Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Итак, 28 сентября 1987 г. 8 страница



Заседания оперативной группы Политбюро шли на первых порах практически ежедневно. Порядок работы был такой. Информация из Чернобыля об обстановке (была установлена прямая связь с Правительственной комиссией, которую поочередно возглавляли Щербина, Силаев, Воронин, Маслюков и другие заместители Председателя Совета Министров СССР). Меры, принимаемые на месте Правительственной комиссией, ее предложения о дальнейшей работе и необходимых мерах помощи от центральных министерств и ведомств. Согласование этой программы работ с учеными и специалистами институтов Академии наук, Минсредмашем, другими организациями. Сразу же давались указания, принимались решения, определялись сроки и исполнители. (Вел заседания Рыжков.)

Какие были основные вопросы?

1.Госпитализация и лечение пострадавших, обследование, дезактивация и эвакуация населения из зоны радиоактивного заражения (сначала в радиусе 10 км, а затем 30 км вокруг АЭС). Обеспечение необходимыми медикаментами, оборудованием, средствами защиты и т.п. Развертывание медицинских отрядов в районах радиоактивности.

2.Глушение очага радиоактивных выбросов — кратера разрушенного ядерного реактора 4-го блока АЭС — путем заброса песком, свищом, бором (по состоянию на 2 мая было сброшено такого груза более 5 тысяч тонн).

3.Принятие мер снижения температуры расплава ядерного топлива в реакторе (она там была около 2500 градусов Цельсия и затем снизилась до 300 градусов), с целью предотвращения проникновения его вниз и соединения с резервуаром с водой, который в отличие от других АЭС этого типа в Чернобыле расположили под реактором. Меры — откачка воды и сооружение шахтным методом мощной бетонной охлаждаемой плиты под реактором.

4.Не допустить радиоактивного заражения Припяти и подпочвенных вод. Сооружение обваловки и защитной многокилометровой шпунтовой стенки.

5.Дезактивация территории АЭС и всех районов радиоактивного загрязнения в УССР, БССР, а затем и в РСФСР, где загрязнение было выявлено позднее.

6.Организация охраны зоны, пропускного режима, железнодорожного объезда. Обеспечение вахтового метода работы большого числа привлеченных рабочих и специалистов.

7.Размещение, бытовое обустройство и трудоустройство эвакуированного населения.

8.Меры контроля качества продуктов, обеспечение чистыми продуктами. Порядок ведения сельскохозяйственных работ в зонах невысокого радиоактивного загрязнения и много других острых и сложных проблем.

Уже 7 мая стал вопрос о том, как обеспечить консервацию 4-го блока по завершении работ. О конструкции и методах сооружения саркофага для длительной защиты на десятки лет заглушенного реактора.

Вот такая небывалая беда обрушилась на нашу страну. Предварительно причина аварии была определена как грубое нарушение правил эксплуатации АЭС руководством и персоналом станции. Позже выявились просчеты и недостатки в конструкции реактора, в средствах безопасности, допущенные проектировщиками. Безответственность в вопросах взаимодействия при эксплуатации атомных электростанций между Минэнерго и Минсредмашем.

Особое возмущение вызывало то, что, по существу, не была разработана ни государственная, ни отраслевая программы действий в ситуации, которая возникла вследствие катастрофы на АЭС.

Все инженерные решения, организационные меры принимались спонтанно, в невероятно сложных условиях. Счет шел на часы и минуты. Выявилась несостоятельность и отсутствие необходимых возможностей борьбы с последствиями катастрофы со стороны органов Гражданской обороны, Министерства обороны, на первых порах Минздрава, Госкомгидромета, органов власти на местах.

8 мая. Политбюро. Вел Горбачев.

 

Решили рассмотреть опыт оборонных отраслей по обеспечению качества продукции. Информация Маслюкова. Он рассказал, что на предприятии забота о качестве начинается с входного контроля материалов и комплектующих изделий. Наряду с требованиями к исполнителям, повышения их ответственности, работает система стимулов за высокое качество. Оценка качества идет по всей цепочке от проекта до готовой продукции, по всему технологическому циклу. ОТК и приемка заказчика вооружены объективными средствами контроля и т.п.

