Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Адон Олам 8 страница



Эта типология входит в более общие схемы, предложенные Маймонидом, и ближе всего к пятиуровневой типологии, отраженной в пространной метафоре вспышки молнии во Введении к «Путеводителю растерянных». Эти уровни включают в себя: 1) тех, кто никогда не видит света; 2) тех, кто видит его опосредованно (на полированном предмете или камне) и время от времени; 3) тех, кто видел свет непосредственно, но только один раз; 4) тех, кто видит свет непосредственно, но время от времени; 5) тех, кто видит свет не- |iOcродственно всегда3. Эти две пространные метафоры явля- нней на самом деле тщательно нюансированными типоло- Н1ИМИ верхних ровней совершенства. Анализ истинного по- мопсния предназначен именно для этого класса людей. Бо- ич‘ конкретно, учение Маймонида об истинном поклонении предназначено для 6-го и 7-го уровней «дворцовой» ти- 1И1ИОГИИ, то есть для тех, кто овладел метафизикой (араб, си- ушлш'), и тех, кто приложил особые усилия, чтобы стать пророками, причем они подразделяются по степени способ- in к ги воспринимать Владыку. Или, если использовать расширенную метафору вспышки молнии, учение об истинном инююнении предназначается тем, кто видит свет опосредо- miniio, а также тем, кто видит его непосредственно, причем шнледняя группа подразделяется на несколько типов по ■ ноеобности воспринимать свет. ( огласно этой нюансированной типологии святых людей, мнорым адресовано учение о поклонении, они подразделя- ичей на философов и пророков. Если исходить из эмпириче- • ки\, а не догматическо-галахических позиций, эти две группы сливаются друг с другом. Концептуально пророк и философ имеют много общего - на теологической, а не юридической почве. Таким образом, это первое доказательство того, что учение об истинном поклонении адресовано современникам Маймонида. Еще одним доказательством того, что эта глава адресована людям, жившим в эпоху Маймонида. которые, не будучи пророками в догматическо-галахическом смысле, должны были быть способны воспринимать и практиковать это учение, является следующее: 1. «Поклонение сердцем» обязательно для всех, а не только для пророков. 2. Многие части этой главы написаны в форме обращения ко второму лицу в соответствии с характером введения к этой книге. 3. Слова, используемые Маймонидом, обычно предназначаются для современной ему религиозной элиты: «тог. кто постигает истинное» (араб, мудрик ал-хака'ик), «достойный» (d^Ji 5 ал-фадил) и «муж, обладающий совершенным пониманием» (араб, ал-шахс ал-камил ал-'идрак). 4. Особое значение имеют упоминания Маймонида о «пророках или достойных совершенных» (араб, ал-'анбийя' 'ау ал-фудала' ач-камтин), «остальных пророках и достойных» (араб, ба- кият ал- 'анбийя’ вал-фудала'), о самом себе и о старцах, способных к благочестивой смерти. Кроме того, метафора вспышки молнии подразумевает также частичное совпадение философа и пророка, - об этом говорит повествование от первого лица и указание на то, что метафора относится к «совершенным» (араб, ал-камилин). Таким образом, аудитория, которой адресовано учение Маймонида, — это высший слой элиты, святые люди его времени. Учение Маймонида для элиты Учение Маймонида о высших уровнях совершенства, которых может достигнуть истинно религиозный человек, - то есть его наставления, предназначенные для высшего слоя элиты, святых его времени, - содержится в «Путеводителе» ( .1:51), хотя оно упоминается и в других работах. Чтобы сде- кпъ это учение доступным, Маймонид интерпретирует ряд понятий в библейско-раввинисгической традиции особым образом, используя неоаристотелистские и суфийские термины и понятия[36]. Ключевым словом является 'авода/'ибада («поклонение»). Маймонид использует слово 'авода/’ибада в семи значениях: 1) «соблюдение предписаний закона» (араб, 'имтит- ut ib 'авамир ал-гиари’а - (РМ Авот 1:2; PM 11ерек Хелек); в и ом смысле различные мицвот называются 'ибадат (Путе- иодитель, 3:32); 2) жертвоприношения (Авот 1:2; Путево- III гель, 3:32); и 3) молитва (ивр. тефилла; араб, ал-салат - МТ Тефила 1:1; Путеводитель, 3:32). Эти значения можно свести воедино, поскольку они относятся к культовому аспекту поклонения. Ритуалы культа должны выполняться не формально, а с радостью {МТ Йом Тов 6:20; Лулав 8:15). 