Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шрила Джива Госвами 1 страница



Шрила Джива Госвами

Шри Бхагавата-сандарбха

Очерк о Бхагаване

 

 

Часть Первая

 

Введение

 

“Вторая сандарбха, “Бхагавата-сандарбха”, проводит различие между безличным Брахманом и локализованной Параматмой, а также описывает духовный мир и господство гуны благости, лишенной осквернения двумя другими материальными гунами. Иными словами, в этом произведении приводится яркое описание трансцендентного состояния, известного как шуддха-саттва. Материальная благость подвержена осквернению двумя другими качествами — страстью и невежеством, но когда живое существо поднимается до уровня шуддха-саттвы, то не может быть никакой речи о таком осквернении. Это духовное состояние чистой благости. В “Бхагавата-сандарбхе” описывается могущество Верховного Господа, живое существо, непостижимые энергии Господа и безграничное разнообразие Его энергий. Энергии Господа делятся на несколько категорий — внутреннюю, внешнюю, личную, пограничную и т. д. В ней также обсуждается вечная природа поклонения Божеству, Его всемогущество, Его вездесущность, Его милостивая природа, дающая прибежище каждому, Его тонкие и грубые энергии, Его личные проявления, выражение Его формы, качеств и игр, Его трансцендентное положение и совершенство Его формы. В ней также утверждается, что все, что имеет отношение к Абсолюту, обладает тем же могуществом, и что духовный мир, его обитатели и разделенные на три части энергии Господа в духовном мире обладают трансцендентной природой. Далее, там обсуждается разница между безличным Брахманом и Личностью Бога, целостность Личности Бога, цель всего ведического знания, личные энергии Господа, а также Верховный Господь как изначальный автор ведического знания”.

 

Его Божественная Милость

А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

(“Чайтанья-чаритамрита”, Мадхья-лила, 1. 43, комментарий).

 

 

Содержание Части Первой

 

= Брахман, Параматма и Бхагаван — Ануччхеды 1-9.

= Описание Бхагавана, приведенное в “Шримад Бхагаватам” (2. 9. 9-19) — Ануччхеды 10-11.

= Энергии Господа — Ануччхеды 12-18.

= Дживы, чувства и Бхагаван — Ануччхеды 19-20.

= Бхагаван всегда полностью контролирует Свои энергии — Ануччхеды 21-22.

= Бхагаван трансцендентен и счастлив; духовные энергии; энергия майа — Ануччхеда 23.

= Качества и достояния Бхагавана — Ануччхеды 24-29.

= Форма Господа — Ануччхеды 30-31.

 

 

Предисловие

 

Текст 1

Для удовольствия двух великих святых, Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами, я заново составляю эту книгу, написанную Шри Гопалой Бхаттой Госвами, который родился в Южной Индии.

Текст 2

Некоторые части этой книги были в порядке, а некоторые были неполными или вообще утеряны. Тщательно все обдумав, Шри Джива должным образом пишет сейчас эту книгу.

 

 

Ануччхеда 1

 

В предыдущей (Таттва) сандарбхе я описал в общих чертах природу недвойственной Абсолютной Истины и вечную разницу между этим Абсолютом и индивидуальными живыми существами, которые по своей природе являются слугами, поклоняющимися Абсолюту. Теперь я опишу некоторые из множества разнообразных аспектов Абсолюта. Абсолют познается в трех аспектах — Брахман, Параматма и Бхагаван. Это описывается в следующем утверждении из “Шримад Бхагаватам” (1. 2. 11):

“Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой и Бхагаваном”.

 

 

Ануччхеда 2

 

Текст 1

В этом и в других стихах из “Бхагаватам”, а также в других ведических писаниях, Абсолютная Истина обозначается этими тремя словами. В одних писаниях Абсолют называют Брахманом, в других — Параматмой, в третьих — Бхагаваном. Погрузившись в духовный транс, Шрила Вьясадева увидел Верховного Господа (это описано в “Шримад Бхагаватам” (1. 7. 4-10) и уже обсуждалось в “Таттва-сандарбхе”) и ясно описал, что индивидуальные живые существа (дживы) отличаются от Всевышнего. Поэтому никто не должен заявлять, что дживы тождественны Верховному Господу, и никто не должен искусственно прибавлять фразу “джива ити ча шабдйате” (Всевышний также известен как джива) к этому стиху (1. 2. 11) из “Шримад Бхагаватам”.

