Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Итак, 28 сентября 1987 г. 5 страница



За повесткой. В связи с тем, что на днях должна состоятся первая сессия Верховного Совета РСФСР одиннадцатого созыва, обсудили кадровые вопросы о руководителях республики. Дополнительно, к ранее согласованным изменениям, Горбачев поднял вопрос о замене А.М. Калашникова (зампреда Совмина РСФСР). Предложил на его место заведующего Отделом строительства ЦК КПСС И.Н. Дмитриева. Это предложение активно поддержал Лигачев. Я согласился. Лишь позже стало понятно, что освобождалось место для Б.Н. Ельцина в ЦК, которого вскоре утвердили на Политбюро в должности заведующего Отделом строительства.

26 марта состоялась 1-я сессия Верховного Совета РСФСР 11-го созыва. Председателем Президиума Верховного Совета избрали В.П. Орлова. Сложил полномочия Совет Министров РСФСР.

Образовали новое Правительство, Председателем Совета Министров назначили В.И. Воротникова.

4 апреля. Политбюро.

О мерах борьбы с пьянством и алкоголизмом.

Докладывал М.С. Соломенцев.

Обсуждение было активным. Признавали актуальность проблемы, споры шли вокруг предлагаемых мер, которые ряд товарищей считали чрезмерно жесткими. Решили — принять, с учетом замечаний.

После заседания Политбюро в беседе со мной Горбачев говорил о подготовке к Пленуму ЦК. Он должен открыть дорогу к съезду. Надо дать идеи, набрать проблемы, которые были бы в центрепредвыборной кампании к съезду. Тезис ответственности за дело, об иждивенчестве. Интенсификация производства, технический прогресс. Новые формы совершенствования хозяйственного механизма. Обновления требует и редакция Программы партии. Было ясно, что он ищет нестандартный подход к Пленуму, а затем и к съезду.

15 апреля вечером позвонил Горбачев. Рассказал о беседе с Тихоновым. Обсуждали проблемы сельского хозяйства. О необходимости совершенствования системы управления АПК по вертикалиот РАПО до Совета Министров. Основная цельсвязать с производством все критерии (план, материально-техническое обеспечение, капитальные вложения, экономические стимулы). Дифференцировать систему управления АПК в районе, области, республике. Больше прав делегировать вниз. Разгрузить Центр. Ликвидировать ряд центральных сельскохозяйственных структур и т.п. К разработке предложений подключить Сельскохозяйственный и Экономический отделы ЦК. Затем провести совещание в ЦК. Тихонов заинтересовался этой идеей. А ты как считаешь? Поверь, нельзя дальше терпеть такой разнобой и бесхозяйственность на селе. Я выслушал его, сказал, что надо все серьезно обдумать, увязать предложения с фактическим положением в сельском хозяйстве. Выразил сомнения в целесообразности сразу все организационные структуры, связанные с селом, объединить. Надо ли ослаблять сельскохозяйственные органы Центра? «В общем, давай думай,резюмировал собеседник,для меня эта необходимость ясна уже давно».

Мне представляется целесообразным сделать отступление от хронологического изложения материала и рассказать о том, как готовились и проходили заседания Политбюро.

 

Примерный перечень вопросов для обсуждения на Политбюро рассматривался заранее на квартал или полгода вперед. Конечно, этот перечень нередко сильно изменялся.

Жизнь требовала решения дополнительных вопросов, и они выносились на Политбюро. Повестка дня и необходимые материалы (справки, записки, проект постановления, замечания к нему и т.п.) рассылались заранее, иногда за неделю — десять дней, чаще за два-три дня до заседания. Можно было дать письменные замечания, предложения или высказать их на Политбюро. Много оперативных вопросов рассылается для голосования «вкруговую» (такие материалы поступают почти ежедневно). Доставляли их фельдсвязью специально выделенные сотрудники Общего отдела ЦК. Бывали и особо доверительные документы, с которыми знакомили лишь тех товарищей, кого «распишет» Генеральный секретарь. Установлено было правило: если кто-то из членов Политбюро считает, что по рассылаемым на голосование документам следует обменяться мнениями на Политбюро, то этот вопрос вносится для очного обсуждения. Иногда принимались решения срочного характера в аэропорту, театре, на совещании и т.д., и затем оно голосовалось, а текст вносился в очередной протокол Политбюро.

