Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Еще раз о местепризнакам замечаю, что мы всего 595 поэзии 5 страница



Сократ. Правильно. Не признаем ли мы ее, Про­тарх, самой истинной и вместе с тем самой прекрасной ь белизной, а не тем, что встречается чаще всего и больше всего?


П р о т а р х. Совершенно правильно.

Сократ. Следовательно, если мы скажем, что не­большая чистая белая вещь и белее, и вместе с тем прекраснее и истиннее большой смешанной белой вещи, то наши слова будут совершенно правильны.

П р о т а р х. Как нельзя более правильны.

Сократ. По-видимому, у нас не будет надобности в большом числе таких примеров для рассуждения об удовольствии: довольно и этого, чтобы сообразить, что всякое, даже незначительное и редко выпадающее нам удовольствие, раз оно чисто от страдания, приятнее, с истиннее и прекраснее, чем сильное и многочисленное.

П р о т а р х. Да, одного этого примера вполне доста­точно.

Сократ. Ну а что ты скажешь о следующем? Разве не слышали мы об удовольствии, что оно всегда — становление и что никакого бытия у удовольствия нет? Искусники те 50, кто пытается доказать нам это, и мы должны им за это быть благодарны.

П р о т а р х. Как так?

Сократ. Я рассмотрю это, задавая тебе, дорогой Протарх, вопросы.     d

П р о т а р х. Говори же и спрашивай.

Сократ. Допустим, что существует два [начала]: одно — само по себе, другое же — вечно стремящееся к иному.

Протарх. Что же это за начала, о которых ты говоришь?

Сократ. Одно начало по природе своей всег­да почтенно, другое же уступает ему в достоинстве.

Протарх. Скажи еще яснее. ч

Сократ. Мы нередко видим благородных юношей в сопровождении их мужественных поклонников.

Протарх. Весьма часто.

Сократ. Подыщи же к этим двум другие две вещи, подобные им, среди всех вещей, которые мы считаем о существующими.

Протарх. Третий раз повторяю, Сократ, говори яснее, что ты имеешь в виду.

Сократ. Ничего мудреного, Протарх. Я лишь подшучиваю над нами, говоря, что одно всегда существу­ет для другого существующего, другое же — это то, ради чего всегда возникает возникающее ради чего-либо.

Протарх. Насилу понял, и то потому, что сло­ва эти были сказаны многократно.


Сократ. Быть может, дитя мое, ты поймешь и

54 больше, по мере того как рассуждение будет подви­гаться вперед.

Протар х. Я надеюсь.

Сократ. Возьмем же еще две такие вещи.

П р о т а р х. Какие?

Сократ. Пусть одна будет становлением всего, а другая — бытием.

Протарх. Допускаю эти два [начала] — бытие и становление.

Сократ. Правильно. Какое же из них быва­ет для какого: становление для бытия или бытие для становления?

Протарх. Ты спрашиваешь теперь, для становления ли есть то, что оно есть, бытие?

Сократ. Видимо.

ь Протарх. Ради богов, не спрашиваешь ли ты меня нечто такое: «Скажи мне, Протарх, корабле­строение, по-твоему, возникает для кораблей или же корабли для кораблестроения?» — и прочее в том же роде?

Сократ. Да, именно это.

Протарх. Почему же, Сократ, ты не отвечаешь сам себе?

Сократ. Почему бы и не ответить? Однако и ты принимай участие в рассуждении.

Протарх. Хорошо.

с Сократ. Я утверждаю, что лекарства и всякого рода орудия и вещества применяются ко всему ра­ди становления, каждое же определенное становление становится ради определенного бытия, все же ста­новление в целом становится ради всего бытия.

Протарх. Это совершенно ясно.

Сократ. Следовательно, удовольствие, если только оно — становление, необходимо должно стано­виться ради какого-либо бытия.

Протарх. Как же иначе!

а Сократ. Стало быть, то, ради чего всегда стано­вится становящееся ради чего-то, относится к об­ласти блага; становящееся же ради чего-то нужно от­нести, любезнейший, к другой области.

Протарх. Совершенно необходимо.

Сократ. Следовательно, если удовольствие есть становление, то мы правильно поступим, отнеся его к другой области, а не к области блага. Не так ли?


П р о т а р х. Как нельзя более правильно.

