Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Его Божественная Милость 9 страница



тонком теле ума, разума и ложного эго, которое несет меня

навстречу новому грубому телу. Несмотря на то, что тонкое тело

есть у каждого из нас, ученые и медики тщетно пытаются разглядеть

его. Ум есть у вас, ум есть у меня, однако я не могу увидеть ваш

ум, а вы - мой. Разумом обладаем и вы и я, но вам не виден

мой разум, так же, как мне не виден ваш, поскольку и ум и

разум - очень тонкие субстанции. А духовная

душа - еще более тонкий элемент, так

могут ли ученые-материалисты увидеть ее? Что говорить о душе, если они не в силах разглядеть ум, разум или ложное эго. Поэтому они заявляют: “Тело - это все, и не существует ничего, кроме тела”. На самом деле, однако, все далеко не так.

Дело в том, что духовная душа чрезвычайно мала. Балагра-шата-бхагасйа шатадха калпитасйа ча (Шветашватара-уп., 5.9). Размеры души равны одной десятитысячной кончика волоса. Попробуйте-ка расщепить один волосок хотя бы на сто частей. Сумеете? Нет. Однако если бы у вас получилось, и вы затем разделили бы этот волосок еще на сто частей, то каждая из них оказалась бы размером с духовную душу.

Разумеется, подобные вещи лежат за пределами экспериментального занния, так где же нам узнать об этом? Мы можем узнать об этом от авторитета. Наше знание так несовершенно, что не способно описать столь тонкие субстанции, и будучи не в состоянии справиться с ними, мошенники и невежды утверждают, будто бы жизнь произошла из материи. Однако они до сих пор не смогли доказать этого. Почему бы им не взять химические препараты и не создать у себя в лабораториях хотя бы одно крошечное наскомое с руками, ногами и глазами? Каждый вечер с наступлением темноты мы видим как на свет слетаются тысячи таких насекомых. Начиная с этих букашек и кончая Брахмой, всего существует 8400000 различных форм жизни, среди которых мы, как говорит Господь Кришна в “Бхагавад-гите”, путешествуем, беспрестанно меняя тела (татха дехантара-праптих). Поэтому нам не остается ничего другого, как либо верить словам Кришны, либо поверить так называемым научным теориям, утверждающим, что жизнь происходит из материи. Однако мы, будучи преданными сознания Кришны, не можем подвергать сомнению слова Кришны. Мы верим Кришне, когда Он говорит о том, что нам все время приходится менять тела.

Каждое живое существо в материальном мире находится с сетях невежества, авидйи. Авидйа-карма самджuанйа тритийа шактир ишйате. Бог, Кришна, владеет миллионами раличных энергий (парасйа шактир вивидхаива шруйате), каждая из которых может быть отнесена к одному из трех видов - к внешней, внутренней или пограничной энергии. Пограничная и внутренняя энергии имеют одинаковую, духовную, природу, а внешняя энергия является низшей энергией Господа.

вишну-шактир пара прокта

кшетраджuакхйа татха пара

аидйа-карма-самджuанйа

тритийа шактир ишйате

(Вишну-пурана, 6.7.61)

В этом материальном мире все опутаны невежеством (авидйей). Даже Брахма находился в невежестве до тех пор, пока Кришна не дал ему знание. Следовательно, никто не должен кичиться своими познаниями. Каждый, кто находится в материальном мире, просто невежда. “Если я сумею занять место Брахмы, я смогу построить огромную вселенную”, - мечтает какое-то живое существо - и получает тело Брахмы. А корошечный муравей думает: “Если мне удастся проделать маленькую дырочку в стене этой комнаты, то я смогу спокойно и сытно жить в ней”. Таким образом, Брахма мечтает построить вселенную, мы - небоскреб, а муравей - проделать дырочку в стене, однако все мы заняты одним и тем же. Все мы - поскольку не осознаем, что раз эти вещи материальны, они не будут существовать вечно. Пребывая в невежестве, мы размышляем: “Было бы неплохо сделать это, а еще лучше было бы сделать то”. Кама-кармабхих. Мы формируем некое желание (каму), а затем трудимся для того, чтобы осуществить его. И в результате сталкиваемся с многочисленными трудностями (клишйанти). Стать Брахмой совсем не просто. Это очень высокий пост и занять его может лишь то живое существо, которое обладает необходимыми качествами и достигло совершенства, пройдя через аскезы и покаяния. Но при этом оно продолжает оставаться таким же живым существом, как и мы с вами. В Америке много американцев, и президент Форд тоже ее гражданин, даже если ему и удалось занять своей пост, неутомимо трудясь и ловко маневрируя. Президент Никсон, например, сейчас смещен, он уже больше не президент. А все потому, что он был обыкновенным гражданином своей страны. И мы, если захотим, тоже сможем стать Брахмой.

