Адон Олам 9 страница
В-третьих, в своем учении Маймонид по-новому интер претирует еврейские понятия и аллегории, взятые из библеЙ ских и раввинистических традиций, перенося их в контека неоаристотелистских и суфийских понятий. При этом он об ращается к обыденным представлениям и излагает новое и потрясающее воззрение на духовные возможности человече ства. Несмотря на тенденции XIX и XX вв. в интерпретации его учения, кажется вполне справедливым называть Маймо нида «философом-мистиком».
«Путеводитель растерянных», часть III, главы 51-54 Глава 51
В настоящей главе нет тем, которые не обсуждались бы в предыдущих главах этого трактата. Она - своего рода заключение, но в то же самое время она объяснит, как поклоняемся Богу те, кто обрел истинное знание о Боге; она укажет подям, как прийти к такому поклонению, являющемуся ныешей целью, которой может достичь человек, и покажет, как Ьог защищает их в этом мире, пока они не обретут вечную жизнь.
И начну эту главу со сравнения. Царь находится во двор- иг. а его поданные - частью за городом, частью на чужбине. | роди первых некоторые обратились спиной к царскому шорцу, а лицом в другую сторону; некоторые очень хотят попасть во дворец, «чтобы узнать о его храме» и прислужи- пн 11» царю, но им не удалось увидеть даже стен здания. Сре-
III гех, кто жаждет пройти во дворец, доходят до него, но не mi нут найти ворот; другие прошли через ворота и блуждают ни ннутренних покоях; а третьи смогли проникнуть во внутреннюю часть дворца и оказаться в одной комнате с царем.
11о даже последние, войдя во дворец, не могут сразу увидеть чпрн или обратиться к нему; ибо, после того как они вошли ич дворец, им необходимо сделать еще одно усилие, чтобы ирсдстать перед повелителем - на расстоянии или рядом с ним - и услышать его слова или обратиться к нему. Теперь я и1и.яеню это сравнение. Люди, находящиеся на чужбине, -
• in псе те, кто не имеет никакой религии - ни той, что осно- ионл па умозрении, ни той, что передается традицией. Тако- «|.| гурки, кочующие на севере, кушиты, живущие на юге, и и* it нашей стране, кто подобны им. Я считаю их неразумными существами, а не людьми; они находятся ниже человеческого рода, но выше обезьян, ибо обладают формой и очертаниями человека, а также умственными способное тями, превосходящими таковые у обезьян.
Те, кто находится в стране, но обратились спиной к цар скому дворцу, обладают религией, верой и мышлением, по придерживаются ложных учений, которым они следуют либо по причине великих ошибок в собственных размышлс ниях, либо потому, что приняли эти учения от других людей, которые ввели их заблуждение. Из-за этих учений они тем больше отдаляются от царского дворца, чем больше, как им кажется, они к нему приближаются. Эти люди хуже тех, кто принадлежит к первой категории, и при определенных об стоягельствах их учения следует искоренить, дабы не впи дали в заблуждение другие.
Те, кто стремится добраться до дворца и войти в него, но никогда его не видели, - это основная масса верующих большинство, которое соблюдает божественные заповеди, но не обладает знаниями. Те, кто добирается до дворца, но хо дят вокруг него, - это люди, посвятившие себя изучению практики Закона: они традиционно следуют истинным осно вам веры и научаются практическому поклонению Богу, но не обучены философской трактовке основ Закона и не пыти ются установить истину своей веры с помощью доказа тельств. Те, кто решил исследовать основы религии, зашли во внутренние покои, и их, несомненно, также можно под разделить на различные группы. Но те, кому удалось найт и доказательство для всего, что может быть доказано, те, кто обладает истинным знанием Бога, в той мере, в какой тако] о знания можно достичь, и близки к истине, там, где приближение к истине возможно, достигли цели и находятся в цар ском дворце.
