|
|||
Харви ЛейбенстайнХарви Лейбенстайн
Для того, чтобы детальнее раскрыть тему исследований Харви Лейбенстайна, необходимо для начала обратиться к его личности. Итак, Харви Лейбенстайн (1922-1994) – это американский экономист, уроженец Украины, который сделал блистательную научную карьеру. В 1949 Харви был назначен специалистом по социальным вопросам Департамента народонаселения ООН, а в 1951 году стал консультантом корпорации Rand (американский стратегический исследовательский центр). Также в 1951 году после долгих лет обучения он получи докторскую степень в Пристонском университете. Стоит отметить, что Харви Лейбенстайн вел активную преподавательскую деятельность. Так, он преподавал в Калифорнийском, Иллинойсском и Гарвардском университетах. Более того, ученый входит в список «ста великих экономистов после Кейнса» по версии М. Блауга, а всеобщую известность получил благодаря своим первым работам - «Экономическая отсталость и экономический рост. Исследования в области теории экономического развития», которую он издал в 1957 году, став новатором в исследовании концепций порочного круга нищеты и теории «большого толчка», и «Аллокативная эффективность в сравнении с „Х-эффективностью“» в которой описал новую концепцию развития фирмы. Говоря о порочном круге бедности, который исследовал Харви Лейбенстайн, нельзя не упомянуть, что впервые данный термин был предложен в работах Ханса Зингера и Рауля Пребиша в 1949—1950 годах и представлял собой концепцию взаимосвязанных факторов, объясняющих слабость развития отдельных экономических агентов, регионов и стран. Иначе говоря, под этим термином подразумеваются проблемы развивающихся стран, когда низкий уровень дохода на душу населения не позволяет осуществлять сбережения и инвестиции на уровне, необходимом для достижения минимального темпа экономического роста. В работе Харви Лейбенстайна колебания, которые связаны с улучшениями среднедушевого уровня дохода, нейтрализуются последующим ростом населения. Отсюда сформирована теория квазистабильного равновесия. Чтобы объяснить «квазистабильное равновесие», ученый приводит пример развития сельского хозяйства. Так, если вследствие роста продуктивности аграрного сектора увеличивается среднедушевой доход, то он быстро поглощается возросшим населением (благоприятные условия роста населения). Увеличение урожайности в свою очередь приводит к улучшению питания, что выражается в уменьшении показателя смертности и ведет к росту естественной продолжительности жизни. Однако демографический рост усиливает давление на природные ресурсы, а прежде всего, на землю, что чревато дроблением земельных участков и снижению урожайности. Графически Х. Лейбенстайн описывает квазистабильное равновесие в «третьем мире» так: Стоит отметить, что ежегодные темпы прироста ВНП на душу населения в послевоенные годы были в несколько раз ниже, чем в развитых странах, что способствовало углублению разрыва между центром и периферией мирового хозяйства. Более того, в связи с высокими темпами роста населения и низким ростом ВВП происходит общее снижение ВВП на душу населения. Поэтому для того, чтобы определить тенденции роста, необходимо проанализировать факторы, которые влияют, с одной стороны, на увеличение среднедушевого дохода, а с другой на его уменьшение. В авторском описании порочного круга нищеты Харви Лейбенстайн как раз анализирует влияние данных факторов: Развитие зависит от глубины воздействия на традиционную экономику повышающих и понижающих факторов. Когда воздействие повышающих факторов сильнее, происходит понижение уровня дохода ниже начального уровня дохода (m), а повышающие факторы только ослабляют общее падение. Стоит отметить, что в послевоенные годы изучением порочного круга нищеты занимались многие экономисты, среди них можно назвать РагнараНурксе, Бруно Кналла и других, однако выводы Харви Лейбенстайна относительно данного вопроса стали поистине новаторскими и вошли во многие труды последователей, а также в программы обучения по направлению экономики в университетах по всему миру. Во-первых, стала резонансной интерпретация соотношения между ростом населения и изменением экономических условий в теорию квазистабильного равновесия. Во-вторых, анализ влияния повышающих и понижающих факторов на изменение условий среды и экономическое развитие стран положил начало более детальному изучению данной проблемы. И в-третьих, разработка собственной концепции в теории «большого толчка», которая представляет собой синтез концепций «порочного круга бедности» и «самоподдерживающегося роста», подразумевающих крупное вливание капитала в страну, которое позволит поспособствовать экономическому росту в стране. Впервые данную теорию сформулировал Пауль Розенштейн- Родан в 1943 году. Так, согласно концепции Лейбенстайна, для модернизации экономики необходима крупная «инъекция» капитала, которая создает благоприятные условия для экономического роста. Более того, размер инвестиций должен быть рассчитан таким образом, чтобы не быть поглощенным текущими потребностями экономики страны. Также Х. Лейбенстайн говорит о том, что размер инвестиций должен равняться 12-15% национального дохода. Считается, что подобный «большой толчок» должен повысить темп роста среднего дохода на душу населения, повысит покупательскую способность, увеличит спрос, что приведет к большей популяризации предпринимательства. Говоря о практической реализации данной концепции, можно сказать, что она не универсальная для всех стран. Так, например, «Новый Курс» Франклина Рузвельта предполагал стабилизацию денежной системы и применение элементов теории «большого толчка» (предоставление крупнейшим банкам кредитов и субсидий от государства), в то время как Ли Куан Ю взял курс на привлечение иностранного капитала и промышленное развитие. Считается, что