Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Адон Олам 5 страница



В начале своего трактата Ибн Цадцик говорит, что эта книга написана в ответ на вопрос ученика о значении таких понятий, как «совершенство» и «вечное благо». Данные пони гия не принадлежат земному миру, утверждают фило- *офы, однако разумные люди должны стремиться к добру и t оисршенству. Далее Ибн Цаддик констатирует, что его поколение отличается особой испорченностью, никчемнее и \ уже предшествовавших поколений, знания и исследования испит невысоко. В другом месте он добавляет, что многие ииляются евреями только по названию и похожи на людей юлько внешне. Они наделяют Божество человеческими i нойствами и воспринимают Его как яркий свет. Взгляды

11 их людей хотя и неверны, все же предпочтительнее взглядом тех, кто стремится только к материальным благам и не \ фуждает себя размышлениями о Боге и его атрибутах.

< >иить же, другие воспринимают слова пророка Даниила о тккресении совершенно буквально. Третьих вводят в заблуждение речи проповедников и предания Агады.

Автор «Книги о микрокосме» противодействовал таким и н лядам и тенденциям, стремясь привить своим единовер- цим духовность в отношении к жизни и правильное понимание Божества и его атрибутов.

11о каким путем человек может достигнуть правильного понимания мира и Бога? На пути познания Бога и исполнении Его воли. Для этого необходимо изучать философию. Но философские труды, в свою очередь, требуют многолетнего н у томительного изучения арифметики, геометрии, музыки, псфономии и логики. Поэтому Ибн Цаддик ставит своей це- nt.li) показать, «как человек может достичь знания собственной истинной значимости, ибо от познания самого себя он может прийти к знанию всего. Знающий себя может знать то, •но отлично от него, но тот, кто не знает себя, еще менее способен знать это последнее. Именно поэтому человека на- н.жают “микрокосмом”: в нем имеется сходство со всем сущим в мире, тело его сходно с физическим миром, а рациональная душа[22] с миром духовным. Поэтому, давая определение философии, творят, что философия есть познание человеком самого себя, ибо, познав себя, он будет знать все и физический, и духовный мир. В этом заключается искусство философии, величайшей из всех мудростей, которая является конечной целью последних, потому что одновременно есть и шаг вперед, и путь к познанию Творца и Зачинателя всего [сущего]» .

Рассмотрим учение Ибн Цаддика о макро- и микрокосме более подробно. В теориях макро- и микрокосма утверждается, что «части мира, различающиеся по размерам, имеют аналогии в структурах и процессах. Это указывает на то, что одна часть копирует другую или другие [части] в разных масштабах»[23]. Как показали современные исследования, представление о том, что человек - это микрокосм, восходит к глубокой древности. Его можно найти в индийских и вави- !юиских текстах, Талмуде и мидрашах, в древнегреческой философии.

Выражение олам катан («малый мир») впервые встречается в Мидраш Танхума, в разделе Пекуде, параграф 3. Со- иременные ученые относят этот мидраш к промежутку между V и IX вв. В А вот де рабби Натан, небольшом талмудистском трактате (VII-IX вв.), содержится учение о микрокосме. Рабби Йосе Галилейский говорил: «Всё, что Святой Единый, благословен Он, сотворил в мире, Он сотворил в человеке... Он сотворил поросль в мире, и Он сотворил поросль в человеке - человеческие волосы». Затем мудрец перечисляет аналогии между частями тела человека и вещами, сотворенными во вселенной, указав примерно на тридцать шких соответствий[24].

Аналогии с микрокосмом часто используются неоплатониками. Братья чистоты в своей энциклопедии приводят подробные аналогии между человеком и вселенной, начиная ео ссылок на безымянных мудрецов, и утверждают, что вселенная - это большой человек, а человек — малая вселенная[25]. Таким образом, Ибн Цаддик не только имел предшественников среди греческих философов и раввинов древней Иудеи; в его распоряжении были более подробные аналогии между иселенной и человеком, разработанные Братьями чистоты.