Сын мой, до тех пор, пока ты занимаешься изучением ма тематических наук и логики, ты принадлежишь к числу людей, которые ходят вокруг дворца в поисках входа. Так, по образному выражению наших Мудрецов: «Бен Зома еще сна ружи». Когда ты поймешь физику, ты вошел в зал, а ког да, шисршив изучение явлений природы, ты постигнешь метали »ику, ты проник во внутренние покои и находишься рядом | царем в его дворце. Ты достиг уровня мудрецов, - людей с ршличной степенью совершенства. Среди них есть те, кто поправляет свой ум на достижение совершенства в метафи- IIIко, полностью посвящает себя Богу, исключает из своих мыслей все иное и использует все свои умственные способности в изучении Вселенной с тем, чтобы получить из него юы|чательство существования Бога и узнать, как Бог управ- пит всеми вещами; это категория людей, вошедших во дворец, то есть категория пророков. Один из них достиг такого шиния и до такой степени сосредоточил свои мысли на идее 1юга, что о нем можно сказать: «И пробыл он там у Господа
■ прок дней» (Шемот 34:28); во время этого святого причасти он мог спрашивать Его, отвечать Ему, говорить с Ним и ш.илушивать Его, испытывая такое блаженство, что «хлеба иг сл и воды не пил» (там же); его интеллектуальная энергия гн.ии настолько велика, что все более грубые функции тела,
■ чобенно те, что связаны с осязанием, бездействовали. Неко- юрыс пророки способны только видеть, а среди них есть те, к к» подходят близко и видят, тогда как другие видят издали.
i р.: «Издали явился мне Господь» (Йирм. 31:3). Мы уже говорили о различных уровнях совершенства пророков; верится к теме этой главы и призовем тех, кто достиг знания 1н)| п, сосредоточить все свои мысли на Боге. Это поклонение «иойегвенно тем, кто обрел знание о высших истинах; и чем (чнн.ше они размышляют о Нем и думают о Нем, тем больше ••пи погружаются в поклонение Ему. Однако те, кто думают " Ноге и часто упоминают Его имя, не имея о нем правильною представления, а просто следуя некоему воображаемому образу или теории, заимствованной у другого че- юиска, уподобляются, на мой взгляд, тем, кто остается за
< I снами дворца и вдалеке от него. Они не упоминают имя Una в истине и не размышляют о нем. То, что они представши >т себе и упоминают, не соответствует никакому реальному существу; это вещь, созданная их воображением, как было показано нами при описании Божественных Атрибут» (часть I, гл. 1). Истинное поклонение Богу возможно лини, при условии, что мы ранее получили правильное предстаи ление о Нем. Достигнув с помощью интеллектуального ис следования знания о Боге и Его творениях, посвятите ссГ>» Ему, постарайтесь приблизиться к Нему и укрепить свой ин теллект, который является звеном, соединяющим вас с Ним Так, в Писании сказано: «Тебе дано видеть это, чтобы n.i знал, что только Господь есть Бог» (Дварим 4:35); «Итпн знай ныне и положи на сердце свое, что Господь есть Boi >• (там же, ст. 39); «Познайте, что Господь - это Бог» (Тегил 100:3). Таким образом. Закон ясно указывает на то, что нам высший вид поклонения, о котором повествуется в этой гли ве, возможен только после приобретения знания о Боге. ИГю сказано: «Любить Господа, Бога вашего, и служить Ему веем сердцем вашим и всею душою вашею» (Дварим 11:13), и. кин мы упоминали выше, любовь человека к Богу тождествен» человеческому знанию о Нем. Служению Богу, пред ми сываемому в этих словах, должна, соответственно, предшествовать любовь к Нему. Наши Мудрецы показали нам, ч т это служение в сердце, и данное объяснение я понимаю слс дующим образом: человек сосредоточивает все свои мысли на Первом Разуме и полностью погружается в эти мысли Поэтому Давид заповедал своему сыну Соломону эти дни принципа и велит ему строго их соблюдать: получить ис тинное знание о Боге и честно служить Ему после обретении этого знания. Он говорит: «А ты, Шеломо, сын мой, знай Ьп га отца твоего и служи Ему с полным сердцем... если будепн. искать Его, Он будет найден тобой, а если оставишь Его, ()н оставит тебя навсегда» (Диврей гаЙамим I, 28:9). Увещсиа ние относится к интеллектуальным понятиям, а не к вообра жаемым образам, ибо последние - это не «знание», а «то, чн> приходит вам на ум» (Йехез. 20:32). Итак, было показано что цель человека после приобретения им знания о Боге и •ом, чтобы служить Ему и всем сердцем стремиться к Нему. Кик правило, человек совершает это, став затворником и отрешившись от мирской жизни. Поэтому каждый верующий юлжен искать затворничества и уединения и общаться с ■фугими только в случае необходимости.
