Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИР ИЗ­МЕ­НИЛ­СЯ НАВ­СЕГДА 12 страница



Мар­та зна­ла, что в му­зее есть нам­но­го бо­лее цен­ные эк­спо­наты, и убеж­да­ла се­бя, что ху­да без доб­ра не бы­ва­ет. Их ведь то­же мог­ли ук­расть! Од­на­ко это бы­ла пер­вая кра­жа за всю ис­то­рию му­зея. А я да­же не знаю, что по­ложе­но де­лать в та­ких слу­ча­ях!

На Мар­ту вдруг на­кати­ла сла­бость, и она сно­ва опер­лась на стол­бик с ка­натом.

Оба ох­ранни­ка с рас­те­рян­ным ви­дом пе­речис­ли­ли Мар­те все со­бытия ми­нув­ше­го ве­чера и свои собс­твен­ные дей­ствия. При­мер­но в де­сять Мар­та при­вела в му­зей Лэн­гдо­на и Ду­оми­но. Чуть поз­же все трое выш­ли вмес­те. Ох­ранни­ки сно­ва за­пер­ли две­ри, вклю­чили сиг­на­лиза­цию — и, нас­коль­ко им бы­ло из­вес­тно, ник­то боль­ше не вхо­дил в га­лерею и не вы­ходил от­ту­да вплоть до нас­то­яще­го мо­мен­та.

— Это не­воз­можно! — сер­ди­то вос­клик­ну­ла Мар­та по-италь­ян­ски. — Ког­да мы втро­ем выш­ли из му­зея вче­ра ве­чером, мас­ка бы­ла на мес­те, а это зна­чит, что кто-то по­бывал в га­лерее пос­ле нас!

Ох­ранни­ки толь­ко бес­по­мощ­но раз­во­дили ру­ками.

— Noi non abbiamo visto nessuno! [34]

Зная, что по­лиция уже в пу­ти, Мар­та от­пра­вилась в де­жур­ную ком­на­ту ох­ра­ны так быс­тро, как толь­ко поз­во­ляла ее бе­ремен­ность. Лэн­гдон с Си­еной, ох­ва­чен­ные вол­не­ни­ем, за­шага­ли за ней.

Ви­де­ока­меры, по­дума­ла Мар­та. Уж они-то по­кажут нам, кто за­ходил сю­да прош­лой ночью!

 

А в трех квар­та­лах от двор­ца Вай­ен­та от­сту­пила в тень при ви­де двух по­лицей­ских, ко­торые про­бира­лись сквозь тол­пу, по­казы­вая про­хожим фо­тог­ра­фии Лэн­гдо­на.

Ког­да учас­тни­ки об­ла­вы бы­ли не­пода­леку от Вай­ен­ты, у од­но­го из них за­рабо­тала ра­ция — пе­реда­вали обыч­ную ин­форма­ци­он­ную свод­ку. Дис­петчер го­ворил ко­рот­ко и по-италь­ян­ски, но Вай­ен­та уло­вила суть: ес­ли в рай­оне па­лац­цо Веккьо есть сво­бод­ные по­лицей­ские, они дол­жны вый­ти на связь, по­тому что в му­зее двор­ца про­изош­ло ЧП.

Двое с ра­ци­ей не об­ра­тили на этот при­зыв ров­но ни­како­го вни­мания, но Вай­ен­та сра­зу на­вос­три­ла уши.

В му­зее па­лац­цо Веккьо?

Вче­раш­нее фи­ас­ко — то са­мое, из-за ко­торо­го ее карь­ера те­перь ви­села на ни­точ­ке, — слу­чилось как раз в пе­ре­ул­ке ря­дом с па­лац­цо Веккьо.

Тем вре­менем ра­ция про­дол­жа­ла ве­щать. Силь­ные по­мехи ме­шали ра­зоб­рать, о чем идет речь, од­на­ко два сло­ва проз­ву­чали впол­не от­четли­во: Дан­те Алигь­ери.

Вай­ен­та мгно­вен­но нап­ряглась. Дан­те Алигь­ери?! Это ни­как не мог­ло быть прос­тым сов­па­дени­ем. Она кру­то по­вер­ну­лась в сто­рону па­лац­цо Веккьо и отыс­ка­ла гла­зами его зуб­ча­тую баш­ню, воз­вы­ша­ющу­юся над кры­шами со­сед­них зда­ний.

Что же имен­но про­изош­ло в му­зее? И ког­да?!

Вай­ен­та дос­та­точ­но дол­го про­рабо­тала ана­лити­ком в по­левых ус­ло­ви­ях и зна­ла, что сов­па­дения бы­ва­ют на све­те го­раз­до ре­же, чем ду­ма­ет боль­шинс­тво лю­дей. Му­зей па­лац­цо Веккьо… и Дан­те? Это дол­жно бы­ло иметь от­но­шение к Лэн­гдо­ну.

Вай­ен­та с са­мого на­чала пред­по­лага­ла, что Лэн­гдон вер­нется в Ста­рый го­род. Это бы­ло бы ло­гич­но: ведь имен­но в Ста­ром го­роде он на­ходил­ся вче­ра ве­чером, ког­да все по­кати­лось под от­кос.

Те­перь, при све­те дня, Вай­ен­та за­дума­лась: а мо­жет быть, Лэн­гдон все-та­ки смог вер­нуть­ся в рай­он па­лац­цо Веккьо в на­деж­де най­ти то, что он ищет? Она бы­ла уве­рена, что по мос­ту, ко­торый она ка­ра­ули­ла, он не про­ходил. Ко­неч­но, в го­роде хва­тало и дру­гих мос­тов, но что­бы доб­рать­ся пеш­ком от са­дов Бо­боли до лю­бого из них, тре­бова­лось че­рес­чур мно­го вре­мени.

