Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сидоров А.С. – Знахарство, колдовство и порча у народа Коми 5 страница



В Пожегодской волости существует такой способ воровства производящей силы чужого хлебного поля: когда хлеб уже поспеет, вырывают с корнем пучок хлебных стеблей,' вышедших из одного зерна, берут стебли в руки около оснований колосьев, забрасывают пучок стеблей на правое плечо корнями назад и несут их таким образом домой. Затем украденный хлеб заносят в амбар и вешают над закромом корнями вверх и колосьями вниз под самым потолком амбара. Вся церемония выполняется во время утренней зари. Во все время действия нужно сознательно держать п мыслях — с какой целью это делается, нужно думать, чтобы на том, чужом, поле не стало родиться хлеба, а в своем закроме чтобы его всегда было полно (Курочкин).

Считается, что в результате такого действия поле с украденным хлебом не будет давать хлеба, а у укравшего закрома действительно будут полнеть. В том и в другом случае считается при этом, что желание чего-либо, связанное с известными приемами, — психологически сходными с желаемым явлением, — является достаточной причиной для получения желаемого результата.

Магический прием перенесения хлеба с чужого поля опять-таки основывается на убеждении овладеть целым при помощи овладения его частью.

Интересно, что в данном случае мыслится под понятием целый? Нужно думать, что во время пе- f «несения хлебных стеблей мыслится перенесение не хлеба вообще, а именно производительной силы поля, выразившейся в хорошем урожае. Переносится возможность получения урожая. В соответствии с этим по Верхней Вычегде мы встречаем обычай переносить хлебные стебли с чужого поля

не в амбар, а на свое поле, куда они и пересаживаются.1

На данных примерах мы видим образчик весьма древнего комплексного восприятия (поле + урожай + плодородие), совпадающего вместе с тем с вполне конкретным представлением этого в виде полных, сильных и кустящихся экземпляров хлебных стеблей, с дозревшими уже семенами.

Этим же объясняется обычай пе{>еносить вместе с купленной коровой кусочек навоза из старого хлева и класть его в ясли хлева нового хозяина, для того, чтобы она благополучно зажила на новом месте. Смысл этого обычая, конечно, заключается в том, что с переносимым предметом, взятым из старого хлева, как с частью последнего, переносится как бы весь старый хлев, со всеми его свойствами.

Что это понималось именно так, как приведено выше, доказывает другое поверие, что вместе с кусочком навоза в хлев покупателя переходит из этого хлева вообще свойство получать от коров молоко и поэтому продавцы внимательно следят, чтобы покупатель не украл у них кусочка навоза и вместе с ним молокопроизводящего свойства хлева. Для пущей предосторожности они намеренно спрашивают покупателя: что ему нужно, — по^юда коровы 2 или молоко? Если последует ответ: порода!, тогда вообще приостанавливается продажа коропы данному покупателю, так как считается, что при этом передается производящая сила хлева вообще. По Верхней Вычегде, когда овцы дома не размножаются, приносят из чужого хлеиа, где они плодятся, кусочек навоза и бросают п свой хлеп.'

На той же мысли основано обыкновение загонять в свой хлев и присваивать чужую овцу (предпочитают ягненка), если свои овцы в силу неизвестных причин не распложаются. Нужно заметить, что получить ягненка при посредстве купли обыкновенно редко кому удается, так как каждый продавец опасается, чтобы вместе с ягненком не передать способности «своего хлева», или своего стада, «плодиться» вообще.

Отсюда недалеко до такого взгляда, что вообще опасно что-либо отдавать или продавать на сторону. Что действительно такое опасение у осторожных людей, по-видимому, существует при всяком переходе из своей руки в руки постороннего какого- либо принадлежащего им предмета, свидетельствуют разные обряды, совершаемые при этом. Прежде всего сразу же необходимо упомянуть, что при всякой сделке, более или менее крупной, рукобитье совершается не голыми руками, а через посредство рукава или через посредство полы одежды. Это, но-видимому, для того, чтобы через соприкосновение рук не передать чего-либо лишнего; рукав или пола в данном случае выступают и качестве простой материальной защиты.