Заседания Политбюро проходили в Кремле. Вход в здание через «крылечко» (у Кремлевской стены) — и на 3-й этаж. Там расположен кабинет Генерального секретаря и зал заседаний Политбюро. По традиции заседания Политбюро проходили один раз в неделю, по четвергам, начинались в 11 часов дня. Кандидаты в члены Политбюро и секретари ЦК заходят в зал заседаний из общей приемной, где собирались приглашенные.

Генеральный секретарь из кабинета, через свою приемную проходил в «Ореховую комнату», где его ожидали члены Политбюро (только.) Здесь за круглым столом шел короткий, предварительный обмен мнениями по некоторым вопросам повестки дня, взаимная информация по каким- либо важным событиям.

Затем Генеральный секретарь и члены Политбюро проходили в зал заседаний. Все рассаживались за длинным столом заседаний. Место у каждого известно. Ближе к председательствующему размещались члены Политбюро, затем кандидаты и далее — секретари ЦК. «Рассадка», так сказать, по принципу старшинства, вернее, по продолжительности пребывания в этом органе.

При Андропове и Черненко заседания, как правило, были непродолжительными — полтора, два, максимум три часа. Перерывы не делались. В ходе заседания участникам разносили чай, кофе и небольшие бутерброды.

После того как Генсеком стал Горбачев, заседания Политбюро сделались более продолжительными. Сначала они шли 4—5 часов и тоже без перерыва. А потом, начиная с 1987 года, когда многие заседания затягивались надолго, до позднего вечера, стали делать перерыв на обед, примерно в два часа дня. Обедали здесь же, в Кремле, на 2-м этаже, в комнате у Свердловского зала, за одним столом. Обед обычный - три блюда, занимал 20—30 минут.

На первых порах Горбачев создавал на Политбюро весьма демократическую, товарищескую обстановку. Был внимателен, приветлив, общителен. Позже стал более вальяжен, раздумчив, говорил не торопясь, с паузами. Мог позволить себе резко оборвать выступавшего, меньше вслушивался в суть сказанного. Со временем в нем все больше укреплялись позерство, самолюбование, склонность к громкой фразе. Он делался все более и более многословен. Ему льстило внимание, нараставшая на первых порах популярность. Правда, на заседаниях он давал возможность высказаться всем желающим. Но чем дальше, тем больше все это представлялось как псевдодемократия — говори, мол, говори, все равно толку мало. Многие пожелания так и повисали в воздухе. Он вроде бы их и не замечал. В ходе дискуссии были споры, иногда резкие. Все это мне еще не раз придется повторять, рассказывая о том, как шли заседания Политбюро, какие позиции по тому или иному вопросу занимали Горбачев и другие партийные руководители.

20 апреля. В этот день состоялась очередная беседа с Горбачевым по телефону. Я одобрительно высказался по поводу разосланного накануне проекта доклада на предстоящем Пленуме ЦК. Сказал, что есть и замечания.

Горбачев спросил мое мнение о возможном расширении состава Политбюро. В частности, он наметил ввести в Политбюро Рыжкова и Лигачева (членами ПБ), перевести в члены Политбюро Чебрикова, кандидатом в члены Политбюро избрать С.Л. Соколова. Секретарем ЦК по сельскому хозяйству — В.П. Никонова. Выдвижения я поддержал. Поговорили о необходимости общей активизации всей деятельности партии. Перестановки в Политбюро должны этому помочь.

 

23 апреля. Памятный апрельский Пленум ЦК.

«О созыве очередного съезда КПСС и задачах, связанных с его подготовкой и проведением».

Доклад Горбачева на Пленуме ЦК 23 апреля 1985 года известен. Основные тезисы заключались в следующем:

Подтверждение приверженности В.И. Ленину, упор на его идеи при определении стратегии и тактики. Верность социалистическим идеалам. Необходимость дальнейшего совершенствования общества развитого социализма. Преемственность социалистического курса, разработанного XXVI съездом КПСС. Отметил успехи во всех областях общественной жизни, особенно после 1983 года, а также и имеющиеся существенные недостатки, неиспользованные резервы.

