Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сидоров А.С. – Знахарство, колдовство и порча у народа Коми 14 страница



грыжная трава 63 губы 91, 92 Гулень 53

двойник 22, 92, 241

деготь 204

дерево 210

дождь 91

дом 93

домовой 91

дрова 93

дур-шева 116

душа 21, 241, 250

дым 161, 201-205, 238

Елка 54

Eii 190. 239 жатва 93 железо 190 жена 181 женщина 93 жук 111 журавль 94 завертка 38 заговоры 77. 98—103, 159—163 заговорная иода 95 замбк 219

запах 203, 208—209 заслонка 88, 158 заяц 92 звон 93 звук 192

зеленая трава 93

земля 188 зеркало 234 зерно 112

зубы 36. 38. 45. 156.

192—199 иголка 45. 47. 79. 186—

187, 230. 234 изба 93 изгородь 214 искра 202 Иир-Кап 53 камень 158, 161, 164.

197, 210 клады 190 клопы 81 ключ 219

когти 196, 198, 200 Коктом-Назар 56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д иректор пздателы:тна: Лбышко О. J1. Главный редактор: Саек пн И. А.

Редактор:

Абышко Л. А. Художествонн ы й рсдактор: Кучукбаев П. С.

Корректор: Румянцева J1. 1C).

Сднно в набор09 II 1996 г Подписано п печать30. 12. 19% г. Бумага офсетная. Формат 70*I00'/M. Печать офсетная. Объем 14 п. л. Тираж 2000. Заказ № 3013.

Отпечатано с тошных диапоштивоп п Санкт-Петербургской типографии №1 РАН «Наука* 199034. 9 линия, л. 12.

1 И Верхне-Вычегодских селениях во время прошлой империалистической войны некоторые сосланные военнообязанные немцы прослыли за весьма сильных колдунов.

2 Л С. Сидоров

$

1 Но мнению сыеольских охотников, нельзя стрелять в медведя второй раз, так как в этом случае он встает и убегает (gorjald).

1 И. Богословский. К материалам по истории общественной и торгово-промышленной жизни п Коми области. Жури. «Коми- му», N? 1—2. 1924 г., стр. 58—64.

К. Ф Жаков. Пам-Шыпича.

В. П. Налимов. Легенда о Паме-Шыпиче. Этнографии, обо- »|иМ1ие. LXII.

В И. Лыткин. Пам-Шыпича (п сборнике Voj tov suvgoin)

Ф Арсеньев. Усть-Сысольская старина. Разбойники. (Ругск старина. 1891 г., т. 69 й, стр. 214—218 и т. 71-й, стр. 174 — 178)

А А. Чеусов Пам-Шыпича (ненапеч. поэма).

1 а) «Следы тотемичееких представлений в мировоззрении Коми». «Коми-му», N? 1—2. 1924 г.. стр. 43—50, п также:

б) К. Ф. Жаков. Туниыр-як.

в) Ф. Арсеньев. Устъ-Сысольская старина. Разбойники. Рус. старина 1891 г., т. 69-й. стр 214—218.

4 Яг-морт (Чудское предание). Волог. Губ. Вед. 1848 г.,

N«N° 19, 20.

1 Л. С. Си/iopou

2 У удмуртов остриженные ногти бросаются не на улицу, а и печку с той целью, чтобы злой человек не растоптал их, в противном случае с бывшим владельцем этих ногтей случится несчастье. Вечером совсем не стригут их, так как это, по их мнению, повлечет несчастье на скот (К. М. Баушсв).

1 Из дома, в котором наплодилось много тараканов, берут несколько экземпляров их, заключают в лапоть и с определенными церемониями и заговорам и выносят за околицу и здесь оставляют.

1 В некоторых местах выжинают с середины пола.

' U. Holmbcrg. Die Wassergotlheilen der finnisch-ugrischen Volkcr, 6.

1 Курочкин.

2 Ср. Г Виноградов. Самопрачеванне и скотолечениб у русского старо жилого населения Сибири

1 По мнению коми, у каждого человека имеется двойник в виде дерена, являющегося чудесным для своего дпойннка-чело- века (см. мою статью — «Следы тотемических представлений»).

1 Объяснения о скобках принадлежат автору.