Сократ. Стало быть, как я сказал уже в нача­ле этого рассуждения, мы должны быть благодарны тому, кто говорит, что удовольствие — это становление и никакого бытия у него нет; ясно, что он осмеёт тех, кто утверждает, что удовольствие есть благо.

П р о т а р х. Еще как осмеёт.

Сократ. И конечно, такой человек будет каждый раз осмеивать и тех, кто успокаивается на ста- © новлении.

П р о т а р х. Как так? Кого ты имеешь в виду?

Сократ. Всех тех, кто, утоляя голод, жажду и вообще все, что утоляется становлением, радуются бла­годаря становлению, так как оно — удовольствие, и говорят, что они не пожелали бы жить, не томясь жаждой, голодом и так далее и не испытывая наступаю­щих в результате всего этого состояний.

П р о т а р х. Похоже на это.                                      55

Сократ. Но противоположностью становления все мы назвали бы разрушение, не так ли?

П р о т а р х. Необходимо назвали бы.

Сократ. Стремящийся [к удовольствию] избирает, следовательно, разрушение и становление, а не ту третью жизнь, в которой нет ни радости, ни печали, а только разумение, сколь возможно чистейшее.

П р о т а р х. Да, Сократ, получается, видно, большая нелепость, если кто-нибудь изображает нам удовольствие в виде блага!

Сократ. Большая, особенно если мы прибавим к сказанному еще следующее.

П р о т а р х. Что?                              ч

Сократ. Разве не нелепо думать, что блага и ь красоты нет ни в телах, ни во многом другом и что они заключены только в душе? Да и здесь все сводится к одному удовольствию, мужество же, рассудительность, ум и другие блага, выпадающие на долю души, не таковы. К тому же при этих условиях не получающий удовольствия, страдающий вынужден был бы сказать, что он дурен, когда страдает, хотя бы он был самым лучшим из людей, а получающий его, напротив, что, чем более он его получает, тем более преуспевает в доброде­тели в это время.                  с

П р о т а р х. Все это, Сократ, как нельзя бо­лее нелепо.

Сократ. Пусть, однако, не кажется, будто мы ста-


раемся дать исчерпывающее исследование удовольствия и в то же время всячески избегаем касаться ума и знания. «Обстучим» же все это потщательнее, нет ли здесь где-нибудь изъяна 5\ пока не обнаружим чистей­шее по природе и не воспользуемся для общего решения самыми истинными частями как ума и знания, так и удовольствия.

П р о т а р х. Правильно.

d Сократ. Итак, не следует ли допустить, что одна сторона нашего знания, обращенная на нау­ки,— творческая, другая же — воспитательная и образовательная? Или это не так?

П р о т а р х. Так.

Сократ. Что касается искусств, то обсудим снача­ла, не содержат ли в себе одни из них больше знания, а другие — меньше и нужно ли одни из них считать чистейшими, другие же — менее чистыми.

П р о т а р х. Конечно, следует поступить именно так.

Сократ. Мы должны, стало быть, в каждом из них выделить руководящие части.

Протарх. Какие и каким образом? е Сократ. Допустим, что кто-нибудь выделит из всех искусств арифметику, измерительное искусство и искусство взвешивания,— в таком случае остальное окажется, так сказать, несущественным.

Протарх. Конечно, несущественным.

Сократ. После этого осталось бы заняться подра­жанием, то есть уподоблением, упражнением ощуще­ний с помощью навыка, опыта и способностей к угады- 56 ванию, все это многие называют искусствами, могущими достигать совершенства благодаря упражнению и труду.

Протарх. То, что ты говоришь, совершенно необходимо.

Сократ. А этим полна прежде всего музыка, строящая созвучие не на размере, но на упражнении чуткости; такова же и вся часть музыки, относящаяся к кифаристике, потому что она ищет меру всякой при­водимой в движение струны по догадке, так что содер­жит в себе много неясного, устойчивого же мало.

Протарх. Совершенно верно, ь Сократ. Такие же свойства мы обнаружим у вра­чебного искусства, земледелия, искусства управлять кораблями и военного искусства.

Протарх. Разумеется.


Сократ. Что же касается строительного искусства, то, по-моему, оно пользуется многочисленными мерами и орудиями, которые сообщают ему большую точность и ставят его выше многих наук.

Протар х. В каких случаях?

