Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сидоров А.С. – Знахарство, колдовство и порча у народа Коми 10 страница



Для защиты от козней умерших пермяки (И. Смирнов) всовывают в щель потолочных брусьев, под матицей, железный нож. У коми-зырян многие колдуны нож держат там постоянно.

На Удоре считают достаточным для того, чтобы испортился сам колдун, пошевелить копчиком ножа подстилку его обуви. Исправление наступает после того, как колдун догадается выбросить подстилку, переменил ее на новую.[31]

Нот может применяться одинаково и как средство для колдовской порчи, и для целей колдовской защиты. Колдовская сила мыслится как бы мате- риализокашпейся в нем. Поэтому же некоторые коми остерегаются брать топор, обращенный к себе лезвием.'

ДРУГИЕ ОРУДИЯ

Таким же магическим значением пользуется не только нож, но и другие орудия, как иголка, шило, серп, коса, острога, ружье, ножницы и т. д. На сенокосе, когда надвигается вихрь, то в него бросают или косой, или каким-либо другим орудием, а то и теслом, точильным бруском. Точильного бруска, думают коми, Kuz-Jvan (Длинный Иван), т. е. вихрь, боится пуще всего, потому что уже и стальные орудия для него являются страшными и опасными, а между тем точильный брусок, по предполагаемому мнению духа ветра, является еще могущественнее их: «он берет (грызет) даже сталь». Свойством точильного камня «быть сильнее стали» объясняется, по-видимому, и то обстоятельство, что он входит в состап магических предметов при обливании обрядовой водой от порчи (vomidz). Брусяной камень (zud), брусяная гора, как магические предметы, встречаются в коми сказках.

ИГОЛКА

Плотовщики, плывущие с лотом (грузом па ве- (ювке для постоянного следования плота по фарватеру), иногда опускают по веревке, придерживающей груз, иголку без ушка в том случае, когда от неизвестных причин (думают, что водяной задержал) лот куда-либо застревает. Иголка опускается с той целью, чтобы заставить водяного освободить плот.

Для гарантирования себя от случайностей иголку без ушка (protoz) втыкают в хомут лошади, когда незут на ней покойника. Иголка без ушка для коми является универсальным талисманом. Она почти всегда находится на груди у женщин (у ижемской невесты даже 9 штук) и в шапке охотников.

Иголка кроме того служит и орудием порчи. На Ижме для того, чтобы расстроить половую жизнь новобрачных, злоумышленники выдергивают кусочки мха со стены по ту и по другую сторону дверей избы жениха в тот момент, когда через эти двери входят новобрачные; затем обкладывают этими кусочками иголку с медным ушком и кладут последнюю в постель новобрачных. В предупреждение такой порчи спереди и сзади новобрачных идут, обычно, шафера.

ножницы

На Вашке, когда невеста начинает причитать при выходе замуж, в это время позади ее в стену втыкаются ножницы, чтобы уберечь ее от вредных злоумышленников, так как во время свадьбы она очень уязвима на всякое колдовство. Там же считают, что

нож, ножницы под подушкой предохраняют от кошмарных СНОВ.

РУЖЬЕ

В д. Прокопьево рассказывается случай, когда на пожне во время сенокоса прошел вихрь, разметавший сено, поднявший пыль, сор столбом. Деревья, а также колья стога, шатались от сильного ветра из стороны п сторону, причем один кол из числа их, именно тот, около которого было прислонено ружье, будто бы оставался совершенно спокойным, не задеваемый нихрем.

ПОДКОВА

У каждого почти торговца в прежнее прем я за порогом лавки с внутренней стороны на полу была прибита железная подкопа, которая должна была предохранить лавку от хищения различными колдовскими средствами, эти же подкопы можно наблюдать и по сей день у порогов многих частных лавок, даже

о г. Ленинграде.' Поверяя в связи с подковой распространены чрезвычайно широко.

СЕРП

В некоторых деревнях во время эпидемий над дверями крыльца втыкается серп для устрашения стран- гтвующей болезни. Когда же кто-либо из семейства наболевает, избу обкашивают косой или серном, предполагая этим убить или выгнать болезнь.