Примечание. Я показал тебе, что интеллект, проистекающий из Бога на нас, является связующим звеном между нами и 1>огом. В твоих силах укрепить это звено, если ты того поделаешь, либо постепенно ослаблять его, пока оно не разогнется, если ты предпочитаешь это. Оно станет прочным, тлько если ты используешь его в любви к Богу и стремишься к этой любви: оно ослабнет, если ты направишь свои мысли на другие вещи. Ты должен знать, что даже если бы и.| был мудрейшим из людей в истинном знании Бога, ты отрываешь эту связь между тобой и Богом, когда обращаешь свои мысли целиком на пищу или дела; тогда ты не с Iioi om, а Он не с тобой, ибо связь между Им и тобой в эти моменты фактически прерывается. Поэтому верующие ограничивали время, в течение которого они не размышляли об имени Бога и предупреждали об этом других: «Не позво- oiiVre своему уму быть свободным от размышлений о Боге». Дппид имел в виду то же самое, когда говорил: «Представлю Господа пред собой всегда; ибо (когда Он) справа от меня - не пошатнусь!» (Тегил. 16:8): то есть я не отворачи- ншо свои мысли от Бога; он - как моя правая рука, о которой и пс забываю ни на мгновенье из-за легкости ее движений, поэтому я не пошатнусь.
Мы должны помнить, что такие религиозные акты, как ■пение Закона, молитвы и соблюдение других заповедей, предназначены исключительно для того, чтобы заполнить шин разум заповедями Бога и освободить его от размышлений о мирских делах, ибо благодаря этому мы как бы общаемся с Богом, и ничто другое нас не отвлекает. Однако, если мм молимся, двигая губами и стоя лицом к стене, и в то же прсмя думаем о своих делах; если мы читаем Закон вслух, а мысли наши о домостроительстве и мы не думаем о содержании текста; если мы исполняем заповеди только нашими членами, мы уподобляемся тем, кто копает землю или руби i деревья в лесу, не размышляя о природе этих действий, или
о том, кто их предписал, или о цели этих действий. Нам не должно казаться, что [таким образом] мы достигаем наивысшего совершенства; напротив, мы уподобляемся людям, о которых в Писании сказано: «В устах их Ты близок, но далек от сердца их» (Ирм. 12:2).
Теперь я покажу тебе, как научать и готовить себя, чтобы достичь этого великого совершенства.
Первое, что ты должен сделать: отвлеки твои мысли oi всего, когда читаешь Шма или во время Тефиллат, и не довольствуйся своей благочестивостью, читая первый стих Шма или первый параграф молитвы. Если ты успешно проделывал это в течение многих лет, попытайся, читая или слушая чтение Закона, наполнить твое сердце и мысли пониманием того, что читаешь или слышишь. Через некоторое время, овладев этим искусством, ты приучишься освобождать свой ум от всех других мыслей, когда читаешь какой- нибудь текст из книг других пророков или когда произносишь благословение; приучишься направлять свое внимание исключительно на восприятие и понимание того, что ты произносишь. Когда ты научишься должным образом исполнят!, эти акты служения Богу и, совершая их, полностью отвлекаться от мирских забот, постарайся, чтобы твоим размышлениям не мешали мысли о твоих нуждах или о вещах излишних. Итак, думай о мирских делах, когда ешь, пьешь, купаешься, разговариваешь с женой или детьми или беседуенл. с другими людьми. Я думаю, что времени, затраченного на все это, должно быть достаточно, чтобы подумать о делах, семье и здоровье. Но когда ты занят исполнением религиозных обязанностей, направляй свои мысли исключительно ни это.
