Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Его Божественная Милость 7 страница



Преданный всегда готов служить Господу (дасйам гатанам пара-даиватена), но тем, кто находится в плену иллюзорной энергии, Он кажется обыкновенным ребенком (майашританам нара-даракена). Йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам: С разными живыми существами Кришна обращается по-разному в зависимости от их представлений о нем. С теми, кто считает Его обыкновенным человеком, Он ведет Себя как обыкновенный человек, тогда как преданный, считающий Кришну Верховной Личностью Бога, получает возможность наслаждаться общением с Верховной Личностью Бога. Разумеется, объектом устремлений имперсоналистов является брахмаджйоти, безличное сияние Всевышнего, но источник этого сияния - Кришна. Поэтому Кришна суть все (брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате).

Но мальчики-пастушки тем не менее могут играть с тем же Кришной, возвышенной Личностью Бога. Как удалось им получить такую возможность?

иттхам сатам брахма-сукханубхутйа

дасйам гатанам пара-даиватена

майашританам нара-даракена

сардхам виджахрух крита-пунйа-пуuджах

(Бхаг., 10.12.11)

Играющие с Кришной пастушки не обычные личности, ведь они достигли такого совершенства, что получили возможность принимать участие в играх Верховной Личности Бога. Как они достигли этого? Крита-пунйа-пуuджах: много жизней провели они, занимаясь благочестивой деятельностью. В течение многих жизней эти мальчики-пастушки совершали аскезы, чтобы достичь величайшего совершенства в жизни, и теперь они имеют возможность играть с Кришной, быть с Ним на равных. Они и не подозревают, что Кришна - Верховная Личность Бога, ведь такова природа вриндавана-лил, игр Кришны в деревне Вриндаван.

Не зная истинного положения Кришна, пастушки просто любят Его, и их любовь беспредельна. То же самое можно сказать обо всех жителях Вриндавана. В частности, Йашодамата и Нанда Махараджа, мать и отец Кришны, питают к Нему чувства родительской любви. Кришну любят Его друзья и подружки, Кришну любят деревья, Кришну любит вода; цветы, коровы, телята - все любят Кришну. Поэтому, если мы научимся любить Кришну, этот мир преобразится и станет Вриндаваном.

Главное в том как нам полюбить Кришну. (према

пумартхо махан). Помыслы большинства людей сосредоточены на

четырех вещах: дхарме, артхе, каме и

мокше - религиозности, экономическом развитии,

удовлетворении чувств и освобождении. Однако Чаитанйа Махапрабху не придавал им никакого значения. “Не этому нужно посвящать свою жизнь”, - говорил Он. Истинной целью жизни является любовь к Кришне.

Нельзя считать себя человеком, пока твоя жизнь тем или иным образом не связана с религией (дхармой). Однако в данную эпоху, Кали-югу, дхармы практически не существует. В обществе отсутствует всякое понятие о религии и нравственности, никто не занимается благочестивой деятельностью, а потому в соответствии с ведическими принципами нельзя сказать, что современная цивилизация состоит из людей. В прежние времена люди отличали мораль от безнравственности, религию от атеизма, но с развитием Кали-юги все это ушло в небытие, поэтому сегодня люди могут позволить себе все что угодно. В “Шримад-Бхагаватам” говорится, что в эпоху Кали почти восемьдесят процентов людей заняты греховной деятельностью, и мы видим, что это действительно так. Незаконный секс, употребление одурманивающих веществ, мясоедение и азартные игры - вот четыре столпа греховной жизни. Поэтому мы просим людей прежде всего разрушить эти столпы, а вместе с ними и основу греховной деятельности. Тогда с помощью Харе Кришна мантры человек сможет утвердиться на трансцендентном уровне. Это совсем несложный метод.

Ведя греховную жизнь, невозможно познать Бога.

