Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Адон Олам 6 страница



• щит АРават ГаШем. Особую важность Рамбам придавал мудрости Мессии. Пипример, в «Послании в Йемен» он показывает опрометчи- IIIчть самозванца, представившегося мессией евреям Ара- пин. который призывал к равному распределению богатства среди людей. Рамбам утверждал, что этот коммунистический принцип безрассуден и приведет к обнищанию богатых[32]. Рамбам рассматривает избавление с точки зрения вечности как достижение интеллектуальной полноты истории, а не как перераспределение богатства, которое для коммунистов и социалистов заключается в борьбе классов. Рамбам не считает всех людей равными. К примеру, в «Путеводителе» он ставит тех, кто воспринимает антропоморфизмы в Танахе буквально, ниже тех, кто обладает философским пониманием таких антропоморфизмов. Что касается интеллектуальных достоинств, то Рамбам не считает всех равными, поэтому и материальные блага не должны быть равными. В сущности, Рамбам согласен с Ральбагом в том, что ГаШем оберегает человека, обладающего Гашгега Пратит[33], в соответствии с его интеллектуальными способностями. Рамбам отрицает врожденное равенство людей. Не все могут достичь одинакового интеллектуального уровня. В мессианскую эру главным будет не устранение разделения людей на богатых и бедных, а воцарившийся дух доброй воли, братства и миролюбия, которые придут на смену примитивным инстинктам, зависти и злобе. Хотя и верно то, что будут устранены трудности, связанные с удовлетворением основных человеческих потребностей, ибо в Талмуде сказано: «Земля Израиля некогда будет производить свежеиспеченные хлеба и одежды из тонкого шелка» (Шаббат ЗОЬ), Рамбам, тем не менее, видит здесь популярный способ описания «хороших времен» мессианского будущего. Итак, согласно Рамбаму, Мессией будет Царь-Философ, благочестивый еврей, прилежно изучающий Тору и следящий за соблюдением раввинистического закона. Он возродит Синедрион. В «Путеводителе» Рамбам подчеркивает важность мудрости в мессианский век: «Все великое зло, которое люди причиняют друг другу из-за некоторых дурных намерений, желаний, взглядов или религиозных принципов, т.пиано также невежеством, то есть отсутствием мудрости. 11 :|и бы люди обладали мудростью, которая находится в том *i' отношении к форме человека, что зрение к глазам, они бы щ* причиняли вреда самим себе или другим, ибо знание истцы несовместимо с ненавистью и ссорами, и предотвращает взаимные обиды»7. Проводимая Рамбамом аналогия между мудростью и зрением восходит к Аристотелю. В ме- i афишке Аристотель показывает, что «зрение» - это эидос мн триального глазного яблока. Подобно тому, как формула Пифагора показывает, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов, и тре- нольник имеет соответствующую форму, так и истинное, юброе и прекрасное имеют форму. Форма глазного яблока - фение», имеющее форму видения. В работе «Американский ученый» Эмерсон представляет Самого Всевышнего в ииде «прозрачного глазного яблока» - метафора всеведущего 1>ога. Аристотель и Рамбам выше всех чувств ставят зрение. Н «L'Oreille De I'Autre» Деррида считал этот акцент на зрение, а не на слух ошибочным и «логоцентричным». Он ссылался на рабби Исаака Слепого (родственника Рабада из По- « кьеры), который был незрячим, но обладал проницательностью и «видением». Несомненно, Рамбам, вслед за Ари- г I отелем, полагал внутреннее зрение реальностью, с которой нельзя не считаться, равно как Деррида верил, что даже глухие музыканты, такие, как Бетховен, слышали сочиняемую ими музыку. Вообще, многие композиторы слышат записы- иаемую ими в нотных знаках музыку до ее исполнения. В мессианскую эру человек достигнет глубочайшего знания Бога, внешнего мира, а также тайн собственного бытия. Неличайшим