Хотя в “Бхагаватам” сначала дается подробное объяснение Брахмана и Бхагавана, и только потом в деталях описывается проявление Параматмы, тем не менее в этом стихе (1. 2. 11) три аспекта Всевышнего приводятся в определенной последовательности — Брахман, Параматма, Бхагаван. Эта последовательность показывает соотносительную значимость этих трех аспектов, из которых последний является самым важным.

Текст 2

Лишенного двойственности Всевышнего, постоянно пребывающего в блаженстве, можно познать в трех аспектах — как Брахман, Параматму и Бхагаван. Сейчас я опишу проявление Брахмана.

Трансценденталисты, осознавшие Господа в Его аспекте Брахмана, ощущают такое безграничное духовное счастье, что они в презрении плюют на счастье, доступное полубогу Брахме, не говоря уже о том мизерном счастье, которое испытывают незначительные создания этого материального мира. Строго следуя практике духовной жизни (садхане), эти трансценденталисты обрели способность понять, что индивидуальное живое существо духовно, и что оно обладает той же природой, что и Всевышний. Однако, они остаются неспособными понять разнообразие духовных форм и энергий в трансцендентном мире, так же как не могут они понять разницу между энергиями (шакти) и Верховным Господом, который есть повелитель всех энергий (шактиман). Их ограниченное знание единой духовной природы живых существ и Всевышнего известно как осознание Господа в Его аспекте Брахмана.

Текст 3

Абсолютную Истину в аспекте Бхагавана можно объяснить следующим образом.

Всевышний отличается от Своих энергий, и Он является Высшим Прибежищем, в котором пребывают все Его трансцендентные энергии. Преданные с помощью своих чувств непосредственно воспринимают личностную форму Господа повсюду, внутри и вне всего, и таким образом они ощущают сильное трансцендентное блаженство. Понимание преданными, что энергии (шакти) и Верховный Господь, который является повелителем всех энергий (шактиман), отличны друг от друга, известно как осознание Господа в Его аспекте Бхагавана.

Текст 4

Эти три аспекта Верховного Господа схожим образом описаны в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (5. 12. 11), где Джада Бхарата говорит:

“Так что же такое высшая истина? Высшая истина — это недвойственное знание, которого не может коснуться скверна материальных качеств. Это знание дает нам освобождение. Оно единственное в своем роде, недоступное воображению и всепроникающее. На первом этапе обретения этого знания человек постигает Брахман. Второй этап — постижение Параматмы, Сверхдуши. Ее способны увидеть йоги, свободные от всех мирских тревог и печалей. А полностью обрести это высочайшее знание может только тот, кто постиг Верховную Личность (Бхагавана). Все великие мудрецы утверждают, что Верховная Личность — это Господь Васудева, источник Брахмана, Параматмы и всех остальных проявлений”.

Текст 5

То же самое описание приводится в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (4. 11. 30), где Ману говорит Дхруве Махарадже:

“Вернувшись в свое естественное состояние и посвятив себя служению Верховному Господу (Бхагавану), который является безграничным источником блаженства и пребывает в сердцах всех живых существ в образе Сверхдуши, ты очень скоро избавишься от ложных представлений “я” и “мое””.

 

 

Ануччхеда 3

 

Текст 1

В этом стихе (4. 11. 30) слово “бхагаван” определено двумя прилагательными: “ананда-матре” (источник всего блаженства) и “упапанна-самаста-шактау” (повелитель всех энергий). Когда Всевышний полностью проявляет Себя, Он известен как Бхагаван, и в сравнении с Ним аспект Брахмана, в котором трансцендентная форма Господа не проявлена, является лишь частичным проявлением Всевышнего. Далее этот момент будет разобран до мельчайших подробностей. А теперь давайте рассмотрим определение слова “бхагаван”, данное в следующих стихах из “Вишну-пураны” (6. 5. 66-69).