Поэтому Кришна говорит:

йешам анта-гатам папам

джананам пунйа-карманам

те двандва-моха-нирмукта

бхаджанте мам дридха-вратах

“Тот, кто совершал благочестивые поступки в прошлых жизнях, а в этой жизни полностью прекратил греховную деятельность и освободился от двойственности иллюзии, с решимостью отдает себя служению Мне” (Б.-г., 7.28).

Анта-гатам означает “законченный”. Человек способен заниматься преданным служением, лишь покончив с греховной жизнью. Что это значит? Это значит, что его деятельность стала благочестивой. Человеку всегда нужно чем-то заниматься, и, занимаясь благочестивой деятельностью, он ествественным образом перестает грешить. С одной стороны, он сам должен пытаться разрушить основы своей греховной жизни, а с другой, должен заниматься благочестивой деятельностью.

Не занимаясь благочестивой деятельностью и обладая лишь теоретическим знанием невозможно освободиться от греховной деятельности. Американское правительство, к примеру, тратит миллионы долларов на борьбу с ЛСД и другими наркотиками, но все его усилия заканчиваются ничем. Рзве можно покончить с этим злом, просто издавая законы и ведя просветительскую работу? Нет. Нужно занять людей благочестивой деятельностью, тогда они естественным образом откажутся от греховной. В частности, мы говорим своим ученикам: “Не употребляйте одурманивающих средств”, - и они сразу же отказываются от них, несмотря на тщетность усилий со стороны правительства. Наш метод действует.

Парам дриштва нивартате. Человек не сможет избавиться от дурных привычек, если не займется благочестивой деятельностью. Это невозможно. Поэтому мы работаем в двух направлениях: запрещаем греховную деятельность и поощряем благочестивую. Мы не ограничиваемся запретами: “Не занимайтесь незаконным сексом”, “Не употребляйте одурманивающие средства” и т.д. Только отрицая, мы ничего не добьемся, должно быть и что-то позитивное, поскольку всем нам необходимо чем-нибудь заниматься. Ведь мы - живые существа, а не мертвые камни.

Занимаясь медитацией философы-имперсоналисты пытаются превратить себя в бесчувственные камни: “Я буду думать о пустоте, о чем-нибудь безличном”. Но разве можно искусственно превратиться в пустоту? Сердце и ум настолько активны, что все эти искусственные методы не помогут человеческому обществу.

Методы так называемой йоги и медитации никуда не годятся, ведь они не дают человеку никакой деятельности. А в сознании Кришны каждому найдется дело. Мы встаем рано утром и поклоняемся Божеству. Преданные готовят для Кришны чудесную прищу, украшают храм, делают гирлянды, выходят на улицы, чтобы воспевать святые имена и распространять книги. Они постоянно, круглые сутки заняты какой-то деятельностью, поэтому могут отказаться от греховной жизни. Если ребенку, который ест хлеб, дать что-нибудь вкусное, он оставит хлеб и станет есть то, что лучше. Так и в сознании Кришны мы предлагаем людям все лучшее: лучшие занятия, лучший образ жизни, лучшую философию, лучшее сознание. Поэтому те, кто занят преданным служением, могут прекратить греховную деятельность и развить в себе сознание Кришны.

Деятельность, направленная на то, чтобы поднять все живые существа до уровня сознания Кришны, распространяется не только на человеческое общество, но и на животный мир. Поскольку все живые существа являются частицами Кришны, но блуждают в этом материальном мире, у Кришны есть план, великий план освобождения всех живых существ. Иногда Он приходит в этот мир лично, а иногда посылает сюда тех Своих преданных, кому больше всего доверяет. Порой Он дает нам наставления, подобные тем, что содержатся в “Бхагавад-гите”. Воплощения Кришны появляются везде: среди животных, людей, мудрецов и даже обитателей вод (тирйаy-нgшишу йадахсу). Одним из воплощений Кришны была, к примеру, рыба.

