Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Его Божественная Милость 11 страница



Бхоги и карми трудятся, не покладая рук и эксплуатируют материальную природу. К их числу относятся, например, ученые, исследования которых направлены на то, чтобы усилить эту эксплуатацию. Они, в сущности, те же воры. С другой стороны, тйаги, не умеющие воровать, исповедуют философию “кислого винограда”. “Все эти вещи бесполезны и никому не нужны”, - говорят они. Разумеется, большинство людей - это бхоги, пытающиеся все использовать для чувственного наслаждения. Однако существует и такие, которые разочаровавшись в чувственных наслаждениях, говорят: “Нет, нет, это не для нас”.

Возвращаяясь к нашему примеру, необходимо сказать, что в данной ситуации правильно поступит только тот, кто, найдя стодолларовую купюру, рассудит так: “Кто-то потерял эти деньги. Найду-ка я их владельца”. Вернув деньги хозяину, человек тем самым совершит настоящее служение. Тот, кто возьмет деньги себе, и тот, кто не тронет их, никому не принесет пользы. От всех этих бхоги и тйаги нет никакого толку. Однако бхакта, преданный, знает, что все принадлежит Кришне, и потому должно быть предложено Ему. Вот что такое истинное служение.

Все принадлежит Кришне. Что такое тело?

Это - сочетание материальных элементво: земли, воды, огня, воздуха, эфира и более тонких элементов психики - ума, разума и ложного эго. “Все эти восемь элементов суть Мои отделенные энергии”, - утверждает Кришна. Как же можем мы считать их своими? Я заявляю, что это - мое тело, но я не знаю даже, как оно действует. Жилец, платя за квартиру, живет в ней и пользуется имеющимися там удобствами, хотя при этом он может и не знать, как работает отопление и водопровод. Так и мы, не зная толком, как действует тело, пользуемся им, хотя на самом деле оно принадлежит не нам, а Кришне. Это очевидно. Тело же состоит из чувств и ума, следовательно, чувства и ум также принадлежат Кришне.

Я - духовная душа, но мне дали возможность пользоваться определенным типом материального тела. Я хотел получить тело, и Кришна по Своей милости дал мне его. Йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам. Если человек хочет, чтобы у него было тело царя, Кришна даст ему такое тело: выполнив определенные предписания, человек получит тело царя. Если же вы хотите получить тело свиньи и питаться экскрементами, Кришна даст вам и такой тип тела. Однако сейчас, находясь в человеческой форме жизни, вы должны понять: “Раз все принадлежит Кришне, зачем же тогда, я выбиваясь из сил, пытаюсь доставить удовлетворение телу, которое только считаю своим? Не лучше ли будет, имея это тело, служить Кришне?” Так рассудит разумный человек, и такой образ мыслей называют бхакти.

Хришикена хришикеша-севанам бхакти учйате:

бхакти - это использование хришика, чувств, в служении Хришикеше, Кришне, хозяину чувств (твайа хришикешена хриди стхитасйа йатха кароми). Забыв о том, что на самом деле все принадлежит Кришне, и обуреваемый желаниями чувственных наслаждений, я получил это тело, которое дает мне возможность удовлетворять свои чувства. Однако без Кришны чувства лишаются всякой ценности, следовательно чувства принадлежат Кришне. А раз у меня есть чувства, то почему бы мне не использовать их для удовлетворения Кришны? Вот что такое бхакти.

Естественное процветание

 

име джана-падах свриддхах  супакваушадхи-вирудхах

ванадри-надй-уданванто хй эдханте тава викшитаих

 

Все эти города и деревни процветают, потому что злаки и травы растут в изобилии, деревья усыпаны плодами, реки полноводны, горы изобилуют минералами, а океан полон богатств. И все это благодаря тому, что их коснулся Твой взгляд.