Текст 2

“Безличный аспект Всевышнего, Брахман, является непроявленным, нестареющим, непостижимым, нерожденным, нетленным, неизменным, неописуемым и бесформенным, у Него нет ни рук, ни ног, ни других частей тела, Он всемогущий, всепронизывающий, вечный, Он является источником всех материальных элементов, но при этом Сам Он не имеет источника, Он присутствует повсюду, хотя ничто не находится в Нем, Он — источник материального космоса и объект медитации для тех, кто стремится к освобождению. Безличный Брахман, описанный в гимнах Вед, является тончайшим духовным сиянием и обителью Господа Вишну. Брахман является сиянием Бхагавана, личностного аспекта Господа, а всепронизывающая Сверхдуша (Параматма) — это частичное проявление трансцендентной формы непогрешимой Верховной Личности, Шри Бхагавана”.

Текст 3

Далее в “Вишну-пуране” объясняется (6. 5. 73-75):

“О мудрец, слово “бхагаван” можно объяснить следующим образом: слог “бха” может означать “бхарта”, или “самбхарта”, хранитель и источник жизни преданных, а слог “га” может означать “гамайита”, вождь преданных, или изначальный творец добродетельных качеств, присущих преданным”.

Текст 4

“Слово “бхага” также означает “достояния”. Существуют шесть достояний: богатство, сила, слава, красота, знание и отречение. Слово “бхагаван” указывает на личность, обладающую всеми этими достояниями во всей полноте”.

Текст 5

“В слове “бхагаван” слог “ва” означает глагол “вас” (“находиться”). Поскольку все материальные элементы и все живые существа пребывают в Верховном Господе, и поскольку Он находится в сердцах всех обусловленных душ, к Нему обращаются слогом “ва””.

Текст 6

В “Вишну-пуране” (6. 5. 79) также говорится:

“Верховная Личность Бога обладает всей силой, красотой, богатством, славой, знанием и отречением, и поэтому Он известен как “бхагаван”. Он свободен от всех недостатков”.

Текст 7

А теперь давайте рассмотрим описание Бхагавана, приведенное в “Вишну-пуране”. В первых четырех стихах (процитированных в Тексте 2) слово “брахма” может быть принято как прилагательное (“великий”), дающее определение выражению “вишнох парамам падам” (высшая природа Господа Вишну). Объясненные таким же образом слова “вибхум” (всемогущий) и “сарва-гатам” (вездесущий) описывают Господа как имеющего природу Бхагавана, который полон всех достояний (аишварйасйа самаграсйа). Прилагательные “арупам” (бесформенный) и “пани-пададй-асамйутам” (не имеющий рук, ног и других частей тела) следует понимать в том значении, что Верховный Господь, Бхагаван, не имеет материальной формы, ибо Его форма полностью духовна, и у Него нет материальных рук, ног или каких-либо других частей тела, поскольку Его части тела нематериальны.

Текст 8

В этой цитате слово “вибхум” означает “исполненный всех энергий и достояний”, “вйапи” означает “всепронизывающий”, а “авйапйам” означает “нет ничего, что может войти в Него и распространиться внутри Него”. Слово “бхагаван” непосредственно указывает на Абсолютную Истину, и оно ни в коем случае не является косвенным или неполным описанием Верховного Господа. Определенная река может быть непосредственно названа именем “ганга”, тогда как слова “берег реки” лишь косвенно указывают на присутствие этой реки. Таким же образом, слово “бхагаван” прямо указывает на Абсолютную Истину, тогда как слово “брахман” имеет к Ней косвенное отношение.

Текст 9

Словарь “Нирукта” начинается с перечисления определений (1. 2. 1): “А теперь мы дадим определения некоторым трудным словам”. Аналогичным образом, сейчас мы объясним некоторые слова, используемые в определении слова “бхагаван”. В приведенном выше объяснении слог “бха” был описан в значении слова “бхарта”. “Бхарта” означает “Тот, кто кормит, защищает и поддерживает преданных”. Точно так же слог “га” указывает на слово “гамайита”, что означает “Тот, кто создает все виды благоприятных качеств, которыми обладают Его преданные”, или “Тот, кто дарует чистую любовь к Богу, которая является истинным плодом преданного служения”, или “Тот, кто приводит Своих преданных на Свою собственную трансцендентную планету”. Не следует истолковывать слова “бхарта” и “гамайита” в значении “творец и хранитель вселенной”. В данном контексте эти слова использованы для того, чтобы выразить отношения между Верховным Господом и Его преданными. Таково мнение ученической последовательности вайшнавских ачарйев.