Поэтому Бхактивинода Тхакур говорит:

кита-джанма хао йатха туйа даса

бахирмукха брахма-джанме нахи аша

 

“Я хотел бы стать муравьем и жить в доме Твоего преданного, ведь если я упаду в пыль его лотосных стоп, моя жизнь станет совершенной”. Бахирмукха брахма-джанме нахи аша, - говорит Бхактивинода Тхакур, - “Я не хочу быть ни Брахмой, ни преданным Кришны”.

Находясь в невежестве, в майе, мы в любую минуту можем забыть о Кришне, и чтобы помнить о Нем, нам нужно постоянно заниматься каой-то деятельностью в сознании Кришны. На это указывают произнесенные Кунтидеви слова шравана-смаранархани. Шравана значит “слушание”, смарана - “памятование”, а архана - “поклонение Божеству Кришны”. Необходимо все время слушать о Кришне, помнить о Нем и поклоняться Ему. Все центры движения сознания Кришны были созданы только для того, чтобы дать людям возможность петь, танцевать, поклоняться Божеству все время помнить о Кришне. Сада тад-бхава-бхавитах:

думая о Кришне постоянно, мы, возможно, вспомним о Нем и в конце своей жизни (анте нарайана-смритих).

Любой навык приходит с практикой. Если вы, например,захотите танцевать на сцене, то для того, чтобы научиться танцевать, вам придется очень много заниматься. А став превосходным танцором и выступая на сцене, вы сможете получить признание. “Какой прекрасный танцор. Вы же не скажете: “Сейчас я выйду на сцену и сразу станцую как первоклассная балерина”. Это невозможно. Кто-то может сказать: “Нет, нет, мне не нужны репетиции. Просто выпустите меня на сцену, я и так выступлю”. Но режиссер никогда не допустит этого, поскольку без специальной подготовки невозможно стать хорошим танцором. Истинная цель жизни состоит в том, чтобы вспомнить о Кришне на пороге смерти (анте нарайана-смритих). Если в момент смерти человеку удастся вспомнить о Кришне, он достигнет цели своей жизни.

Находясь в этом материальном мире, мы вынуждены нспытывать материальные страдания, однако глупцы, погрязшие в невежестве, даже не пытаются понять этого. Контрабандист все равно продолжает заниматься контрабандой даже если знает, что его ждет арест и наказание. Вор знает, что его могут поймать и наказать за совершенные преступления, он может неоднократно понести наказание и все равно пойти воровать. Почему? Из-за невежества. Невежество настолько заполонило его, что ему и в голову не приходит: “Всякий раз, когда я совершаю кражу, меня арестовывают, осуждают и - отправляют в тюрьму. Зачем же я ворую? Ведь результат не в мою пользу”. Человек, помешанный на сексе, может несколько раз заразиться венерическими заболеваниями, вылечиться и опять пойти к проститутке. Мы называем это аваидха стри-саyга, незаконным сексом. Однако, даже занимаясь сексом в браке, мы сталкиваемся со множеством трудностей. Женщина, занимаясь сексом, может забеременеть и будет вынуждена страдать целых девять месяцев; да и во время родов она, порою, подвергает себя большой опасности. А отец, после рождения ребенка, должен заботиться о нем и работать, чтобы скопить денег и дать ему образование. Вот почему в Ведах сказано: баху-духкха-бхаджах - “С сексом, законным или незаконным, связано слишком много беспокойств. Трипйанти неха крипанах: однако негодяю и невежде этого мало. Он готов снова и снова делать одно и то же (пунах пунаш чарвита-чарвананам). Мы называем это бхава-рогой, болезнью материального существования.

