Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИР ИЗ­МЕ­НИЛ­СЯ НАВ­СЕГДА 10 страница



Но­ул­тон пос­та­вил за­пись на па­узу. Маль­ту­сов­ские рас­че­ты? Он быс­тро на­ведал­ся в Ин­тернет. Ока­зыва­ет­ся, еще в де­вят­надца­том ве­ке из­вес­тный ан­глий­ский ма­тема­тик и де­мог­раф То­мас Ро­берт Маль­тус пред­ска­зал, что пе­рена­селе­ние вско­ре при­ведет к гло­баль­ной ка­тас­тро­фе.

В би­ог­ра­фии Маль­ту­са был при­веден пас­саж из его «Опы­та за­кона о на­родо­насе­лении», от ко­торо­го у Но­ул­то­на му­раш­ки по­бежа­ли по ко­же:

На­ша спо­соб­ность к раз­мно­жению нас­толь­ко пре­вос­хо­дит спо­соб­ность зем­ли про­кор­мить нас, что преж­девре­мен­ная ги­бель в той или иной фор­ме ста­новит­ся для че­лове­чес­тва не­из­бежной. Ак­тивным и мощ­ным фак­то­ром сок­ра­щения на­селе­ния яв­ля­ют­ся люд­ские по­роки. Они слу­жат пред­вес­тни­ками про­буж­де­ния ог­ромных раз­ру­шитель­ных сил и не­ред­ко са­ми же до­вер­ша­ют смер­то­нос­ную ра­боту. Ес­ли им не уда­ет­ся по­бед­но за­кон­чить эту вой­ну на ис­треб­ле­ние, за де­ло бе­рут­ся эпи­демии, мор и чу­ма, сме­тая на сво­ем пу­ти ты­сячи и де­сят­ки ты­сяч че­ловек. Ес­ли же и это­го ока­зыва­ет­ся не­дос­та­точ­но, сле­дом при­ходит го­лод и од­ним мо­гучим уда­ром при­водит чис­ленность на­селе­ния в со­от­ветс­твие с за­паса­ми пи­щи.

Вы­терев вспо­тев­ший лоб, Но­ул­тон пе­ревел взгляд на зас­тывший кадр с изоб­ра­жени­ем но­сатой те­ни.

Ес­ли че­лове­чес­тво не кон­тро­лиро­вать, оно раз­ви­ва­ет­ся по­доб­но ра­ку.

Ес­ли не кон­тро­лиро­вать. Но­ул­то­ну очень не нра­вилось, как это зву­чит. Чуть по­мед­лив, он снял за­пись с па­узы.

Глу­хой го­лос за­гово­рил сно­ва:

Си­деть сло­жа ру­ки — зна­чит при­ветс­тво­вать Дан­тов ад, где все мы пог­рязнем в гре­хе, бу­дем го­лодать и за­дыхать­ся от тес­но­ты.

И я от­ва­жил­ся при­нять вы­зов.

Кто-то от­шатнет­ся в ужа­се, но спа­сение ни­ког­да не да­ет­ся да­ром. Ког­да-ни­будь мир оце­нит кра­соту мо­ей жер­твы.

Ибо я — ва­ше Спа­сение.

Я Тень.

Я от­кры­ваю путь к Пос­тче­лове­чес­кой эре.

Гла­ва 34

Па­лац­цо Веккьо на­поми­на­ет ги­гант­скую шах­матную ладью. Это вну­шитель­ное со­ору­жение с мас­сивным пря­мо­уголь­ным ос­но­вани­ем, от­де­лан­ным по­вер­ху зуб­ча­той кай­мой, за­нима­ет как нель­зя бо­лее под­хо­дящее мес­то на юго-вос­точном уг­лу пло­щади Синь­ории.

Его не­обыч­ная баш­ня, сдви­нутая по от­но­шению к цен­тру квад­ратной кре­пос­ти, соз­да­ет на фо­не не­ба ха­рак­терный си­лу­эт, ко­торый дав­но стал об­ще­из­вес­тным сим­во­лом Фло­рен­ции.

За­думан­ный как мо­гучий оп­лот италь­ян­ско­го пра­витель­ства, дво­рец встре­ча­ет сво­их гос­тей це­лым от­ря­дом вы­сечен­ных из кам­ня си­лачей. На­гой мус­ку­лис­тый «Неп­тун» Ам­ма­нати сто­ит на чет­верке мор­ских ко­ней, сим­во­лизи­руя гос­подс­тво Фло­рен­ции на вод­ных прос­то­рах. Пря­мо у вхо­да кра­су­ет­ся во всем сво­ем блес­ке ко­пия ми­келан­дже­лов­ско­го «Да­вида» — по­жалуй, са­мый зна­мени­тый в ми­ре об­разчик муж­ской об­на­жен­ной на­туры. Да­виду сос­тавля­ют ком­па­нию Гер­ку­лес и Ка­кус — еще двое об­на­жен­ных ко­лос­сов, ко­торые вмес­те с неп­ту­нов­ски­ми са­тира­ми до­водят об­щее ко­личес­тво пе­нисов, гор­до де­монс­три­ру­емых по­сети­телям двор­ца, до дю­жины с лиш­ним.

Обыч­но ви­зиты Лэн­гдо­на в па­лац­цо Веккьо на­чина­лись здесь, на пло­щади Синь­ории, — нес­мотря на свою фал­ли­чес­кую из­бы­точ­ность, она всег­да бы­ла од­ной из его лю­бимых ев­ро­пей­ских пло­щадей. Ни од­но ее по­сеще­ние не об­хо­дилось без ча­шеч­ки эс­прес­со в ка­фе «Ри­ву­ар» и пос­ле­ду­юще­го ви­зита к ль­вам Ме­дичи в Лод­жии Лан­ци, му­зее скуль­пту­ры под от­кры­тым не­бом.

