Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Итак, 28 сентября 1987 г. 9 страница



Агропром не выполнил сути идеи преобразования. Фактически создали укрупненный вариант бывших РАЙЗО. Управлять должен Совет РАПО, а не председатель.

О партии. Все зависит от партии. Надо сокращать заседания, бумагу, справки, бригады проверок и «помощи». Больше решать проблемы на местах. Основа —вопрос о кадрах. Если человек не верит, не может, не чувствует нужду и потребности людей —освобождать. Парторганизации не всегда объективны в оценках недостатков, не самокритичны. Все это требует глубокого анализа. Больше динамизма. Упор — на местные органы!

Вывод. Идти вперед, анализировать, решать проблемы, работать активно!

Вот такой разнос устроил Генеральный секретарь. Эмоционально, с нажимом, угрозами. Не всегда объективно, но... самоуверенно. Такой метод накачки стал далее системой. Но отдача, меры - повисли в воздухе.

За повесткой. О радиопередачах Би-Би-Си, «Голоса Америки» и др. Он предложил — надо снимать глушение, это прямо относится к «третьей корзине» Хельсинки. Возражений нет? Нет.

29 сентября. Был у Горбачева.

Он информировал, что встреча в Рейкьявике состоится 11—12 октября. Долго обсуждали сельские проблемы. Уборку зерновых закончим за 7—8 дней. Думаем, сдадим более 41 млн тонн. Он недоволен, мало.

30 октября. Политбюро.

Проект Государственного плана экономического и социального развития СССР и Государственного бюджета на 1987 год. Докладывал Н.И. Рыжков.

Широкое обсуждение: Лигачев, Долгих, Зайков, Воротников, Щербицкий, Слюньков, Талызин и др. Немало критики, уточнений.

Горбачев. План сформирован трудно. Осложнен внутренними проблемами и внешней конъюнктурой. Но база естьплан 1986 года будет выполнен. Проект можно одобрить. 1987 год особый70-летие Октября. Нужно по-иному построить доклад на сессии (меньше цифр, довести суть узловых проблем). Дать возможность оценить проект плана Академии наук, ВЦСПС. Во главу углавопросы технического прогресса. Второе – социальная программа. Она не проста. Не допустить срыва. На реконструкцию и техническое перевооружение направить 44% капиталовложений, на 25% сократить новое строительство. Финансовое положение в стране тяжелое. Денежная масса растет, а товарные ресурсы отстают от этого роста. Итогэмиссия. Нужно жить по средствам. Не вносить новых постановлений ЦК, требующих затрат, не обострять финансовое положение.

31 октября. Продолжение заседания Политбюро.

О результатах расследования аварии теплохода «Адмирал Нахимов» и мерах по обеспечению безопасности морского судоходства. Это была совершенно нелепая ситуация, приведшая к тяжелейшей трагедии. Погибли сотни людей. Виновных — под суд.

О реакции на пресс-конференцию Г. Коля. (Статья в американской газете «Ньюсуик». Оскорбительный выпад в адрес Горбачева — сравнение с высказываниями Геббельса.) Дать наши ответные публикации и направить ноту.

13 ноября. Политбюро.

«Итоги рабочей встречи руководителей партий стран членов Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)».

Горбачев доволен. Встреча очень продуктивная, откровенная, конструктивная. Концепция ускорения, перестройки, человеческого фактора поддержаны ими. Наши оценки КПСС, ее роли и места нашли понимание. Согласились с тем, что следует укреплять связи в области партийно-организационной работы, культуры и идеологии, международных отношений. Ввести в практику регулярные встречи секретарей ЦК по этим вопросам.

Шел разговор о необходимости серьезной перестройки деятельности СЭВ, ее совершенствовании. Готовы сотрудничать (но больше на двусторонней основе). Поддержана друзьями идея о совместной встрече с участием стран Европейского содружества (СЭВ и ЕЭС). Высказались за разработку специальной программы.

О 70-летии Октября. Решили теоретического документа не создавать. Но подготовить обращение к партии, ряд крупных пропагандистских мероприятий. Провести, например, неформальную встречу компартий, демократических и прогрессивных движений «Октябрь и мир» или «Ленин и мир». Они поддержали.