Сократ. В кораблестроении, в постройке жилищ и во многих других отраслях плотничьего искусства. Ибо оно применяет отвес, токарный резец, циркуль, плот­ничий шнур и хитро сделанный прибор — тиски.                                                             с

Протарх. Ты правильно говоришь, Сократ.

Сократ. Разделим, значит, надвое так называе­мые искусства: одни в своих творениях следуют музыке и причастны меньшей точности, другие же прибли­жаются к строительному искусству и более точны.

Протарх. Пусть будет так.

Сократ. Точнейшими из них будут те искусст­ва, которые мы только что назвали первыми.

Протарх. Ты, вероятно, имеешь в виду ариф­метику и те искусства, которые ты назвал вместе с нею,

Сократ. Совершенно верно. Но не следует ли, ь Протарх, и эти искусства в свою очередь раз­делить надвое? Как, по-твоему?

Протарх. О каких искусствах ты говоришь?

Сократ. Во-первых, об арифметике. Не следует ли одну ее часть назвать искусством большинства, другую же — искусством философствующих?

П р о т а р х. На основании какого же признака можно установить различие между двумя этими частями ариф­метики?

Сократ. Различие здесь немалое, Протарх. Одни ведь подвергают счету и нарицательные единицы того, что можно подсчитывать, например: два лагеря, два е быка и два самых малых или же два величайших пред­мета. Другие же никогда не последуют за ними, если только не будет допущено, что между многими тысячами [подлежащих счету] единиц не существует никакого различия.

Протарх. Ты прекрасно изображаешь немаловаж­ное различие, существующее между людьми, корпящи­ми над числом; так что есть достаточное основание раз­личать две арифметики.

Сократ. Ну а что ты скажешь относительно искус­ства счета и измерения, применяемых при постройке домов и в торговле, в отличие от геометрии и вычисле-

3 Платон, т. 3


57 ний, применяемых в философии: нужно ли назвать то и другое одним искусством или же допустить два?

П р о т а р х. Следуя прежнему, я со своей стороны подал бы голос за то, что они представляют собой два искусства.

Сократ. Правильно. Но понимаешь ли ты, ради че­го мы сделали на этом ударение?

П р о т а р х. Может быть, и понимаю, но я желал бы, чтобы ты сам ответил на этот вопрос.

Сократ. Мне кажется, что наше рассуждение при­шло к этому, ища так же рьяно, как вначале, то, что ъ соответствует удовольствиям, то есть исследуя, бывает ли какое-то знание чище другого 52, подобно тому как это обстоит с удовольствиями.

П р о т а р х. Да, совершенно ясно, что рассуждение было предпринято ради этой цели.

Сократ. Итак, что же? Не было ли найдено раньше, что одно искусство оказывается то более, то менее яс­ным, чем другое?

П р о т а р х. Совершенно верно.

Сократ. А после того как мы назвали в наших рассуждениях какое-то искусство одним именем и выра­зили мнение, что оно едино, снова возникает вопрос, с не два ли это искусства и не точнее ли будет отнести то, что в них ясно и чисто, к искусству философствующих, чем к искусству нефилософствующих.

П р о т а р х. Мне кажется, что наше рассуждение действительно приводит к этому вопросу.

Сократ. Какой же ответ, Протарх, мы дадим на него?

Протарх. В отношении ясности знаний мы обнару­жили, Сократ, поразительное различие.

Сократ. Тем легче будет нам ответить. Не так ли?

Протарх. Почему же нет? Скажем, что эти искус­ства сильно отличаются от прочих, и те из них, которые d входят в круг занятий истинно философствующих, отличаются необычайной точностью и истинностью в от­ношении мер и чисел.

Сократ. Пусть будет по-твоему; опираясь на твои слова, мы смело дадим ответ мастерам растягивать речи.

Протарх. Какой ответ?

Сократ. Что существуют две арифметики и два искусства измерения и что эта двойственность присуща всем другим смежным с ними искусствам того же рода, хотя каждое из них и носит одно и то же имя.


Протар х. В добрый час, Сократ. Дадим этот ответ е мастерам, как ты их называешь.

Сократ. Итак, мы утверждаем, что эти знания [фи­лософствующих] особенно точны?

П р о т а р х. Совершенно верно.

Сократ. Но наша способность к диалектике при­стыдила бы нас, Протарх, если бы мы предпочли ей ка­кую-либо другую.

