Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сидоров А.С. – Знахарство, колдовство и порча у народа Коми 8 страница



«Какие у тебя ноги красные!» — воскликнула одна женщина, увидев у другой покрасневшие от холода босые ноги. Та посмотрела на свои ноги, подумала: «на самом деле, какие красные, что — если заболеют?» Действительно, через несколько часоп она начинает чувствовать в ногах боли. Ноги начинают пухнуть. Поднимается температура. Приходится ей окончательно убеждаться, что женщина, сказавшая слова: «какие у тебя ноги красные» — испортила. При этом не считается, что она испортила только потому, что она была колдунья, — это не обязательно.

Порча наступает в результате сказанного слова,—с одной стороны, и мысли о возможности порчи—с другой стороны. Таким образом, теоретически одна сторона в наступлении порчи играет активную роль, а другая — пассивную. Степень заболевания, правда, зависит еще от многих привходящих обстоятельств: так, не всякий может одинаково причинять vomidz и, в свою очередь, не всякий одинаково легко поддается порче. Кроме того, большее значение имеет момент, состояние организма во время получения порчи, а также возраст, пол участников и т. д.

Который из этих двух моментов важнее — субъективный или объективный? В настоящее время, по- видимому, тот и другой момент играют одинаковую роль. Бывают случаи, что иногда теряются из памяти обстоятельства, при которых наступил vomidz. Приходится в таких случаях гадать, какого происхождения болезнь: «от бога или от людей». Тем не менее, несмотря на такой малозаметный для субъективного сознания объективный момент, он считается достаточным для появления заболевания. С другой стороны, бывают случаи, что vomid* наступает при одном только присутствии посторонних. В те моменты, когда организм считается особенно поддающимся порче, например, при акте рождения, когда требуется безус- лонная тайна, за исключением самых близких для роженицы лиц, тогда один факт гласности процесса рождения становится губительным для роженицы («joza^as»).

Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что vomidz может наступить, как результат своей собственной мысли, т. е. одного констатирования возможности заболевания при непременном, однако, присутствии постороннего человека. Человек, находящийся в да hhi 1Й момент в одиночестве, сам себя не может испортить в разбираемом смысле. Таким образом, субъективная мысль констатирования возможности порчи, как источника и причину порчи, по-видимсму, нужно считать более важным основным моментом в наступлении порчи. Это не исключает, однако, возможности, по представлениям более древним, появления порчи и без субъективного момента в результате одного выражения враждебного чувства или настроения. Первоначально этот субъективный момент мог и не сознаваться.

Возникает вопрос — кто и что может испортится от vomidz? Главным образом vomid'i губительно влияет, по мнению коми, на те предметы, которые имеют «vir-jaj» (кровь-тело), т. е. живые предметы, как-то: человек, животные и их отдельные органы. Но могут пострадать от слова и растения и даже многие неодушевленные предметы. Может быть испорчено даже действие со всем комплексом относящихся сюда предметов. Гак, например, если кто-либо недоброжелательно заметил рыбаку, с удачей иозвращаемуся с рыбной ловли, как много ему попало или вообще в какой-бы го ни было форме выразит свое не лояльное отношение к удаче рыбака, — последнему в дальнейшем рыба попадать уже не будет, если он не щюизве-

дет соответствующего окуривания самого себя и всех своих рыболовных угодий и т. д.

Как выше было уже указано, Yomulz может наступить в результате всякого выражения зависти о пре- носходсгве, о силе, о здоровье, об удаче, о каком-либо достоинстве того или иного человека, или живого существа. «Увидели однажды двое мужчин девицу, несущую на своем плече большой мешок, набитый травой, и сказали: „задавишься!", девица пришла домой и сразу же почувствовала боль в том плече, на котором несла меток. Дальше лицо распухло так, что глаза едва стали заметны». Если позавидовать успешности работы, то эта работа немедленно расстраивается. «Кузнец натягивает шину на колесо. Работа идет быстро, „как по маслуОдин из участвующих говорит кузнецу — „нот и за работал рубль“. В этот момент шина лопается, разрыпается на части».