стремлением человека станет стремление к Бо- I у через Тора пиита, стремление к Хохма, Бина, Даат. Знание будет универсальным. В этом смысле Рай находится «по эту сторону могилы», поскольку достижение интеллектуального совершенства в этой жизни может послужить основой для будущего вознаграждения. Олам Га-Ба (Мир Грядущий) уже сотворен, хотя может быть невидимым - это будущее для тех, кому суждено туда войти. Кавка показывает, как Маймонид темпорализирует понятие не-бытия - иными словами, не-бытие есть еще-не-бытие. Кавка исследует использование Маймонидом понятия не-бытия в «Путеводителе растерянных» и влияние этой книги на работы Германа Когена. Он прослеживает путь от анализа не-бытия к формулированию мессианской этической телеологии. Как и Аристотель, Маймонид ассоциирует не-бытие с отсутствием потенций для актуализации. Как и Плотин, Маймонид ассоциирует эту совокупность отсутствия потенций с понятием материи. Далее Кавка отмечает: «В “Путеводителе” (1:17-18) Маймонид переходит от анализа отсутствия потенциала для актуализации к исследованию используемых в Библии глаголов, имеющих значение “приближаться”. В обоих случаях не-бытие как лишенность порождает желание обрести полноту бытия. Путь к этому эротическому желанию Маймонид определяет как интеллектуальное самосовершенствование. Желание соединиться с Богом выражается через imitatio Dei, в котором Бог определяется как чистый интеллект в действии, и ему нельзя приписывать материальность и атрибуты. Маймонид утверждает, что мы можем знать только атрибуты действия Бога; мы не можем подражать сущности Бога, но можем знать только его атрибуты действия; мы не можем подражать сущности Бога, но можем подражать его действиям. Некоторые вычитывают у Маймо- нида, что Бог обладает сущностными атрибутами, трансцендентными по отношению к ограниченному человеческому пониманию»8. Кавка, напротив, говорит, что для Маймонида не существует скрытых атрибутов Бога. «Маймонид скорее Vi исрждает, что Бог вообще не обладает никакими качест- иими. Бог есть ничто вне божественных действий, потому ■ио действия Бога - это его сущность, или. в другой форму* шровке, сущность Бога - это действительность его жизни. I огласно Маймониду, нет никакой разницы между интел- ичауальным совершенством и совершенством практическим»9. Кавка показывает, что божественные атрибуты любим. доброты, справедливости и рассудительности - «необходимые следствия существования божественного разума in actu». Кавка отмечает, что в других работах Рамбам назы- иисг интеллектуальное совершенство, которое является telos религиозной жизни, олам га-ба; оно определяется как уча- i гне души в «небесном содружестве с Богом-Творцом»10. Ожидание Мессии играет ключевую роль в телеологии Мпймонида, поскольку Мессианская Эра оказывает «мощное содействие в достижении олам га-ба». Кавка, как пишет Да- иид Б. Леви, использует язык, который Рамбаму явно несвой- i женен, то есть современное, а не средневековое понятие •делание себя». Кавка рассматривает процесс рационального > ммосовершенствования как процесс мессианского «делания 1 гбя». Согласно Рамбаму, еврейская самость/эго легитимируется только в рамках еврейской общины. Романтическое 1Мсрсоновское понятие индивидуализма и делания себя чу- *до средневековому галахическому представлению о еврее в оОщине. Да, члены секты ессеев уединились в пустыне Кум- |!