диспропорция секторов экономики и ВВП России предполагает проведение «большого толчка» в связи с преобладанием сырьевого сектора над остальными. Однако его последствиями могут быть скрытая безработица, материальные внешние эффекты и прочее. Подводя итоги концепций Х. Лейбенстайна по работе ««Экономическая отсталость и экономический рост. Исследования в области теории экономического развития», хочется отметить влияние данных разработок на изучение покупательского поведения. Нельзя не согласиться, что на покупательскую способность в целом влияют различные факторы, среди которых состояние экономики страны (экономическая стабильность, увеличение ВВП и прочие показатели), которые рассматривал Лейбенстайн в своей концепции порочного круга нищеты, а также уровень инвестиций, подогревающих покупательскую способность и спрос в целом в экономической системе, о которых говорилось в его концепции «большого толчка». Таким образом, ученыйпривнес большой вклад в дальнейшее изучение не только экономических явлений, но и маркетинговых процессов. Говоря о покупательском поведении, нельзя не отметить, что совместно с общими принципами выбора рационального потребителя и общей экономической ситуации в стране существуют особенности, определяющие влияние дополнительных факторов на выбор, таких как вкусы и предпочтения. В связи с этим Харви Лейбенстайн выдвинул свою классификацию потребительского спроса, в которой делит его на две большие группы – функциональный и нефункциональный. Под функциональным спросом Х. Лейбенстайн понимал часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу самому товару или услуге. Под нефункциональным же спросом понимается такая часть спроса, которая обусловлена не присущими экономическому благу качествами. В свою очередь нефункциональный спрос выделяет следующие виды: · Социальный спрос, включающий отношение покупателей к товару (взаимовлияния); · Спекулятивный спрос, основанный на опасениях повышения цен в будущем, которые стимулируют дополнительное потребление; · Нерациональный спрос, подразумевающий незапланированное приобретение товара или услуги под влиянием сиюминутного желания. Тем не менее, социальный спрос опирается на взаимное влияние, к которому относятся три типичных случая: 1. Эффект присоединения к большинству – прямая зависимость от мнения других потребителей; 2. Эффект сноба – обратная зависимость от товаров и услуг, потребляемых другими покупателями, желание выделиться; 3. Эффект Веблена – престижное или демонстративное поведение, потребление зависит от цены товара или услуги. Стоит отметить, что спрос – один из самых важных экономических и маркетинговых категорий, благодаря изучению которых разрабатываются модели потребительского поведения и связанных с ним напрямую маркетинговых стратегий. Таким образом, благодаря разработкам Х. Лейбенстайна в отношении спроса, был внесен большой вклад не только в развитие экономической дисциплины, но и смежных с ней, таких как маркетинг, социология, менеджмент и прочее. Так, с помощью классификации спроса Х. Лейбнстайна разрабатываются не только карты эмпатии, но и целые маркетинговые стратегии. Более того, разработки ученого используются даже при составлении целей и задач позиционирования компании и рекламных роликов. Например, проанализировав позиционирование ювелирного дома «Cartier», можно сказать, что данный бренд опирается на «эффект сноба» и/или «эффект Веблена» при составлении рекламных и PR-кампаний. Тем не менее, не стоит забывать, что одной из знаковых работ ХарлиЛейбенстайна также была статья «Аллокативная эффективность в сравнении с „Х-эффективностью“» (термин впервые был введен автором в 1966 году). Суть данной концепции состоит в том, что действия экономических агентов в большинстве случаев не оптимальны и развиваются лишь по мере давления внешних обстоятельств. То есть отдельные фирмы и люди никогда не работают так хорошо, как могли бы в связи с консервативным нежеланием расширять сферу деятельности и плохим знанием рынка. Функционирование фирмы считается Х-эффективным, если при данном наборе ресурсов и наилучших доступных технологиях она производит максимальный выпуск продукции. Более того, Х-эффективность складывается из внутрифирменной мотивационной эффективности, внешней мотивационной эффективности и эффективности нерыночных ресурсов. Причинами, по которым возникает Х-неэффективность принято считать неполноту трудовых договоров, нерыночные факторы производства, несовершенство информации, трансакционные издержки, монополизация рынка и тайное сотрудничество фирм и прочее. Однако эффективность каждой фирмы рассчитывается в конкретной сфере без учета рассмотрения в других. Таким образом, концепция Харви Лейбенстайна об Х-эффективности фирм, основанная на изучении мотивационной эффективности внутри фирмы, положила начало развитию данного явления и модернизации организационной составляющей целых корпораций. Говоря о практических примерах применения разработок ученого, повышаемых в том числе распространение информации внутри фирмы и иерархической системе, нельзя не отметить многоступенчатые системы профессионального роста в корпорациях, а также разработка новых систем оповещения, согласно которым подчиненный обязан доложить о проблемах на рабочем месте начальнику «через голову», если есть конфликт с непосредственным начальником. Подводя итоги, хочется отметить значимость и самобытность ученого-экономиста Харви Лейбенстайна, а также важность его разработок для развития не только теоретического знания, но и практического. Более того, изучение спроса предопределило развитие экономической, маркетинговой, PR и даже рекламной деятельности, дав основание описания поведения потребителей в зависимости не только от индивидуальных факторов, но и от экономической ситуации в стране.
|
|||
|