Говоря о концепции перестройки хозяйственного механизма (обращаю внимание — пока только хозяйственного механизма), подчеркнув необходимость дальнейшего развития централизованного начала в решении стратегических задач, Горбачев призвал смелее идти на расширение прав предприятий, а также местных органов власти, их заинтересованности в развитии производства.

В докладе были рассмотрены конкретные текущие задачи во всех сферах деятельности. Определены роль и мест КПСС в решении задач ускорения социального и экономического развития страны.

Докладчик подтвердил и основные направления внешнеполитической деятельностиидти ленинским курсом мира и сотрудничества. Критически охарактеризовал политику руководства США.

Вот, собственно, суть доклада. Пока не идет речь о коренной, радикальной перестройке экономики и политической реформе.

Прения открыл Щербицкий. Затем выступили Гришин, Кунаев, Воротников, Шеварднадзе, Зайков и другие товарищи. У меня не сохранилось заметок об их выступлениях. Но, помнится, они были выдержаны в традиционном ключе. Это относится и к моему выступлению.

О чем говорил я. Поддержал положения и выводы доклада. Отметил некоторые успехи в промышленности, сельском хозяйстве РСФСР. Указал на имеющиеся недостатки, упущения, трудности. Поддерживая тезис о необходимости интенсификации производства, обратил внимание на то, что требуется существенное техническое обновление производства. В ряде отраслей используется старое, изношенное оборудование. Большую часть капитальных вложений необходимо направлять на техническое перевооружение, реконструкцию, в новые технологии.

Далее были высказаны замечания о состоянии нашего сельского хозяйства. Подчеркнул необходимость комплексного подхода к развитию Агропрома. Предложил разработать программу совершенствования всего механизма управления народным хозяйством.

Вроде все правильно, если смотреть с позиций апреля 1985 года. Однако в выступлении, да и в докладе мало анализа, нет ясного видения перспективы. Присутствует определенная «зашоренность». Речь идет в основном о тех проблемах, которые видимы, лежат на поверхности. Может быть, это вначале и правильно, так как упор на решение этих задач и дал положительный эффект в 1985—1987 годах. Ну а дальше? Нужна четкая отработка концепции, практическая организация дела, идеологическое обеспечение и т.п. Вот тут и пошли шатания, уклоны, спешка, ошибки, просчеты, перекосы и покатились благие намерения под откос... Сами? Или нас подтолкнули умело? В этом и предстоит разобраться.

В организационной части: перевели в члены Политбюро Чебрикова, избрали членами Политбюро Лигачева и Рыжкова, кандидатом в члены Политбюро — Соколова, секретарем ЦК по вопросам сельского хозяйства — Никонова.

Уже в 17.00 Пленум завершили.

6 мая очередное заседание Политбюро. Вел Горбачев.

После серьезной переработки был представлен проект технической реконструкции Горьковского автозавода на 1986—1990 годы.

В который раз обсуждалась проблема нерациональных расходов хлеба, зерна. Одобрили предложения по расширению садоводства и огородничества.

Горбачев информировал Политбюро о состоявшемся на днях совещании в Варшаве стран ОВД и о продлении договора на 20 лет. Рассказал о своей беседе с В.Ярузельским, который дал анализ всех этапов развития Польши и отношений с нами. По его мнению, общество в Польше находится на переходном этапе. Недостатки в экономике, политике, работе с кадрами, которые содержались в нашем письме от декабря 1984 г., его сильно задели. Считает, что многие наши выводы поспешны. Информация не всегда была достоверна. После выборов сейма он намерен приблизить Раковского и Барчиковского. (К слову, наши ортодоксы дают им негативную оценку.) Предпосылкиразвитие кооперативного движения. Самое сложное в политикеэто костел. Влияние католицизма среди населения Польши огромно.

После Политбюро зашел к Горбачеву. Я высказал претензии к Правительству, экономическим и финансовым органам Союза, которые неоправданно завышают плановые показатели по РСФСР. Республика-де большая, выдержит.

Горбачев поделился своими планами о необходимости укрепления кадров в Министерстве обороны. Мало внимания министерство уделяет социальным условиям жизни семей военнослужащих. Я с ним согласился, подчеркнув, что особенно плохо обустроены военные на Дальнем Востоке и на Севере.

