Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Харви Лейбенстайн



Харви Лейбенстайн

 

    Харви Лейбенстайн — американский экономист, уроженец Украины, входит в список «ста великих экономистов после Кейнса» по версии М. Блауга. Благодаря своей работе «Экономическая отсталость и экономический рост. Исследования в области теории экономического развития» в 1957 году становится пионером в исследовании концепции порочного круга нищеты и теории «большого толчка». Лейбенстайн является основоположником новой концепции эффективности функционирования фирмы — X-эффективности, когда в 1966 году опубликовал статью «Аллокативная эффективность в сравнении с „X-эффективностью“».

    В своем часто цитируемом очерке "Аллокативная эффективность по сравнению с Х-эффективностью", он высказал мысль о том, что большинству фирм не удается минимизировать затраты на единицу продукции потому, что производственная функция, которая связывает объем используемых ресурсов и производимую с их помощью продукцию, не может быть полностью проанализирована и досконально изучена, либо потому что менеджеры или работники сознательно не пользуются ее возможностями. Другими словами, X-эффективность является следствием инерции, консервативного желания не расширять сферу деятельности и плохого знания рынка.

Используя эту идею, Лейбенстайн смог объяснить многие часто наблюдаемые особенности деловой жизни, связанные с бездействием - в ситуациях, когда можно получать что-либо без особенных затрат - которые трудно объяснить, исходя из неоклассической теории максимизации прибыли. В своих более поздних работах Лейбенстайн развил свою идею и превратил ее в более понятный метод анализа, в соответствии с которым действия экономических агентов, как правило, не оптимальны, но по мере того, как внешние обстоятельства усиливают свое давление на них, их поведение оптимизируется.

Теория X-эффективности не вооружает системным подходом к прогнозированию причин и обстоятельств неудач коммерческих предприятий, пытающихся минимизировать затраты, и свидетельства, приведенные Лейбенстайном в качестве доказательства бездействия фирм, были признаны случайными. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сама концепция X-эффективности нередко подвергалась критике на том основании, что феномен, к которому привлек внимание Лейбенстайн, может быть объяснен с позиций ортодоксальной теории фирмы, если эту теорию соответствующим образом модернизировать, введя в нее такие понятия, как трансакционные издержки, отсутствие надежной информации и неопределенность имущественных прав. Однако несмотря на все это, теория Лейбенстайна показывает, как трудно точно определить само понятие эффективность - если людей устраивает застой, значит ли это, что они обязательно неэффективны?, - и она оказалась полезной в качестве инструмента дальнейшего изучения процесса принятия решений фирмами. В этом плане теория X-эффективности смыкается со поведенческой экономической теорией.

Лейбенстайн не только интересовался поведением в бизнесе, но и использовал теорию X-эффективности для изучения макроэкономических аспектов демографических проблем. Его первая книга "Экономическая отсталость и экономический рост", посвящена анализу роста народонаселения в развивающихся странах, и можно сказать, что на протяжении всей своей карьеры он не переставал интересоваться демографией.

Что касается исследований, посвященных потребительскому поведению, Лейбенстайн наряду с функциональным спросом на блага (товары), зависящим от их потребительских качеств, он выделил и нефункциональный спрос, зависящий от других факторов – эффектов потребительского выбора. Среди таких эффектов Х. Лейбенстайн отметил:

1) Эффект присоединения к большинству (bandwagoneffect). Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая. Поэтому под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.

2) Эффект сноба или эффект «табу» (snobeffect). В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.

3) Эффект Веблена(Vebleneffect). Именем Т. Веблена X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, ярко описанное в "Теории праздного класса" (1899),когда товары или услуги используются не по прямому назначению,а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление. То есть этот эффект заключается в показательном потреблении, то есть потребность покупать товар из-за возрастания его цены;

4) нерациональный (иррациональный) спрос, основанный на прихоти, капризе.

Мы видим, что Лейбенстайн утверждает, что рынок и решения, которые определяют его деятельность и рост, следует рассматривать не с точки зрения формальной рациональности, но с точки зрения «эмпирически наблюдаемого человеческого опыта, который вспоминается и анализируется в академическом спокойствии». Его работа была как нападением на доминирующую неоклассическую предпосылку использования только чистого разума для объяснения эмпирического мира, так и предложением его эмпирических находок, которые объединены в одну теорию.

Сила работы Лейбенстайна в том, что его наблюдения неоднократно наблюдаемы; недостаток состоит в том, что их нельзя описать абстрактно таким образом, чтобы сделать его выводы логически управляемыми. Лейбенстайн думал, что лучшее, что он мог сделать, это не выдумывать и затем теоретизировать, а тщательно наблюдать, а затем обобщать наиболее тщательно. Для многих его результаты были не только весьма оригинальными, но и жизненно важными.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.