ДРУГИЕ «ОСТРЫЕ» ПРЕДМЕТЫ

Острые или просто заостренные предметы также играют роль колдовского оружия. Так, при обливании обрядовой водой (iz-pyr-va) от порчи (vomidz) через 1>ешето некоторые кладут в него «12 острий», как-то: ножи, шила, ножницы, веретена, мутовки и т. д. Колдовская сила чертополоха (koz-jon, lok-jon) объясняется тем обстоятельством, что листья его оканчиваются колючками.

Магическое значение оружия вполне ясно подтверждается вышеизложенными примерами. Она вытекает ин реального опыта. Понятна разница между психологическим состоянием вооруженного и невооруженного человека. То, что окрыляет человека, дает ему уверенность, имеет обратное значение для врага реального или только воображаемого. Такое жизненное и в то же время магическое значение орудия для человека удерживается и дальше, даже когда религиозная мысль развивается, создает параллельный реальному миру мир духов и сверхъестественных существ. В то время, как в области представлений мы видим постоянное видоизменение воззрений на сверхъестественные существа, в области колдовских действий мы видим консервативное удерживание тех же первоначальных приемов. Это объясняется тем, что колдовские действия связаны с трудовым опытом — они же первоначально вместе с тем и трудовые действия. Поэтому хотя коми Олимп получил уже и значительное развитие, появились анимистические существа, получившие подчас уте «общественную» в своей среде организацию, хотя появилась идея даже

о высшем боге, «jen», тем не менее все свои надежды относительно своего собственного благополучия коми возлагает не на бога, а на свой нож, топор, ружье и т. д., которые в его руках являются уже надежными, испытанными спасителями.

Теперь становятся понятным!» следы почитания оружия, находимые, между прочим, и в старо-германском эпосе, где герои обращались к своему оружию с хвалебными песнями и т. п. Понятно также распространение амулетов типа тех или других орудий, ножевидные, топоровидные и т. д., которые часто характеризуют погребальный инвентарь в самых различных погребениях.

МЕТАЛЛ ВООБЩЕ КАК МАГИЧЕСКИЙ ПРЕДМЕТ

Магическими являются не только металлическое оружие, но и те металлы, из которых приготовляется оружие. Так, вымичане (в с. Шошках), переправляя впервые весной свой скот за реку, в предупреждение несчастья, чтобы корова или другое какое-нибудь домашнее животное не потонуло, бросают в {хжу кусочек железа, огниво, а то и железный клин от топорища. Взглядом на металлы, как на колдовские предметы, объясняется воззрение о том, что медь (а также и серебро) потеряться не может. Отсюда вытекают все поверья о кладах, принимающих человеческий и животный вид, тяжело вздыхающих и т. п. Таким же, как клады, колдовским свойством в некоторых районах наделяются и руды, в том числе и железная

руда.[32] Поверия, связанные с огнивом, объясняются,

| одной стороны, его материалом (железо), а с другой, нозможно, его свойством давать огонь."

В металлических амулетах стараются выявить наиболее характерные свойства металлов, как-то — блеск и звук. Основные свойства тех или других металлов в различных амулетах, подвесках и вышедших отсюда украшениях, как блеск и звук, служили главным основанием для их производства, как в далеком прошлом, так даже иногда и в настоящее время. Вредные для людей силы и сущест- иа должны были страшиться не только человека, вооруженного металлическим оружием, но и предметом, напоминающим или беском, или звуком, или каким-нибудь другим свойством металлическое оружие.

Пожилые люди в глухих деревнях никогда не (юсстаются с медными амулетами: кольцами, Kf>e- «тиками, даже просто кусочками меди, так как по их мнению это верное средство против козней «дедушки».

РТУТЬ

Особым, необычным свойством, кроме присущего всем металлам блеска, обладает ртуть, напоминающая своей подвижностью нечто живое и потому как бы более могущестпенное. Естественно, ртуть должна была занять соответствующее место в колдовском инвентаре. Действительно, с таким значением мы на' Первоначально железные орудия повались прямо из руды Примеч. автора.

“ U. Holmberg, 36, 201.

ходим ртуть и у карелов и у коми. В с. Айкине, например, ртуть завязывают в узелок и привязывают к пательному кресту ребенка с целью предохранения его от болезней вообще и «vomidz» в частности. С аналогичной целью капли ртути заделываются в порог бани, чтобы туда не могла зайти болезнь.