Согласно Ибн Цаддику, то, что существует во внешнем мире (макрокосме), отражается или имеет свой аналог в человеке (микрокосме). Общий процесс, протекающий в подкупном мире, - это рождение и смерть. Рождение одной вещи предполагает смерть другой. Смерть яйца - это рождение цыпленка, смерть цыпленка - рождение четырех элементов,

поскольку в живом существе элементы присутствуют потенциально и актуализируются, когда оно умирает. Этот непрерывный процесс рождения и смерти доказывает, что земной мир непостоянен, поскольку в основе его процесса лежит изменение. Подобно другим существующим вещам человеческое тело рождается и умираету.

Тело человека обладает свойствами четырех элементов, поскольку переходит от тепла к холоду и от влажности к сухости. После смерти тело возвращается к элементам. Природа человека сходна с природой минералов, растений и животных. Он подобен растениям, поскольку обладает способностью расти, питаться и размножаться. Как и другие живые существа, он может двигаться и ощущать. В этом мире человек совершенен, потому что разделяет совершенство всех видов растений и животных: его вертикально расположенное тело подобно высокому дереву с длинными ветвями, а волосы на теле - траве и поросли. Более того, человек обладает качествами животных: одни храбры, как львы, другие трусливы, как зайцы, третьи кротки, как овцы, четвертые хитры, как лисы. Кроме того, в своей деятельности человек подражает различным животным: пауку, плетущему паутину, птице, строящей гнездо, и т.д. Наконец, хотя пернатые и сухопутные животные потребляют определенную пищу, человек - и только он - может питаться всеми видами пищи.

Человеческое тело, как и неодушевленные предметы, имеет три измерения. Оно похоже на тела растений и животных и в то же время отличается от них своим вертикальным расположением. Это объясняется тем, что человеческая природа более совершенна, а тело человека чище и тоньше других тел. Так, мы видим, что если масло чистое, пламя от него поднимается по прямой линии, а если в нем есть примеси, пламя непрямое. Еще одним доказательством превосходства природы человека над природой других животных, согласно

НГш Цаддику, служит то, что животные существуют в том •цементе, который близок их строению, - рыбы обитают в иоде, птицы в воздухе, четвероногие на суше. Только чело- иск может жить во всех трех элементах. Другая причина вер- шкального положения человека в том, что он - растение, осрущее свое начало на небесах, поэтому его голова, которая миляется корнем, обращена к небу10. Эти аналогии, перечисляемые Ибн Цаддиком во второй части трактата, носят прямо-таки фантастический характер. Так, небесная сфера уподобляется человеческой голове, два светила - его глазам. Артерии и вены подобны рекам и озерам, кости скелета - горам, а тридцать два зуба соответствуют дням месяца. Эти «четкие и ясные примеры» явно указывают, что в телесном мире нет ничего такого, чем бы не обладал человек.

У человека три души - растительная, животная и рациональная. Человек обладает способностью к увеличению посредством роста, что роднит его с растениями. Растительная пуша обладает тремя силами: формирования, роста и пита- иия. Первая проявляется еще в утробе матери, когда нанимает формироваться эмбрион. При этом ей необходимо содействие силы роста, которая начинает действовать при формировании первого человеческого органа и продолжает функционировать до тех пор, пока не завершится период молодости. В свою очередь, эта сила нуждается в силе питания, которая сопровождает первые две с начала их действия и до конца жизни индивида. Особенность растительной души - в силе питания, которая локализована в печени. Благодаря ей человек ощущает потребность в пище и испытывает другие естественные желания. Это то общее, что объединяет его с животными. Все это составляет растительную душу, и нельзя полагать, что эти силы отделены друг от друга и локализованы в разных местах. «Все они - духовные силы, происхо-

дящие от универсальных сил, которые находятся в высшем мире»1

Когда форма и структура эмбриона достигает совершенства, он наделяется животной душой. «Но если кто-то спросит: “Почему животная душа не может соединиться с телом до того, как тело обретет растительную душу?”, - мы ответим: “Так как эти две характеристики противоречат друг другу, это невозможно, ибо тело неодушевленно [неживое], а животная душа, дающая ему жизнь, имеет тонкую природу, в то время как природа тела грубая и земная; следовательно, животная душа не может соединиться с телом до тех пор, пока оно не соединится прежде с растительной душой”» . Животная душа располагается в сердце и переносится чистой красной кровью. Поэтому в сердце мы видим две полости - в одной находится дух, в другой кровь. После смерти человека в одной из полостей мы находим сгустившуюся кровь, а другая пуста. Функции животной души - ощущения и движение. Движение может быть активным и пассивным. Активные движения - это движение в артериях, а также расширение и сокращение грудной клетки, обеспечивающие дыхание. Пассивные движения приводят к возникновению таких эмоций, как гнев, страх, стыд, радость и печаль.