Она за­мети­ла, что под мос­том проп­лы­ва­ет го­ноч­ная лод­ка с ко­ман­дой из че­тырех че­ловек. На бор­ту лод­ки зна­чилось: «SOCIETÀ CANOTTIERI FIRENZE» — «Греб­ной клуб Фло­рен­ции». Бро­са­ющи­еся в гла­за крас­но-бе­лые вес­ла взле­тали и опус­ка­лись с иде­аль­ной син­хрон­ностью.

А вдруг Лэн­гдон вос­поль­зо­вал­ся лод­кой? Это бы­ло сом­ни­тель­но, од­на­ко чутье под­ска­зыва­ло Вай­ен­те, что по­лицей­ская свод­ка нас­чет па­лац­цо Веккьо име­ет пря­мое от­но­шение к то­му, что ее вол­ну­ет.

— А те­перь рас­чехля­ем фо­то­ап­па­раты! — раз­дался поб­ли­зос­ти жен­ский го­лос. Го­вори­ли по-ан­глий­ски, но с италь­ян­ским ак­центом.

Обер­нувшись, Вай­ен­та уви­дела яр­кий оран­же­вый пом­пон на трос­точке — это был жезл де­вуш­ки-ги­да, ко­торая ве­ла че­рез Пон­те Веккьо груп­пу ту­рис­тов, сма­хива­ющую на стай­ку утят.

— Пря­мо над ва­ми на­ходит­ся са­мый боль­шой ше­девр Ва­зари! — вос­клик­ну­ла де­вуш­ка с про­фес­си­ональ­ным эн­ту­зи­аз­мом, воз­де­вая свой жезл, что­бы все ее по­допеч­ные пос­мотре­ли вверх.

Рань­ше Вай­ен­та это­го не за­меча­ла, но на уров­не вто­рого эта­жа, над кры­шами ларь­ков, тя­нулось что-то вро­де уз­кой кры­той га­лереи.

— Ко­ридор Ва­зари! — про­воз­гла­сила де­вуш­ка с жез­лом. — По это­му тун­не­лю дли­ной поч­ти в ки­лометр чле­ны се­мей­ства Ме­дичи мог­ли в лю­бое вре­мя бла­гопо­луч­но пе­рей­ти из па­лац­цо Пит­ти в па­лац­цо Веккьо и об­ратно!

Вай­ен­та с удив­ле­ни­ем раз­гля­дыва­ла тун­не­лепо­доб­ное со­ору­жение на­вер­ху. Она слы­шала об этом ко­ридо­ре, но поч­ти ни­чего о нем не зна­ла.

Он ве­дет в па­лац­цо Веккьо?

— Не­кото­рые осо­бо важ­ные пер­со­ны, — про­дол­жа­ла де­вуш­ка, — мо­гут про­гулять­ся по не­му и в на­ши дни. Сей­час там на­ходит­ся прек­расная арт-га­лерея — она за­нима­ет весь ко­ридор от па­лац­цо Веккьо до се­веро-вос­точно­го уг­ла са­дов Бо­боли.

Даль­ней­ших ее слов Вай­ен­та уже не слы­шала.

Она оп­ро­метью бро­силась к мо­тоцик­лу.

Гла­ва 41

Ког­да Лэн­гдон с Си­еной про­тис­ну­лись в де­жур­ное по­меще­ние сле­дом за Мар­той и дву­мя ох­ранни­ками, швы на за­тыл­ке Лэн­гдо­на сно­ва за­ныли. Кро­шеч­ная де­жур­ка ока­залась не чем иным, как быв­шим чу­ланом, обо­рудо­ван­ным компь­юте­рами и мо­нито­рами. Очень душ­ная, она бы­ла еще и нас­квозь про­куре­на.

Лэн­гдо­ну тут же ста­ло не по се­бе: сте­ны как буд­то но­рови­ли его рас­плю­щить.

Мар­та усе­лась пе­ред эк­ра­ном с зер­нистым чер­но-бе­лым изоб­ра­жени­ем ан­ди­то, сня­того ка­мерой над дверью. Циф­ры в уг­лу кад­ра по­казы­вали, что за­пись пе­ремо­тана на вче­раш­нее ут­ро, ров­но на двад­цать че­тыре ча­са на­зад, — тог­да му­зей еще не от­кры­ли, а до ве­чер­не­го при­хода Лэн­гдо­на и Ду­оми­но ос­та­вал­ся це­лый день.

Ох­ранник вклю­чил пе­ремот­ку впе­ред, и в ан­ди­то по­током хлы­нули ту­рис­ты, дви­га­ющи­еся быс­тры­ми мел­ки­ми рыв­ка­ми. Са­мой мас­ки с этой точ­ки вид­но не бы­ло, но она яв­но на­ходи­лась на сво­ем мес­те, по­тому что ту­рис­ты то и де­ло ос­та­нав­ли­вались, заг­ля­дыва­ли в шкаф­чик и щел­ка­ли фо­то­ап­па­рата­ми, а за­тем шли даль­ше.

Ско­рее, по­жалуй­ста, ду­мал Лэн­гдон. Ведь по­лиция уже в пу­ти. Ко­неч­но, они с Си­еной мог­ли бы прос­то из­ви­нить­ся и по­кинуть му­зей, но им нуж­но бы­ло уви­деть эту за­пись: она обе­щала мно­гое про­яс­нить.