Горбачев повторил, что намерен первым делом поехать в Ленинград, затем, возможно, в Новосибирск. Планирует в июне или июле провести совещание по техническому прогрессу, а потом побывает на Северном Кавказе. Беседа была спокойная, доверительная, товарищеская.

13 мая позвонил Горбачев: «Знаешь, начинаю разгребать аппаратные завалы. Общий отдел подмял в ЦК всех. Боголюбов вел себя недостойно. Фальсифицировал, что он участник Великой Отечественной войны. Получал незаслуженные регалии, выплаты за документы официального плана присваивал и т.п. Надо его освобождать от работы». Затем повел разговор о работе оборонного отдела: «Много претензий от руководителей крупных КБ, оборонных заводов. Был обстоятельный разговор с Романовым об этом. Ведь он, как секретарь ЦК, курирует оборонку. Но у него нет хороших контактов с оборонными министерствами. Есть к нему претензии и в личном плане — по поводу некорректного поведения в некоторых зарубежных поездках. Буду ставить вопрос о его замене». Я сказал Горбачеву, что надо обсудить это на Политбюро. «Конечно, обязательно обсудим», — ответил он.

14 мая. Политбюро. Вел Горбачев.

Перед началом заседания, в «Ореховой», он информировал членов Политбюро о недостатках в руководстве оборонными отраслями промышленности со стороны отдела ЦК и ведающего этими вопросами секретаря ЦК Романова. (Его на заседании не было.) «Если не возражаете, то я побеседую с ним и внесу предложения». Все согласились. На самом заседании о Романове речи не было.

17 мая Горбачев возвратился из поездки в Ленинград. Беседа в аэропорту. Доволен поездкой. Понравилась экономическая программа ленинградцев. По его мнению, активно и напористо работает секретарь обкома Л.Н. Зайков. Линию ЦК в Ленинграде всемерно поддерживают. Встретили его там с воодушевлением. Горбачев, говоря об основных задачах ускорения экономического и социального развития страны, впервые упомянул и о необходимости «психологической перестройки кадров, умов хозяйственников».

23 мая. На Политбюро, по предложению Генсека, заведующим Орготделом ЦК утвердили Г.П. Разумовского.

Второй вопрос. О Г.В. Романове. (Сам он на Политбюро не был.) Горбачев коротко доложил. Сказал, что «состоялся большой разговор с Григорием Васильевичем. Тот не вполне адекватно оценивает ситуацию, хотя и признает за собой определенные недостатки. В итоге, после некоторого раздумья, Романов написал заявление в Политбюро с просьбой об освобождении от работы».

Особого обсуждения не было, но некоторые товарищи в репликах поддержали предложение об отставке Романова.

Думаю, что все понимали — им двоим не ужиться в Политбюро. Это, собственно, был первый шаг Горбачева по «расчистке» состава Политбюро. И это была первая наша уступка молодому Генсеку.

Затем заслушали доклад Тихонова «Основные направления социально-экономического развития на 1986—1990 годы и до 2000 года». Тихонов считает, что по основным показателям 11-я пятилетка будет выполнена. Планируется на 12-ю пятилетку: темпы роста национального дохода — 20—22%, промышленной продукции — 21 24%, сельского хозяйства — вдвое. Задача: в 2000 году выйти на уровень промышленного производства США. (Опять идеи: «догнать и перегнать»?!)

Обсуждение было активным. Подвел итоги Горбачев.

Основарешительное ускорение темпов социально-экономического развития. Экономикастержень работы партии и Политбюро. Проект плана можно взять за основу. Проработать, разослать по республикам и в сентябрена Пленум. Сомнения вызывает обоснованность темпов социально-экономического развития. Более вдумчивый нужен подход к научно-техническому прогрессу. Не жалеть средств на это. Неоправданно много капвложений предусматривается направить на новое строительство. Нужен упор на обновление активной части основных фондов. Сбалансировать план с ресурсами. Чрезмерно велики запросы валюты на сельское хозяйство, надо вести дело рациональнее.

Я направил записку с замечаниями и выступил. Сказал, что трудно сравнить достигнутый уровень развития нашего общества с другими странами. Мы не имеем сопоставимых показателей даже для Политбюро. Поэтому как оценить реальность представляемых прогнозов. Например, рост национального дохода 20—22% не даст возможности создать необходимые фонды накопления (в проекте намечается повышение удельного веса этого фонда). В таком случае будет причинен ущерб фонду потребления. Надо прояснить эту проблему. Если есть возможность ускорения темпов социально-экономического развития, то надо использовать все до конца. Если нет, то не надо брать завышенные обязательства. Зачем обманывать себя и народ?