Гнев - это движение духа в теле, направленное наружу и сопровождаемое движением крови и гуморов. Он свойственен и животным. Страх - это проникновение души внутрь тела от его поверхности, в результате чего конечности становятся холодными. Стыд - движение внутрь и тут же снова наружу. Печаль имеет то же происхождение, что и страх, только страх возникает внезапно, а печаль - постепенно. Вот почему страх иногда убивает, если тело слабое. Радость - это движение наружу. Радость тоже может убить, если она велика, а человек слаб и потерял над собой контроль. Радость имеет ту же природу, что и удовольствие, однако удовольст- иис постепенно, а радость внезапна.

Ноль - ощущение, которое мы испытываем, когда выхо- IIIм из своего естественного состояния и попадаем в неесте- I I ценное. Удовольствие мы ощущаем, когда возвращаемся в гг I ественное состояние. Возьмем, к примеру, человека, идущего по снегу в морозную погоду, чувствующего боль из-за mm, что холод выводит его из естественного состояния. То- | ча удовольствие он будет получать от тепла. То же самое hi носится к голоду и жажде, сну и бодрствованию и к дру- I им вещам, дающим нам ощущение удовольствия или боли. 1»еч боли нет удовольствия, а удовольствие варьирует в зависимости от того, насколько сильной или слабой была боль.

Жизнь - это действие животной души. Исчезновение дей- г гния не обязательно предполагает исчезновение причины, подобно тому как исчезновение дыма не предполагает прекращение огня. Смерть просто означает отделение души, а не ее разрушение. Из того, что человеческая душа продолжает существовать после смерти тела, вовсе не следует, что .чуши быка или осла имеют такое же продолжение, поскольку души людей и животных отличаются друг от друга. Жшютные были сотворены для человека, тогда как человек существует ради самого себя. Более того, человеческая жи ть проистекает от рациональной души, поскольку если |>ы первоисточником жизни была животная душа человека, рациональная душа существовала бы благодаря животной и была бы подчинена ей, а это абсурдно. Таким образом, существование животной душе дает рациональная душа13.

Никто не может отрицать, что у человека есть рациональная душа, поскольку он, в отличие от животных, наделен ат

рибутом речи. Душа не обладает телесностью, иначе ей, как и телу, потребовалось бы место и она, как и тело, имела бы цвет, форму и другие качества. Душа - субстанция, а не акциденция. Акциденция - качество, проявляющееся в чем-то другом, и оно непостоянно. Если бы рациональная душа была акциденцией тела, она не обладала бы постоянством, и человек был бы иногда разумен, а иногда нет. Это было бы абсурдно, поскольку в таком случае предназначенные для него заповеди и законы утратили бы смысл.

Ибн Цаддик пишет, что три души - это духовные силы; каждая из них представляет собой самостоятельную субстанцию, действующую на благо тела. Рациональная душа подобна правителю, а животная душа - чиновнику при правителе, который порицает растительную душу. Разум называют душой потому, что рациональная душа и интеллект имеют общую материю. Таким образом, когда душа достигает совершенства, она становится разумом. Вот почему рациональная душа называется потенциальным разумом. Единственное различие между ними состоит в степени совершенства. Мир разума находится на более высокой ступени, и его материя - это чистый свет, в котором нет незнания, поскольку он проистекает непосредственно от Бога14.

Функция рациональной души заключается в познании. Она исследует неведомое и постигает его. Рациональная душа выводит правила, создает посылки и, исходя из одной вещи, делает заключение о другой. Такой способностью обладает только человек. Именно благодаря рациональной душе людям ниспосланы заповеди и запреты, суждены вознаграждения и наказания. У диких животных нет заповедей, поскольку у них отсутствует разум. «Первоначально разум только потенциален в душе, однако посредством неустанной практики и обучения человек может реализовать свой потенциал, чтобы он превратился в актуальность. Если бы разум

и» находился в рациональной душе потенциально или акту- ■I ii.uo, душа никогда бы не смогла обрести мудрость. Более и но, в таком случае для души стало бы невозможно овла- U-II. разумом, поскольку то, что не имеет ни потенциаль- ишо, ни актуального состояния, вообще не способно суще-

< пюпагь, а то, что потенциально, возможно, и то, что имеет пм уальное состояние, осязаемо существует»[26]. Если бы ра- i\ м был актуальным в душе с самого начала, не было бы ри иисчия между состоянием души в ее собственном мире и в мире земном. В таком случае предназначение человека, со- i юнщее в том, чтобы найти праведный путь и обрести спа-

• гипс, не имело бы смысла.