йан маитхунади-грихамедхи-сукхам хи туччхам

кандуйанена карайор ива духкха-духкхам

(Бхаг., 7.9.45)

Поэтому в ведическом обществе маленьких мальчиков готовили к жизни брахмачари, сохранявших целомудрие и не подвергавших себя связанным с сексом беспокойствам. Однако в том случае, если человек не мог оставаться брахмачари, ему позволяли жениться. Пройдя в самом начале жизни подготовку брахмачари, он не мог оставаться семьянином долгое время, но очень скоро становился ванапрастхой (отходил от мирских дел), а затем принимал санньясу и вел жизнь в отречении.

В материальном мире страдать приходится всем - птицам и животным, деревьям и растениям, даже Брахме и Индре. В жизни Индры тоже бывают опасные ситуации. Он все время боится, что у него появятся соперники.

тат садху манйе 'сура-варйа дехинам

сада самудвигна-дхийам асад-грахат

(Бхаг., 7.5.5)

Почему же в материальном мире все постоянно пребывают в беспокойстве? Авидйа-кама-кармабхих: потому что они глупцы и негодяи. Поэтому Кришна наставивает: “Эй ты, негодяй, оставь все эти глупости и предайся Мне”. В этом великая милость Кришны.

Он - верховный отец. Поэтому Он говорит прямо:

сарва-гухйатамам - “Это самое сокровенное знание”. Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа: “Откажись от всего, глупец, и просто вручи себя Мне”.

Вот почему Кунти говорит: “Ты пришел, чтобы дать подобным невеждам знание и приобщить их к процессу слушания, памятования и поклонения”. Вот что такое бхакти. Шраванам киртанам вишнох: мы должны слушать повествования о Вишну, Кришне, и повторять Его имена. Однако когда преданные начинают делать это, обязательно найдется какой-нибудь мошенник-свами, который скажет: “Нет, можно слушать и повторять любое имя. Почему Вишну? Почему не Кали?” В Бенгалии какие-то люди изобрели “кали-киртан”, воспевание имени полубогини Кали. Что это за вздор? В Ведах вы не найдете ничего похожего на кали-киртан. Киртан означает шраванам киртанам вишнох - слушать повествования о Вишну, Кришне, и повторять Его имена. Веды рекомендуют харер наму, повторение святого имени Хари, Кришны, и никого другого.

Во Второй песни “Шримад-Бхагаватам” (2.4.15) Шукадева Госвами приводит чудесное описание процесса шраванам киртанам, слушания и повторения. Он говорит:

