Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Его Божественная Милость 13 страница



ваданти тат таттва-видас

таттвам йадж джuанам адвайам

брахмети параматмети

бхагаван ити шабдйате

(Бхаг., 1.2.11)

Абсолютная Истина одна, но Ее постигают в трех аспектах: как Брахман, Параматму и Бхагавана. Изначальным полным аспектом Абсолютной Истины является Бхагаван, Верховная Личность Бога, а Его частным проявлением - Параматма, Кширодакашайи Вишну, который пребывает в сердце каждого живого существа (ишварах сарва-бхутанам хрид-десе 'рджуна тиштхати). Третий аспект Абсолютной Истины - это Брахман, всеприникающее безличное сияние Абсолюта.

Абсолютная Истина ко всем относится одинаково, но наше осознание Абсолютной Истины зависит от нашего подхода к Ней (йе йатха мам прападйатнте). Абсолютная Истина открывается человеку либо как безличный Брахман, либо как локализованная Параматма, либо, наконец, как Бхагаван - в зависимости от того, сколько спсобно вместить его сознание.

Объяснить это можно на следующем примере. Иногда из окна нашей комнаты видны холмы, хотя очертания их довольно расплывчаты. В Лос-Анджелесе много холмов, но когда они далеко от нас, мы видим их довольно смутно. Приближаясь к холму, мы начинаем видеть его более четко, и понимаем, что это именно холм и ничто другое. А оказавшись у подножия холма, обнаруживаем, что там живут и работают люди, что там много домов, улиц, автомобилей и прочего. Подобно этому, если человек стремится познать Абсолютную Истину, полагаясь на свой крохотный мозг и думает: “Занимаясь исследованиями, я найду Абсолютную Истину”, - у него возникнет весьма смутное предстваление о Ней, как о чем-то безличном. Если же человек пойдет дальше и зймется медитацией, то обнаружит, что Бог находится у него в сердце. Дхйанавастхита-тад-гатена манаса пашйанти йам йогинах. Во время медитации йоги, настоящие йоги видят в своем сердце форму Вишну. Но преданные встречаются с Абсолютной Истиной лицом к лицу, как встречаемся и разговариваем мы с вами. “Дай Мне это”, - приказывает Верховная Личность Бога, и преданный служит непосредственно Господу, давая Ему то, чего Он желает. Таким образом, стадии осознания Абсолютной Истины различны, и несмотря на Ее беспристрастность, мы осознаем Ее в зависимости от уровня своего духовного развития. Поэтому Кунти говорит: самам чарантам сарватра - “Раздавая Свою милость, Ты ни к кому не питаешь пристрастия”.

Слово чарантам означает “движущийся”. Находясь внутри и за пределами всего, Господь передвигается повсюду, и чтобы увидеть Его, необходимо просто очистить свое зрение. С помощью преданного служения мы сможем очистить чувства и тогда ощутим присутствие Бога. Не слишком разумные люди пытаются найти Бога врутри себя, но те, чей разум развит, видят, что Бог находится как внутри, так и за пределами всего.

Система медитативной йоги предназначена, в сущности, для не слишком разумных людей. Практикующий эту йогу, должен контролировать чувства (йога индрийа-самйамах). Наши чувства очень беспокойны, и, выполняя различные асаны, сидячие позы, человек должен контролировать ум и чувства, чтобы состредосточить свой ум на форме Вишну, находящейся у него в сердце. Такую систему йоги рекомендуют тем, кто слишком сильно привязан к телесной концепции жизни. Но, поскольку бхакты (преданные) более продвинуты, им незачем практиковать какой-то особый метод, чтобы обуздать чувства: занимаясь преданным служением они уже управляют ими.

К примеру, если человек поклоняется Божеству, готовит для Него пищу, убирает храм, украшает Божество и т.д., его чувства уже задействованы в служении Абсолютной Истине и не отвлекаются ни на что другое? Хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате: бхакти, преданное служение, означает, что наши чувства (хришика) заняты в служении хозяину чувств (хришикеше). Сейчас наши чувства заняты собственным удовлетворением. Мы считаем, что если мы - тело, то должны удовлетворять свои чувства. Но на самом деле мы просто не чисты. Когда же человек осознает, что он не тело, а духовная душа, частица Бога, то понимает, что его чувства духовны и должны быть заняты в служении верховному духовному существу. Так он достигает освобождения (мукти).