А кад­ры на эк­ра­не мель­ка­ли все быс­трее, и ан­ди­то уже пе­речер­кну­ли ве­чер­ние те­ни. Ту­рис­ты про­дол­жа­ли но­сить­ся ту­да-сю­да, но вот тол­па по­реде­ла и вне­зап­но сов­сем ис­чезла. Ког­да счет­чик вре­мени по­казал 17. 00, в му­зее по­гас свет и во­цари­лась ти­шина.

Пять ча­сов — вре­мя зак­ры­тия.

— Aumenti la velocità, — ско­ман­до­вала Мар­та, по­дав­шись впе­ред и ус­тре­мив на мо­нитор прис­таль­ный взгляд. Уве­личь­те ско­рость.

Ох­ранник пос­лу­шал­ся — циф­ры на счет­чи­ке по­бежа­ли еще стре­митель­нее, и око­ло де­сяти ве­чера в му­зее вдруг сно­ва вспых­нул свет.

Ох­ранник мгно­вен­но пе­ревел вос­про­из­ве­дение в обыч­ный ре­жим.

Чуть поз­же в по­ле зре­ния воз­никла зна­комая ок­руглая фи­гура Мар­ты Аль­ва­рес. За ней по пя­там шел Лэн­гдон в сво­ей обыч­ной одеж­де — тви­довом пид­жа­ке «Кем­берли», бе­зуп­речно выг­ла­жен­ных брю­ках цве­та ха­ки и туф­лях из кор­дов­ской ко­жи. Од­нажды под его ру­кавом да­же блес­ну­ли на­руч­ные ча­сы — оче­вид­но, те са­мые, с Мик­ки-Ма­усом.

А вот и я… до то­го, как в ме­ня стре­ляли.

Ока­залось, что наб­лю­дать за са­мим со­бой в те мо­мен­ты, о ко­торых ты ни­чего не пом­нишь, очень тре­вож­но и неп­ри­ят­но. Я при­шел сю­да вче­ра ве­чером… что­бы взгля­нуть на пос­мер­тную мас­ку Дан­те? Где-то в про­межут­ке, от­де­ля­ющем ту ми­нуту от этой, он умуд­рился по­терять свою одеж­ду, ча­сы с Мик­ки-Ма­усом и два дня жиз­ни.

Ста­ра­ясь ни­чего не упус­тить, Лэн­гдон с Си­еной прид­ви­нулись поб­ли­же к Мар­те и ох­ранни­кам. Не­мой фильм про­дол­жался — Лэн­гдон и Мар­та по­дош­ли к шкаф­чи­ку с мас­кой и ста­ли ее раз­гля­дывать. За­тем двер­ной про­ем в сто­роне от них зас­ло­нила чья-то ши­рокая тень, и в кад­ре по­явил­ся чу­довищ­но рас­полнев­ший че­ловек. В свет­ло-ко­рич­не­вом кос­тю­ме и с пор­тфе­лем в ру­ках, он еле про­тис­нулся в дверь и поб­рел к ним, с тру­дом пе­рес­тавляя но­ги. По срав­не­нию с ним да­же бе­ремен­ная Мар­та ка­залась строй­ной.

Лэн­гдон сра­зу же уз­нал тол­стя­ка. Инь­яцио!

— Это Инь­яцио Бу­зони, — про­шеп­тал он на ухо Си­ене. — Ди­рек­тор му­зея Опе­ра-дель-Ду­омо. Мы с ним зна­комы нес­коль­ко лет. Прав­да, при мне ник­то не на­зывал его Ду­оми­но.

— Очень под­хо­дящее проз­ви­ще, — шеп­ну­ла в от­вет Си­ена.

В прош­лом Лэн­гдон не­од­нократ­но об­ра­щал­ся к Ду­оми­но за справ­ка­ми по воп­ро­сам, свя­зан­ным с ис­то­ри­ей со­бора Сан­та-Ма­рия-дель-Фь­оре и хра­нящи­мися в нем про­из­ве­дени­ями ис­кусс­тва, од­на­ко ви­зит Инь­яцио в па­лац­цо Веккьо выг­ля­дел стран­ным — это бы­ла не его вот­чи­на. Впро­чем, Инь­яцио Бу­зони был не толь­ко вли­ятель­ной фи­гурой во фло­рен­тий­ском ми­ре ис­кусс­тва, но и го­рячим пок­лонни­ком Дан­те и зна­током его твор­чес­тва.

Ес­ли у ко­го и на­водить справ­ки нас­чет пос­мер­тной мас­ки Дан­те, то у не­го.

Ког­да Лэн­гдон сно­ва пе­рек­лю­чил вни­мание на эк­ран, он уви­дел, что Мар­та тер­пе­ливо до­жида­ет­ся сво­их гос­тей у даль­ней сте­ны ан­ди­то, а те по­дош­ли к ог­ражде­нию и пе­рег­ну­лись че­рез ка­нат, что­бы рас­смот­реть мас­ку как мож­но под­робнее. Они что-то ув­ле­чен­но об­сужда­ли, а вре­мя шло, и Мар­та за их спи­нами уже ук­радкой пог­ля­дыва­ла на ча­сы.

Лэн­гдон по­жалел, что ка­мера наб­лю­дения не за­писы­ва­ет звук.

О чем мы с Инь­яцио го­ворим? Что ищем?!

В этот миг его двой­ник на мо­нито­ре пе­рес­ту­пил че­рез ка­нат и нак­ло­нил­ся к са­мому шкаф­чи­ку, ед­ва не ткнув­шись но­сом в стек­ло. Эк­ранная Мар­та тут же вме­шалась — ско­рее все­го поп­ро­сила его соб­лю­дать пра­вила, — и на­руши­тель с ви­нова­тым ви­дом вер­нулся за ог­ражде­ние.