Когда ты один и, проснувшись, лежишь на кровати, старайся в эти драгоценные мгновенья размышлять об интеллектуальном поклонении Богу и ни о чем другом, а именно приближаться к Нему и служить Ему искренне, как я говорил тебе, а не пустыми эмоциями. Это я считаю наивысшим птершенством, которого может достигнуть человек с помощью описанной выше подготовки.
Когда мы обрели истинное знание Бога и радуемся этому шанию так, что во время разговора с другими или при удовлетворении телесных потребностей наши мысли все это время сосредоточены на Боге, когда своими сердцами мы постоянно рядом с Богом, хотя наше тело находится среди лю- лей: когда мы пребываем в состоянии, которое в Песне об шиошениях между Богом и человеком поэтически описывайся следующими словами: «Я сплю, но бодрствует сердце мое. Голос! Стучится друг мой» (Шир га-Ширим 5:2), тогда мы достигли не только высоты простых пророков, но и Мои- iги, нашего Учителя, о котором в Писании сказано: «И один Моисей приблизится к Господу»; «А ты здесь останься со Мною» (Дварим 5:28). Мы объяснили смысл этих речений.
Патриархи также достигли этой степени совершенства; пии приблизились к Богу так, что от них имя Бога стало из- нсстно в мире. Так, в Писании сказано: «Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова... Вот имя Мое навеки» (Шемот 3:15). 11ч помыслы настолько отождествлялись со знанием Бога, •по Он заключил с каждым из них долговременный завет: «И Я нспомню завет Мой с Лаковом...» (Ваикра 26:42). Ибо из сказанного в Писании известно, что у всех четверых, а имении у Патриархов и Моисея, мысли были заполнены именем Nora, то есть знанием Его и любовью к Нему; и что в той же мере им и их потомкам было даровано попечение Божественного Провидения. Поэтому, когда мы видим также, что пни правят другими, приумножают свое имущество и стремится к богатству и почестям, мы видим в этом доказатель- ‘ | по того, что когда они занимались всем этим, действовали только их тела, а чувства и помыслы всегда были направлены на имя Бога. Я полагаю, что эти четверо достигли высокой степени совершенства в их отношении к Богу и ощущали постоянное присутствие Божественного Провидения, д<1> же когда они стремились приумножить свое имущество, кормили скот, работали в поле или дома, только потому, что во всех этих занятиях их цель состояла в том, чтобы оказаться как можно ближе к Богу. Главная цель всей их жизни заключалась в том, чтобы существовал народ, который бы знал и почитал Бога. Ср.: «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя» (Не решит 18:19). Цель всех их трудов состояла в том, чтобы распространить в мире знание о Единстве Бога и побуди м, людей любить Его; именно поэтому им удалось достигнут!, этого высокого уровня; ибо даже земные дела были для нич совершенным поклонением Богу. Но такой человек, как я, по должен воображать, что способен привести людей к это!! степени совершенства. С помощью вышеуказанной подго товки можно достичь только более низкой ступени к нем) Так давайте помолимся Богу и попросим Его устранить любые преграды на нашем пути к Нему, хотя большинство прс пятствий мы создаем сами, как неоднократно отмечалось и этом трактате. Ср.: «Но беззакония ваши произвели разделе ние между вами и Богом вашим» (Йеш. 59:2).