Человек достигает освобождения, когда отказывается от ложного представления о том, что тело является его сущностью и возврашается в свое истинное положение - слуги Господа (муктир хитванйатха рупам сварупена вйавастхитих Бхаг., 2.10.6). Находясь в обусловленном состоянии, мы отвергаем свое изначальное, естественное положение, которое Чаитанйа Махапрабху определил как положение вечного слуги Кришны (дживера сварупа хайа - кришнера ‘нитйа-даса'). Но стоит нам занятся служением Господу, как мы сразу же получаем освобождение. Нам незачем проходить через какой-либо предварительный процесс. То, что мы занимаем свои чувства в служении Господу, само по себе является свидетельством нашего освобождения.

Достичь такого освобождения может каждый (самам чарантам). В “Бхагавад-гите” Господь не говорил Арджуне: “Только ты можешь прийти ко Мне и получить освобождение”. Нет, путь к Господу открыт каждому. Говоря: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа - “оставь все другие занятия и вручи себя Мне”, - Он обращается не только к Арджуне, но и ко всем нам. Арджуна был первым и непосредственным слушателем “Бхагавад-гиты”, но на самом деле она была рассказана для каждого из нас, для всех людей, и мы должны воспользоваться ей.

Беспристрастность Кришны можно сравнить с беспристрастием солнца. Солнце не делает разграничений: “Это бедняк, это - неприкасаемый, а это - свинья. Не стану я тратить на них свой свет”. Солнце ни к кому не питает пристрастия, нужно только встать под ее лучи. Оно всем дарит свет и тепло, но если мы закрываем окна и двери и хотим оставаться в темноте, то это наше личное дело. Так и Кришна, пребывая повсюду, доступен всем, Он готов принять нас, как только мы предадимся Ему. Самам чарантам. Не существует никаких ограничений. На низшие и высшие классы общество разделили люди, Кришна же говорит: мам хи партха вйапашритйа йе 'пи сйух папа-йонайах (Б.-г, 9.32) - “Будь человек даже низкого рождения, это не имеет значения. Если он предастся Мне, ему тоже будет позволено вернуться домой, вернуться к Богу”.

Того же самого Кришну Кунтидеви называет вечным временем. Все происходит во времени, однако наше разделение времени на прошлое, настоящее и будущее относительно. Прошлое, нестоящее и будущее крошечного насекомого не соизмеримы с прошлым, настоящим и будущим человека, которое в свою очередь отличается от прошлого, настоящего и будущего Брахмы, главного живого существа во вселенной. Но у Кришны нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Следовательно, Он вечен. У нас есть прошлое, настоящее и будущее, потому что мы меняем тела. Наше нынешнее тело ограничено временем. В определенный срок мать и отец произвели меня на свет, и мое тело просуществует еще какое-то время. Оно вырастет, произведет побочные продукты, затем станет старым и дряхлым, а потом исчезнет, и тогда мне придется получить другое тело. Когда наступит конец прошлому, настоящему и будущему моего нынешнего тела, я получу другое, и для него вновь повториться прошлое, настоящее и будущее. Но у Кришны нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего - ведь Он не меняет Своего тела. В этом разница между нами и Кришной.

О том, что Кришна вечен, мы узнаем из

“Бхагавад-гиты”. В ней Кришна сказал Арджуне: “Давным давно, миллионы лет назад, Я поведал философию АБхагавад-гитыР богу Солнца”. Но Арджуна, казалось, не поверил этому. Ему, разумеется, было известно все, но чтобы об этом узнали и мы, он сказал Кришне:

“Кришна ведь мы ровесники. А раз мы появились на свет почти в одно и то же время, как мне поверить тому, что Ты так давно рассказал эту философию богу Солнца?” На это Кришна ответил: “Дорогой Арджуна, ты тоже жил тогда, но ты забыл, а Я - нет. В этом вся разница”. Прошлое, настоящее и будущее существуют для тех, кто склонен забывать, но для того, кто не забывает, кто живет вечно, нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.

Во почему Кунти называет Кришну вечным (манйе твам калам). А поспольку Кришна вечен, Он контролирует все (ишанам). Наблюдая удивительные деяния Кришны, Кунти понимала, что Кришна вечен и является верховным контролироющим. У Него нет ни начала, ни конца (анади-нидханам), и потому Он - вибху, Всевышний, самый великий.