ШУМЯЩИЕ ПОДВЕСКИ

При дальнейшем развитии формы и конструкции амулетов и подвесок сюда присоединялся, конечно, и эстетический момент. Шумящие подвески, получившие такое развитие и широкое применение в финском мире с X и XI веков, основаны, по-видимому, на представлении о магической роли металлического звука. Точно также основным моментом, руководившим сознанием многих народностей при создании шаманского костюма с его оглушительным треском от множества подвешенных металлических изображений божеств и духов, а также просто железных предметов, должно было быть представление об устрашающей, но отношению к сверхъестественным существам, роли всякого металлического предмета и его звука.

Колдовское значение шумящих подвесок, бубенчиков и т. п. амулетов, осложняется еще дру1*им моментом, именно, способностью их издавать звуки вообще, а не только металлические. Какое реальное значение имеют эти бубенчики, видно из современного быта. Так бубенчики, побрякушки, вешаются на шею

« коту у коми, между прочим, тоже с той целью, чтобы па скотину не нападали волки. Такие побрякушки («бракала»), но уже деревянные, у ижемских олене- (юдов вешаются на шею своим оленям именно с такой 1>еальной целью. Вместе с тем, с той же целью отпугивания от оленьего стада рыскающих кругом вол- кон, оленеводы ночью, время от времени, выходят из чума и бьют трещотками-палочками друг о друга, производя этим треск. Аналогичное объяснение получают трещотки, как священные предметы, у многих других народностей, употребляющиеся в их рели- I иозных церемониях. Очень распространенный обычай пальбы из ружей во время свадебных церемоний, сопровождавшийся в с. Усть-нем Усть-сысольского уезда,1 между прочим, обязанностью одного из nia- феров звонить во время поездки свадебного поезда на венчанье в колоколец, объясняется скорее желанием магического отпугивания от поезда колдовской силы, чем пережитком, свидетельствующим об умыкании невест силой.

Магическая роль колокольца более ясно выступает н обычае крестьян Прокопьевской волости звонить в колоколец не только в то время, когда па свадьбе невеста отправляется в баню и возвращается из нее, но и во все то время, пока она там моется, причем дети с колокольцем в руках совершают со звоном постоянный обход бани.

ЛУК И СТРЕЛА

Положение о том, что магическая роль тех или других предметов в представлении людей в древности было связано с представлением о благодетельном значении всякого оружия, подтверждается и повериями, связанными с луком и стрелой. Например, на Мезени в с. Глотове существует такой обычай:

Когда во (юн повадится истреблять у охотников дичь из их силков, тогда заинтересованными лицами приготовляется небольшой лук, наподобие тех, которые сохранились до настоящего времени в детских играх, а также и несколько стрел, заостренных к обоим концам. Тетива лука со стрелой натягивается на станок, а затем прибор устанавливается в расщепе стоящего у первого по порядку от силка древа таким (образом, чтобы ст(>ела была направлена вперед по линии охотничьей тропы. Остальные стрелы, заостренные к обоим концам, размещаются таким же образом, но уже без лука в расщепах деревьев по линии путика, наподобие стрелок-луказателей» у тех силков, которые подвергаются нападению ворона. Все стрелы предварительно обмакиваются своими остриями в состав, непременной частью какового является смола. При установке ирибора читается заговор. Все убеждены, что после такого приема ворон оставляет в покое охотничьи силки.

Для предохранения ребенка от порчи некоторые женщины кладут на зыбку мальчика лук со стрелой (теперь игрушечный), а на зыбку девочки — пряслицу.[33]

ЗУБЫ

Орудия в истории культуры иногда рассматриваются как проектирование человеком своих органов: руки, кулака, зубов, ногтей и т. п. Естественными

I редствами защиты у звероподобного человека были

его зубы, ногти, руки и т. п. Но роль их была основана уже на почве владения орудиями. В соответствии с этим и в магическом инвентаре мы находим зубы, когти, представления о магической роли руки и т. д.

Когда на одежде, надетой на человека, зашивают что-либо, тогда предлагается ему закусить зубами шнурок от нательного креста, чтобы не зашилось счастье. Магическая роль зуба вообще ясна кроме того из нижеследующих приемов: когда идут смот|)еть какого-нибудь новорожденного, то, чтобы никакая порча не имела силы, в зубы прикусывают соломинку или другой какой-либо предмет. То же самое делается во всех тех случаях, когда имеют дело с кровью, раной и т. п., например, при охолащивании животных, во время доения коров. Некоторые зашивают к своему нательному кресту холстину, чтобы при встрече с колдуном прикусить эту холстину из опасения последствий возможного злого умысла по отношению к ним со стороны последнего.