Здесь мне в голову пришла прекрасная мысль, которая может помочь устранить многие сомнения и решить многие сложные проблемы в метафизике. В главах, посвященных Божественному Провидению, уже отмечалось, что Провидение хранит каждое разумное существо соразмерно уровню интеллекта, которым эго существо обладает. Те, кто совер шенны в восприятии Бога, чьи мысли никогда не покидаю i Его, всегда ощущают воздействие Провидения. Те же, кн> достигнув совершенства в знании Бога, иногда отворачиваю! свои мысли от Бога, ощущают присутствие Божественного Провидения, только когда размышляют о Боге; когда ич мысли заняты другими делами, Божественное Провидение покидает их. В этом случае отсутствие Провидения не тожественно его отсутствию для тех, кто вообще не думает о Imre: в этом случае оно менее интенсивно, поскольку когда человек, обладающий совершенным знанием Бога, занят мирскими делами, он располагает не реальным Его знанием,
ii шлько потенциальным [правда, готовым стать реальным]. I tii да этот человек подобен ученому писцу, когда он не пишет. Ге, кто не обладает знанием о Боге, подобны людям, на- чпдящимся в постоянном сумраке и никогда не видевшим | иста. Именно в этом смысле мы объясняли слова: «Нечести- иые но тьме погибнут» (I Шемуэйл 29), тогда как те, кто об- шдает знанием Бога и чьи мысли постоянно направлены на но знание, всегда находятся под ярким светом солнечных •учей; те же, кто обладает знанием, но порой заняты дру- I ими делами, видят как бы пасмурный день: солнце не све- | и I для них из-за тучи, закрывающей их от Бога.
11оэтому мне кажется, что только в периоды, когда пророк и hi совершенный и набожный человек пренебрегает размышлениями о Боге, он подвержен обычным бедам: сила зла . ирнзмерна продолжительности этих периодов или харак- м'ру пещей, занимающих его мысли. Поскольку это так, уст- I'liiicna великая проблема, которая приводила философов к ниииочению, что Провидение не распространяется на всех индивидов, и что человек в этом отношении подобен любому другому живому существу, - аргумент, базирующийся •mi тм, что благочестивые и набожные люди подвержены
иким бедам. Итак, мы объяснили этот трудный вопрос,
причем в соответствии с философскими принципами. Боже-
• I иенное Провидение постоянно хранит людей, получивших ну благодать, которая уготована для тех, кто к ней стре- чи 1ся. Если человек освобождает свои мысли от мирских ниют, получает знание о Боге правильным путем и радуется
• шму знанию, никакое из зол не постигнет его, пока он с Бо- н»м, а Бог с ним. Когда человек не размышляет о Боге и отделен от Него, тогда и Бог отделен от человека; в этом слу чае человек не защищен от бед, которые могут с ним слу читься; ибо только интеллектуальная связь с Богом обеспс чивает присутствие Провидения и защиту от бедствий. Но этому порой совершенный человек может быть несчастлии. тогда как никакая беда не постигает человека несовершсн ного. В этих обстоятельствах то, что происходит с людьми, происходит по воле случая. Этот принцип изложен также и Законе. Ср.: «И оставлю Я их, и сокрою лицо Мое от них, и будет он истреблен, и постигнут его многие бедствия и не взгоды; и скажет он в тот день: “Не потому ли, что нет Б01 н моего среди меня, постигли меня бедствия эти?”» (Дварим 31:17). Ясно, что причина сокрытия лица - мы сами и чн» стена, отделяющая нас от Бога, создана нами самими. В этом смысл слов: «Я совершенно сокрою (от него) лицо Мое в mi день за все зло, которое он сделал» (там же, ст. 18). В этом отношении, несомненно, нет различия между отдельным че ловеком и всей общиной. Теперь точно установлено, чи> причина того, что мы брошены на волю случая и можем быть истреблены, как скот, заключается в нашем отделении от Бога. Тех, у кого Бог в сердце, не постигнут никакие бел ствия. Ибо Бог говорит: «Не бойся, ибо Я с тобой, не стрп шись, ибо Я - Бог твой» (Йеш. 41:10); «Когда переходим, будешь через воды - с тобой Я, и через реки - они не пот пят тебя» (там же, 43:2). Ибо если мы подготовим себя и подвергнемся воздействию Божественного Интеллекта, При видение будет хранить нас от всех бед. Ср.: «Господь со мной, не устрашусь. Что сделает мне человек?» (Тегил 118:6); «Прильни же к Нему и здравствуй» (Ийов 22:21); ю есть обратись к Нему и тогда никакие беды тебе не грозят.