Од­на­ко се­год­ня Лэн­гдон и его спут­ни­ца со­бира­лись по­пасть в па­лац­цо Веккьо че­рез Ко­ридор Ва­зари, как по­пада­ли ту­да во вре­мя оно гер­цо­ги из ро­да Ме­дичи — ми­нуя по до­роге зна­мени­тую Га­лерею Уф­фи­ци и прой­дя над го­род­ски­ми мос­та­ми и ули­цами, что­бы ныр­нуть пря­мо в сер­дце ста­рин­но­го двор­ца. До сих пор они не слы­шали за со­бой ша­гов, но Лэн­гдо­ну все рав­но не тер­пе­лось по­кинуть ко­ридор.

Вот мы и приш­ли, по­думал Лэн­гдон, уви­дев впе­реди тя­желую де­ревян­ную дверь. Это и есть по­тай­ной вход во дво­рец.

Хо­тя сна­ружи дверь на­деж­но за­пира­лась, с внут­ренней сто­роны она от­кры­валась прос­тым на­жати­ем длин­ной по­переч­ной руч­ки — это да­вало воз­можность вый­ти из ко­ридо­ра в экс­трен­ном слу­чае, а вот вой­ти в не­го без элек­трон­но­го клю­ча не мог ник­то.

Лэн­гдон при­ложил ухо к две­ри и прис­лу­шал­ся. Не ус­лы­шав ни­чего по­доз­ри­тель­но­го, он взял­ся за руч­ку обе­ими ру­ками и мяг­ко на­жал.

За­мок щел­кнул.

При­от­крыв де­ревян­ную дверь на нес­коль­ко сан­ти­мет­ров, Лэн­гдон ос­то­рож­но выг­ля­нул в щель. Ма­лень­кий за­куток. Пус­то. Ти­хо.

Со вздо­хом об­легче­ния Лэн­гдон пе­рес­ту­пил по­рог и жес­том поз­вал Си­ену за со­бой.

Приш­ли.

Стоя в не­боль­шом ко­ридор­чи­ке где-то в нед­рах па­лац­цо Веккьо, Лэн­гдон по­пытал­ся со­ри­ен­ти­ровать­ся. Пе­ред ни­ми, пер­пенди­куляр­но их ко­ридор­чи­ку, тя­нул­ся ос­новной, длин­ный ко­ридор. Сле­ва, в от­да­лении, эхом от­да­вались го­лоса — ве­селые, без­за­бот­ные. По­доб­но аме­рикан­ско­му Ка­пито­лию, па­лац­цо Веккьо — од­новре­мен­но му­зей для ту­рис­тов и пра­витель­ствен­ное зда­ние. Го­лоса, до­нося­щи­еся до бег­ле­цов в этот час, ско­рее все­го при­над­ле­жали го­сударс­твен­ным слу­жащим, ко­торые сно­вали из ка­бине­та в ка­бинет, го­товясь к но­вому тру­дово­му дню.

Лэн­гдон с Си­еной по­доб­ра­лись к вы­ходу в ос­новной ко­ридор и выг­ля­нули из-за уг­ла. Дей­стви­тель­но, сле­ва ко­ридор за­кан­чи­вал­ся ма­лень­ким внут­ренним дво­риком, где соб­ра­лось че­ловек де­сять — не слиш­ком то­ропясь прис­ту­пать к вы­пол­не­нию сво­их обя­зан­ностей, они по­тяги­вали ут­ренний эс­прес­со и бол­та­ли друг с дру­гом.

— Фрес­ка Ва­зари, — про­шеп­та­ла Си­ена. — Вы го­вори­ли, она в За­ле Пя­тисот?

Лэн­гдон кив­нул и по­казал на пор­тик по ту сто­рону на­пол­ненно­го людь­ми дво­рика.

— К со­жале­нию, это там.

— Точ­но?

Лэн­гдон опять кив­нул.

— Нам ни за что не по­пасть ту­да не­заме­чен­ны­ми.

— Это обыч­ные слу­жащие. Им на нас нап­ле­вать. Прос­то иди­те пря­мо, как буд­то вы из сво­их. — По­вер­нувшись к Лэн­гдо­ну, Си­ена ак­ку­рат­но раз­гла­дила на нем пид­жак и поп­ра­вила во­рот­ник. — Очень со­лид­но выг­ля­дите, Ро­берт.

Она улыб­ну­лась ему с на­иг­ранной скром­ностью, одер­ну­ла свой собс­твен­ный сви­тер и ре­шитель­но дви­нулась впе­ред.

Лэн­гдон пос­пе­шил за ней, и оба уве­рен­но за­шага­ли к внут­ренне­му дво­рику. Вой­дя ту­да, Си­ена быс­тро за­гово­рила с ним по-италь­ян­ски — что-то нас­чет кре­дитов для сель­ско­го хо­зяй­ства, — соп­ро­вож­дая свою речь бур­ной жес­ти­куля­ци­ей. Они шли вдоль сте­ны, дер­жась по­даль­ше от лю­дей. К изум­ле­нию Лэн­гдо­на, ни один слу­жащий да­же не взгля­нул в их сто­рону.

Ми­новав дво­рик, они пос­ко­рее ныр­ну­ли в сле­ду­ющий ко­ридор. Лэн­гдон вспом­нил прог­рам­мку из шек­спи­ров­ско­го те­ат­ра. Про­каз­ник Пак.

— Вы от­личная ак­три­са, — впол­го­лоса ска­зал он.

— Жизнь на­учи­ла, — от­ве­тила она со стран­ной от­ре­шен­ностью.