Шримад-Бхагаватам, 1.8.40

 

КОММЕНТАРИЙ: Благополучие людей зависит от даров природы, а не от гигантских промышленных предприятий. Индустриальные гиганты - порождение безбожной цивилизации. Они уничтожают в людях стремление к возвышенным целям. Чем больше мы будем развивать промышленность, приносящую одни беспокойства и выкачивающую из человека жизненную энергию, тем беспокойнее и неудовлетвореннее станут люди, и лишь немногие смогут жить в роскоши за счет эксплуатации других. Дары природы - зерно, овощи, фрукты, а также реки, горы, изобилующие минералами и драгоценными камнями, и моря, полные жемчуга - создаются по велению Всевышнего, и по Его желанию материальная природа либо создает их в изобилии, либо не создает вовсе. По закону природы человек может пользоваться божественными дарами природы и процветать, не попадая при этом в ловушку желания эксплуатировать материальную природу. Чем больше мы эксплуатируем природу, потворствуя своим прихотям и желанию наслаждаться, тем больше запутываемся в последствиях такой деятельности. Если у нас вдоволь зерна, фруктов, овощей и трав, зачем строить бойни и убивать несчастных животных? Человеку нет нужды убивать животных, если он имеет достаточно зерна и овощей. Разливы рек удобряют поля, которые в избытке обеспечивают нас всем необходимым. В горах зарождаются минералы, а в океане - драгоценные камни. Если у людей достаточно зерна, минералов, драгоценных камней, воды, молока и т.д., им не нужны ужасные промышленные предприятия, существующие за счет тяжелого труда несчастных собратьев? Но все дары природы приходят к нам по милости Господа. Поэтому, все, что нам нужно, - повиноваться законам Господа и с помощью преданного служения достичь совершенства человеческой жизни. Именно об этом говорит Кунтидеви. Она хочет, чтобы Господь явил им Свою милость, и их царство по-прежнему процветало.

Кунтидеви рассказывает о том, что в их царстве злаки растут в изобилии, деревья усыпаны плодами, реки полноводны, горы изобилуют минералами, а океаны полны богатств; она не говорит, что там процветают промышленные предприятия и скотобойни, поскольку последние совершенно бесполезны, и люди устроили их, только чтобы создать проблемы.

Пользуясь тем, что существует в творении Бога, мы ни в чем не будем испытывать недостатка и испытаем ананду, блаженство. В творении Божьем достаточно зерна и трав, и если мы будем питаться злаками и плодами, животные, например, коровы, будут есть траву. Быки помогут нам вырастить пшеницу, а сами смогут довольствоваться малым, питаясь лишь тем, что останется после людей. Если мы, съев фрукты, оставим кожуру, она пойдет на корм скоту. Таким образом возникнет союз сотрудничающих между собой деревьев, животных, людей и всех живых существ с Кришной в центре. Так устроена ведическая цивилизация, цивилизация сознания Кришны.

“Своим благоденствием мы обязаны тому, что нас коснулся Твой взгляд”, - говорит Кунтидеви Господу. Когда мы находимся в храме Кришны и Кришна смотрит на нас, все вокруг преображается. Когда искренние души стремятся стать преданными Кришны, Кришна по Своей мислоти предстает перед ними во всем блеске Своих достояний, и, бросая на них Своей взгляд, делает их счастливыми и прекрасными.

Анологичныи образом, все материальное творение обязано своим существованием взгляду Кришны (са аикшата). В Ведах сказано, что бросая взгляд на материю, Он приводит ее в движение. Когда женщина соединяется с мужчиной, ее организм приходит в движение и в нем происходят изменения, приводящие затем к беременности и рождению ребенка. Те же процессы происходят и в творении. Когда Кришна касается взглядом материи, она приходит в движение, беременеет и дает жизнь живым существам. Благодаря одному Его взгляду на свет появляются растения, деревья, животные и другие живые существа. Как же это происходит? Никто из нас не скажет: “Стоит мне взглянуть на свою жену, как она тут же становится беременной”. Однако, хотя для нас это невозможно, подобное вполне по силам Кришне. В “Брахма-самхите” (5.32) сказано: аyгани йасйа сакалендрийа-вриттиманти - каждая часть тела Кришны может выполнять функции других частей Его тела. С помощью своих глаз мы можем только видеть, а Кришна одним Своим взглядом способен оплодотворить все, что угодно. Ему не нужно вступать в половые отнашения, ведь Кришна оплодотворяет глазами.

В “Бхагавад-гите” (9.10) Господь Кришна говорит:

майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам - “Под Моим надзором материальная природа дает жизнь всем движущимся и неподвижным живым существам”. Акша значит “глаза”, а акшена указывает на то, что своим рождением все живые существа обязаны взгляду Господа. Есть два вида живых существ - движущиеся, как например насекомые, животные, люди и неподвижные деревья и растения. На санскрите оба вида живых существ называют стхавара-джаyгама, и все они являются порождением материальной природы.