Итак, рождение, появление и уход Кришны приводят обыкновенного человека в недоумение (тад атйанта-видамбанам). Мы, обусловленные живые существа, переходим из одного тела в другое, потому что к этому нас вынуждают законы природы, однако Кришна появляется в этом мире не по принуждению. В этом вся разница. Глупцы и негодяи думают: “Я родился в этом мире, и Кришна тоже родился здесь. Следовательно, я - тоже Бог”. Они не ведают, что будут вынуждены вновь появиться на свет, подчиняясь законам природы.

Человеку может посчастливиться родиться красивым, в стране, где он будет жить в достатке и получит хорошее образование. Однако если он использует все это не по назначению, то получит другое тело, соответствующее уровню его сознания. Сейчас, например, несмотря на все усилия правительства, создающего прекрасные школы и университеты, в цивилизованных странах мира появляются хиппи - молодые люди, которые настолько разочаровались в жизни, что начали поклоняться свиньям. Но развивая в себе качества свиньи, в следующем рождении человек наверняка получит тело свиньи. Пракритех крийаманани гунаих кармани сарвашах. Природа предоставит ему такую возможность:

“Пожалуйста, будь свиньей”. Так действует природа. Пракрити, природа, состоит из трех качеств, и находясь под влиянием какого-либо из них, человек в своей следующей жизни получит соответствующее ему тело.

Кришна приходит и уходит для того, чтобы положить конец переходу живых существ из одного тела в другое, поэтому мы должны осознать величие плана, стоящего за появлением и уходом Кришны. Кришна приходит сюда не по собственной прихоти. У Него великие планы, иначе зачем Ему появляться здесь? Им владеет горячее желание вернуть нас домой, обратно к Богу. Вот к чему Он стремиться. Поэтому Он говорит:

сарва-дхарман паритйаджйа

мам экам шаранам враджа

ахам твам сарва-папебхйо

мокшайишйами ма шучах

“Оставь все другие религии и предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не бойся ничего” (Б.-г., 18.66). Все мы - дети Кришны, Бога, но оттого, что принимая материальные тела и страдая из-за повторяющихся рождения, смерти, старости и болезней, мы несчастны, Он еще более несчастен, чем мы. Нам очень плохо в этом материальном теле, но мы так глупы, что не пытаемся хоть как-то свое положение. Мы занимаемся тем, что создаем себе в этой жизни временные удобства, игнорируя истинные неудобства, которые причиняют нам рождение, смерть, старость и болезни. В этом наше невежество и групость, и потому Кришна приходит, чтобы пробудить нас, избавить от невежества и вернуть домой, обратно к Богу.

Чудесные деяния Господа Кришны

 

гопй ададе твайи критагаси дама тавад

йа те дашашру-калилаuджана-самбхрамакшам

вактрам нинийа бхайа-бхаванайа стхитасйа

са мам вимохайати бхир апи йад бибхети

 

Мой дорогой Кришна, Йашода хотела связать Тебя веревкой, когда Ты напроказничал, и Твои испуганные глаза наполнились слезами, которые смыли краску с Твоих ресниц. Ты был напуган, хотя Тебя боится сам страх. Это зрелище приводит меня в замешательство.

Шримад-Бхагаватам, 1.8.31

 