4) Средний путь, «который представляет собой самое совершенное поклонение» (РМ Шемона Пераким, 4). Это философско-медицинское употребление этого слова, характерное именно для Маймонида. Однако понятие rninj? ('Авода) относится также к «работе ума», под которой имеется в виду (5) рациональное, систематическое, силлогистическое мышление о Боге: Его существовании, единстве, бестелесности, творческой силе, провидении и т.д. (Перек Хелек; Путеводитель, 3:32). Маймонид связывает это значение понятия 'авода с 'агава (ГОГ!К) - интеллектуальной любовью к Богу, которая заключается в «восприятии всей реальности такой, какова она на самом деле есть, и в созерцании в ней Его мудрости» (араб. 'идрак ... 'и'ибар хикматаху - Путеводитель, 3:28). Таким образом, 'авода-'агава - это изучение творения с целью выведения силлогизмов о существовании Бога, Его единстве и т.д. (Путеводитель, 3:51). (6) Маймонид недвусмысленно утверждает, что высшая деятельность разума, пусть и опирающаяся на интеллект, выходит за рамки систематического мышления. В этом смысле 'авода даже более интеллектуальна, чем интеллектуальное созерцание Бога. Так, в «Путеводителе», 3:51, он пишет: «...то, что Разум, изливающийся от Него, да будет Он благословен, на нас, - это связь между нами и Им. У вас есть выбор - если вы хотите укрепить и усилить эту связь, вы можете сделать это... Когда совершенный человек отягощен годами и приближается к смерти, это понимание возрастает с великой силой, блаженство от понимания и страстной любви к предмету понимания становится сильнее, до тех пор пока...» В этом ключе следует понимать и слова Маймонида, свидетельствующие о том, что наивысшая деятельность разума, пусть и опирающаяся на интел- и hi, - это нечто большее, чем рациональное размышление о |цц с и Его промысле. Следует также отметить, что Маймо- hii.'i ассоциирует это состояние с арабским словом <lajc. | 'Шипа, «блаженство»), используя это слово не менее пяти /) Последнее значение понятия «поклонение» - это постит еллектуальное почитание Бога. Оно следует после пред- иит жующего уровня. Маймонид ясно указывает на это в Путеводителе», 3:51: «Этот род поклонения должен осуще- - шляться только после того как будет достигнуто интеллек- нильное постижение. Итак, мы доказали, что любовь пропорционально соответствует пониманию. За любовью сленг i по (постинтеллектуальное) поклонение... в попытке че- шигка постичь Его и в стремлении поклоняться Ему после пн о, как понимание уже достигнуто». Чтобы сделать акцент именно на этой идее, Маймонид прибегает к нескольким приемам: он пользуется словом (ба'да, «после») не менее шипи раз. Он подчеркивает, что это состояние требует | |щКних усилий (и*" , са'й). Он описывает это состояние с • шмотью нефилософских понятий: «Полная преданность I му» (ал-'инкита' 'шайхи), «близость к Нему» (ал-курб нм/а г) и т.д. Интерпретация Маймонидом понятия 'авода/'ибада, таким опрнчом, включает в себя движение от культового и фило- ■ офско-медицинского значения к интеллектуальному и постим юллекгуальному поклонению. Отметим тонкую нюан- > иронку последнего уровня, включающего как рациональное м i.i тление о Боге и промысле Его (уровень 5), так и интел- и муальное и даже более чем интеллектуальное созерцание 1.