. Но я не хочу, Фрасимах, рассматривать это так ь плоско, а скорее вот в каком роде: признаёшь ли ты, что государство может быть несправедливым и может пытаться несправедливым образом поработить другие государства и держать их в порабощении, причем многие государства бывают порабощены им? — А почему бы нет? Это в особенности может быть осуществлено самым превосходным из государств, наиболее совершенным в своей несправедливости. — Я понимаю, что таково было твое утверждение. Но я вот как его рассматриваю: государство, становясь сильнее другого государства, приобретает свою мощь независимо от справедливости или же обязательно в сочетании с нею? с — Если, как ты недавно говорил, справедливость — это мудрость, тогда — в сочетании со справедливостью. Если же дело обстоит, как говорил я, то — с несправедливостью. — Меня очень радует, Фрасимах, что ты не говоришь просто «да» или «нет», но отвечаешь мне, да еще так превосходно. — Это я тебе в угоду. — И хорошо делаешь. Угоди же мне еще вот чем: скажи, как, по-твоему, государство, или войско, или разбойники, или воры, или еще какой-либо народ, несправедливо приступающий сообща к какому-нибудь делу, может ли что-нибудь сделать, если эти люди будут несправедливо относиться друг к другу? — Конечно, нет. а — А если не будут относиться несправедливо, тогда скорей? — Еще бы! — Ведь несправедливость, Фрасимах, вызывает раздоры, ненависть, междоусобицы, а справедливость — единодушие и дружбу 25. Не так ли? — Пусть будет так, чтобы не спорить с тобой. — Это хорошо с твоей стороны, почтеннейший. Скажи-ка мне вот что: если несправедливости, где бы она ни была, свойственно внедрять ненависть повсюду, то, возникши в людях, все равно, свободные ли они или рабы, разве она не заставит их возненавидеть друг друга, не приведет к распрям, так что им станет невозможно действовать сообща? о — Конечно. — Да хотя бы их было только двое, но раз уж она в них возникла, разве они не разойдутся во взглядах, не возненавидят, как враги, друг друга, да притом и людей справедливых? — Да, они будут врагами. — Если даже, Фрасимах, — удивительный ты человек! — несправедливость возникнет только у одного, разве потеряет она тогда свойственную ей силу? Или же, наоборот, она будет иметь ее нисколько не меньше? — Пускай себе имеет ничуть не меньше. — А силу она имеет, как видно, какую-то такую, что, где бы несправедливость ни возникла — в государстве ли, в племени, в войске или в чем-либо ином, — она прежде всего делает невозможным дей- 352 ствия этих групп, поскольку эти действия сопряжены с ней самой, ведь она ведет к раздорам, к разногласиям, внутренней и внешней вражде, в том числе и к справедливому противнику. Разве не так? — Конечно, так. — Даже возникая в одном человеке, она производит все то, что ей свойственно совершать. Прежде всего она делает его бездейственным, так как он в раздоре и разладе с самим собой, он враг и самому себе, и людям справедливым. Не так ли? — Да. — Но ведь и боги справедливы, друг мой? — Пусть так. ь — Выходит, и богам, Фрасимах, несправедливый враждебен, а справедливый им — друг. -- Угощайся этим рассуждением сам, да смелее. Я тебе не стану перечить, чтобы не нажить врагов среди присутствующих. — Ну так дополни это мое угощение еще и остальными ответами, подобно тому как ты это делал сейчас. Обнаружилось, что справедливые люди мудрее, лучше и способнее к действию, несправедливые же не с способны действовать вместе. Хотя мы и говорим, что когда-то кое-что было совершено благодаря энергичным совместным действиям тех, кто несправедлив, однако в этом случае мы выражаемся не совсем верно. Ведь они не пощадили бы друг друга, будь они вполне несправедливы, стало быть, ясно, что было в них что-то и справедливое, мешавшее им обижать друг друга так, как тех, против кого они шли. Благодаря этому они и совершили то, что совершили. На несправедливое их подстрекала присущая им несправедливость, но были они лишь наполовину порочными, потому что люди совсем плохие и совершенно несправедливые совершенно а не способны и действовать. Вот как я это понимаю, а не так, как ты сперва утверждал. Нам остается еще исследовать то, что мы вслед за тем решили подвергнуть рассмотрению, то есть лучше ли живется людям справедливым, чем несправедливым, и счастливее