ци; рабби бар Йохай и его сын, спасаясь от римлян, жили одни в пещере, питаясь древесной корой; хасидей Ашкеназ I "благочестивые из Германии») жили отшельниками и со- инюдали обет молчания; Баал Шем Тов удалился от мира в Кнрпатские горы; Коцкер Ребе к концу жизни стал отшельником, однако в еврейской традиции всегда было принято жить в общине. Десять евреев мужчин — это минимальное га- лахическое число/кворум для миньяна. Согласно еврейской традиции, жить нужно в окружении людей и соплеменников- евреев, поэтому понятие «делание себя» чуждо нормативному иудаизму. Хотя некоторые цаддики становились отшельниками, чтобы работать над собой, а мусар-традиция рабби Салантера указывает на необходимость такого типа самосовершенствования, как миддот, иудаизм всегда отвергал солипсистский подтекст, содержащийся в современном романтическом понятии «делание себя». Кавка прав, считает Давид Б. Леви, когда говорит, что Рамбам подчеркивает важность самосовершенствования как интеллектуального самосовершенствования, но едва ли Рамбам стал бы использовать термин «делание себя». В конце своей книги Кавка цитирует Песикта Раббати 34, где описывается боевая группа евреев, которые по-своему прочитывают Тору и называют себя «Плачущими по Сиону». Они подвергаются остракизму со стороны большинства членов еврейской общины за то, что утверждают, будто их неортодоксальная практика ускорит приход Мессии и облегчит избавление. Они описывают себя тем же языком, каким они описывают Мессию. Кавка считает, что мессианист- ская позиция секты «Плачущих по Сиону», поскольку она заключается и в ожидании избавления, и в утверждении собственной избавляющей силы, является меонтологической. Кавка использует текст Песикта Раббати 34 в качестве аргумента против недавних антимеонтологических работ Жака Деррида, где говорится, что ни в одной из монотеистических религий Запада нет подлинного мессианизма. Деррида, как и Рамбам в Послании к йеменским евреям, не проводит четкой границы между ожиданием Мессии и человеческим стремлением к совершенству. Так, Кавка полагает, что эти два текста дают усиленное отражение традиционной веры в неизбежность прихода Мессии. Он связывает эти мессианистские идеи с интерпретацией не-бытия (меонтологией), рацио- пильно обосновывающей ожидание евреями Мессии и наступления мессианского века. В еврейской философской меон- юлогической традиции быть Мессией значит обладать чело- щ-ческим и духовным совершенством. Эсхатологическая проекция на определенный этап еврейской истории - это реализация избавления - от «еще-не-выпущенности» из ни- чю после изгнания Адама и Евы из Эдема до восстановления этого райского состояния в мысли. Согласно Маймониду ("11угеводитель растерянных»), Адам Кадмон занимался фи- it«софией в Эдемском Саду, чистой духовной деятельно> i i.io, рухниут, до тех пор, пока соблазн не вырвал его из мою занятия в материальность, гашмиут. Путь еврейской ипории заключается в стремлении выйти из ничтожности 4нги1и, сведенной к чисто физическому существованию, что- iti.i восстановить состояние Адама Кадмона как философа, по! руженного в ноэзу ноэзы (voriaLc; vor|C7u;), мышление мышления, которое является чистым Духом, потому что Сам fill Нем - неподвижный Двигатель в маймонидовско/' аристо- i сневской модели - это чистая мысль, которая мыслит Себя к состоянии независимой самостоятельной самодостаточно- • in совершенства. И Рамбам, и Розенцвейг рассматривают чти газе (этот мир) как незавершенный (как [дё ov) до тех пор, пока не настанет мессианский век. Чдесь стоит отметить, что традиционно понятие еврей- t кого мессианизма относится не только к общему избавлению Израиля и хмира в конкретной сфере исторической и поим ической реальности, но также к ожиданию появления ••собой фигуры, служащей проводником божественного дей- < шин на земле. Помазанник Божий, будь то царь, священно- ■ ну житель или святой человек, обладает божественным цар > кнм саном, поскольку власть была дана ему Господом на юре Сион (Пс. 2:6), обители Бога. Так, ожидание Мессии, миорый принесет мир и политическую независимость Из- piiiriK), это также ожидание сближения Бога с еврейским народом, опосредованное