И вот после такого краткого, но всеобъемлющего по своей сути объяснения всего комплекса мер, гарантирующих высокое качество оборонной продукции, при обсуждении на Политбюро был выхвачен один момент. Важный, но далеко не единственный: поднять роль Госстандарта в обеспечении качества. Стал вопрос, что для этого нужно. Ответ — ввести государственную приемку на предприятиях и санкции за низкое качество.

Я выступил против госприемки. Это будет подмена и ОТК и исполнителя. Качество создается в процессе производства. Контроль только констатирует результат. Разве в этом дело? Причем и Госстандарт не готов, ведь наши стандарты отсталые. Надо отработать их, а также проекты, технологии, документацию, определить, как обеспечить соблюдение технологической дисциплины и т.п. Но на Политбюро пошла речь в ином плане. Госприемка — вот выход! Поручили — подготовить предложения.

Далее. Об инициативе Ленинграда о дальнейшей интенсификации промышленного производства и переходу на двухсменную работу. Горбачев ухватился за эту идею. Суть — за счет максимального использования станочного оборудования ускорить, так сказать, его оборот, быстрее и даже в принудительном порядке заменять устаревшие станки, обновлять новыми, более высокопроизводительными. Сокращаются средства на ремонт оборудования. Высвобождаются дополнительные производственные площади. А следовательно, не надо строить новые производственные корпуса. Вот такая была нарисована заманчивая картина.

Но необходимо было решать и социальные вопросы, на что обратили внимание некоторые члены Политбюро. Вторая смена требует изменения режима работы больниц, детских учреждений, городского транспорта, организации питания и т.п. Стали ссылаться на опыт НРБ, ГДР и других социалистических стран. (Вообще — напали на «золотую жилу». Горячо и страстно говорили о возможных преимуществах многосменной работы, такие строили планы, что...) Решили: одобрить инициативу ленинградцев и развернуть самую активную работу по распространению этого опыта. Так родились еще две новые инициативы в пакете «частичных» экономических реформ: госприемка и ускорение обновления активной части основных средств. Но обе они вскоре заглохли.

13 мая. БКД. Съезд кинематографистов.

Открыл съезд один из ветеранов кино, известный кинорежиссер из Ленинграда Е.И. Хейфец. Начало довольно спокойное. Пошли выступления — Баталов, Шенгелия и др. Остро, критично, но без перехлестов. (Я был до 14 часов.)

Вечером и на следующий день разгорелись страсти. Был поставлен вопрос об изменении организационных форм кинематографа, о материальной и творческой самостоятельности киностудий. Ряд представителей так называемой демократической интеллигенции резко выступили против идеологии и практики социализма в Советском Союзе, против руководящей роли КПСС.

Съезд шел три дня. Руководителем Союза кинематографистов вместо Л.Кулиджанова избрали Э.Климова. Полностью обновился и весь состав правления. Так «молодые, талантливые, горячие» одержали победу. Горькой оказалась впоследствии эта победа и для них, и для нашей кинематографии. Однако съезд дал толчок, спровоцировал аналогичный подход на состоявшихся позже съездах некоторых других творческих союзов. Эта «демократическая волна» расколола творческие организации. Мнимая свобода обернулась буквально бедствием для подавляющего большинства актеров, режиссеров, писателей, художников и других деятелей культуры.

15 мая. Политбюро.

В «Ореховой». Информация Горбачева о письмах из Казахстана. Идет поток жалоб на неправильное поведение Кунаева. Окружил себя земляками. Везде его люди. Неуемное восхваление его личности. Коррупция. Требования к ЦК разобраться в обстановке в республике. Горбачев считает, что необходим анализ ситуации в Казахстане. Сказал, что дал поручения.

Опять рассматривали (после доработки) проект Постановления об усилении борьбы с нетрудовыми доходами. Договорились — принять Постановление ЦК за основу. Затем конкретное решение Совмина СССР и Указ Президиума Верховного Совета.

В этой связи следует отметить, что необходимость усиления борьбы с нетрудовыми доходами (спекуляция, посреднические услуги и т.п.) была продиктована возмущением населения. Но на местах методы борьбы принимали подчас уродливые формы. Привлекали к ответственности не тех, кого стоило бы. То же и по индивидуальной трудовой деятельности. Цель — расширить возможности, а на практике опять — запреты, заслоны и т.п. В итоге и то, и другое решения не дали желаемых результатов.