ли они. Хотя, по-моему, это уже и теперь видно из сказанного, все же надо рассмотреть это основательнее — ведь речь идет не о пустяках, а о том, каким образом надо жить. — Так рассмотри же это. — Я это и делаю. Ну, вот скажи мне, есть, по-твоему, у коня какое-нибудь назначение? е — По-моему, да. — Не то ли ты считал бы назначением коня или чего угодно другого, что может быть выполнено только с его помощью или во всяком случае лучше всего с ней? — Не понимаю. — Да вот как: можешь ли ты видеть чем-нибудь иным, кроме глаз? — Нет, конечно. — Ну а слышать чем-нибудь иным, кроме ушей? — Ни в коем случае. — Так разве неправильно будет сказать, что эти вещи — их предназначение? — Разумеется, правильно. — Ну а ветви виноградной лозы можешь ты обре- зэз зать садовым и простым ножом и многими другими орудиями? — Конечно. — Но ничем не обрежешь их так хорошо, как особым серпом, который для того-то и сделан. — Это правда. — Так не считать ли нам это назначением серпа? — Будем считать. — Теперь, я думаю, ты лучше поймешь мой недавний вопрос: не будет ли назначением каждой вещи то, что кто-нибудь выполняет только с ее помощью или, лучше всего, пользуясь ею, нежели любой иной вещью? — Понимаю. По-моему, это и будет назначением каждой вещи. ь — Хорошо. А не находишь ли ты, что раз у каждой вещи есть свое назначение, то у нее должны быть и свои достоинства? Вернемся к нашим примерам: признаем ли мы, что глаза имеют свое назначение? — Да, имеют. — Значит, у глаз есть и свое достоинство? — Есть и это. — Ну, а уши имеют свое назначение? — Да. — Значит, и свое достоинство? — А в отношении всех остальных вещей разве дело обстоит не так же? — Так. — Погоди-ка. Могут ли глаза хорошо выполнять свое назначение, если у них нет свойственных им до- с стоинств, а вместо этого — одни недостатки? — Как можно! Вместо зрения ты, верно, говоришь о сплошной слепоте. — Да, именно зрение и составляет достоинство глаз. Но я пока не об этом спрашиваю, а о том, не вследствие ли присущих им достоинств глаза хорошо выполняют свое назначение, а при недостатках — плохо. — Это ты верно говоришь. — И уши, лишенные свойственных им достоинств, плохо выполняют свое назначение? — Конечно. — Подведем ли мы и все остальное под это d правило? ИЗ — По-моему, да. — Тогда рассмотри после этого вот что: есть ли у души какое-либо назначение, которое нельзя выполнить решительно ничем другим из существующего, например заботиться, управлять, советоваться и тому подобное? Есть ли что-нибудь другое, кроме души, к чему мы с полным правом могли бы все это отнести и сказать, что это его дело? — Другого такого нет ничего. — Опять-таки жизнь: признаем ли мы, что это дело души? — Безусловно. — Стало быть, мы признаем, что у души есть какое-то присущее ей достоинство? — Признаем. — А лишившись этого присущего ей достоинства, может ли душа хорошо выполнять свое назначение или это невозможно? — Невозможно. — Стало быть, правление и попечение низкой души неизбежно будет плохим, а у возвышенной души все это выходит хорошо. — Это необходимо. — Но ведь мы согласились, что достоинство души — это справедливость, а недостаток — несправедливость. — Да, согласились. — Значит, справедливая душа и справедливый человек будут жить хорошо, а несправедливый — плохо. — Видно так, согласно твоему рассуждению. — Но кто живет достойно, тот человек благоденствующий и счастливый, а кто живет недостойно — как раз наоборот. — Да, не иначе. — Следовательно, справедливый счастлив, а несправедливый — это жалкий человек. — Пусть так. — Но что за прок быть несчастным? Иное дело — быть счастливым. — Как же иначе? — Следовательно,— чудак ты, Фрасимах! — несправедливость никогда не может быть выгоднее справедливости. — Ну, этим и угощайся, Сократ, на Бендидиях 26! — Это ты меня угощаешь, Фрасимах, раз ты у меня стал таким кротким и перестал сердиться. Впрочем, я еще не вдоволь угостился, но в этом моя вина, а не твоя, ь Как лакомки 27, сколько бы чего ни подали к столу, набрасываются на каждое блюдо, дабы отведать и его, хотя они еще недостаточно насладились предыдущим, так, по-моему, и я: не найдя ответа на то, что мы рассматривали сначала, а именно на вопрос, что такое справедливость, я бросил это и кинулся исследовать, будет ли она недостатком и невежеством или же она — мудрость и добродетель. А затем, когда я столкнулся с утверждением, будто несправедливость выгоднее справедливости, я не удержался, чтобы не перейти от с того вопроса к этому. Так-то и вышло, что сейчас я ничего не вынес из этой беседы. Раз я не знаю, что такое справедливость, я вряд ли узнаю, есть ли у нее достоинства или нет, и несчастлив ли обладающий ею или, напротив, счастлив. 