Разумеется, материальная пророда не может породить жизнь, она производит только тело. Подобно тому, как мать дает тело своему ребенку, материальная пророда наделяет определенными типами тел различные живые существа. В течение десяти месяцев тело ребенка формируется из крови и питательных веществ материнского тела, однако ребенок - это не материя, а живое существо. Именно живое существо входит во чрево матери, и мать дает все компоненты, необходимые для формирования тела этого живого существа. Так устроено природой. При этом мать может и не знать, каким образом ее тело создает другое тело, но когда тело сформировано полностью, ребенок выходит на свет.

Нельзя сказать, что живое существо рождается. На джайате прийате ва - утверждает “Бхагавад-гита” (2.20). Живое существо не рождается и не умирает. Для нерожденного не существует смерти, умирает только сотворенное, несотворенное же не тленно. На джайате прийате ва кадачит - говорит “Гита”. Кадачит значит “никогда”. На самом деле живое существо никогда не рождается. Ребенок, в сущности, не рождается, даже если мы наблюдаем процесс его рождения. Нитйах шашвато 'йам пуранах. Живое существо вечно (шашвата), оно существует всегда и ему много, очень многолет. (пурана). На ханйате ханйамане шарире: не следует думать, что с разрушением тела приходит конец и живому существу, нет, оно продолжает существовать.

Как-то раз один мой приятель, ученый, спросил меня: “Что является доказательством вечности?” На ханйате ханйамане шарире - говорит Кришна. Когда погибает тело, душа продолжает жить. Данное утверждение само по себе уже доказательство. Такой вид доказательств называют шрути, доказательство, получаемое на основе того, что услышано от Всевышнего через цепь ученической преемственности. Одним из видов доказательств является, к примеру, логическое доказательство (нйайа-прастхана). Можно познавать мир, опираясь на логику, систему аргументов и философские изыскания. Другим видом доказательств является шрути, доказательства, услышанные от авторитетов, и, наконец, третий тип доказательств - смрити, или доказательства, выведенные из шрути. “Бхагавад-гита” и Пураны относятся к категории смрити, Упанишады - к категории шрути, а “Веданта” является нйайей. Из трех видов доказательств особенно важныи является шрути-прастхане, или свидетельство шрути.

Пратйакша, то есть знание, полученное в процессе непосредственного восприятия, лишено всякой ценности, поскольку наши чувства несовершенны. Например, каждый день мы видим солнце, и оно представляется нам небольшим диском, сантиметров тридцати в диаметре, тогда как на самом деле Солнце в сотни раз больше Земли. Чего же тогда стоят наши глаза? У нас так много органов чувств, с помощью которых мы получаем знания: глаза, уши, нос и т.д., однако поскольку все они несовершенны, то несовершенно и полученное с их помощью знание. Поскольку ученые, познавая мир, опираются на свои несовершенные органы чувств, их выводы всегда несовершенны. Сварупа Дамодара, наш ученик из числа ученых, спросил своего коллегу, утверждавшего, что жизнь происходит из материи: “Если я дам вам все химические вещества, необходимые для создания жизни, сможете ли вы создать ее?” “Не знаю”, - ответил ученый. Вот что такое несовершенное знание. Если вы не знаете, значит ваши знания несовершенны. Зачем же тогда вы беретесь учить? Ведь это мошенничество. Мы считаем же: для того, чтобы достичь совершенства, необходимо учиться у того, кто сам совершенен.

Кришна совершенен, поэтому мы учимся у Него. На ханйате ханйамане шарире, - говорит Кришна: “После смерти тела душа продолжает существовать”. Следовательно, представление о том, что душа вечна, является совершенным.

Име джана-падах супаккаусадхи-вирудхах, - говорит Кунтидеви. - “Злаки растут в изобилии, деревья усыпаны плодами, реки полноводны, горы изобилуют минералами, а океан полон богатств”. Что же еще нужно человеку? В былые времена люди украшали свое тело жемчугом, который давали устрицы, драгоценными камнями, шелком, золотом и серебром. Но где все это сейчас? В наши дни, дни расцвета цивилизации, вокруг так много красивых девушек, у которых нет украшений из золота, жемчуга и бриллиантов, и им приходится довольствоваться пластмассовыми бласлетами. Какой же тогда прок от промышленности и скотобойне?