Прочти псалом о несчастьях и посмотри, как автор описи вает это великое Провидение, защиту от всех бед, поражаю щих тело, как тех, которые свойствены всем людям, так и от дельному человеку; от бедствий, обусловленных законами природы, и бедствий, вызванных самими людьми. Псалмио шпорит: «Ибо Он спасет тебя от сети птицелова, от мора ги- ||г:м,ного. Крылом Своим Он укроет тебя и под крыльями I ю найдешь убежище, щит и броня - верность Его. Не уст- ришишься ужаса ночного, стрелы, летящей днем» (Тегилим 'М Т-5). Автор повествует о том, как Бог защищает нас от на- мистей, причиняемых людьми. Он говорит, что если тебе и|>| I ведется встретить на своем пути армию, сражающуюся мечами, поражающими тысячи по твою левую руку и тысячи но гною правую руку, ты не пострадаешь; ты увидишь, как 1ю| судит и наказывает нечестивых, которых убивают, тогда инк ты остаешься невредимым. «Падет возле тебя тысяча, и irorjb тысяч - по правую руку твою: тебя не достигнет. 1олько глазами своими смотреть будешь и возмездие нечестным увидишь» (там же, ст. 7-8). Затем автор описывает "ижественную охрану и укрытие и указывает на причину ной великой защиты. Он говорит, что такой человек нахо-
III гея в полной безопасности: «Ибо он возлюбил Меня, и Я и (Опилю его, укреплю его, ибо он узнал имя Мое». В преды- 1у|цих главах мы показали, что под «знанием имени Бога» подразумевается знание Бога. Вышеприведенный стих можно перефразировать следующим образом: «Этот человек Hair жно защищен, потому что познал Меня и потом (хашак) ии ипобил Меня». Ты знаешь разницу между двумя еврейки ми словами, выражающими понятие «любить», - ППК
о 1.чн<) и р&'п (хашак). Когда человеческая любовь так сильна, ни сю мысли заняты только предметом его любви, она выси жнется словом хашак.
Философы уже объяснили, как телесные силы человека в период его молодости препятствуют развитию моральных принципов. В большей мере это касается чистоты помыслов,
человек достигает благодаря совершенствованию
мыслей, ведущих его к любви к Богу. Человек не способен im 1нчь этой цели, пока его жизненные соки горячие. Чем "iiiii.ine ослабляются телесные силы и гаснет огонь страсти, и м сильнее и ярче становится интеллект человека; его знание становится чище, и он счастлив от этого знания. Когди этот совершенный человек отягощен годами и приближается к смерти, его знание возрастает с великой силой, блаженство от понимания и страстной любви к предмету понимания становится сильнее, и душа отделяется от тела в этом состоянии наслаждения. Именно это состояние подразумевали наши Мудрецы, упоминая о смерти Моисея, Аарона и Мириам, Они говорили, что в этих трех случаях смерть была не чем иным, как поцелуем. Из слов: «И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, в устах Господа» (Дварим 34:5) мы узнаем, что смерть - это поцелуй. То же самое говорится
об Аароне: «И взошел Аарон священник на гору Ор по повелению Господню (mrr ’D [букв, «в устах Господа»], и умер там» (Бемидбар 33:38). Наши Мудрецы говорят, что подобное произошло и с Мириам; однако фраза «в устах Господа» не употребляется, поскольку считалось неуместным использовать эти слова для описания смерти женщины. Смысл этого речения в том, что эти трое умерли в наслаждении от знания Бога и своей великой любви к Нему. Когда наши Мудрецы образно называют знание Бога, сочетающееся с великой любовью к Нему, поцелуем, они следуют известной поэтической строке: 1ГРЭ тр’и/лп чрйп («О, пусть Ом целует меня поцелуями уст своих!») (Шир гаШирим 1:2) Такая смерть, которая на самом деле является избавлением от смерти, не приписывалась нашими Мудрецами никому другому, кроме Моисея, Аарона и Мириам. Другие пророки и верующие находятся ниже этого уровня, но с приближена ем смерти их знание Бога укрепляется. О них в Писании говорится: «И пойдет пред тобой правда твоя (ipfS), слава Господня будет следовать за тобой» (Йешаягу 58:8). Интеллем этих людей остается тогда в прежнем состоянии, поскольку устраняется препятствие, стоящее временами между интеллектом и предметом, на который он направлен: он вечно прс бывает в этом блаженстве, не сравнимом с плотскими радо- 11нми. Мы объяснили это в нашей работе, а другие сделали ио раньше нас.