22 мая.на Политбюро Горбачев поставил вопрос о требовании руководства и народа Узбекистана отменить решения ЦК КПСС и Совмина Союза об увековечении памяти Рашидова. В республике вскрылось много злоупотреблений, взяточничества, коррупции и т.п., о которых он знал и прикрывал виновных. (Согласились. Поручить рассмотреть руководству республики.)

Заслушали информацию Рыжкова об обстановке вокруг Чернобыльской АЭС. Госкомгидрометом была представлена очередная уточненная карта радиоактивной загрязненности местности. Она уже сильно отличалась от первоначальных. Определились две основные зоны. Первая — около 900 кв. км с загрязнением более 20 миллирентген в час. Вторая — около 200 кв. км с загрязнением от 5 до 20 миллирентген в час. Значительно удлинился язык радиоактивности на запад, частично на юг, и проявились мощные пятна на северо-востоке. Предложено из первой зоны полностью вывести население. Из второй — вывод временный, возможно, на 5—6 месяцев. Покажет время. Всего речь идет о 33 населенных пунктах в УССР и 40 — в БССР. Общая численность 15 тыс. человек. (О территории РСФСР тогда вопрос вообще не стоял. Это требование появилось лишь в июле.) Подытоживая сказанное, Рыжков указал на требование Госкомгидромета и Минздрава полностью закрыть зону АЭС радиусом 30 км для доступа.

Предложения были одобрены. Горбачев сказал: «Надо подготовить Постановление ЦК и Совета Министров со всеми рекомендациями и мерами».

Затем, за повесткой, Горбачев поднял вопрос о положении в Афганистане. (До этого там произошла смена лидера НДПА.) Не без усилий советского руководства был «отозван» в Москву Б.Кармаль. Его авторитет в Кабуле резко упал. Генсеком НДПА в начале мая избрали М.Наджиба. Характеризовали его положительно. Горбачев рассуждал. Надо серьезно подумать, как выходить из афганской ситуации. Вопрос стоит очень остро для нас во внутреннем плане население Союза обеспокоено этой войной, несем потери, накладно в экономическом отношении. Так же и во внешнем планенас представляют агрессорами. Дело это непростое. Как достойно выйти из этой ситуации? Насколько я помню, именно тогда и был поднят вопрос о выводе войск. Горбачева поддержали все товарищи из Политбюро.

20 июня. Очередное заседание в Кремле.

На Политбюро был внесен вопрос о мерах по повышению роли и усилению ответственности Советов за ускорение социально-экономического развития страны. Идея Горбачева. Что обеспечит перестройку? Правильная научно обоснованная внутренняя политика, включение в работу всего народа. Как? Через хозяйственный механизмв экономику. Теперь же через Советы необходимо включить народные массы в политический процесс. Это определенного рода призыв к политической активности масс. Ранее робкие попытки были. За 15 лет принято 14 постановлений, но толку мало, так как они были половинчаты, трусливы, непоследовательны. Почему? «А не подорвем ли авторитет партии, дав Советам все права?» Вот в чем была суть. Всестроилось на партийном давлении, на партийной ответственности. В Советах права были урезаны. Сейчаспопытка раскрыть потенциал Советов, дать им возможность управлять на подведомственной территории.

Решение должно соответствовать концепции XXVII съезда. В этом смысле представленный проект надо дорабатывать. Напримерпланирование и использование ресурсов в подведомственных хозяйствах отдать Советам полностью.

Возникает вопрос. Готов ли аппарат Советов к дополнительным правам? Видимо, следует образовать соответствующие организационные формы, но в рамках фондов заработной платы. Нужны, конечно, и новые юридические, правовые нормы для истинной демократизации. Гарантии? В партийном руководстве.

