|
|||
Я. КорнаиЯ. Корнаи
Янош Корнаи – это венгерский экономист, изучающий экономику в различных аспектах, потребительское поведение людей в определенные сложные экономические моменты. Одним из главных его трудов – это «Дефицит». Он первым вводит понятие «дефицитной экономики», он считает, что любая социалистическая экономика по своей сути является дефицитной. Дефицит – нехватка, недостаточность средств, ресурсов для достижения поставленной цели или удовлетворения осознанной потребности. Товарный дефицит характеризует ситуацию превышения спроса над предложением. Данное явление возникает не только в социалистической экономике, однако именно в ней оно приобретает всеобъемлющий характер и систематичность. Я бы хотела более подробно разобрать эту книгу и углубиться в поведение покупателей во время дефицита и в экономику при рыночном дефиците. Написание "Дефицита" имело две цели. С одной стороны, экономист хотел показать, как работает социалистическая система в целом. С другой стороны, он попытался представить проявления, причины и последствия хронического дефицита экономики с методологической точки зрения. Случаи дефицита проявляются в любой экономике. Пассажир не может вовремя улететь, потому что у него из-под носа увели последний билет на данный рейс. Хочешь посмотреть новый разрекламированный фильм — стой в очереди перед кинотеатром. В подобных явлениях нет ничего особенно серьезного, они случайны и длятся недолго. Об экономике дефицита мы можем говорить в том случае, когда дефицит ощущается во всех секторах экономики. При дефиците покупатель зачастую вынужден приобретать не то, что собирался купить изначально. Вынужденная замена уничтожает радость потребления. Обретение дефицитного товара связано с утомительными поисками, долгим стоянием в очередях. Недостаточные, неравномерные поставки материалов, полуфабрикатов, запасных частей, наряду с острой нехваткой рабочей силы, приводят к задержкам производства и снижению производительности труда.Производитель в дефицитной экономике может легко продать свой товар голодающему покупателю. Производители не борются за покупателя. Таким образом, дефицит уничтожает один из важнейших стимулов технологического развития. Выше я перечислила экономические убытки, о которых упоминает в своей книге Корнаи. Но так же хочу упомянут о влияние на состояние потребителей в условиях дефицита. Потребителю приходится идти на уступки и выбирать товар, который возможно не нравится покупателю, но из за неимением выбора приходится соглашаться на меньшее. Наличие дефицита необходимого блага вносит дополнительные звенья в классическую цепочку потребительского поведения: осознание потребности – поиск товара – приобретение – потребление – утилизация. В обычной микроэкономической схеме вопрос о наличии продукта не ставится, предполагается, что товар всегда есть в наличии. В социалистической экономике, столкнувшись с дефицитом на этапе поиска товара, потребитель может продолжить поиск, согласится на вынужденную замену в случае абсолютного дефицита какого-либо товара, согласиться на добровольную замену в случае относительного дефицита товара, или вовсе отказаться от покупки. Таким образом, схема потребительского поведения приобретает следующий вид: осознание потребности – поиск товара – вынужденная замена/ добровольная замена/ отказ –приобретение – потребление – утилизация. При абсолютном дефиците в случае отказа от покупки у потребителя встает вопрос, что делать с высвободившимися финансовыми ресурсами. В подобной ситуации можно отметить два альтернативных решения: вынужденная трата или сбережения. На поведение потребителей влияет сложившаяся структура предложения,потребности формируются под воздействием тех продуктов и услуг, которые постоянно предлагаются покупателям. Дефицитная экономика характеризуется относительно небольшим ассортиментом товаров, отсутствием повсеместной рекламы и постоянного воздействия со стороны производителя, поэтому потребители приспосабливаются выбирать из того, что им предлагается и желать то, что имеется в наличии. Многократно повторяющаяся вынужденная замена со временем перерастает в устойчивый спрос. Таким образом состояние дефицита не только приучает потребителя к новому спросу, но и отучает от старого. На поведение покупателей также оказывают влияние нормальные пропорции потребительских цен. Для социалистических экономик свойственно установление определенного устойчивого уровня цен на различные категории товаров с помощью государственных дотаций и налоговых льгот. Государство регулирует поддержание низких цен на одни товары и высоких цен на другие, что в долгосрочной перспективе оказывает влияние на устойчивый спрос. Итак, модель поведения потребителей в условиях дефицита характеризуется ограничением, при котором спрос не удовлетворяется в соответствии с объективными потребностями и в соответствии с предложением на рынке. Потребитель вынужден покупать то, что он предлагает плохая экономика и адаптировать свою жизнь к этому предложению. Он вынужден планировать свое время и тд. Он постоянно вынужден маневрировать, преодолевать трения и адаптироваться к рыночным условиям.
|
|||
|