Мы - ану, мельчайшие, а

Кришна - вибху, величайший. Мы - неотъемлемые частицы Кришны, следовательно, Кришна является и мельчайшим, и величайшим, тогда как мы - только мельчайшие. Вибху, величайший, должен содержать в Себе все. В большую сумку, можно положить столько вещей, сколько никогда не вместится в маленькую сумку. Поскольку Кришна вибху, величайший, Он вмещает в Себя все, даже прошлое, настоящее и будущее и является всепроникающим, то есть пребывает повсюду.

Материя не может развиваться без Кришны.

Ученые-атеисты утверждают, что источником жизни является материя, но все это вздор. Материя - одна из энергий Кришны, а дух другая. Дух - высшая энергия, а материя - низшая. Материя развивается только в присутствии высшей энергии. Например, двести или триста лет назад американский континент еще не был освоен, однако после того, как там появились высшие живые существа, приехавшие из Европы, Америка превратилась в высокоразвитую страну. Следовательно причиной развития является высшая энергия. В Африке, Австралии и во многих других местах до сих пор есть незаселенные, неосвоенные земли. Почему они пустуют? Потому что их не коснуласть высшая энергия высокоразвитых живых существ. Когда высшая энергия коснется этих земель, там появятся заводы, дома, города, дороги, автомобили и т.д. Смысл этого примера в том, что материя не способна развиваться сама по себе. Это невозможно. Ее должна коснуться высшая энергия, и тогда она придет в движение. Можно привести и другой пример. Машина - это материя, низшая энергия, поэтому она не будет работать, пока к ней не подойдет оператор. У вас может быть очень дорогой автомобиль, но пока в него не сядет водитель, автомобиль может простоять миллионы лет и не сдвинуться с места.

Таким образом, здравый смысл говорит нам о том, что материя неспособна действовать, пока ее не коснется высшая энергия, живое существо. Как же в таком случае можно делать вывод о том, что жизнь развивается из материи? Это утверждают мошенники-ученые, знание которых ограничено.

В “Брахма-самхите” говорится, что причиной развития всех вселенных явилось присутствие Кришны (андантара-стха-параману-чайантарастхам). Сегодня ученые, изучая атомы, обраруживают, что электрон, протон и другие частицы действуют самыми разнообразными способами. Почему они действуют? Потому что в них присутствует Кришна. Таково истинно научное понимание.

К познанию Кришны следует применить научный подход.

У Кришны нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Он - вечное время, не имеющее ни начала, ни конца, и Он ко всем относится одинаково. Нужно только подготовить себя к тому, чтобы увидеть Кришну и понять Его. Эту цель и преследует движение сознания Кришны.Чтобы облегчить бремя Земли

 

бхараватаранайанйе бхуво нава иводадхау

сидантйа бхури-бхарена джато хй атма-бхувартхитах

 

Третьи же утверждают, что мир, перегруженный, подобно лодке в море, наполнился печалью, и Брахма, приходящийся Тебе сыном, молился Тебе, и потому Ты явился, чтобы облегчить бремя этого мира.

Шримад-Бхагаватам, 1.8.34

 

Брахма - сын только своего отца, так как он не был помещен во чрево матери. Поэтому его называют атма-бху. Брахма ответствен за процессы дальнейшего творения во вселенной, которые являются вторичным отражением созидательной потенции Всемогущего. В этой вселенной есть трансцендентная планета - Шветадвипа, обитель Кширодакашайи Вишну, аспекта Параматмы Верховного Господа. Всякий раз, когда во вселенной возникают проблемы, которые управляющие полубоги не могут разрешить сами, они обращаются за помощью к Брахмаджи. Если же и Брахмаджи не может разрешить их, он обращается за советом к Кширодакашайи Вишну и молит Его о том, чтобы Он воплотился и устранил возникшие трудности. Такая проблема возникла, когда Камса и другие демоны захватили власть в мире, и Земля изнывала под бременем грехов асуров. Брахмаджи и другие полубоги молились на берегу океана Кширодака и получили ответ, что Кришна придет как сын Васудевы и Деваки. Поэтому некоторые утверждают, что Господь явился благодаря молитвам Брахмаджи.

Здесь Кунтидеви приводит разные мнения о причинах появления Кришны. Одни говорят, что Он пришел, вняв мольбам Васудевы и Деваки, другие утверждают, будто Он появился на Земле, выполняя просьбу Брахмы. Бхараватаранайанйе бхуво нава иводадхау: “Они считают, что Ты явился для того, чтобы облегчить бремя этого мира, перегруженного, подобно лодке в море”. Когда Земле становится не под силу нести греховное бремя, в мире неизбежно возникают войны, эпидемии, голод, мор и т.д. Таковы законы природы.