йат-киртанам йад-смаранам йад-икшанам

йад-ванданам йат-шраванам йад-арханам

локасйа садйо видхуноти калмашам

тасмаи субхадра-шравасе намо намах

Прежде чем начать изложение “Бхагаватам”, Шукадева

Госвами прелагает Кришне свои почтительные поклоны. Он говорит: “Я склоняюсь перед Ним, потому что просто слушая повествования о Нем, человек совершает субхадру, благоприятное действие”. Весь “Бхагаватам” посвящен прославлению Кришны и прославляет Его Шукадева Госвами. По его словам, человек может совершенным образом очиститься, если он либо поет хвалу Господу Кришне, либо сосредотачивает на Нем свой ум, либо просто сидит перед Божеством Кришны и, глядя на Него, размышляет: “Как красиво одет Кришна. Какой чудесный наряд у Радхарани”. Если человек не может повторять святые имена, или же его ум столь беспокоен, что он не в силах сосредоточить его на Кришне, ему дается и такая возможность: “Вот Божество. Просто смотри на Него”. Служа Божеству, человек постоянно, круглые сутки видит Его. Начищая полы в храме, одевая и купая Божество, предлагая Ему пищу, человек все время видит Божество. В этом и состоит процесс преданного служения, однако эти негодяи настолько пали, что не хотят прийти в храм хотя бы для того, чтобы увидеть Божество. “Это же поклонение идолу”, - думают они. Они предпочитают поклоняться монументу Ганди или какого-либо другого лидера, а когда вы приглашаете их прийти и посмотреть на обряд поклонения Божеству, они отвечают: “Нет, это поклонение идолу”.

В Калькутте, на площади Чауранги, я видел памятник господину Ашутоше Мукхерджи. Круглый год ему на голову испражняются вороны, и он стоит, облепленный засохшими экскрементами. Один раз в году обыкновенные дворники чистят его с утра щетками, а вечером приходят какие-то высокопоставленные особы и украшают его шею цветочной гирляндой. Затем они удаляются, а наутро туда снова слетаются вороны, чтобы украсить его лицо экскрементами. Такой способ поклонения - чистить лицо господина Ашутоши Мукхерджи муниципальной метлой считается у них вполне приемлемым. Когда же мы устанавливаем Божество Кришны и совершаем красивые обряды поклонения Ему, они называют это поклонением идолу.

Таким образом, люди, опутанные авидйей, невежеством, пребывают в смятении и беспокойстве, а метод преданного служения позволяет дать им знание и вырвать их из когтей невежества. Как говорил Шукадева Госвами, человек может повторять имя Кришны или медитировать на Кришну, а тот, кто не в состоянии медитировать, может просто сидеть и смотреть на Кришну. Даже ребенок видит: “Это Кришна, а это - Радхарани”. Даже ребенок или животное могут сделать это и получить духовный плод, а более разумный человек станет возносить молитвы Божествам - изучив всю философию и получив подготовку у духовного учителя, он сможет должным образом проводить обряды поклонения.

Христиане и мусульмане - тоже вайшнавы, преданные, ведь в своих молитвах они обращаются к Господу. “Господи! - говорят они. - Пошли нам хлеб наш насущный”. Произносящий такие молитвы может многого не знать и находиться на низком уровне развития, одако это уже начало, ведь он обращается к Богу. Приходя в церковь или храм, вы совершаете благочестивый поступок (чатур-видха бхаджанте мам джанах сукритино 'рджуна). Поэтому те, кто начал подобным образом, могут впоследствии стать чистыми вайшнавами. А пропаганда, которую ведут атеисты, отговаривая людей ходить в церкви, храмы и мечети, представляет особо большую угрозу для человеческого общества.

Человек может и не достичь высокой ступени совершенства, но он должен стараться сделать хоть что-то на пути, ведущем к осознанию Бога. Ребенок, посланный в школу, выучит сначала только алфавит, но если захочет, то сможет в один прекрасный день стать выдающимся ученым. Аналогичным образом и добродетельный человек может однажды стать чистым преданным. Зачем же отвергать религию целиком и полностью, жить исключительно мирскими интересами, и открыв какой-нибудь завод по производству болтов и гаек, работать там до седьмого пота, а потом пить вино и есть мясо? Разве это цивилизация? Именно эта так называемая цивилизация и является причиной людских страданий.

Находясь в невежестве, люди полагают, что открывая заводы и фабрики, они смогут стать счастливыми. Но зачем же строить заводы? Ведь в этом нет никакой необходимости. Вокруг столько земли, что ее вполне хватило бы на то, чтобы выращивать зерно и есть досыта, не возводя никаких фабрик. И для того, чтобы получить молоко нам не нужен никакой завод. Получить молоко или зерно промышленным способом невозможно. Всем этим фабрикам и заводам мы в значительной степени обязаны тем, что на Земле сегодня не хватает продовольствия. Кто будет выращивать зерно, когда все работают в городе, штампуя гайки и болты? Решение всех экономических проблем мы видим в том, чтобы жить просто и мыслить возвышенно. Вот почему в движении сознания Кришны преданные сами обеспечивают себя пищей и живут в достатке, чтобы все эти мошенники видели: можно жить в мире и покое, употребляя в пищу пшеницу, выращенную своими руками, пить молоко и повторять имена Господа.