— Прос­ти­те за та­кую стро­гость, — ска­зала нас­то­ящая Мар­та, взгля­нув на Лэн­гдо­на че­рез пле­чо, — но я ведь уже го­вори­ла вам, что шкаф­чик ан­тиквар­ный и очень хруп­кий. Вла­делец мас­ки пот­ре­бовал, что­бы мы ни­кого к не­му не под­пуска­ли. И от­кры­вать его в свое от­сутс­твие зап­ре­тил да­же на­шим ра­бот­ни­кам.

Лэн­гдон не сра­зу осоз­нал смысл ее слов. Вла­делец мас­ки? Он ду­мал, что мас­ка — собс­твен­ность му­зея.

Си­ена то­же уди­вилась и не­мед­ленно по­дала го­лос:

— Раз­ве мас­ка не при­над­ле­жит му­зею?

Сно­ва об­ра­тив­шись к мо­нито­ру, Мар­та по­кача­ла го­ловой.

— Один бо­гатый ме­ценат по­желал вы­купить у нас пос­мер­тную мас­ку Дан­те, но при этом обе­щал ос­та­вить ее в пос­то­ян­ной эк­спо­зиции. Он пред­ло­жил нам це­лое сос­то­яние, и мы с ра­достью сог­ла­сились.

— Пос­той­те-ка, — ска­зала Си­ена. — Он зап­ла­тил за мас­ку и ос­та­вил ее у вас?

— Стан­дар­тная прак­ти­ка ме­цена­тов, — вме­шал­ся Лэн­гдон. — Та­ким об­ра­зом они пе­речис­ля­ют на сче­та му­зе­ев круп­ные сум­мы без не­об­хо­димос­ти ре­гис­три­ровать их как по­жер­тво­вания.

— Этот ме­ценат был не­обыч­ной лич­ностью, — ска­зала Мар­та. — Прек­расный зна­ток Дан­те, од­на­ко нем­но­го… как это по-ан­глий­ски… фа­нати­ко?

— И кто же он та­кой? — В неб­режном то­не Си­ены прос­коль­зну­ла нот­ка нап­ря­жения.

— Кто? — Мар­та нах­му­рилась, не от­ры­вая взгля­да от эк­ра­на. — Ну… ду­маю, вам не­дав­но по­пада­лось в но­вос­тях имя швей­цар­ско­го мил­ли­ар­де­ра Бер­тра­на Зоб­риста?

Лэн­гдо­ну это имя бы­ло зна­комо лишь от­да­лен­но, од­на­ко Си­ена схва­тила его за ло­коть и креп­ко сжа­ла, слов­но пе­ред ней вдруг вы­рос­ло при­виде­ние.

— Да… да, — с за­пин­кой про­бор­мо­тала она. Ее ли­цо ста­ло пе­пель­но-се­рым. — Бер­тран Зоб­рист. Зна­мени­тый би­охи­мик. Сде­лал се­бе сос­то­яние еще сов­сем мо­лодым, за­патен­то­вав свои би­оло­гичес­кие раз­ра­бот­ки. — Она с уси­ли­ем сглот­ну­ла. По­том нак­ло­нилась к Лэн­гдо­ну и про­шеп­та­ла: — Зоб­рист фак­ти­чес­ки изоб­рел за­роды­шевое ма­нипу­лиро­вание.

Лэн­гдон не имел ни ма­лей­ше­го по­нятия о том, что та­кое за­роды­шевое ма­нипу­лиро­вание, но зву­чало это зло­веще, осо­бен­но с уче­том об­ру­шив­шей­ся на них ла­вины об­ра­зов, свя­зан­ных с чу­мой и смертью. Лю­бопыт­но, по­думал он, по­чему Си­ена столь­ко о нем зна­ет — по­тому ли, что хо­рошо раз­би­ра­ет­ся в ме­дици­не, или по­тому, что Зоб­рист был вун­деркин­дом, как и она са­ма? Мо­жет, уни­кумы име­ют обык­но­вение сле­дить друг за дру­гом?

— Впер­вые я ус­лы­шала о Зоб­ристе нес­коль­ко лет на­зад, — объ­яс­ни­ла Си­ена. — Тог­да он выс­ту­пил с ря­дом край­не вы­зыва­ющих пуб­личных за­яв­ле­ний. — Она по­мед­ли­ла. Ли­цо ее бы­ло мрач­но. — Речь шла о рос­те на­селе­ния. Зоб­рист убеж­ден в пра­виль­нос­ти Урав­не­ния де­мог­ра­фичес­ко­го апо­калип­си­са.

— Про­шу про­щения?

— По су­ти го­воря, это ма­тема­тичес­кое приз­на­ние то­го, что ко­личес­тво лю­дей на пла­нете рас­тет, мы жи­вем доль­ше, а на­ши при­род­ные ре­сур­сы ис­то­ща­ют­ся. Те­ория пред­ска­зыва­ет, что в бу­дущем нас ждет не что иное, как апо­калип­ти­чес­кий кол­лапс об­щес­тва. Зоб­рист во все­ус­лы­шание за­явил, что че­лове­чес­тво не пе­режи­вет те­куще­го сто­летия… ес­ли толь­ко ка­кая-ни­будь гло­баль­ная ка­тас­тро­фа не пов­ле­чет за со­бой мас­со­вую ги­бель на­селе­ния. — Си­ена тя­жело вздох­ну­ла и пос­мотре­ла Лэн­гдо­ну пря­мо в гла­за. — Да что гре­ха та­ить! Зоб­рист од­нажды про­из­нес та­кую фра­зу: «Са­мой боль­шой уда­чей Ев­ро­пы бы­ла Чер­ная Смерть».