Существование множества индивидуальных душ, обла- мющих общими качествами души, показывает, что существе i универсальная душа, благодаря которой бытийствуют ни- отдельные души. Разделение универсальной души на множество индивидуальных душ - это не разделение ее сущности, которая остается единой и неделимой. Именно тела испытывают воздействие универсальной души, они подобны

< неудам под солнцем, получающим ту меру света, которую шснуживают своей чистотой. «Следовательно, среди челове- чгсжа можно найти праведного и испорченного, честного и покозненного»16. Это, однако, не означает, что указанные М1чества не зависят от выбора человека. Любое добро, которце совершает человек, является исключительно результатом практики и свободного выбора, а именно выбора добра и отрицания зла. Тот же, кто отвергает возможность выбора, не *енает учиться, является сознательным грешником.

Человек обязан мыслить. Ни одно животнре не мыслит, нискольку у него нет для этого соответствующей способно- « т. «Если человек не в состоянии проявить интеллектуальную способность, которой он обладает и которая возвышает

• ut над всеми животными, и не стремится понять фундаментальные принципы существующих вещей, это означает, что между ним и животными нет вообще никакого различия»[27].

Первое необходимое условие для исследования - это устранить животные желания. «Правильный путь состоит в умертвлении желаний тела, которые затуманивают разум и нарушают его эффективность. Истинное умозрительное исследование невозможно, пока сердце цепляется за животные желания. По этому же поводу Философ сказал: “‘Умрите для того, что считаете приносящим удовольствия, и живите в согласии со своей природой”, то есть следует умертвлять свои [плотские] желания, пока не придет смерть, которая явится причиной возрождения к вечной жизни, когда душа отделена от тела»18. Тогда, ведомый разумом, человек как микрокосм, в аспекте своего тела сможет постичь телесный мир, а благодаря рациональной душе узнает о существовании духовного мира. В конечном итоге он познает Создателя, который один обладает бытием, поскольку ни о чем нельзя сказать, что оно истинно бытийствует, если в какое-то время оно бытийство- вало или в какое-то время прекратит бытийствовать. Когда человек по собственному невежеству и несовершенству теряет свою рациональную душу, он лишается права называться человеком и опускается до положения животного.

Очень важно познание Бога, поскольку это высшее знание и причина совершенствования человека. Здесь многое можно найти в высказываниях пророков. Иеремия (31:33) говорит: «Все они, от мала до велика, будут знать Меня». Амос (5:6) призывает: «Обратитесь к Богу, и будете живы». Осия (6:3) говорит, что «научимся мы стремиться к познанию Господа».

Этические идеи Ибн Цаддика содержатся в четвертой части «Книги о микрокосме». Заповеди, данные Богом, равно как и акт творения человека, служат для блага людей - чтобы люди познали истинное счастье в мире грядущем (га-

iiiw ,''а-ба). Поскольку было бы несправедливо вознаграж- щ 11. человека за то, чего он не совершал, Бог дал ему запо- нгии. Праведные и неправедные свободны в выборе своего шчн'дспия, поэтому вознаграждение и наказание справед-

• II ни.