Бога устроил мир так, что у нас может быть вволю всего: злаков, молока, фруктов, овощей, и чистой речной воды. Однако, путешествуя по Европе, я обнаружил, что все реки находятся там в ужасном состоянии. Я видел такие реки в Германии, Франции, Америке и России. Природа сделала воду в океане кристально чистой; та же самая вода, но уже без соли, течет по руслам рек, и все могут пользоваться ею. Так устроила природа, а это значит, что так устроил Кришна. Зачем же тогда понадобились огромные гидротехнические сооружения для подачи воды?

Природа уже обеспечила нас всем необходимым. Если мы жаждем богатства, то можем обогатиться, собирая жемчуг; для этого не нужно строить огромные предприятия и производить там автомобили. Создавая фабрики и заводы, мы только навлекаем на себя неприятности. А ведь все, что нам нужно, это положиться на Кришну и на милость Кришны, который одним Своим взглядом (тава викшитаих) приводит все в надлежащий порядок. Поэтому если мы прося Кришну, не отводить от нас Своего взгляда, мы ни в чем и никогда не будем нуждаться. У нас будет все необходимое. Вот почему в основе движения сознания Кришны лежит идея зависимости человека от даров природы и милости Кришны.

Сейчас много говорят о росте населения и необходимости его сдерживания различными искусственными способами. Зачем? У птиц и пчел тоже растет численность населения, тоже увеличивается, и у них нет противозачаточных средств, однако они не страдают от недостатка пищи. Где вы видели, чтобы птицы или звери умирали с голоду? Такое случается только в городе, да и то нечасто. Отправившись в джунгли, вы увидите, что слоны, львы, тигры и другие животные, обитающие там, довольно упитанные и очень сильные. Кто же дает им корм? Одни из них вегетарианцы, другие нет, однако пищи хватает всем .

Безусловно, природа устроила так, что тигр, кторый не является вегетарианцем, далеко не каждый день имеет возможность добыть себе пищу. Да и кто станет искать встречи с тигром, чтобы отправиться к нему в пасть? Кто будет объяснять тигру: “Я - филантроп, сударь и потому пришел, чтобы накормить вас. Вы можете съесть мое тело”. Да никто. Вот почему тигру так нелегко добыть пищу. А когда тигр выходит на охоту, за ним обязательно следует одно животное, которое, издавая звук “фью, фью”, предупреждает остальных о том, что тигр пошел охотиться. Итак, по воле природы тигру приходится довольно нелегко, но Кришна и его не оставляет без пищи. Поголодав с неделю, тигр получает наконец возможность поймать кого-нибудь. Будучи не в состоянии доставать свежую пищу каждый день, тигр прячет свою добычу где-нибудь в кустах, и ест ее частями. Поскольку тигр необыкновенно силен и могуществен, люди стремятся стать похожими на тигра или льва, однако это не самофе лучшее устремление. Если вы и в самом деле станете тигром, то будете кушать далеко не каждый день и вам придется добывать себе пропитание с великим трудом. А став вегетарианцем, вы сможете питаться ежедневно, поскольку вегетарианец найдет себе пищу всюду.

Сейчас в каждом городе есть скотобойни, но обеспечивают ли они людей достаточным количеством пищи, чтобы можно было прожить, питаясь исключительно мясом? Нет. Ведь даже мясоедам вместе со своим куском мяса приходится есть злаки, фрукты и овощи. И из-за этого куска мяса они убивают столько несчастных животных! Какой же это грех! Разве могут люди быть счастливы, когда они так грешат? Убийство недопустимо и убивая, люди становятся несчастными. Однако если мы научимся сознавать Кришну и будем во всем зависеть от Его взгляда (тава викшитаих), Кришна даст нам все необходимое, и у нас ни в чем не будет недостатка.

В одних странах люди живут в нужде, тогда как в других получают такое количество злаков и плодов, которое не в состоянии съесть. Все зависит от того, куда упадет взгляд Кришны. Если Кришна захочет, Он сможет произвести огромное количество зерна, фруктов и овощей, однако если Он пожелает лишить нас всего этого, что толку будет тогда от мяса? Вы можете съесть меня, а я вас, но проблема так и останется нерешенною.