В с. Палевицах есть одна женщина, которая с посторонними людьми, исключая членов своего семейства, разговаривает не иначе, как прикусив что-либо в свои зубы, остерегаясь заболеть от vomidz. Прикушенный предмет называется «vudzor», тень.

Все перечисленные выше приемы прикусывания в зубах тех или других предметов с определенной целью — предохранить себя от всякого сверхъестественного случая, — направлены, по-видимому, к тому, чтобы подчеркнуть, что свои собственные зубы, как талисман, выполняют свою функцию, что они угрожают по подобию прикушенного предмета всякому, кто осмелится проявить какое-либо злое намерение. В основе, быть может, лежит здесь еще звериное

оскаливание первобытным человеком своих зубов при всякой опасности вообще, а в более позднее время мри опасности сверхъестественного порядка. Щелкание оскаленными зубами сохранилось у коми детей в тех случаях, когда они кого-нибудь дразнят.

Колдун, потерявший свои зубы, по общему мнению, становится утке не опасным для окру?кающих. По мнению населения Томского края, заговоры не может говорить тот человек, у которого нет или мало зубов.[34]

Когда у ребенка прорезываются зубы, тогда принимаются особые меры, чтобы этот прюцесс прошел успешно. В этот момент ребенок обязательно должен быть опоясан. До этого момента в люльке должны находиться нож, ломоть хлеба или камень с отверстием, выполняющие колдовскую роль зубов. Когда выпадают у детей молочные зубы, каждый зуб они должны бросать с заговором: «мышке зубы — из мяса, мне зубы — из кости». Потерять зубы во сне повсеместно у коми означает большое несчастье, чаще потерю, смерть кого-либо из главных членов семейства. Перемена зубов, нужно думать, должна была играть немалую роль в определении понятия «младенческий возраст».

Большое магическое значение имеют зубы, а также и когти, различных животных. Особенное вшшание обращают на себя зубы и когти хищных, так как сила этих животных действительно выражается в их зубах и когтях. В этом отношении у коми до настоящего времени встречаем много случаев, подтверждающих данное положение. Ижемцы-оленеводы носят собачьи зубы п качестве талисмана в своих «bi-va», кошельках, носимых на поясе спереди. Щучьи зубы имеются почти в каждом доме, чаще всего над окнами, над косяками дверей и т. п. и употребляются как универсальное средство от болезней, колдовства, несчастья и т. п. На Ижме щучьи зубы также кладут над косяками дверей, «чтобы в жилое помещение не могли проникнуть духи, колдуны и болезни».[35]

Медвежьи пробуравленные клыки, очень часто встречающиеся в могильниках Евразии с начала бронзовой культуры, несомненно, носились в качестве талисмана. Эти же самые клыки, иногда пара их, так же продырявленные, вешаются на ремень и теперь многими печорскими охотниками. В данпом случае мы имеем обычай, возникший еще в ранние стадии человеческой культуры и доживший до наших дней. Могущество и магическая сила, приписываемые медвежьему зубу, настолько обобщаются, что жизнь медведя начинает отождествляться у охотников с целостью его зубов и когтей. Пока у медведя целы зубы и когти — он еще не убит, он может воскреснуть: стоит только сказать легкомысленное слово, могущее его оскорбить, как не двигающийся уже медведь вскакивает и y6eiaer (gorjalo).[36] Каждый охотник в своем доме имеет медвежьи зубы и когти,1 повешенные под иконами или помещенные где-либо в переднем углу.2 Существует поверье, что проходит зубная боль, если прикусить большим зубом медвежий зуб.

Зуб. как и почти всякое орудие, может быть упот- (>еблен для нанесения колдовского вреда. Пермские коми во время закладывания основания пновь строящегося дома следят за тем, чтобы колдун не подбросил под первое б|>евно избы медвеа^ьего зуба или древесной щепки. Если колдуну удастся их подбросить, хозяин строящегося дома будто бы в результате :»того неминуемо должен разориться (Н. Рогов. Материалы, 99).