1 В крестьянском быту иметь мальчиков считается выгоднее,

1 О псшании топора см. еще:

2Н. Рогов. Материалы для описания быта пермяков. Жури. Мин. Ви. Лсл. 1858 г., т XXIX, отд. III, стр. 87—89

3. Н. Добротворский Пермяки. Вестник Европы 1883 г.. т. II. стр. 578.

4. 11. М. Янович. Пермяки. Жив. Старина. 1903 г.. в I и И, стр. 61.

4 Л. С. Сидоров

1 М. Нсресовым в с. Глотопо на Мезени записан загоиор, произносящийся при этом, заговор — русского происхождения, но уже совершенно искажен и устах коми: «Господи боже, благослови. во имя отца и сына и святого духа и аминь. Апдели боле, андсл стреляние, снятый боже выростяне же мой дуб еы. железного стугового луга стреляем же об пек стрел выше реки на четыре сторон пребывает же на дванадесятого ирага, отойди же ты враг черный от нас икерт. апдели с усол (т- с. ангел Иисусов). Страшители боже Габрил и Аркан дел. ключем и кемлем под небесном крытом и кровыо, кровью Кристов кипарисов, круг землею калюша и на небеса сему и ключи и замок. Тони и

4’

’ Заговор на кровь.

2. Отче наш... (до конца), (имярек). Ехал человек стар, конь иод ним кар, по рысканьям по дорогам притоным местам. Ты, мать, руда жильная, жильная и телесная, остановись, вааад воротись* Стар человек тебя запирает, на покой согревает. Как коню его воды не стало, так бы тебя, мать, руда небывало пух земля одна семя Будь по моему слово мое крепко. (Записаны в д. Коппш с написанного текста.)

3. П с. Вендине существует для остановки крови такая формула — сказать — vir-top jaj-lop, плюнуть на пол и в рану положить щепотку соли.

4. Заговор от укушеиия осами.

Kala-iz—jyroj,

Pincji— uklad,

Vernej slugaoj,

Vernnj kaznkoj,

Tservon' gorodys'

Vylo n'e kajny.

Считается, что осы не могут ужалить произнесшего :-тл наговор. Но требуется при этом еще условие — не показывать после произнесения заговора своих зубов.

1 J. Szinnyci I-'innisch-ugrische Sprachwisscnscliaft, 20.

1 Женщины-крсстъянки у коми обычно не носят штаноп.

S Л. С- Сидоров

1 Сообщение А. Н. Чсусовой.

1 См. об атом: доктор медицины Г. Попов. Русская народно-бытовая медицина, стр 378—382, а также: доктор медицины

II В. Краинскии. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни, с пред акад. В. М. Бехтерева. Новгород,

1900.

2 От г. Устъ-Сысольска до Надсжднткого завода Богословского округа — около 900 верст.

1 А. Преображенский. Этимологический словарь русского языка 1916 г., стр. 201—202. II. В. Горяев. Сраинитсльно-этимо- логический словарь русского языка Тифлис, 1896 г , стр. 97. Даль. Толковый словарь русского языка

1 Глаз, по языческим пережиткам, предстаилялся коми и иидс отверстия iln-ruz («глазное отверстие»). Все пористые п(1едмегы называются sinma-pcla, т. е. «имеющие глаза-уши».

1 У удмурт «шурыд» значит «щедрый».

1 Существует еще такой способ для унимания детей от плача: прикасаются головой ребенка к дверям, ведущим в голбец, и читают заговор: «Полуночная часть, не играй, ради божья младенца (имя), а играй на голбсчс столбах во всю темную ноченьки, крепко и липко и правильное слово. Аминь».

«Выходи ты, болезнь, с промежутка каждой иол осинки, с промежутка каждой косточки, с промежутка каждого мускула (мяса), с промежутка каждого мозга Выходи ты, vomidz и болезнь, на большое открытое место, на широкое поле, туда, где нога человеческая не бывала, что глаза человеческие не пидали, что ухо человеческое не слыхало. Уходи ты, vomidz и болезнь, туда, куда ворона ни сорока, куда черный ворон никогда не залетали, уходите, притча и болезнь, урок и vomidz. к нему, кто худое замыслил — щучий зуб ему в горло, коми окунь в задницу. Свою... если сможет лизнуть, сможет этого человека взять! Уходи! уходи! К незамужней девице, к поженившемуся парию, к скверной блохе, к курицам и кошкам... Уходи! К (имена местных нищих-бобылей холостяков)*. (Перевод)