Затем, когда дают взаймы или продают хлеб на сторону, ижемские хозяйки всегда надламывают хлеб, по всей вероятности, для того, чтобы часть от него (кротки) на всякий случай осталась. Молоко и т. п. продукты, связанные с коровой, никогда не и (юд а ют без того, чтобы не посыпать в них щепотку соли.

Охотники считают, что звероловные принадлежности испортятся, если кто-либо неведомо для хозяина воспользуется оттуда добычей, не оставив о том никакого знака. В обычное в|)емя на промысле охотники остерегаются давать чего-либо стороннему, ипаче как взаймы (взамен — А. С.)

Некоторые же более осторожные хозяева вообще опасаются отдавать или продавать на сторону что- либо производящее, например, семена всякого рода, молодой скот и т. д., предполагая, что при этом может перейти вообще производящая сила данного растения или животного. Ясно, что всякие предосто|Южности усиливаются тогда, когда сделка производится с человеком, слывущим за колдуна.

В этом случае предпочитают с колдуном жить в постоянной ссоре, очевидно для того, чтобы не дать ему поводов для получения какой-либо вещи из домашнего своего обихода, или же стараются незаметно его ударить наотмашь. В последнем случае колдун становится безвредным.

Колдовская мысль не останавливается перед невозможностью действовать на время. Можно у человека украсть ею года и у него тогда остановится нормальное развитие. Одна девочка, моя родственница, упорно не сообщала мпе — сколько ей лет, так как боялась того, что когда люди узнают точное количество исполнившихся ей лет, могут их у нее «украсть» — и тогда она будет жить все время в том состоянии, в каком ее застанет эта кража, т. е. она не будет расти, не будет прибывать ни п силе, ни в весе, ни в разуме.

Существует поверье, что если будешь считать стаю птиц, при их полете, они могут унести твой ум.

СИМИЛЬНАЯ МАГИЯ

Для наступления колдовского результата часто совсем не требуется иметь обязательно части данного предмета. Достаточно иметь у себя изображение или просто подобие чего-либо, чтобы властвовать над изображаемым. Подобие вполне может заменить то, что ассоциируется с ним как нечто такое же, подобное.

Известный а с. Визинге мельник боролся с ворами таким образом. Если кто-нибудь украдет у него какую-либо вещь, то он делает куклу, долженствующую изображать человека, подозреваемого в воровстве, а затем, с заговорами, с соответствующими злыми пожеланиями, зарывает эту куклу в землю. Предполагается им, что как кукла, зарытая в земле, начинает шить, так же должен заболеть и разлагаться представленный этой куклой вор. Кроме того, рассказывают про него следующее: когда его товарищ, другой мельник, ук^мл у него из ящика деньги, то он отдернул доску от ящика и также закопал ее в землю. Вор будто бы от этого сделался горбуном.

Иногда практикуют такой способ порчи новобрачных: позади их при сидении за свадебным столом втыкают в щель стены две заостренные щепки, направленные друг к другу иод известным углом своими заостренными концами. Это делается, по-видимому, для тот, чтобы новобрачные потом псе время делали друг другу «в пику».

Или же, когда они начнут заходить после венца в дом жениха, злоумышленники под крыльцо бросают дне щепки, это означает то, что с того момента, как сгниют эти щепки, у новобрачных должна расстроиться совместная жизнь.

Подставления о лечебных свойствах многих трав основаны на внешнем сходстве между частями трав и органами человека. Так, ki-modz-turun (по-видимому, из группы Orchis) 1 для лечения кисти руки имеет корни, похожие на кисть руки человека, jozviturum (Geranium prutenze L.) для лечения сочленений имеет очень ярко выраженные сочленения. Вороний глаз (Paris quadrifolia L.) со своим одиноко сидящим плодом напоминает пуп и потому употребляется от «вывиха пупа» (gog-turun). Дикий хмель (pon-tag- turun) (Atrogene sibirica) со своим «тягучим» стеблем ассоциируется со слизью и потому женщины во время родов пьют его отвар.

Часто подобные действия, вызывающие аналогичные действия в большом масштабе, представляются уже только символом. Так, например, рассказывают случай, как один колдун сбил с дороги свадебный поезд тем, что повернул печную заслонку в печке обратной стороной наружу и в результате — свадьба направилась в сторону, противоположную дому, и шла так до тех пор, пока колдун не привел заслонку в нормальное положение.