Вот так начала продвигаться идея демократизации Советов, передачи им властных функций. Принятое, после доработки, постановление было полумерой и не решало целевой задачи. Эта идея затем была реализована через формирование новых государственных структур, через политическую реформу. Уже с конца 1987, в 1988, 1989 годах. Политические реорганизации отвлекли внимание от экономических реформ. Без подготовленной правовой и экономической базы, без учета традиций, особенностей страны такой радикальный поворот от экономики к государственно-политическому реформированию — одна из основных причин разрыва горизонтальных и вертикальных связей, как государственных, так и хозяйственных структур в стране. Именно это породило политическую нестабильность, экономика стала заложницей политики. Такая мера подтолкнула союзные республики к декларациям, а потом и действиям за самостоятельность, независимость, суверенитет. В ней и корень межнациональных конфликтов, выплеснувшихся наружу в эти годы.

И еще. На Политбюро рассмотрены предложения о привлечении оборонных предприятий к изготовлению современного оборудования для технического перевооружения легкой промышленности. Таким образом, начался исподволь неподготовленный процесс конверсии.

3 июля. Политбюро.

Доклад Б.Е. Щербины о причинах Чернобыльской катастрофы. Исходная причинанеудовлетворительная программа экспериментов и затемошибки эксплуатационного персонала. Обстановка беспечности. Случаи отказов и сбоев были и ранее, но не получали должной оценки. Программа экспериментов была разработана ростовским институтом Гидропроект и не согласована с соответствующими органами Союзатомэнерго и Минсредмаша. Две попытки проведения экспериментов были и раньше, но не были доведены до конца. Директор и заместитель главного инженера по науке в подготовке программ не участвовали. Было выбрано неудачное время для проведения опыта - ночь с пятницы на субботу.Смена персонала была в 24.00.Эксперимент начали 26 апреля примерно в 1.00. Решилисовместить испытания теплоэлектрической части энергоблока с проверкой реактора на вибрацию. Поэтому реактор перед испытаниями не был остановлен. Автоматическая система защиты была заблокирована (кто это сделалнеизвестно).

Время взрыва1 час 23 мин. 42 сек. До этого уже была ситуация, когда требовалось остановить реактор, но этого не сделали. Налицо серия непростительных нарушений.

Ошибки эксплуатационниковда. Но они наложились на серьезные недостатки конструкции. Расчетный коэффициент возможного развития мощностикоэффициент реактивностина практике оказался значительно выше, чем заложено в проекте. Это прямая ошибка в расчетах. Заключение по конструкции: реакторы являются потенциально опасными. Авторы: институт имени Курчатова (Доллежаль, Емельянов). Межведомственный Совет при АН свои функции не выполнил. Госатомнадзор - работал пассивно. Положение о правах и ответственности этого комитета составлено неудачно. Минэнергообстановкой на АЭС не владеет. Все внимание министерства на экономические показатели работы АЭС, а не на обеспечение безопасных условий. Связь Минсредмаша и Минэнерго недостаточная.

После выступали: Брюханов (директор АЭС) — о проведении эксперимента не знал; Мешков (заместитель министра среднего машиностроения) — вина эксплуатационников. РБМК — конструкция нормальная, необходимо только изменить отдельные детали; Шашарин (заместитель министра энергетики) — РБМК требует серьезной доработки. Дальнейшее сооружение их следует прекратить; Кулов (Госатомнадзор) — безопасность реактора к техническим нормам, существующим в стране, привести невозможно. Но при строгом соблюдении эксплуатации можно обеспечить безопасность; Славский (Минсредмаш) — вся вина в том, что не надо было проводить эксперимент. Реактор РБМК — хорош, работает стабильно уже 30 лет. Дело в исполнительской дисциплине; Александров (АН) — признал, что требуется доработать конструкцию, чтобы ликвидировать положительную реактивность РБМК. Но эксплуатировать их можно, с соответствующей предварительной и затем окончательной доработкой. В принципе надо ужесточать требования АЭС по безопасности; Майорец (Минэнерго) — с выводом комиссии согласен; Легасов (АН) — реактор РБМК международным и отечественным требованиям не соответствует по ряду параметров. В институте ядерной физики основа — физическое направление — в последнее время было ослаблено. Привел убедительные примеры разобщенности, нескоординированности деятельности самих подразделений института и связей с другими научными центрами.

Затем выступили члены Политбюро.