И вновь Лэн­гдон по­чувс­тво­вал, что этой жен­щи­не приш­лось пе­режить мно­го го­ря, и вновь ему ста­ло очень стыд­но — ведь это по его ви­не она по­пала в та­кое слож­ное и опас­ное по­ложе­ние. Он на­пом­нил се­бе, что те­перь им уже ни­чего не ос­та­ет­ся, кро­ме как ид­ти до кон­ца.

Плыть по тун­не­лю… и мо­лить­ся, что­бы впе­реди по­казал­ся свет.

Приб­ли­жа­ясь к нуж­но­му пор­ти­ку, Лэн­гдон с удов­летво­рени­ем от­ме­тил, что па­мять его не под­ве­ла. Под ма­лень­кой стрел­кой, ука­зыва­ющей за угол, бы­ла над­пись: «IL SALONE DEI CINQUECENTO». Зал Пя­тисот, по­думал Лэн­гдон. Ин­те­рес­но, ка­кие от­ве­ты нас там ожи­да­ют? Ис­ти­ну мож­но уви­деть толь­ко гла­зами смер­ти — что оз­на­ча­ет эта та­инс­твен­ная фра­за?

— Ско­рее все­го он за­перт, — пре­дуп­ре­дил Лэн­гдон. Обыч­но Зал Пя­тисот прив­ле­кал мно­жес­тво ту­рис­тов, но дво­рец, по­хоже, еще не от­кры­ли для по­сеще­ния.

Вдруг Си­ена рез­ко ос­та­нови­лась.

— Слы­шите?

Из-за по­воро­та до­носи­лось гром­кое гу­дение. Толь­ко не го­вори­те мне, что это вто­рой вер­то­лет-раз­ведчик, по­думал Лэн­гдон. За­тем ос­то­рож­но выг­ля­нул из-за уг­ла.

Ша­гах в трид­ца­ти от них бы­ла на удив­ле­ние прос­тая де­ревян­ная дверь За­ла Пя­тисот. К со­жале­нию, путь к ней прег­раждал до­род­ный слу­житель — не схо­дя с мес­та, он ле­ниво во­зил пе­ред со­бой элек­три­чес­кий по­лотер.

Страж во­рот.

Лэн­гдон пе­ревел взгляд на плас­ти­ковую таб­личку у две­ри. На ней бы­ли три уни­вер­саль­ных ри­сун­ка, по­нят­ных да­же са­мому не­опыт­но­му сим­во­логу: ви­де­ока­мера, пе­речер­кну­тая крест-нак­рест, ста­кан­чик, то­же пе­речер­кну­тый крест-нак­рест, и две сти­лизо­ван­ные фи­гур­ки — жен­ская и муж­ская.

Ре­шив взять ини­ци­ати­ву на се­бя, Лэн­гдон выс­ко­чил из-за уг­ла и рыс­цой по­бежал к слу­жите­лю. Си­ена ки­нулась за ним.

Слу­житель удив­ленно под­нял гла­за.

— Signori?!

Он вы­тянул ру­ки, что­бы ос­та­новить Лэн­гдо­на и Си­ену. Лэн­гдон от­ве­тил ему бо­лез­ненной улыб­кой — или, ско­рее, гри­масой — и скон­фу­жен­но по­казал на таб­личку око­ло две­ри.

— Toilette, — сдав­ленным го­лосом про­бор­мо­тал он. Это не бы­ло воп­ро­сом.

Слу­житель чуть по­мед­лил, буд­то со­бирал­ся воз­ра­зить, но по­том, ви­дя, как Лэн­гдон му­читель­но пе­реми­на­ет­ся с но­ги на но­гу, со­чувс­твен­но кив­нул и мах­нул ру­кой, про­пус­кая их внутрь.

Уже на по­роге Лэн­гдон ве­село под­мигнул Си­ене.

— Все лю­ди — братья.

Гла­ва 35

Ког­да-то Зал Пя­тисот был са­мым боль­шим за­лом в ми­ре. Его пос­тро­или в 1494 го­ду для со­веща­ний Consiglio Maggiore — Боль­шо­го на­род­но­го со­вета, ку­да вхо­дило ров­но пять­сот чле­нов. От­сю­да он и по­лучил свое наз­ва­ние. Не­кото­рое вре­мя спус­тя Ко­зимо I по­велел об­но­вить и су­щес­твен­но уве­личить его. Ар­хи­тек­то­ром и ру­ково­дите­лем это­го про­ек­та Ко­зимо I, са­мый мо­гущес­твен­ный че­ловек в Ита­лии, наз­на­чил Джор­джо Ва­зари.

Ис­кусный ин­же­нер, Ва­зари су­мел под­нять кры­шу на зна­читель­ную вы­соту от­но­ситель­но пер­во­началь­ной. В ре­зуль­та­те ес­тес­твен­ный свет стал про­никать внутрь сквозь длин­ные ря­ды окон под по­тол­ком, и зал прев­ра­тил­ся в прек­расное выс­та­воч­ное по­меще­ние для мно­жес­тва ше­дев­ров фло­рен­тий­ской ар­хи­тек­ту­ры, скуль­пту­ры и жи­вопи­си.

Для Лэн­гдо­на пер­вым, что об­ра­щало на се­бя вни­мание в этом за­ле, был его пол — дос­та­точ­но бы­ло взгля­нуть на не­го, что­бы по­нять, в ка­кое не­ор­ди­нар­ное мес­то вы по­пали. Крас­ные тер­ра­кото­вые квад­ра­ты в чер­ном об­рамле­нии, пок­ры­ва­ющие пло­щадь в ты­сячу с лиш­ним квад­ратных мет­ров, соз­да­вали впе­чат­ле­ние со­лид­ности, глу­бины и урав­но­вешен­ности.