Взгляды, что колдовской результат может наступить не только в случае намеренного выполнения колдовских приемов, но может обнаружиться иногда вопреки желанию субъекта или из-за одного сходства какого-либо трудового приема с колдовскими приемами или же простой ассоциации данного приема с тем или другим внешним явлением, можно проследить в некоторых охотничьих повериях. Локчимские охотники, например, утром, когда собираются на како-

1 Г. С. Виноградов. Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири. Журнал «Живая Старина», 1915 г., IV, стр. 377.

го-либо сильного или ценного зверя, не пекут и не жарят ничего на масле (oz dziza^ny), чтобы не было при этом характерного треска в форме как бы взрывов. Эти взрывы у них ассоциируются с тем моментом, когда неожиданно зверь ускользает, как бы также взрывает (diizobtas). Предполагается, что это явление dzizaSom вызовет потом аналогичное — зверь dzizoh- tas.

Здесь в наступлении колдовского результата нет никакого участия ни воли колдуна, ни воли заинтересованных лиц, — наступление его зависит исключительно от предполагаемой связи между двумя, с нашей точки зрения, совершенно разнородными явлениями. Единственная связь, которая здесь может быть указана, это психика субъекта, связь, существующая только в сознании челопека, каковая и переносится. объективируется, без достаточного логического основания, на внешние предметы и явления.

Между предметом и его представлением часто не делается никакой разницы. Сосредоточить на чем- нибудь свое внимание значит его вызвать. Поэтому остерегаются не только думать о нежелательных вещах и явлениях, но даже избегают и тех предметов, которые могут вызвать представление о нежелательном явлении по простой ассоциации. Этим объясняется масса суеверий.

Так, после снятия покойника со столов, на которых он лежал, последние немедленно разъединяются под угрозой иметь, в противном случае, новою покойника.

На Мезени к новорожденному ребенку прикладывают полено со словами: «расти и будь спокоен, подобно этому полену».

В новый выстроенный дом приходящие первый раз соседи не входят с пустыми руками, а что-либо при этом всегда заносят — хотя бы несколько полей дров. Полная рука «вызывает» по подобию полноту имущества в доме. Встреча с человеком с пустыми руками пызынает представление о своем зозвращетти с пустыми руками, а потому считается, что таковая содействует неудаче. «Во время первого умолота, если в {ют попадет зерно. — будешь сыт круглый год» — подобие во времени. Плешина, оставшаяся в середине поля во время посева, напоминает могилу и связывается со смертью кого-нибудь из данного семейства. Аппарат или инструмент, приводимый в движение бесцельно, без материала для обработки, вызывает ассоциацию о недостатке соответствующего материала, обрабатываемого данным аппаратом, поэтому запрещается детям приводить его в дпижение впустую.

Из всех вышеизложенных примеров магии по подобию можно сделать один вывод, заключающийся в том, что здесь мы имеем дело со смешением желаемого и реально совершающегося, а также представления о предмете или явлении и их действительном существовании. На боязни — вызвать в себе представление о нежелательном яплении, через представление, связанное с ним по ассоциации или смежности и времени, — основано много примет и суеверий, которые могут быть уяснены только бытовыми мо- ме!ггами, где данные предметы или явления действительно друг к другу могли иметь ближайшее отношение и могли быть связаны в психике теми или другими ассоциациями.

При постройке нового дома в Айкинской волости кладут по углам поднимаемой избы между третьим и четвертым бревном: в красном (serog) углу — старую монету, чтобы в доме всегда водились деньги; у порога — кусок хлебного теста, чтобы всегда было достаточно теста при стряпне, в запечном углу — клочок шерсти, чтобы не было никогда нужды в материале для вязания рукавиц, чулок и т. п., в четвертом углу kyvt (женская половина) — траву со скрипом, чтобы «дедугако» хорошо относился к хозяйке дома (И. Раз- манов).

Полнота хозяйства в доме связывается с представлением о пауке, поэтому: если в избе много паутины, то хозяйство пойдет п гору. Если в страстной четверг обуешься в том углу, где стряпают (kyvt- pelesyn), то найдешь тетеревиный ток (хлеб — символ полноты), если же на мельничной полке в этот день обуешься — будет удача на круглый год.' Чтобы в хлеву было много овец, при начале рубки хлева, под первым его бревном кладут осиное гнездо (признак плодовитости)." Свадьба в дождливый день — к счастью (вода —символ плодородия).

