Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ален Турен



Ален Турен

 

Ален Турен (Тоuraine) – французский социолог, родившийся 3 августа 1925.

Рос и воспитывался в семье врача, закончил Высшую нормальную (педагогическую) школу, где изучал историю и философию. В 1952 продолжил учёбу в США, где познакомился со структурно-функциональной социологией Т. Парсонса. На данный момент преподает в университете Нантера, руководит Центром исследования социальных движений в Высшей практической школе; редактор журнала «Социология труда».

Основные интересы Турена связаны с социальными движениями 1960—1970-х гг. (антивоенными, рабочими, молодёжными, женскими, регионалистскими, стран «третьего мира» и др.) как новыми коллективными «субъектами» социального действия. Является теоретиком постиндустриального общества.

Главным предметом социологии Турен считает «социальные отношения», которых в чистом виде не существует, поскольку они находятся в постоянном движении. Поэтому цель социологии, по мнению социолога, состоит в понимании этого движения, а не каких-то внесоциальных структур. Следовательно, исследованию должны подлежать не институты, а власть, влияние, соответствие и конфликт. На этой основе он предпринял попытку найти общий теоретический подход к социологии современных обществ.

Изучив классическую социологию, главным представителем которой он считает Т. Парсонса, он выступил с её критикой.

Классическая социология была отражением развития модернистских обществ Запада. Для нее характерны вера в Разум и Прогресс, эволюционизм, связанный с идеей единства генезиса и структуры модернистских обществ, функционализм в трактовке деятельности субъектов истории.

Согласно Турнену, социология создавалась как идеология современности, отражение существующей социальной реальности, а также отражением возрастающей роли новых социальных слоёв.

Наиболее полно методологические и теоретические взгляды Турена отражены в его книге «Социология действия» (1965). Здесь он излагает свой подход — акционализм, дополняющий функционалистские и структурные концепции.

АкционализмТурена вырос из его исследований труда в духе Маркса — труда как принципа изменения человека и природы. Труд всегда содержит стремление к производству и контролю и понимается как историческое действие. Он становится идентичен действию в отношении перспективы изменения, движения. Анализ труда аналогичным образом может быть перенесен на действие. При этом действие всегда соотносится со смыслом, который придается некой ситуации.

В своем анализе современных обществ, который он подробно описал в одной из своих работ («Постиндустриальное общество») и отмечен сильным влиянием студенческого движения 1968 г., он констатирует: «На наших глазах возникают общества нового типа». Он называет такие общества постиндустриальными или технократическими, но чаще всего — программируемыми. Их признаком является то, что рост экономики, как доминирующий фактором, определяется теперь в первую очередь не экономическими условиями, а социальными силами, особенно способностью к планированию, организации и контролю. Основная проблема заключается не в эксплуатации как экономическом условии, а в отчуждении, которое Турен рассматривает в рамках общественных отношений: «Наше общество — это общество отчуждения, но не потому, что оно толкает людей в нищету или использует принуждение полицейского характера, а потому, что оно соблазняет, манипулирует, интегрирует».

Новый социальный конфликт зреет не вне системы производства, а скорее в ее центре, поскольку информация, воспитание и потребление более тесно, чем прежде, связаны со сферой производства. Турен противопоставляет господствующим интересам в «программируемом обществе» частную жизнь как сферу, где человек может себя выразить наиболее полно; протест, по его мнению, не должен ориентироваться на интересы потребления, поскольку они тоже имеют экономический характер. Культура, с одной стороны, должна распространяться и быть доступной для всех, но с другой — она должна стать критической.

По мнению Турена, социальные движения заменяют классы, становясь социальным двигателем современности. Турен говорит также о спаде существования революционного мышления либо его деградацию до терроризма и возврат к утилитаризму, который он считает «точкой отсчета в системе координат социологического мышления». Социальное мышление разрушается. На первый план выходит вопрос: «Когда не существует трансцендентных принципов легитимации социального порядка, может ли быть социальная жизнь чем-то иным, чем сплетением интересов, монетарных отношений обмена, стратегий власти, способов обогащения и развлечения?»

Прогнозируемое им постиндустриальное общество должно представлять собой и радикальный разрыв с индустриальным обществом, и преемственность в отношении его самых современных проявлений. Разрыв заключается в том, что благодаря сближению с производством всех сфер общественной жизни – науки, информации, потребления, воспитания – общество становится целиком управляемым, самопрограммируемым. Поэтому в противовес классической социологии Турен развивает «социологию действия». Центральную роль в ней играет понятие «общественного движения», очищенное от всяких черт эволюционизма и социальной предопределенности и выражающее феномен созидания обществом самого себя.

Таким образом, для Турена социальное движение является специфическим аспектом борьбы, которая всегда передает многочисленные значения в различных сочетаниях. Важно то, что социальное движение, направленное на контроль над историчностью, посредством конфликтных действий трансформирует и структурирует всё общество. Поэтому это центральный элемент, который определяет, прежде всего, тип общества, в котором мы живем. Для Турена индустриальное общество – это общество, которое организовано на основе конфликта, который выступает против рабочего движения и хозяев труда за контроль над развитием и производством. Концентрируясь на общественном движении, а точнее в то время, в 1960-х годах, на движении рабочего класса, Турен предложил общую социологию, а не уникальное исследование одного конкретного деятеля.

Общественное движение, как ключевой деятель общества, – это фигура, которая связана с проектами освобождения, борьбы с формами господства, отказом быть направленным кем-то или каким-то образом быть эксплуатированным.

Турен, как аналитик общественных движений, не говорит от их имени властей, он не занимает их место в публичной сфере. Социолог считает, что знания повышают способность «акторов» к действиям и что, производя знания о социальных движениях, способствуя, например, ослаблению идеологий, которые они передают или которые их используют, и вмешиваясь в них в общественной сфере посредством его книги, статьи, лекции, преподавание и т. д. он служит своей цели, не занимая место управленца или манипулятора - что является полной противоположностью авангардной или ленинской позиции.

Общественное движение, по мнению Турена, изначально появилось в рамках индустриального общества. Но мир не настолько промышленно развит, чтобы создать место, благоприятное для формирования мощных движений рабочего класса. В некоторых странах советского блока индустриализация была установлена авторитарными, если не тоталитарными силами, которые овладели словарем и категориями рабочего движения, одновременно запретив его самовыражение. Однако это не помешало сознанию рабочего класса, «заряженного» социальным движением в зародыше, не позволило материализоваться и стать видимым.

Первое выражение этих новых социальных движений можно было найти, например, в студенческой борьбе, в некоторых региональных движениях, в женских движениях и т. д. Таким образом, концепция социального движения позволила рассмотреть то, что было радикально новым в Западное общество в 1960-1970 гг. Тем не менее, его необходимо переработать, и, в частности, необходимо учитывать все культурные аспекты действий, которые сегодня приобретают все большее значение.

Эти социальные движения, по мнению социолога, могут закончиться тем, что он сам назвал инверсией социального движения, которое становится антисоциальным движением. Он ставит в пример терроризм, в концепции которого берутся за основу эти социальные движения, однако видоизменяются. Таким образом, концепция общественного движения, разработанная Туреном, позволяет нам приблизиться к формам действия, которые настолько далеки от классической концепции, что в крайних случаях они превращаются в противоположность.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.