Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кельвин Ланкастер



Кельвин Ланкастер

 

Келвин Джон Ланкастер— американский экономист австралийского происхождения, родился в 1924 году в Сиднее. Ветеран Второй мировой войны.Учился в Сиднейском и Лондонском университетах (доктор философии, 1958). Преподавал в Лондонской школе экономики, университете Джона Гопкинса и Колумбийском университете.Входит в список «ста великих экономистов после Кейнса» по версии Марка Блауга.Известен работами по математической экономике, теории спроса, методологии экономической науки.

Кельвин Ланкастер– создатель новой теории потребительского спроса, впервые изложенной в статье "Новый подход к теории потребителя", которая впоследствии была переработана в книгу "Потребительский спрос: новый подход".

Новый подход Келвина Ланкастера к потребительскому поведениюберет в качестве отправной точки старую идею о том, что потребители ценят товары не как таковые, а скорее из-за тех услуг, которые они предоставляют. Теория Ланкастера известна как "характеристическая" теория поведения потребителя, поскольку она основана на том, что оно определяется не непосредственной полезностью индивидуальных товаров, а полезностью услуг, косвенным образом предоставляемых целым классом похожих, но не идентичных товаров. Иными словами, потребитель испытывает потребность в автомобиле с определенными характеристиками (габаритами, эксплуатационными свойствами, дополнительными особенностями), а не в конкретной машине.

Ланкастер пошел дальше и высказал смелое предположение, суть которого заключается в том, что характеристики товаров могут быть объективно измерены и описаны физическими терминами, и еще более смелое предположение о том, что каждый отдельный товар является совокупностью этих объективно измеряемых характеристик, представленных в определенной пропорции. Именно это последнее предположение и позволило Ланкастеру применить к потреблению "анализ активности", который ранее использовался только для производства: каждый потребитель выбирает наиболее предпочтительную для себя комбинацию потребительских "активностей", обусловленную фиксированным вектором объективно измеренных "характеристик", которые, в свою очередь, воплощены в определенном наборе товаров.

Подход Ланкастера основан на трех предпосылках:

1) всем благам присущи измеряемые характеристики, или атрибуты;

2) атрибуты могут быть измерены объективными параметрами;

3) полезность блага, основанная на атрибутах, объективно измерима.

Результатом явилась теория, столь же строгая с научной точки зрения, как и теория поведения потребителя, основанная на кривыхбезразличия, но приведшая к разного рода не известным ранее выводам, например, к выводу о том, что изменение цен в достаточно большом диапазоне может никак не сказываться на покупательской активности, или о том, что новые товары могут быть совершенно вытеснены с рынка вследствие изменения цены или появления более новых товаров. Более того, в соответствии с теорией Ланкастера, разнообразие товаров и их дифференциация, которые обычно рассматривались как символ отхода от совершенной конкуренции, считаются принципиально важными для самого понятия "потребительский спрос" даже в условиях совершенной конкуренции. Несмотря на элегантность, с которой излагается новая теория, многие коллеги Ланкастера не стали безоговорочными поклонниками его альтернативного подхода.

Более поздняя книга Ланкастера, "Разнообразие, равенство и эффективность" - попытка объяснить с помощью новой теории многие наблюдаемые особенности розничного рынка, а также рынков труда и денег. Не приходится сомневаться в том, что в будущем работа в этом направлении будет продолжена, и возможно, теория характеристик со временем войдет в "основное направление" экономической науки.

Ланкастер сделал два мощных вклада в экономическую теорию, и они ощущались далеко за пределами мира теоретиков. Он и Р.Г. Липси написали статью для «Обзора экономических исследований», в которой излагалась «Общая теория второго лучшего».Она оказала весьма заметное влияние на прикладную экономику благосостояния. До Ланкастера экономисты в целом соглашались с тем, что лучшим вариантом для потребителей будет нерегулируемая, совершенная конкуренция на рынке. Вот почему экономисты призывали к отмене тарифов или других барьеров для свободной торговли.Но Ланкастер задал простой, хотя и интеллектуальный, вопрос: действительно ли свободная торговля для всех товаров все еще лучше, несмотря на недостатки рынка?

Работа Ланкастера показала, что в этих условиях тариф на иномарки может повысить потребительский спрос на отечественные автомобили, компенсируя депрессивное воздействие профсоюзов на внутреннее производство. По мнению Ланкастера, экономисты не должны спешить с выводами: когда лучший вариант - идеальная конкуренция везде - невозможен, второй лучший вариант общества может противоречить громким призывам экономистов к свободной торговле и беспрепятственной конкуренции.

Изящно проанализированное предложение Ланкастера заключалось в том, что экономисты всегда должны тщательно определять, какие политики работают лучше всего в мире, где одни рынки работают хорошо, а другие - плохо. Коллега, профессор из Колумбийского университета, сказал после смерти Ланкастера, что экономисты постоянно отдают дань его проницательности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.