КОГТИ

В качестве талисмана печорские охотники носят на своем поясе рысьи когти. На Выми рысьими когтями выцарапывают кровь на морде и хвосте лошади и эту кровь ей самой вскармливают в тех случах, когда она заболевает вздутием живота. Кроме того, бессердечные «ветеринары» иногда в этом случае всаживают шило в круп лошади до самого черенка и с ним варварски гоняют ее в разные стороны. Когти и шило имеют здесь значение устрашающих болезнь предметов. Аналогичные мысли привели к своеобразному рецепту для уничтожения клопов, состоящему в том, что зараженную последними избу обкуривают дымом от конского копыта, причем требуется, чтобы конское копыто выпало с ноги лошади в тог момент, когда она споткнулась.

РАКОВИНЫ

Многие первобытные народности, стоящие на очень низкой ступени развития, в качестве ногка употребляют раковины. Вместе с тем раковины представляют собой универсальное украшение. Раковина ужовки (Сургаеа), достающаяся главным образом в Индийском океане, также в Тихом океане, была в широком распространении и у финских народностей. 0?керелья из ужовки носят чуваши, мордва, ижора и удмурты. Изредка встречаются отдельные экземпляры раковин и у коми женщин. По-удмуртски ужов- ка называется «pifi», т. е. зуб. Первоначальное назначение ожерелий из ужовки, по-видимому, было магическое. Секрет приписывания ужовке магических

< войств заключается в том, что створки ужовки дей-

< твительно напоминают собой два ряда смыкающихся аубов. Применение ожерелий из ужовки в качестве денег нужно объяснить повсеместным спросом на нее, именно как на талисман, превратившийся затем в украшение.

дым

Очень важным затем очистительным средством у коми является «tsyn» (дым). Когда корова несет теленка, то хозяйка кладет на плошку горячие уголья, на них ветку вереска и этим обносит корову кругом несколько раз, заставляя первую вдыхать этот дым до тех пор, пока она не «зазашляется». Когда испортится молоко и начинает тянуться, тогда всю молочную посулу очищают таким образом: накаляют в печке камни, затем опускают их в посудину, в которую предварительно наливается немного воды и кладется веточка можжевельника, а иногда связки снопов, взятых с трех невидимых друг от друга гумен.

Работа, основанная на естественном действии горячего пара, в смысле уничтожения окисляющих бактерий, усложняется излишним присутствием вереска. Всякое вредное явление в хозяйстве первоначально считается результатом порчи, злой воли, и вереск в данном случае употребляется с магической целью. С другой стороны, вереск, между прочим, часто можно наблюдать на косяках дверей хлева, фигурирующим в качестве предохранительного средства от колдунов и болевпей.

Некоторые вымские рыболовы, когда замечают, что несмотря на все благоприятные условия ловли рыбы она тем не менее не попадается, тогда приходя! к мысли, что здесь должна быть сверхъестественная причина. В этом случае они пристают к берегу, раскладывают большой костер, на этот костер бросают часть подстилки обуви или лоскуток своей одежды, из воды вытаскивают тину и бросают также в костер, из леса притаскивают охапку хворосту и тоже бросают в огонь, при этом говорят следующий заговор: «Vayg- кб—vao, vory3-kd—voro, mortjilyS>-ko—bio».' После этого перепрыгивают через огонь, или обходят костер

3 раза, проходя обязательно через дым.

Еще пример: во многих деревнях на Выми в Егорь- ев день, когда лошади — «именинники», а также когда и остальному скоту, в виде наступления сезона пастьбы на выгоне — праздник, весь домашний скот приводится к церкви. Здесь зажигаются парные ряды костров, на них бросают кучи можжевельника и через порота костров после богослужения прогоняется весь скот. Ветки можжевельника кроме того втыкаются над дверями хлева. «Изуроченного» человека также обкуривают (tSynony), вырвав лоскуток (byz) из одежды как его самого, так и «изурочишпего» лица. Во всех описанных случаях подчеркивается магическая роль обкуривания, обрядов при помощи костра, огня. И эта магическая роль приписывается, по-видимому, скорее не самому огню, а дыму, им производимому. Главное, что самый обряд носит название tSynom, от слова tsyn—дым. Правда, есть исключения, когда магическая сила приписывается огню и искре, — это обычай на Башке, при котором на воспаленное место высекается искра из кремня, но все-таки в громадном

большинстве характерных случаев выдвигается именно значение дыма.