Позиция Румынии часто контрастировала, особенно по международным вопросам.

М.Горбачев подчеркнул особую полезность бесед с Ф.Кастро, В.Ярузельским, Я.Кадаром, Г.Гусаком. Предложил содержание нашей политики по отношению к братским партиям довести до КПСС, может быть, информировать на очередном Пленуме ЦК. Политбюро одобрило итоги совещания.

Об обстановке в Афганистане. Вести дело к свертыванию военных действий. Затем постепенный вывод войск. Необходимы два года. МИДу направить записку послу Воронцову.

20 ноября. Политбюро.

Об итогах совещания в ЦК по госприемке. Информация Вольского. Он рассказал о трудностях, сдерживающих организацию госприемки: не дают кадры в эту систему, медленно идет подготовительная работа. Предложил сократить ОТК и усилить аппарат госприемки. Подал реплику Рыжков: ОТК надо сохранить. Не отрывать ОТК от завода. Использовать опыт военных представительств.

Началось обсуждение. Выступил и я. Сказал, что качество обеспечивают: проект, техническая документация, технологическая дисциплина, организация труда, ответственность и заинтересованность исполнителя. Нельзя обеспечить качество, контролируя только конечную продукцию. Неужели это не понятно тем, кто знает производство. Госприемка — это надуманный, бюрократический аппарат. Он ничего не даст.

Горбачев. Надо предвидеть политические и социальные последствия принимаемых нами решений. Неприятие на местах госприемкиследствие не подготовленности. Готовить людей, общественное мнение для реализации наших решений. Они должны видеть, понимать их полезность. (Это верно! Ведь заводские рабочие не видят толку в еще одной надстройке. На их же плечи.) Надо сейчас активнее вести подготовку производства, документации, оснастки, инструмента, кадров, с тем чтобы начинать уже сейчас, а с января официально ввести госприемку. Надо готовить и новые ГОСТы.

За повесткой. Горбачев информировал о негативных настроениях в Казахстане по отношению к Д.А. Кунаеву, что у него растет конфликт с Н.А. Назарбаевым. Необходимо подумать о вариантах замены Кунаева.

1 декабря. Срочное совещание у Горбачева. Были члены Политбюро, а также: Добрынин, Яковлев, Медведев, Ахромеев.

О чем повел речь Горбачев?

1. О созыве Пленума ЦК по кадровой политике. Время, наиболее приемлемое, это конец декабря или начало января. Подготовить тезисы ЦК и разослать членам ЦК поскорее. Курс на ускорениеэто неотложное требование проявляется еще более остро. Проблемы и трудности сейчас, особенно после XXVII съезда, стали проявляться в большей мере, чем предполагали. Начиная с партии, и далее в экономике, в обществев духовной и идеологической сфере. Не изживается застой, консерватизм, благодушие, инертность. Снизу нарастает политическая и общественная активность. Что должно быть на Пленуме? Нужно ответить на вопроспочему не везде понимают нашу политику. Речь идет об активе, коммунистах. Многие считают, не слишком ли мы требовательны, не спешим ли с новыми мерами. Надо разъяснить ЦК, чем это вызвано, что в настоящее время требуется, обосновать кадровую политику. Экономика, особенно технический прогресс, очень важны, но на Пленуме не сводить дело только к этому. Связать кадровую политику с социальными проблемами, идеологической работой, деятельностью административных органов. Вот этоосновная концепция доклада.

2.Обстановка в связи с нарушением США договора ОСВ-2. Усиливается линия «давления на Советы». Администрация США отбрасывает внешний камуфляж в угоду ВПК. Причины в основном внутренние, так называемый «ирангейт». Нужна наша ответная реакция. Думаю, пока на уровне правительства. Их ссылка на нарушение нами договорапровокация, повод для оправдания «позиции силы». Необходима серьезная политическая оценка этих действий США, как деструктивных шагов с их стороны. На фоне Рейкьявика еще более раскрывается истинная суть политики Рейгана. Теперь от нас ждут не только слов, но и действий в ответ на эту демонстрацию.