357 Я думал, что после таких моих слов мне будет уже излишне продолжать беседу, но оказалось, что это было не более как вступление к ней. Главков, который никогда ни перед чем не отступает, и сейчас не стерпел отказа Фрасимаха от рассуждения и сказал: — Сократ, желательно ли тебе, что- Справедливость и gbI только казалось, будто ты нас (продолжение) переубедил, или чтобы мы подлинно убедились в том, что быть чело- ь веком справедливым в любом случае лучше, чем несправедливым? — Я бы, конечно, предпочел подлинно убедить, если б это от меня зависело. — Между тем ты не делаешь того, что тебе желательно. Скажи-ка мне, представляется ли тебе благом то, что для нас приемлемо не ради его последствий, но ценно само по себе? Вроде как, например, радость или какие-нибудь безобидные удовольствия -- они в дальнейшем ни к чему, но они веселят человека. — Мне лично оно представляется чем-то именно в таком роде. с — Далее. А то, что мы чтим и само по себе, и ради его последствий? Например, разумение, зрение, здоровье и все ценное для нас по обеим этим причинам считаешь ли ты благом? — Да. — А не замечаешь ли ты еще и какого-то третьего вида блага, к которому относятся упражнения тела, пользование больных, лечение и прочие прибыльные занятия? Мы признали бы, что они тягостны, хотя нам и полезны *. Вряд ли мы стали бы ими заниматься ра- d ди них самих, но они оплачиваются и дают разные другие преимущества. — Существует и такой третий вид благ. Но что из того? — К какому же виду благ ты относишь справедливость? — Я-то полагаю, что к самому прекрасному, кото- 358 рый и сам по себе, и по своим последствиям должен быть ценен человеку, если тот стремится к счастью. — А большинство держится иного взгляда и относит ее к виду тягостному, которому можно предаваться лишь за вознаграждение, ради уважения и славы, сама же она по себе будто бы настолько трудна, что лучше ее избегать. — Я знаю такое мнение; недаром Фрасимах давно уже порицает этот вид блага и превозносит несправедливость. Но я, видно, непонятлив. — Погоди, выслушай и меня — вдруг ты со мной ь согласишься. Фрасимах, по-моему, слишком скоро поддался, словно змея, твоему заговору, а я все еще не удовлетворен твоим доказательством как той, так и другой стороны вопроса. Я желаю услышать, что же такое справедливость и несправедливость и какое они имеют значение, когда сами по себе содержатся в душе человека; а что касается вознаграждения и последствий, это мы оставим в стороне. Вот что я сделаю, если ты не возражаешь: я снова вернусь к рассуждению Фрасимаха. Скажу, во-первых, с о том, как представляют себе такие люди справедливость и ее происхождение; во-вторых, упомяну, что все, кто ее придерживается, делают это против воли, словно это необходимость, а не благо; в-третьих, укажу, что так и надо поступать, потому что, как уверяют, жизнь человека несправедливого много лучше жизни справедливого. Мне-то лично, Сократ, все это представляется совсем не так, но я нахожусь в недоумении — мне все уши прожужжали ич Фрасимах, и тысячи других людей. А вот того, что мне хочется,— доказательства в защиту справедливости, то есть, что а она лучше несправедливости, — я как-то ни от кого не слыхал. Мне хочется услыхать похвалу ей самой по себе. Думаю, что в особенности от тебя я могу узнать об этом — вот почему я нарочно стану хвалить несправедливую жизнь, чтобы тем самым подсказать тебе, каким образом мне хотелось бы услышать от тебя порицание несправедливости и похвалу справедливости. Смотри, согласен ли ты с моим предложением? — Вполне. Разве есть для разумного человека что- нибудь более приятное, чем возможность почаще беседовать о таком предмете? — Прекрасно. Выслушай же то, о чем я упомянул е сперва, а именно в чем состоит справедливость и откуда она берется. Говорят, что творить несправедливость обычно бывает хорошо, а терпеть ее — плохо. Однако, когда терпишь