(Горбачев остался недоволен докладом Тихонова. На другой день говорил мне: «Незрелое выступление. Слабо готовился. Не смог ответить на многие вопросы».)

4 июня. У Горбачева. Рассказал о впечатлениях от поездки в Канаду, где я находился с 26 по 31 мая, по приглашению премьер-министра провинции Альберта. Поездка полезная, надо продолжать политические контакты, развивать экономическое сотрудничество. Интересен опыт переработки нефтесодержащих песков. Фермерские хозяйства узкоспециализированы. Понравился завод по переработке рапса, элеваторное хозяйство. Горбачев информировал, что идет активная подготовка к совещанию по техническому прогрессу. Сетовал на недостаточную активность министерств.

11 июня открылось Всесоюзное совещание с участием секретарей ЦК КП республик, обкомов партии, министров, а также ученых, специалистов, руководителей предприятий.

Тема — «Об ускорении темпов научно-технического прогресса». Это было как раз то самое совещание, которое решили провести вместо долго готовившегося Пленума ЦК.

Содержание доклада Горбачева известно. В нем были раскрыты проблемы научно-технического прогресса, внедрения передовых технологий, оборудования, говорилось о борьбе с рутиной, бюрократизмом, безответственностью. Здесь Горбачев выдвинул задачу «совершенствования управления хозяйством».

Совещание продолжалось два дня. Носило чисто профессиональный, хозяйственный характер. Было немало интересных, острых по форме выступлений, дельных предложений.

Выступил и я. Говорил о необходимости корректировки научно-технической и инвестиционной политики. Меняется, например, территориальная структура распределения производительных сил. Нефтедобыча идет на север, следовательно, растут затраты. Глубина отбора нефтепродуктов растет медленно — нет средств и ресурсов. Рассказал об опыте нефтяников Канады. Скважины там законсервированы — экономят свои природные ресурсы, а ведут переработку нефтеносных песков, хотя это и требует больших затрат. Такие возможности есть и у нас, но они не используются. На железорудных месторождениях накопились колоссальные запасы в отвалах полиметаллической руды. Это большое богатство, и необходима комплексная переработка сырья. Но нас «душат» текущие заботы.

Требуется более рациональное формирование территориально-производственных комплексов. Нужно знать и учитывать специфику регионов. Особое внимание Дальнему Востоку. Мы же азиатская на две трети страна, надо повернуться на восток. Необходимо отделение Академии наук по типу Сибирского и на Дальнем Востоке, может, и на Урале.

14 июня. Несмотря на мои возражения (что это не функция Секретариата — слушать отчеты хозяйственных органов), на Секретариате по настоянию Лигачева была рассмотрена работа Совета Министров РСФСР по улучшению жилищно-коммунального обслуживания населения. Докладывал Н.И. Масленников. Попикировались мы с Егором Кузьмичом на этом заседании достаточно. Как «обслуживать» без средств и ресурсов, если все зацентрализованно в союзных органах? (Это, собственно, было начало активизации деятельности Лигачева. Он стал напористо «пробиваться» вперед, используя «повышение роли Секретариата». В чем затем перестарался. Это принесло ему немало проблем и конфликтов, в том числе с Рыжковым.)

17 июня позвонил мне Горбачев. Разговор шел о текущих делах, обстановке в сельском хозяйстве.

Потом Горбачев перевел разговор на общегосударственные и политические дела. «Сколько предстоит работы! Надо собираться с духом. Наши планы это вопрос жизни государства». И как итог беседывывод о том, что надо работать над укреплением кадров на разных уровнях. По сути, он готовил базу для серьезной перетряски кадров. Что и было затем сделано.

20 июня. Заседание Политбюро.

Обсуждение итогов Всесоюзного совещания 11—12 июня.

Громыко. Критики было много. Говорили откровенно. Мы честно определилигде, на каком уровне находится страна. Но и доклад и выступления были оптимистичны. Теперь дело не в создании комиссий, а в работе партии и народа.