Лэн­гдон мед­ленно под­нял гла­за на даль­ний ко­нец за­ла, где ше­рен­гой выс­тро­ились вдоль сте­ны шесть ста­туй, изоб­ра­жа­ющих под­ви­ги Гер­ку­леса. Он на­мерен­но не смот­рел в дру­гую сто­рону, на Гер­ку­леса и Ди­оме­да, чьи на­гие те­ла не­ук­лю­же спле­лись в борь­бе: ха­рак­терной чер­той этой скуль­пту­ры сом­ни­тель­но­го дос­то­инс­тва был эф­фек­тный «зах­ват пе­ниса», при ви­де ко­торо­го Лэн­гдо­ну всег­да ста­нови­лось не по се­бе.

Го­раз­до при­ят­нее для гла­за был чу­дес­ный ми­келан­дже­лов­ский «Ге­ний по­беды», за­нима­ющий цен­траль­ную ни­шу в пра­вой, юж­ной сте­не. Эту скуль­пту­ру вы­сотой боль­ше двух с по­лови­ной мет­ров пред­по­лага­лось ус­та­новить на мо­гиле край­не кон­серва­тив­но­го па­пы Юлия II по проз­ви­щу Гроз­ный. С уче­том от­но­шения Ва­тика­на к го­мосек­су­ализ­му этот за­мысел всег­да пред­став­лялся Лэн­гдо­ну по мень­шей ме­ре стран­ным: ведь мо­делью для ста­туи пос­лу­жил Том­ма­зо Ка­валь­ери, юно­ша, в ко­торо­го Ми­келан­дже­ло был влюб­лен на про­тяже­нии мно­гих лет и ко­торо­му пос­вя­тил не­малое ко­личес­тво сти­хов.

— И по­чему я ни­ког­да не бы­вала здесь рань­ше? — бла­гого­вей­но про­шеп­та­ла ря­дом Си­ена. — Это пот­ря­са­юще!

Лэн­гдон кив­нул, вспом­нив свое пер­вое по­сеще­ние это­го за­ла, — тог­да он при­шел сю­да, что­бы пос­лу­шать клас­си­чес­кую му­зыку в ис­полне­нии все­мир­но из­вес­тной пи­анис­тки Ма­ри­элы Кей­мел. Из­на­чаль­но зал пред­назна­чал­ся для зак­ры­тых по­лити­чес­ких соб­ра­ний и а­уди­ен­ций у ве­лико­го гер­цо­га, од­на­ко те­перь в нем не­ред­ко выс­ту­пали яр­кие му­зыкан­ты или лек­то­ры вро­де ис­кусс­тво­веда Ма­ури­цио Се­рачи­ни, а то и ус­тра­ива­лись свет­ские ра­уты — нап­ри­мер тор­жес­твен­ное от­кры­тие му­зея Гуч­чи, на ко­тором при­сутс­тво­вало мно­жес­тво зна­мени­тос­тей. Лэн­гдон иног­да га­дал, как Ко­зимо I от­несся бы к прев­ра­щению сво­его стро­гого за­ла для а­уди­ен­ций в пло­щад­ку для раз­вле­чения бо­гатых пред­при­нима­телей и звезд из ми­ра мо­ды.

От­бро­сив эти не­умес­тные вос­по­мина­ния, Лэн­гдон пе­ревел взгляд на сте­ны, ук­ра­шен­ные ги­гант­ски­ми фрес­ка­ми. Ког­да-то здесь ис­пы­тывал но­вую тех­ни­ку жи­вопи­си Ле­онар­до да Вин­чи — его не­удав­ший­ся эк­спе­римент при­вел к то­му, что ис­поль­зо­ван­ные им крас­ки по­тек­ли и кар­ти­на на­чала бук­валь­но та­ять на гла­зах. Сос­то­ялась здесь и сво­еоб­разная ху­дожес­твен­ная ду­эль, ко­торую ор­га­низо­вали Пь­еро Со­дери­ни и Макь­явел­ли: они стол­кну­ли вмес­те двух ти­танов Воз­рожде­ния, Ми­келан­дже­ло и Ле­онар­до, за­казав им фрес­ки на про­тиво­полож­ных сте­нах од­но­го и то­го же за­ла.

Впро­чем, се­год­ня Лэн­гдо­на боль­ше ин­те­ресо­вал дру­гой ис­то­ричес­кий ка­зус.

Cerca trova.

— Ко­торая из них Ва­зари? — спро­сила Си­ена, об­во­дя взгля­дом сте­ны.

— Да поч­ти все, — от­ве­тил Лэн­гдон. Во вре­мя рес­тавра­ции Ва­зари и его по­мощ­ни­ки об­но­вили в за­ле поч­ти всю жи­вопись, на­чиная с ори­гиналь­ных стен­ных фре­сок и кон­чая трид­цатью де­вятью кар­ти­нами на кес­со­ниро­ван­ном по­тол­ке. — Но нам нуж­на вон та, — до­бавил он, ука­зывая на фрес­ку в даль­нем пра­вом уг­лу. — Это и есть «Бит­ва при Мар­ча­но».

Ба­таль­ная сце­на кис­ти Ва­зари бы­ла гран­ди­оз­на — ши­риной в три­над­цать и вы­сотой в во­семь мет­ров. Ху­дож­ник вы­пол­нил ее в на­сыщен­ной ко­рич­не­во-зе­леной гам­ме. Во­ины, ко­ни, пи­ки и зна­мена сме­шались в од­ну ха­оти­чес­кую мас­су на фо­не идил­ли­чес­ко­го хол­мисто­го пей­за­жа.