Текст 10

Значения слов для следующего стиха из “Вишну-пураны” (процитированного в Тексте 4) таковы: “аишварйа” означает “способность управлять другими”, “самагра” — “во всех отношениях”, “вирйа” — “могущество ведических гимнов, произносимых великими мудрецами”, “йашах” — “слава добродетельных качеств, относящихся к телу, уму и словам”, “шри” — “все виды богатств и удача”, “гйана” — “абсолютное знание”, “ваирагйа” — “непривязанность к материальным вещам” и “ингана” — “называется”.

Текст 11

Слово “бхагаван” может быть истолковано в значении “Тот, кто обладает качествами, которые ранее были описаны слогами “бха”, “га” и “ва””. “Ват” — это аффикс, который называется “матуп”. Буква “а” в третьем слоге (“ва”) сократилась, давая возможность двум “в” соединиться и стать одной буквой. Так слово “бхагававан” преобразуется в “бхагаван”. Поэтому слово “бхагаван” указывает на обладающего “бха”, “га” и “ва”.

Текст 12

В следующем стихе (Текст 6) описаны шесть достояний, которыми обладает Бхагаван. В этом стихе слово “гйана” означает “знание, доступное уму и разуму”, “шакти” — “сила чувств”, “балам” — “физическая сила”, “теджах” — “красота” и “ашешатах” означает “полностью” (“аишварйа” и “вирйа” были описаны в предыдущих стихах). Тот, кто во всей полноте обладает этими качествами (“ван”), известен как Бхагаван. Всевышний проявляется в трех аспектах: Брахман, Параматма и Бхагаван (“Шримад Бхагаватам”, 1. 2. 11). Аспект Бхагавана — это полное проявление Верховного Господа, а два других аспекта лишь частично раскрывают настоящую природу Всевышнего.

 

 

Ануччхеда 4

 

Текст 1

В следующем вопросе Махараджи Ними и в ответе на него Пиппалаяны Муни раскрывается природа Брахмана и Бхагавана (“Шримад Бхагаватам”, 11. 3. 34-35):

“Царь Ними сказал: “Пожалуйста, объясните мне трансцендентное положение Верховного Господа, Нараяны, который является Абсолютной Истиной и Сверхдушой каждого. Вы можете объяснить мне это, ибо все вы сведущи в трансцендентной науке””.

Текст 2

“Шри Пиппалаяна ответил: “Верховный Господь является причиной создания, поддержания и уничтожения этой вселенной, но Сам Он не имеет другой причины. Он присутствует в различных состояниях бодрствования, дремоты и глубокого сна, а также существует за их пределами. Входя в тело каждого живого существа в образе Сверхдуши, Он оживляет тело, чувства, жизненный воздух и умственную деятельность, и таким образом все тонкие и грубые органы чувств начинают функционировать. Мой дорогой царь, знай же, что нет никого выше Верховного Господа””.

Текст 3

Вопрос Махараджи Ними можно объяснить следующим образом: слово “нарайанабхидханасйа” означает “Бхагавана, который известен как Нараяна” и “ништха” означает “трансцендентное положение”. Появление Господа в аспектах Брахмана и Параматмы, упомянутых в этом стихе, особенно характерно внутри материального мира. Господь являет Себя как Бхагаван в духовном мире, а Его появление как Брахмана и Параматмы ограничено, главным образом, пределами материального мира. Это подтверждается следующим утверждением из “Шримад Бхагаватам” (11. 15. 16):

“Нараяна, известный как Бхагаван, являет Себя в духовном мире (турийа), в отличие от других проявлений Господа, которые появляются в материальном мире”.

Текст 4

В ответ на просьбу Царя Ними Пиппалаяна Муни произносит стих 11. 3. 35, в котором он говорит, что Верховный Господь является “причиной создания, поддержания и уничтожения этой вселенной (стхити-ади-хету), а Сам Он не имеет другой причины (ахету). Он входит в тело живого существа в образе Сверхдуши и оживляет тело, чувства, жизненный воздух и умственную деятельность, и таким образом все тонкие и грубые органы чувств начинают функционировать (дехендрийасу-хридайани чаранти йена сандживитани)”.

В своем ответе Пиппалаяна говорит: “Пожалуйста, пойми, что Верховный Господь, который являет Себя в форме Нараяны и в других формах, является Всевышним (авехи парам)”.