Постарайся понять эту главу, приложи все усилия, чтобы проводить все больше времени в единении с Богом или в стремлении приблизиться к Нему, и старайся уделять меньше времени другим занятиям, в течение которых ты не стараешься быть ближе к Нему. Этого наставления достаточно |лн цели данного трактата.
Глава 52
Когда мы одни и находимся у себя дома, то сидим, двигаемся и занимаемся каким-нибудь делом не так, как мы детом это в присутствии великого царя; мы говорим и открытием рот, как нам заблагорассудится, когда находимся в соб- « I ценной семье или с родственниками, но делаем это иначе, «тли находимся среди царских сановников. Поэтому, если мы хотим достигнуть совершенства и быть истинными божьими людьми, нам необходимо пробудиться ото сна и помнить, что великий царь, находящийся над нами и всегда снизанный с нами, обладает большим величием, чем любой юмной владыка, он величественнее Давида и Соломона.
I (ирь, верный нам и обнимающий нас, - это Интеллект, ко- шрый является связующим звеном между нами и Богом. Мы ипспринимаем Бога посредством света, который Он посы- 'шет нам, вот почему Псалмист говорит: «Во свете Твоем мы иидим свет» (Тегилим 35:10): таким образом, Бог смотрит на мне сверху посредством этого самого света. Он всегда с нами. взирая на нас и следя за нами с помощью этого света.
• Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел (■и его» (Ирм. 23:24).
Когда люди совершенные помнят об этом, они настолько пополняются страхом перед Богом, смирением и благочес-
I нем, истинным, а не показным почитанием Бога, что их по- m-дение, даже когда они остаются одни, наедине с женами или в купальне, так же скромно, как и на людях. Так, о нищих прославленных Мудрецах рассказывают, что даже но время полового акта они вели себя с подобающей скромно стью. Они также говорили: «Кто обладает скромностью'; Тот, чье поведение темной ночью не отличается от их попе дения днем». Вы знаете, как часто они предостерегали mu против гордыни, ибо «вся земля полна славы Его» (ЙешаяГу 6:3). Они были убеждены, что благодаря этим предписаниям вышеуказанная идея укоренится в сердцах людей, а именно что мы всегда находимся перед Богом и что в присутствии славы Его ходим мы по земле. Великие среди наших Мудрс цов не ходили с непокрытой головой, так как верили, чю слава Бога была вокруг них и над ними; по той же причине они мало разговаривали. В нашем комментарии к ПирксИ Авот (гл. 1:17) мы подробно объяснили, как следует ограни чивать свою речь. Ср.: «Потому что Бог на небе, а ты на зем ле, поэтому слова твои да будут немноги» (Когелет 5:1).