— Ва­зари, Ва­зари, — про­шеп­та­ла Си­ена. — И где-то там спря­тано его тай­ное пос­ла­ние?

Лэн­гдон кив­нул и при­щурил­ся, пы­та­ясь отыс­кать в вер­хней час­ти ог­ромной фрес­ки зе­леный бо­евой стяг, на ко­тором Ва­зари на­чер­тал свое за­гадоч­ное пос­ла­ние — «CERCA TROVA».

— От­сю­да его поч­ти не­воз­можно раз­гля­деть без би­нок­ля, — ска­зал он, про­тяги­вая ру­ку, — но на­вер­ху, бли­же к се­реди­не, ес­ли ис­кать пря­мо под дву­мя сель­ски­ми до­мика­ми на хол­ме, есть кро­шеч­ный зе­леный флаг, и…

— Ви­жу! — вос­клик­ну­ла Си­ена, ука­зывая на пра­вую вер­хнюю чет­верть кар­ти­ны, точ­но в нуж­ное мес­то.

Лэн­гдон по­зави­довал ее мо­лодым гла­зам.

Ру­ка об ру­ку они по­дош­ли к ко­лос­саль­но­му по­лот­ну, по­ража­юще­му сво­им раз­ма­хом. На­конец-то мы здесь, по­думал Лэн­гдон. Те­перь ос­та­ет­ся толь­ко по­нять за­чем. Он при­нял­ся вни­матель­но рас­смат­ри­вать па­нора­му Ва­зари во всех де­талях, и ми­нута-дру­гая про­тек­ли в мол­ча­нии.

Ес­ли не най­ду… тог­да всех ждет ги­бель.

Дверь у них за спи­ной скрип­ну­ла, и в зал заг­ля­нул тот са­мый слу­житель с по­лоте­ром. Вид у не­го был не­уве­рен­ный. Си­ена ве­село по­маха­ла ему. Слу­житель прис­таль­но пос­мотрел на них, по­том сно­ва зак­рыл дверь.

— У нас ма­ло вре­мени, Ро­берт, — по­торо­пила Лэн­гдо­на Си­ена. — Ду­май­те ско­рее. Хоть что-ни­будь эта кар­ти­на вам на­поми­на­ет?

Лэн­гдон вгля­дывал­ся в ха­ос за­печат­ленной Ва­зари бит­вы.

Ис­ти­ну мож­но уви­деть толь­ко гла­зами смер­ти.

Лэн­гдон по­думал, не по­ис­кать ли на фрес­ке мер­тве­ца, чей не­видя­щий взгляд ус­трем­лен на ка­кой-ни­будь дру­гой эпи­зод боя… или да­же в дру­гой угол за­ла. К со­жале­нию, на кар­ти­не бы­ли де­сят­ки мер­твых тел, но ни од­но из них ни­чем не вы­деля­лось, и ни у од­но­го взгляд не был нап­равлен в ка­кую-то оп­ре­делен­ную точ­ку.

Ис­ти­ну мож­но уви­деть толь­ко гла­зами смер­ти?

Он по­пытал­ся мыс­ленно со­еди­нить тру­пы пря­мыми ли­ни­ями и про­верить, не воз­никнет ли ка­кой-ни­будь ос­мыслен­ный ри­сунок, но и тут его жда­ло ра­зоча­рова­ние.

Лэн­гдон ду­мал с та­ким нап­ря­жени­ем, что у не­го сно­ва за­ныло в вис­ках. Где-то в нед­рах его соз­на­ния го­лос нез­на­ком­ки с се­реб­ристы­ми во­лоса­ми по-преж­не­му шеп­тал: «Ищи­те, и най­де­те».

«Что я най­ду?! » — хо­телось изо всех сил вык­рикнуть Лэн­гдо­ну.

Он зас­та­вил се­бя зак­рыть гла­за, глу­боко вдох­нул и мед­ленно вы­дох­нул. По­том сде­лал нес­коль­ко кру­говых дви­жений пле­чами и пос­та­рал­ся выб­ро­сить из го­ловы все связ­ные мыс­ли, что­бы ос­во­бодить до­рогу ин­ту­иции.

За­рево.

Ва­зари.

Cerca trova.

Ис­ти­ну мож­но уви­деть толь­ко гла­зами смер­ти.

Ин­ту­иция под­ска­зала ему, что он при­шел имен­но ту­да, ку­да нуж­но. И хо­тя он еще не знал, что ищет, у не­го воз­никла твер­дая уве­рен­ность в том, что в са­мое бли­жай­шее вре­мя эта за­гад­ка бу­дет раз­га­дана.

 

Стоя пе­ред выс­та­воч­ным стен­дом с крас­ны­ми бар­хатны­ми пан­та­лона­ми и жи­летом, агент Брю­дер вы­ругал­ся про се­бя. Его лю­ди обыс­ка­ли всю Га­лерею кос­тю­ма, но Лэн­гдо­на и Си­ены Брукс ниг­де не бы­ло.

Служ­ба под­дер­жки по над­зо­ру и ре­аги­рова­нию, сер­ди­то по­думал он. Ког­да это уни­вер­си­тет­ско­му про­фес­со­ру уда­валось сбе­жать от ПНР? Ку­да они, черт возь­ми, мог­ли по­девать­ся?

— Все вы­ходы мы пе­рек­ры­ли, — нас­той­чи­во пов­то­рил один из его под­чи­нен­ных. — Они мо­гут быть толь­ко в пар­ке — все ос­таль­ное ис­клю­чено!

Ко­неч­но, это зву­чало ло­гич­но, од­на­ко внут­ренний го­лос под­ска­зывал Брю­деру, что Лэн­гдон и Си­ена су­мели най­ти ка­кой-то дру­гой вы­ход.

