Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Джордж Акерлоф



Джордж Акерлоф

 

Экономика – спорная наука и никогда не стоит на месте. Многие ученые высказывали различные мнения по поводу правильного функционирования рынка, выдвигали свои научные теории, доказательства, примеры. Я хотела бы подробно рассмотреть одного из таких ученых, который внес большой вклад в развитие экономической науки.

 

Джордж Акерлоф — американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике в 2001 году за «анализ рынков с несимметричной информацией» вместе другими учеными, он также является основоположником информационной экономической теории. Кроме того Акерлоф известен своими исследованиями рынка труда и особенно нерыночных зарплат, формирующих в настоящее время основы новокейнсианской школы макроэкономики.

Родился 17 июня 1940 года в городе Нью-Хэйвен. Получил обучение в Йельском университете (1962 — степень бакалавра экономики) и в Массачусетском технологическом институте (1966 — степень доктора экономики). После окончания учёбы почти постоянно преподавал в Калифорнийском университете в Беркли.

Наиболее известен своей работой «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм». Научная работа была опубликована в 1970 году. В ней анализируются рыночные последствия ситуаций, в которых продавец знает о качестве товара больше, чем покупатель.

Основная идея основывается на том, что если потребитель не знает о качествах товара настолько хорошо, как о нем знает продавец, то плохие и некачественные товары могут вытеснить хорошие, что может привести к полному исчезновению рынка. Рынок «лимонов» - это некая аллегория в американском обществе, которая подразумевает дефект машины, который обнаруживается только после ее покупки. Высокое качество создает репутацию всем продавцам на рынке, а не конкретному, поэтому выставляется продукция низкого качества.

Очень сложно определить техническое состояние автомобиля, рассматривая его при покупке, особенно для человека, который не разбирается в этом. Поэтому в большинстве случаев покупатели ориентируются на продавца-консультанта, который сможет наиболее подробно и детально рассказать о преимуществах автомобиля. На данном рынке в продаже присутствуют обычные подержанные автомобили в хорошем состоянии. Приходя в магазин, потребитель ожидает увидеть автомобиль в нормальном качестве, как собственно и любой другой товар, поэтому готов заплатить за продукт нормальные деньги. Продавец же хорошей, качественной, технически обеспеченной машины не может поставить полную цену за свой продукт, поэтому уходит с рынка. По мере ухода с рынка таких представителей средняя цена, которую потребитель готов заплатить, с каждым разом падает, что может влечь за собой исчезновение качественных и хороших автомобилей с рынка вообще. Дж. Акерлоф предоставил этот пример скорее не в связи с важностью данной проблемы автомобилей, а для лучшего понимания проблемы.

Если объяснять на цифрах, то за один хороший поддержанный автомобиль покупатель готов заплатить 4000$, а продавец в свою очередь согласен продать его по любой цене выше 3500$. Однако, на данном рынке также присутствуют другие продавцы, которые пытаются сбыть автомобили с дефектами («лимонами»), выдавая их за нормальные, за которые они согласны получить цену (уже ниже, чем прежние) выше 2000$, следовательно покупатели заплатили бы за него максимум 2500$. Покупая новый автомобиль, покупатель не осведомлен в ассортименте – качественный автомобиль или дефектный («лимон»).

Предположим, что информация распределяется симметрично, тогда на рынке находились бы отдельные места для продажи обоих типов автомобилей. Но по Дж. Акерлофу информация все-таки асимметрична (так как только продавец знает о состоянии своего продукта полностью), что дает право рынку «лимонов» на существование.

Если принять во внимание, что количество хороших и плохих автомобилей одинаково, можно найти среднюю цену на автомобиль:

 

(4000$ + 2500$) / 2 = 3250$

 

Мы помним, что продавцы хороших и качественных автомобилей готовы продавать свой продукт в промежутке 3500$-4000$, следовательно, они не будут сбывать свои машины. А для «лимонов» данная цена даже выше поставленной. Вывод: «лимоны» будут вытеснять качественный товар с рынка.

Другой пример – проблема занятости среди представителей национальных меньшинств. Работодатели часто отказывают данным лицам в приеме на работу. Тут действует такая логика: определенная национальная принадлежность может служить надежным показателем социального происхождения кандидата, его уровня образования и знаний, подготовки и работоспособности. Неопытный работник может быть наделен всеми качествами, необходимыми для данной профессии, однако качество этих способностей должно быть подтверждено наличием образования из учреждения с хорошей репутацией. Работодатель может из своих предположений решить, что нанимать на работу представителя национальных меньшинств есть неправильное решение, которое сможет погубить бизнес, что такие люди не готовы нести ответственность за свою работу. Однако успешное окончание ненадежного учебного заведения повышает его уровень, что может превратить впоследствии его в надежное учебное заведение.

Основной закон работы недобросовестного поведения, как было описано в примере с автомобилями, связан с тенденцией вытеснения честных участников сделок нечестными. Для противодействия возникают множество институтов, например, гарантии. Их имеет большинство предметов потребления, что гарантирует покупателю соответствие качества товара определенному уровню.

Другой институт, противодействующий неопределенности качества, - фирменный знак. Он информирует потребителя о качестве и дает покупателю принять ответные меры в случае проблем, то есть не приобретать данный продукт определенной марки более. Или же наоборот: выпускается новый продукт под старым фирменным знаком, который уже сложился в представлении общества, как качественный. Такая техника описывает компанию Apple. Выходит каждый год новый продукт, который уже закреплен в умах как представитель качественной техники. А также создание сетей гостинец и ресторанов под общим фирменным знаком, например, McDonald’s или MarriottInternational.

Лицензирование помогает также поддерживать качество продукции. Занятия многими вещами требуют наличие лицензии – доктор, адвокат, парикмахер и т.д. То есть человек имеет определенную «бумажку», которая подтверждает его профессионализм.

Данная работа подвергалась критики со стороны других экономистов. Их основными положениями против исследований Джорджа Акерлофа были: способность саморегуляции рынков. Те же рынки поддержанных автомобилей могут функционировать, покупатели находят свои способы контроля качества (советы, мнения экспертов). Согласно исследованиям, законы отдельных штатов США, обязывающие продавцов раскрывать данные о всех дефектах автомобиля, оказывались неэффективными, поскольку качество реализуемых авто не отличалось от качества автомобилей в соседних штатах, в которых асимметричность информации не была объектом борьбы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.