Может быть, рассуждал Горбачев, пока стоять на позиции политической борьбы? Наши контрдействия дадут им основание обвинить и нас, что-де мы этого и ждали! Думаю, сейчас надо сделать все, чтобы побудить сенат, конгресс повлиять на президента, на невыход США из ОСВ-2. Может быть, помимо заявления Правительства дать послание комиссии Верховного Совета, включить печать, органы информации. Ваше мнение?

Дальше, что имеем вообще в отношениях с США? Надо более полно разобраться в ситуации в Америке. Скоро у них выборыопределяется отношение к администрации. Таким образом, с одной стороны, наше разочарование, мы таких действий и ждали, с другойнадежды. Возьмите наши культурные контактыреакция отличная. В то же время замалчивание наших политических выступлений, охота за подписчиками «Советской жизни» со стороны ФБР. То есть нужен анализ. Поручить МИДу, МО, КГБ, отделам ЦК проработать и доложить. Необходимо осмотреться и по другим регионам.

Выступления участников совещания.

Добрынин. Выход из ОСВ-2это попытка погасить критику, недоверие к президенту. Кризис в администрации имеет не внутренний(как уотергейт), а внешний характер. Они хотят спровоцировать СССР и на этом фоне «объединиться народу с президентом США».

Громыко. О США. Империализм не созрел, чтобы принять политическое решение о разоружении. Он боится соревнования с социализмом. Думаю, что «кризисной ситуации» вокруг президента нет. Они ищут «козлов». О контактах. Переговоры с ними надо вести обязательно. Иначе это пойдет руку ВПК.

Рыжков. На Пленуме надо честно сказать ЦК, почему потребовалось через кадры выйти на эти проблемы. Дело не в амбициях руководства, а в объективной необходимости. О СШАподдерживаю рассуждения Горбачева.

Лигачев. Нельзя сбросить со счетов огромную работу, проделанную предыдущими поколениями. Но в то же время нельзя не видеть застоя. 15 лет нет движения. Теперьзакостенелость сверху и чехарда с кадрами в среднем и нижнем звеньях (Пермь, Воронеж, Казахстан, Украина).

О СОИ. Почему народы мира должны страдать из-за нее? Связать надо разоружение и развитие. Ввести в переговоры новые силы.

Чебриков. Необходимо высказаться на Пленуме по национальным вопросам. Осмыслить кадровую политику. Есть ряд негативных тенденций. Уровень образования кадров растет, казалось бы, это позитивный фактор и в то же время, особенно в интеллигентской среде, немало «копания, возни, сопоставлений» и т.п. Этот вопрос очень важный. Может, следует действительно практиковать обмен кадрами между национальными республиками.

Воротников. Постановление Пленума должно быть политически острым и конкретным. Следует иметь в виду, что народ, конечно, поддерживает перестройку, но ждет и результатов. Прошло уже полтора года. Успехи незначительные. Есть нарекания на снабжение отдельными видами продуктов и товаров. Местные органы часто воспринимают проблемы с иждивенческих позиций.

Об отношениях с США. Об уступках — так называемых наших «шагах» -надо очень внимательно отнестись и к их шагам. Чтобы не звучало, как наша уступка их силовым приемам. Хотя контакты, приглашение к диалогу должны быть.

Шеварднадзе. На Пленуме надо оценить негативные явления в партии и стране. Процесс идет сложный. По существу, в партии была допущена девальвация ценностей. (Реплика М.С. Горбачева: но надо начинать с партии.) У нас у всех сидят сомнения, не теряем ли мы свой престиж, развивая демократические начала. Это надо преодолеть.

О США. Не утрачивать контакты. Но давать отпор, это обязательно. Об уступках. Их не было — по сути. Это были дипломатические уступки.

Яковлев. Считаю, что авторитет КПСС сейчас не падает, а растет. Показательрост подписки на партийную печать (кроме «Литературной России»). Идет активная теоретическая деятельность. Надо развивать пропагандистскую работу. Крупной пропагандистской акцией должно быть 15 январягод со дня наших мирных инициатив. Причем следует объединить усилия, активизировать пропагандистскую работу с акцентом не на «мы», а на «все».

Заключение Горбачева.