о| л (уровень 6) и, наконец, подлинное постинтеллектуаль- ное почитание Бога (уровень 7). Учитывая смешанный ха- inihiep аудитории, которой предназначалось это учение, можно смело утверждать, что учение Маймонида само имело • pit уровня: экзотерическое учение о поклонении как куль- нншй и философско-медицинской реальности, предназначенное для масс; полуэзотерическое учение о поклонении как интеллектуальном познании, предназначенное для обрн зованной элиты; и глубоко эзотерическое учение о поклопг нии как постинтеллектуальном состоянии, предназначении*' для наиболее высокого уровня духовной элиты5. 5 Много было написано о дихотомии экзотеризма и эзотеризми \ Маймонида. Авторы этих работ, как правило, полагают, что эзочо ризм Маймонида носит несколько еретический характер, но все **> отражает «истинную» позицию Маймонида. По мнению Блюмси таля, неправильна сама постановка вопроса, и этому две причины (1) Согласно Маймониду, экзотеризм и есть ересь, то есть непро свещенное понимание религиозного учения (ср. РА/Перек Хелен Путеводитель, 1:35-36). И (2) Учение Маймонида - это серия с iу пеней, ведущих от людей очень невежественных к высшей элип элиты, как ясно показывает представленная им типология. Таким образом, в его учении есть градации, или ступени, каждая из кот рых истинна для тех, кто на ней находится. Итак, то, что являете» «эзотерическим» для одного уровня, для другого уровня являете» «экзотерическим». В отношении учения об истинном поклонении Блюменталь считает, что у высших ступеней маймонидовскоИ элиты существует три уровня. Однако Маймонид был исключи тельно сдержан по этому вопросу в силу двух причин: (1) Трали ция запрещала проповедовать заповедную сущность учения. И (,'| часть этого учения просто недоступна для человеческого понимн ния и/или не может быть передана человеком другому человеку Предположение, что этот материал содержит определенный анац хический потенциал - то есть что он мог быть (и был) использовин противниками Закона и антиинтеллектуалами с тем, чтобы подор вать единство веры и практики верования в средневековом еврей ском обществе - и что поэтому Маймонид скрывал его, скорсс всего, порождение современного сознания, размышляющего о со противлении ортодоксов модерну. Согласно Маймониду, опас ность проистекала извне (со стороны нетерпимого ислама или своенравного правителя) или от невежества (в том числе недосш точного образования). Достигнуть философско-мистической веры было настолько трудно, что любой, кто обретал ее, уже не moi сбиться с праведного пути. Мширащаясь к маймонидовской типологии 'авода/'ибада, ' цн' Iим, что уровень 6 и интеллектуален, и более чем ин- • иыуален, - то есть он проистекает из интеллектуального • ■мышления о Боге, но и представляет собой также нечто п.шее. Это - «интеллектуально-созерцательное по сине Богу». Существуют другие свидетельства, указы тс па этот уровень и поясняющие его, в частности < ■имонидовские реинтерпретации хошек/'ишк и cuaixq чЧЩЦ Миймонид использует понятие хошек/'ишк (р№П АЗ^-) в г' ч шлчениях: 1) для обозначения физической страсти; 2) <* пЫипачения эмоционального влечения, например к кра- ■ и . и 3) для обозначения интеллектуальной любви к Торе, (Путеводитель, 2:10) и к Богу (Путеводи- и. ,':4). II "Путеводителе», 3:51, Маймонид использует эти поня-    есми местах. В каждом случае референт — это Бог, а иигмт - интеллектуалистский. Например, «интеллекту .