— Под­ни­май­те вер­то­лет за­ново, — раз­дра­жен­но бро­сил он. — И ска­жите мес­тным влас­тям, что­бы ис­ка­ли не толь­ко в пар­ке, но и за его сте­нами.

Черт бы их всех поб­рал!

Его лю­ди бро­сились вы­пол­нять при­каза­ние, а Брю­дер тем вре­менем дос­тал те­лефон и поз­во­нил сво­ему ру­ково­дите­лю.

— Это Брю­дер, — ска­зал он. — Бо­юсь, у нас серь­ез­ная проб­ле­ма. И да­же не од­на.

Гла­ва 36

Ис­ти­ну мож­но уви­деть толь­ко гла­зами смер­ти.

Си­ена пов­то­ряла про се­бя эту фра­зу, сно­ва и сно­ва изу­чая взгля­дом каж­дый сан­ти­метр жес­то­кой ба­таль­ной сце­ны в на­деж­де за­метить что-ни­будь осо­бен­ное.

Гла­за смер­ти бы­ли пов­сю­ду.

Ка­кие же из них нам нуж­ны?!

Ей приш­ло в го­лову, что сло­ва о гла­зах смер­ти мо­гут от­но­сить­ся ко всем тем гни­ющим тру­пам, ко­торы­ми усе­яла Ев­ро­пу Чер­ная Смерть.

По край­ней ме­ре это хоть как-то объ­яс­ни­ло бы чум­ную мас­ку…

От­ку­да ни возь­мись в па­мяти Си­ены всплыл дет­ский сти­шок: Ро­зоч­ка в кру­жоч­ке, в кар­машке цве­точ­ки. Прах, прах. Всем нам увы и ах!

Еще школь­ни­цей, в Ан­глии, она час­то пов­то­ряла этот сти­шок, по­ка не уз­на­ла, что он ро­дил­ся в Лон­до­не в по­ру Ве­ликой чу­мы 1665 го­да. Ро­зоч­ка в кру­жоч­ке яко­бы оз­на­чала крас­ный гной­ник на ко­же, пер­вый сим­птом за­раже­ния. За­болев­шие но­сили в кар­ма­не бу­кетик цве­тов, что­бы пе­ребить за­пах сво­их раз­ла­га­ющих­ся тел и смрад на ули­цах го­рода, где ежед­невно па­дали за­мер­тво сот­ни жертв чу­мы. Те­ла по­гиб­ших пре­дава­лись ог­ню. Прах, прах. Всем нам увы и ах!

— Ра­ди люб­ви к Гос­по­ду! — вне­зап­но вы­палил Лэн­гдон, рез­ко раз­вернув­шись на сто во­семь­де­сят гра­дусов, к про­тиво­полож­ной сте­не.

Си­ена ог­ля­нулась на не­го.

— Что та­кое?

— Так на­зыва­ет­ся про­из­ве­дение ис­кусс­тва, ко­торое здесь ког­да-то выс­тавля­лось. «Ра­ди люб­ви к Гос­по­ду».

На гла­зах у не­до­уме­ва­ющей Си­ены Лэн­гдон то­роп­ли­во пе­ресек зал и по­пытал­ся от­крыть не­боль­шую стек­лянную дверь в сте­не. Она бы­ла за­пер­та. Тог­да он при­жал­ся но­сом к стек­лу, за­горо­дил ли­цо ла­доня­ми с обе­их сто­рон, что­бы не ме­шал лиш­ний свет, и стал вгля­дывать­ся внутрь.

Что бы он там ни выс­матри­вал, Си­ена очень на­де­ялась, что это не зай­мет мно­го вре­мени: да­веш­ний слу­житель толь­ко что сно­ва воз­ник на по­роге за­ла, и вид Лэн­гдо­на, вы­нюхи­ва­юще­го что-то у зак­ры­той две­ри, по­хоже, про­будил в нем не­шуточ­ные по­доз­ре­ния.

Си­ена опять жиз­не­радос­тно по­маха­ла ему. Слу­житель наг­ра­дил ее дол­гим хо­лод­ным взгля­дом, но по­том все же скрыл­ся.

 

Lo Studiolo[24].

За стек­лянной дверью, пря­мо нап­ро­тив за­гадоч­ных слов «cerca trova» в За­ле Пя­тисот, спря­талась кро­шеч­ная ка­мор­ка без окон. За­думан­ная Ва­зари как по­тай­ной ка­бинет для Фран­ческо I, это пря­мо­уголь­ная ком­натка с ок­руглым по­тол­ком, и во­шед­ше­му в нее ка­жет­ся, буд­то он уго­дил в ог­ромный ла­рец с сок­ро­вища­ми.

А сок­ро­вищ здесь и вправ­ду не­мало. На сте­нах тес­нится боль­ше трех де­сят­ков уни­каль­ных кар­тин — они ви­сят так плот­но, что меж­ду ни­ми прак­ти­чес­ки нет сво­бод­но­го мес­та. «Па­дение Ика­ра», «Ал­ле­гория сна», «При­рода, вру­ча­ющая Про­метею крис­талл квар­ца»…

Вгля­дыва­ясь сквозь стек­ло в эту пол­ную ше­дев­ров ком­на­ту, Лэн­гдон ти­хонь­ко про­шеп­тал: «Гла­за смер­ти».

Впер­вые Лэн­гдон по­пал в Сту­ди­оло нес­коль­ко лет на­зад вмес­те с час­тной эк­скур­си­ей по тай­ным хо­дам двор­ца. Тог­да он с удив­ле­ни­ем уз­нал, что дво­рец бук­валь­но про­низан це­лой сетью скры­тых пе­рехо­дов и лес­тниц, при­чем нес­коль­ко по­тай­ных две­рей на­ходят­ся за кар­ти­нами, ук­ра­ша­ющи­ми сте­ны Сту­ди­оло.