Лэн­гдон оше­лом­ленно ус­та­вил­ся на нее. Во­лосы у не­го на за­тыл­ке за­шеве­лились, а в соз­на­нии сно­ва вспых­нул об­раз чум­ной мас­ки. Все ут­ро он гнал от се­бя мысль, что ис­то­рия, в ко­торую он уго­дил, как-то свя­зана со смер­тель­ной за­разой… но оп­ро­вер­гнуть эту до­гад­ку бы­ло все труд­нее и труд­нее.

Ко­неч­но, за­яв­ле­ние Зоб­риста о том, что Чер­ная Смерть бы­ла са­мой боль­шой уда­чей Ев­ро­пы, выг­ля­дело амо­раль­ным, од­на­ко Лэн­гдон знал, что мно­гие ис­то­рики от­ме­ча­ют бла­гоп­ри­ят­ные со­ци­оэко­номи­чес­кие пос­ледс­твия мас­со­вого вы­мира­ния ев­ро­пей­цев в че­тыр­надца­том ве­ке. До Ве­ликой чу­мы сред­не­веко­вая Ев­ро­па стра­дала от пе­рена­селе­ния, го­лода и эко­номи­чес­ких труд­ностей. Но тут яви­лась ужас­ная Чер­ная Смерть — и, эф­фектив­но «про­редив че­ловечье ста­до», соз­да­ла изо­билие еды и воз­можнос­тей, ко­торое, по мне­нию мно­гих ис­то­риков, ста­ло глав­ным ка­тали­зато­ром раз­ви­тия Ре­нес­санса.

Пе­ред мыс­ленным взо­ром Лэн­гдо­на воз­ник зна­чок би­оло­гичес­кой уг­ро­зы на кап­су­ле с из­ме­нен­ной кар­той Дан­то­ва ада, и его буд­то ока­тило ле­дяной во­дой: ведь этот жут­кий про­ек­тор кто-то из­го­товил… и Бер­тран Зоб­рист, би­охи­мик и рь­яный пок­лонник Дан­те, те­перь ка­зал­ся са­мым ло­гич­ным пре­тен­дентом на эту роль.

Отец за­роды­шево­го ма­нипу­лиро­вания. Ку­соч­ки го­лово­лом­ки в соз­на­нии Лэн­гдо­на ма­ло-по­малу скла­дыва­лись в цель­ную кар­ти­ну. К со­жале­нию, кар­ти­на эта пу­гала его все боль­ше и боль­ше.

— Прок­ру­тите впе­ред, — при­каза­ла Мар­та ох­ранни­ку: ей на­до­ело наб­лю­дать за бе­седой Лэн­гдо­на с Инь­яцио Бу­зони и хо­телось пос­ко­рее вы­яс­нить, кто же проб­рался в му­зей и ук­рал мас­ку.

Ох­ранник вклю­чил пе­ремот­ку, и счет­чик вре­мени по­бежал быс­трее.

Три ми­нуты… шесть… во­семь.

Стоя за спи­нами муж­чин, Мар­та на эк­ра­не все ча­ще пе­реми­налась с но­ги на но­гу и то и де­ло пог­ля­дыва­ла на ча­сы.

— Из­ви­ните, что мы го­вори­ли так дол­го, — ска­зал Лэн­гдон. — По­хоже, вы ус­та­ли.

— Са­ма ви­нова­та, — от­клик­ну­лась Мар­та. — Вы оба нас­той­чи­во пред­ла­гали мне пой­ти до­мой — ох­ранни­ки, мол, вас вы­пус­тят, — но я соч­ла, что это бу­дет не­веж­ли­во.

Вдруг эк­ранная Мар­та ис­чезла. Ох­ранник пе­ревел за­пись в обыч­ный ре­жим.

— Все в по­ряд­ке, — ска­зала нас­то­ящая Мар­та. — Я пом­ню, что от­лу­чилась в убор­ную.

Ох­ранник кив­нул и хо­тел бы­ло вновь за­пус­тить пе­ремот­ку, но Мар­та схва­тила его за ру­ку.

— Aspetti! [35]

Ее взгляд был при­кован к эк­ра­ну, а на ли­це чи­талось изум­ле­ние.

Лэн­гдон то­же рас­те­рял­ся. Что про­ис­хо­дит?

Не ве­ря сво­им гла­зам, он смот­рел, как его двой­ник про­тяги­ва­ет ру­ку в пер­чатке и бе­рет­ся за край двер­цы шкаф­чи­ка… ле­гонь­ко тя­нет ее на се­бя… за­тем двер­ца по­да­ет­ся и мед­ленно по­вора­чива­ет­ся на пет­лях… от­кры­вая дос­туп к пос­мер­тной мас­ке Дан­те.

Мар­та Аль­ва­рес не­воль­но ах­ну­ла и при­жала ла­дони к ще­кам.

Раз­де­ляя ее ужас, Лэн­гдон наб­лю­дал, как он сам за­пус­ка­ет ру­ки в шкаф­чик, ос­то­рож­но под­хва­тыва­ет мас­ку Дан­те с обе­их сто­рон и из­вле­ка­ет ее на свет бо­жий.

— Dio mi salvi! — взор­ва­лась Мар­та, с тру­дом под­ни­ма­ясь на но­ги и по­вора­чива­ясь к Лэн­гдо­ну. — Cos’ha fatto? Perche? [36]

Не ус­пел Лэн­гдон от­ве­тить, как один из ох­ранни­ков вых­ва­тил чер­ную «бе­рет­ту» и взял его на при­цел.

Гос­по­ди Бо­же!