человеком-мсссией. В своем описании еврейского мессианизма Рамбам опирается на раввинистические тексты. Он, в частности, подчеркивает важность Гар Габайит в век Мессии и восстановления Бейт ГаМикдаш. В Мишне Тора, Малахим, XII, 3 и XI, Рамбам отмечает, что Храм будет восстановлен и рассеянные израильские племена соберутся на Святой Земле. Будут вновь введены корбанот (жертвы), Шмита и Юбилеи. Будет восстановлена служба левитов и когенов (некоторые утверждают, что левиты станут когенами, а когены левитами). Племенам будут предоставлены отдельные территории. В этих делах Мессия будет направляться Руах ГаКодеш (Святым Духом). В мессианский век центром мессианист- ских устремлений будет Гар Габайит. Храмовая гора - центр, где согласно эсхатологическим ожиданиям будет восстановлен Третий Бейт ГаМикдаш. Этому уделено большое внимание в ранних раввинистических молитвах, выражающих эти ожидания, например в «Амиде». Некоторые из учеников Рава Кука спали с камнями под головой в надежде, что будут первыми, кто освятит строительный материал для восстановления третьего Бейт ГаМикдаш. То, насколько важен Бейт ГаМикдаш для еврейского народа, видно и:| Тегилим (27:4; 84:2; 116:17-19), где говорится, что люди страстно желают войти во дворы Храма. Значение, которое придавалось Бейт ГаМикдаш и корбанот, прослеживается в отрывке из Масекет Шаббат, где приводятся три мнения относительно самого важного места в Торе. Бен Зома сказал: «Я нашел стих, в котором содержится вся Тора: “Шма Исра- эль ГаШем Элокейну ГаШем Эхад”». Бен Нанус сказал: «Я нашел стих, в котором содержится вся Тора: “ВеАгавта РеЭха Кимоха”». Бен Пази сказал: «Я нашел стих, в котором содержится вся Тора: “Принесите в жертву одного ягненка на рассвете, а другого на закате”». А рабби (Иегуда га-Наси), их учитель, встал и сказал: «Закон таков, как говорит Бен Пази». Евангельские христиане, как и часть евреев, видят в Храминой горе цель мессианистских ожиданий. Мессия спус- пмся по склону ГарЗайтим (Масличной горы) и подъедет на hi не к Вратам Милосердия (Зах. 9:9). Через эти ворота он iniltдет в Иерусалим, а перед ним будет идти Элиягу га-Нави, ||>убя в рог, чтобы возвестить о прибытии Мессии. Это рог шижен быть от пойманного в зарослях священного барана, •ниорого Авраам Авину принес в жертву вместо Исаака и из шкуры которого сделан также пояс Элиягу га-Нави. 11ссмотря на многочисленные притязания мусульман, ус- I пип пленным историческим фактом является то, что в 956 г. in н.э. Соломон построил на этом месте первый Бейт ГчМикдаш (1 Кн. Царств 6-7 и II Кн. Паралипоменон 3-4), а и Ч 6 г. до н.э, Эзра и Нехемия засвидетельствовали завершение постройки второго Бейт ГаМикдаш. Стены этого помещения длиной в 20 метров были обшиты кедровым деревом t вырезанными на нем пальмовыми ветками, цветами и херу- иимами, все было покрыто золотом. Ритуальные предметы находились в гехале: золотой жертвенник для курения благо- инний, один (или десять, как в Парал.) золотой стол для леи и паним и десять золотых менор. То, что осталось от пер- iHiro и второго Храмов, погребено под Иродовой насыпью, и, шгласно Иерусалимскому Талмуду (Шекалим 29:2), Иосия • прятал святыни в пещере под Храмом от вавилонян. То, чю Храмовая Гора по праву принадлежит евреям, под- тсрждается тем фактом, что царь Давид купил гумно у Л равны (Орнана) примерно в 1000 г. до н.