Од­на­ко сей­час его ин­те­рес был выз­ван от­нюдь не по­тай­ны­ми хо­дами. Лэн­гдо­ну вспом­нился дер­зкий об­разчик сов­ре­мен­но­го ис­кусс­тва, ко­торый он ког­да-то ви­дел имен­но в этой ком­на­те. «Ра­ди люб­ви к Гос­по­ду» Дэ­ми­ена Хер­ста и преж­де оце­нива­ли по-раз­но­му, а ког­да его выс­та­вили в зна­мени­том Сту­ди­оло, это выз­ва­ло пря­мо-та­ки бу­рю воз­му­щения.

Тво­рение Хер­ста пред­став­ля­ло со­бой че­лове­чес­кий че­реп в на­тураль­ную ве­личи­ну, из­го­тов­ленный из цель­но­го кус­ка пла­тины и ин­крус­ти­рован­ный во­семью ты­сяча­ми свер­ка­ющих брил­ли­ан­тов, ко­торые пок­ры­вали всю его по­вер­хность без ма­лей­ше­го про­межут­ка. Эф­фект по­лучил­ся оше­ломи­тель­ный. Пус­тые глаз­ни­цы че­репа си­яли све­том и жизнью, соз­да­вая тре­вож­ный кон­траст про­тиво­полож­ных сим­во­лов — жиз­ни и смер­ти… ужа­са и кра­соты. Хо­тя брил­ли­ан­то­вый че­реп ра­боты Хер­ста дав­но уже уб­ра­ли из Сту­ди­оло, вос­по­мина­ние о нем под­ска­зало Лэн­гдо­ну од­ну лю­бопыт­ную идею.

Гла­за смер­ти, по­думал он. Уж не на че­реп ли на­мека­ет эта фра­за?

В дан­тов­ском «Аде» че­репов сколь­ко угод­но. Дос­та­точ­но вспом­нить хо­тя бы жес­то­кое на­каза­ние гра­фа Уго­лино в пос­леднем кру­ге: за свои гре­хи он об­ре­чен веч­но гло­дать че­реп пре­дате­ля-ар­хи­епис­ко­па.

Мо­жет быть, нам нуж­но най­ти ка­кой-то че­реп?

Лэн­гдон знал, что Сту­ди­оло ус­тро­ен по прин­ци­пу кунс­тка­меры, или «ка­бине­та ред­костей». Поч­ти все кар­ти­ны в нем зак­репле­ны на пет­лях и по­вора­чива­ют­ся, от­кры­вая тай­ни­ки, в ко­торых гер­цог ког­да-то дер­жал вся­кие приг­ля­нув­ши­еся ему ве­щицы — кра­сивые перья, об­разцы ред­ких ми­нера­лов, ока­мене­лую ра­кови­ну на­ути­луса и да­же, ес­ли ве­рить слу­хам, бер­цо­вую кость мо­наха, от­де­лан­ную тол­че­ным се­реб­ром.

Прав­да, Лэн­гдон по­доз­ре­вал, что все тай­ни­ки дав­ным-дав­но очи­щены от сво­его ин­те­рес­но­го со­дер­жи­мого, а ни о ка­ком дру­гом че­репе, кро­ме хер­стовско­го, он в свя­зи с этой ком­на­той ни­ког­да не слы­хал.

Его раз­мышле­ния бы­ли прер­ва­ны не­ожи­дан­ным зву­ком: в даль­нем кон­це за­ла гром­ко хлоп­ну­ла дверь. По­том за его спи­ной пос­лы­шались быс­трые приб­ли­жа­ющи­еся ша­ги.

— Signore! — раз­дался сер­ди­тый го­лос. — Il salone non è aperto! [25]

Обер­нувшись, Лэн­гдон уви­дел, что к не­му нап­равля­ет­ся од­на из смот­ри­тель­ниц — ми­ни­атюр­ная жен­щи­на с ко­рот­ко подс­три­жен­ны­ми ру­сыми во­лоса­ми. Кро­ме то­го, она бы­ла бе­ремен­на — чуть ли не на де­вятом ме­сяце. Она энер­гично ша­гала к ним, пос­ту­кивая паль­цем по на­руч­ным ча­сикам. По­дой­дя бли­же, она встре­тилась с Лэн­гдо­ном гла­зами и вдруг вста­ла как вко­пан­ная, при­жав ко рту ла­донь.

— Про­фес­сор Лэн­гдон! — вос­клик­ну­ла она со сму­щен­ным ви­дом. — Ра­ди Бо­га, прос­ти­те! Мне не ска­зали, что вы здесь. Как хо­рошо, что вы сно­ва к нам заг­ля­нули!

Лэн­гдон по­холо­дел от стра­ха.

Он был со­вер­шенно уве­рен, что ни­ког­да преж­де не ви­дел эту жен­щи­ну.

Гла­ва 37

— А вас пря­мо не уз­нать, про­фес­сор! — вы­пали­ла смот­ри­тель­ни­ца. Она го­вори­ла по-ан­глий­ски, но с ак­центом. — Это все ва­ша одеж­да. — Она теп­ло улыб­ну­лась и наг­ра­дила лэн­гдо­нов­ский пид­жак от Бри­они одоб­ри­тель­ным кив­ком. — Очень стиль­но. Вы те­перь как нас­то­ящий италь­янец.

У Лэн­гдо­на сов­сем пе­ресох­ло во рту, од­на­ко он кое-как вы­давил из се­бя веж­ли­вую улыб­ку.