? I. «Господи боже мой благословит. Исус Крист ос сын божий мой благословит, ей всякий Ян море Як-Ян морс, бел камень, гокоже возорелется рабожий (имя, сперва кому читаешь, потом | спя) срещсство верещество, колдощество совсем очисти у реки, помидзь уроки порчич, уроки норчич ссмдесят сустав сем сустав м'мдесят жил сем жила мурской шитьит и не мытит не видит дым де.'ьеэный дунье дуй запад Илья Пророк терега и берега •мной дестарень, другой дестарень поп и попадья, дьяк и дья- г.адья, пономарь и пономарича одной десторень и другой десто- рснь плешоватой. горбоватой, киловатои куееово говорит сыкой не говорит язык я мой ключ мой во веки веков аминь. Уп! (дунуть) аминь, Уп! Аминь Уп! Аминь (имя кому и себя)». (Заговор от vomidz списан в с. Лопидин по р. Локчиму с написанного текста).

II. Тоже:

«Спаса-Вару ка,

Причистая владыка.

Железный стын.

Медные ворота!

Отойдите от меня,

Отшатните от меня Все нечистые дуки Все виды и все болезни.

Сам Кристос «благослови Кристос*

Во имя отца... Аминь».

III. Заговор от vomidz, употребляющийся и с. Иаленицах. «Тьфу! Тьфу! Тьфу! vomldzis, dzugylis, urokys med munas sod pemyd voro, tomnoj leso. dzudzyd vao, mort volyvtom ino, pernatom jo/, doro. Kodi vomdzalis, kodi lokos dumajtispym pyridz sitanas, saridz-sov $inmas» (n это время pyv£edlsi£ окропляет больного ребенка обрядовой водой и меряет его конечности).

1 Текст неполный.

1 U. Ilolmberg, 30.

1 См. об Этом журнал «Коми-му», 1925, N? 12, стр. 24—27; 1926 г., N? 5, стр. 38.

2 С ролью ножа, как магического предмета, нужно поставить и связь применение в Ижмо-Печорском крае своеобразного, правда, широко распространенного, орнамента, встречающегося на деревянной домашней утвари и на менее уп<>т(>сбитсльиых там предметах гончарного произподстиа. Этот орнамент состоит из сочетаний треугольников, вдавленных вглубь материала одним и» своих вершин. Орнамент носит название «purl-jiv», т. е. «кончик ножа». Первоначально, нужно думать, он воспроизводился на мягком материале, именно как раз на предметах гончарного

1 Магическое значение подковы усиливается ее ролью, приближающейся к роли предметов вооружения вообще. Раньше подкову коми носили на пятках своих сапог не только для практических или эстетических соображений Подкова поэтому является символом победы (ср. U. Holmbcrg. 20!).

1 А Ф(к>лов. Свадебные и похоронные обычаи жителей с Усть-нем Усть-сысольского уезда. Волог Губ. Вед , 1885, № 21.

2 В прежнее время п Ношулс накануне свадьбы жених в

праздничном наряде верхом на лошади собирал своих родст-

пгнников на свадебный пир, причем к стременам бывало привязано

но два колокольчика и по одному колокольчику к ушам лошади.

(Волог. Губ. Вед. 1857 г., N° 16 «Обычаи ношульских зырян»).

7 Л. С- Сидоров

1 II. Веселовский в своей статье — «Роль стрелы в обрядах и ее символическое значение» (Записки Вост. Отд. Археолог. Общества, т. XXV, вып. 1—4) — приходит к близким со мной выводам

I читает, что «стрела, как острый, колющий предмет, подобно иголке, ножу, топору, сабле, мечу, копыо, а также колющему растению, наиодит страх на злого духа» В этом —но его мнению — единственно и заключается свойство стрелы и ее значение в обрядах, ничего другого и ней нет, ни человеческой души, ни плодородия, ни тем более любви, только один страх (^88). Думается, однако, что напрасно он не желает сняватъ своего материала с общей культурно-исторической перспективой, выделяя культ орудий из обрядов «религиозно-магического характера» и утверждая, «по последние, но его мнению, «совсем не к лицу детским наивным верованиям младенствующего человечества» (289)