КОММЕНТАРИЙ: Здесь еще раз объясняется, как игры Верховного Господа могут привести человека в недоумение. Верховный Господь, как уже говорилось, остается Всевышним при любых обстоятельствах. Здесь приводится пример того, как Господь, оставаясь Всевышним, одновременно может быть игрушкой в руках Своего чистого преданного. Чистый преданный Господа служит Ему только из чистой, не имеющей примесей любви и в это время забывает о положении, которое занимает Верховный Господь. И Господь тоже получает большее удовольствие, когда преданный служит Ему, побуждаемый чистой любовью, к которой не примешивается благоговение или преклонение перед Ним. Как правило, преданные поклоняются Господу с благоговением, но Господь бывает особенно доволен, когда преданный из чистой привязанности и любви считает Господа менее значительным, чем себя. Именно такой дух царит в играх Господа в Его изначальной обители Голоке Вриндаване. Друзья Кришны считают Его равным себе. Они не думают, что Он заслуживает какого-то особого почтения. Родители Господа, которые являются чистыми преданными, видят в Нем только своего сына. Наказания, которые Господь получает от Своих родителей, доставляют Ему большую радость, чем молитвы ведических гимнов. Ему приятнее слышать упреки Своих невест, чем гимны Вед. Когда Господь Кришна находился в этом материальном мире, чтобы показать Свои вечные игры в трансцендентной обители Голоке Вриндаване и привлечь к Себе людей, Он показал замечательный пример покорности, подчиненившись Своей приемной матери Йашоде. Господь, будучи шаловливым ребенком, имел обыкновение портить масло, собранное матерью Йашодой, разбивая горшки и раздавая содержимое Своим друзьям и товарищам по играм, в том числе и знаменитым обезьянам Вриндавана, которые не упускали случая воспользоваться щедростью Господа. Увидев это Мать Йашода, из чистой любви решила сделать вид, будто хочет наказать своего трансцендентного ребенка. Она схватила веревку и пригрозила Господу, что свяжет Его, как это делается в обычных семьях. Увидев веревку в руках Йашоды, Господь опустил голову и заплакал, совсем как обыкновенный ребенок, и слезы покатились по Его щекам, смывая черную краску с Его прекрасных глаз. Кунтидеви любуется этим образом Господа, потому что ей известно, Его действительное положение. Господа нередко боиться сам страх, а Он испугался Своей матери, которая хотела наказать Его. Кунти знала о возвышенном положении Господа, а Йашода - нет. И потому Йашода находится на более высоком уровне, чем Кунти. Мать Йашода получила Господа в качестве своего сына, и Он заставил ее совершенно забыть о том, что ее ребенок - Сам Господь. Знай Йашода о верховном положении Господа, она, конечно, не спешила бы наказывать Его. Но Господь заставил ее забыть о Его положении, потому что хотел предстать перед Йашодой совершенным ребенком. Такие любовные отношения между матерью и сыном были совершенно естественны, и Кунти, все время недоумевала вспоминая эту сцену. Ей не оставалось ничего другого, как прославлять трансцендентную сыновнюю любовь. Косвенным образом она прославляла и мать Йашоду за ее неповторимую любовь, так как та могла управлять даже всемогущим Господом как своим возлюбленным ребенком.

На этот раз Кришна демонстрирует нам еще одно Свое достояние - красоту. Кришна обладает шестью достояниями: всем богатством, всей силой, всей властью, всем знанием, всем отречением и всей красотой. Он больше величайшего и меньше наимельчайшего - такова природа Кришны (анор анийан махато махийан). Мы склоняемся перед Кришной с трепетом и благоговением, однако никто из нас не подходит к Кришне с веревкой, говоря при этом: “Кришна, Ты напроказничал, и сейчас я свяжу Тебя”. Хотя Кришна и хочет этого, такое исключительное право принадлежит только преданным, достигшим высшей ступени совершенства.

Зная о могуществе Кришны, Кунтидеви не осмеливалась выстуать в роли Йашоды, поскольку невзирая на то, что она была теткой Кришны, она не имела права относиться к Нему так же, как относилась к Нему Йашодамайи, преданная, которая достигла такой ступени совершенства, что получила право наказывать Верховную Личность Бога. То была особая привелегия, данная Йашодамайи. Кунтидеви размышляла над тем, какая удача выпала на долю Йашодамайи, если ее испугалась Верховная Личность Бога, которую боится даже сам страх. Нет такого существа, которое не боялось бы Кришны. А Кришна боится Йашодамайи. Это свидетельствует о том, что Кришна сверхсовершенен.