э. за 50 шекелей (II ('им. 24) или 600 шекелей (Парал.) через некоторое время по- Iне того, как захватил крепость Сион и назвал ее городом Давидовым (II Сам. 5:6-9/ I Паралипоменон 11:4-7). В Торе указаны три из самых святых мест на земле обетованной, ко- шрые были куплены: Храмовая Гора в Иерусалиме, Гробница Патриархов в Хевроне и Гробница Иосифа в Хевроне. Гора Мориа, место Акеда, ассоциируется с Храмовой Горой, а события, относящиеся к сотворению мира, отождеств ляются с “Эвен Штийя”11, уподобляемым пупу Земли, соединяющему небеса, землю и преисподнюю (см. Йома 5:2; Бейт Гамидраш 5:63-70; КоГелет Раба 3:7). В Талмуде сказано, что из Эвен Штийя произошла не только вся вселенная, но и род человеческий берет свое начало в нем. Адам был сотворен из полного ковша земли, которую ГаШем взял из места алтаря (Йерушалми Назир 7:2). В Брейшит Раба 17:6 сказано: «Из места, где для него совершится искупление, был сотворен человек». Алтарем, который был частью первоначального плана сотворения мира, был тот самый алтарь, на котором совершал жертвоприношения Адам, а после него его сыновья - Каин и Авель и затем Ной и его сыновья (Песикта Рабата 43; Брейшит Раба 34:9). Когда Аврааму было повелено принести в жертву Исаака на одном из холмов земли Мориа, упомянутом во Второй кн. Паралипоменон 3:1 как холм, на котором Соломон построил Храм, ГаШем показал ему тот же самый алтарь. Эвен Штийя отождествлялся также с камнем, на котором спал Иаков и на котором ему снилась лестница, соединяющая небо и землю (Бытие 28:11-22). Проснувшись, Иаков назвал это место Бейт-Эль, и его стали называть Храмовая Гора, несмотря на то, что месторасположение Бейт-Эль, к северу от Иерусалима, ясно указано. Бейт- Эль, что означает «Дом Божий», и Храм, также Дом Божий, стали одним. Легенда гласит, что после того, как Иаков взял камень, на котором он спал, и установил его как стоячий камень (массеба), ГаШем топнул правой ногой по камню и вбил его в тегом (бездну), и отныне камень соединяет землю, небо и преисподнюю. Согласно другой легенде, вода, вытекающая из Эвен Штийя, обладает целебными свойствами. Рассказывают, что из Святая Святых вытекает ручей. Достигнув входа в дом Давидов, тонкий поначалу ручеек превращается в бурный поток (Иома 77Ь-78а). 1’абби Йоханан бен Заккай и рабби Акива посетили разва- И1Н1.1 на Храмовой Горе. Из Святая Святых выскочила ли- • ими, что вызвало у рабби Акивы смех, потому что это пока- ишось ему подтверждением пророчества. Утрата Бейт I чМыкдаш была столь велика, что рабби Иешуа сказал, что с момента разрушения Храма не было ни одного дня без про- к'1М1ия, не собиралась роса и фрукты перестали источать примат. Рабби Йосе добавил, что плоды утратили свою пол у (Сота 48а). Другой мудрец добавил, что со времени (хмрушения Храма врата молитв были запечатаны (Берахот i.'li). Хотя существующий раввинистический закон запрейте I евреям появляться на Храмовой Горе, если они перед и им не совершили омовение чистой водой, смешанной с петом красной телицы, Йевамот 6:2 предписывает, что чело- iu-к, поднимающийся на Гору, должен соблюдать приличия и иг иходить в священное место в дорожной одежде. Согласно преданию, на Храмовой Горе во времена Мес- | пи из-под Святая Святых прорвется ручей и потечет в реку I ифрат. По пути этот поток раскроет места зарытых сокро- иищ (Мишна Келим 88-91). Йехезкель описывает открывшийся ему в видении Храм (гл. 40—48), который будет от- I 1роен и в котором не будет и следа идолопоклонства. В мессианский век будет восстановлен Синедрион для обсуждений. Рамбам постановил, что изучение корбанот должно служить подходящей заменой корбанот, пока не будет отстроен ln iim ГаМикдаш. Так, получение заслуги от корбанот дости- I потея изучением трактатов Гнезда птиц, Зевагим, Менагот и г .