Употребление орудий для магических целей он считает возникшим в результате логической деятельности ума — «как только человек напал на эту мысль (что орудия наводят страх на злого луха. — Л. С.), он легко и просто порешил с мучившими его вопросами о происхождении болезней, о разных напастях в жизни и успокоился». Такое решение ашора как раз нельзя считать соответствующим «детским наивным верованиям младенстаующе- го человечества», оно подстагь ученому-философу. Магическое употребление орудия, паобо(>от. обязано больше бессознательному продолжению распространения его универсального значения на область вновь возникшего в представлении человечества сверхъестественного мира, чем сознательному умозаключению. Магическое применение орудий — не столько завоевание логики, сколько иережиток эпохи доанимистичсской. получивший впоследствии согласование с логическим умозаключением.

В таком, как указывает Веселовский, порядке не могла быть па проблема первобытной мыслью разрешена Наиборот, решение было уже готово к моменту возникновения самой проблемы. Роль орудия была настолько универсальна, что она включала и его колдовское значение.

" Однажды, рассказывают охотники из дер. Шиладор, промышленники напали на очень свирспого медпедя, который причинил им на охоте большие хлопоты Многих из них помял, некоторых поранил, искусал. В конце концов звероловы вышли из борьбы победителями. Медпедя уложили, сняли уже с нет даже шкуру, позабыв, однако, предварительно выбить ему зубы, пырпать когти и вырезать сердце. Это обстоятельство чуть не

1 В с. Палевицах излюбленной детской игрой на вольном воздухе является сжигание на костре веток можжевельника и прохождение перся густые клубы дыма, получающиеся при этом Оживление детей в это время не уступает Т|>ееку, производимому горящим можжевельником.

1 Интересно, что горностай еще у древних римлян считался колдуном. Если съесть его сердце, будто бы можно было сделаться прозорливцем (Брэм. Лесные животные).

1 В качестве талисмана vud?.or по наблюдениям Налимова и

1 А. Фролов. Свадебные и похоронные обычаи жителей с. Усть-ке.ч Усть-сысольского уезда. Волог. Губ. Нед.. 1Н85 г.. № 22.

1 Имеет значение о данном случае и самый материал: конский иолос должен устрашить вредную силу потому, что из него приготовляются силки, а шелк опасен для нее тем, должно быть, что он своеобразно шуршит.

2 По Сысоле, идущие иод ненец (me-них и непеста) раньше всегда наделали кушак и виде сетей. В настоящее время некоторые надевают за отсутствием таких кушаков просто сети, а те, кото

1 Для предметов, имеющих отисрстие. можно допустить и дру гос объяснение.

1 Этот обрмд позднее принимает характер жертвы

’ См. мою статью. — Пережитки культа промысловых жипот- иых у охотником коми. Журнал «Коми-му», N° 5 (27), 1926 г., стр. 29—35.

} U. Holmberg, 5. 33. 254.

Во многих обрядах, где имеют дело со сверхъестественной силой, количество лиц, предметов и т. д. должно быть нечетное, как то: 1) количество лиц при приготовлении гроба (пермяки), а также по время гадания; 2) количество сватов на свадьбе, на Удоре.

3) нечетные, по порядку родившиеся, считаются счастливыми.

1 Представление о ящерице, как представительнице злого начала, по-нидимому, ведет свое начало из других источников.

1 Проблема анимизма, с нашей точки зрения, заключается и проблеме доойника предметов, персонификация же и одушевление являются, с нашей точки зрения, последующими стадиями развития этого представления о двойнике.

' Объяснение А. Ьогдановя (Наука об общественном сознании, изд. 2-е, 66) возникновения понятия души в связи с возникновением причинного мышления из идеи о человеке, как исполнителе и организаторе, не может считаться удовлетворительным потому, что такое объяснение предполагает причинное мышление или уже существующим, или же появившимся моментально для самой постановки первобытным человеком воп|Юса о при-

ч и н е того или иного явления. Оно верно только отчасти. Оформление понятия о душе — процесс довольно продолжительный и имеет собственную историю, хотя он и совершался одновременно с выработкой причинного мышления. Имея споим источником первоначальные комплексы восприятий, представление о двойнике, раз появившись, начало получать дальнейшее применение уже по типу действительного оформлявшегося постепенно логического, причинного мышления с аналитико-синтетическим характером. С одной стороны стали одухотиоряться и многие другие предметы, ранее не находившиеся в центре трудовых комплексов восприятия, с другой — духи стали складываться в социальные формы, подобно авторитарному обществу. В основе же появления и авторитарного общества, и причинного (логического) мышления лежит хозяйственная деятельность человека, научившегося владеть орудиями. Л о г и к а основана на анализе, анализ мог быть осуществлен познанием мира только при помощи орудий.