Представление об явлениях, сопутствующих какому-нибудь печальному явлению, вызывает несчастье.

Если прикусишь губы — перед смертью кого- нибудь.

Подошва чешется — будет смерть; правая подошва — в своем семействе, левая — в чужом. Какая связь существует между этими явлениями, указывает яснее визинская примета: подошва левой ноги чешется — придется топтать могилу, хотя п рапа я нога в с. Вотце означает, между прочим, не смерть, а пляску.

Бронь чешется — умрет кто-нибудь из близких.

Губы или язык чешутся к {>азговору с незнакомым человеком.

Бросить грабли вверх зубьями — будет дождь (положение противоположное тому, какое г|>абли имеют на работе).

Усы чешутся к гостинцу (вкусное).

Поп или гроб навстречу — в тот день несчастье.

Локоть чешется — ночевать у чужих (в тесноте).

Колено чешется — к выдаче невесты замуж. (При свадебном причитании невеста бьет себя по коленям.)

В доме упадет хлебная лопата — умрет хозяйка.

С дороги нельзя возвращаться обратно за чем-нибудь, нельзя уходящего окликать сзади — цель путешествия не будет достигнута.

По христианским представлениям правая рука, правая сторона лучше левой, поэтому:

Правая нога обувается раньше левой.

У правого уха звенит — перекрестись (ангел), у левого — плюнь (чёрт).

Правый глаз чешется — увидишь приятное (ystan), левый — испугаешься, слезы.

Биение пульса с правой стороны головы — добром поминают, с левой — плохим.

Правая ладонь чешется — подарок, левая — расход.

Близость диких зверей — к несчастью, к неприятности (так как это необычно), поэтому: мышка во время сна перейдет через грудь — умрешь. Увидишь зайца по дороге в лес — будет неудача.

Дерепья валятся (во время бури) в лесу — перед войной.[12]

Повертеть ножницы — кто-нибудь умрет, повертеть рукомойник — кто-нибудь с ума сойдет.

На ассоциативной связи представлений основаны многие случаи истолкования сновидений:

1) Ткать холст — дорога, или рана.

2) Ткань запутается — умрешь.

3) Пенистое пиво — плохо (пьянство, дебоширство).'

4) Шаньга — перед добром (вкусно).

5) Звон на колокольне — скоропостижная смерть (начальство); н один колокол — горе одному человеку, во все колокола — всему обществу.

6) Венец на голове — смерть.

7) Поп ходит — болезнь ходит.

8) Потонуть в воде, упасть в колодец — к смерти.

9) Пожар — к жару или к морозу (к ясной погоде).

10) Дрова — разговор.

11) Чистая одежда — к добру.

12) Мытье полов — к печали (напоминает очищение после покойника).

13) Изба развалилась — человек умрет (чаще хозяин).

14) Жатва — не к добру.

15) Построишь дом или лодку — к смерти (гроб). Построишь дом на мху — заболеешь, но выздоровеешь.

16) Серебро и кредитные билеты — к добру, медные — к слезам.

17) Зеленая трава — к добру, черная — наоборот.

18) Ребенок, девочка — к горю, мальчик — наоборот.

19) Голан женщина — к горю (любовь болезни).

20) Красный галстук на шее — удавление, убийство.

21) Птичий пух — к добру (мягко).

22) Ржаная мука — продолжительное горе, яч- ная — менее продолжительное (пропорция стеблей).

23) Поцелуй — лихорадка (воспаление на губах).

24) Коровы — умершие родители.

25) Поймать журавля — найти невесту.

26) Конопля, брусника, морошка и вообще ягоды, а также горох — к слезам (ассоциация по сходству).

27) Рыба—снег (по чешуе).

28) Пилка дров — к смерти (оборвать жизнь).

29) Увидишь мышку — найдешь деньги (домовитость мышки).

30) На голове алая патка [13] — родишь мальчика.[14]

31) Падаешь с колокольни — значит растешь.

32) На полу пестрая собака — разговор.

33) Встреча ездока с колокольцем — вёсти.

34) Подаешь милостыню — кто-нибудь из семейства умрет (напоминает поминальный обед и дарение нищих).