несправедливость, в этом гораздо больше плохого, чем бывает хорошего, когда ее творишь. Поэтому, когда люди отведали и того и другого, то есть и поступали несправедливо, и страдали от несправедли- 359 вости, тогда они, раз уж нет сил избежать одной и придерживаться другой, нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедливости, и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор 2. Установления закона и получили имя законных и справедливых — вот каково происхождение и сущность справедливости. Таким образом, она занимает среднее место — ведь творить несправедливость, оставаясь притом безнаказанным, это всего лучше, а терпеть несправедливость, когда ты не в силах отплатить, — всего хуже. Справедливость же лежит посреди между этими крайностями, и этим приходится довольствоваться, но не ь потому, что она благо, а потому, что люди ценят ее из-за своей собственной неспособности творить несправедливость. Никому из тех, кто в силах творить несправедливость, то есть кто доподлинно муж, не придет в голову заключать договоры о недопустимости творить или испытывать несправедливость — разве что он сойдет с ума. Такова, Сократ,— или примерно такова — природа справедливости, и вот из-за чего она появилась, согласно этому рассуждению. А что соблюдающие справедливость соблюдают ее из-за бессилия творить несправедливость, а не по доброй воле, это мы всего легче заметим, если мысленно с сделаем вот что: дадим полную волю любому человеку, как справедливому, так и несправедливому, творить все, что ему угодно, и затем понаблюдаем, куда его поведут его влечения. Мы поймаем справедливого человека с поличным: он готов пойти точно на то же самое, что и несправедливый, — причина тут в своекорыстии, к которому, как к благу, стремится любая природа, и только с помощью закона, насильственно ее заставляют соблюдать надлежащую меру. У людей была бы полнейшая возможность, как я говорю, творить все что угодно, если бы у них была та d способность, которой, как говорят, обладал некогда предок Лида. Он был пастухом и батрачил у тогдашнего правителя Лидии; как-то раз, при проливном дожде и землетрясении, земля кое-где расселась и образовалась трещина в том месте, где он пас свое стадо. Заметив это, он из любопытства Спустился в расселину и увидел там, как рассказывают, разные диковины, между прочим медного коня, полого и снабженного дверцами. Заглянув внутрь, он увидел мертвеца, на вид больше человеческого роста. На мертвеце не было ничего, только на руке — золотой перстень. Пастух снял о его и взял себе, а затем вылез наружу. Когда пришла пора пастухам собраться на сходку, как они обычно делали каждый месяц, чтобы отчитаться перед царем о состоянии стада, и он отправился туда, а на руке у него был перстень. Так вот, когда он сидел среди пастухов, случилось ему повернуть перстень камнем к ладони, и, чуть только это произошло, он стал невидимкой, и си- зео девшие рядом с ним говорили о нем уже как об отсутствующем. Он подивился, нащупал снова перстень и повернул его камнем наружу, а чуть повернул, снова стал видимым. Заметив это, пастух начал пробовать, действительно ли перстень обладает таким свойством, и всякий раз получалось, что, стоило только повернуть перстень камнем к ладони, он делался невидимым, когда же он поворачивал его камнем наружу — видимым. Поняв это, он сразу устроил так, что попал в число вестников, посланных к царю. А получив к царю доступ, совратил его жену, вместе с ней напал на него, убил и ь захватил власть 3. Если бы было два таких перстня — один на руке у человека справедливого, а другой у несправедливого, тогда, надо полагать, ни один из них не оказался бы настолько твердым, чтобы остаться справедливым и решительно воздержаться от присвоения чужого имущества и не притрагиваться к нему, хотя и тот и другой имели бы возможность без всякой опаски брать что угодно на рыночной площади, проникать в дома и схо- с диться с кем вздумается, убивать, освобождать из заключения кого захочет — вообще действовать среди людей так, словно он равен богу. Поступая таким образом, обладатели перстней нисколько не отличались бы друг от друга: оба они пришли бы к одному и тому же. Вот это и следует признать сильнейшим доказательством того, что никто не бывает справедливым по своей
|
|||
|