Итак. О позиции США. Дать официальное заявление Правительства СССР. Подготовить предложения о практических шагах, с учетом новой ситуации. Поручить это группе членов Политбюро: Шеварднадзе, Чебрикову, Зайкову, а также Ахромееву и др., в том числе и анализ на будущее.

О Пленуме. Тезисы сделать и рассмотреть их на Политбюро.

О полемике с Бонном (видимо, он имел в виду реакцию на выступление Г.Коля) —мы дали им здорово. Пока на этом остановимся.

В конце совещания Горбачев поднял вопрос о А.Д. Сахарове. Есть его письма. Спокойный тон, понимание своей роли, как носителя важной государственной тайны. Просьба его —о содействии в лечении Е.Боннэр. Мы согласились. Нам надо решить основной вопрос — о возвращении в Москву. Как это сделать? Поручить Г.И. Марчуку переговорить самому или попросить близких к Сахарову академиков в личном плане. Передать ему о доброжелательном отношении руководства, возможности возвращения в Москву, к активной научной деятельности и т.п. Достаточно его слова — не ставить вопрос о выезде. Так? Договорились.

Затем, по прошествии недели, может быть больше, Марчук рассказал о положительной реакции Сахарова на предложение. В середине декабря Горбачев позвонил Сахарову в Горький. Состоялся доброжелательный разговор. «Не пора ли возвратиться к более активной научной деятельности в Москве?» Сахаров согласился с тем, что не будет ставить вопрос о поездках за рубеж. Он выразил удовлетворение беседой и предложением возвратиться в Москву. Так была прекращена эта затянувшаяся «ссылка».

4 декабря. Политбюро.

Об итогах визита в Индию Горбачева.

В международной политике акценты смещаются в тихоокеанско-азиатскийрегион. Важна здесь роль Индии и как одного из лидеров Движения неприсоединения, с позиции антиимпериалистической направленности ДН. Укрепление наших отношений имеет стратегическое и геополитическое значение. Индия объединяет страны региона и с точки зрения противодействия устремлениям США, экспансии Пакистана. Наши отношения уникальны и с политической и экономической сторон. Договоренности достигнуты очень важные, если их реализуем, это будет сильный прорыв в регион. Особоличность Р.Ганди: умный, эрудированный политический деятель, патриот, тонко чувствующий попытки США прибрать к рукам, обыграть Индию. Он поверил в реальность нашей перестройки, в экономические преобразования у нас. Может, нам придется поступиться связями с другими странами в пользу Индии.

Одобрили текст заявления Правительства СССР в связи с нарушением США договоренностей по ОСВ-2.

11 декабря. Политбюро. Горбачев информировал о заявлении Кунаева. Просит освободить от работы (возраст, здоровье). Горбачев рассказал о беседе с Кунаевым, тот якобы негативно охарактеризовал Назарбаева, считает, что нужно избрать первым секретарем русского. Решили просьбу об отставке поддержать, по предложению Горбачева рекомендовать Пленуму ЦК КП Казахстана Г.В. Колбина (работал в Свердловске, в Грузии, сейчас первый секретарь Ульяновского обкома партии).

Рыжков доложил проект закона о социалистическом предприятии. Вводится выборность руководителя, декларируется единоначалие и демократическое управление (Совет трудового коллектива), связь с Советами и профсоюзами, хозрасчет и самоокупаемость и т.п.

Обсуждение было неоднозначным. Возникли вопросы. Что такое выборность? Какова роль министерства - утверждать решение коллектива или оно окончательное? О СТК. Какова их связь и отношения с профсоюзными комитетами, ведь они заключают колдоговор с администрацией. О самоокупаемости. Какая окупаемость по нынешним ценам? Все сырьевые отрасли на дотации. И другие подобные вопросы.

Горбачев. Возникло много вопросов. Нужно подходить к этому закону не только с экономических и технократических позиций. Необходимо политическое и теоретическое осмысление. Цельреализация трудового потенциала страны через демократизацию управления экономикой. Объединить личные интересы с интересами социалистического общества. Надо правильно определить соотношение различных сторон демократического централизма на современном этапе. Решая задачу с предприятиями, важно зафиксировать и место Центра (Госплан, Минфин и другие министерства). Что они могут, а что не могут сделать по отношению к предприятию. О соотношении государственной и социалистической собственности, которая передается предприятиям. Кто хозяин, как им владеет? Место общественных организаций? Не найдено. Получается, что выше всех СТК? Надо еще поработать над этим проектом. Решили — пока отложить.