Человек должен служить Творцу с чистым сердцем и чис- И.1МН мыслями. Он обязан выполнять заповеди Бога, даже

• I iiи не понимает тонкости их таинств, выражая этим благо- триость своему Создателю и благодетелю, который дал че- мшгку заповеди для его же блага. В своем поведении чело- iti n лолжен подражать Божественным действиям и творить iiiiipo. Без знания Бога добрые дела человека ничего не зна- •1п I и ничем не лучше хороших поступков идолопоклонником Собственно говоря, невозможно совершать добрые дела пп шания Бога, поскольку Он - источник всякого блага, и inтинного блага без него не существует. Если глупец наде- и-и хорошими качествами, например милосердием и добро

> грдечием, это объясняется слабостью его животной души. Подобным же образом, если глупец воздерживается от удо- IHUH,ствий, это объясняется слабостью его растительной ду-

Ибн Цаддик утверждает, что «мудрость является причиной моральных деяний. Ибо посредством мудрости и вытекающих из нее достойных поступков душа человека спо- i оГша совершенствоваться. Именно мудрость и моральные к’иния позволяют разорвать узы, налагаемые на человека его природой. Об этом Философ сказал: “Для вас, кто обречен умереть, пали оковы под напором мудрости”»[28].

Мудрость лежит в основе служения и поклонения Богу: ради нее был сотворен человек, и первичные[29] акциденции и т-риичные субстанции были отпечатаны в нем, чтобы могли мослужить ему наставлением и помогли получить знание о

субстанциях и акциденциях второго порядка* . «Сотворение человека имело единственную цель - достижение им блаженства мира грядущего, которого можно достичь исключительно моральными деяниями, то есть служением Богу; а единственный путь к моральным деяниям лежит через мудрость. Следовательно, основой сотворения человека и причиной его существования является только мудрость. Благодаря мудрости человек может прийти к знанию универсалий, вечных вещей, то есть познать существование универсалий и а fortiori существование Первой Субстанции... В этом состоит конечная цель [поиска] знания»2 .

Четыре основных качества, составляющих добро или добродетель, - это 1) знание или мудрость; 2) справедливость; 3) надежда; 4) скромность. Из них проистекают все другие положительные качества. Иеремия называет некоторые из них, когда говорит (9:23,24): «Я - Господь, творящий милость, суд и справедливость на земле, ибо лишь это желанно Мне, - сказал Господь». Софония (2:3) призывает нас: «Просите Господа все скромные земли, исполняющие заповеди Его; ищите справедливости, ищите скромности»23. Эти четыре качества - мудрость или знание, справедливость, надежда и скромность - несомненно, хотя и в модифицированной форме, восходят к четырем платоновским добродетелям - мудрости, мужеству, умеренности и справедливости.

По мнению Ибн Цаддика, настоящее вознаграждение и наказание человек получает не в этом мире, а в грядущем. Подобным образом он объясняет благоденствие людей порочных и страдания людей праведных. Другим доказательством того, что этот мир не может быть местом окончательного вознаграждения или наказания, служит тот факт, что удовольствие в этом мире является не истинным благом, а лишь временным отдохновением от страданий. Боль и удо-

и»ми,ствие взаимосвязаны. В действительности удовольствие жжсе не благо; будь это так, можно было бы полагать, что ■и м сильнее удовольствие, тем больше благо, а это неверно. Мо шаграждение в последующем мире - это вовсе не телесное удовольствие.

Злоключения, которым подвержен праведный человек в (смпом мире, часто представляют собой естественное явление. происходящее безотносительно к вознаграждению и на- шпнпию, которое можно уподобить естественному удоволь- u нию, испытываемому человеком от зрительных и иных ощущений. Оно не имеет ничего общего с вознаграждением и наказанием. Иногда зло причиняется доброму человеку, •иобы искупить его грехи. Истинное вознаграждение и накатине возможны только в будущей жизни, а поскольку она |уховна, вознаграждение и наказание непреходящи.

11одобно тому как в природе каждый предмет стремится к i поему естественному месту, точно так же в момент смерти человека каждый элемент в организме возвращается к тому, к чему принадлежит - прах к праху, а воздух к воздуху. Ду- чоиные субстанции в момент отделения (от телесной обо- тчки) тоже возвращаются в свой небесный мир, как говорится в Писании: «И прах возвратится в землю, чем он и шил, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7,8). Говорится также: «Кто знает, возносится ли ввысь дух сынов человеческих» (Еккл. 3:21 )24.

«Но если душа не сумела ничему научиться, не достигла положенного ей уровня знания, а значит, не выполнила той ■здачи, для которой была сотворена, она не достигнет на момент смерти человека достаточного уровня духовности и простой независимости от телесной оболочки, который по- шолил бы ей возвратиться в естественный для нее мир» .