Мне кажется, что здесь, как и во многих других случаях колдовства, дело объясняется в высшей степени просто. Физиологическое действие дыма на организм и прежде всего на организм человека — общеизвестно. Дым имеет разъедающее наш глаз свойство, он губителен для дыхания. В этом первобытный человек убеждается на каждом шагу, это является прочным достоянием его трудового опыта. Единственным средством защиты, например, от комаров в условиях примитивного быта является дым. Таковым же действием дым должен обладать и по отношению к духам, какими бы они ни представлялись впослед-

(ТВИИ.

Известно, например, что минерал доманик сопровождающий нефтеносные породы, при своем горении издает чрезвычайно тяжелый и неприятный запах. В соответствии с этим жители Вымского бассейна, по сообщению Абрамова, употребляют доманик как куренье, полагая, что запах его очищает воздух и прогоняет лихорадки и горячки (Вологод. Губ. Вед. 1861, No 52).

Теперь понятно будет и значение вереска. Здесь при горении к сильному удушающему дыму присоединяется еще треск, который должен устрашить всякую порчу, всякую болезнь.[37] В соответствии с этим существует обычай закрашивания дверей, ведущих в хлев, смолой или, в крайнем случае, нанесения смолой креста над косяками. Ведь в дереве смола и есть источник дыма. Этой же мыслью руководствовались глотовцы в 1920 году, когда там была эпизоотия сибирской язвы: тогда все коровы на правом паху носили смоляные кресты. В д. Ваполка кусочки еловой смолы привязывают к кресту, чтобы предохранить себя от оспы, а по Сысо- ле в некоторых местах во время эпидемии все наружные двери замазываются смолой и де1тем или же бурак со смолой ставится за дверями крыльца, тогда как п другое время он обычно стоит где-нибудь о другом месте. Употребление дегтя в качестве мази при воспалительных процессах, или питье запарки из тонкой бересты (3umod kif) от стеснения в груди, основаны на том, что тот и другой предмет заключают в себе много дыма. Смолистая щепка, положенная в шерстяную рукавицу, предохраняет их, по народным взглядам, or нападения моли. Здесь мы имеем случай пережиточного совпадения магического с реальным. Смола может быть применена, по народным воззрениям, не только в качестве защищающего от вредных сил талисмана, но и как средство для активной порчи домашнего скота, для чего на кожу животного, против местоположения его сердца, злоумышленники наносят смоляное пятно.

Магическая роль огня и дыма менее разграничена в случаях добывания огня трением «dzurk-bi». «Dzurk-bi» добывается тогда, когда распространяются эпидемии среди населения или же в случае массового падежа скота.

На Удоре, по словам М. Вересова, в том же 1920 году dzurk-bi достали путем трении косяка кожаным ремнем. Огонь развели в больших кострах посреди улицы и через него прогнали весь скот. Огонь поддерживался в течение нескольких дней, пока он, несмотря на свое магическое «благодетельное» значение, не стал распространяться на дома граждан. В других местах dzurk-bi добывается при помощи бурава, вращающегося по системе лучка, который называется dzurk (Печора). По всей вероятности этот бурав, в настоящее время приспособленный, по Ме- иен*г, для буравления известковых грузил для рыболовных принадлежностей [38] — пережиток настоящего инструмента для добывания огня.

В данном случае значение дыма усиливается в глазах населения мыслью о необычном происхождении его, добыванием его старинным способом. Магическое значение огня по сравнению с дымом, по- пидимому, считается в воззрениях коми явлением производным, менее реалистическим, не основным.

Что же касается реального значения самого огня, как источника тепла, то эта его роль в древности должна была быть менее актуальной, особенно при наличии чрезвычайной выносливости первобытных людей к холоду. Коми охотники до недавнего вымени в дальней охоте зимой, при 25“ мороза и выше, на ночлегах обходились без костра, а спали группами попарно в открытых шалашах.