17 декабря. Мне позвонил Горбачев.

Рассказал о Пленуме в Казахстане. Избрали первым секретарем ЦК КП Казахстана Колбина. Обстановка нормальная.

18 декабря. Очередное Политбюро.

До начала в «Ореховой». Информация Горбачева о событиях в ночь на 18 декабря в Алма-Ате (по сообщениям оттуда). Толпа на площади, много молодежи. Несогласие с решением Пленума ЦК КП Казахстана (обизбрании Колбина). Хулиганские действия. Есть попытки спровоцировать чисто националистические проявления по отношению к русским со стороны студенческой молодежи. Ответные меры — только блокирование площади. Число митингующих около 2,5 тыс. человек. Произошли стычки. Есть пострадавшие, в том числе и среди внутренних войск МВД. Поджоги автомобилей и магазина.

Ночью собрали в Алма-Ате актив 700 человек, то же на ряде предприятий. Призвали к противодействию негативным проявлениям, стабилизации обстановки. В других регионах республики относительно спокойнее. Определяется, кто руководит «возмущением» — в основном из числа интеллигенции, сотрудники обкома, телевидения, преподаватели вузов.

Кунаев сам считал, что в республике нет достойного кандидата на пост первого секретаря. Но, по непроверенной информации, инициаторы выступлений —это его окружение. Говорил с Димашем Ахметовичем, он намекает, что инициатива —Председателя Совета Министров Назарбаева (не думаю, говорит Горбачев), он, мол, рвался к власти.

Сейчас, 18 декабря, площадь блокирована. Но вокруг около 1,5 тысячи человек. Толпы и в других районах города (около 5 тысяч). Подбрасывают идею массовой демонстрации в субботу и воскресеньекак протест.

(После обсуждения с членами Политбюро вышли в зал заседаний и продолжали разговор.)

Горбачев кратко изложил суть вопроса. И продолжал. Необходимо локализовать конфликт. Важно избежать жестких мер. Но поручить МВД (Власову) все-таки подтянуть необходимые дополнительные силы.

Кунаев деморализован, безынициативен. Главное —не отождествлять негативные националистические проявления с казахским народом. Подготовить объективную информацию в печать!

Решили направить в Алма-Ату Соломенцева, Власова, Лушева.

Вечером мне позвонил Горбачев (и другим членам Политбюро) по селектору. Он беседовал с Колбиным. Обстановка улучшается. Был разговор у Генсека с Кунаевым — предупредил о его ответственности, просил вмешаться в ход событий. Думает, это поможет. Зачитал текст сообщения для печати — согласились.

25 декабря. Политбюро.

О порядке создания совместных предприятий с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления. В принципе — поддержать. Но проработать: уровень рентабельности, налогообложение, режим, условия и оплата труда рабочих.

Горбачев. Решение о совместных предприятиях необходимо. Но условия должны предусматривать как наш интерес, так и интерес партнера. Продукция должна иметь экспортную направленность. Внимательно смотреть социальный аспект. Подготовить общественное мнение. С учетом обсуждения проект доработать.

 

1987 год

В 1987 в стране, в определенной мере, проявлялись положительные тенденции. Выросли экономические показатели в промышленности, хотя и медленно, со сбоями, но разворачивались работы по техническому перевооружению предприятий, по повышению качества продукции. Просматривались реальные подвижки в социальных вопросах, в производстве товаров для населения, в строительстве жилья. Начались, хотя и со скрипом, с издержками, преобразования в системе управления, в частности, в сельском хозяйстве, в промышленности. Был принят ряд документов, расширяющих права предприятий, местных органов. Постепенно шли к децентрализации управления, разгружая верхние эшелоны власти.

Таким образом, в 1985-87 годах, при всех имевшихся проблемах, допущенных ошибках, поспешно принятых и потом не всегда себя оправдавших решениях, налицо был фактический подъем в развитии народного хозяйства и повышении уровня жизни народа. В 1987 году «пошел процесс» демократизации, люди стали раскованнее, инициативнее (хотя в дальнейшем подстегивание этого процесса создало в обществе много проблем). Рос авторитет Горбачева в стране и за рубежом.