Для того чтобы наступил истинный мир и покой, для того чтобы у нас было вволю молока, воды и всего, что необходимо для жизни, мы должны поставить себя в зависимость от Кришны. Этому учит нас Бхактивинода Тхакур, говоря: мараби ракхаби - йо иччха тохара - “О Господь, я предаюсь Тебе и во всем полагаюсь на Тебя. Если захочешь, ты можешь убить меня, или взять под Свою защиту”. И Кришна отвечает: “Хорошо. Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа - ты должен только предаться Мне полностью, без остатка”. Он не говорит: “Ты можешь надеяться на Меня, а так же на свои бойни и фабрики”. Нет. “Положись только на Меня”, - треует Он. Ахам твам сарва-папебхйо макшайишйами: “Я освобожу тебя от всех последствий твоих греховных поступков”.

Живя так много лет без сознания Кришны, мы мног грешили, однако, Кришна заверяет нас, что стоит предаться Ему, как Он оплатит все наши счета, положит конец нашей греховной деятельности, и мы сможем начать новую жизнь. Поэтому принимая учеников, мы говорим им: “Ваш счет оплачен. Не грешите больше”.

Не следует думать, что поскольку святое имя Кришны освобождает нас от греховных реакций, то мы можем грешить и повторять мантру, чтобы нейтрализовать свои грехи. Это - величайшее оскорбление (намно балад йасйа хи папа-буддхих). Некоторые религии допукают, чтобы люди приходили в церковь, исповедовались в своих грехах, а выходя из церкви, грешили снова. Но что стоит такая исповедь? Можно покаяться: “Господи! По своему неведению я совершил этот грех”, - однако нельзя заранее рассчитывать: “Я нагрешу, затем пойду в церковь, а после того как мне отпустят грехи, начну новую главу своей греховной жизни”. Точно так же нельзя осознанно пользоваться теми преимуществами, которые дает Харе Кришна мантра, освобождающая от греховных реакций, и грешить снова. Нужно быть чрезвычайно осторожными. Прежде чем получить посвящение, ученик обещает не заниматься недозволенным сексом, не принимать одурманивающие вещества, не играть в азартные игры, не есть мяса - и он должен неукоснительно выполнять эту клятву. Только так он сохранит свою чистоту. Оставаясь чистым и занимаясь преданным служением, человек достигнет цели жизни и получит все, что пожелает.

Беспримесная преданность

 

твайи ме 'нанйа-вишайа матир мадху-пате 'сакрит

ратим удвахатад аддха гаyгеваугхам уданвати

 

О Господь Мадху, как Ганга вечно течет к морю, не зная препятствий, так и я хочу постоянно стремиться к Тебе, не отвлекаясь ни на кого другого.

Шримад-Бхагаватам, 1.8.42

 

КОММЕНТАРИЙ: Совершенство чистого преданного служения достигается тогда, когда преданный сосредотачивает все внимание на трансцендентном любовном служении Господу. Разрубить узел других привязанностей не означает полностью отказаться от таких тонких чувств, как любовь к кому-то. Это невозможно. Живое существо, кем бы оно ни было, должно любить - это признак жизни. Такие признаки жизни, как желание, гнев, стремления, влечение и прочее, нельзя уничтожить. Необходимо только изменить объект их приложениия. От желаний невозможно избавиться, но в преданном служении желание удовлетворять чувства меняется на желание служить Господу. Так называемая привязанность к семье, обществу, стране и т.д. состоит из разных аспектов удовлетворения чувств. Направляя это желание на удовлетворение Господа, мы занимаемся преданным служением.

Из “Бхагавад-гиты” мы узнаем, что Арджуна, потворствуя своим желаниям, не хотел сражаться со своими братьями и родственниками. Но услышав “Шримад Бхагавад-гиту” - послание Господа, он изменил свое решение и стал служить Ему. Поступив таким образом, он стал знаменитым преданным Господа, так как все писания провозглашают, что Арджуна достиг духовного совершенства, преданно служа Господу в качестве Его друга. Все осталось, на своих местах: сражение, дружба, Арджуна и Кришна, но благодаря преданному служению Арджуна стал другим человеком. Пожтому и в молитвах Кунти тоже говорится о решительной перемене в характере деятельности. Шримати Кунти хотела служить Господу, не отвлекаясь ни на что другое, и молила Его об этом. Такая беспримесная преданность является высшей целью жизни. Наше внимание обычно направлено на служение тому, что не связано с Господом или не входит в Его планы. Когда планы человека направлены на служение Господу, то есть, когда чувства очищены служением Господу, он занимается чистым, беспримесным преданным служением. Шримати Кунтидеви хотела достичь этого совершенства и молила об этом Господа.

