Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стивен Меннел



Стивен Меннел

 

Потребительское поведение людей меняется с течением времени, оно может отличаться в разных регионах, в разные периоды времени и в разных социальных классах. Сначала Н. Элиас, впервые в 1939 г., а за ним

С. Меннелл показали, что изменения в питании подвержены так называемому цивилизационному процессу, то есть возрастающему контролю индивидом своих эмоциональных процессов. И также на смену «голоду» приходит «аппетит», а процесс принятия пищи и напитков становится всё более подверженным социальным нормам. В то же время вводятся ограничения на определённые виды пищи, и среди таких ограничений те, которые связаны с маркировкой гендерного и социального статусов. Что мы едим, то нас и определяет.

Работа социолога С. Меннела «Процесс цивилизации аппетита» основывается на цивилизационном подходе Н. Элиаса. Основные идея

Н. Элиаса говорит нам о том, что в обществе существует тенденция к тому, чтобы все больше аспектов нашей обыденной жизни становились все более подконтрольными обществу с развитием рациональности поведения.

Он говорил о том, что хотя процесс цивилизации имеет много общего с цивилизацией манер поведения за столом, но относительно мало с тем что и как много едят люди.

 

Однако в своем труде С. Меннела интересуются скорее вопросом изменения в регулировании аппетита в количественном смысле, чем изменениям вкусов и качества самой еды. Эти изменения, по его мнению, повлекли долгосрочные изменения в структуре общества, в манерах поведения, в выражении чувств и повлияли на становление такого механизма, как аппетит. Таким образом, в своей работе он пытается понять можно ли на основе идей Н. Элиаса прийти к понятию управления аппетитом.

С. Меннел считал, что аппетит – это не тоже самое что и голод. Нужно разделять эти два понятия. Голод – это двигатель тела, а аппетит, хоть он и нужен для еды, в большей степени является внутренним состоянием души, желанием человека, которое является установкой для голода.

Аппетит индивидуума – это его желание и склонность к еде, его интерес к потреблению пищи. Есть – это то, что делает человек. Аппетит – это то, что ему хочется делать, в основном психологическое состояние.

Аппетит человека это его интерес склонность или желание в потребление какой-либо еды.

Мы склонны думать, что голод и аппетит имеют непосредственные связи, но на самом деле, как утверждает Меннел, прямого отношения между ними не существует. Связь между голодом и аппетитом обеспечивается тем, что иногда называют "аппестат", под которым подразумевается психологический, а не просто физиологический механизм контроля, регулирующий потребление пищи. Точно так же, как термостат может быть установлен слишком высоко или слишком низко, так и "аппестат" человека может быть установлен слишком высоко или слишком низко по отношению к физиологическому оптимальному диапазону. Слишком высоко установленный рацион питания является условием булимии – болезни, заключающийся в чрезмерном потребление пищи и приводит к чрезмерному весу тела, а слишком низко – анорексии – болезни, выражающейся в невозможности приема пищи.

Установка человека на "аппестат" определяется не только скрытым влечением к голоду, но и зачастую довольно сложными психологическими процессами, в которых значительную роль может играть социальное давление. Образ тела – это особенно заметный элемент: как человек воспринимает свое собственное тело и его отношение к тому, что он воспринимает как социально одобряемый образ тела. Сегодня психоаналитики гораздо лучше понимают психологические проблемы, которые могут привести к тому, что отдельные люди будут иметь патологические "расстройства питания" и веса тела, отклоняющиеся от того, что является здоровым.

Многочисленные литературные произведения описывают банкеты времён средневековья и вводят заблуждение относительно того, что же на самом деле могли есть люди того времени. Наличие обильного количества блюд говорила о состоятельности хозяина. Для любого социального класса того времени было характерно чередование крайне скупости и расточительности. Некоторые признаки такого поведения сохранились и посей день, которое нашли проявлении в проведении различных праздников, ярмарок и т.д. Ещё одной причиной таких «пищевых оргий» являлось то, что люди жили в большом количестве опасностей (войны, эпидемии, пожары), угрожающих уничтожить весь урожай, поэтому люди порой предпочитали сразу съесть большое количество еды, чем её потерять, и не надеяться на удачу, что ничего не произойдет.