9 Л. С. Сидоров

1 Г. С- Виноградов, 352.


[1] Ср В. Г1. Налимов. «Загробный мир ио представлениям зырян». Эти. Обозр. LXXII.

[2] Тур- Эпидемические заболевания зырян Усть-Сысольского уезда. Волог. Губ. Вед., 1880 г., №Ns 32. 34.

[3] Солнце, ио-виднмому, представлялось раньше в виде живот­ного. но всей вероятности, медведя.

[4] Настоящее нааиаиис рябимы pclyi-pu или pefidz-pu.

[5]     См. рассказ К. Ф. Жакова. Икр-кап.

[6]  Литература о Яг-Морт’е.

1 А В. Круглов. В яемле коми-войтыр. Пчела, 1876 г., №№ 27 , 28.

2. Яг-Морт (Чудское предание). «Пантеон и репертуар русской сцены». 1851 г., N» 5, смесь (41—51).

3. Из жизни зырян. Газета «Наше Время», 1862 г., № 101.

[7]        М Н Лебедев Корт-Айка.

' N? 7—10. Коми-му. 192А г., стр. 119.

[8] От лешего тоше уходят задом. По сообщению II. Рогова, у пермских коми н 60-х годах ныбранный в рекруты выходил из мирской или земской избы задом, и дверях ухиатыиалгя ругами за верхний косяк и старался отгрызть от него небольшую частицу; то же делалось и дома при выходе из избы н рекрутское при сутствие (Материалы для описания быта пермнкои, 89).

[9] Для порчи людей, между прочим, существует заговор: «Гос­поди Иисусе, помяни Господи на синего морю, на океане щука, губы сто медной, зубы железный, нос булатный, крылья медный, сечет и мечет ныико и ярко, крепко и безопасно всех рабов (имя жертвы) тысящу тма одесную обрати обратно» (Записан Г. Л. Старцевым на Удоре).

В условиях деревенской жизни при напряженном физиче­ском труде хроническая болезнь — самое тяжелое переживание как для больного, так и для домашних В этом случае чрезвычайно рады смерти выбывшего из трудового строя не только его окру­жающие, ио и сам несчастный.

[9]         Из записей Г. А Старцеиа.

’П А. Сорокин. Современные зыряне. Изп Арханг. об-на изучения Нус. Севера. 1911 г., 884.

[10] Р Porou. Материалы для описания бьгта пермяков. (Жури. Мин. Ви. Дел. 1858, XXIX. 100).

’ В Гамской полости (по Вычегде) для обратного получения украденной пещи существует интересный обряд подвешивания веника к матице. Когда потеряется какой-нибудь предмет из имущества, берут веник, стягивают его около связок бечевкой и подвешивают к потолку под матицей в надежде на то, что в результате этого действия украденная вещь будет возвращена владельцу (Д. А. Ватиев). Магическая роль веника выступает и в ряде других обрядов.

[12]     Сообщение Т. С. Подорооа.

1 Патка — шелковый платок.

чем девочек.

[15]    В. Хлопни. Несколько слов о пермяках. Географические изисстия. 1849 г., стр. 26, 27.

господи сякую рекы (урок) и порча имени его раба божья (или рабыча божья) тако же и мне послужите, ступайте бы за иду, за пяту на девятой ступени, где упидитс старого хозяина в бане или в пути, бросьте сырую землю, пусть он лежит до второго суда Криста Пришествия, ссылай своих дум. осылай чужих дум ветром и за море, где вороны не заигрывал, где собак не залаивал, там же и вам место отныне и до века».

[17]    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь (имярек). Кровы раны, кровы щстьсч духа не дует дула не дует два золота пречистая божя богородица утерай укрывай два золота защнтье закрытье собелым платком тьури будьи Аминь. Кровь стой как вы белая камень

Па тот же случай:

' Медико-тсшография Усть-сысоаьского уезда, 92.