Земля парит в космосе вместе с миллионами других планет, которые несут на себе высокие горы и безбрежные океаны. Гам авишйа, - сказано в “Бхагавад-гите”. Кришна, входя в каждый атом, входит также и в Землю, удерживая ее тем самым на поверхности космического океана, и она благодаря присутствию Высшего Духа парит там, несмотря на свой огромный вес.

В присутствии духа все становится более легким. Наше тело держится на воде, пока мы живы, но как только душа покидает тело, оно сразу же тонет. Пока ребенок жив, мы можем поднять его одной рукой, а когда он умирает, его тело тяжелей. Так и мы несем сейчас на себе тяжелый груз, однако, поднявшись на более высокую ступень духовного развития, сможем избавиться от всего, что мешает нам. Сейчас мы не можем летать по воздуху, однако духовная душа настолько легка, что освободившись от тела, может мгновенно достичь Ваикунтхалоки, духовного мира (тйактва дехам пунар джанма наити мам эти).

Что же в таком случае, увеличивает бремя Земли? Его увеличивает присутствие демонов, противников преданного служения. Когда Мать-Земля чувствует, что эта ноша слишком тяжела для нее, приходит Кришна и избавляет Землю от бремени. Когда корабль перегружен, он в опасности, так как в любую минуту может пойти ко дну. Поэтому когда Мать-Земля почувствовала слишком сильное беспокойство из-за засилья демонов (сидантйа бхури-бхарена), она обратилась за помощью к Брахме, главному живому существу во вселенной. При необходимости, те, кто управляет вселенной, идут к Брахме, который обращается к Вишну с просьбой облегчить бремя земли. Тогда Вишну или Кришна является, принимая одно из Своих воплощений, как об этом сказано в “Бхагавад-гите” (4.7):

йада йада хи дхармасйа

гланир бхавати бхарата

абхйуттханам адхармасйа

тадатманам сриджамй ахам

“Когда на земле религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я нисхожу Сам, о потомок Бхараты”.

Когда законы попираются и преступников становится слишком много, в государстве происходят беспорядки и правительство разводит руками, не зная, что делать. Аналогично этому, когда в мире у власти оказываются демоны и атеисты, они становятся для него бременем, и полубоги, благочестивые правители вселенной, пребывают в растерянности. Если подданные государства чтут законы, ими совсем не трудно управлять, но когда люди превращаются в преступников, они создают для правительства немало проблем. Подобные ситуации приводят порою к нарушению космического равновесия в материальном мире. И демоны и полубоги существуют всегда, но когда демонических сил становится слишком много, мир начинает изнемогать под их бременем. Именно тогда полубоги и обращаются за помощью к Господу Брахме.

Господь Брахма является одним из двенадцати авторитетов, которых называют двадаша-махаджанами (свайамбхур нарадах шамбхух каумарах капило манух/прахладо джанако бхишмо балир ваийасакир вайам, Бхаг., 6.3.20). Те, кто хочет обрести трансцендентное знание, должен идти по стопам махаджан, великих авторитетов. Предписание Вед гласит: “Тот, кто желает знать все обо всем, должен обратиться к гуру, истинному авторитету, духовному учителю”. Изначальным духовным учителем является Кришна. В “Шримад-Бхагаватам” говорится, что Кришна дал знание Брахме, впоследствии открыл его Арджуне (тене брахма хрида йа ади-кавайе).

В “Шримад-Бхагаватам” дано описание изначального источника творения который является единственно достойным изучения. Что является изначальным источником творения? Джанмадй асйа йатах: изначальный источник всего сущего - это источник джанмы, стхити и пралайи, то есть творения, поддержания и разрушения. В назначенный срок наше тело появляется на свет, оно существует какое-то время - десять, двадцать, пятьдесят и т.д. лет в зависимости от типа тела, а затем погибает. Откуда пришло это тело и куда отправится оно после смерти? В науке существует закон сохранения энергии. Что является источником этой энергии? Такой источник существует и он назван в “Шримад-Бхагаватам”.