Необходимо повсеместно развернуть широкую проповедь практики сознания Кришны. Глядя на Божества или участвуя в пении мантры Харе Кришна, люди извлекут огромное благо. Участвуя в киртане, повторяя святые имена, человек займет свой ум Кришной. Потом он, возможно, вспомнит: “Целых два часа я танцевал и поторял АХаре КришнаР. Что же все это значит?” Такой образ мыслей называется смараной, памятованием. Даже когда человек думает: “Битых два часа я как идиот повторял АКришна, КришнаР”, - это тоже смарана. Поскольку движение сознания Кришны распространяется все шире и шире, люди покупают наши книги о Кришне. Движимые любопытством, они говорят: “Кто такой Кришна? Посмотрю-ка я книжку”. Они видят на обложке изображение Радхи и Кришны, а открыв книгу, смогут увидеть еще больше. В этой книге собрано много молитв, прославляющих Кришну. Таким образом, кто-то услышит о Кришне, другие прочтут о Нем, и если им повезет, они придут в сознание Кришны и будут участвовать в поклонении Божеству. Слушание, повторение, памятование о Кришне и т.д. - все эти методы преданного служения настолько совершенны, что, начав следовать им (либо всем, либо некоторым, либо хотя бы одному из них), человек очищается. Поэтому в своих молитвах Шукадева Госвами говорит: “Я поклоняюсь Верховной Личности Бога, поскольку помня о Нем, прославляя Его или просто видя Его, мы обретаем нескончаемые блага.

Шукадева Госвами - один из двенадцати великих духовных авторитетов, по стопам которых мы должны следовать (махаджано йена гатах са пантхах). Он подтверждает, что используя эти методы, можно очиститься от материальной скверны. Когда же? Садйах: тотчас, без промедления. В этом - великое преимущество движения сознания Кришны.

Пересечь поток иллюзии

 

шринванти гайанти гринантй абхикшнашах

смаранти нанданти тавехитам джанах

та эва пашйантй ачирена тавакам

бхава-правахопарамам падамбуджам

 

О Кришна, те, кто постоянно слушает и повторяет рассказы о Твоих трансцендентных деяниях, воспевает их или испытывает наслаждение, когда это делают другие, несомненно, созерцают Твои лотосные стопы, которые одни способны положить конец круговороту рождения и смерти.

Шримад-Бхагаватам, 1.8.36

 

КОММЕНТАРИЙ: Нашим нынешним обусловленным зрением невозможно увидеть Верховного Господа Шри Кришну. Чтобы увидеть Его, необходимо обрести новое зрение, качественно изменив состояние бытия и наполнив его спонтанной любовью к Богу. Когда Сам Шри Кришна был на Земле, далеко не каждый мог увидеть в Нем Верховную Личность Бога. Такие материалисты, как Равана, Хиранйакашипу, Камса, Джарасандха и Шишупала, обладатели огромых материальных богатств, занимали очень высокое положение, но не смогли по достоинству оценить присутствие Господа. Поэтому, не обладая соответствующим видением мы не увидим Господа, даже если Он будет стоять прямо перед нами. Такое видение можно обрести, лишь идя по пути преданного служения, начинающегося со слушания повествований о Господе из достоверных источников. “Бхагавад-гита” - одно из популярных произведений, которые слушают, поют, повторяют и т.д., и все же порою человек, занимающийся такого рода преданным служением, оказывается неспособным увидеть Господа воочию. Дело в том, что здесь очень важен первый принцип, шравана. Если мы слушаем о Господе из достоверного источника, то быстро ощущаем результат, но как правило люди слушают неавторитетных толкователей. Такие толкователи могут обладать блестящими академическими знаниями, но поскольку они не следуют принципам преданного служения, слушать их - пустая трата времени. Иногда, стремясь достичь каких-то своих целей, они трактуют текст, потворствуя вкусам публики. Итак, первое, что должен сделать каждый, - это выбрать знающего и авторитетного проповедника и слушать его. Если процесс слушания совершенен, все остальные составляющие преданного служения автоматически становятся совершеными.