Ее привязанность к Пандавам и Вришни не выходила за границы преданного служения, поскольку служить Господу и служить преданным - одно и то же. Иногда служение преданному даже выше служения Господу. Но привязанность Кунтидеви к Пандавам и Вришни, о которой говорится здесь, была вызвана их родственными отношениями. Привязанности, определяемые материальными родственными отношениями, - это майа, потому что телесные и умственные связи возникают под влиянием внешней энергии. Истинное родство - это родство душ, основанное на родстве с Верховной Душой. Когда Кунтидеви просила разрубить узы семейного родства, она имела в виду родство тел. Такое родство - причина материального рабства, тогда как духовные привязанности ведут к освобождению. Родство душ может быть установлено через родство со Сверхдушой. Смотреть в темноте - еще не значит видеть. Но смотреть при свете солнца, значит видеть и солнце, и все то, что оставалось невидимым в темноте. Таков путь преданного служения.

В предыдушем стихе “Шримад-Бхагаватам” царица Кунти просила Господа избавить ее от привязанности к родственникам - Пандавам и Вришни. Однако отказ от привязанности к материальному это еще далеко не все. Брахма сатйам джаган митхйа - говорят философы-майавади. “Этот мир иллюзорен, истина же заключена в Брахмане (духе)”. Соглашаясь с их утверждением, мы наполняем его качественно новым содержанием. Будучи живыми сущствами, мы стремимся к наслаждению. А наслаждение немыслимо без разнообразия. Мы не можем наслаждаться тем, что лишено разнообразия. Зачем Бог создал такое множество цветов и форм? Чтобы в разнообразии черпать наслаждение, поскольку разнообразие - это мать наслаждения.

Философы-майавади, имперсоналисты, отрицают существование такого разнообразия, но чего достигают они в результате? Не занимаясь преданным служением, они взваливают на свои плечи тяжелый груз аскез и покаяний, добиваясь при этом лишь временного результата. О таких людях “Шримад-Бхагаватам” (10.2.32) говорит следующее:

йе 'нйе 'равиндакша вимукта-манинас

твайй аста-бхавад авишуддха-буддхайах

арухйа криччхрена парам падам татах

патантй адхо 'надрита-йушмад-аyгхрайах

“О лотосоокий Господь, Тот, кто в этой жизни не занимается преданным служением Тебе, однако считает себя освобожденным, обладает нечистым разумом. Даже проходя через суровые аскезы и поднимаясь на духовный уровень, уровень осознания Брахмана, такие люди падают снова, потому что они не поклоняются Твоим лотосным стопам”.

Человеческая форма жизни дается нам, для того, чтобы мы восстановить свои взаимоотношения с Богом и действовать в соответствии с ними. Даже в миру, когда деловые люди хотят заключить сделку, то прежде чем приступить к деловым переговорам, они устанавливают между собой некие взаимоотношения. Прежде чем начать совместную жизнь, муж и жена скрепляют свои взаимоотношения законным браком. Так и человеческая жизнь дается нам для того, чтобы восстановить свои взаимоотношения с Богом. В материальном мире эти взаимоотношения преданы забвению. В нем нет сознания Кришны, ведь как только оно появляется здесь и становится основой наших действий, этот мир из материального превращается в духовный.

Будучи женщиной, Кунтидеви была связана узами родства с двумя семьями. Испытывая к ним привязанность, она просила Кришну разорвать эти узы и освободить ее. Что же ей нужно было делать, получив свободу? Вот в чем вопрос. Вы можете работать в каком-то месте, а если вам не понравится там, уволиться оттуда. В увольнении, как таковом, нет ничего плохого, однако если, уволившись, вы останетесь без работы и лишитесь поля деятельности, много ли пользы будет от такого увольнения?

Разочарованные и запутавшиеся в жизни люди отвергают материальный мир. Они знают, чего не хотят, но не знают, что им нужно. “того я не хочу”, - беспрестанно твердят они. А чего же они хотят? Они и сами не знают.

Кунтидеви объясняет нам, на что необходимо направить свои желания. “Я хочу отказаться от родственных связей и укрепить связи с Тобой”, - говорит она. Иными словами, она желает только одной привязанности - привязанности к Кришне. Вот в чем заключается совершенство, к которому необходимо стремиться всем.