Ро­берт Лэн­гдон смот­рел в чер­ное ду­ло пис­то­лета и чувс­тво­вал, как сте­ны кро­шеч­ной ком­на­ты сжи­ма­ют его, точ­но тис­ки. Мар­та Аль­ва­рес не спус­ка­ла с не­го глаз — на ее ли­це зас­ты­ло вы­раже­ние не­до­уме­ния, сме­шан­но­го со смер­тель­ной оби­дой. На эк­ра­не мо­нито­ра у нее за спи­ной двой­ник Лэн­гдо­на вни­матель­но раз­гля­дывал мас­ку, под­няв ее поб­ли­же к све­ту.

— Я взял толь­ко на ми­нут­ку! — вос­клик­нул Лэн­гдон, мо­лясь про се­бя, что­бы это ока­залось прав­дой. — Инь­яцио обе­щал, что вы не рас­серди­тесь!

Мар­та ни­чего не от­ве­тила. Вид у нее был оше­лом­ленный — она яв­но не мог­ла по­нять, по­чему Лэн­гдон ей сол­гал… и как у не­го во­об­ще хва­тило со­вес­ти сто­ять ря­дом с ней как ни в чем не бы­вало и смот­реть за­пись, зная, в чем его сей­час ули­чат.

Да я и не по­доз­ре­вал, что по­лезу в шкаф­чик!

— Ро­берт, — про­шеп­та­ла Си­ена, — гля­дите! Вы что-то наш­ли!

Нес­мотря на их пла­чев­ное по­ложе­ние, она не спус­ка­ла глаз с эк­ра­на, го­товая по­жер­тво­вать всем, лишь бы по­лучить от­ве­ты.

Меж­ду тем эк­ранный Лэн­гдон чуть нак­ло­нил под­ня­тую вверх мас­ку — бы­ло яс­но, что его вни­мание прив­ле­чено чем-то на ее тыль­ной сто­роне.

Ка­мера ви­села под та­ким уг­лом, что на до­лю се­кун­ды мас­ка зас­ло­нила часть ли­ца Лэн­гдо­на и гла­за мер­тво­го Дан­те ока­зались на од­ной ли­нии с его гла­зами. Он вспом­нил зло­вещее ут­вер­жде­ние — «Ис­ти­ну мож­но уви­деть толь­ко гла­зами смер­ти», — и по спи­не у не­го про­бежал хо­лодок.

Лэн­гдон не имел пред­став­ле­ния о том, что он раз­гля­дыва­ет на об­ратной сто­роне мас­ки, но в этот миг его двой­ник на эк­ра­не по­делил­ся сво­им от­кры­ти­ем с Инь­яцио — тот от­пря­нул, тут же по­лез за оч­ка­ми и пос­мотрел на мас­ку еще и еще раз… По­том, энер­гично ки­вая, тол­стяк при­нял­ся взвол­но­ван­но рас­ха­живать по ан­ди­то.

Вдруг оба нас­то­рожи­лись. Ви­димо, из ко­ридо­ра до­нес­лись ка­кие-то зву­ки — ско­рее все­го это воз­вра­щалась Мар­та. Лэн­гдон пос­пешно из­влек из кар­ма­на па­кет с зас­тежкой-мол­ни­ей, опус­тил ту­да мас­ку и бе­реж­но пе­редал зас­тегну­тый па­кет Инь­яцио, а тот с яв­ной не­охо­той по­ложил его в пор­тфель. По­том Лэн­гдон быс­тро зак­рыл стек­лянную двер­цу опус­тевше­го ан­тиквар­но­го шкаф­чи­ка, и оба гос­тя за­шага­ли навс­тре­чу Мар­те, что­бы по­мешать ей об­на­ружить про­пажу.

Те­перь уже оба ох­ранни­ка дер­жа­ли Лэн­гдо­на под при­целом.

По­кач­нувшись, Мар­та опер­лась о стол.

— Не по­нимаю! — выр­ва­лось у нее. — Пос­мер­тную мас­ку Дан­те ук­ра­ли вы с Инь­яцио Бу­зони?!

— Нет! — вос­клик­нул Лэн­гдон, ре­шив бле­фовать до пос­ледне­го. — Вла­делец мас­ки раз­ре­шил нам вы­нес­ти ее из зда­ния на од­ну ночь.

— Вла­делец? — пе­рес­про­сила она. — Бер­тран Зоб­рист?!

— Да! Гос­по­дин Зоб­рист поп­ро­сил нас изу­чить по­мет­ки на ее об­ратной сто­роне. Мы встре­чались с ним вче­ра ве­чером!

Гла­за Мар­ты ме­тали мол­нии.

— Про­фес­сор, я аб­со­лют­но уве­рена, что вче­ра ве­чером вы с Бер­тра­ном Зоб­ристом не встре­чались.

— Как это не встре­чались?

Си­ена ос­та­нови­ла Лэн­гдо­на, мяг­ко взяв его за ло­коть.

— Ро­берт… — Она пе­чаль­но вздох­ну­ла. — Шесть дней то­му на­зад Бер­тран Зоб­рист бро­сил­ся с баш­ни Ба­дия в нес­коль­ких квар­та­лах от­сю­да.

Гла­ва 42

Ос­та­вив мо­тоцикл чуть се­вер­нее па­лац­цо Веккьо, Вай­ен­та пош­ла вок­руг пло­щади Синь­ории. Ша­гая сре­ди выс­тавлен­ных на все­об­щее обоз­ре­ние скуль­птур Лод­жии Лан­ци, она не мог­ла не за­метить, что все они пред­став­ля­ют со­бой ва­ри­ации на од­ну и ту же те­му — жес­то­кос­ти муж­чин по от­но­шению к жен­щи­нам.

«По­хище­ние са­биня­нок».

«По­хище­ние По­лик­се­ны».