Рыжков. О существе проблем уже говорили. Основной вопроскадры. Надо разобраться с кадрами, именно они обеспечивают выполнение любой программы. Кого продвинуть, кому помочь, а кого освободить. О приоритетах. Я бы определил сейчасмашиностроению. Надо подумать о совершенствовании управления. Согласен с Михаилом Сергеевичем, здесь есть вопрос.

Лигачев. Совещание показало, что партия не уходит от острых проблем. Решая экономические вопросы, она не оставляет в стороне социальные задачи, как в империалистических странах, а наоборот. Главноепрактические шаги. Они «стоят дюжины решений», напомнил он слова В.И. Ленина.

Зимянин. Пропагандистские и идеологические кадры не имеют достаточной научной, технической вооруженности. Необходимо последовательное идеологическое обеспечение всех мероприятий по новой технике.

Выступили практически все члены Политбюро, секретари ЦК. Суть большинства выступлений — удовлетворение итогами совещания. Подняли давно назревшую крупную проблему. Дан обстоятельный анализ, определены необходимые меры. Теперь — за работу.

Горбачев. Согласен с товарищами. Сейчас важноне медлить, решительно идти вперед. Надо наваливаться основными силами: Политбюро, Секретариат, Совет Министров. Необходимо, чтобы высказанные на совещании идеи были заложены в 5-летний план на всех уровнях (от Союзадо района и предприятия).

Особо хочу сказать о хозяйственном механизме управления. Надо освобождаться от того, что мешает предприятиям нести ответственность за результаты своей деятельности. И ещекадровое и идеологическое обеспечение намеченного... Сегодня нам нужны единомышленники, активные, целеустремленные, последовательные в претворении в жизнь решений ЦК.

С 24 - 27 июня я побывал в Мордовской АССР и Пензенской области.

Горбачев в эти дни был на Украине. Выступил 26 июня в Днепропетровске, а 27 июня в Киеве. Говорил, что для решения задач ускорения необходима перестройка в деятельности всех, каждогоработника... Не рынок, не стихийные силы, а план должен определять основные стороны развития народного хозяйства. Такова была его позиция, позднее он не раз менял ее.

29 июня. Политбюро. Вел Горбачев.

О предстоящем Пленуме ЦК и сессии Верховного Совета.

Обсуждали вопрос о Председателе Президиума ВС.

Горбачев. С 1977 года у нас вновь восстановилась практика совмещения постов Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета. Этот опыт себя оправдал. Но сейчас, на этапе огромного разворота преобразований в стране, Генсеку необходимо сосредоточить внимание на делах партии. Поэтому предлагаю рекомендовать Пленуму и сессии на пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР А.А.Громыко, а Генеральногосекретаря ЦК КПССчленом Президиума Верховного Совета.

Доводы Горбачева понравились. Затем он внес предложение рекомендовать министром иностранных дел Э.А. Шеварднадзе. Согласились. (Хотя накануне бродили слухи о другой кандидатуре.) Секретарем ЦК по вопросам оборонных отраслей промышленности рекомендовать Л.Н. Зайкова. Секретарем Ленинградского обкома, вместо него, — Ю.Ф. Соловьева. Секретарем ЦК по вопросам строительства — Б.Н. Ельцина, одновременно он остается и заведующим Отделом строительства ЦК. Согласились.

 

1 июля. Пленум ЦК. Одобрили предложения Политбюро о рекомендациях Верховному Совету СССР, касающихся Громыко, Горбачева и Шеварднадзе. Избрали секретарями ЦК Зайкова и Ельцина. На Пленуме никто не выступал. Вопросов также не было.

На состоявшейся 2—3 июля сессии ВС Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран А.А. Громыко, членом Президиума ВС — М.С. Горбачев. Министром иностранных дел назначен Э.А. Шеварднадзе.

5 июля. Политбюро. На этом заседании, по предложению Горбачева, заведующим Отделом пропаганды ЦК КПСС утвердили А.Н. Яковлева. (До этого в Политбюро Горбачев ни словом не обмолвился, что намеревается взять в аппарат ЦК Яковлева. Во всяком случае, мне ничего не было известно.)