Вполне понятно, что завистливое, враждебное отношение и соответствующие атому слова чаще всего исходят от посторонних людей, но испортить может и член своего семейства, если он по отношению к кому- либо из домашних выразит свое враждебное отношение. Так: «Муж с женой работают в поле. Там же находится их корооа. Не имея пастуха, корова то и дело идет на потраву. Хозяин, постоянно отрываясь от работы, сначала отгоняет ее спокойно, а затем, все более раздражаясь, начинает на нее кричать, бранигь всячески, бросать камнями и т. п. Жепе пришло в голову, »гго такое отношение к домашней скотине совсем не естественно и подумала, что она может испортиться. Немедлеппо же, как только женщина успела подумать об этом, корова остановилась, помочилась, а потом женщине показалось, что будто бы кто-то изнутри 3 раза ткнул корову в пах. В дальнейшем короиа упала, начала издыхать. Пришлось хозяйке взять кусочки одежды с того и другого участника порчи, т. е. с обоих супругоп, и окурить корову».

Vomidz может наступить при всяком враждебном крике на кого-либо. Особенно остерегаются кричать на глаза. Вместе с тем досада на кого-либо особенно у детей всегда выражается выкриком «Sinmys!» (глаза- то!) Глаз вообще считается более уязвимым местом.' В то же время глаз является наиболее яспым выражением внутреннего состояния человека.

В1>аждебные чувства и намерения могут быть выражены во взгляде и поэтому можно испортить не только словом, но и взглядом. В с. Палевицах — рассказывают — одна женщина родила ребенка, через несколько дней после этого, как почувствовала себя уже достаточно сильной, села за швейную машину, за шитье пеленок; в это время под окном заметила она свою соседку, обратившую на нее недружелюбный взгляд. В результате женщина слегла и через несколько дней умерла. Как все остальные соседи, так и умирающая были уверены в том, что дело в данном случае было несомненно в порче. Умирая, женщина повторяла: «Съели меня, съели».

ЛЮДИ ДВУХ РОДОВ - ШУРЫД И ЧОРЫД

Не всякий человек играет одинаковую роль при vomidz. Бывают лица, у которых слово или присутствие их самих являются особенно губительными для окружающих. Такие люди называются «чорыд» — твердый, жесткий, скупой. Человек с противоположными свойствами называется «шурыд».' Поскольку присутствие первого несет всюду вред, неудачу, болезнь, постольку присутствие второго является условием удачи, легкости выполнения всякой задачи. Психологически, первый является человеком пунктуальным, систематическим, последовательным, вместе с тем завистливым, злопамятным и расчетливым, часто необщительным, неоткровенным, неразговорчивым. второй всюду вносит непринужденность, общительность, откровенность, естественность.

В присутствии человека-«чорыд» совершенно не удается работа, например, стекольщиков: стекло при резке обязательно разлетается вдребезги. В присутствии человека-«чорыд» у кузнеца никак не сваривается железо: кузнец принужден биться бесплодно до тех пор, пока он не плюнет назад и не растопчет плевок. Иногда бывает достаточно такому «чорыд»- человеку зайти в то помещение, где работает кузнец, или стекольщик, чтобы они, совершенно не зная его в лицо, почувствовали его «магические» свойства.

«Чорыд»-человек вместе с тем является жадным, иногда и неуступчивым. От такого человека ничего не идет «от руки». Если у него купить скотину, — она не будет жить п другом доме, не дает потомства и в конце концов сам купленный экземпляр околеет (ki£is n'mom oz тип). Даже картофель, купленный у такого человека, не приживается на полях покупателя. Поэтому у «чорыд»-человека остерегаются покупать скотину, какие-либо семена и все, что должно давать приплод. В случае же необходимости купить что-либо у «чорыд- морт’а», или когда покупатель догадается о таких

свойствах продавца при совершении самой сделки (продавец, напр ,, назначил за свой товар определенную цепу и ни на йоту не уступает), тогда покупатель сам должен прибавить к просимой сумме хотя бы копейку, в противном случае будет действовать пагубное начало, которое пе даст выгоды от совершаемой сделки. Этой прибавкой покупатель как бы освобождается от воли продавца.

Вместе с тем «чорыдх-человек, купивший у того или другого лица предмет, способный к размножению, может наказать продавца тем, что способность к размножению его скота, его семян, если были проданы семена, как бы продается пместе с той частью скота или семян, которая перешла к «чорыд»-челопеку (rodys byrny kutas).

При одновременном влиянии «чорыд» и «шурыд» перевес берет та сторона, которая проявляет свои свойства в более сильной степени.

