Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Г. Зиммель



Г. Зиммель

 

Г. Зиммель – немецкий философ и социолог, один из главных представителей поздней «философии жизни», создатель теории анализа социального взаимодействия, один из основоположников конфликтологии.

"Философия денег" - самый известный труд немецкого социолога и философа Георга Зиммеля, который считается одним из ключевых представителей так называемой поздней философии жизни. В своем труде он пристально изучает вопросы денежных отношений, социальную функцию денег, а также логическое сознание во всевозможных проявлениях - от современной нам демократии до развития технологий. Эта книга стала одним из его первых трудов, посвященных духу капитализма.

В книге рассматривается несколько вопросов: ценность денег, их обмен и денежная культура в целом. Зиммель рассматривает человека как бы живущего в двух, независимых друг от друга реальностях – реальности ценностей и реальности бытия. Природа ценностей как бы живёт отдельно, дополняет и окружающую реальность.

Предметы существуют независимо и отношения с предметами завязываются только с определением собственной личности и с появлением субъектно-объектных связей. Мозг человека выделяет мысль об объектах в независимую категорию, которая не связывается с самим процессом мышления. В следствии, оценка является природным психическим явлением, а оценка происходит самостоятельно и не зависит от «объективной реальности». Это значит, мнение об объекте, которое по природе присуще субъекту – и является ценностью.

Ценность же в экономическом ключе появляется в тот момент, когда из всех видов объектов, лишь один полностью соответствует требованиями, то есть происходит дифференциация объектов, а одному из них присвоено особое значение.

Если простыми словами, то Зиммель пытается сформулировать понятие “экономической ценности”, для каждого человека. Для нас всех мир отличается, разные предметы соответствуют разным ценностям, из-за чего и происходит дифференциация. Именно в этот момент мы присваиваем вещам особое значение.

Именно желанием приобрести конкретную вещь, мы потребность превращаем в ценность. Это Зиммель назвал: “Субъективным импульсом”. Появление ценностей позволяет нам сравнивать предметы и искать в них выгоду.

Важное место в парадигме Зиммеля занимает обмен. В результате он становится подтверждением субъективности самой ценности. Выходит, что вся экономика - лишь особый вид взаимодействия, который учитывает, что непосредственно обмену подлежат не только материальные объекты, что очевидно, но и ценности, которые мы можем рассматривать как субъективное мнение людей.

По мнению Зиммеля, обмен – это производство. Это некий импульс, который заставляет людей испытывать желание и как следствие, обменивать свои блага на тот или иной продукт.

Кстати, говоря о деньгах, Зиммель подчеркивает что появление денег, стало отправной точкой во взаимоотношениях и появление принципиально новой культуры. Деньги превратились в общую формулу, которая позволяет присваивать любые вещи и цели. Это приводит к тому, что деньги становятся абсолютной целью для общества.

Так же, в своей работе “Философия Моды”, Зиммель упомянул важность моды в общественных процессах. Он считал, что привлекательность подражания, уничтожает в человеке его творческое начало. Мода сама по себе при этом является подражанием образцу, удовлетворяя потребность в социальной опоре. Это и приводит конкретного человека на колею, по которой следует и все остальное. Мода, согласно Зиммелю, одна из форм жизни, которая способна удовлетворять наши потребности в различии и тягу к выделению из общей массы. Но мода требует средств. Так мы и попадаем в замкнутый порочный круг, в котором происходит бесконечное потребление. Эти идеи и являются своего рода “Обществом потребления”.

Если придавать меньшую значимость самим деньгам, а большую целям-объектам, а также путям их присвоения, то и цели станут более досягаемыми. Речь о том, чтобы не иметь цель заработать ради того, чтобы заработать, а заработать на конкретно поставленную цель. Зиммель утверждал, что данный подход к деньгам – первый шаг к успеху.

Конечно, современное общество сильно завязано на стереотипах и привычных моделях поведения. Зиммель рассуждал о важности разрыва этого круга, в котором завязло современное общество. Деньги – это лишь инструмент и ни в коем случае не цель. Эти идеи Зиммель продвигал ещё до известной работы Бодрийяра“Общество Потребления”, философ уже в 19 веке понимал, куда идёт современный мир, и как нам стоит в нём существовать.

“Самопреодоление человека означает, что он выходит за границы, положенные ему мгновением.”

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.