Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дуглас Сесил Норт



Дуглас Сесил Норт

Для того, чтобы оценить вклад Дугласа Норт нам необходимо немного ознакомится с его биографией.

Итак, в 1942 г. Норт получил степень бакалавра (Калифорнийский университет, Беркли); в 1952 г. там же получил степень доктора. В годы Второй мировой войны проходил службу в торговом флоте. Такой богатый опыт как теоретических, так и практических знаний стал основой для дальнейших работ ученого. Стоит также упоминать, что Дуглас Норт – лауреат премии Д. Коммонса, а также премии А. Смита. Ученый также имеет Нобелевскую премию.

В своих трудах Норт, изучая развитие мира, рассматривал экономическую революцию, связанную с основами права земельной собственности, здесь стоит сказать, что по мере развития общества изменялись и права собственности. Сейчас у почти каждой семьи есть своя собственность, например квартира, а если брать советское время, то не было такой частной собственности. Все это несомненно связанно с экономическим развитием, то есть сейчас рыночная экономика, где без частной собственности нельзя говорить о полноценном развитии, раньше это была плановая экономика, в которой не было месту частному сектору.

 В разработанной им концепции влияния институтов на долгосрочный экономический рост, Норт опирался натеорию прав собственности, новую политэкономию с акцентом на различиях между политическими и экономическими рынками. Стоит отметить, что мы часто связываем экономические решения с политикой, к примеру если одна страна не поддерживает законы и режим другой, то между ними не может быть прочных экономических связей. Дуглас Норт говорил же о том, что это разные рынки и решения в рамках одного не должны влиять на решения в рамках другого.

Говоря о взаимодействии людей, ученый выделял три основных института, которые дают стимулы в области экономического, социального, а также политического обмена.

Ими являются:

1.Неформальные ограничения (традиции, нормы поведения, добровольные самоограничения, обычаи)

2.формализованные правила (правовые прецеденты, административные акты, законы)

3.механизмы давления, целью которых является принуждение к соблюдению правил (полиция, суды).

Неформальные ограничения дают опору для формальных, потому что все правовые акты и законы не должны идти в разрез с традициями и устоями той или иной страны. Необходимо отметить, что суды и полиция отделены от законов и административных актов, что дает понять нам необходимость разграничения формальных правил от механизмов давления и принуждения.

Ученый считал, что главными и основополагающими источниками институциональных изменений являются сдвиги в структуре относительных цен, а также воздействие психологических и идеологических представлений, в частности, предрассудков и мифов. Сдвиги в структуре относительных цен, вызванные, прежде всего, ростом населения, нововведениями и освоением новых рынков, служат причиной того, что становятся невыгодными различные, уже устоявшиеся формы взаимодействия. Это все служит причиной возникновения новых институтов. Если же институциональные изменения отсутствуют, то это значит, что агенты не заинтересованы в пересмотре действительности. Например, при учете тех издержек, которые им пришлось бы понести в случае изменений. Опережающий экономический рост капиталистических стран в Новое время ученый связал с формированием и развитием институтов, которые способствовали: развитию частной инициативы, то есть формирование мощного института прав собственности, утверждение принципов личной свободы. Все мы знаем, что в США очень развита частная собственность и чувство свободы и поэтому эти факторы стали основополагающими в развитии экономики.Однако есть и факторы, блокирующие появление и утверждение более эффективных институтов, все они сводятся, по мнению Дугласа Норта, к 3 основным группам: заинтересованность правительства в сохранении неэффективной системы институтов; зависимость эволюции институтов от однажды избранной траектории, в частности, новые, более эффективные изменения могут быть продолжительное время незадействованными, потому как их внедрение требует больших затрат, в то время, как поддержание устоявшихся институтов таких значительных затрат не требует; неэффективные институты могут поддерживаться сильными группами с особыми интересами.

Все выше сказанное приводит нас к мысли о том, что в рассмотрении экономического развития стоит учитывать не только фактор потенциала той или иной странно, но и её ментальные особенности, которые тоже могут стать толчком или же наоборот препятствием в развитии. Также на пути усовершенствования и развития может стоять желание государства или монополистов, которые ещё не готовы или не хотят меня что-то в своей стране, потому что такие изменения могут плохо отразится на их деятельности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.