О красоте Кришны говорит и одно из Его имен - Мадана-мохана. Мадана означает “Купидон”. Никто не в силах устоять перед чарами Купидона, а Кришну называют Мадана-мохана, поскольку Он так прекрасен, что может очаровать даже Купидона.  Между тем Сам Кришна без ума от Шримати Радхарани, поэтому Шримати Радхарани называют Мадана-мохана-мохини, “та, что способна обворожить покорителя Купидона”. Кришна - покоритель Купидона, а Шримати Радхарани пленяет этого покорителя.

Проникнуть в смысл игр Господа, способен лишь тот, кто достиг высот сознания Кришны. Его игры - не вымысел, фантазия или плод воображения. Они - реальность, и каждому преданному, если он действительно прогрессирует в преданном служении, дается возможность понять игры Кришны и даже участвовать в них. Не следует думать, будто право, которым пользовалась мать Йашода, не может быть дано и нам. Его может получить любой из нас. Мы получим это право, если будем любить Кришну как собственное дитя, ведь всю свою любовь мать отдает ребенку. Даже в этом материальном мире ничто не сравниться с материнской любовью, потому что мать любит своего ребенка бескорыстно. В большинстве случаев это действительно так, но материальный мир настолько осквернен, что порой у матери возникают мысли: “Мой малыш вырастет, станет взрослым, и когда он начнет зарабатывать деньги, я смогу воспользоваться ими”. Иначе говоря, у нее все же существует желание получить что-либо в обмен на свою любовь. Однако в любви к Кришне нет места корысти, поскольку такая любовь является немотивированной и в ней отсутствует всякий материальный расчет (анйабхилашита-шунйам).

Не нужно любить Кришну ради какой-то материальной выгоды. Не нужно ставить условий: “Кришна, дай нам хлеба, и тогда мы полюбим Тебя. Кришна, дай нам то, дай нам это, и тогда мы будем любить Тебя”. Нужно избегать мелочной расчетливости, ведь Кришна хочет, чтобы Его любили бескорыстно.

Увидев приближающуюся к Нему мать Йашоду с веревкой в руках, Кришна перепугался: “Ой! Сейчас она Меня свяжет!” Он расплакался и слезы смыли тушь с Его ресниц. Взглянув на Свою мать с глубоким почтением, Он с чувством произнес: “Да, матушка, Я виноват перед тобой. Прости Меня, пожалуйста!” - и опустил голову. Кунтидеви по достоинству оценила эту сцену, раскрывающую одно из совершенств Кришны. Он отдает Себя во власть матери Йашоде, несмотря на то, что является Верховной Личностью Бога. В “Бхагавад-гите” (7.7) Господь говорит: маттах паратарам нанйат киuчид асти дханаuджайа - “Дорогой Арджуна, нет никого выше Меня”. И эта Верховная Личность Бога, не имеющая Себе равных, склоняется перед матерью Йашодой, признаваясь: “Да, матушка, Я виноват”.

Увидев, что Кришна напуган, мать Йашода не на шутку встревожилась. Ведь в сущности, наказывая Кришну, она не хотела, чтобы Он страдал. У нее были иные намерения. Однако в Индии и по сей день сохранился обычай оставлять расшалившихся детей привязанными в к каком-нибудь месте. Так поступали все, этим же средством решила воспользоваться и мать Йашода.

Чистые преданные придают этой сцене особое значение, поскольку в ней раскрывается все величие Верховной Личности Бога, Господа великолепно играющего роль ребенка. Играя роль ребенка, Кришна делает это безукоризненно, выступая в роли мужа шестнадцати тысяч цариц, Он справляется с ней безукоризненно; исполняя роль возлюбленного гопи, Он действует безукоризненно, и роль друга мальчиков-пастушков Он тоже исполняет безукоризненно.