Это объяснение ясно описывает аспект Бхагавана Верховного Господа, поскольку аспект Брахмана имеет другое описание. Три аспекта Всевышнего (Брахман, Параматма и Бхагаван) имеют различные имена, и они различным образом появляются перед теми, кто поклоняется им. Каждый из этих аспектов отличен от другого: Брахман отличен от Параматмы, а Параматма отличается от Бхагавана. Отвечая на вопрос Царя Ними, Пиппалаяна Муни описал аспект Бхагавана Всевышнего.

Текст 5

Слово “ахету” также может быть истолковано в следующем значении: “поскольку Верховный Господь в Своем аспекте Бхагавана всегда остается в духовном мире вместе со Своей трансцендентной энергией, устраивающей Его развлечения, Он находится в стороне от деятельности материального творения”. Бхагаван проявляется в форме Своей частичной экспансии, Параматмы, которая затем создает тела обусловленных душ (которые являются неотъемлемыми частицами Господа) и материальные энергии. Это Параматма “входит в тело живого существа и оживляет тело, чувства, жизненный воздух и умственную деятельность”. В таком случае выражение “авехи парам” может означать “пожалуйста, пойми, что это аспект Параматмы Верховного Господа”.

Текст 6

Три аспекта Всевышнего также упоминаются Варунадевой в его молитве, обращенной к Шри Кришне (“Шримад Бхагаватам”, 10. 28. 7):

“Я в глубоком почтении склоняюсь перед Верховным Господом, который проявляется в трех аспектах как Брахман, Параматма и Бхагаван”.

Комментируя этот стих, Шридхара Свами говорит:

“В этом стихе слово “параматмане” означает “Тот, кто управляет всеми живыми существами””.

Поэтому Господь в образе Параматмы является постоянным спутником обусловленных душ, но Он всегда остается их повелителем, и поэтому Его называют “параматма”, или “Верховная Душа”. В стихе из Одиннадцатой Песни (11. 3. 35) аспект Брахмана описывается следующим образом: “Он присутствует в различных состояниях бодрствования, дремоты и глубокого сна, а также существует за их пределами”.

Слово “ча” (также) имеет важное значение в этом стихе, поскольку оно отличает Брахман от индивидуальных живых существ (“есть индивидуальные живые существа, и также есть Брахман”). Таким образом, в этом стихе (11. 3. 35) говорится: “Пожалуйста, пойми эти аспекты Верховного Господа — Брахман, Параматму и Бхагаван”.

Этот стих был произнесен Шри Нарадой Муни.

 

 

Ануччхеда 5

 

Текст 1

Следующие три стиха из “Шримад Бхагаватам” (11. 15. 15-17) описывают три аспекта Абсолюта (Брахман, Параматму и Бхагаван) в связи с описанием обретения мистических сил в процессе занятий йогой. “Бхагаватам” объясняет:

“Тот, кто сосредоточивает свое сознание на Вишну, Сверхдуше, источнике всех энергий и Верховном Господе внешней энергии, состоящей из трех качеств, обретает мистическое совершенство, благодаря которому он может управлять другими обусловленными душами, их материальными телами и телесными обозначениями”.

Текст 2

“Йог, который помещает свой ум в Мою форму Нараяны, известную также как четвертая действующая сила и исполненную всех достояний, наделяется Моей природой и таким образом обретает мистическое совершенство, называемое вашита”.

Текст 3

“Тот, кто сосредоточивает свой чистый ум на Мне в Моем проявлении безличного Брахмана, обретает величайшее счастье, в котором все его желания полностью удовлетворены”.

Текст 4

Шридхара Свами объясняет эти стихи следующим образом:

“Из этих трех стихов первый (процитированный в Тексте 1) описывает аспект Параматмы Господа. В этом стихе слово “трй-адхишваре” означает “Тот, кто управляет майей, состоящей из трех гун материальной природы”, а слово “кала-виграхе” означает “Сверхдуша, воспринимающая все сущее”.

Второй стих (процитированный в Тексте 2) описывает аспект Бхагавана Господа. В этом стихе Бхагаван описан как “турийакхйе” (Тот, кто известен как четвертая движущая сила). Значение этого слова объясняется в следующем утверждении Вед: “Внутри материального мира Верховный Господь появляется в трех формах: Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. Изначальная форма Господа отличается от этих трех форм, и потому Он известен как турийа, четвертая форма Господа”.