35) Пахота — также смерть.

КОЛДОВСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Человек (или животное), заболевший от колдовства, не может вылечиться никакими средствами, кроме колдовских. Первым делом встает задача распознавания происхождения болезни, а в случае, если в болезни виноват какой-либо человек (mortjilyS), то обнаружения этого человека. Это распознавание происходит обычно у todyg’a-зпахаря. Считается необходимым, чтобы этот знахарь по своим познаниям и силе был выше испортившего, хотя, с другой стороны, знахарь П. О. сообщил мне, что такое соотношение не играет при лечении никакой роли, успех дела зависит исключительно от ряда приемов, — в объяснение он мне привел в параллель психологическое состояние подсудимого, который теряет возможность п(м;дить судье. Кроме того обязательно, чтобы клиент был моложе знахаря.

Распознавание происходит при помощи гадания, которое сопровождается заговором. Это называется «смотреть» — «ftim kyv», т. е. смотреть именное слово, заговор. К pyvgfxlt&^’y идет обыкновенно или сам больной, если он может, или кто-либо из родственников. Если идет сам, то часто перед тем, как приступить к самому заговору (him kyv), предварительно парят его в бане.

Баня топится чаще самим pyv36dt<$i£’eM. В бане же приготовляется знахарем специальная вода для гадания iz-pyr-va, prittga-va. Последняя берется из трех колодцев, или из трех источников, притом таких, чтобы они друг от друга не были видны. За водой ходят до восхода солнца и черпают ее, выливая в сосуд наотмашь. Когда возвращаются к дому, то стараются никому ничего не давать и ни с кем не разговаривать. Если же возникнет необходимость чего- либо кому-нибудь сказать, то бурак с водой несущий ставит на землю, а сам на это время отходит по крайней мере шага на три в сторону и тогда только начинает говорить. Принести такую воду можно и заинтересованной стороне, но колдун будто бы узнает — все ли нужные предосторожности соблюдены, так как в

противном случае будто бы вода становится мутной. По возвращении с водой наливают часть ее в чашку или в другую посуду и туда кладут (izjaiony) три холодных камня, которые предварительно перед этим были вынесены на улицу, на вольный воздух (tov- vylo, с. Айкино). Каждый камень должен символизировать одного из трех предполагаемых виновников. При погружении камня, соответствующего настоящему виновнику болезни, вода должна «закипеть», т. е. должны получиться шипенье и пузыри. Нужно заметить, что камни предварительно должны быть вымыты в 27-и водах (kujim okmys vayn). Таким образом узнается виновник болезни.

У вычегодских коми существует гадание при посредстве нательного креста (регпа petkodlom). Для выяснения болезни или указания пропавших без вести коров и т. п. идут к знахарю, дают ему свой крест и знахарь начинает гадать. Расположит на столе 4 хлебные крошки крестообразно по 4-м разным направлениям, нательный крест берет в руки за конец шнурка, поднимает его так, чтобы он приходился против центра крестообразной фигуры из хлебных крошек. По отношению к каждой крошке загадывает одну из 4-х возможностей применительно к данному вопросу. Сначала о причине: от бога, от людей, от «родителей» и т. п. При этом наблюдают, в которую сторону покачнется крест, висящий в руке колдуна наподобие маятника. Если он покачнется в направлении крошки, которая символизирует колдовскую причину «от людей», значит в разбираемом деле виноват колдун и т. д. Установив первый пункт, приступают к другим вопросам, например: каковы внешние признаки этого колдуна — мужчина он или женщина; близкий, дальний и т. д. Количество вопросов может быть увеличено в зави-

симости от интересов, какие проявит пациент, правда, до известного предела. Предсказать можно с любой «точностью» и для увеличения ее нужно каждый раз по отношению к крошкам загадывать четыре однородных возможности. Вполне понятно, конечно, что плата за труд знахаря устанавливается пропорционально его стараниям, времени и т. д.

Аналогичное гадание сохранилось у пермских коми. Вещим предметом у них является не нательный крест, а топор. Поэтому и обряд называется — вешание топора (tSer osvan). Сам же обряд носит следы уже христианских воззрений. Задача вешания топора заключается в том, чтобы узнать, кто из всех святых держит гнев, кого из них нужно умилостивить, или же кто из умерших родственников является обиженным и требует себе должного почитапия.