Протарх. Как же нам описать эту способность? 58

Сократ. Очевидно, как ту, которая знала бы всякое только что упомянутое искусство, ибо, кажется мне, все, в ком есть хоть немного ума, считают познание бытия, подлинного и вечно тождественного по своей природе, гораздо более истинным. А ты что думаешь? Как, Про­тарх, стал бы ты судить об этом?

Протарх. Я, Сократ, много раз слышал от Гор- гия 53, что искусство убеждать значительно отличается от всех других искусств, так как оно всех их заставляет рабски служить себе добровольно, а не насильно, и что ь оно гораздо лучше всех искусств. Мне не хотелось бы выступать ни против тебя, ни против него.

Сократ. Ты как будто намеревался сказать: «вы­ступить с оружием», но, устыдившись, сложил его.

Протарх. Пусть будет так, как тебе кажется.

Сократ. Виноват ли я, что ты неправильно по­нял?

Протарх. Что именно?

Сократ. Я ведь не занимался, дорогой Протарх, исследованием того, какое искусство или какое знание с превосходит прочие своей величиной, своим достоинст­вом и приносимой нам пользой; нет, предмет нашего исследования теперь — искусство, рассматривающее то, что ясно, точно и наиболее истинно, хотя бы все это было незначительным по размерам и приносило ничтожную пользу. Поверь: ты нисколько не досадишь Горгию, сог­лашаясь, что его искусство способно приносить пользу людям; я же говорю о только что упомянутом мною занятии, которое я имел в виду, когда утверждал по по­воду белизны, что, будучи чистой, она, даже если ее мало, превосходит, благодаря этому истинному своему свойству, большую массу нечистой белизны. Так вот, ос- d новательно взвесив и достаточно обсудив все это, мы смотрим теперь не на пользу и громкую славу знаний, а на то, присуща ли нашей душе способность любить исти­ну и все делать ради нее. Об этой-то способности нам и


предстоит сказать, расследуя чистоту ума и разумения, действительно ли мы должны приобретать ее или же е нам надо искать другую, более сильную.

Протар х. Я внимательно слежу за тобой и думаю, что трудно допустить, чтобы какое-либо другое знание или искусство было больше прикосновенно к истине, чем то, которое ты имеешь в виду.

Сократ. Не в том ли смысле нужно понимать эти твои слова, что большинство искусств и все люди, тру- 59 дящиеся над ними, пользуются прежде всего мнениями и усиленно исследуют все, что касается мнения? А если кто и полагает, что изучает природу, то, как ты знаешь, такой человек всю свою жизнь исследует этот вот космос, как он возник, что он претерпевает и как творит. Приз­наем мы это или нет?

П р о т а р х. Признаем.

Сократ. Значит, такой человек затрачивает свой труд не на вечное бытие, но на возникающее, долженст­вующее возникнуть и возникшее 54.

П р о т а р х. Сущая правда.

Сократ. Вправе ли мы, однако, назвать что-либо из ь этого ясным в смысле точнейшей истины, коль скоро здесь никогда не было, не будет и в настоящем нет ниче­го тождественного?

Протарх. Никоим образом.

С о к р а т. А можем ли мы вообще получить что-либо устойчивое относительно того, что не содержит в себе никакой устойчивости?

Протарх. Я думаю, что это совершенно невоз­можно.

Сократ. Стало быть, нет такого ума и такого зна­ния, которые обладали бы высшей истиной относитель­но этого.

Протарх. Похоже, что нет.

Сократ. Оставим же сразу всех — тебя, меня, Гор- гия и Филеба — и засвидетельствуем нашим рассужде- с нием следующее...

Протарх. Что именно?

Сократ. Что устойчивое, чистое, истинное и то, что мы называем беспримесным, может быть направлено ли­бо на это, то есть на вечно пребывающее тождественным себе и совершенно несмешанным, либо на то, что наибо­лее сродно с ним; все прочее надо назвать второстепен­ным и менее значительным.

Протарх. Ты говоришь сущую цравцу.


Сократ. Не будет ли наиболее справедливым на­звать прекрасные эти вещи прекрасными именами?

П р о т а р х. Конечно.

С о к р а т. А не самые ли почтенные имена — «ум» и d «разумение»?

П р о т а р х. Да.

Сократ. Стало быть, если эти имена правильно применена к мыслям о подлинном бытии, то их можно назвать вполне подходящими.

Протарх. Совершенно верно.

С о к р а т. А ведь имена, которые я предложил обсу­дить в самом начале, были как раз вот эти.