Каждое из трансцендентных деяний Господа может принести желанный результат, но лишь при условии, что процесс слушания повествований о них совершенен. “Бхагаватам” начинает описывать деятельность Господа с Его отношений с Пандавами. Многие другие игры Господа связаны с Его отношениями с асурами и т. д. Десятая же песнь посвящена самому возвышенному - отношениям Господа с гопи, Его подругами в супружеских играх, и с Его женами в Двараке. Поскольку Господь абсолютен, все Его отношения имеют единую трансцендентную природу. Но иногда, слушая неавторитетных толкователей, люди проявляют больше интереса к рассказам о Его отношениях с гопи. Такая склонность свидетельствует о наличии у слушающего сексуальных желаний, поэтому истинный рассказчик никогда не потворствует ей. Слушать о деяниях Господа нужно с самого начала, в той последовательности, в какой они изложены в “Шримад-Бхагаватам” и других писаниях, и это поможет слушателю постепенно прогрессировать и достичь совершенства. Поэтому не следует считать, что отношения Господа с Пандавами менее значительны, чем Его отношения с гопи. Необходимо помнить, что Господь вечно трансцендентен к любым материальным привязанностям. Во всех вышеупомянутых отношениях Он всегда является главным действующим лицом, и слушание повествований о Нем, Его преданных или Его противниках, способствует нашему духовному прогрессу. Говорится, что все Веды, Пураны и другие писания созданы для того, чтобы мы могли возродить наши утраченные отношения с Господом. Вот почему так важно слушать эти писания.

@пурп уваца = В предыдущих стихах Кунтидеви говорила, что те, кто оказался в этом материальном мире, работают как вьючные животные и несут на своих плечах непосильное бремя. Обуреваемые желаниями, они вынуждены тяжко трудиться, и эта необходимость является извечной причиной их беспокойства. Вот почему Кришна приходит и дает людям метод, с помощью которого они могут вырваться из оков своей всегда трудной и лишенной покоя жизни.

Религия состоит из законов Бога. Те же, кто не знает об этом, считают религию верой. Но я могу верить в одно, а вы в другое, я могу верить вам, вы же можете верить или не верить мне, однако это еще не религия. Существует даже некая псевдорелигиозная миссия, провозглашающая: “Вы можете открыть свой собственный путь к Богу”. Йата мата тата патха: “Верно все то, что вы сами считаете верным”. Такова их философия. Однако это не наука. Предположим, я сумасшедший. Будет ли верным все, что взбредет мне в голову? Наука говорит, что два плюс два равно четырем. Если же я утверждаю, что два плюс два равно пяти или трем, разве это правильно? Нет. Точно так же существуют и законы Бога, но совершая дхармасйа гланих, нарушая эти законы, мы обрекаем себя на страдания.

Как же избавиться от этих страданий? Кришна приходит для того, чтобы освободить нас от них и дает нам бхакти-йогу. “Делай так”, - велит Кришна, и выполняя Его указания, мы получаем освобождение. Прахлада Махараджа говорит о девяти принципах бхакти-йоги:

шраванам киртанам вишнох

смаранам пада-севанам

арчанам ванданам дасйам

сакхйам атма-ниведанам

ити пумсарпита вишнау

бхактиш чен нава-лакшана

крийета бхагаватй аддха

тан манйе 'дхитам уттамам

“Слушать и повторять повествования о трансцендентном святом имени, форме, качествах, атрибутах и играх Господа Вишну, помнить о них, служить лотосным стопам Господа, благоговейно поклоняться Ему, возносить молитвы Господу, стать Его слугой, считать Господа своим лучшим другом, полностью предаться Ему (иначе говоря, служить Ему телом, умом и речью) - таковы девять составляющих чистого преданного служения. Того, кто, руководствуясь данными принципами, посвящает свою жизнь служению Кришне, следует считать великим ученым, поскольку он обладает полным знанием” (Бхаг., 7.5.23 - 24).