к- занятия в постоянной страстной любви к Нему» или ми ирастная любовь к предмету понимания». Маймонид ||н кмяег и использует эти понятия, обозначая ими количе-  нос приращение рационального мышления, как в сле-  nix примерах: «различие между огев и хошек... ибо та- • н i п т любви, когда не остается мыслей, направленных на • и (>1.1 то ни было, кроме возлюбленного, - это страстная •<н>ш. (шик)»; и «в состоянии наслаждения, вызванного • мм пониманием, из-за силы страстной любви к... так что ■■■ни млн не. которое приходит вместе с силой страстной  г к 11ему, да будет Он благословен..,». < 1'к-нндно: страстная любовь (хошек/'ишк) - это возраста- • iii им юллектуальной любви {'агава /махабба. ГПЛК / “Ц*-* ); то есть она произрастает из рациональной мысли и являете» аспектом интеллектуально-созерцательного поклонения. Маймонид использует слово nnnitf (симха) в пяти значс ниях, соответствующих трем различным арабским корням 1) еда, питье и раздача подарков членам семьи и другим людям, чтобы сделать их счастливыми (Путеводитель, 3:43); 2) радость соблюдения заповедей и любви к Богу; 3) радостно спокойное отношение к превратностям жизни (Путеводитель, 2:29, где они называются халат, состояниями души); и 4) радость познания Бога через рациональное мышление. По всех этих случаях арабские параллели - это сурур и фарх, и описание этих состояний (халат) в Путеводителе, 2:29, наиболее полное. Арабский корень габата, который переводится как «бла женство», встречается в «Путеводителе» семь раз: один раз м 1:60, где указывается, что верующий должен накапливаи. познание негативных атрибутов Бога и «быть в этом счасч ливым»; один раз в 2:43, где рассматривается еврейское слово но'ач, означающее «счастье, блаженство», и где гово рится, что люди «счастливы в покорности Ему и испытывают от этого блаженство»; и пять раз в 3:51. В каждом из этих пяти случаев корень явно связан с выражением «счастье в том, что он понял», и в двух случаях в тексте говорится о «растущей интенсивности блаженства...» ('азам, та'аззача). Очевидно: в своем пятом значении слово симха «счастье» (отметим, однако, что используется только арабское слово) это возрастание интеллектуальной радости, то есть эта радость произрастает из рационального мышления (уровень 5) и является аспектом интеллектуально-созерцательного поклонения (уровень б)6. Возвращаясь к маймонидовской типологии 'авода/'ибада, •м метим, что уровень 7 абсолютно постинтеллектуален, мпстрационален. Это «посткогнитивная преданность Богу». • м чествует другое свидетельство, которое указывает на этот фонень почитания и поясняет его, это - сложное литературное изложение и реинтерпретация понятий молчания и кав- >11 та. Как хорошо известно, Маймонид недвусмысленно заяв- шет, что всего не раскроет и что, излагая истинное учение, ми будет делать это непрямым образом. Так, в самом начале •Путеводителя» (Введение) он пишет: «И потому пусть не фсбует от меня разумеющий и пусть не надеется, что во т их случаях, когда мы приступаем к изложению определенного предмета, мы завершим его, или, начав разъяснять ■ мысл какой-либо аллегории, мы исчерпаем все, что содержимся в этой аллегории... [они] расположены в настоящем фиктате не упорядоченно и последовательно, а вразброс, hi п-ремешку с другими предметами из числа тех, что я собираюсь излагать. Ибо моей целью было, чтобы истины то про- • шдывали в нем, то вновь скрывались...»7. Далее Маймонид перечисляет различные типы символического языка и в Пре- шеловии приводит семь причин противоречий и противопо- южностей, сказав, что две из них он намеревается использо- Miii i. в «Путеводителе»8. С помощью этого метода Маймонид I (ндал новый литературный жанр - энигматический. Рядоположенность в «Путеводителе», 3:51, интеллектуальною созерцания и постинтеллектуальной преданности является одной из самых глубоких загадок. Это превосходный пример его причудливого литературного стиля. С одной стороны, эти темы настолько переплетены, что их практически невозможно отделить друг от друга. Например, Маймонид берет особый термин 'авода ше-ба-лев, который он использует в МТ в обычном значении искренней молитвы, и реинтерпретирует его в духе обоих типов поклонения Богу: «За любовью следует почитание, подчеркиваемое мудрецами, да будет благословенна их память, которые