Такое колебание между голодовкой и обжорством наложило особый печаток на эмоциональную сторону жизни людей. Они выражали эмоции с большей свободой и с лёгкостью переходили от смеха к слезам, но в значительной степени это могло быть связано с физиологическим дефектом от неадекватных и не регулярных приемов пищи, которая порождает в человеке гиперчувствительность.

Также С. Меннел говорил о том, что процесс цивилизации аппетита в деталях более сложен, чем это было возможно описать. В самом широком смысле этот аргумент состоит в том, что растущая взаимозависимость и более равное соотношение сил между социальными классами нашли свое отражение в более равном распределении продуктов питания, что, в свою очередь, было связано с несколько большим сходством кухни, а также с менее резкими различиями между праздничной или банкетной пищей и повседневной едой. И что эти изменения сопровождались ростом давления в сторону более равномерного и "всестороннего" самоконтроля аппетита. Однако это не было простым линейным развитием; на самом деле были всплески, развороты и исключения.

Также С. Меннел отмечал что потребление определенных продуктов и видов пищи может быть присуща определённому слою населению или зависеть от гендерной принадлежности. И действительно, количество и качество еды, которое человек может себе позволить напрямую связано с его достатком и статусом. То есть покупка еды не зависят от потребности человека, а скорее от его желания удовлетворить себя в своем социальном статусе. Люди все разные, и, естественно, аппетит и различные предпочтения в еде у всех разные.

Люди потребляют продукты питания в большинстве случаев не задумываясь о том, нужно ли им действительно потреблять такое количество пищи или это может касаться каких-то определённых продуктов. Производители пользуются этим и придают своему продукту определенное качество или статус, якобы говорят, что это продукт именно для тебя, и что ты можешь себе это позволить. И даже если в действительности ты не можешь себе это позволить, ты все равно вероятно купишь его. Поведение потребителя обычно, в таких случаях, предсказуемо

Конечно, в нашем восприятии еды и его количества произошёл качественный и количественный скачок с развитием цивилизации, и аппетиты людей стали весьма разнообразными. Но существуют три столпа, которые, по мнению С. Меннела, формируют наше представление о том, что и как мы должны есть. Это государство, религия и медицина. каждый по-своему трактуют.

Контроль над аппетитом был одной из самых самый неотъемлемых проблем для большинства европейцев от эпохи средневековья до позднего капитализма. И именно эти три институтам сложились на основании внешних факторов общественной жизни и только потом повлияли на контроль над аппетитом.

Так, например, церковь контролировала аппетит путём установления постов, а в Англии и Франции реньше существовали ограничивающие законы на застолье, по которому банкет могли устраивает только феодалы, обязующиеся делиться этим с менее обеспеченными людьми.

В более меньшей степени на контроль над аппетитом повлияло медицинское мнение. Медицина давно пропагандирует умеренное потребление пищи для поддержания здоровья организма, но только в последние десятилетия люди стали более или менее придерживаваться мнения медиков и обращать внимание на состав продуктов, которые они едят, на их калорийность, и придерживаться какого-то определённого рациона для своего же здоровья.

Также человек может отказываться от какого-то определённого вида пищи по нескольким причинам. Стивен Меннел выделял четыре причины отказа от различных видов пищи. Первая – это приобретенная неспособность насладиться определенным видом пищи; это может быть связано с различными традициями в семье или народе. Второе – это опасение различных последствий после употребления какого-либо продукта. Третье – это боязнь потери своего статуса. Мало какой миллионер станет есть еду из фастфуда. И последние, но не мало важное, – это моральные принципы.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что потребительское поведение людей относительно еды меняется с течением времени и может зависеть от множества факторов, как внешних, так и внутренних. Понятия аппетит и голод всегда будут присутствовать в нашей жизни, но все зависит от того, что и как контролирует наш аппетит и воздействует на наше потребительское поведение в это плане.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.