Этот источник обладает сознанием. Глупцы и негодяи утверждают, что источником всего сущего явилась пустота. Но разве может что-то возникнуть из ничего? Мы нигде не найдем подтверждения этому, однако глупцы и негодяи стоят на своем, и потому мы называем их невеждами. Какова же природа этого изначального источника, откуда все берется, в котором все покоится и куда все возвращается? В “Бхагаватам” (1.1.1) сказано: джанмадй асйа йато 'нвайад итараташ чартхешв абхиджuах. Слово абхджuах указывает на то, что источник всего сущего обладает полным сознанием.

Джuа значит “знание”, а абхи - “особое”.

Наше знание о том, откуда мы пришли и куда отправимся после смерти, несовершенно, и потому нас нельзя отнести к категории абхиджuа, обладающих высшим сознанием. Однако высший источник является адхиджuа. Он не камень и не пустота. Да и может ли Он быть ими? Само творение - лучшее свидетельство тому, что Всевышний обладает сознанием. Каждый из нас может по достоинству оценить космическое творение и то, как замечательно оно работает. Солнце и луна восходят точно в срок, не отклоняясь даже на одну десятитысячную долю секунды, и так же вовремя сменяют друг друга времена года, принося с собою плоды и цветы. Такой же безукоризненноы строгий порядок царит во всем космическом творении. Могло ли оно возникнуть, если бы за ним не стоял некий абхиджuа, некий в высшей степени развитый разум, знающий все обо всем? Есть люди, утверждающие будто бы все сущее возникло из ничего. Но это же вздор! Как может такое творение появиться из пустоты? Есть ли логика в подобном предположении? “Нет” - отвечает “Бхагаватам”.

Из “Бхагаватам” мы узнаем, что источник всего - это личность, являющаяся абхиджuа, наделенная величайшим разумом и в высшей степени опытная, и что эта изначальная личность передала знание ади-кави, Господу Брахме, первому из сотворенных живых существ (тене брахма хрида йа ади-кавайе). У Брахмы, первого живого существа, есть источник, и Брахма связан с этим источником. Мы, получая знания от какого-либо человека, делаем это в процессе личного общения с ним. Но когда появился Брахма, он был один. Каким же образом он получил знание? Тене брахма хрида - сказано в “Бхагаватам”. Слово хрида означает “из сердца”. Верховная Личность, Параматма, находится в сердце каждого живого существа, включая Брахму. Поэтому Брамха, хотя и был один, получил знание, которое передал ему Всевышний. Брахма значит “ведическое знание”. Таким образом, первым ведическое знание получил Господь Брахма.

Ведическое знание заключено в каждом, поскольку Кришна пребывает в сердце каждого из нас (сарвасйа чахам хриди саннивиштах), однако воспринять его может, лишь тот, кто обладает необходимыми для этого качествами. Кришна помогает нам, давая знания изнутри, через Сверхдушу (чайтйа-гуру), и извне, через духовного учителя.

Получив ведическое знание от Кришны, Брахма распространяет его и потому считается авторитетом. Существует четыре сампрадайи, четыре цепи ученической преемственности, через которые распространяется ведическое знание, - первая берет начало от Брахмы, вторая - от Лакшми, третья - от Господа Шивы, а четвертая - от четырех Кумар. Мы должны обратиться к авторитетному представителю Кришны, принадлежащему к одной из этих сампрадай, только тогда мы получим истинное знание. Поэтому олицетворенная Земля обратилась к Брахме, который стал молиться Верховной Личности Бога: “Мир заполонили демоны, и я прошу Тебя сойти на Землю”. Вот почему некоторые утверждают, будто Господь появился здесь, откликнувшись на зов Брахмы, который просил Его облегчить бремя Земли.

Приходя на землю, Кришна защищает преданных и уничтожает демонов. Вот почему у Кришны в форме Нарайаны четыре руки. В двух из них Он держит диск и булаву, которыми убивает демонов, а в двух других - раковину и лотос, которыми благославляет и защищает преданных. Каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати, - говорит Господь. Кришна трубит в раковину, возвещая миру: “Мой преданный никогда не погибнет”. А цветком лотоса Он дарует нам Свои благословения. Цветок лотоса, иногда появляющийся и в руке Лакшми, является символом благословений.