Основные свойства человека «чорыд» или «шурыд» конкретизируются в руке: приложить свою руку к чему-либо — предопределить исход дела. Побывает какое-либо животное в руках «чорыд»-человека, и оно останавливается в развитии; наоборот, начнет «шурыд»-человек в лавке при своей покупке совершенно новый конец материи, в результате торговец распродает весь остальной кусок материи в один миг.

Человек-«чорыд» окружающих людей подчиняет своей воле. Но это часто не значит, что человек разговорчивый не может быть «чорыд». Бывает, что он достигает цели как раз своей общительностью. Наконец, бывает можно узнать человека по его внешности. Чаще «чорыд-морт» бывает — брюнет, а «гау- рыд-морт» — блондин. У пермских коми человек с карими глазами — «чорыд» (тип антропологически чужой), таким же «чорыд» будет человек, родившийся с зубами.

«Чорыл-морт» является человеком тяжелым, его слово и может явиться «пуще стрела». Даже взгляд его тяжелый, и этим он может часто испортить. Нужно быть очень осторожным в обращении с «чорыд»-че- ловеком. «Один кузнец в своей кузнице заспорил как- то с таким человеком, как раз о свойствах „чорыд“- человека, в результате заболел коликами и начал погибать (kotSeg boStis). Жена кузнеца напоила его табачной водой и только после этого он поправился».

Один старик-нищий t с. Палевицах не заходил в дом для получения милостыни, предварительно не постучав своей палкой под окном, так как знал твое свойство оказывать, независимо даже от своей воли, пагубное слияние на всякое новорожденное существо. Предупрежденные хозяева в соответствующих случаях, — когда у них бывал какой-нибудь новорожденный, — выносили ему милостыню на улицу.

Колдун в этом смысле является исключительно «чорыд». Такими же «чорыд» являются и все те лица, которые имеют то или иное кровное родстпо с колдуном.

Основным же свойством этого «чорыд»-человека, распространяющего всюду спое пагубное влияние, по общему представлению, является его жадность и завистливость. Всякая коллективная работа с таким человеком оканчивается неудачей и для всех остальных членов коллектива. Рыболовной артели совершенно не попадается рыба, если в данной артели имеется такой жадный человек.

Социальный момент вообще играет очень большую роль в воззрениях коми на «шурыд» и «чорыд». Эта сторона была отмечена еще В. П. Налимовым, который говорит: если предки А жили хорошо с предками

В, то их встречи обоим приносят удачу, и обратно, неудачу — если они ссорились,1 другими словами — в первом случае они будут друг другу «шурыд», а во втором — «чорыд».

Но бывает и так, что один и тот же человек для одного является «шурыд», а для другого — «чорыд».

Один мужчина из Корткероса рассказывал мне, что если он приходил куда-либо к моменту рождения, родильница моментально разрешалась от бремени. Однажды он приехал в Визябож, где одна женщина уже три дня мучилась в бесплодных потугах. Как только он зашел в ту избу и подал свой голос, сразу же у женщины прошли мучения—она родила. Наоборот, по отношению к детям он был просто «заразой». Если на дороге немного поиграет с детьми, то за ним следуют в его дом, чтобы украдкой унести что-либо, — лоскуток ли одежды, соринку ли, чтобы обкурить ими ребят, так как неизменно, после каждого такого общения, соответствующие дети заболевали, начинали беспричинно плакать и беспокойно метаться (fiekyttee oz ina^ny). Мало того, что чужие, но даже свои собственные дети от его обращения заболевали. Если он своего ребенка возьмет на руки, поиграет, — нужно потом брызнуть его водой (pyzjiny). Из этого примера видно, что один и тот же человек в одних случаях бывает — «шурыд», в других — «чорыд».

Существует простонародная теория о том, что с тем или иным человеком кровь сходится или не сходится. В положительном случае они друг для друга

' Загробный мир по представлению зырян. Этнограф. Обозрение. 1907, кн. 1—2, стр. 4.

являются «шурыд», притом по трудовому опыту знают, что не все люди играют одинаковую, способствующую работе роль. С «чорыд»-людьми, соответственно, кровь не сходится.

Кто для кого является «шурыд», у кого с кем кровь соответствует друг другу (vir los'alo), это узнается по личному опыту. Это знание у каждого человека является часто субъективным и может иногда не совпадать с таковым знанием у другого человека.

СЛАБЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ПОРЧИ ОТ VOMIDZ

Нужно сказать, что не все люди и не во всякое время одинаково поддаются vomidz. Существуют определенные моменты и положения, когда человек является более беспомощным. Таким моментом бывает время родов, свадеб, а также детский возраст. При родах, когда состояние рожениц выходит из нормального положения, женщина может возбуждать чувство беспокойства, опасения со стороны, и такая атмосфера влияет на нее тоже губительным образом (joza^as), тогда необходимо принять ряд магических мер. Во время свадьбы у пермяков женщины перед тем, как собраться в церковь, сначала под рубашку надевают мочальный пояс. Женихи по Сысоле поверх своей одежды надевают кушак, связанный в виде сетей со многими узлами. Так же одеваются женихи на Ижме. Если же пояса, сделанного указанным путем, не окажется, то опоясываются шелковым поясом, причем на этом поясе предварительно завязывают несколько например, 7 узлов.

ПОРЧА ДЕТЕЙ

Очень податливыми к заболеваниям от vomidz, по представлениям коми, оказываются дети. Достаточно бывает зайти в дом постороннему человеку, чтобы ребенок начал беспричинно плакать. Матери, а также и малолетние няньки, в руки которых иногда попадает воспитание ребенка, не имея никакого представления о правильном уходе, питании детей, конечно, чаще всего сами бывают причиной заболевания детей. Но утомительная дневная работа и бессонные ночи часто лишают женщин способности анализа причин, приводящих ребенка к болезненности и плачу, и потому привычный для них способ объяснения применяется ими вкривь и вкось без большого разбора. Особенно уязвимыми, по простонародным представлениям, япляются те дети, которые выделяются из ряда других какими-нибудь положительными качествами, — упитанностью, белизной, смышленостью, миловидностью ит. п.

Процесс порчи, как выше было упомянуто, есть акт двусторонний — один должеп произнести завист- липое слово, а другой субъективно почувствовать опасность. Так как ребенок не в состоянии сам сознавать такой опасности, то роль второго агента порчи обычно принадлежит или матери, или тому лицу, которое имеет ближайшее к ребенку отношение, тот, кто дорожит его состоянием. Пример:

«Отец — слепой. У него был очень миловидный ребенок: годовым уже ходил. Соседка и говорит при няньке: „Смотрите, отец слепой, а ребенок у него какой хороший!44 Нянька передала эти слова матери, в результате после этого (>ебенок три года сидел сиднем».

Многие женщины стараются держать своих детей нарочно более грязными, чтобы они не обращали на себя завистливого внимания посторонних. На этом основании существует поверье, что кто особенно до- |южит своими детьми, кто слишком много заботится о них, тот обязательно потеряет их.

Беззащитными от всякой порчи бывают дети, пока они еще без зубов. Между прочим, когда у них начинают прорезываться зубы, в это время для большей успешности этого процесса ребенка обязательно опоясывают поясочком.

У некоторых лиц детская слабость к порче сохраняется до изрослого состояния. В Визинге указывают женщину, которая во избежание порчи от vomidz посыпала голову своего сына солью каждый раз, когда он собирался на посиделки (сын имел уже 20-летний возраст), так как после каждого вечера, проведенного среди посторонних, он по возвращении домой без всякой видимой причины заболевал.

Кроме упомянутого характера заболевания, дети могут еще будто бы болеть так называемой щетиной (tsot'a-kaga). Болезнь, по мнению «знающих» старух, происходит от того, что у ребенка на спине изнутри вдоль позвоночного столба начинает вырастать щетина. Такого ребенка совершенно невозможно укладывать на спину, т. е. на щетину: он отчаянно ревет. Какую связь имеет происхождение этой щетины с тем или другим видом порчи, трудно установить. Но существует ряд приемов, при помощи которых выводят эту щетину со спины ребенка. Приемы эти связаны также с магическим лечением (ср. Попов. Русская народно-бытовая медицина, стр. 43).

ЛЕЧЕНИЕ VOMIDZ

Какие приемы существуют для лечения vomidz? Прежде всего, существует определенная формула, которая применяется заинтересованной стороной, когда считается неизбежным наступление колдовского результата. В самый момент сознавания опасности эта формула произносится как оборонительное средство.

Осторожный человек, произнося те или иные слова. могущие повлечь vomidz, обыкновенно сам прибавляет к своим словам предостерегающие слова: «чурки- буди!» med oz vomdlaS! (чтобы не испортился). Если же эта предохранительная формула не произносится, тогда заинтересованная сторона должна произнести защитительную формулу. В качестве таковой произносят: «Sir pin, gorsad», т. е. «щучий зуб тебе в горло», иногда прибавляют kuz purt morosad («длинный нож тебе в грудь»).