То, что я здесь указал, является целью всех наших религи озных актов, ибо, соблюдая все детали предписанных прак тик и постоянно их повторяя, некоторые немногие верующие могут достичь человеческого совершенства. Они будут ни полнены почтением и благоговением к Богу; и, помня, кто с ними, они выполнят свой долг. Бог простыми словами гово риг, что цель всех религиозных актов в том, чтобы поселить в человеке страх перед Богом и подчинение Его слову - состояние ума, которые мы описали в этой главе для тех, кто стремится узнать истину, в чем и состоит наш долг. Ср «Если не будешь соблюдать и исполнять все слова закон» этого, написанные в книге этой, и не будешь бояться этого почитаемого и страшного имени Господа, Бога твоего» (Два рим 28:58). Посмотрите, как ясно здесь сказано, что едина венная цель «всех слов этого закона» в том, чтобы заставим, человека бояться «почитаемого и страшного имени». То, что эта цель достигается определенными действиями, мы видим в фразе, использованной в этом стихе: «Если не будешь ста- рпп.ся исполнять... и не будешь бояться». Эта фраза ясно погнивает, что страх перед Богом живет в наших сердцах, ко- | in мы поступаем в соответствии с позитивными и негативными предписаниями. Однако истины, которым учит нас Закин, - знание о существовании Бога и Его Единство - рож- Iпнvi в нас любовь к Богу, как мы неоднократно показывали. Ни знаете, как часто Закон призывает нас любить Бога. Ср.:
■ И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею мною твоею, и всеми силами твоими» (Дварим 6:5). Две иг и и - любовь к Богу и страх перед Ним - приобретаются шумя разными средствами. Любовь проистекает из истин, кппфым учит Закон, включая истинное знание о существо- нннии Бога, тогда как страх перед Богом порождается прак- шками, предписанными Законом.
Глава 53
И этой главе повествуется о значении трех понятий, которые, как нам кажется, требуют объяснения, а именно хесед пдп - «милость»); мишпат (оэи/о - «суд») и цдака (лрчх - •■I праведливость»).
II нашем комментарии к Пиркей Авот (5:7) мы объяснили, 'in* понятие хесед обозначает избыток [какого-либо моральною качества]. Как правило, оно употребляется, когда говори i о высшем милосердии. Милосердие выказывается двумя
• ноеобами: первый - мы проявляем доброту к тем, кто не имеет на нее никакого права; второй - мы добры к тем, кто ною заслуживает, причем в большей степени, чем они за- | нуживают. В Священном Писании слово хесед встречается и основном в смысле проявления доброты к тем, кто не име-
• I на нее никакого права. По этой причине слово хесед употребляется для обозначения доброты, проявляемой к нам Бо- юм: «Воспомяну милости Господни» (Йешаягу 63:7). По- иому сам акт творения - это акт божественного милосердия.
■ Ибо сказал: Вселенная милостью построена» (Тегилим 89:3), то есть построение вселенной - это акт милосердия, Кроме того, при перечислении атрибутов Бога в Писанин сказано: «многомилостивый» (Шемот 34:6).
Слово цдака происходит из цедек «справедливость»: оно обозначает акт воздаяния каждому по заслугам и проявлении милосердия к каждому существу, его заслуживающему. И Писании, однако, слово цдака не употребляется в первом значении и не относится к оплате того, что мы должны другим. Поэтому когда мы платим работнику за его труд или выплачиваем долг, то не совершаем акт цдака. Но мы совершаем акт цдака, когда выполняем свои обязательства перед другими людьми, обязательства, которые налагает на нш1 наша совесть, например когда мы лечим раны страждущего, Так, в отношении возвращения залога бедному должнику п Писании сказано: «И тебе зачтется это в справедливость» (Дварим 24:13). Когда мы идем дорогой справедливости, ю поступаем справедливо по отношению к нашей интеллекту альной способности и платим то, что ей причитается; по скольку каждая из добродетелей - это цдака, Писание отно сит это понятие к добродетели веры в Бога. Ср.: «И поверил он Господу, и Он вменил ему это в праведность (прих)»; «И и этом будет наша праведность».
|