«Пер­сей с го­ловой Ме­дузы».

За­меча­тель­но, по­дума­ла Вай­ен­та, над­ви­нув ко­зырек по­ниже и про­бира­ясь че­рез ут­реннюю тол­пу ко вхо­ду во дво­рец, толь­ко что от­крыв­ший­ся для по­сети­телей. Су­дя по все­му, пло­щадь жи­ла сво­ей обыч­ной жизнью.

Ни­каких сле­дов по­лиции, по­дума­ла Вай­ен­та. По край­ней ме­ре по­ка.

Она зас­тегну­ла кур­тку до са­мого вер­ха, убе­дилась, что ору­жие на­деж­но спря­тано, и вош­ла во дво­рец. Сле­дуя ука­зате­лям «Il Museo di Palazzo», она ми­нова­ла два бо­гато уб­ранных внут­ренних дво­рика и под­ня­лась по вну­шитель­ной лес­тни­це на вто­рой этаж. В ушах у нее все еще зву­чало со­об­ще­ние по­лицей­ско­го дис­петче­ра.

Му­зей па­лац­цо Веккьо… Дан­те Алигь­ери.

Лэн­гдон дол­жен быть здесь.

Ско­ро ука­зате­ли при­вели Вай­ен­ту в прос­торное, кра­соч­но де­кори­рован­ное по­меще­ние — Зал Пя­тисот. Здесь, лю­бу­ясь ог­ромны­ми фрес­ка­ми на сте­нах, бро­дили нем­но­гочис­ленные ту­рис­ты. Ис­кусс­тво Вай­ен­ту не ин­те­ресо­вало, и она быс­тро выс­мотре­ла в даль­нем пра­вом уг­лу, у ве­дущей на­верх лес­тни­цы, оче­ред­ную стрел­ку с наз­ва­ни­ем му­зея.

Пе­ресе­кая зал, она уви­дела вок­руг од­ной скуль­пту­ры куч­ку сту­ден­тов — они пос­ме­ива­лись и щел­ка­ли фо­то­ап­па­рата­ми.

Таб­личка ря­дом гла­сила: «Гер­ку­лес и Ди­омед», Вай­ен­та взгля­нула на скуль­пту­ру, и ее не­воль­но пе­редер­ну­ло.

Пе­ред ней бы­ли два ге­роя гре­чес­кой ми­фоло­гии — оба в чем мать ро­дила, они от­ча­ян­но бо­ролись друг с дру­гом. Гер­ку­лес дер­жал Ди­оме­да вверх но­гами, со­бира­ясь швыр­нуть его на­земь, а Ди­омед креп­ко стис­нул пе­нис сво­его про­тив­ни­ка, буд­то го­воря: «Преж­де чем бро­сать ме­ня, со­ветую хо­рошень­ко по­думать».

Вай­ен­та по­мор­щи­лась. Ни­чего се­бе при­ем­чик.

Отор­вав взгляд от стран­ной скуль­птур­ной груп­пы, она быс­тро под­ня­лась по сту­пеням и очу­тилась на вы­соком бал­ко­не над за­лом. С де­сяток ту­рис­тов жда­ли от­кры­тия му­зея.

— За­дер­жи­ва­ют, — жиз­не­радос­тно со­об­щил один из них, на ми­нут­ку опус­тив ка­меру.

— По­чему? — спро­сила Вай­ен­та.

— Не знаю, но по­ка и тут есть на что пос­мотреть! — Он по­вел ру­кой, ука­зывая на об­ширную па­нора­му За­ла Пя­тисот.

По­дой­дя к ба­люс­тра­де, Вай­ен­та оки­нула взо­ром ги­гант­ское по­меще­ние. Там толь­ко что по­явил­ся один-единс­твен­ный по­лицей­ский — ста­ра­ясь не прив­ле­кать к се­бе вни­мания, он спо­кой­но, без вся­кой спеш­ки ша­гал по нап­равле­нию к лес­тни­це.

На­вер­ное, при­шел оп­ра­шивать сви­дете­лей, по­дума­ла Вай­ен­та. Во всех дви­жени­ях по­лицей­ско­го скво­зила та­кая ску­ка, что бы­ло яс­но: это ру­тин­ный вы­зов, не име­ющий ни­чего об­ще­го с ли­хора­доч­ны­ми по­ис­ка­ми Лэн­гдо­на у Пор­та Ро­мана. На ее гла­зах пред­ста­витель за­кона пе­ресек зал и стал не­тороп­ли­во взби­рать­ся на­верх.

Ес­ли Лэн­гдон здесь, по­чему они до сих пор не на­вод­ни­ли дво­рец?

То ли Вай­ен­та ошиб­лась в сво­их пред­по­ложе­ни­ях, то ли Брю­дер и мес­тная по­лиция до сих пор не смек­ну­ли, что к че­му.

Ког­да по­лицей­ский одо­лел лес­тни­цу и дви­нул­ся ко вхо­ду в му­зей, Вай­ен­та от­верну­лась и сде­лала вид, что смот­рит в ок­но. Она не за­была о сво­ем отс­тра­нении, а с уче­том то­го, ка­кие у ше­фа длин­ные ру­ки, не сто­ило афи­широ­вать свое при­сутс­твие.

— Aspetta! [37] — раз­дался вдруг чей-то го­лос.

Сер­дце у Вай­ен­ты уш­ло в пят­ки. По­лицей­ский ос­та­новил­ся пря­мо у нее за спи­ной, и она не сра­зу по­няла, что ко­ман­да до­нес­лась из его ра­ции.

— Attendi i rinforzi! — пов­то­рил го­лос.

Жди­те под­креп­ле­ния? По­хоже, си­ту­ация из­ме­нилась!