[18] «Зыряис и Степан, сп. Пермский», 81.

[19] Данный ряд фактов интересен и том отношении, что можег пролить известный свет на перемену иола, встречающуюся у народов C.-Восточной Азии и Сев. Америки.

[20] Параллельно с этим интересно отметить, что наряду с такой ненормальной раздражительностью женщнн-кликуш по поводу на­поминания им тех или других представлений, наблюдается у многих мужчин также весьма странное реагирование на некоторые обычные п(>едмсты разговора. Некоторые лица просто не выносят определенных предметов и приходят в ярость, когда кто-либо им

о них напоминает. Так, один коквицкий крестьянин не выносил, если при нем произносили слово «уха». Хотя он уху употреблял в пищу, тем не менее, никто из домашних не смел при нем употребить этого слова в разговор под угрозой быть жестоко избитым. Вместо того, чтобы сказать «поставить в печку уху», домаашие должны были говорить «поставить в печку горячую воду» и т. и. Другой приходил в буйство, если его называли по отчеству, а не просто по имени. У каждого подобного человека обычно бывает свой особенный предмет, но ошошению к которому он неравнодушен. Часто предмет такого неравнодушия становится прозвищем данного человека При помощи таких возбуждающих слов очень легко у человека иызвать аффект, и он п этом состоянии, не помня себя, способен совершить убийство. Молодежь часто пользуется слабостью некоторых и дразнит их нарочно нена­вистным им еловом. Один крестьянин из с. Палеоиц хватал в этом случае первое попавшееся а руку оружие — косу, топор и т п. — и зимой, среди ночи, босиком, гонялся за обидчиками Другой заехал косой в окно дома, где сидело много гостей и куда зашел один из досаждавших. Чаще всего предмет раздра­жении бывает связан с каким-либо неприятным моментом жизни, рисующим человека в смешном положении и т. п.

[21] Печорский край. Очерки природы и быта, население, куль­тура, промышленность СПб. 1905. стр. 223.

[22] Умершим шьется одежда также без узлоп и тоже в одну сторону.

’ Для коми «судьями» Пыли все. начиная от просфорни и кончая губернато|Х>м и выше.

5 Детская работа с таких лет вообще является вынужденным, но большим злом вообще в зырянском быту. Из-за тяжелого труда с 10-лстнсго воз{жста у коми детей начинает задерживаться физическое развитие (см. об атом журн «Коми-му», N? 3. 1924 г статью проф. В. П. Налнмова. К этнологии коми. стр. 43—50). Я знаю случай, когда два брата, — один 13 лет. а другой 11 — выжили медведя из его берлоги и убили там трех его детенышей.

[25] Выйти ив состояния душенного рашюпссия вообще считается предосудительным. Женщина, у которой пырналось восклицание: «ой!» — сразу тс спохватывается и выратает сожаление для того, чтобы не вызвать в противном случае осуждения со стороны собе­седников.

[26] Т. Тимофеев.

[27] На Удорс так называют друг друга жены двух братьев.

[28]       Вульгарное слово.                                                      ,

[29] Заклинание записано в Корткеросс. P.tl-Liko и Juda- Proko — местные бобыли-нищие. В других местах болезнь посы­лают к попадье.

[30] Общеизвестная на Западе, и германском фольклоре, легенда

о волшебных уроках музыки у черта имеется у коми в таком ииде:

Для того, чтобы хорошо научиться играть на гармонике, нужно взять нож, иголку, петуха, невыделанную коровью кожу, гармонику и вечером на святках идти в баню. Там разостлать кожу, на ней обчсртиться ножом, иголку без ушка вотлнуть в < вою одежду и вызвать «pyvsan ajka» — банного старика. Тот сначала поломает гармошку, йотом снова сложит и затем начнет играть всевозможные мелодии. Проиграет он до тех пор, пока не пропоет петух, одновременно с чем он падает и исчезает. В результате этого смельчак успанпаст исс услышанные мелодии

производства, путем надавливания кончика ножа, а впоследствии был перенесен уже и на менее удобный дли этого материал, па дерево.

’ Ср роль костебоя у австралийцев.