Дальновидный и осторожный посетитель прежде, чем приступить к тому или иному взаимоотношению с ребенком, подойдет к нему и три раза дунет на голову, затем три раза хлопнет его по лбу, а то, дернет ребёнка за клок волос. Между прочим, у мальчиков во время стрижки волос на лбу иногда оставляется несколько более длинный клок волос вроде чуба. Данный факт, может быть, стоит в связи с по- вериями о порче.

Между прочим, чтобы гарантировать себя от vo~ midi на целый год, необходимо окуриться вереском, принесенным на Страстной четверг.

По Сысоле в качестве оборонительной формулы произносят «kaslyS». Слово «каё1уг>», по-видимому, происходит от «ка£» — «кошка» и падежного окончании — «1уЗ», выражающего принадлежность. Таким образом, весь термин будет обозначать «принадле

жащее кошке». На что конкретно здесь указывается? Я думаю, здесь не выговариваются, но имеются в виду половые органы кошки. Буквальный, распространенный смысл этой формулы будет: «порти кошачьи половые органы» или «возьми половые органы кошки». Слово «кай!уЗ» произносится п тех случаях, когда для человека перед главами ясно проходит сознание опасности.

Удивительно, между прочим, что человек, испортивший другого проявлением недоброжелательности, уже не в состоянии исправить своего дела обратным выражением дружбы. В крайнем случае он может дать совет для излечения или отдать часть своей одежды для совершении соответствующих обрядов. В первый же момент порчи необходимо, по мнению сведущих лиц, спрыснуть могущее пострадать лицо водой.

Одна женщина-знахарка позвала пострадавшую к себе, обещав ее исправить. Когда больная заходила к знахарке, последняя из-за дверей неожиданно брызнула изо рта водой на заходившую к ней на лечение, чтобы та испугалась. Предполагалось при этом, что вместе с испугом больной порча должна была ее оста- иить. Лучший результат будто бы получается d том случае, если обряд спрыскивания произведет «шу- рыд «-человек.

Такими свойствами «шурыд» обладает человек, зашедший только что с улицы (tdv-jiv-mort) в большей степени, чем находившийся тут же. Прежде чем вошедший в избу посторонний человек успеет сказать хотя бы одно слово, ему вручают ковш с водой и заставляют произвести спрыскивавие пораженного от vomidz существа. Человек, который проходит мимо многих деревьев и ручьев, по мнению коми, очищается. Это видно из тех поговорок, которые произносятся, когда съедаются гостинцы, привезенные с дальней дороги (kotS-nan): «Через сколько дерев прошли, через сколько ручьев, рек прошли, пусть все худое, гадливое, скверное осталось там. Дайте же мне счастье и здоровье» (Налимов. Загробный мир, 23). У пермяков имеется обыкновение садить «испорченного» ребенка на печную заслонку, известно также и «пере- пекание» ребенка в печке, как и у русских.

В том случае, если неизвестна причина болезни, гадают при помощи или горячих угольев, или камней, путем погружения их в воду (iz-pyr-va, prittga-va). Вода приносится из трех колодцев или из трех источников с теми же предосторожностями: как и п том случае, когда произносится «nim-kyv», но в более тяжелых случаях заболевания знахари заставляют приносить воду из 27 ручьев, причем в каждом ручье необходимо зачерпнуть воды 9 раз, а 10-й раз всегда выбрасывать ее через свою голову (поверху) назад, причем количество зачерпнутых горстей у пермских коми считают с прибавлением к каждому числу отрицания «не»: не один, не два, не три и т. д. (В. М. Янович. Пермяки. «?Кив. Старина», 1903 г., I—II, стр. 71). Дальше, если имеют дело с больным ребенком, то мочат его рубашку в двух местах, именно: ворот сзади и подол спереди, или наоборот, ворот спереди и подол сзади, затем сырость этих мест выжимают в сосуд с колдовской водой. В дальнейшем туда же погружают уголья. — Прежде, чем опустить уголь, считают до девяти и произносят имя заболевшего. Каждый уголь назначают (vordony) одному из тех, кого подозревают, как причину vomidza. Так поступают со всеми угольками — их бывает 5, 7 или 9, т. е. нечетное количество. Если один из угольков нашипит и потонет, то это означает, что челопек заболел от vomidz; причиной является тот человек, чей уголь утонул.