Итак, кто-то может сказать, что, Кришна, приходя на землю, преследует те или иные цели, однако на самом деле Кришна появляется здесь ради Собственного удовольствия, а не под давлением каких-либо других причин. Мы появляемся на свет, потому что находимся под воздействием кармы, но Кришна, как абсолютно независимое существо, не может прийти сюда ни по воле кармы, ни по чьей бы то ни было просьбе. Он появляется здесь по Своей собственной воле (атма-майайа). Мы появляемся на свет потому, что нас вынуждает к этому внешняя, материальная энергия Кришны, но Кришна не подвержен влиянию майи или энергии какого-либо другого существа, вот почему Его рождение не похоже на наше. Майа, иллюзорная энергия, действует под руководством Кришны, и потому не может воздействовать на Него. Того, кто думает, будто Кришной, как и нами, управляет материальная природа, “Бхагавад-гита” называет мудхой, глупцом (аваджананти мам мудха манушим танум ашритам).

Кришна - изначальный Нарайана, изначальный источник всего космического проявления. Брахма, первое живое существо, рожденное сразу после сотворения мира, является сыном Самого Нарайаны, который первым вошел в материальную всленную в форме Гарбходакашайи Вишну. Материя не способна творить, не взаимодействуя с духом. Занимающиеся поиском первопричины материального творения должны знать, что творение происходит только при участии духовной души. Духовная душа приводит в движение материю, тогда как материя же не может сотворить душу.

Философия буддизма утверждает, будто жизненная сила - жизненная энергия, которой обладаем все мы - создается материальными условиями. Сейчас эта философия заполонила весь мир. Истина, однако, заключается в том, что проичиной развития материи является присутствие жизненной силы. Понять это совсем не трудно. Появившись на свет, ребенок растет, и развивается его тело; если же ребенок рождается мертвым, если в его теле нет духовной души, это тело не будет развиваться. Следовательно основой развития материи является дух, а не наоборот. Почему не растет мертвый ребенок? Потому что в его теле отсутствует дух. Дерево растет до тех пор, пока в нем есть жизнь. Если крошечное семечко баньяна посадить в хорошую почву и обильно полить водой, оно прорастет благодаря присутствию в нем духовной души. Если же посадить в землю жареное семечко, из него ничего не вырастет, поскольку в нем не будет духовной души.

Материя растет и развивается благодаря присутствию духовной души, и этот принцип стоит у истоков творения. На заре творения Высший Дух вошел во вселенную, и на цветке лотоса, растущего из трансцендентного живота Вишну, родился Брахма, первое живое существо. Учитывая, что лотос, на котором родился Брахма это материя, мы видим, что его источником тоже был дух. Следовательно, дух является основой творения.

Поскольку лотос, на котором рождается Господь

Брахма, вырастает из углубления на животе Вишну, Господа Вишну называют также Падманабхи. Брахму называют атма-бху, потому что он был рожден непосредственно от своего отца Нарайаны, или Вишну, без участия матери Лакшмиджи. Лакшмиджи находилась рядом с Нарайаной, занимаясь служением Господу, однако Нарайана дал жизнь Брахме без помощи Лакшмиджи. Поэтому мы говорим, что Господь всемогущ. Когда мы хотим завести ребенка, нам не обойтись без помощи жены, поскольку зачать ребенка сами мы не можем. Однако Кришна, Господь Вишну, произвел на свет Господа Брахму без помощи Своей жены, Лакшми, хотя она присутствовала при этом, поскольку Господь полностью независим. Это достойный урок тем, кто по невежеству своему считают Нарайану обыкновенным живым существом.

Веды запрещают считать другие живые существа равными Нарайане.

йас ту нарайанам девам

брахма-рудради-даиватаих

саматвенаива викшета

са пашанди бхавед дхрувам

Кто-то придумал слово даридра-нарайана, силясь показать, что Нарайана обнищал, и что попрошайка, который приходит к моему порогу, тоже Нарайана. Такое измышление не обосновано авторитетом Вед.

Нарайана - повелитель Лакшми, богини процветания, и только глупцы считают, что Он тем или иным образом может стать нищим. Мошенники и негодяи заявляют, что Нарайана, Брахма, Шива, все полубоги, вы, я и все остальные находятся на одном уровне. Такая точка зрения несостоятельна. Нарайану называют асамаурдхвой. Это означает, что нет никого равного Ему или более великого, чем Он. Поэтому Сам Кришна, изначальный Нарайана, говорит в “Бхагавад-гите”: маттах паратарам нанйат - “Нет никого превыше Меня”. И нет никого равного Ему. Слово асама означает, что никто не равен Ему, а анурдхва указывает на то, что нет никого более великого, чем Он. Таково положение Господа.