[32] Ртуть в тряпочке у ка(>слои служит защитным сродством от действия нечистого «paha». Живая Старина. 1894 г., вып. 1. И. О Леской — Отчет о поездке к Олонецким ка|>елам летом 1893 г.

и истолковании колдовского значении различных орудий Он также

[34] И. Т. Приходько. К вопросу о приемах народной медицины и деревнях Томского края (Труды Томск Краев. Музея. 1927, т. I, 122).

[35] Сообщение В. П Налимова о том, что зыряне «носят щу­чий череп с собой на рыбную ловлю». нужно понимать, оче- пидно, в смысле «щучьи зубы», «щучью челюсть» (За­гробный мир. 4).

сыграло роковую роль. Одному из компании звероловов надума­лось пыразигь в преувеличенном форме удовольствие по поводу успешного окончания предприятия, он сказал: *Uot nee пугают медведем, а мы его зарезали, как теленка*. Не успел хвастун вы говорить свою фразу, как медведь встал м погнался за охопшками. Последних спасла лишь находчивость одного из участников, которьш догадался пытащнть шнурок-поьязку от своих штанов (gats von) и протянуть ее поперек дороги перед гнавшимся за ним зверем, только после этого медведь упал и окончательно умер.

Согласно обычного права, лось также считается живым до тех пор, пока у него не перебиты голени

' Медвежьи зубы и когти, изображенные на обложке данной работы, носились одним охотником с. Ипатова о качестве Срелгов к часам.

2 См. об этом мои статьи в журнале «Коми-му»: «Следы тотемистических предетавлетш в мировоззрении кони» 1У7.4 г . N" 1—2, стр. 43 и «Пережитки культа промысловых животных у охотников коми» 1926, № 5 <27). стр. 24.

[37] Т. е. «Если на йоды (причина) — и иоду, из леса — и лес. а если из-sa человека — в огонь».

[38] Веретена, вытачиваемые на самодельном токарном станке, называются dzurkjodlom isorv Этот станок нредставляйт собой не­сомненно бывший аппарат для добывания огня, нашедший свое применение уже на токарной работе

1 Для ограждения дома от болезней о д. Конях над косяками дисрсй крыльца (kylise-jyrjiv) кладут голову зайца.

На Печоре в редком доме на крыльце у входа в дом вы не увидите распластанную шкуру гагары. На Вычегде также суще­ствует поверье, что шкуры гагары боятся болезни. Больным лихо­радкой иногда подкладывают эту шкуру, а также практикуют это и при болезнях лошадей, накладывая шкуру гагары на больное место. Источник поверий, связанных с гагарой, нужно искать, однако, в других побуждениях.

Курочкина употребляется еще ольха — sos-pu (Загробный мир, 22).

[41] Детям не раз(м;шается смотреть через решето под уг^юзой то­го, что у них из-за этого лицо будет рябым. Первоначальным осно­ванием для этого запрещения было, но пилимому, желание оградить детей от магических свойств отверстий в решете.

[42] Ср. Т. С Виноградов. Самоврачеиание и скотолсчсиие. 331.

[43] Проф. Дм. Соловьев. На Печоре. Лснннгр. Веч. Красн. Газета. N° 301 (1305), 16 дек. 192Ь г., также Д. А. Пантелеев.

[44]       Г Виноградов, 373; Попов. 204-

[45] Обычай встречается и у русских во Владимирской губ.

[46]   U Holmberg. Die Wasscrgotthcitcn. 36.

рые стесняются надевать на себя такой пояс (невеста), все же в своей одежде прячут кусок от сети.

[48] В определенный период истории культуры тень имеет ближайшее отношение к понятию о душе. Часто тень просто отождествляется с душой. Интересно, что леший, между прочим, по представлениям коми, не имеет теми и по этому признаку его и можно отличить на базарах от обычных торговцев (торговлю леший, между прочим, ведет очень бойко)

[49] Считается, между прочим, что припадок эпилепсии — один из 3-х каких-то непонятных момоп’ов, которые бывают в жизни каждого человека Иногда эти припадки проходят п беспричинном плаче, иногда в смехе, а то — в продолжительном сне.

[50]   U. Holmberg, 62—66. 255.

[51] Одинаково и женщины, собирал ягоды, часть своего сбора оставляют на пнях.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.