Составное слово “бхагавач-чхабда-шабдите” объяснено в следующем утверждении из “Вишну-пураны” (6. 5. 74): “Существуют шесть достояний: богатство, сила, слава, красота, знание и отречение. Бхагаван —это личность, которая обладает всеми этими достояниями во всей полноте””.

 

 

Ануччхеда 6

 

Текст 1

Мнение о том, что Безличный Брахман является высшим аспектом Всевышнего, будет обсуждено позднее в Третьей (Параматма) сандарбхе. В ней мы процитируем следующий стих из “Шримад Бхагаватам” (10. 14. 6), который повторяют имперсоналисты, чтобы обосновать свою позицию:

Текст 2

“О безграничный Господь, только те, кто очистили свои сердца от всей скверны, способны понять славу Твоей трансцендентной формы. Поскольку Ты не подвержен никаким материальным изменениям, не имеешь материальной формы и являешься самопроявленным, то нет никакой возможности познать Тебя до тех пор, пока Ты Сам не пожелаешь открыть Себя живому существу”.

Текст 3

Этот стих следует понимать так:

“О Господь (бхуман), хотя очень трудно понять, какой из Твоих аспектов является наивысшим — Брахман или Бхагаван, тем не менее (татхапи), ясно одно, что безграничные качества Твоей личной трансцендентной формы сейчас скрыты (агунасйа)”.

В этом стихе слово “махима” означает “величие”. В связи с этим мы можем отметить, что слово “брахман” означает “великий”. Это подтверждается следующим утверждением из шрути-шастры:

“Каково значение слова “брахман”? “Брахман” означает “Тот, чье величие безгранично (бримхати)”, или “Тот, кто является причиной величия Своих преданных (бримхайати)””.

Текст 4

В этом стихе Брахма говорит:

“О Господь, только те, кто очистили свои сердца от всей скверны (амалантаратмабхих), способны постичь (вибодхум архати) Твою славу (махима)”.

Кто-то может спросить: “Почему только чистые сердцем способны понять Господа? ” На этот вопрос дается следующий ответ:

“О Господь, поскольку Ты самопроявленный (сванубхават), Тебя невозможно постичь до тех пор, пока Ты Сам не откроешь Себя”.

Текст 5

На это кто-то может возразить: “В соответствии с нашим восприятием все грубые и тонкие тела подвержены различным видам материальных изменений (таким как рождение, рост, старение и смерть). По этой причине мы можем допустить, что форма Шри Кришны также подвержена этим материальным изменениям”.

Отвечая на это возражение, Брахма использует слово “авикрийат”, которое означает “поскольку Твоя форма не подвержена никаким материальным изменениям”.

Текст 6

На это человек может выдвинуть следующее возражение: “Все воспринимаемые нами формы материальны по своей природе, и поэтому мы считаем, что форма Шри Кришны, воспринимаемая нашими чувствами, также должна быть материальной”.

Опровергая это утверждение, Брахма использует слово “арупатах” (форма Шри Кришны нематериальна).

Текст 7

Тогда Господь Кришна может задать Брахме следующий вопрос: “Как Моя трансцендентная форма становится видимой для живых существ? ”

Чтобы ответить на этот вопрос, Брахма говорит: “ананйа-бодхйатматайа (познать Тебя можно только с помощью преданного служения)”. Хотя никто не может понять Кришну с помощью своих собственных сил, если человек поклоняется Ему, совершая преданное служение, Господь добровольно открывает Себя такому преданному. Это описано в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (1. 2. 12 — это стих, идущий сразу за описанием Брахмана, Параматмы и Бхагавана), где Сута Госвами говорит:

Текст 8

“Серьезный и пытливый ученик или мудрец, вооруженный знанием и отречением, осознает эту Абсолютную Истину, преданно служа Ей так, как он услышал из веданта-шрути”.

Текст 9

Это также подтверждается еще одним стихом из “Шримад Бхагаватам” (8. 24. 38), в котором Господь Матсья наставляет Махараджу Сатьяврату следующими словами:

“Я сполна одарю тебя Своей благосклонностью и дам тебе исчерпывающие наставления, и благодаря твоим вопросам все знание о Моих достояниях, известных как парам брахма, проявится в твоем сердце. Так ты полностью познаешь Меня”.

