|
|||
Торстейн ВебленТорстейн Веблен
Торстейн Веблен — американский социолог и экономист. Он стал основоположником институционализма, теории, придающей первостепенное значение исторически определенным формам социального поведения, или институтам. Торстейн Веблен является автором ряда фундаментальных экономических и социологических исследований. По его мнению, предмет экономической науки лежит в области исследования мотивов поведения потребителей (инстинктов, привычек, склонностей). В своих трудах Веблен исследовал нерациональность экономического поведения потребителей. Он считал, что потребители в условиях рыночной экономики подвержены различным видам общественного и психологического давления, что вынуждает их принимать неразумные решения. То есть в основу экономических процессов Веблен поместил психологию, биологию и антропологию. Самой известной работой автора является книга «Теория праздного класса: экономическое исследование институций», опубликованная в 1899 году. Она посвящена критике капиталистического способа производства, финансовой олигархии и праздного класса, под которым подразумеваются собственники, которые вместо рационального производства ведут демонстративное потребление. Автор противопоставляет две группы: бизнесменов, занятых в основном спекулятивными операциями, и технических специалистов, без которых невозможно функционирование индустриальной системы. Первую группу он рассматривает как реакционную и вредную для общества и считает необходимым отстранить её от материального производства. Главную роль в экономическом развитии, считает автор, должна играть технократия, поэтому он предлагает передать руководство хозяйством и государством производственно-технической интеллигенции. По его мнению, при правительстве должен существовать своеобразный «мозговой центр» из интеллектуалов, технических специалистов, способствующих более рациональной деятельности государства. Веблен внес в описание поведения потребителя многие психологические и социальные факторы. В частности, указал на мотив, лежащий в основе собственности, – соперничество. Идея максимизации полезности сменилась у Т. Веблена идеей стремления к «почёту», зависти, проистекающей ещё со времен первобытного общества. Также в работе “Теория праздного класса” социолог вводит понятие “демонстративного потребления”, который впоследствии получил название “Эффект Веблена”, благодаря американскому экономисту Харви Лейбенстайну. Экономически данный феномен проявляется в том, что с повышением цены увеличивается спрос на товар и, наоборот, снижение цены уменьшает количество покупок. Демонстративное потребление характеризуется избыточностью потребления, потреблением «дорогих» товаров и предметов роскоши – соответствующих украшений, автомобилей и т.д. Исследователи данной проблемы выявили, что цена товаров часто положительно коррелирует с восприятием качества и является показателем престижа. Таким образом, для потребителя наиболее Значимыми являются ценовые характеристики товара, его престижность, принадлежность к «высшему классу». Веблен считал, что тенденция приобретать товары демонстративным образом увеличивается по мере продвижения от низших слоёв к высшим. Характер приобретения товаров превращается в борьбу за постоянное увеличение богатства и гонку за респектабельностью. У каждого социального класса существует некоторая доля материальных ценностей, базовый набор благ, которым необходимо владеть человеку, который хочет соотносить себя или соотносит с данной группой. По мере продвижения вверх по социальной лестнице человеком движет мотив «денежного соперничества»: целью становится приобретение большего денежного капитала, а значит и власти, признания, уважения со стороны остальных членов общества. Достигнув некоторого желаемого экономического состояния, данный стандарт подменяется новым и человек вынужден снова и снова приобретать вещи, чтобы его считали представителем того класса, с кем он себя сравнивает. Наглядное действие эффекта Веблена нашло свое отражение в 2016 году в России, когда средний доход граждан на душу населения уменьшились по сравнению с 2015 годом на 13%. В 2015 году в России было продано 470 тысяч экземпляров смартфонов фирмы iPhone, а только в первом полугодии 2016 года продали 380 тысяч. Казалось бы, у населения сокращаются доходы, а у работников бюджетной сферы заработные платы, но спрос на смартфоны iPhone продолжил расти. Исходя из рисунка, можно сказать, что спрос на айфоны, на протяжении их функционирования на рынке, стремительно растёт. Люди выбирают такие модели телефонов, которые повышают их имидж и статус в обществе, и наличие смартфона фирмы iPhone помогает продемонстрировать высокий достаток человека, поэтому люди готовы потратить последние деньги на данный телефон и даже взять кредит для покупки.
На рисунке видно, что объёмы продаж айфонов растет на протяжении всего времени, а среднедушевые доходы населения, начиная с 2015 года, начали снижаться. Но спрос на айфоны только растет – это и есть наглядное действие эффекта Веблена.
|
|||
|