Горбачев: Это пока первое рассмотрение на Политбюро. Сейчас только оценки и поручения. Мы понесли огромные потери: физические, экономические, политические. Запад пытается дискредитировать нашу страну, технику, науку, производственные возможности. Но нельзя согласиться и с технически упрощенным подходом, благодушными настроениями, которые проявились в выступлениях некоторых товарищей на Политбюро. Произошло чрезвычайное собыmue. Мы несем ответственность за оценку и обоснованность выводов и решений по этой аварии. Вызывает огорчение и недоумение такое препирательство руководителей ведомств. Это недопустимо. Нужна правдивая позиция. Авария — следствие недостатков в эксплуатации, производстве и строительстве, внаучно-технических решениях, в управлении. Вот комплекс проблем, породивших аварию. Предложение комиссии следует принять.

О конкретной ответственности: Брюханова, Шашарина, Емельянова, Мешкова, Кулова —всех освободить от работы. Майореца — наказать. Славскому, Александрову — указать.

Дать правдивую оценку катастрофе и конкретные, многоплановые рекомендации о дальнейшей работе с АЭС. Сейчас основное внимание —ликвидации последствий аварии.

Об итогах работы Политбюро опубликовать сообщение тогда, когда будет отработан проект (2—3 дня.) Надо отметить людей, работавших героически. Согласились.

4 июля. Продолжительная беседа у Горбачева.

Обсудили с ним обстановку в сельском хозяйстве. Прогноз урожая низкий (валовой сбор зерновых по РСФСР составит примерно 105 — 107 млн. тонн). Необходимо максимально собрать зерно в Сибири, сказал Горбачев, надо кому-то поехать туда. Побываю сам, ответил я. Хорошо.

Об использовании всех сверхплановых заготовок продуктов животноводства на местное снабжение в области. (Эта идея Мураховского была Горбачевым поддержана.) Я не согласен. Нельзя республике жить и не иметь резерва для поддержки Севера и промышленных центров. Может быть, повременить и начать с 1987 года? Он — согласен.

Горбачев поделился впечатлениями о пребывании в Варшаве. Обстановка в Польше сложная. В.Ярузельский пока пользуется авторитетом. Но растет движение Л.Валенсы «Солидарность».

Затем он заговорил о недавнем заседании Политбюро по Чернобылю. Славский — уже неадекватно воспринимает реальную ситуацию, то же и Александров. В институте ядерной физики ситуация непростая. Яркая фигура—В. Легасов, он лично сделал больше всех для ликвидации катаcтрофической ситуации на ЧАЭС. Умный, высокоэрудированный ученый, принципиальный, интеллигентный человек.

14 июля я вылетел в Западную Сибирь. В течение пяти дней находился в Курганской и Омской областях. Все дни — поездки по районам. Затем провел в Омске региональное собрание актива.

22 июля. Совместно с Г.И. Марчуком (ГКНТ) и А.П. Александровым (Академия наук) направил в Правительство записку о необходимых мерах по повышению сейсмостойкости зданий и ускорении жилищного строительства на Камчатке. По прогнозам Академии наук в ближайшие 10 лет г. Петропавловск-Камчатский и другие могут быть подвержены землетрясению силой до 8 баллов. Требуется инвентаризация зданий и капиталовложения на усиление их. Приложили проект Распоряжения Совета Министров.

23 июля. Заседание Оперативной группы Политбюро. Рассмотрели записку Госкомгидромета, Минздрава и Минобороны. Наряду с вопросами по зоне ЧАЭС они считают необходимым ужесточить нормативы допустимой радиоактивности в других районах загрязнения радионуклидами и в этой связи о дополнительном выселении жителей из 49 населенных пунктов в БССР, УССР и впервые — в РСФСР, в Брянской области. Поручено рассмотреть эти предложения с Советами Министров союзных республик и доложить.

Утром на следующий день на оперативной комиссии Совмина РСФСР я проинформировал о вчерашнем заседании. Решено срочно направить бригаду специалистов в Брянск и параллельно готовить предложения совместно с Госгидрометом, Минздравом, строителями, Агропромом и другими ведомствами здесь, в Центре.

24 июля. 11.00. Политбюро в Кремле.