Говоря “слушание”, мы обычно имеем в виду, слушание повествований о чьих-либо деяниях, форме, качествах, окружении и т.д. Если я хочу слушать о ком-либо, значит, этот человек совершил какую-то деятельность. Мы слушаем рассказы из истории, но что такое история? Это не что иное, как изложение деяний тех или иных личностей, совершенных ими в различные исторические эпохи. Как только заходит речь о слушании, необходимо знать, о чем следует слушать. Шраванам киртанам вишнох: мы должны слушать о деяниях Господа Вишну или Господа Кришны, а не сообщения газет. Брахма-джиджuаса: следует вопрошать и слушать о Брахмане, Всевышнем. Таково предписание Вед. В сознании Кришны мы тоже слушаем и рассказываем, но о чем? О Кришне. Мы не слушаем сообщения об изменениях на рынке и ценах на акции. Нет. Мы слушаем о Кришне.

А там, где слушают, там обязательно рассказывают или повторяют услышанное. Итак, мы слушаем и пересказываем истории о Кришне (шраванам киртанам вишнох). Когда же человек научится должным образом слушать и излагать услышанное, он поднимется на следующую ступень - смаранам, памятование или медитация. Что бы мы ни услышали и о чем бы ни говорили, мы затем размышляем над этим, медитируем на услышанное. Но начинать необходимо с процесса шраванам, в противном случае медитация не состоится. О какой медитации может идти речь, если остутствует сам предмет, тема медитации. Вот почему нужно слушать и пересказывать поествования о Господе Вишну (шраванам киртанам вишнох).

Целью истинной медитации в йоге является созерцание мурти черырехрукого Вишну, формы Господа, находящейся у нас в сердце. Вот что такое истинная медитация. Мошенники изобрели ныне новые методы того, что они называют медитацией, однако на самом деле это вовсе не медитация. Чувства настолько беспокойны, что, следуя за умом, разбегаются в разные стороны, однако занимаяясь аштаyга-йогой, регулирующей дыхание, позу, в которой вы сидите, и т.д., можно научиться контролировать чувства и сосредоточить свой ум на форме Вишну. Такое сосредоточение называется самадхи, и достижение этого состояния является истинной целью йоги. Таким образом, с помощью аштаyга-йоги можно выйти на уровень смаранам, памятования о Верховном Господе.

Следующий процесс преданного служения - арчанам, поклонение Божеству, форме Кришны в храме.

шри-виграхарадхана-нитйа-нана

шриyгара-тан-мандира-марджанадау

(Шри-гурв-аштака, 3)

Не следует думать, что поклонение Кришне достаточно совершать раз в неделю или раз в месяц. Напротив, мы должны поклоняться Кришне круглые сутки (нитйа). Раз, два, а то и четыре раза в день неабходимо облачать Божество в новые одежды, то есть как можно чаще предлагать Божеству то, что называется шриyгара. Кришна - самый богатый из всех наслаждающихся, и мы должны предоставить все необходимое для того, чтобы Он наслаждался. Например, когда мне приносят новую одежду, я восклицаю: “Какая она красивая!”, - то есть я наслаждаюсь ею. Подобным же образом мы должны ежедневно доставлять удовольствие Кришне, предлагая Ему великолепные наряды. Наряды Божества, пища, предлагаемая Ему, и то место в храме, где находится Божество, - все должно быть превосходным, или даже более ячем превосходным. Кроме того в храме всегда должна царить идеальная чистота. Все обращают внимание на то, что в храмах движения сознания Кришны всегда безукоризненно чисто, но там и должно быть чисто. Чем большее усердие человек прилагает убирая храм, тем чище становится его сердце. Таков процесс преданного служения. Чем чаще мы меняем Кришне наряды, тем большее удовлетворение испытываем сами. Пока что мы привыкли радоваться только виду собственной одежды: “Какой дорогой у меня наряд”, - думаю я и эта мысль приносит мне удовлетворение. Но, одевая Кришну, мы испытываем духовное удовлетворение.