()на будет подобна телу, желая этот мир и его удовольствия, ее будут привлекать вещи суетные и неправедные, она оста-

нется предана страстям и всему, что доставляет плотское наслаждение. Она навеки пребудет ограниченной тем уровнем мышления, который был у нее в момент смерти человека, в теле которого она находилась. Она подпадет круговращению вместе с небесной сферой, поскольку мир, к которому она принадлежит по своей природе, не примет ее и она не сможет в него вернуться, слишком отягченная и оскверненная грехами тела, которое она оставила. «И так она будет вращаться согласно движению небесной сферы, продлевая свое существование в стихии огня....Душа будет пребывать всеми покинутой, вечно скорбящей и не знающей покоя: она не принадлежит ни телу, ибо она духовна, ни собственному миру, ибо ее покровы загрязнены, пропитаны нечистотами, и потому она не в состоянии достичь места своего упокоения. Эти покровы есть ее злые деяния...»26

Участь нечестивых станет еще более ужасной в мессианскую эпоху, ибо Бог воссоединит их души с телами, а затем огонь и черви пожрут их, как говорится в Писании: «И выйдут [праведники], и увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет, и огонь их не погаснет, и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис. 66:24).

Тогда как праведники увидят и познают Бога, в мессианскую эпоху получат свою награду, а затем перейдут в мир грядущий [га-олам га-ба), где «не будет ни еды, ни питья, ни сексуальных отношений, но праведные будут сидеть там, наслаждаясь лучезарностью Божественного присутствия» (Бе- рахот 17а). Ибо их добрые дела были «подобны свету, который они посеяли в этом мире и пожнут [его] в мире грядущем»27.

Ilii Ибн Цаддика оказали влияние его предшественники: П. .ми Исраэли, Саадия Гаон и Соломон ибн Габироль. Но м. (философия обращена в будущее: как заметил Д. Кауф- •I.IM . Ибн Цаддик предвосхитил некоторые теологические || и[30]» Маймонида, особенно в том, что касается понятия нега- iiiiiiii.ix атрибутов Бога. Помимо Маймонида, Ибн Цаддик щи'чносхитил Германа Когена - величайшего еврейского '|н