Разбор деятельности редакции журнала «Коммунист». Позже стало ясно, что «новые» идеологи в ЦК решили прибрать журнал к рукам с помощью Горбачева. За что критиковали редакцию? Нет теоретического анализа современных процессов. Философские вопросы сегодняшнего дня, исторические аспекты развития партии, экономический механизмвсе это не находит отражения в журнале. Ученые не дают на них ответа. Вывод: Идеологическому отделу ЦК и Секретариату глубже вникнуть в работу редакции.

Обсудили предложение Мураховского об изменении порядка заготовки и реализации мясопродуктов, поступающих в госресурсы. (Рыночные фонды республикам не устанавливать, а определять только поставки в союзный фонд. Остальное — как хотят.)

Сейчас лишь 27 областей поставляют мясопродукты в союзный фонд, а 69 — по разнарядке Совминов республик — в другие, в основном промышленные области и края, находящиеся на дотации. Я спросил, как быть с ними? Это ваше дело — таков ответ.

Несмотря на возражения дотационных республик, а также УССР, РСФСР, Москвы, Ленинграда, под напором «новаторов» решили в принципе поддержать. Я не согласился с этим предложением.

Мои доводы: Что это даст? Раньше закупки мяса и молока у населения шли через потребсоюз и реализовались в области, как дополнительные ресурсы к выделенным рыночным фондам. Сейчас эти закупки, проводимые хозяйствами у населения, входят в зачет плановых закупок. Таким образом, колхозы и совхозы вместо развития собственного животноводства легко выполняют план, скупая скот у населения. Это не только не прибавило, а сократило объем мясопродуктов, реализованных в госторговле и на рынке. Я это прогнозировал. Госагропром все-таки решил по-своему. Что вышло? Бумажные игры. Проценты выполнения плана закупок выросли, а мяса не прибавилось.

Теперь предлагают следующий шаг — перестать планировать рыночные фонды. Уже сейчас области-поставщики срывают не только республиканские, но и союзные поставки. Дотационные области оказались в невыгодных условиях. Разве можно сравнить объемы сверхплановых закупок, например, в Воронежской и Куйбышевской областях? При равном проценте перевыполнения плана областные прибавки мяса будут равны 3:1. Вот результат «системы самоснабжения».

Рассмотрели вопрос о качестве телевизоров, выпускаемых куйбышевским заводом «Экран» Минрадиопрома СССР (по итогам поездки Горбачева в Куйбышев). Горбачев на этом примере решил «проучить» министра. Он грубо, оскорбительно поучал П.С. Плешакова, одного из лучших министров-оборонщиков, крупного ученого, недавнего руководителя большого КБ - разработчика новейших бортовых и наземных радиосистем. Было страшно неловко всем. Это Политбюро выбило Петра Степановича из колеи.

30 июля. Совещание в СМ РСФСР по Брянской области: Израэль, Буренков, Щепин, Ильин, Ермин, Табеев, Горшков, Трубилин, Потапов, а также Поручиков (председатель Брянского облисполкома), Зеболов (секретарь Брянского обкома партии). После длительного, обстоятельного обсуждения приняли рекомендации Минздрава, Госкомгидромета, согласованные с руководством Брянской области. Эвакуировать 4 села (3-я зона): Княжевщина, Н.Мельница, Барсуки и Прогресс. В 10 селах (1 и 2-я зона): установить строгий режим питания и ведения сельскохозяйственных работ. Им и остальным селам 1 и 2-й зоны выделить дополнительные фонды на чистые продукты (вот еще раз пример того, что республике необходимо иметь резерв!). Такие предложения были направлены в Совмин СССР.

С 7  по 9 августа находился в Калининской области.

14 августа. Политбюро.

Обмен мнениями по итогам поездки Горбачева на Дальний Восток. Он отметил, что значение региона огромно. Цивилизация продвигается к Тихому океану. Интересы США и западных стран там большие. Необходимо и нам по-новому посмотреть на Дальний Восток. Экономическое и политическое значение регионатам создан немалый производственный и научный потенциал. Но реализуются возможности плохо. Промышленность развивается однобоко, много социальных проблем даже в Комсомольске, даже на оборонных заводах. Отстает сфера обслуживания. Надо поработать с Министерством обороны над тем,чтобы открыть г. Владивосток. Вывод: Совмину Союза и РСФСР, Госплану разобраться и готовить Постановление ЦК по Дальнему Востоку и по БАМу.