Все эти обстоятельства, вольно или невольно, порождали определенную эйфорию, или, как мы тогда говорили, - «революционный романтизм». Стремление ускорить это движение, быстрее пробежать этап к более радикальным преобразованиям явно превалировало в действиях руководства. Однако понимание конечной цели этих радикальных преобразований (как оказалось впоследствии), не только в обществе, но и среди членов Политбюро было разным. Лозунг Горбачева, неоднократно им повторяемый, вбиваемый в головы, что осуществлять преобразования нужно только в рамках социализма, убаюкивал.

Процессы перестройки, особенно после январского (1987 года) Пленума ЦК, в руководстве, в партии, в обществе стали восприниматься неоднозначно. Терпение и выдержка, призыв подумать некоторыми казались консервативными. Это была обманчивая тенденция, таившая в себе непредсказуемые последствия. Именно с 1987 года зрела, а в начале 1988 года конкретно сформировалась мысль о том, что дальнейшее движение в области экономики, управления тормозится традиционно консервативным отношением к развитию демократии. Что нужна немедленная и коренная государственно-политическая реформа, «истинная демократизация» государственных структур на всех уровнях. Обязательное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную по сути, а не по форме. Что следует реорганизовать и структуру высших органов власти, дать суверенные права союзным республика, рвущимся к самостоятельности, поднять правовой статус автономий, думать над возможными изменениями роли КПСС. Снять с нее хозяйственные заботы, передать их Советам. Не исключалась вроде бы многопартийность и т.д. и т.п.

М.С.Горбачев настойчиво доказывал: «Что же мы медлим! Смотрите, сколько возможностей открыто перед нами. Так давайте убыстрять шаг, двигать реформы!» Попытка, призыв некоторых членов Политбюро «не гнать лошадей», осмыслить, определить более детально программу экономических преобразований, дать возможность людям понять полнее их роль и возможности, определить рамки демократических преобразований и т.п. обзывались «консерватизмом». Предостерегающие голоса - не торопиться, учитывать реальности звучали и с мест. Но несмотря ни на что, поезд демократизации, гласности, политических реформ «пошел». Возникло многообразие проблем, и казалось поначалу, что принимаемые меры позволят решить эти проблемы одну за другой. Но чем дальше, тем было сложнее. Узел проблем не только не развязывался, а затягивался туже. Порой и кончик нити в этом клубке не так легко было найти. В частности, не развязались, а затянулись, осложнились межнациональные проблемы. Всеобщий зуд суверенизации, охвативший сначала Прибалтику, Закавказье, а затем и другие регионы страны, невольно стал раскачивать Россию. Здесь тоже появились федеративные проблемы.

 

Главная же беда наша стояла в том, что мы накрепко завязли в организационных процессах политических реформ. Причем политические реформы, реорганизация государственных структур шли навалом, одна за другой. Колоссального времени и внимания потребовала подготовка выборов депутатов всех уровней, проведение съездов, сессий, пленумов. Разъяснение людям сути и смысла проводимых перемен. В работу были включены все основные силы партии и Советов. В итоге мы не только не помогли экономике, а, более того, отошли от экономических проблем в сторону, занятые словесными и бумажными баталиями. В прямом смысле забросили экономику. Поэтому дела в народном хозяйстве в 1988 году пошли хуже, в 1989 году – еще хуже, что лишь подхлестнуло политический зуд. К чему пришли? Были ли это ошибки, издержки тактики в осуществлении линии перестройки или же это осуществлялся продуманный, ползучий иезуитский план отхода от провозглашенных стратегических задач перестройки ?! Вот главный вопрос.

 

6 января. Заседание Политбюро.

Обсудили итоги деятельности Политбюро и Секретариата в 1986 году. Повестку очередного Пленума ЦК сформулировали так: «О перестройке и кадровой политике». Провести его 27—28 января.

Горбачев говорил, что задача Пленумаактивизировать перестроечную работу в партии, в обкомах, горкомах, первичных парторганизациях. Демократизация, ответственность и права должны пробить себе дорогу.