Слово ананйа-вишайа значит ананйа-бхакти, непрерывное преданное служение. Мы должны все время, круглые сутки быть преданы Кришне . Только тогда нам удастся достичь совершенства отречения. Считая, что привязанность к Кришне и привязанность к материи могут существовать одновременно, вы заблуждаетесь. Поливая дрова водой, не разжечь костра. Тот, кто пытается сделать это, никогда не увидит огня.

Санньяси-майавади тоже отрекаются от мирской жизни (брахма сатйам джаган митхйа). Значение проповеди отречения трудно переоценить, но вместе с отречением в нас должна теплиться и привязанность к чему-то, в противном случае нашего отречения надолго не хватит. Мы встречаем немало санньяси-майавади, провозглашающих: брахма сатйам джаган митхйа, однако приняв санньясу, они возвращаются в материальный мир, открывают больницы и занимаются филантропией. Почему? Если они ушли из этого мира, считая его митхйа, иллюзорным, почему они возвращаются сюда и ищут себя в полтике, философии, социологии? В сущности, это закономерно, ведь мы - активные по своей природе живые существа. И все наши попытки жить в бездействии обречены на провал, какими бы опустошенными и разочарованными мы не были. Нам необходимо действовать.

Высшей (духовной) формой деятельности, деятельностью Брахмана, является преданное служение. Но майавади, к сожалению, не знают об этом. Духовный мир представляется им пустынным. Однако в духовном мире царит такое же разнообразие, как и в материальном. Там тоже есть дома, деревья, дороги, колесницы - там есть все, кроме материального дурмана. Как сказанов “Брахма-самхите” (5.29):

чинтамани-пракара-садмасу калпа-врикша-

лакшавритешу сурабхир абхипалайантам

лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

“Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, первому из прародителей, который оказывает покровительство коровам, исполняет все желания и пребывает в обители, усыпанной самоцветами и окруженной деревьями желаний, где Ему с величайшим почтением вечно служат сотни тысяч богинь процветания, или гопи”.

В духовном мире растут деревья калпа-врикша, приносящие, по нашему желанию, любые плоды. В материальном мире вы никогда не получите виноград с мангового дерева, а плоды манго - с виноградной лозы. Однако в духовном мире одно и то же дерево даст вам и плоды манго, и виноград, - стоит лишь пожелать этого. Такие деревья называются деревьями желаний, и они - лишь малая часть того, что существует в духовном мире.

В материальном мире нам необхдим свет солнца и луны, однако в духовном мире, где все и вся озарено сиянием, не нужен ни солнечный, ни лунный свет. Во время кришна-лил Кришна воровал масло, и соседи жаловались на Него матери Йашоде. На самом деле, они конечно же, не жаловались на Кришну, а были в восторге от Его красоты и веселого нрава. Они говорили матери Йашоде: “Твой сын приходит к нам в дом и ворует наше масло. Нам не удается спрятать масло даже в темноте чуланов, Он все равно находит его. Будет лучше, если Ты снимешь с Него все украшения, сияние которых, как нам кажется, помогает Ему отыскать горшки с маслом”. “Хорошо, я сниму с Него все драгоценности”, - отвечала им мать Йашода. “Нет, нет, - возражали они. - Это бесполезно, ведь от Него Самого исходит такое необычное сияние, что Он сумеет найти масло, даже лишившись Своих украшений”. Итак, трансцендентное тело само излучает свет.

Сияние трансцендентного тела Кришны является источником света. В какой бы форме не существовал видимый нами свет, его источник - сияние Кришны. Как сказано в “Брахма-самхите” (5.40):

йасйа прабха прабхавато джагаданда-коти-

котишв ашуша-васудхади-вибхути-бхиннам

тад брахма нишкалам анантам ашеша-бхутам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

“В миллионах и миллионах вселенных существует бесконечное множество планет, каждая из которых индивидуальна по своей природе. Все они окружены духовным сиянием, - брахмаджйоти. Брахмаджйоти - это сияние тела Верховной Личности Бога, которому я поклоняюсь”.

Из сияния тела Кришны возникают миллионы вселенных. В нашей солнечной системе солнце дает начало огромному количеству планет; благодаря солнечному свету происходит смена времен года и на планетах всегда тепло. Благодаря солнцу растут, зеленеют, плодоносят деревья и распускаются цветы. Подобным же образом, все, что мы видим в этом творении обязано своим существованием сиянию, источником которого является тело Кришны.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.