О прекращении работ по переброске на юг части стока сибирских и северных рек. Поставили крест на этой проблеме. (Ресурсы направить на Нечерноземье и реконструкцию существующих мелиоративных систем.)

О мерах по совершенствованию хозяйственного механизма в строительстве. Сократить управленческие штаты на 50% за счет реорганизации союзных министерств в республиканские, замкнув все строительство в союзных республиках. Кроме РСФСР, здесь 4 общестроительные министерства пока сохранить как союзные, имея в виду затем передать их также в республику.

За повесткой. Высказался Горбачев. На местах люди считают, что борьба за дисциплину, с негативными явлениями притупилась. Вспоминают Андропова. Ослабла требовательность, критика. Печать замалчивает недостатки. Некоторым партийным комитетам демократия не по вкусупривыкли править.

Ослаблен спрос с хапуг, бюрократов, выпивох. Задачане сходить спринципиальных позиций. Идем к Пленуму по кадрам. Это особенно важно. Кадры партии должны перестраиваться. В поездкахфакты показухи. Контакты с людьми заорганизованы. Люди готовы участвовать в перестройке, но уже говорят, «не пойдет ли это на спад». Так как стиль местных организаций не меняется. Консерватизм. Необходимо идеологическое и пропагандистское обеспечение наших инициатив. Недопустим разрыв между словом и делом. Надо делать упор на местные партийные организации. Говорил он горячо, возмущенно. Обсуждения не было.

22 сентября. Политбюро. Собрались в зале Секретариата ЦК.

Горбачев (после отпуска) информировал, что сейчас главное —предстоящая встреча с Р.Рейганом в Рейкьявике. Какова обстановка? Состоялась беседа Э.А. Шеварднадзе с Рейганом (был и Д.Шульц) в течение 1 часа. Р.Рейган передал письмо для Горбачева. В нем основная тема —разочарование после Женевской встречи.

Шеварднадзе добавил, что они просили не допустить утечки информации о содержании писем Р.Рейгана и М.С. Горбачева, а сами, по сути, уже «пустили». Наше мнение: встречу в Рейкьявике ускорить, так как Рейкьявик —это наша инициатива и шанс.

Рассуждения Горбачева. Правые круги США не хотят снижения напряженности. Стремление —не дать нам осуществить нашу политику, как внешнюю, так и внутреннюю. Сорвать или затормозить экономические, социальные и другие меры, осуществляемые в Союзе. Наша задача — не выпускать инициативу. Рейкьявик —это шаг в решении задачи.

25 сентября. Политбюро. «Об актуальных вопросах перестройки».

Горбачев. Политика ЦК народом поддержана. Но она обесценивается на уровне штабов, как хозяйственных, так и партийных, советских. (Вот когда, собственно, прозвучал его тезис «бить по штабам»!) Политический вывод —не останавливаться на полпути. Люди ставят вопросы остро, но без демагогии. Хотят разобраться во всем. Поэтому перестройка должна быть в центре нашей работы. Она должна охватить все сферы, сверху донизу.

Вызывает беспокойство работа министерств. Минтяжмаш — держит права, не дает ходу предприятиям. С.А. Афанасьев не понял перестройку до конца. Минпромсвязи —то же самое. Минстройдормаш — вроде готовится к реформе, но ничего не делает. Где же наша стратегия? Чем занимается комиссия Талызина? Где экономические ведомства? Где отделы и секретари ЦК, заместители Председателя Совета Министров?

Противники перестройки объединились, чтобы дискредитировать, опорочить наши меры, посеять неудовлетворенность в народе. Конечно, дело не в политической оппозиции, ее у нас нет, а дело в консерватизме, косности мышления.

(Оказывается, вот кто для него противник!) Политбюро надо рассмотреть вопрос о ходе экономического эксперимента в промышленности. Собрать всех в Свердловском зале и разобраться.

Теперь. Об активизации деятельности трудовых коллективов. Институт философии (по информации Яковлева) провел опрос. В успех реформы верят—44%ИТР и 38% рабочих, а 15% вообще не знают о сути эксперимента. Надо ускорить разработку закона о предприятии, предложения уже представлены. Но нужен закон, направленный на перспективу, а не на сегодняшнее состояние.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.