Рассмотрели вопрос об активизации и усилении действенности внешнеполитической пропаганды и контрпропаганды. Горбачев выделил стержневые темы: «Социализм — альтернатива капитализму», «Социалистическая демократия — истинная демократия, а не лжедемократия капитализма», «Социализм — путь к миру и сотрудничеству». (Именно такая тематика и предусматривалась Отделом пропаганды, то есть А.Н. Яковлевым.)

(Обращаю внимание читателя, что А.Н. Яковлев в книге «Обвал» утверждает, что он уже в 1987 году понял, что от марксизма надо отказаться. Факты, о которых я здесь пишу, показывают, что он продолжал тогда активно руководить деятельностью, направленной на идеологическое развитие и защиту социализма и обличение капитализма.)

Об итогах бесед М.С. Горбачева с А.Куньялом. Что высказал Куньял? Он обеспокоен процессами у нас. Не отходим ли мы от социалистических принципов. Я информировал его, что Политбюро усилило внимание к проблемам политики, к проблемам демократизации нашего общества на основе ценностей социализма. Ведем углубленный анализ процессов развития общества. Что дает анализ? На каком-то этапе не были использованы преимущества социализма, в частности в плановой экономике. В силу ряда причин не использовали потенциал социалистической демократии. А это вопрос вопросов при социализме. КПСС берет на себя ответственность за эти упущения. Об этом мы и будем говорить на Пленуме. Сделаем более глубокие выводы из прошлого, дадим развернутую концепцию нашего развития. Будет сделан акцент на демократизацию нашего общества, оздоровление моральной атмосферы в нем на базе ценностей социализма.

19 января. Кремль. Большой разговор на Политбюро.

Долго обсуждали тезисы и доклад к Пленуму «О перестройке и кадровой политике». Выступили все члены Политбюро, кандидаты и секретари ЦК. Много разных мнений.

Лигачев. Речь идет в докладе не о совершенствовании работы с кадрами, а о выработке кадровой политики в условиях перестройки. Ведь налицо широкое проникновение в нашу действительность буржуазной идеологии. Нельзя не сказать и о некоторых прошлых делах. Ведь и в прошлом успехи были следствием энтузиазма народа, соревнования, технической политики. Были недостатки экономического характера. Серьезный ущерб обществу, например, нанес постоянный рост производства водки. Требуется новая экономическая политика, новая кадровая политика.

Ельцин. Оценки состояния перестройки в проекте завышены. Мы пока на пути к перестройке. Негативные явления живы, в докладе слабо показана вина Политбюро прошлого состава. Думаю, надо самокритичнее оценить и послеапрельский период, и не только внизу, но и во всех эшелонах руководства. О так называемой «революционной» перестройке, или революционном характере перестройки. Сомнительный тезис. (Говорил он и еще что-то, причем резко, безапелляционно.)

Воротников. Согласен, что работоспособность прошлого Политбюро была ослаблена. На Пленумах обсуждали фактически одни и те же вопросы: итоги прошлого года и задачи на текущий год. Сейчас практика Политбюро инаявносятся насущные вопросы, идут дискуссии, сопоставление взглядов. Может быть, не всегда и соглашаемся друг с другом, но думаем, рассуждаем. Теперь о демократизации, демократических преобразованиях. Они нужны, но необходимо сочетать их сверху донизу с традициями и спецификой конкретного периода, реальностями жизни, с историей государства. (Я тогда и подумать не мог, какой истинный смысл заложен был в некоторых формулировках доклада.)

Горбачев. Пленум выводит партию на новые рубежи, он должен сформулировать новые взгляды и действия по многим вопросам. Анализ есть. Вы серьезно дополнили, надо кое-что доработать. Мысль проста: перестройка необходима, надо определить, какой должна быть кадровая политика в этих условиях. Учиться работать в условиях демократии, расширяющегося демократизма общества. Ленин говорил: «Социализм и демократия неразделимы». К этому приводят нас и уроки прошлого. Теперь. Надо ответить на вопрос —гарантированы ли мы от ошибок прошлого? Сможем ли обеспечить перестройку? Вот основная суть доклада.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.