Для определения этих вопросов и вешается на ве- fKJBKe топор к полатям. Когда топор успокаивается, тогда знахарь (или знахарка) начинает перебирать имена разных святых, наблюдая при каком имени покачнется топор. Если он продолжает висеть спокойно, начинают перебирать имена святых сначала. При каком имени знахарь констатирует реагирование топора, тот святой или умерший требует умилостивления. Весь обряд кроме того сопровождается разными знаками набожности, молитвами, крестными знамениями и т. д.[15]

Для придания воде особых колдовских свойств, ее часто пропускают через отверстия между камнями в очаге бани, а иногда ставят на подставке к волоковому окну, где выходит дым.

После гадания больной ведется в баню и здесь его парят тремя ветками из трех веников, при этом внутрь дается pritt£a-va, а также иногда больной и вспрыскивается той водой изо рта знахаря. Непременной принадлежностью в этих обрядах является нож. Нож обязательно должен быть воткнутым над верхним косяком входной двери. В противном случае и знахарю и больному грозит беда, так как нечистая сила, борясь за свое достояние, всеми силами старается проникнуть внутрь бани и нарушить обряды; иногда в виде собаки ходит кругом бани и лает, а то от неизвестных причин начинает трястись весь угол бани. При этом отнюдь нельзя оставлять в прихожей, или в сенях, или вообще в доступном месте своей одежды. Менее сильные колдуны, или допустившие промах в свое!** колдовском ритуале, будто бы даже запираются в бане этой силой и не находят выхода, пока кто-нибудь из сторонних людей не выпустит их из бани. В особо важных случаях в сени приводится кто-либо из домашних, вооруженный топором.

В непосредственной связи с баней иногда совершается самый заговор (nim-kyv). В зависимости от данной цели, по отношению к чему совершается nim- kyv, употребляются те или иные дополнительные предметы питания — хлеб, соль, молоко и т. п. При болезни человека удовлетворяются одной только водой, оставшейся после отделения одной части для бани, при этом немного сыплют в воду сажи с печного чела. Воду, налитую в чашку, ставят или на стол перед образами, или на шесток. В зависимости от

серьезности момента на У до ре иногда повертывают иконы лицом к стене, обычно же их не трогают. Ино- |да nim-kyv сопершается не над бодой, а просто приносится клиентом и кладется и чапгку хлеб и соль (для скота). Затем nim-vidziS берет нож, моет его в воде, становится лицом к иконам (если обряд совершается на столе), после этого три раза плюет и три раза дует вправо и влево от себя, каждый раз начиная с правой стороны. При этом пекоторые знахари употребляют нитку, на которой завязывают узлы, со словами: «kutsom topyda taja gorodys gorddzassas, setsom topyda med tc loktan» («насколько крепко завяжется утот узел, настолько же близко ты, испортивший, вынужден будешь придти иа эту воду»). Ножом п{х>- водится три раза над принесенными вещами крест, причем если имеется хлеб, то крестообразно прорезывается корка, куда, между прочим, насыпается немного соли. Если же п чашке имеется вода, то ножом три раза обводят по внутренней стороне чашки, как бы изолируя волу, и три раза крестообразно разрезают воду. Потом, держа в левой руке но?к, читают «Во имя отца...», «Жипой в помощи» и некоторые другие православные молитвы, а затем «nim-kyv» (заговор).[16] По п{ючтении делается ножом вторично знак

креста над принесенными пещами и читается nim-kyv вторично. После второго раза делается опять знак креста и нож вонзается в лавку со словами: «taja purt-uklad pyrys-ko te verman petny, bo£t taja mortso (skotso-li), kodi vi£e» (т. e. «если можешь пройти через сталь этого ножа, возьми этого человека» или корову и т. д.) Затем читается заговор в третий раз. Некоторые fiim-vidziS’H будто бы могут приводить на воду виновника, даже показывают в воде его фигуру присутствующему на обряде. При этом виновный становится в полной зависимости от тех, которые его вызывали; можно его как угодно изувечить, выколоть ему глаза, сломать конечности, можно высказать пожелание о порче самого колдуна — виновника болезни, в результате чего тот должен заболеть сам. Чаще всего удовлетворенные клиенты оставляют дело без последствий. Объективной основой этого приведения виновника на воду является иллюзия восприятия отражения от поверхности воды своего изображения у лиц, предрасположенных к вере в реальность могущества колдуна. Впрочем, мужчинам, менее подверженным иллюзии, колдун редко позволяет наблюдать заколдованную воду, мотивируя этот отказ тем, что мужчины в пылу своей запальчивости могут совершенно убить прибывшего на воду колдуна.