Протарх. Да, Сократ.

Сократ. Хорошо. Итак, если бы кто-нибудь сказал нам, точно творцам, о смеси разумения и удовольствия, е что они лежат перед нами, как то, из чего и в чем нужно что-либо изготовить, тот дал бы, таким образом, хорошее сравнение.

Протарх. И даже очень.

Сократ. Так не попытаться ли нам произвести это смешение?

Протарх. Почему бы нет?

Сократ. Но не правильнее ли будет предвари­тельно сказать и напомнить себе следующее...

Протарх. Что именно?

Сократ. То, что мы и раньше вспоминали: есть хорошая пословица, что дважды и трижды нужно повторять прекрасное 55.                                                  60

Протарх. Почему бы и нет.

Сократ. Ну так с богом! Сказанное тогда, думается мне, было сказано вот как... ч

Протарх. Как?

Сократ. Филеб утверждал, что удовольствие — правильная цель для всех живых существ и все они должны к ней стремиться, что это — благо для всех и оба этих наименования — «хорошее» и «приятное» — справедливо прилагаются к единой вещи одной природы. Сократ же утверждал, что вещь эта не одна, но, согласно ь именам, их две и что благо и удовольствие имеют отлич­ную друг от друга природу и области блага более прича­стно разумение, чем удовольствие. Не так ли было сказа­но тогда, Протарх?

Протарх. Именно так.

Сократ. Однако не были ли мы согласны в этом и тогда, и теперь?


Протар х. В чем?

Сократ. В том, что природа блага отличается от всего прочего.

Протарх. Чем, Сократ?

Сократ. Тем, что живое существо, которому оно во всех отношениях, всегда и вполне присуще, никогда не нуждается ни в чем другом, но пребывает в совершен­ном довольстве. Не так ли?

Протарх. Именно так.

С о к р а т. А не пытались ли мы в своем рассуждении ввести порознь удовольствие и разумение в жизнь каж­дого — удовольствие, не смешанное с разумением, и ра­зумение, не содержащее в себе ни малейшей примеси удовольствия?

П р о т а р х.Пытались.

Сократ. Но не показалось ли нам тогда, что ни то ни другое само по себе ни для кого не достаточно?

Протарх. Как не показаться!

Сократ. Если же мы сделали тогда какое-либо упущение, то пусть теперь кто-нибудь, возвратившись к нашей теме, найдет более правильное решение, отнеся к одной и той же идее память, разумение, знание и истин­ное мнение и исследуя, захочет ли кто без них какого бы то ни было бытия или становления, не говоря уж об удо­вольствии, как бы велико и сильно оно ни было; захочет ли он всего этого, если у него не будет ни истинного мнения о том, что оно доставляет радость, ни какого бы то ни было сознания испытываемого им состояния, ни памяти об этом состоянии в течение хотя бы самого малого времени? То же самое следует сказать и о разуме­нии: предпочтет ли кто-нибудь разумение без всякого, даже самого краткого, удовольствия разумению, соеди­ненному с некоторыми удовольствиями, или, с другой стороны, всяческие удовольствия без разумения удо­вольствию, исполненному разумности?

Протарх. Все это невозможно, Сократ, и нет надоб­ности так часто возвращаться к этим вопросам.

Сократ. Стало быть, совершенное, для всех желант ное и всеблагое не может быть ни удовольствием, ни разумением?

Протарх. Как можно!

Сократ. Возьмем же благо либо непосредственно, либо в виде какого-нибудь образца, чтобы можно было знать, чему присудить вторую награду, о которой мы говорили раньше.


П р о т а р х. Совершенно верно.

Сократ. Не нашли ли мы некой тропки к благу?

П р о т а р х. Какой?

Сократ. Ведь если мы, отыскивая какого-нибудь человека, сначала узнаём о точном его местопребыва- ь нии, это — не правда ли — очень содействует нахожде­нию искомого?

П р о т а р х. Как не содействовать!

Сократ. И теперь наше рассуждение показывает нам, как вначале, что благо нужно искать не в беспри­месной жизни, а в смешанной.

П р о т а р х. Совершенно верно.

Сократ. Больше ли надежды на то, что искомое будет яснее видно в хорошо смешанном, чем в смешан­ном неладно?

Протарх. Гораздо больше.