В других случаях для iz-pyr-va берут три камня: один из бани, другой из избы, а третий с дороги. После каждого погружения плюют назад. При погружении того или другого камня вода «закипает». В этом случае испортивший открывается, так как при погружении каждого камня также мыслится то или другое подозреваемое лицо. Наблюдательным лицам будто бы удается подметить, что в тех случаях, когда человек заболел от vomidf, на поверхности воды бывает пленочка.

После этого данной водой человека спрыскивают изо рта, не говоря при этом ни слова. Чтобы болезнь не бросилась во внутренности, дают больному немного попить этой воды. Кроме этого, устраивают небольшой душ из той же воды. Для этого на брусья (йог) накладывают решето, больного усаживают под решето и через последнее обливают человека обрядопой полой. В других случаях для исправления берут сито, кладут в него точильный брусок (zud), хлеб, соль, затем льют колдовскую воду (причта-ва, изпыр-ва) на больного сквозь это сито, приговаривая: «от vomidz'а, от урока, от порчи, тьфу!» Остатки обрядопой воды выбрасывают наотмашь с крыльца на улицу.

После этого у виновника болезни стараются достать кусочек одежды, хотя бы сорвать от нее ниточку (byz), а точно также и от того лица, кто подумал о возможности наступления vomidz и, положив это на горячие уголья, обкуривают больного, обнося дымящейся плошкой кругом его и дав ему еще вдохнуть дыму.

Но часто бывает, что болезнь не возбуждает никаких сомнений, например, постоянная порча иных детей от сторонних посетителей. Тогда совершают более упрощенный обряд. Берут сосуд с водой и при помощи тряпки обмывают дверные скобы, затем три угла стола, за исключением того, который примыкает к иконам, и обливают этой водой ребенка, а оставшуюся воду выплескивают на улицу наотмашь. После этого берут ребенка на руки, садятся с ним на порог, спиной наружу. Ребенка кладут навзничь на свои колени, головой по левую от себя сторону и сводят поверх спины поочередно несколько раз (murtalony) правую руку с левой ногой и левую руку с правой ногой, при этом приговаривают: «Isyd-kakyd uv-lafi, §udyd-budyd vyvlan. Mun vomidzoj (см. ниже) и т. д.» ' Когда лечат в бане, перед тем, как одеть ребенка, лизнут его в лоб и плюют на одну сторону, потом, лизнув второй раз, плюют на другую сторону, и, лизнув в третий раз, плюют, поднимая ребенка, обращенною к себе, через пространство между его ногами. При обвертывании ребенка в пеленки повторяют слова: «Amin da rizi! Volis tguzis, voliS lovzis». («Аминь да риза! Только теперь родился, только теперь ожил»).

Не всегда, однако, дело исправляется обычными домашними способами. Упорная болезнь заставляет обращаться к своего рода специалистам, знающим более сложные способы лечения, к «pyv§6dtSi$’aM».

Последние производят лечение в бане (pyv66dony). Для этого обряда, обычно, в настоящее время не тре-

буется колдуна и знахаря в узком смысле этого слова, а требуется простое знание ритуала. Баня топится обычно ночью под праздник, чтобы совершить это но возможности так, чтобы люди этого не заметили. К тому времени, когда люди проснутся, обряды должны быть уже закончены. Количество полен для топки должно быть определенное, именно, 27, т. е. три девятки (kujim okmys).

11.1

Прежде всего требуется тут также iz-pyr-va или prittga-va. Они делаются способами, аналогичными с домашним, только предварительно ставят чашку с водой у дымохода к тому моменту, когда тут при топке бани начнет выходить дым. Берутся также три камня — с улицы, избы и бани — иногда 27 камней с 3-х озимых полей, невидимых друг от друга, с каждого поля по 9 камней, и узнают — «mortjily^» болезнь или нет. После этого камни выбрасываются, а вода пропускается еще через отверстия между камнями банного очага. «Чтобы болезнь не бросилась внутрь», дают этой воды попить больному, обмывают его и опрыскивают данной водой. После этого начинают парить. Парят обыкновенно тремя вениками. Прежде чем начать паренье, подержат веник некото^юе время вверх концами и следят: высохнет конец или нет; если высохнет — vomidz, в противном случае — нет. Дальше около связки веника некоторые втыкают горящую спичку и таким веником обводят больного несколько раз. Когда поддают жару в очаг, наблюдают, не издаст ли какой-нибудь камень треска. Если камень в очаге хлопнет,—это означает наличие vomidz’a. В таком случае сразу же «pyv6odtSi3» открывает двери и плюет на улицу. Затем берутся по три веточки от каждого из трех веников, принесенных от 3-х берез, которые пе видпы друг от друга, и — начинается