говорили: “Это - поклонение в сердце”. На мой взгляд, оно заключается в размышлении о первом интеллигибельном и в посвящении себя исключительно этому». Отметим упоминание н пределах двух предложений как постинтеллектуального, так и интеллектуально-созерцательного почитания. Еще один пример: «Если, однако, вы достигли понимания Бога и Его деяний в соответствии с требованием интеллекта, вы должны затем полностью посвятить себя Ему, стремиться приблизиться к Нему и укреплять с Ним связь, то есть интеллект». Отметим опять же рядоположенность постинтеллектуального почитания и интеллектуальной привязанности. Еще один пример: «Когда совершенный человек отягощен годами... разум укрепляется, его свет достигает более дальних пределов, его понимание очищается, и в этом понимании блаженство». Отметим нерассудочную умозрительную терминологию, вплетенную в тему развития органа рациональности по определению, - интеллекта. Наконец, такие слова, как «блаженство», «страстная любовь» и «посвящение», даже приводимые в интеллектуалистском контексте, могут указывать только на некоторое неинтеллектуальное состояние. знай же сие, постигни истинный смысл этого, помни твердо, чтобы не привели тебя в растерянность некоторые главы [трактата]» (Там же. С. 45). (' другой стороны, некоторые случаи словоупотребления ■ иидетельствуют о проведении различия между интеллекту- ih мю-созерцательным и постинтеллектуальным опытом: | ново «после» может указывать только на постинтеллекту- тп.ное состояние. Слово «усилие» подразумевает деятель- in к. гь, выходящую за рамки мышления и даже интеллекту- itii.iюго созерцания. Выражение «полная преданность» упот- IИшяется таким образом, что становится как бы обозначением постинтеллектуального измерения этого учения. В про- мшоположность ему другие понятия, такие, как «блажен- < то», «страстная любовь» и «посвящение», всегда употреб- пнются в отчетливо интеллектуалистских контекстах. Таким образом, учение об этой высшей форме поклонения, несомненно, присутствует здесь, но только в неявном ниде. Оно тщательно прикрыто основным контекстом интел- ick гуализма, являющегося доминирующим мотивом маймо- нидовского мировоззрения. Интеллектуализм Маймонида имя хорошо известен его читателям. Он стоит на позициях ншеллектуализма во всех своих работах и не скрывает этого. Ничему же тогда его учение о посткогнитивном поклонении | уровень 7) изложено так запутанно? Почему оно так тща- iriii.no замаскировано в маймонидовском интеллектуализме? Может, у философа есть более глубокое эзотерическое учение об интеллектуализме? Учение, нуждающееся в сокры- |Щ|, потому что в нем слишком много личного и невыразимою? Действительно, логика типологии поклонения, особая к-рминология, трудный для восприятия стиль изложения и ■ южная классификация праведников как аудитории, которой адресовано это учение, точно указывают на следующее: мм существование посткогнитивиого уровня поклонения, мнорого невозможно достичь без помощи интеллекта, но mi трое приходит «после» него и превосходит интеллект. Отношение Маймонида к молчанию имеет три уровня. Мо-нервых, тот, кто проповедует ложное учение, - еретик, и • му не будет места в грядущем мире (Путеводитель, 1:36). I 'аким образом, к речи следует относиться серьезно, и реко \*ендуется молчание. Во-вторых, в «Путеводителе», 1:50, 59, 64 и 2:5, Маймо- н идлает ясно понять, что человек обязан изучать реальность и представлять себе содержащиеся в ней истины как можно б» елее рационально. Затем он говорит: «Само это представление [тасаввур) является истинным прославлением (Бога). Роворить об этом значит научать кого-то или прояснять дли самого себя, что понимание (этого) достигнуто» (2:5). Таким образом, осознание рациональных истин желательно. Как мы увидели, это - ядро маймонидовского интеллектуализма. Однако, как