Я знал, что до работы послом в Канаде Яковлев двадцать лет проработал в ЦК, последние годы — первым заместителем заведующего Отделом пропаганды. Но почему-то отдел долго работал без заведующего, а Яковлева в этой должности не утверждали. Я с ним знаком не был. Отзывы о нем слышал. Говорили, что он хорошо владеет пером — пишет выступления, доклады для руководства ЦК. В общении ровен, но держится на расстоянии. Другие оценивали его как человека сложного — себе на уме. При утверждении на Политбюро никаких вопросов к нему не было.

На этом же заседании Политбюро, то есть спустя три месяца после избрания, Горбачев внес предложения о распределении обязанностей между секретарями ЦК. Лигачев — второй секретарь и оргсекретарь, то есть ведет Секретариат и курирует Орготдел, работу аппарата. Рыжков — Экономический отдел, Зайков - Отделы оборонной промышленности и машиностроения, Долгих — Отдел тяжелой промышленности и энергетики, Капитонов — Отделы торговли и легкой промышленности, Никонов — Сельскохозяйственный отдел, Пономарев — Международный отдел, а Русаков — Отдел сотрудничества с партиями соцстран, Зимянин — Отделы пропаганды и культуры, Ельцин — Отдел строительства.

С 17 - 21 июля я находился в Новосибирске и Томске.

В Новосибирске Всесоюзная конференция — «Развитие производительных сил Сибири и задачи ускорения научно- технического прогресса». Докладчик Воротников.

Конференция шла два дня. Ее выводы послужили важной основой для разработки проектов перспективного развития народного хозяйства Сибири. Материалы конференции были обобщены и направлены в Госплан СССР, ГКHT и СМ РСФСР.

В Томской области я побывал на селе, а также в Томске-7 на «Химкомбинате». В филиале СО АН СССР.

26 августа. В ЦК, у Горбачева. Он недоволен работой Минсельхоза и Минплодоовощхоза СССР: «Министры малоактивны, много нареканий в их адрес с мест. Затем, — говорит, — следует подумать о повышении цен на продукцию животноводства и хлеб. Поставлю этот вопрос на совещании в Целинограде. Нельзя дальше государству нести убытки, тем более следует повышать не только розничные, но и закупочные цены, чтобы заинтересовать крестьян». (Я полностью за это.)

5 сентября. В ЦК у Рыжкова (Горбачев в командировке, в Сибири). Информировал его о результатах моей поездки во Вьетнам, откуда я возвратился вчера. Проблемы сотрудничества: энергетика, нефть, каучук, цитрусовые, легкая промышленность. Рыжков попросил подготовить записку в ЦК с предложениями.

Потом он повел речь о том, как организовать управление крупными регионами: Урал, Поволжье, Сибирь и др. Я ответил, что стоит подумать и учесть опыт работы плановых комиссий крупных экономических районов. Затем он сказал, что ряд товарищей ставят вопрос о передаче городских рынков потребсоюзу. Я возразил — это значит снять ответственность за них с городских властей. Как потребсоюз, работающий в сельских районах области, будет ими управлять? Зачем это надо? Поговорили также о проблемах снабжения Москвы. Система управления торговлей в городе разорвана (что-то находится в руках города, что-то — республики, что-то — Союза).

14 сентября мне позвонил Гришин. Без обычного менторского тона, просительно стал говорить, что КНК Союза проверяет правильность приемки жилья в Москве в 1984 году, мол, есть приписки. Но почему нам, МГК, не доверяют самим принять меры? КНК требует данные от ЦСУ СССР. Нельзя ли поручить ЦСУ РСФСР «уточнить» цифры... Я возмутился, о чем можно говорить, как это «уточнить», то есть исправить! Это же подлог! Ведь ЦСУ РСФСР ведет учет на основании данных областей и г. Москвы. Гришин стал как-то неопределенно просить «разобраться».

После беседы я позвонил в ЦСУ РСФСР П.Ф. Гужвину. Он ответил — дело в том, что только сейчас статуправление Москвы прислало записку и просит снять с выполнения плана 1981—1984 годов большие объемы ввода жилья и социально-бытовых объектов. (Это в сентябре 1985 года?!) Значит, приписки были. Зачем же звонил Гришин? Обычная манера — в Москве должно быть все хорошо. Видимо, по его нажиму оформили приписку, а теперь... хочет исправить, но чужими руками.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.