h А С. Сидоров

паренье. Обычно pyv^odtSiS в таких случаях приводит в прихожую бани треп>его человека, который там во время паренья и находится. При первом звуке веника начинается между pyvSodtSiS’oM и его товарищем в сенях следующий диалог:

«Myj pyvSedan?» (Что паришь?)

— Vomidz pyvSeda! (Vomidz парю!)

«Myj pyvSedan?» (Что паришь?)

— Lok jozlyS Г ok dumso pyvSeda (Злых людей злые мысли парю, т. е. выгоняю).

«Myj pyvSedan?» (Что парить?)

— Prito^-so, boleSso pyvSeda (Притчу и болезнь парю).

Ударяют веничком из 9 веток по всем частям тела последовательно, начиная с кончиков пальцев рук и кончая пальцами ног, произносят при этом заклинания, например: «Вода живая, вода святая, иода крещенская... Pet, viSemoj, byd jurSi kolasyg, byd ly kolasyS, byd jaj koiasyS, byd vem kolasyS. Pet, vomidloj, viSemcij, ydzyd erd vylo, paSkyd pole vylo, mort volyvtom mo, sinmon addzivtom ino, pelen kyvlytom nio; mun te, vomidzoj, viSemoj, kytt.4e katSa- ni-raka, kyttSe Sod kyrnys, nekor oz volyvly; muno pritoSys i bolezys, urokys i vomulzys sy vylo, kod lok dumajtis — Sir-pin syly gorsas, komi jokys sitanas, a£.4is m.-so-ko [28] vermas nulystny, vermas tajo mortso bo£- tny... Mun! mun! muntom nyvly, gotraStom zonly, jx>z bl.-ly,’ kurog-kanjasly... Mun! Piti-Likoly da Juda- Prokoly».[29]

При произнесении указанных заклинаний в соответствующих местах притопывают на болезнь ногами, плюют на нее в зчак презрения и недружелюбия, открывают двери бани и пинками выталкивают ее наружу.3

В качестве одного из средств для освобождения от vomidz применяют еще следующее средство. Берут тряпку и обтирают ею выступивший на тело больного пот, а потом бросают тряпку на улицу, предполагая, что с тряпкой уходит и болезнь.

Когда vomidz поражает какие-либо отдельные органы, то, кроме общих способов лечения, существуют частные, применительно к особенностям того или другого органа. От vomidz глаз, например, моются особой водой. Эта вода должна быть собрана из углублений на разных камнях.

Колдовского происхождения считается и внут(>ен- няя «грыжа». Существует трава «грыжнбй-турун», тысячелистник (Achillea millefolia), которая у колдунов имеет применение при лечении от грыжи. Кроме этого, от грыжи еще употребляется и костяной деготь, т. е. продукт сухой перегонки коровьих костей. Костяной деготь — полужидкая масса черного цвета, имеющая в высшей степени острый вкус. Его дают больному небольшими дозами. Воспаления конечностей лечат тем, что держат их на горячем пару.

Не всегда, однако, баня оказывает свое целебное дейстиие. Благоприятный результат во многом будто бы зависит от благоприятного сочетания свойств крови, т. е. лекарь по отношению к своему пациенту должен быть «шурыд». Благоприятным моментом также считается факт совпадения имен между лекарем и пациентом. Условием для выздоровления часто ставят местонахождение лекаря за двумя ручьями и общность имен. При лечении от vomidz поят также отваром трав, найденных выросшими в глазном отверстии лошадиного черепа. Кроме того существует специальная грава, которая называется vomidi-turun (Zinnea borealis), которой обкуривают больного, а также и поят ее отваром. По отношению к скоту, заболевшему от «vomidz», чаще всего применяют окуривание. Для этого из трех домов (откуда предполагается испортивший) , выскребывают сор (грязь) от порогов и лестниц и окуривают ими вместе с можжевельником.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.