указывают данные источники, представление беч слов лучше речи. Это так, поскольку таким способом можно избежать ложного учения, а значит, ереси, и поскольку невербальная интеллектулизация является, как мы видели, неотъемлемой частью маймонидовской концепции интеллектуального созерцания как способа поклонения. Следует отметить что сферы - интеллигибельные сущности, бытийст- вующие над человечеством, - практикуют этот вид поклонения (2:5, цитата из псалма 19:4) и что этот молчаливый вил поклонения является также заповедью «благочестивых» (1 :50) и «совершенных» (1:59). В-третьих, проповедуя негативную теологию, Маймонил говорит о полной невозможности интеллектуального постижения Бога: «Понимание Его состоит в неспособности достичь окончательного понимания Его. Все философы говоря ! “Он ослепил нас своей красотой и Он скрыт от нас силой с» оей яркости”, словно солнце... “Молчание — хвала Тебе" (Пс .65:2), что можно истолковать как то, что “Молчание о Тебе есть хвала”...» (Путеводитель, 1:59). Здесь Маймонил парафразирует притчи и использует образы, заимствованные из исламской мистической литературы , чтобы показать, что Iии недоступен рациональному мышлению и даже интеллек- (упльному созерцанию. Он во всех смыслах непостижим. За- нгршая высказывание, Маймонид отходит от своей прежней позиции и, тем самым, создает противоречие седьмого типа: ■( оответственно, молчание предпочтительно и, как предпи- • мнали люди совершенные: “Размышляйте в сердце вашем, по ноже вашем - и молчите”». (Пс. 4:5)'°. ()сновываясь на этой типологии, можно сказать, что Маймой ид понимал каввану как существующую на шести уровни \, каждый из которых обладает все большей религиозной интенсивностью: 1) освобождение ума и предстояние перед Ыном (Путеводитель, 3:51); 2) концентрация на значении • мпв (3:51); 3) восхваление Бога из любви к Нему и страха т-ред Ним (Путеводитель, 3:35); 4) память о Боге (Путево- ш гель, 3:44); 5) интеллектуальное созерцание Бога (3:51); и (>) мостинтеллектуальное почитание/молчание (1:59; 3:51, считывая двойной смысл этого отрывка). Учение Маймонида о молчании и кавване, пусть и не вы- рнженное отчетливо в «Путеводителе», 3:51, ясно указывает ни существование постинтеллектуальной формы почитания ннч ( ми а шиддат зухурихи)\ (2) 1:5, где говорится о необходимо- i in подготовительных стадий: «Насколько же это справедливее в и шш пении нас... и тогда человек возвышается до созерцания святи > божественного присутствия (ли-лахз ач-хадра ал-кудусийя ал- иыхийя); и (3) 1:72 окончание, где говорится о тайне Провидения: \ нала Ему, ослепившему нас Своим совершенством (ман \т у орана камалаху). Этот образный контекст, связанный со ■и шишкой молнии, нуждается в дальнейшем изучении. " Необходимо отметить, что какой бы смысл Маймонид ни нк шдывал в слово «молчание», оно соответствует самому базо- ■шму уровню «знания», знанию чтойности Бога ('анниййятаху). Ни «можно, хотя это лишь предположение, что знание чтойности <чм знания ктойности ближе к некогнитивному опыту ощущаемою присутствия, чем к рациональному, логическому выводу, ос- пинанному на реальности. Бога как высочайшего достижения, на которое способен человек. Двоякое толкование Есть две метафоры, которые в «Путеводителе», 3:51, Маймонид интерпретирует двояко; с одной стороны, они указывают на интеллектуально-созерцательное поклонение (уровень 6) как на высшее состояние, достижимое человеком, с другой стороны - на посткогнитивную преданность (уровень 7) как высшую ступень поклонения. Речь идет о стихе «Я сплю, но бодрствует сердце мое» (Песн. 5:2) и «поцелуй смерти» (Бава Батра 17а). В М^Тешува 10:3) Маймонид показывает, что всю библейскую Песнь Песней следует понимать как метафору «великой и потрясающей по своей силе любви» человека к Богу. Как отмечалось выше, эта