йуктасйа бхактамш ча нийуuджато 'пи

ванде гурох шри-чаранаравиндам

Долг духовного учителя - постоянно занимать своих учеников подобным поклонением Божеству, именно перед таким гуру, духовным учителем, мы склоняемся в глубоком почтении.

Употребляя слово шринванти Кунтидеви указывает на то, что мы должны прежде всего научиться слушать повествования о Кришне, и хотеть услышать о Нем. Почему вы платите за колледж и ходите туда? Чтобы слушать. Слушая лекции опытных преподавателей, вы получаете знания. Вот почему преданный всегда слушает о Кришне. Слушать - первое по значимости занятие для того, кто развивает в себе сознание Кришны.

А научилвшись должным образом слушать о Кришне, занимающийся бхакти-йогой, приступает к изложению услышанного (гайанти). Проповедники движения сознания Кришны идут из города в город, от деревни к деревне. Зачем? Какова их цель? Они идут проповедовать, говорить о Кришне, чтобы люди получили возможность услышать эту философию и отнестись к ней со всей серьезностью (гринанти). Слово абхикшнашах указывает на то, что заниматься этим нужно постоянно, круглые сутки, беспрерывно. Поэтому Чаитанйа Махапрабху советует нам: киртанийах сада харих - “Нужно говорить о Кришне круглые сутки. Это главное занятие преданных сознания Кришны”.

Можно использовать все методы преданного служения или же выбрать какой-либо одни из них. Можно только слушать и этого будет вполне достаточно. Парикшит Махараджа не делал ничего другого, только сидел перед Шукадевой Госвами и слушал его все семь дней, которые ему оставалось прожить. Можно не делать ничего другого, только слушать, сидя в храме или в любом другом месте, где идет обсуждение “Бхагавад-гиты”, и этого будет достаточно. Даже если вы не понимаете, все равно, пожалуйста, слушайте. Сама вибрация, мантра, поможет вам. При этом совсем необязательно знать санскрит или разбираться в тонкостях философии. Совсем необязательно понимать санскритские слова, ведь бхакти, будучи апратихата, проникает всюду, не зная преград. Ничто не остановит развития бхакти. Поэтому нужно только принять этот процесс и слушать, следуя совету Чаитанйи Махапрабху.

Когда Чаитанйа Махапрабху принял санньясу и отрекся от мирской жизни, Сарвабхаума Бхаттачарйа, школьный товарищ Ниламбары Чакраварти, тестя отца Чаитанйи Махапрабху, Джаганнатхи Мишры, не одобрил Его поступка. Будучи другом тестя отца Чаитанйи Махапрабху, Сарвабхаума Бхаттачарйа годился Ему в деды. “Ты еще так молод, - сказал он. - Тебе только двадцать четыре года, а Ты уже принял санньясу. Быть санньяси очень трудно, ведь для молодого человека мир полон соблазнов. Поэтому тебе необходимо слушать АВеданта-сутруР”. Сарвабхаума Бхаттачарйа принадлежал к школе философов-майавади, и мы видим отсюда, что даже майавади, подчеркивая важность слушания “Веданта-сутры”, придают большое значение процессу слушания вообще. Вайшнавы, преданные Кришны, тоже слушают “Веданта-сутру”, но только не из уст философов-майавади, которые неверно толкуют ее и только портят процесс слушания. Вайшнавы слушают “Веданта-сутру” должным образом, поскольку они не толкуют ее каждый на свой лад. Когда Кришна говорит:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.