д. Мы должны в деталях знать, как совершать корбанот, когда для этого наступит время. Важно также обладать знанием Миддот, касающегося размеров и архитектурных осо- |'с и постей Бейт ГаМикдаш. Рамбам перечисляет следующие условия, которые должны соблюдаться в мессианскую эру: иикаких войн; никаких лишений; овцы (евреи) не будут пре- I нсдоваться волками (другими народами); Бейт ГаМикдаш будет отстроен и будет востановлена служба левитов; будут в избытке благодеяния и всем будет доступны радости жизни; и единственной заботой для всего мира будет познание Бога. Таким образом, израильтяне будут обладать великой мудростью и знанием того, что сейчас от них скрыто, они достигнут понимания Творца всей силой своего разума, ибо сказано: «Земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:9). Что касается строительства Бейт ГаМикдаш, Рамбам пишет: «Придет Царь Мессия и возвратит царство Давида к его прежнему состоянию и независимости. Он отстроит Храм и соберет рассеянный по миру народ Израиля. В его эпоху будут восстановлены все древние законы - вновь будут совершаться жертвоприношения». Даже в диаспоре евреи должны почитать Храм, некогда украшавший священный город, - религиозный идеал, который всегда должен оставаться с Израилем. Вера в приход Мессии настолько важна, что является одним из 13 корней (иккарим) веры. Вера в Мессию и наступление мессианского века - один из 13 иккарим. Тот, кто не верит в пришествие Мессии, - кофер, и для него нет места в будущей жизни, поскольку он отрицает непогрешимость Моисея и пророков. Пришествие искупителя обещано в Бамидбар 24 и Деварим 30. Рамбам считает, что фраза «всадников (на) ослах» у Исайи 21:7 («И увидит он колесницы, запряженные парами коней, всадников (на) ослах (и) всадников (на) верблюдах; и вслушиваться будет чутко, очень чутко») указывает на Мессию, поскольку Захария предрекает пришествие Мессии в фразе «беден и восседает на осле и на осленке» (Зах. 9:9). Интересно, что Рамбам интерпретирует стих «овцы будут жить с волками» как то, что евреи (овцы) не будут преследоваться другими народами (волками), тогда как Абарванель утверждает, что в мессианскую эру волки не захотят есть овечье мясо, поскольку изменится животная природа. Аллегорический метод, используемый Рамбамом для интерпета- ции метафоры о волках и овцах, возможно, сходен с поэти- ■н еким изложением поражения Гога в эпоху Мессии, собы- Iни, описанного Иоилем (3:1-27). По-видимому, текст у Исайи 65:17, где даются обещания новых небес и новой зем- III, согласно «Путеводителю» (II, 29), а также Мишне Тора, Милахим, XI, 12 может истолковываться по-разному. На \ровне пшат это означает возвышенную и счастливую *нзнь будущего Израиля. Рамбам размышлял относительного того, что мессианский иск наступит в 6000 г. по еврейскому календарю, поскольку, ни герпретируя стих из Тегилим 90:4 («ибо тысяча лет в гла- шх Твоих, как день вчерашний, когда минул он, и как стража ночная»), можно относить его к каждому из шести дней творения в Берейшит. Рамбам предостерегал, что такой расчет нельзя производить в числовых сроках эсхатологического «першения, и в последующем Баал Шем Тов утверждал, что Мессия придет не раньше, чем родники (учения Торы) распространятся по всему свету. Согласно одной из хасидских притч. Мессия везде, где его ждут. Храмовая Гора по-прежнему почитаема и ожидает, когда i иершится ее мессианское предназначение, указанное в пророчестве Исайи (2:2-3): «И будет, в последствии дней утвер- III гея гора дома Господня как вершина (всех) гор, и возвы- < и гея над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: “Давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его”. Ибо из Цийона выйдет lopa и из Йерушалаима - слово Господне». Высокий пре * юл Всевышнего в стихе 6:1-6 Исайи может быть небесным престолом, расположенным прямо над престолом Всевышнего в земном Храме, то есть над Ковчегом Завета (Тангума Ипякгель 7). Рабби Шимон бар Иохай считает, что существует расстояние в 18 миль - числовое значение букв еврейских слов «и это» в стихе «и это Врата Небес» (Быт. 18:17). Когда мы произносим «Питху Ли Шаарей Цедек» - это ду- мшная метафора ворот в Шамаим (Небеса). В «Путеводителе