фраза означает страстную любовь (хошек), поэтому можно предположить, что Маймонид буде! интерпретировать Песнь Песней как метафору интеллектуально-созерцательного типа поклонения. В «Путеводителе», 3:51, он именно так и поступает со стихом «Я сплю, но бодрствует сердце мое». Указывая на духовный уровень, достигнутый Моисеем и патриархами, Маймонид описывает состояние, о котором повествуется в стихе, следующим образом: «И может существовать человек, который благодаря пониманию истинных реальностей и своего блаженства и том, что он постиг, достигает состояния, в котором он общается с людьми и удовлетворяет свои плотские потребности, в то время как его интеллект полностью обращен к Нему, да будет Он благословен (масруф нахваху). В своем сердце этот человек постоянно находится в Его присутствии, да будет Он благословен, хотя внешне он находится рядом с людьми... “Я сплю, но бодрствует сердце мое”... Это произошло благодаря тому, что их интеллекты соеди- иены в понимании Его11, благодаря соединению их интеллектов с Богом, то есть пониманию Его и любви к Нему... благодаря их близости к Нему, и какой близости!». И конце этого объяснения Маймонид делает загадочное шмечание, заслуживающее пристального внимания: «Это не нн уровень, к которому кто-нибудь вроде меня может стреми )ься в надежде получить указание пути к его достижению, lit» к предшествующему уровню можно стремиться через ииучение, о котором мы писали». Как отмечает Пинес, Май- монид, вероятно, имеет в виду, что не может надеяться на то, ■мо ему будет указан путь к достижению этого уровня двойного сознания, так как в этом случае философское почитание |'удет ограничиваться нтеллектуальным созерцанием Бога (уровень 6); или же он имеет в виду, что не может стреми гься к научению других тому, как достигнуть этого уровни. так как в этом случае философское почитание будет иключать в себя постинтеллектуальное поклонение Богу (уровень 7), а научить этому других невозможно. Предшест- нующий уровень, который, как полагает Маймонид, может мыть достигнут, в любом случае является «интеллектуаль- " Арабское 'иттихад 'укулихим би-идракихи. Арабское слово Я' ('идрак), которое переведено как «понимание», не относится * процессу интеллектуального восприятия. Оно относится к субъ- « к гу (то есть к человеку), органу (то есть интеллекту) и объекту (в типом случае к Богу). Блюменталь отмечает, что в поздней ан- |нчмости или в Средние века, по-видимому, не было слова, обо- шнчающего процесс получения знания. (Ср. МТ Иесоде га-Тора 1 К) (га-йоде'а, га-йаду’а, вега-де'а ‘аспга) и Путеводитель, 1:68 (.// 'икил, ал-'акп, вал-ма’кул). Последнее особенно важно, по- ■ польку эта эпистемологическая ситуация считается действительной не только в отношении познания Бога, но и в отношении лю- |ино познания. Отметим, что во всех случаях познание достигает ■ моего высшего предела в слиянии субъекта, объекта и органа по- щпмия; то есть в моментальности, а не процессуальное™ познании Мехер Баба (Мерван С. Ирани) говорил, что «всеобъемлющее 1нпиие приобретается во вспышке». ным почитанием, заключающимся в близости к Богу и нахождении в Его присутствии»; это само по себе двойственное понятие можно интерпретировать либо как интеллектуальное созерцание (уровень 6), либо как постинтеллектуальное почитание (уровень 7). Вполне очевидно: Маймонид воспринимает Песнь Песней в целом и этот стих в частности как метафору интеллектуально-созерцательного поклонения, а двойное сознание Моисея и патриархов как возможно доступное высшему слою духовной элиты12. В конце Маймонид кратко касается темы бессмертия и его связи с философским почитанием. Он объясняет, что в молодости интеллектуальные устремления подавляются, но с возрастом происходит расширение и просветление интеллекта (цит. выше). Затем он пишет: «В результате, когда совершенный человек отягощен годами и приближается к смерти, это понимание возрастает с великой силой, блаженство от понимания и страстной любви к предмету понимания становится сильнее, до тех пор пока душа не отделится от тела в этом состоянии наслаждения (лизза). Упоминая смерть Моисея, Аарона и Мириам, рабби указывали, что все они умерли от поцелуя... Тем самым они хотели сказать, что все трое умерли в радости этого понимания, вызванной силой страстной любви... “О, пусть Он целует меня поцелуями уст своих!" (Песн. 1:2).