Мальчики-пастушки всецело зависели от Кришны. Однажды им захотелось полакомиться фруктами, которые росли в лесу, но там жил демон по имени Гардабхасура, и он никого не пускал в этот лес. Поэтому мальчики-пастушки обратились к Кришне:

“Кришна, нам так хочется фруктов! Устрой это, пожалуйста!” Кришна, не задумываясь, согласился и взяв с собой Балараму отправился в лес, где жил этот демон вместе со своими друзьями, принявшими облик ослов. Когда демоны-ослы приблизились к Кришне и Балараме и уж собрались лягнуть их, Баларама схватив одного из ослов, закинул его на верхушку дерева, и демон испустил дух. Таким же образом разделались они с остальными демонами, и мальчики-пастушки были им очень благодарны.

В другой раз мальчики-пастушки попали в лесной пожар. Думая только о Кришне, они принялись звать Его и Кришна пришел им на помощь. Он мгновенно проглотив весь огонь. На мальчиков намадало немало демонов, и каждый раз, вернувшись домой, они говорили своим матерям: “Матушка, Кришна такой замечательный!” - и рассказывали им о случившимся за день. Матери соглашались с ними: “Да, наш Кришна замечательный”. Они не подозревали, что Кришна был Богом, Верховной Личностью, они просто считали Его чудесным ребенком. И чем больше чудес совершал Кришна, тем сильнее они любили Его. “Наверное, Кришна полубог”, - думали они. Когда Нанда Махараджа беседовал со своими друзьями, те, заговорив о Кришне, сказали: “Нанда Махараджа, у тебя такой чудесный сын!” “Да я и сам вижу это, - ответил Нанда. - Наверное, Он - какой-нибудь полубог”. Но и в этом Нанда не был уверен - “наверное”.

Таким образом, жителям Вриндавана было безразлично, кто был Богом, а кто нет. Они просто любили Кришну. Те, кто изучает и анализируют Кришну, пытаясь определить, является ли Он Богом, не являются преданными высокого класса. Преданные высокого класса испытывают к Кришне спонтанную любовь. Разве можно изучить Кришну? Это невозможно, ведь Кришна безграничен. Наше восприятие ограниченно, ограниченны и возможности наших чувств, как же мы можем изучить Кришну? Это нереально. Кришна открывает Себя лишь до определенной степени, но и этого вполне достаточно.

Нам не следует удодобляться философам-майавади, пытающимся найти Бога с помощью умозрительных построений. “Нети нети, - говорят они. - “Бог не то и не это”. Но им неведомо что такое Бог. Ученые-материалисты тоже заняты поисками причины всех причин, но и они идут уже проторенным путем: “Не то и не это”. Продвигаясь вперед, они все время обнаруживают: “Не то, и не это”. Однако им никогда не найти изначальную причину. Это невозможно. Где уж таким ученым обнаружить Кришну, если они не способны как следует познать даже материальные предметы. Они пытаются добраться до Луны, но не преставляют, что это такое. Если им известно, что такое Луна, почему же они возвращаются на Землю? Если бы их знания о Луне были исчерпывающими, то они и по сей день оставались бы там. Последние двадцать лет ученые потратили на то, чтобы добраться до Луны и обосноваться там, однако все, что им удалось там разглядеть, было “не то и не это”. Поэтому в своих отчетах они пишут только о том, чего нет на Луне, но знают ли они, что там есть? Нет. А ведь это только одна планета, одна звезда.

Веды относят Луну к категории звезд. Ученые утверждают, что все звезды подобны Солнцу, но согласно “Бхагавад-гите”, звезды имеют ту же природу, что и Луна. В “Бхагавад-гите” Господь Кришна говорит: накшатранам ахам шаши - “Среди звезд Я - Луна”. Таким образом, Луна - одна из многочисленных звезд. Какова же природа Луны? Он светится, потому что отражает солнечный свет. Следовательно, мы не можем согласиться с утверждениями ученых, которые говорят, что звезды подобны Солнцу. По свидетельствам Вед, существует бесконечное множество солнц, но в каждой вселенной солнце всего одно.