Сократ. Так начнем же смешивать, Протарх, вознося молитву — Дионису, Гефесту 56 или другому бо- с гу, чей почетный удел это смешение.

Протарх. Отлично.

Сократ. Перед нами, точно пред виночерпиями, текут две струи; одну из них — струю удовольствия — можно сравнить с медом, другая — струя разумения,— отрезвляющая и без примеси вина, походит на грубую и здоровую воду. Вот их-то и нужно постараться сме­шать как можно лучше.

Протарх. Отчего же не смешать?

Сократ. Прежде всего: получили бы мы особенно d хорошую смесь, если бы стали смешивать все виды удо­вольствия со всеми видами разумения?

Протарх. Быть может.            ч

Сократ. Но это небезопасно. А как смешать безопаснее — на этот счет я, кажется, составил себе некоторое мнение.

Протарх. Скажи, какое это мнение.

Сократ. Действительно ли мы нашли, что одно удовольствие, как мы думаем, истиннее другого, равно как и одно искусство точнее другого?

Протарх. Конечно, нашли.

Сократ. И знание отлично от знания, поскольку одно направлено на возникающее и погибающее, другое же на то, что не возникает и не погибает, но вечно пребы- е вает тождественным и неизменным. Имея в виду истину, мы сочли это последнее знание более подлинным, чем первое.


Протар х. И правильно сочли.

Сократ. Итак, если мы смешаем сначала самые истинные части того и другого, то увидим ли, что этой смеси достаточно, чтобы доставить нам самую желанную жизнь, или же мы будем нуждаться еще в чем-либо? 62 П р о т а р х. Мне по крайней мере кажется, что нуж­но произвести указанное тобой смешение.

Сократ. Возьмем в таком случае человека, разу­меющего, что такое справедливость сама по себе, и речь которого соответствует его мысли; пусть он таким же образом мыслит обо всем вообще существующем.

П р о т а р х. Пусть будет так.

Сократ. Достигнет ли он достаточного знания, имея понятие относительно круга и самой божественной сферы, человеческой же нашей сферы и кругов не ведая, ь но пользуясь при постройке домов и в других искусствах правилом и циркулем?

П р о т а р х. Мы окажемся, Сократ, в смешном поло­жении, если будем иметь дело только с божественными знаниями.

Сократ. Что ты говоришь? Неужели необходимо привнести и примешать сюда ненадежное и нечистое ис­кусство ложного правила и ложного круга?

П р о т а р х. Необходимо, если кто из нас на самом деле хочет отыскать путь к себе домой, с Сократ. Неужели и музыку придется взять, кото­рая, как мы немного раньше говорили, построена на уга­дывании и подражании и которой недостает чистоты?

П р о т а р х. Мне кажется, она необходима, если толь­ко мы хотим, чтобы наша жизнь хоть сколько-нибудь походила на жизнь.

Сократ. Ты, видно, хочешь, чтобы я, как толкае­мый и теснимый толпой привратник, уступил и, распах­нув ворота, позволил всем знаниям вливаться в них и чистому перемешиваться с недостаточно чистым? а Протар х. Не понимаю, Сократ, какой вред будет нам, если, обладая главными знаниями, мы примем так­же все прочие?

Сократ. Значит, нужно пустить их все стекать в во­доем поэтической долины Гомера? 57

П р о т а р х. Да, конечно.

Сократ. Ну пусть текут! Однако теперь нужно возвратиться к источнику удовольствия. В самом деле, ^нам не удалось смешать знания, как мы задумали, то ч есть вводя в смесь сначала лишь части истинных знаний,


так как, любя все знания, мы все их пустили в одно и то « же место, и притом раньше удовольствий.

П р о т а р х. Сущая правда.

Сократ. Теперь пора нам столковаться относитель­но удовольствий: следует ли и их пускать все вместе, или же в этом случае мы также должны позволить прой­ти сначала тем из них, которые истинны?

П р о т а р х. Безопасности ради гораздо лучше снача­ла впустить истинные.

Сократ. Хорошо, впустим их. Что же затем? Не примешать ли сюда еще и некоторые удовольствия, если они окажутся необходимыми, как это мы делали по отно­шению к знаниям?

П р о т а р х. Как же иначе? Необходимые уж само собою.

Сократ. Так как знание всех искусств в течение 63 всей жизни оказалось безвредным и даже полезным, то мы говорим теперь то же самое об удовольствиях: если для всех нас будет полезно и нисколько не вредно полу­чать их всю жизнь, то нужно их все смешать.