— Доб­рое ут­ро, — про­бор­мо­тал он. — Как ва­ше здо­ровье?

Она рас­сме­ялась, пог­ла­живая жи­вот.

— Так се­бе. Ма­лень­кая Ка­тали­на всю ночь бры­калась. — Она с оза­дачен­ным ви­дом ог­ля­дела зал. — Ду­оми­но не пре­дуп­ре­дил, что вы се­год­ня вер­не­тесь. На­вер­но, он с ва­ми?

Ду­оми­но? Лэн­гдон аб­со­лют­но не пред­став­лял се­бе, о ком она го­ворит.

За­метив его смя­тение, нез­на­ком­ка от­пусти­ла сме­шок.

— Да вы не вол­нуй­тесь, во Фло­рен­ции его все толь­ко так и зо­вут. Он не оби­жа­ет­ся. — Она сно­ва ог­ля­делась вок­руг. — Это он вас впус­тил?

— Он са­мый, — под­твер­ди­ла Си­ена, под­хо­дя к ним с дру­гой сто­роны за­ла, — но у не­го де­ловая встре­ча за зав­тра­ком. Он ска­зал, вы не бу­дете воз­ра­жать, ес­ли мы тут нем­ножко поб­ро­дим. — Она дру­желюб­но про­тяну­ла смот­ри­тель­ни­це ру­ку. — Я Си­ена, сес­тра Ро­бер­та.

Та от­ве­тила ей весь­ма офи­ци­аль­ным ру­копо­жати­ем.

— А я Мар­та Аль­ва­рес. Ну и по­вез­ло же вам — иметь в лич­ных эк­скур­со­водах са­мого Ро­бер­та Лэн­гдо­на!

— Да уж! — с эн­ту­зи­аз­мом от­клик­ну­лась Си­ена, за­каты­вая гла­за. — Он та­кой ум­ни­ца!

Нас­ту­пила не­лов­кая па­уза — жен­щи­на прис­таль­но раз­гля­дыва­ла Си­ену.

— Стран­но, — ска­зала она на­конец. — Не ви­жу ни­како­го фа­миль­но­го сходс­тва. Раз­ве что рост…

Лэн­гдон по­чу­ял, что над­ви­га­ет­ся ка­тас­тро­фа. Те­перь или ни­ког­да.

— Мар­та, — вме­шал­ся он, на­де­ясь, что пра­виль­но рас­слы­шал ее имя, — мне ужас­но не­лов­ко вас бес­по­ко­ить, но… ду­маю, вы са­ми до­гады­ва­етесь, за­чем я здесь.

— Чес­тно го­воря, нет, — при­щурив­шись, от­ве­тила та. — Хоть убей­те, не мо­гу по­нять, что вам здесь по­надо­билось.

Сер­дце Лэн­гдо­на пус­ти­лось в га­лоп. Нас­ту­пила не­лов­кая ти­шина, и он по­чувс­тво­вал, что сей­час его окон­ча­тель­но приж­мут к стен­ке. Но вдруг Мар­та рас­плы­лась в ши­рокой улыб­ке и гром­ко рас­хо­хота­лась.

— Шу­чу, про­фес­сор! Ко­неч­но, я до­гада­лась, за­чем вы приш­ли! Ес­ли уж быть от­кро­вен­ной, не знаю, чем она вас так оча­рова­ла, но пос­ле то­го, как вче­ра ве­чером вы с Ду­оми­но про­вели на­вер­ху чуть ли не це­лый час, ес­тес­твен­но пред­по­ложить, что вы за­хоте­ли по­казать ее сво­ей сес­тре!

— Да-да… — вы­давил он. — Со­вер­шенно вер­но. Я бы очень хо­тел по­казать ее Си­ене… ес­ли толь­ко это вас не зат­руднит.

Мар­та взгля­нула на бал­кон на уров­не вто­рого эта­жа и по­жала пле­чами:

— Нис­коль­ко. Я все рав­но ту­да и шла.

С силь­но бь­ющим­ся сер­дцем Лэн­гдон то­же пос­мотрел на бал­кон в кон­це за­ла. Я был там вче­ра ве­чером? Это­го он не пом­нил, хо­тя и знал, что бал­кон — рас­по­ложен­ный, меж­ду про­чим, в точ­ности на той же вы­соте, что и над­пись «cerca trova», — слу­жит вхо­дом в му­зей, где ему не раз до­води­лось бы­вать.

Мар­та уже со­бира­лась дви­нуть­ся ту­да че­рез весь зал, но вдруг ос­та­нови­лась, слов­но ей в го­лову приш­ла но­вая не­ожи­дан­ная мысль.

— Из­ви­ните, про­фес­сор, но вам не ка­жет­ся, что ва­шу ми­лую сес­тру луч­ше бы­ло бы раз­влечь чем-ни­будь по­весе­лее?

Лэн­гдон рас­те­рял­ся.

— А мы идем смот­реть что-то мрач­ное? — спро­сила Си­ена. — Что имен­но? Он мне не го­ворил.

Мар­та лу­каво улыб­ну­лась Лэн­гдо­ну.

— Ну что, про­фес­сор, ска­зать ва­шей сес­тре, или вы са­ми ска­жете?

Лэн­гдон тут же ух­ва­тил­ся за под­вернув­шу­юся воз­можность.

— Ко­неч­но, Мар­та, объ­яс­ни­те ей все!

Мар­та по­вер­ну­лась к Си­ене и за­гово­рила мед­ленно и внят­но:

— Не знаю, что вы слы­шали от бра­та, но мы идем на­верх, в му­зей, смот­реть очень не­обыч­ную мас­ку.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.