псофа современности. В исследовании, посвященном це- существования, Исаак Хейнеман отмечает, ■ни Ибн Цаддик, как и Коген, рассматривает иудаизм как • шчискую религию. Великая еврейская идея imitatio dei I подражания Богу) воспринимается Ибн Цаддиком как примите этического акцента понятию Бога. Ибн Цаддик ис ыует те же цитаты из книг пророков (напр., Иер. 9:22' I). что и Коген в своей работе «Religion der Vernunft aus den {hidten des Judentums» (Leipzig, 1919)29. Пророк приводит ■ юна Бога, касающиеся его атрибутов: «Я - Господь, творя- 1ШН1 милость, суд и справедливость на земле, ибо лишь это м'ланно Мне». Это означает: «Вот о чем я вас прошу и ни о чем другом, ибо все создания обладают существованием инатдаря праведности»30. Постижение Бога и «приверженность добру» настолько тесно связаны, считает Хейнеман, чю можно говорить о еврейском идеале как об этическом I мозисе, в отличие от метафизического гносиса христиан-   МАЙМОНИД КАК ФИЛОСОФ И МИСТИК Мессианские и эсхатологические воззрения Маймонида 1'мМж Моше бен Маймон (Рамбам) родился в 4895 г. • 11 is) и г. Кордове (Испания), бежал от преследований аль- ■мчлдои в Фес (Марокко), потом переехал в Эрец Исраэль, а •■нгм через Александрию прибыл в Каир. По мнению Мар- iiiiin Кавки[31], ссылающегося на Герберта Дэвидсона, Маймо- 'tii | пыл ярчайшим представителем философского направле- iiiiH. с торонники которого стремились сблизить Афины и Ие- |i\titnHM . По выражению Кавки, Маймонид «имел двойное * риждапство» в философии - греческое (Афины) и иудейское 111грусалим). Итак, если мы говорим, что Рамбам был граж- ышшом Афин, это означает, что он ознакомился с греческой философией и наукой благодаря арабским переводам. Маймонид и другие еврейские философы утверждают, что I in (избавления) главными являются интеллектуальные и моральные достоинства, а также поступки, их отражаю- IHIU-. В последних четырех главах О’Э'ОЛП miB («Путеводи* и чя растерянных») Рамбам показывает, что иудаизм пропо- исдуст необходимость интеллектуального познания Бога. Чюбы обосновать свое утверждение, Рамбам цитирует Вгор. I I.S («Тебе дано было видеть, чтобы ты знал, что Господь ч II, |>ог, нет более, кроме Него»), Втор. 4:39, Пс. 100:3 («Потайте, что Господь есть Бог») и Иеремию 9:23. Рамбам рас- сматривает славу только в этом, в интеллектуальном понимании и знании (гаскель ве-йяддо'а). Для философски настроенных евреев эта заповедь познавать Бога через изучение Торы включала также требование изучать естественные науки и греческую философскую традицию. Кавка полагает, что Маймонид связывает эту интерпретацию заповеди изучать естественные науки с заповедью возлюбить Бога, когда в «Путеводителе растерянных» (111:28) пишет, что любовь к Богу «становится значимой только в понимании всего бытия как оно есть и через осознание Ег о мудрости, в этом бытии проявляющейся». Именно через byisn blip (сехель гапоэль)у обретается жизнь и устанавливается связь с Богом (гасехель гапоэль зе гакешер баин Адам веГаШем). В мессианском мире эта интеллектуальная связь станет прочной и совершенной. В Послании в Йемен (написанном в 1172 г.) Маймонид говорит приготовившимся к сражению йеменским евреям, которым угрожало насильственное обращение в ислам, что, посвятив себя интеллектуальному совершенствованию, они подготовят прибытие Мессии - параллель с путем к избавлению, который впоследствии Маймонид опишет в «Путеводителе». В другом месте комментария к Перуш ап га- Мишна Сангедрин (гл. X) Рамбам отмечает, что помимо интеллектуального блаженства, которого многие так жаждут, существуют другие уровни надежды: надежды на радости Рая, где все материальные вещи будут предоставлены в изобилии; на счастье жить в мессианском царстве, отмеченном великими свершениями Царя-Мессии, а также мощным и независимым положением Израиля; на радость воскрешения; на достижение в этом мире физического благоденствия (tu&atfjovu*), то есть здоровья и безопасности, плодородности земли и богатства; на воскрешение мертвых и вечного блаженства в раю. По поводу воскрешения Рамбам пишет: «[простые] люди спросят: “Какими будут воскресшие из с |>I hi.ix. нагими или одетыми? Будут ли они в той же оде- • и и которой были похоронены, со всеми украшениями и ■■•иным шитьем, или в рубище, лишь прикрывающем тело? \ кн| да придет Мессия, будут ли богачи подобны беднякам, и и\ чу г ли по-прежнему существовать различия между п Н.Ш.1МИ и слабыми?” - и т.д.». У Рамбама источники для  мигания воскрешения указываются в «Путеводителе рас». 1'миных» (II, 29Ь), когда он размышляет о теории вечности I in I лепноети вселенной - «Послание в Йемен», гл. X fieri т а / га-Мииша Сангедрин, и две последние главы Мишне 1,,/UI Мессия, или Царь-Философ из рода Давидова, будет вести • миг родословие от Руфи. Мессия не будет знать о своем и.цн'ком происхождении или о своей духовной миссии и, по- *• и пи не раскроет себя, о его семье и физических родителях ■некто не будет известно (см. Зах. 6:12 и Ис. 53:2). Однако он предназначение проявится в должное время, и земных и|шиптелей охватит страх за свою власть, и они вступят в ниииор с целью уничтожить его («Послание в Йемен», стр. '••I) Когда Машиах бен Йосеф будет убит, Машиах бен Да- ■•II i продолжит его царствование. Рамбам утверждает, что мпшанское царство просуществует 2000 лет. Царь-Фило- ч|ф будет вести мир к интеллектуальному совершенству, Он in и жен отличаться ученостью и мудростью. Он будет мудрее и могущественнее Соломона и в силе пророчества почти |tiini.-ii Моисею . Мессия, описываемый Маймонидом, - это in- юлько Талмуд-Хахам, он освободит страну от чужезем- 1н>1 о владычества, расширит ее границы и в каждом доме на-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.