 

 

Ануччхеда 7

 

Текст 1

Три аспекта, Брахман, Параматма и Бхагаван, также описаны в следующем утверждении из “Шримад Бхагаватам” (2. 7. 47):

“То, что постигается как Абсолютный Брахман, исполнено безграничного блаженства, не омраченного скорбью. Несомненно, это высший аспект верховного наслаждающегося, Личность Бога (Бхагаван). Он всегда безмятежен и не ведает страха. В отличие от материи, Он является совершенным сознанием. Безукоризненно чистый и лишенный материальной двойственности, Он есть высшая изначальная причина (Параматма) всех причин и следствий. В Нем отсутствуют жертвоприношения, совершаемые во имя наслаждения их плодами, и Его не может коснуться иллюзорная энергия”.

Текст 2

Поскольку Абсолют есть величайший (брииттама), Его знают как Брахман (брахмети йад видух). И Брахман и Бхагаван имеют отношение к одной и той же Высшей Истине (парамасйа пумсо бхагаватах падам), и потому они неотличны друг от друга. Однако, Бхагаван является изначальным аспектом Всевышнего, а Брахман проявляется позднее из формы Бхагавана, который есть источник Брахмана и всех других аспектов Всевышнего.

Текст 3

В этом стихе Безличный Брахман описан словами “пратибодха-матрам” (совершенное сознание, противоположное по отношению к материи) и “аджасра-сукхам” (безграничное блаженство). Слово “атма-таттвам” указывает на то, что Высшая Истина является изначальной причиной, из которой возникают все индивидуальные души. Поскольку Всевышний является изначальным отцом всех душ, Он одинаково любит их, не отдавая кому-либо предпочтения.

Текст 4

Абсолют полон безграничного блаженства, потому что Он “шашват” (вечный), “прашантам” (свободный от беспокойств), “абхайам” (не ведает страха) и “вишокам” (лишенный скорби). Всевышний не нуждается в совершении благочестивой деятельности, чтобы затем наслаждаться ее плодами. Следующие слова подтверждают это:

“Всевышний не совершает жертвоприношений ради наслаждения материальными благами”.

Это означает, что жертвоприношения ради обретения материальных благ, описанные в разделе Вед карма-канда, не помогут человеку осознать Абсолютную Истину. Только философские разделы Вед, такие как Упанишады, могут помочь человеку постичь Всевышнего. Это подтверждается следующим утверждением из “Брихад-араньяка-упанишад” (3. 9. 26):

“Верховную Личность можно обнаружить в Упанишадах”.

Текст 5

Тот факт, что трансцендентное блаженство Господа не зависит от взаимодействия чувств с их объектами, подтверждается следующими словами, использованными в этом стихе для описания Господа: “шуддхам” (Господа не может коснуться скверна), “самам” (Он лишен материальной двойственности) и “сад-асатах парам” (на Него не влияют взаимодействия материальных причин и следствий).

Выражение “майа параитй абхимукхе ча виладжджамана” означает: “Иллюзорная энергия, майа, стыдится появиться перед Господом или Его преданными. Она убегает прочь от них”.

 

 

Ануччхеда 8

 

Текст 1

Когда истина об изначальном аспекте Господа, Бхагаване, становится проявленной, то истина об аспекте Безличного Брахмана также автоматически проявляется. Поэтому это объяснение Брахмана было включено в это сочинение, описывающее природу Бхагавана.

Текст 2

Правильный метод понимания аспекта Бхагавана Господа описан в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (1. 7. 4), где Сута Госвами говорит:

“Так он сосредоточил свой ум, в совершенстве заняв его связующим процессом преданного служения [бхакти-йогой], в котором нет ни малейшей примеси материального, и увидел Абсолютную Личность Бога и Его внешнюю энергию, полностью находящуюся в Его власти”.

 

 

Ануччхеда 9

 

То, что аспект Бхагавана Господа можно постичь только с помощью преданного служения, также подтверждается в следующем утверждении из “Шримад Бхагаватам” (3. 9. 11), где Брахма говорит:

“О мой Господь, Твои преданные могут видеть Тебя своими ушами с помощью внимательного слушания, и таким образом их сердца очищаются, и Ты воцаряешься в них. Ты так милостив к Своим преданным, что предстаешь перед ними в той вечной трансцендентной форме, на которую они постоянно медитируют, размышляя о Тебе”.

Этот стих был произнесен Шрилой Сутой Госвами.

 

 

Ануччхеда 10

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.