Все, что мы видим в этой вселенной, мы видим несовершенным образом, поэтому несовершенно и наше знание. Мы не можем сосчитать все существующие звезды или планеты. Мы не способны познать до конца окружающие нас материальные предметы, так как же мы можем тогда познать Верховного Господа, создавшего эту вселенную? Это невозможно. Вот почему в “Брахма-самхите” говорится:

пантхас ту коти-шата-ватсара-сампрагамйо

вайор атхапи манасо муни-пуyгаванам

со 'пй асти йат-прапада-симнй авичинтйа-таттве

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

Космос беспределен, и в “Брахма-самхите” сказано: “Вы можете путешествовать миллионы лет в космическом корабле, летящем со скоростью ветра или даже со скоростью мысли”. Всем известно, что мысль движется так быстро, что за одну десятитысячную долю секунды способна унести нас за миллионы километров. Мысль способна в мгновение ока достичь любого объекта, удаленного от нас на миллионы километров. Но даже путешествуя с такой скоростью на космическом корабле, построенном муни-пуyгаванами, величайшими учеными и мыслителями, можно ли считать, что достигли совершенства? Нет. В “Брахма-самхите” сказано: со 'пйасти йат-прапада-симнй авичинтйа-таттве - это творение все равно останется недоступным нашему пониманию. А Кришна - его творец, так как же мы можем изучить Его? Если мы не в силах постичь сотворенного Кришной, можем ли мы постичь Кришну? Это совершенно невозможно.

Вот почему умонастроение жителей Вриндавана является для преданных идеальным состоянием ума. Жителям Вриндавана и в голову не приходило заниматься изучением Кришны. Они хотели всегда и везде любить Кришну. Они не рассуждали: “Я буду любить Кришну потому, что Он Бог”. Кришна и не вел Себя во Вриндаване как Бог. Он играл там так, словно был обыкновенным пастушком. И даже если Он доказывал, что был Верховной Личностью Бога, для преданных это не имело никакого значения.

Но Кунтидеви не жила во Вриндаване. Она жила в

Хастинапуре, расположенном за пределами Вриндавана. Преданные, которые не живут во Вриндаване, хотят постичь величие его жителей, но сами жители Вриндавана не стремястя познать величие Кришны. Этим они отличаются друг от друга. Поэтому мы должны стремиться просто любить Кришну. Чем сильнее мы будем любить Кришну, тем большего совершенства сможем достичь. Нам совсем не обязательно постигать Кришну и то, как Он творит. Кришна рассказывает о Себе в “Бхагавад-гите” и нам не нужно знать больше того, что представлено в ней. Не следует прилагать чрезмерных усилий, чтобы познать Кришну. Ведь это все равно невозможно. Нужно только все сильнее и сильнее любить Кришну чистой, беспримесной любовью. В этом и состоит совершенство жизни.

Вне рождения и смерти

 

кечид ахур аджам джатам пунйа-шлокасйа киртайе

йадох прийасйанвавайе малайасйева чанданам

 

Одни говорят, что Нерожденный рождается для того, чтобы прославить праведных царей, другие - что Он рождается на радость царю Йаду, одному из Своих самых дорогих преданных. Ты появляешься в его семье так же, как сандаловое дерево появляется в горах Малайи.

Шримад-Бхагаватам, 1.8.32

 

