|
|||
ПропорцияПропорция
Свободный человек — это тот, кого невозможно заставить делать то, чего он не хочет. Свобода — это возможность делать только то, что хочется. Если хочется всю жизнь не работать, даже с постели не вставать, и при этом есть гарантия не умереть от голода и холода — вот это свобода. Не важно, действия человека приносят пользу или нет. Важно, что его нельзя ни к чему принудить. Если же можно — это не свободный человек. Нельзя назвать свободным человека, которого надсмотрщик бьет палкой по спине, заставляя работать. Нельзя назвать свободным того, кого голод бьет по желудку, принуждая делать то, чего он с удовольствием бы не делал. Не важно, как принуждается человек, угрозой боли или страхом остаться без средств к существованию. Важно, что если бы не было принуждения, человек никогда бы не делал то, чего делает сейчас. Минимальная свобода — это не делать то, чего не хочется. Максимальная свобода — это делать то, что хочется. Если максимальной свободой располагают только боги, то минимальной люди. Один из признаков человека — свобода. Несвободный человек — не вполне человек. Это инструмент, орудие. Древний Рим знал три вида орудий: немые, мычащие и говорящие. Немые — это топор, телега и т.д. Мычащие — домашняя скотина. Говорящие орудия — несвободные люди, рабы. Итак, минимальный человек — это минимально свободный человек. Такая свобода возможна через присвоение результатов чужого труда. В древние времена единственный способ совершить такое присвоение — насилие. Это возможно через абсолютное лишение человека свободы. Превращение его из человека в орудие — в раба. Чтобы полностью лишить человека свободы, нужно установить над ним власть. Сделать это можно, принудив его отказаться под угрозой смерти от своей воли. Так как никакой человек не хочет превратиться в орудие, между тем, кто ищет свободы, и тем, кто не хочет превратиться в орудие, возникает борьба за жизнь и свободу. Побежденный отказывается от свободы ради жизни. Победитель забирает чужую свободу. В итоге из двух полусвободных, вынужденных работать, чтобы выжить, получается один полностью свободный человек, и один полностью лишенное свободы орудие. Первобытный человек не знал рабства и свободы. Все под угрозой голода и смерти делали механическую, изнуряющую и монотонную работу. Война делит первобытное общество на свободных и рабов. Древнегреческий философ из царского рода Гераклит называл войну отцом всего. Война одних творит рабами, других свободными. В этом плане интересна гегелевская концепция господина. Господин — это у кого есть дух войти в зону страха. Под этой зоной Гегель понимал ситуацию, в которой можно лишиться жизни. Например, поле битвы, где ставки очень высоки. Можно проиграть или выиграть все. Это очень страшно. Но кто способен преодолеть инстинкт самосохранения и войти в зону страха, тот заносит меч над человеком, лишает его свободы и становится его господином. Кто не может преодолеть инстинкт и принять бой, тот подчиняется. Это можно сравнить с дракой, предполагающей убийство противника. Если один готов драться с такими последствиями, а другой не готов, первый диктует ситуацию, а второй ее принимает. Я сейчас не касаюсь вопроса разумности. Речь только о готовности. Ницше еще больше усилил накал. Из гегелевской зоны страха можно выйти или без последствий (заключить мир), или с приемлемыми последствиями (например, рана в бою). Или признать себя побежденным, и через это сохранить жизнь, но утратить свободу. Ницше вводит понятие «зона ужаса» — ситуация, из которой нельзя выйти в том же состоянии, в каком вошел. Из зоны ужаса два выхода: или ты убьешь, или тебя. Других вариантов нет. Это формирует понятие выше господина — господина над господами. Чтобы войти в зону страха, в первую очередь нужна природа, позволяющая сделать такой шаг. Если ее нет, если попадая в опасную для жизни ситуацию человека парализует страх, у него попросту нет возможности войти в зону страха. Во вторую очередь, если человек в состоянии преодолеть инстинкт самосохранения, ему нужен мотив войти в эту зону. Таким мотивом является сама свобода. Для кого она представляет ценность, ради которой стоит рисковать своей жизнью, те делают шаг. Все остальные встраиваются в ситуацию, созданную людьми, сделавшими такой шаг. Для входа в зону ужаса нужна еще более сильная природа и высокий мотив. В зоне страха можно сохранить жизнь, а в зоне ужаса нельзя. В первом варианте свобода или рабство, и возможная смерть в бою, а во втором свобода или гарантированная смерть. Специалист по владению оружием, это в конечном счете ремесленник. Такой же рабочий, только к другому станку и инструменту привязан. Кто ему платит, на того он и