Нарайана - необыкновенное живое существо. Он - Сама Личность Бога, и каждая часть Его трансцендентного тела обладает всеми способностями всех других органов чувств. Обыкновенное живое существо зачинает ребенка в процессе полового общения, у него нет другого способа зачатия, кроме предназначенного ему. Однако Нарайана всемогущ и потому способен родить ребенка из Своего пупка. В “Брахма-самхите” (5.32) говорится, что каждая часть Его тела обладает всем могуществом: аyгани йасйа сакалендрийа-вритти-манти. Я, например, вижу глазами, а Кришна может также есть глазами. Глупцы и негодяи говорят: “Вы предложили пищу Кришне, но что Он съел? Он ничего не ел, ведь еда не тронута”. Такие люди не знают, что Кришна может съесть пищу, просто взглянув на нее, любой частью Своего трансцендентного тела Он может делать все что угодно. Когда в Матхуре красильщик отказался дать Кришне кусок ткани, Господь Кришна продемонстрировал Свое трансцендентное могущество, снеся ему голову Своей рукой. Почему так произошло? Это произошло потому, что Господь всемогущ.

Господь совершенен и Своими различными энергиями волен творить все, что угодно. Это подтверждабт слова абхиджuах сварат, приведенные в самом начале “Шримад-Бхагаватам”. Слово сва-рат указывает на то, что Он самодостаточен и полностью независим. Таковы качества Бога. В наши дни многие объявляют себя воплощениями Бога, а когда у них болят зубы, они начинают причитать: “О, доктор, помогите мне, спасите меня!” Но если вы - Бог, так и спасайте себя сами! Зачем же вам врач? Эти люди - мошенники, и из-за них так трудно распространять сознание Кришны. В мире сейчас полно таких негодяев и демонов, и волею Всевышнего для них приготовлена атомная бомба.Красота в присутствии Кришны

 

нейам шобхишйате татра йатхеданим гададхара

тват-падаир аyкита бхати сва-лакшана-вилакшитаих

 

О Гададхара [Кришна], наше царство сейчас отмечено следами Твоих стоп, и потому все в нем прекрасно, но когда Ты покинешь нас, оно уже не будет таким.

Шримад-Бхагаватам, 1.8.39

 

КОММЕНТАРИЙ: На стопах Господа есть особые знаки, которые отличают Его от всех остальных живых существ. Это знаки флага, молнии, стрекала погонщика слонов, зонтика, лотоса, диска и т.д. Эти знаки отпечатываются на мягкой пыли, когда по ней проходит Господь. Земля Хастинапура была отмечена этими благоприятными знаками, когда Господь Шри Кришна был там с Пандавами, и благодаря им царство Пандавов процветало. Кунтидеви указывает на эти отличительные знаки и опасается, что если Господь уйдет, удача покинет их.

В “Чанакйа-шлоке”, книге наставлений великого моралиста Чанакйи Пандита, есть один замечательный стих:

притхиви-бхушанам раджа

наринам бхушанам патих

шарвари-бхушанам чандро

видйа сарвасйа бхушанам

Все близкое и родное кажется нам прекрасным. Так, небо становится особенно красивым, когда на нем появляется луна. Мы всегда любуемся небом, однако в ночь полнолуния, когда луна и звезды озаряют его своим ярким светом, оно кажется нам особенно красивым. Подобно этому, государство процветает, когда у власти находится добродетельное правительство во главе с благочестивым царем или президентом. Тогда все подданные счастливы и страна благоденствует. Хотя все девушки прелестны, та из них, которой удалось выйти замуж, светится особенной красотой. Видйа сарвасйа бхушанам: а ученого человека, даже если черты его безобразны, украшают знания. Точно так же, все вокруг становится прекрасным, когда на земле появляется Кришна.

Это наводит Кунтидеви на невеселые мысли: “Пока

Кришна с нами, наше царство и наша столица Хастинапур процветают.

Но стоит Кришне уехать, как они тут же лишатся своей красоты”. Обращаясь к Кришне, она восклицает: “Кришна! Проходя ныне по нашему царству, Ты оставляешь на его земле отпечатки Своих стоп, наполняющих все вокруг несказанной красотой. Теперь наши реки полноводны, деревья усыпаны плодами, и все наше царство прекрасно, но когда Ты покинешь нас, оно уже больше не будет таким”.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.