И тут Вай­ен­та за­мети­ла в не­бе за ок­ном ка­кую-то чер­ную точ­ку — она бы­ла еще да­леко, но быс­тро приб­ли­жалась к па­лац­цо Веккьо со сто­роны са­дов Бо­боли.

Вер­то­лет-раз­ведчик, по­няла Вай­ен­та. Брю­дер зна­ет, где Лэн­гдон. И нап­равля­ет­ся сю­да.

 

Стар­ший ко­ор­ди­натор Кон­сорци­ума Ло­ренс Но­ул­тон все еще ру­гал се­бя за зво­нок ше­фу. Ко­му, как не ему, бы­ло знать, ка­кую ре­ак­цию вы­зовет пред­ло­жение прос­мотреть ви­де­оза­пись кли­ен­та пе­ред тем, как ра­зос­лать ее по но­вос­тным пор­та­лам!

Со­дер­жа­ние за­писи не име­ло ни­како­го зна­чения.

Про­токол — наш царь и бог.

В го­лове у Но­ул­то­на вер­те­лась прис­казка, ко­торую вдал­бли­вали мо­лодым ко­ор­ди­нато­рам, толь­ко прис­ту­па­ющим к вы­пол­не­нию сво­их обя­зан­ностей. Слу­шай бос­са без воп­ро­са.

Вздох­нув, он по­ложил ма­лень­кую яр­ко-крас­ную флеш­ку пе­ред компь­юте­ром, что­бы зав­тра ут­ром не за­быть вы­пол­нить за­дание. Ин­те­рес­но, как жур­на­лис­ты от­не­сут­ся к это­му стран­но­му филь­му? Мо­жет, и смот­реть его не бу­дут?

Да нет, бу­дут. Его же снял Бер­тран Зоб­рист!

Ма­ло то­го что Зоб­рист был вы­да­ющим­ся де­яте­лем в об­ласти би­оме­дици­ны, еще и его не­дав­нее са­мо­убий­ство на­дела­ло мно­го шу­му. Это де­вяти­минут­ное ви­део вос­при­мут как пос­ла­ние из мо­гилы, а его зло­вещее со­дер­жа­ние ни­кому не поз­во­лит отор­вать­ся от эк­ра­на.

Че­рез счи­тан­ные ми­нуты пос­ле от­прав­ки этот фильм ста­нет ин­тернет-хи­том.

Гла­ва 43

Пол­ная не­годо­вания, Мар­та выш­ла из тес­ной де­жур­ки, ос­та­вив Лэн­гдо­на и его на­хал­ку-сес­тру под прис­мотром ох­ранни­ков. Она по­дош­ла к ок­ну и, ки­нув взгляд на пло­щадь Синь­ории, с об­легче­ни­ем уви­дела у вхо­да во дво­рец по­лицей­ский ав­то­мобиль.

На­конец-то!

У Мар­ты ни­как не ук­ла­дыва­лось в го­лове, что Лэн­гдон, че­ловек столь из­вес­тный и ува­жа­емый, мог так бес­со­вес­тно зло­упот­ре­бить ее до­вери­ем и по­хитить бес­ценный му­зей­ный эк­спо­нат.

И по­могал ему в этом не кто-ни­будь, а Инь­яцио Бу­зони! Не­мыс­ли­мо!

Ре­шив выс­ка­зать Ду­оми­но все, что она о нем ду­ма­ет, Мар­та дос­та­ла свой со­товый и наб­ра­ла но­мер ди­рек­тор­ско­го ка­бине­та в му­зее Опе­ра-дель-Ду­омо.

Труб­ку сня­ли поч­ти сра­зу.

— Ufficio di Ignazio Busoni[38], — пос­лы­шал­ся зна­комый жен­ский го­лос.

Мар­та сос­то­яла с сек­ре­тар­шей Инь­яцио в при­ятель­ских от­но­шени­ях, но сей­час ей бы­ло не до свет­ской бол­товни.

— Eugenia, sono Marta. Devo parlare con Ignazio. — Э­уд­же­ния, это Мар­та. Мне на­до по­гово­рить с Инь­яцио.

На дру­гом кон­це ли­нии нас­ту­пило стран­ное мол­ча­ние, и вдруг сек­ре­тар­ша ис­те­ричес­ки за­рыда­ла в труб­ку.

— Cosa succede? — спро­сила Мар­та. Что слу­чилось?

Она толь­ко что яви­лась на ра­боту, сквозь сле­зы объ­яс­ни­ла Э­уд­же­ния, и уз­на­ла, что вче­ра ве­чером у Инь­яцио слу­чил­ся об­ширный ин­фаркт. Это про­изош­ло в пе­ре­ул­ке ря­дом с Ду­омо. Он выз­вал «ско­рую по­мощь» при­мер­но в пол­ночь, но вра­чи не ус­пе­ли при­ехать вов­ре­мя. Бу­зони умер.

Мар­та ед­ва ус­то­яла на но­гах. Ут­ром она слы­шала в но­вос­тях, что вче­ра ве­чером скон­чался ка­кой-то го­род­ской чи­нов­ник, но у нее и в мыс­лях не бы­ло, что это Инь­яцио.

— Eugenia, ascoltami[39], — поп­ро­сила Мар­та и пос­та­ралась как мож­но спо­кой­нее рас­ска­зать ей, что за­фик­си­рова­ла од­на из ка­мер наб­лю­дения во двор­це: Инь­яцио по­хитил пос­мер­тную мас­ку Дан­те вмес­те с Ро­бер­том Лэн­гдо­ном, ко­торо­го сей­час за­дер­жа­ла служ­ба ох­ра­ны.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.