растерянных» и «Оргот Цаддиким» говорится, что у семи небес есть семь ворот и в разных комнатах малахим (ангелы) читают лекции на различные темы. Ворота, ведущие к этим комнатам, где душа может найти успокоение и радость, охраняются стражниками (архонтами), которые пропускают внутрь только тех, кто знает пароль. И у небесного, и у земного Храма много ворот. В мессианский век волей Всевышнего небесный Бейт ГаМикдаш будет перенесен на Храмовую Г ору. Взгляды Рамбама на воскрешение были предметом многочисленных обсуждений, в частности Самуилом бен Али из Багдада. Имела место оживленная переписка между Меиром бен Тодрос га-Леви из Толедо, противником Маймонида, и последователями Лунеля относительно маймонидовской концепции воскрешения и загробной жизни. Рамбам говорит, что твердо верит в воскрешение как чудо, возможность которого предоставляется при допущении темпорального Творения. Так, если ГаШем сотворил небеса и землю - гигантские горы, океаны, звезды, Солнце и Луну и т.д., Он, несомненно, может осуществить воскрешение. Величайшее чудо - это йеш ми-айн1 , поэтому чудо воскрешения вполне возможно. Эти чудеса доказывают силу и власть Всевышнего над природой13. ь Творение из ничего. ь Сегодня, учитывая прогресс в области клонирования, в исследовании стволовых клеток и лечении бесплодия, контроль над природой в отношении деторождаемости делает потенциально возможным чудо воскрешения. Овец уже клонировали. В будущем можно будет получить консультацию у генетика и воспроизводить потомство в лаборатории. Это не научная фантастика. Можно будет выкопать ноготь великого мудреца и клонировать его. По поводу последствий, связанных с клонированием людей, возникают вопросы этического характера. Следует ли поощрять или разрешать эту «технологию воскрешения», находящуюся пока еще в начальной стадии развития, ведь пока эта технология совершенству- Рамбам упоминает стих 12:2 Даниила, где сказано: «И пробудятся многие из спящих во прахе земном: одни - для in чиой жизни, а другие - на поругание и вечный позор», а * нкже видение высохших костей, открывшееся Иехезкелю. /(инее у Даниила (12:13): «Ты же иди к концу и упокойся, и m пшешь по жребию своему в конце дней». Рамбам мог так- +1- привести аргументы в пользу воскрешения, цитируя раз- шчпые стихи из Танаха. Так, в последних двух стихах книги пророка Малахии, где говорится о том, что Бог перед вели- н1м и страшным днем посылает на землю ЭлияГу га-Нави, 1'нмбам видит скрытый намек на воскрешение. Возвращение >»тяГу - полное доказательство того, что воскрешение зави- ■ и I от Мессии, поскольку Элиягу ?а-Нави появится первым и подготовит пришествие искупителя. Главное чудо соверши! Сам Бог, и это будет вознаграждением для праведных. 1‘имС>ам проводит различие между мессианским состоянием и она» га-ба. Согласно Рамбаму, все воскрешенные умрут после долгой и посвященной служению Всевышнему жизни. Души праведных перейдут в грядущий мир, где, после дос- шжения духовного совершенства, они будут пребывать вечно. Гам они станут душами бытийствующими, и их блаженством будет интеллектуальное/вечное общение со Все- мышпим. Это вознаграждение подтверждает философское шречение «г^ихг) xov av0Qa)Tto<; aGavdxcjc;» («душа че- юиска бессмертна»). Рамбам ссылается на традиционное тчмудистское представление, согласно которому правед- < н и, может воспроизводиться потомство с генетическими нарушениями. Возникают и более забавные вопросы, например, может hi клон быть включен в миньян? В своей опубликованной работе |щ||би Ицхак Брейтовиц предупреждает, что клонирование - это не мкшая модель прошлых традиций, касающихся големов, о которых упоминали раввины в Талмуде и рабби Махараль, потому что к ион - жизнеспособное человеческое существо, тогда как голем - искусственный