работает. Завтра будет ему платить другой, и он пойдет направлением, указанным другим. Воин в первую очередь — это масть, природа и мотив. Его минимальный показатель — он может войти в зону страха. Максимальный показатель — в зону ужаса. Примером воинского духа больше являются не накаченные мужчины, обвешанные оружием, а, например, Екатерина I. Когда она начала операцию против своего мужа, Пета III, внука Петра I, она вошла в зону ужаса. В случае поражения у нее не было варианта сдаться. Ее бы, немку без капли крови Романовых, за покушение на царя не просто убили бы, а убили мучительно. Она сделала сумасшедшую ставку: в случае проигрыша мучительная смерть, в случае удачи абсолютная власть (которую еще нужно было удержать). И выиграла. Так как Екатерина имела детей от других мужчин, на престоле России не было Романовых. Воин — тип людей, готовых играть с большими ставками. Эта игра рождает первых рабов и первых свободных. Возникает первая цивилизация — рабовладельческая. Социум дает полноправным гражданам право требовать от государства хлеба и зрелищ. История не знает, было ли это право закреплено законодательно, но судя по дошедшим до нас сведениям о толпах людей, требовавших от государства хлеба и зрелищ только на том основании, что ни свободные граждане, социум видел благо в предоставлении свободы как можно большему числу людей. Чтобы уловить логику древних, начну с того, что всякая жизнь стремится к благу. Материальные и творческие объекты и явления, окружающие нас вчера и сегодня, и будут окружать завтра, есть результат реализации интеллектуального и творческого потенциала человека. Самая большая ценность – таланты. Высвободить их может только человек, свободный от забот о крове и пище, имеющий возможность делать что хочет. Кто занят выживанием, тому некогда, его жизнь уходит на выживание — защиту от голода и холода. Если объем благ равен числу свободных людей, социум заинтересован освободить от работы как можно больше людей. Его стремление ограничивают только возможности экономики. Число свободных людей прямо пропорционально эффективности экономики. Скорость поезда определяет не способность вагонов к самостоятельному движению (они не способны к нему) а способность локомотива. Чем его масса и мощность больше, тем состав в целом движется быстрее. Одной массы или мощности тут недостаточно. Если локомотив очень мощный, но маленький, он будет буксовать и не потянет за собой состав. Если состав большой, но маломощный, он тоже не потянет поезд. Нужно сочетание того и другого, пропорциональное поезду, чтобы потащить его за собой. Аналогично и общество, чем больше свободных людей, тем выше скорость развития. В первобытном обществе не было свободных людей, и потому ни о каком развитии не могло быть и речи. С появлением первых свободных людей начинается развитие. Освобождение части общества от труда дает удивительный взлет древнегреческой мысли. Для примера, в Афинах было около 50 000 свободных граждан, но они оказали такое гигантское влияние на человечество и цивилизацию, что его сравнить не с чем. Отдельно подчеркну, что большинство из них были не гении, а идиоты, примитивы и бездарности, которых хватало лишь на удовлетворение естественных потребностей и примитивные развлечения. Они тратили свою свободу на еду и досуг, требуя «хлеба и зрелищ» от государства. Но были среди них те, кто после удовлетворения базовых потребностей находил удовольствие в занятиях философией, науками и искусствами. Они создали цивилизационный фундамент, на котором до сих пор стоит европейский мир. Как человек состоит на 70-80% из воды, и только на 1-2% из железа, так и львиная доля человечества — серые, бездарные люди. Гении, талантливые, энергичные и умные в любом обществе составляют ничтожную часть. У разных наций, возможно, разные пропорции, но если брать средние показатели, человечество состоит не из гениев. Наполеон говорил, что армия, состоящая сплошь из генералов, менее дееспособна, чем армия из рядовых под руководством одного генерала. По этой аналогии предположу, что человечество, состоящее из посредственных людей, слабо разбавленных небольшим числом умных людей, более дееспособно, чем если бы оно состояло из одних умных. Чтобы вычленить из золотоносной породы все золото, нужно просеять всю породу. Непросеянная порода не отдаст содержащегося в ней золота. Среди освобожденных от работы людей всегда будет преобладать серость. Это не только плата за выявление гениев, но и более глубокий смысл. Развитие экономики требует, чтобы часть людей работала потребительскими трубами пропорционального производству диаметра. Люди с малыми талантами и ограниченным мышлением идеально подходят на эту роль.
|
|||
|