КОММЕНТАРИЙ: Поскольку появление Господа в материальном мире кажется загадачным, существуют разные мнения о рождении Нерожденного. В “Бхагавад-гите” Господь говорит, что Он рождается в материальном мире, хотя Он - Господь всего сущего и нерожденный. Таким образом, невозможно отрицать рождение Нерожденного, ибо Он сам утверждает эту истину. И все же мнения о том, почему Он рождается, расходятся. Причина Его рождения также указана в “Бхагавад-гите”. Он является посредством Своей внутренней энергии, чтобы восстановить принципы религии, защитить праведников и уничтожить нечестивцев. С такой миссией приходит Нерожденный. И все же говорится, что Господь является, чтобы прославить праведного царя Йудхиштхиру. Нет сомнений в том, что Господь Шри Кришна хотел на благо всем утвердить власть Пандавов над миром. Когда миром правит благочестивый царь, люди счастливы, а когда царствует нечестивец, они несчастны. В век Кали правители, как правило, неблагочестивы, поэтому их подданные всегда несчастны. Но в демократическом обществе неблагочестивые граждане сами выбирают правителей из своих рядов, и потому им некого винить в своих несчастьях. Махараджа Нала также славился своей праведностью, но не был связан с Господом Кришной. Итак, Господь Кришна должен был прославить Махараджу Йудхиштхиру. Он уже прославил царя Йаду, родившись в его семье. Хотя Его и зовут Йадавой, Йадувирой, Йадунанданой и проч., Сам Он всегда свободен от подобных обязательств. Его сравнивают с сандаловым деревом, растущим в горах Малайи. Деревья растут везде, но так как сандал растет, в основном, в горах Малайи, название гор и сандала связаны друг с другом. Следовательно, хотя Господь, подобно солнцу, является нерожденным, Его появление сравнивают с солнцем, которое всегда восходит на востоке. Как солнце не принадлежит востоку, так и Господь никому не приходится сыном, а является отцом всего сущего.

В “Бхагавад-гите” (4.6) Господь говорит:

аждо 'пи санн авйайатма

бхутанам ишваро 'пи сан

пракритим свам адхиштхайа

самбхавамй атма-майайа

“Несмотря на то, что Я - нерожденный и Мое трансцендентное тело нетленно, несмотря на то, что Я - господин всех обладающих чувствами существ, тем не менее каждое тысячеление Я являюсь в Своей изначальной трансцендентной форме”.

Кришна - нерожденный, и мы тоже являемся нерожденными, однако в отличие от Господа, мы попали в ловушку материального тела. И потому нас уже нельзя считать нерожденными, мы вынуждены рождаться и переходить из одного тела в другое, не зная, каким будет наше следующее воплощение. Нам приходится менять тела даже в течение этой жизни. Из детского тела ребенок переходит в тело подростка, а затем, оставив его, получает тело юноши, которое впоследствии сменит на тело старика. Поэтому логично предположить, что, оставив свое состарившееся тело, человек будет вынужден принять другое, то есть вновь получит тело ребенка.

Материальному миру присуща цикличность. Она проявляется в смене времен года. Вслед за весной наступает лето, на смену лету приходят осень и зима, а затем вновь наступает весна. Точно так же, ночь сменяет день, а день - ночь. Подобно чередованию этих циклических изменений, мы переходим из одного тела в другое, и логично предположить, что оставив нынешнее тело, мы получим другое (бхутва бхутва пралийате).

Такое заключение вполне логично, его подтверждают шастры, ведические писания, а также величайший авторитет, каким является Сам Кришна. Почему бы и нам не принять его? Тот, кто не согласен с эти и считает, что поле смерти нет жизни, просто глупец.

После смерти есть жизнь, как есть и возможность вырваться из кругворота повторяющихся рождений и смерти, обрести бессмертие. Но поскольку с незапамятных времен мы привыкли менять тела, нам трудно представить себе, что жизнь вечна. К тому же в материальном существовании жизнь так мучительна, что человек может подумать: раз жизнь вечна, значит эта вечная жизнь тоже полна страданий. Представте к примеру, человека, который тяжело болен, принимает горькие лекарства, не поднимается с постели, и лишенный возможности двигаться ест лежа и ходит под себя. Он считает свою жизнь настолько невыносимой, что думает: “Не лучше ли покончить с собой!” Так и жизнь материалиста настолько неприглядна, что, очаявшийся человек нередко обращается к философии войдизма или имперсонализма, отвергая само свое существование и пытаясь все свести на нет. На самом же деле превратиться в пустоту невозможно, да в этом и нет необходимости. Мы бедствуем, назодясь в материальных условиях жизни, но освободившись от них, обретаем жизнь истинную и вечную.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.