антропоид. В результате этих «технологий воскрешения» особую остроту приобретает проблема личности. ники восседают с венцами на голове и наслаждаются сиянием Шехины. Это вечное блаженство пропорционально Хохма, Бина, Даат, достигаемым в земном мире. Поэтому венцы на головах праведных символизируют интеллектуальное совершенство. Этот акцент на интеллектуальном аспекте восстановленной воскрешенной жизни резко контрастирует со взглядами тех, кто, как считает Рамбам, выбирает из текста Талмуда места с материалистическим содержанием, например когда праведные в Ган Эдене участвуют в пышном пиршестве. Согласно Рамбаму, пиршество, о котором говорится в Мидраше, следует понимать метафорически, как праздник души, или разума. Мусульмане наслаждения Рая видят в наслаждении непорочными девственницами. Рамбам утверждает, что в Ган Эдене не едят, не пьют и вообще не совершают каких-либо физических действий (ташмиш гаМита). Вознаграждение пропорционально интеллектуальным достижениям. Рамбам отвергал материалистическое представление о Ган Эдене и высмеивал тех, кто спрашивал: «Будут воскресшие из мертвых нагими или одетыми? Со всеми украшениями и богатым шитьем или в рубище? Уравняет ли Мессия богатых и бедных?» Рамбам не допускает промежуточных ступеней в очищении души, стремящейся к совершенству. Он защищает мудрых от тех, кто считает, что недостойной душе приходит абсолютный и быстрый конец, когда человек умирает. Однако хотя Рамбам принимает рационалистическую точку зрения, он - каббалист, имеющий собственное мнение. Он отвергает каббалистическое представление о цикличности миров, согласно которому каждый из них длится 7000 лет, последовательно создаваясь и уничтожаясь. Эта эсхатологическая схема относится к цитированному Рамбамом стиху «тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний», поскольку если каждый день творения длится 1000 лет, то по еврейскому календарю мессианский век наступит в 6000 г. В «Путеводителе» (II, гл. 29) Рамбам иг согласен с точкой зрения на то, что мир будет уничтожен и 7000 г. Как и Саадия Гаон, Рамбам полагал, что чудо воскрешения произойдет после пришествия Мессии и станет первым пгциким актом искупления. Некоторые каббалисты соотно- i mi процесс воскрешения с процессом гилгулим 4. Рабби Саа- IIIя Гаон отвергает каббалистическое понятие гилгулим. Од- инко для каббалистов Пинхас бен Элеазар - гилгул Элиягу Гп Нави, поскольку оба они жаждут Всевышнего, то есть lit и я Гу убил пророков Баала на горе Кармел, а Пинхас \ мертвил Козби и Зимри за зенут15. Моше Раббейну - гилгул Диел я. Мордехай - гилгул Иакова, потому что Мордехай не < ншшился перед нечестивым Аманом, а Иаков не склонился перед нечестивым Исавом. Мордехай не склонился, потому •но на шее Амана висела фигурка идола. Теория гилгулим ин ициируется также со многими из самих каббалистов. Например, рабби Хаим Витал прослеживает различные реин- инрнации искры своей души (см. Сефер Га-Гезьянот), а Рам- MIH1. считается гилгул рабби Акивы, поскольку Рамхаль до- 'Hii.il до сорока лет, а рабби Акива выучил 22 отиот в сорока- ||’тем возрасте. Как правило, каббалисты утверждают, что им ведомы nilliibi эсхатологических пророчеств, Бейт ГаМикдаш, и эзо- и-рические предметы, такие, как Маасе Меркава и Маасе Бе- /н-тит, тайна тетраграмматона и т.д. Эти тайны будут от- !■ pi.n ы в мессианский век. Тема Меркавы, освещаемая в М. Чш ига 2:1, далее встречается в соответствующем разделе 1«»еефты (Т. Хагига 2:1-7) и в гемаре к Мишне в Иерусалим- • кпм Талмуде (Хагига 77a-d) и в Вавилонском Талмуде (Ханна 1 lb—16а). В этих текстах указывается на опасность дан- noli эзотерической темы, так как, согласно М. Хагига, 2:1. Мсркаву нельзя подробно комментировать, за исключением


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.