„ По достижении этого непрекращающегося состояния интеллект остается неизменным ... и вечно будет пребывать в этом состоянии высочайшего наслаждения» . И здесь Маймонид заключает свое высказывание загадочным замечанием, заслуживающим внимания: «Другие пророки и замечательные люди находятся ниже этого уровня, но пни входят в общий класс - их понимание становится сильнее при отделении - поскольку сказано: “И пойдет пред то- <юй правда твоя, слава Господня будет следовать за тобой” 111с. 58:8)»и. Маймонид хочет сказать, что смерть от «поце- «уя» большинству людей недоступна, но смерть в интеллек- i уально-мистическом экстазе возможна. В конце этой прекрасной главы он советует читателю «приумножать те мгно- мсиия, когда вы пребываете с Богом или стремитесь прибли- ииься к Нему...» Опять же, вполне очевидно: смерть от «поцелуя», а также hi чего-то чуть менее возвышенного - это часть интеллекту- иш.но-созерцательного поклонения (уровень 6) и/или пост- иол штивного поклонения (уровень 7). И то и другое пред- тиначено для высшего слоя духовной элиты. Состояние •шаженства в грядущем мире - это также аспект этого поклонения, представляющий собой философско-мистический •кстаз, которого человек достигает в предсмертные мгновения. Более того, эти состояния доступны всем, кто обладает кисой способностью и подчиняется заповедям. Таким образом, все приведенные здесь свидетельства да- || н основания для того, чтобы сделать три основных вывода. Мо-первых, вершиной религиозной философии Маймонид | читает посткогнитивное поклонение. Это поклонение осно- 1шпо на использовании интеллекта в рациональном и когни- Iпином мышлении, но стоит выше такого мышления. Иначе мшоря, Маймонид проповедовал экзотерическое учение о (тциональном интеллектуализме и эзотерическое учение о нос I когнитивном поклонении. Первое учение предна- (началось для образованной элиты, а второе - для высшею слоя этой элиты, немногочисленных избранных. Во-вторых, учение Маймонида о посткогнитивном поклонении само разделено на два уровня. Первый уровень - это интеллекту альное, но все же более чем интеллектуальное созерцание Бога. Указываемый опыт проистекает из использования ии теллекта в рациональном мышлении и фактически являете» интенсификацией этого использования. Он берет свое ни чало в рациональном мышлении и все же представляет собоП нечто большее, чем рассуждение. Об этом свидетельствуй интерпретация таких понятий, как «поклонение» (уровень 6), «страстная любовь» и «блаженство», а также одна интерпре тация стиха из Песни Песней и «поцелуя смерти». Второй уровень маймонидовского учения о посткогнитивном поют нении - это уровень подлинно постинтеллектуального по клонения Богу. Указываемый опыт абсолютно трансцендеи тен по отношению к его рациональным корням. Он выше по знания атрибутов, выше аллегории, даже выше отрицании даже выше интеллектуального созерцания. Он непостижим невыразим, невербален. Об этом свидетельствует интерпре тация таких понятий, как «поклонение» (уровень 7), «после», «усилие», «абсолютное почитание», «каввана» и «молчи ние», равно как запутанного метода научения, сложной тн пологии святых, а также альтернативной маймонидовскоИ трактовки Песни Песней и «поцелуя смерти».


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.