П р о т а р х. Что же, однако, мы скажем относитель­но их? И как мы поступим?

Сократ. Не к нам, Протарх, следует обращаться с этим вопросом, но к самим удовольствиям и знаниям и у них самих выпытывать это друг о друге.     ь

Протарх. Что именно?

Сократ. «О милые! Как бы ни называть вас — Удо­вольствиями или каким-то другим именем — предпочи­таете ли вы жить совместно со всяческим разумением или отдельно от него?» Думаю, что на это Удовольствия необходимо ответили бы следующее...

Протарх. Что?                        4

Сократ. «Согласно сказанному раньше, отдельный и одинокий несмешанный род и не очень возможен, и бесполезен. Мы считаем, что из всех родов, если срав­нивать их друг с другом, лучшим для сосуществова- с ния с нами будет род совершеннейшего познания всех вещей и каждой из наших способностей в особенности».

Протарх. «Вы прекрасно ответили сейчас»,— скажем мы на это.

Сократ. Правильно. После этого нам остается обра­титься с вопросом к Разумению и Уму: «Нуждаетесь ли вы в смешении с удовольствиями?» В ответ на этот вопрос Ум и Разумение, вероятно, скажут: «С какими?»

Протарх. Возможно, они так скажут.


Сократ. Наши слова после этого будут таковы: «Удовлетворитесь ли вы истинными удовольствиями, или же вам нужна еще связь с величайшими и сильней­шими?» — «Как так, Сократ? — возможно, ответят они.— Ведь эти удовольствия доставляют нам тысячи затруднений, смущая своим неистовством души, в кото­рых мы обитаем; с самого начала они не дают возникнуть е нам самим, а рожденных нами детей большей частью совершенно губят, внушая нам, по нашей беспечности, забвение о них. Удовольствия же, названные тобой ис­тинными и чистыми, считай почти что нашими родствен­никами, да, кроме того, присоедини к ним удовольствия, вызываемые здоровьем, рассудительностью и любой доб­родетелью и всюду следующие за последней, словно спут­ники за богиней. Напротив, что касается удовольствий, постоянно сопровождающих неразумие и прочие пороки, то примешивать их к уму было бы, конечно, величай­шей нелепостью со стороны того, кто желает получить 64 самую прекрасную и устойчивую смесь и пытается уз­нать по ней, что такое естественное благо в человеке и во Вселенной и какую идею нужно угадать в этой смеси». Разве не разумно и не в согласии со своей природой отвечает этими словами ум за себя, за память и за пра­вильное мнение? 58

П р о т а р х. Совершенно разумно.

Сократ. Однако вот что еще необходимо и без чего ничто никогда не могло бы возникнуть... ь Протарх. Что именно?

Сократ. К чему мы не примешиваем истину, то никогда не может на самом деле возникнуть, а возник­нув, существовать.

Протар х. Да и как оно могло бы?

Сократ. Никак. Но может быть, в этой смеси недо­стает еще чего-либо? Я обращаюсь к тебе и Филебу. Мне же теперешнее рассуждение кажется совершенным, точно некий бесплотный космос, прекрасно властвую­щий над одушевленным телом.

Протарх. Будь уверен, Сократ, что и мне так кажется.

с Сократ. Стало быть, если бы мы теперь сказали, что уже стоим в преддверии обители блага, то наши сло­ва были бы в некотором роде правильны.

Протарх. Мне так кажется.

Сократ. Что же в этой смеси покажется нам самым драгоценным и вместе с тем главной причиной


того, что такое состояние всех привлекает? Выяснив это, мы затем рассмотрим, чему названная причина в целом более сродна и более свойственна — удовольствию или уму.

П р о т а р х. Правильно; это будет весьма полезно для d решения.

Сократ. Но ведь нетрудно увидеть причину всяко­го смешения, вследствие которой смесь либо оказывает­ся самой ценной, либо не стоит решительно ничего.

П р о т а р х. Что ты имеешь в виду?

Сократ. Да ведь это известно каждому.

Протарх. Что именно?

Сократ. Всякая смесь, если она ни в какой степени не причастна мере и соразмерности, неизбежно губит и свои составные части, и прежде всего самое себя. Ибо при таких условиях это не смесь, но поистине ка- е кая-то беспорядочная масса, всегда приносящая беду ее обладателям.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.