После окончания обряда дается рецепт, как лечиться, какой вести образ жизни. Хлеб, соль и молоко

даются больной корове. Если человек был болен, его испрыскивают обрядовой водой и дают ее попить. Нитку с узлами уносят домой и закапывают под навоз около среднего столба хлева. Если при завязывании узлов было вынесено соответственное пожелание, испортивший будто бы приходит и начинает кружить около столба в хлеву. Также и во всех остальных случаях, по приходе ищущего излечения домой, или даже на дороге, испортивший будто бы старается во что бы то ни стало вступить со своей жертвой в общение — или попросит ненадолго какую-либо вещь во временное пользование, а то и взаймы, или, если проникнет в избу, выхватывает сор из избы и уходит, или, в крайнем случае, постарается вдохнуть хоть комнатного воздуха (apystny). Если что-либо из перечисленного ему удастся сделать, тогда все труды по колдовскому лечению пропадают. Чтобы этого не было, стараются по возвращении домой запирать двери и никого не впускать. По общему убеждению, действительно, немедленно подозреваемое лицо приходит и начинает стараться вступить со своей жертвой в общение.

Рецепт лечения на дому дается иногда чрезвычайно трудновыполнимый. Так, позтыкеросский знахарь И.-Мш., сам будучи больным, лечился у неб- дипского знахаря, и тот для окончательного исправления предписал ему: 1) год не пить вина, 2) три месяца не есть квашеного хлеба, 3) такое же время не спать с женой и 4) месяц никому не показываться. Наиболее трудноосуществимым условием для него нвились 2 и 4 пункты, т. е. лишение квашеного хлеба и отшельническая жизнь.

Заговоры чаще всего представляют заимствование с русского и, благодаря плохому пониманию русского языка, бывают искажены в лексическом и грамматическом отношении до неузнаваемости, тем не менее отдел ьные слова произносятся, как сознаваемые магическими.

Коми же заговоры несравненно короче и не имеют традиционной формы русских заговоров, — как вступление, содержание, обращение и ключевые слова. В коми заговоре выражается иногда образно простое пожелаиие (Sijem). По Локчиму, коми текст считается сильнее русского.

Обращаются часто к знахарям травматические больные для остановки кровотечения при ранениях и т. п. Для остановки крови существует особый заговор с применением некоторых приемов.[17]

Существуют рецепты для парализования действия колдовского акта. Если остригут овцу, то необходимо и данном месте ее переостричъ. а затем клок шерсти положить под «под» печки. Кирпич «пода» выбирается т{>етий по счету от переднего края «пода» и с двух боковых краев; некоторые кладут под 5-й или 7-й кирпич. Туда же кладут материалы и при порче.

«Руку» колдуна (ki-pod-tuj) нужно возобновить, когда сделан им злоумышленный вырез на одежде. Рану на отрезанном ухе коровы также нужно возобновить, отрезав кусок уха дальше, параллельно колдовскому разрезу, а затем полученные куски сжечь на сковороде. Во время совершения этих, по-видимому, тоже настоящих колдовских обрядов, испортивший колдун обязательно должен проникнуть в избу и в свою очередь оттуда достать для себя чего-либо у своей жертвы.

Окончательным победителем, нужно полагать, остается тот, который совершил обряд последним.

У известного нам И.-Мш. tody£ исправил испорченную корову следующим образом: остриг шерсть у коровы кругом раны, потом насадил ее по частям на 3 ощепка и повесил сушиться против чела печки.

Смысл всех этих обрядов по принципу парциальной магии заключается в воздействии на целое при помощи воздействия на его часть. Сжечь, высушить с места, окружающего колдовскую рану, шерсть, ткань, уже зараженные колдовской заразой, значит уничтожить распростране!гие заразы внутрь, так как такое заболевание считается внедряющимся внутрь организма постепенно и в форме пространственного углубления — это с одной стороны.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.