Делалось это так: раскладывается из жердей, еловых веток и кусков бересты низкий шалаш-навес. С трех сторон навес тем же материалом закрывается, а с передней, более высокой стороны, остается открытым. Снег внутри шалаша частью разбрасывается, частью утаптывается. Ложе охотники устраивают попарно. Сначала нарубаются еловые сучья, сухой хворост и настилаются на низ. На них промышленники

стелют свои лузаны, а поверх последних — свои азямы.

Прикрываются двойным одеялом — охотники складывают для этого свои одеяла вместе. Затем один из пары ложится головой внутрь шалаша, а другой тщательно закутывает его со всех сторон, особенно со стороны ног. После этого ложится, иторой, спиной к первому, и закутывает себя также тщательно со всех сторон. В прежнее время, когда не было еще известно курево, промышленники в течение ночи не распахипались и спокойно проводили таким образом ночь до утра, теперь же ночевать без огня становится труднее, так как во время ночного курения накопившееся под одеялом тепло уходит и промышленники после этого начинают зябнуть.

В Верхне-Вычегодских волостях, по сообщению И. Е. Худяепа, существует обыкновение добывать ьо время каких-либо народных бедствий, эпидемий, эпизоотий, огонь при помощи трения березовых полон друг о друга (dzurk-bi). В один из прошлых годов, когда волков в лесу расплодилось в таком количестве, что они стали давить скот даже п хлевах, крестьяне одной деревни по Сысоле общими усилиями достали этот огонь и торжественно на нем сожгли одного пойманного волка, — причем строго наблюдали, чтобы никакая часть от него не осталась несожженной. Даже волчья шкура не была снята. В основе этого обряда, конечно, лежит принцип симпатической магии — уничтожить всех волков путем уничтожения одного из них.

СОЛЬ

Очень распространенным предметом в ряде магических приемов является соль. Когда продают молоко или масло, в кринку кладут щепотку соли. Чтобы предохранить ребенка от vomidz, перед тем, как выйти с ним в соседи, голову его посыпают также солью. Свадебный поезд перед тем, как пойти к венцу, обсыпают солью. Когда проданную корову ведут в чужой двор, то, чтобы она ужилась там, обсыпают ее солью же.

Когда хозяин пристрастится к каким-либо вредным для благополучия своего семейства порокам, домашние незаметно посыпают его голову солью. С другой стороны, чтобы внести разлад между супругами, злые люди, уже чужие и со злыми намерениями, в промежуток между ними во время их свадьбы кладут щепотку соли. Высыпать за столом соль — к ссоре. Таким образом, магическая сила соли может быть обращена на пользу и во вред людям, смотря по тому, какое желание сопровождает обряд. Для усиления магического действия соли кладут ее на божницу в Страстной четверт и держат ее там в течение года. Само колдовство производится часто через посредство соли. Магическая сила приписывается соли прежде всего благодаря ее разъедающему свойству, а позже, может быть, из-за того, что соль предохраняет а>ест- ные продукты от физической порчи. Магическое значение соли основано на трудовом опыте, на ее хозяйственном применении.

ВЕЩЕСТВА ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Магическое значение органических веществ стоит в связи с их физическими свойствами, имеющими характер или острого запаха, или едкого вкуса.

Так, магическое значение приписывается мясу горностая. На Ижме мясо горностая привешивается на шею собаке в том случае, когда она заболевает. В с. Палевицах сушеное мясо горностая размельчают и дают вместе с хлебом заболевшей «шатуном» лошади. По Сысоле высушенную тушу горностая некоторые вешают над косяками дверей, другие вешают посредине потолка, в иных случаях повешенную тушу горностая можно видеть на косяке того окна, у которого размещаются на ночлег.[39] В некоторых деревнях у коми, по сообщению Л. Л. Капицы и С. И. Сергеля, высушенную тушу горностая домашние засовывают за пазуху идущему на военную службу мужчине.

Магические свойства приписываются мясу горностая исключительно в силу того, что мясо его отличается таким острым и неприятным запахом, что иногда его не выносят даже охотничьи собаки, которые на охоте часто бывают принуждены оставлять его преследование. Такая мысль о магической роли неприятного запаха определенно сознается ижемцами, когда они мясо горностая завязывают в тряпочку и привязывают к шее лошади при выпуске ее на выгон с той целью, чтобы с ней не произошло никакого несчастного случая: мясо рекомендуется положить в таком количестве, чтобы запах его ясно ощущался через тряпочку.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.